Музей корабль в воронеже: Официальный портал корабля Гото Предестинация

Жизнь простого матроса на службе в Азовском флоте


Жизнь простого матроса на службе в Азовском флоте


У современного человека служба на парусном корабле XVIII века ассоциируется с романтикой морских приключений, захватывающими путешествиями первооткрывателей и славой побед в сражениях. Это все верно, однако «оборотной стороной медали» была жизнь простых моряков, полная опасностей, лишений и физического труда в экстремальных условиях.


Наиболее подробно будни матросов эпохи Петра Великого расписаны в «Уставе морском» от 13 апреля 1720 г., составленном на основе прежних регламентов с учетом опыта, полученного за 15 лет службы на Азовском и Черном морях. Этот документ позволяет нам получить представление о быте на кораблях военно-морского флота в Петровский период.


На парусниках XVIII века было очень тесно, поскольку технологии судостроения того времени не позволяли делать корабли более просторными для команды. Например, на «Гото Предестинации» служили 253 человека: такое количество людей требовалось для выполнения разнообразных корабельных работ. К тому же моряков набирали с небольшим запасом, ведь смертность от болезней: дизентерии, простудных инфекций и цинги — порой превосходила боевые потери, что требовалось учитывать при снаряжении корабля в поход.






Однако говорить о полном отсутствии медицинской помощи в те времена было бы неверно. На крупных судах Азовского флота обязательно служил врач, в основном доктора были иностранцами. Известно, что в марте 1697 г. Петр Великий отдал распоряжение своим послам нанять в Европе на каждый из построенных кораблей по одному врачу со всеми необходимыми медицинскими инструментами и лекарствами. Тем не менее, знания XVIII века не позволяли лекарям кардинально изменить ситуацию, и смертность на флоте оставалась высокой.


Сутки на корабле делились на 6 вахт по 4 часа. Каждую смену треть экипажа несла вахту, треть выполняла необходимые текущие работы, а остальные спали.


Размещались люди преимущественно на батарейной палубе — среди пушек, в тесноте и сырости, в помещении полном крыс. Соседство с орудиями не просто было неудобным, но и угрожало жизни. Порой в условиях сильной морской качки канаты, стягивавшие пушки к бортам (тали), обрывались, и полуторатонные орудия перекатывались по палубе, попутно раздавливая зазевавшихся или спящих матросов.


Большую часть времени люди проводили в полутемных помещениях: во избежание пожаров освещение на кораблях жестко регламентировалось. Фонари зажигали только в каюте капитана и в хозяйственном отсеке, где готовили пищу.


Военным морякам полагалось достойное питание. На каждом боевом корабле обязательно находилась поварня, в которой стояла судовая печь для приготовления горячего. По калорийности рацион российского матроса (3900–4300 килокалорий) вполне соответствовал современным нормам питания мужчины в возрасте 20–40 лет, занятого физическим трудом.




В одном из своих писем в 1706 г. Петр I устанавливал перечень продуктов, необходимых для полноценного пайка. В него входили: сухари, мясо (в основном солонина, но в поход также брали мелкий скот, домашнюю птицу, чтобы есть свежее мясо), ветчина, коровье масло, рыба (популярностью пользовалась треска), крупы, соль. Дефицит витаминов «компенсировали» пивом. По уставу 1720 г. на 28 дней каждому рядовому полагалось 7 ведер этого напитка — то есть по 3 литра в день на человека. Но пиво не было очень крепким и скорее напоминало квас. Для поддержания боевого духа 4 раза в неделю морякам выдавали по чарке водки (123 мл).


Недостатка в количестве пищи моряки не испытывали, но ее качество оставляло желать лучшего: в сырых корабельных помещениях продукты гнили, в них заводились насекомые, черви, еду портили крысы. Сложно было хранить пресную воду. В бочках она быстро приобретала зеленоватый цвет, запах и напоминала болотную воду.


Трудности и испытания требовали от моряков твердости и силы духа. В тяжелых условиях поддержку людям оказывала церковь — на каждом корабле служил священник, были религиозные книги и переносной алтарь. Во время похода ежедневно проводились утренняя и вечерняя службы, на которых присутствовали все свободные от вахты члены экипажа.


Конечно, представленное здесь описание будней матросов далеко не полностью отражает условия быта на кораблях прошедшей эпохи. И все же ясно, что жизнь на флоте в начале XVIII века была трудной. Находясь в тесных сырых помещениях, антисанитарных условиях, моряки должны были заниматься тяжелой физической работой, быть ловкими и умелыми, отстаивая свое деревянное судно не только в сражениях, но и в борьбе со стихией. И длились эти испытания столько лет, сколько человек мог их вынести: в 1705 г. Петр I ввел в стране рекрутские наборы, по которым срок службы в сухопутной армии и на флоте продолжался «доколе силы и здоровье позволят». Поэтому, отмечая победы Азовского и других российских флотов, мы обязаны помнить о нелегкой жизни простых моряков и отдавать им дань уважения.

