Содержание
15 шедевров галереи искусств музея Пушкина
Редакция Localway
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв. – второе здание Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Корпус открылся в 2006 году и в него была перенесена часть экспонатов основной экспозиции. Попробуем сориентироваться в двух веках многообразного западного искусства.
Здание галереи находится на Волхонке, слева от основного корпуса музея (если стоять к нему лицом).
Галерея занимает три этажа. Залы расположены по кругу, осмотр начинается слева от лестницы. Номера залов написаны над входными проемами или рядом с ними.
Поделиться
«Карнавал», Франсиско Гойя
Картина Франсиско Гойи «Карнавал», находящаяся во втором зале, не является широко известной работой художника, однако, в полной мере раскрывает его авторский стиль. Полотно перекликается в том числе и со знаменитыми офортами «Капричос». Гротескные уродцы, принимающие участие в «Карнавале», вкупе с общим мрачным тоном картины угнетают и завораживают.
Читать полностьюСвернуть
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Музей
Волхонка, 12, Москва
5
Посмотреть на карте
«Дети короля Эдуарда IV», Поль Деларош
Здесь же, во втором зале, находится картина Поля Делароша «Дети короля Эдуарда IV». На полотне изображены главные герои одной из самых таинственных легенд старой Англии – принцы Эдуард V и Ричард Йоркский. В конце XV века английским парламентом был принят указ о признании принцев незаконнорожденными и, соответственно, не имеющими прав на престолонаследие. Действующий король Англии и родной дядя братьев Ричард III заточил 13-летнего Эдуарда и 10-летнего Ричарда в Тауэр, дальнейшая судьба детей неизвестна. Существует множество версий их гибели, но основная – скорое убийство Ричардом III.
Спустя несколько веков в одной из башен Тауэра было обнаружено два детских скелета, однако, экспертиза не сумела установить, принадлежали ли останки принцам.
Читать полностьюСвернуть
«Голубые танцовщицы», Эдгар Дега
На втором этаже, в восьмом зале, находится знаменитое полотно Эдгара Дега «Голубые танцовщицы». Художник чрезвычайно любил тему балета, причем именно закулисную его часть. Это становится очевидным и если посмотреть на работы, расположенные по соседству.
Существует мнение, что, вопреки названию, танцовщица на картине изображена одна, на разных этапах подготовки к выходу на сцену. Интересна и композиция: вероятно, в силу увлеченности художника фотографией, холст нарочито напоминает кадр, не сумевший вместить все происходящее.
Читать полностьюСвернуть
«Бульвар Капуцинок в Париже», Клод Моне
Одна из самых известных и обсуждаемых картин Клода Моне «Бульвар Капуцинок в Париже» находится в девятом зале. Любопытно, что это полотно, будучи представленным на первой выставке импрессионистов, более других подверглось нападкам и без того критически настроенной публики. Новое течение не принималось и вызывало исключительно насмешки. На сегодняшний же день картина нередко приводится в качестве одной из самых показательных и образцовых работ, выполненных в направлении импрессионизма.
Кстати, по сути, и своим названием импрессионизм обязан Моне. Кисти художника принадлежит картина «Впечатление. Восход солнца», это название и стало основой для нового течения в живописи – impression, что в переводе с французского означает «впечатление».
Читать полностьюСвернуть
«Оперный проезд в Париже», Камиль Писсарро
В десятом зале находится картина Камиля Писсарро «Оперный проезд в Париже».
Судьба одного из самых ярких представителей импрессионизма сложилась непросто: в разгар франко-прусской войны художник был вынужден покинуть свою квартиру в пригороде Парижа, оставив в ней все работы. В помещении обосновалась мясная лавка, а о полотна Писсарро в буквальном смысле вытирали ноги, используя их вместо половиков. Из более чем пятисот картин мастера целыми остались считанные десятки.
Но ни загубленные работы, ни бесконечные бедность и голод, ни насмешки над новым направлением в живописи не смогли сломить волю художника. Пейзажи, на которых Писсарро изображал улицы Парижа, со временем получили залуженное признание искусствоведов и любовь публики.
Читать полностьюСвернуть
«Купание в Сене», Огюст Ренуар
Представителем импрессионизма является и Огюст Ренуар. Одна из его картин – «Купание в Сене» (второе название «Лягушатник») – расположена здесь же, в десятом зале. Художник был признанным мастером сентиментального портрета, но помимо этого излюбленной темой его работ были водоемы, набережные и жизнь, кипевшая на них.
На закате своих дней Ренуар тяжело болел, оказался прикован к постели, но не откладывал карандаша, ведь, по его словам, «боль проходит, а красота остается».