О мерах наказания моряков на кораблях парусного военного флота в России начала XVIII века


О мерах наказания моряков на кораблях парусного военного флота в России начала XVIII века


В армии любой страны мира действует система штрафов и наказаний, целью которой является поддержание воинской дисциплины. На парусных флотах XVIII века эти меры были одними из самых жестких: люди ежедневно находились в экстремальных условиях, рисковали жизнью и лишь суровые взыскания могли заставить моряков строго выполнять свои обязанности.


О мерах наказания на кораблях Азовского военно-морского флота можно узнать из «Инструкций и артикулов военных Российскому флоту» 1710 г. Наказания разделялись на арест, штраф, телесные наказания и смертную казнь.


Несмотря на широкий перечень воинских преступлений, за которые полагалось взыскание, зачастую оно было довольно мягким. Самым распространенным являлся арест. В качестве усиления данной меры провинившегося могли заковать в кандалы («посадить в железа») или перевести на хлеб и воду. Таким образом карались проявления «дедовщины», когда старшие моряки отбирали еду и пожитки у новобранцев, самовольные отлучки с корабля и возвращения до заката (если же человек не возвращался до захода солнца, это считалось почти дезертирством и предусматривало более серьезное наказание).


Многие проступки, связанные с порчей корабельного имущества, карались штрафами, вычетами из жалования или необходимостью возмещения материального ущерба. Чаще всего эти меры применялись, если дело касалось офицера. Однако в случае серьезного преступления старшие чины команды вовсе не освобождались от телесных наказаний, и им так же грозила смертная казнь, как и рядовым матросам.









Лишение жизни на кораблях применялось не так часто, как это может показаться современному человеку: каждый член команды был высококвалифицированным специалистом, замену которому во время похода искать было негде. Минимальная подготовка даже простого матроса занимала несколько месяцев, ведь от него требовалось знание назначения всех корабельных снастей и умение с ними обращаться. К тому же, боевые потери и высокая смертность, вызванная тяжелыми бытовыми условиями, создавали на флоте постоянный дефицит кадров. «Лишиться живота» можно было только за наиболее тяжкие преступления: дезертирство, покушение на жизнь человека, подстрекательство к бунту и тому подобное.


На парусном флоте активно практиковались телесные наказания, которые, в зависимости от серьезности проступка, в равной степени применялись и к рядовым, и к старшим чинам команды. Наиболее распространенными были порка у мачты, купание с реи (когда привязанного человека окунали в воду вниз головой) и проведение под килем.




Килевание — достаточно специфическая мера. Приговоренного привязывали к канату, который пропускали под подводной частью судна поперек борта. С другой стороны корабля несколько человек тащили веревку, протягивая своего товарища под килем. Если моряки тянули сильно, человек мог разбиться насмерть от удара об киль, если же слабо, наказанный рисковал захлебнуться. Такое наказание было достаточно суровым, поэтому удивительно, что, к примеру, за самовольный уход с вахты полагалось трехкратное килевание и порка у мачты всеми членами команды.




Особым образом карали за угрозу холодным оружием. Пойманного за этим человека могли пригвоздить его же орудием преступления к мачте, а провинившийся должен был вырвать клинок, тем самым разрезав себе руку.


Наказания, применяемые на кораблях военного флота в начале XVIII века, были разнообразными. Некоторые из них поражают своей жестокостью, но только такими мерами можно было поддерживать дисциплину на корабле и обеспечивать слаженность действий команды, от которой зависела судьба всего судна.

Реконструкция Первого российского линейного корабля «Гото Предестинация» в Воронеже

Реконструкция Первого российского линейного корабля «Гото Предестинация» в Воронеже.

Никогда в истории наш регион не имел такого высокого статуса, как во времена Петра Великого. Начало судостроения создало идеальные условия для бурного развития региона, в результате чего Воронеж приобрел и сохранил статус крупного аграрного, промышленного и культурного центра. По сей день каждый воронежец знает и гордится тем, что живет в городе, который является колыбелью Российского флота.

Недавнее открытие действующей копии первого линейного корабля ВМФ России «Гото Предестинация» («Божий Промысел») подтвердило право Воронежа на это почетное звание. Историческое судно было спроектировано самим русским царем, и работы велись под его непосредственным руководством русскими корабелами, без привлечения иностранных специалистов. Поэтому именно это судно было выбрано в ознаменование самых истоков русской кораблестроительной школы.

Подготовка к воссозданию петровского парусника началась по указанию Правительства Воронежской области 15 сентября 2009 года. Первоначально специалисты (судостроители, историки, архивисты, музейные работники) напряженно работали над воссозданием проекта корабля. Важной вехой в ее реализации стало заседание Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (РФ), состоявшееся в июле 2010 года. В ходе заседания, проходившего на Адмиралтейской площади в Воронеже (где Петр I заложен исторический «Гото Предестинация»), был отлит 25-килограммовый полуденный (корабельный) колокол будущего корабля. Пожелав судну удачи, заместитель Председателя Правительства РФ С.Б.Иванов и А.В. Гордеев, губернатор Воронежской области, бросил медную монету 1711 года в расплавленный металл колокола.