Читать полностьюСвернуть
«Красные виноградники в Арле», Винсент Ван Гог
Сложно поверить, но знаменитый постимпрессионист Винсент Ван Гог был не только живописцем. Будущий мастер успел поработать дилером в крупной художественной компании (благодаря чему начал разбираться в искусстве), продавцом в книжном магазине, учителем в интернате и миссионером, и лишь в возрасте 30 лет серьезно занялся живописью. Единственная картина, которая была продана при жизни мастера ‒ «Красные виноградники в Арле», ныне находящаяся в одиннадцатом зале Музея изобразительных искусств им. Пушкина.
Примечательна также работа «Прогулка заключенных», созданная Ван Гогом во время обострения его душевной болезни и добровольного «заключения» в психиатрической лечебнице. Художник вынужден был смотреть на мир сквозь железные прутья оконных решеток, и полотно откровенно передает чувства мастера, фактически лишенного свободы. Недаром центральный персонаж картины наделен чрезвычайным внешним сходством с автором.
Ван Гог прожил всего 37 лет и умер по трагической случайности: совершая променад с материалами для рисования, художник нечаянно выстрелил в себя из револьвера, прихваченного для отпугивания птиц во время работы над картиной.
Читать полностьюСвернуть
«В комнатах», Поль Сезанн
Работы еще одного представителя постимпрессионизма Поля Сезанна расположены в четырнадцатом зале. Художник создал более 800 полотен, но настоящее признание получил лишь в последние годы жизни, в возрасте 65 лет.
Одна из первых его работ ‒ «В комнатах» (другое название – «Сцена в интерьере»), ныне находящаяся в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, подверглась чудовищной критике.
Одним из самых загадочных полотен Сезанна является «Пьеро и Арлекин» («Mardi Gras», «Масленица»), которое мастер писал около двух лет. В образе Арлекина художнику позировал его сын Поль. Искусствоведы и по сей день пытаются найти объяснение тому, почему Сезанн, чуждый театральному жанру, выбрал именно эту тему, и приписывают картине некий скрытый смысл.
Читать полностьюСвернуть
«А, ты ревнуешь?», Поль Гоген
Одним из ярчайших представителей постимпрессионизма является Поль Гоген.
С юных лет Гоген интересовался и питал особую любовь к тропическими странам, и с переездом на Таити начался «полинезийский» ‒ наиболее плодотворный период его творчества. И хотя жизнь на острове нельзя назвать безоблачной (во время пребывания на Таити художник даже пытался покончить жизнь самоубийством, отравившись мышьяком), именно там, по мнению самого мастера, были созданы лучшие его работы. Полотна «А, ты ревнуешь?» и «Ее звали Вайраумати» находятся в пятнадцатом зале музея. Сюжеты картин Гоген описал в книге «Ноа Ноа». Так, на первом холсте изображены две сестры, раскинувшиеся в сладострастных позах на берегу после купания и рассуждающие о любви – прошедшей и будущей. На втором полотне – героиня полинезийского мифа Вайраумати, земная жена бога Оро. По легенде, пара стала прародительницей тайного общества свободной любви, существующего на острове.
Читать полностьюСвернуть
«Полифем», Морис Дени
Одним из видных членов группы художников-символистов «Наби» является Морис Дени. Его полотно «Полифем» расположено в шестнадцатом зале. На картине художник совместил миф и реальность: на втором плане античный Полифем играет мелодию любви нимфе Галатее, а на первом – резвятся современные земные жители. Кстати, позировали мастеру члены его семьи и друзья.
Читать полностьюСвернуть
«Просушка парусов», Андре Дерен
На третьем этаже, в зале восемнадцать находится картина Андре Дерена «Просушка парусов». Полотно было представлено в рамках серии работ, созданных при тесном сотрудничестве с Анри Матиссом для парижского Осеннего салона 1905 года, и стало прародителем нового течения – фовизма (в переводе с французского – «дикость»). Картины были названы «дикими» за буйство и выразительность красок, динамичность и эмоциональность. Правда, сами художники этот термин по отношению к своим работам никогда не употребляли.
Читать полностьюСвернуть
«Мастерская художника», Анри Матисс
Движение художников-родоначальников фовизма распалось через три года после объединения. Однако это событие никоим образом не помешало Анри Матиссу и дальше придерживаться принятого курса. Работы мастера находятся в девятнадцатом и двадцатом залах.
Яркими образцами (и в буквальном, и в переносном смысле) стиля Матисса являются картины «Марокканский триптих» и «Мастерская художника» (другое название – «Розовая мастерская») в двадцатом зале. Полотна как нельзя лучше раскрывают суть фовизма. Здесь же есть еще один интересный экспонат – подлинные рабочие палитры художника.