Реализация проекта началась с закладки стального корпуса теплохода «ГотоПредестинация» на стапеле Павловского судостроительно-судоремонтного завода в Воронежской области 15 июня 2011 г. В июле 2013 г. Часть корабля с установленным дизелем своим ходом прошла вверх по Дону, прошла шлюзы реки Воронеж и стала на якорь на Петровской набережной Воронежского водохранилища. Там построили деревянную надстройку корабля. Специалисты по деревянному судостроению петрозаводского предприятия «Варяг» отвечали за создание исторических разрезов корабля. Основным материалом для постройки корабля послужили карельские сосны. Готовые несобранные комплектующие доставлялись на грузовых автомобилях в Воронеж, где петрозаводские специалисты их собирали и устанавливали по мере необходимости. Параллельно с этим историки и деятели культуры занимались разработкой модели внутреннего устройства корабля. Существенный вклад в подготовку «Гото Предестинации» внес член Союза художников РФ, преподаватель Воронежского художественного училища В. В. Гончаров. На основе предложенной им концепции и рекомендаций ученых историко-краеведческого музея Воронежской области работа была успешно выполнена специалистами дизайн-студии «Маркварт» под руководством А.В. Руководство Иванушина. В результате этой кропотливой работы парусник был точно воссоздан, чтобы стать функциональным музеем.

Экспонаты музея включают в себя предметы старинного корабельного оборудования, корабельное вооружение, которое было восстановлено в мельчайших деталях, с полным набором пушек и сервисных инструментов. Предметы быта офицеров и членов экипажа также выставлены на обозрение. Все это позволяет составить четкое представление о службе и условиях жизни на борту корабля в начале XVIII века.

Церемония официального открытия «Гото Предестинация» состоялась 27 июля 2014 года. Выбор этой даты был далеко не случаен. Во-первых, церемония состоялась в День ВМФ РФ; во-вторых, 27 июля связано с историческими победами наших моряков в сражениях со шведами при Гангуте (1714 г.) и при Гренгаме (1720 г.).

Вот уже третий год подряд величественный облик «Гото Предестинации» украшает Воронеж на радость горожанам и гостям города — колыбели Российского флота.

Посетите мемориальный дом-музей Никитина во время поездки в Воронеж или Россию

Мемориальный дом-музей Никитина отзывы

Рейтинг путешественников TripAdvisor

8 отзывов

  • Москвичка12

    tripadvisor.com/ShowUserReviews-g798124-d2606824-r183496726-Nikitin_Memorial_House_Museum.html»> Этот музей закрыт на реконструкцию, но, судя по валяющимся вокруг огромным кирпичам, он будет закрыт еще какое-то время.

    Этот музей закрыт на реконструкцию, но, судя по валяющимся вокруг огромным кирпичам, он будет закрыт еще какое-то время.
    более »

Подробнее на TripAdvisor ›

Спланируйте поездку в Воронеж

  • Индивидуальная поездка

    Полный маршрут дня за днем ​​на основе ваших предпочтений

  • Настройте его

    Усовершенствуйте свое путешествие. Мы найдем
    лучших маршрутов и расписаний

  • Забронировать

    Выберите один из лучших отелей и мероприятий. Скидка до 50% на

  • Управление

    Все в одном месте. Все на одной странице.

Узнать больше

Просмотреть все ›

©

Памятник

Памятник Белому Биму Черному Уху

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Памятник

Памятник Котёнку с улицы Лизюкова

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Специализированный музей

Корабль-музей Гото Предестинация

4.2

Продолжительность: 1 час 30 минут

Религиозный сайт

Воронежская еврейская община

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Боковые поездки из Воронежа

©

Аквариум

Воронежский океанариум

Солнечный

4. 7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Специализированный музей

Музей-заповедник Дивногорье

Дивногорье

4,5

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Достопримечательность

Ольденбургский дворец

Рамон

3,9

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Автономная церковь

Кашары

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

©

Церковь

Благовещенский собор

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Религиозный объект

Алексеево-Акатовский женский монастырь

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Храм Успенского Адмиралтейства

4. 7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Церковь Святителя Тихона Задонского

4.6

Продолжительность: 1 час 30 минут

Скрытые жемчужины в Воронеже

Памятник

Памятник Полевому почтальону

4.7

Продолжительность: 1 час 30 минут

Парк

Кольцовский Парк

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

©

Церковь

Покровский собор

4,8

Продолжительность: 1 час 30 минут

Церковь

Спасская церковь

5,0

Продолжительность: 1 час 30 минут

Посмотреть все ›

Специализированный музей

Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамской

4.