Читать полностьюСвернуть
«Муза, вдохновляющая поэта», Анри Руссо
Работы одного из самых известных представителей примитивизма Анри Руссо можно увидеть в двадцать первом зале. Картины мастера – это шаржи, фарс. Так, например, на полотне «Муза, вдохновляющая поэта» хрупкая и женственная художница Мари Лорансен предстает в образе дородной матроны, нарочитым жестом руки осеняющая своего мужа-поэта Гийома Аполлинера. Интересно, что в музее им. Пушкина находится дубликат картины: тяжелое материальное положение вынудило художника написать копию (с некоторыми минимальными отличиями) для продажи. Оригинал же хранится в Художественном музее Швейцарии, в Базеле.
«Нападение ягуара на лошадь» – еще одна интересная работа, полная неправдоподобных деталей. Например, сложенные в причудливой позе ноги лошади чрезвычайно напоминают женские.
Читать полностьюСвернуть
«Девочка на шаре», Пабло Пикассо
Пожалуй, самая известная картина Пабло Пикассо ‒ «Девочка на шаре», расположенная в двадцать втором зале музея. Полотно находится на стыке «голубого» и «розового» периодов творчества художника. Картина полна противопоставлений и контрастов: хрупкая и гибкая девочка и крупный, мусклистый, неподвижный атлет; шар, на котором стоит эквилибристка, и куб, на котором сидит мужчина; веселое цирковое ремесло изображенных на первом плане персонажей и унылый фон барханов.
В XXI веке Пикассо был признан самым дорогим художником – его картины уходили с молотка за рекордные суммы.
Читать полностьюСвернуть
«Ноктюрн», Марк Шагал
Марк Шагал прожил без малого целый век, занимаясь не только живописью, но и сценографией, графикой, писал стихи. Художника невозможно причислить к представителям какого-либо жанра – он создал свой собственный, неповторимый, узнаваемый стиль. Картина «Ноктюрн» (другое название ‒ «Ночная сцена») находится в двадцать четвертом зале. Полотно относится к циклу работ, созданных Шагалом после безвременной кончины его жены Беллы. На холсте красный конь уносит любимую художника в мир прошлого.
Читать полностьюСвернуть
Посмотреть все объекты на карте
Поделиться
Знаменитые картины Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» Рембрандт Харменс ван Рейн
Библейский сюжет, в котором Эсфирь, жена царя Артаксеркса, разоблачает предательство визиря Амана, на полотне Рембрандта превращается в полную драматизма историю о человеческих отношениях, добре и зле. Драматическое воздействие усиливает уникальная живописная манера, присущая позднему Рембрандту – неповторимый эффект мерцания света на полотне.
«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — самая «многострадальная» картина Рембрандта. В 1819 году она была повреждена при пожаре, и ее три раза переносили на новый холст, но не слишком удачно. К счастью, четвертая реставрация увенчалась успехом.
«Девочка на шаре» Пабло Пикассо
«Девочка на шаре» — одна из самых известных и значительных работ «розового периода» Пабло Пикассо. На картине всего две основные фигуры – балансирующая на шаре хрупкая девочка и сидящий на кубе могучий атлет. Это произведение воплощает принципиальные различия и одновременно неразрывную связь мужского и женского начал, движения и статики, гибкости и силы. В соотношении фигур наблюдается интересный оптический эффект. Если закрыть атлета, балансирующая девочка тут же зрительно утрачивает равновесие, и создается впечатление, что она падает с шара. Если закрыть девочку, атлет оказывается «прикован» к кубу, и кажется, что он никогда не сможет подняться.
«Голубые танцовщицы» Эдгар Дега
«Голубые танцовщицы» признаны одной из лучших работ Эдгара Дега на тему балета. Особенность работ этого художника – необычные ракурсы, которые создают впечатление, будто художник «подсматривает» за своими персонажами с самых неожиданных точек зрения. «Голубые танцовщицы» — не просто воплощение грации и изящества прекрасных девушек, но и глубоко символичное, концептуальное произведение. По мнению исследователей, его главная особенность в том, что на полотне изображены не четыре девушки, а одна в различных фазах своего движения, иллюстрирующего бесконечный круговорот не только танца, но и самой жизни.
«Портрет Жанны Самари» Пьер-Огюст Ренуар
Портреты актрисы театра «Комеди Франсез» Жанны Самари Ренуар писал несколько раз. Картина, которая экспонируется в Пушкинском музее, считается подготовительным этюдом к парадному портрету актрисы, который можно увидеть в Эрмитаже. Но искусствоведы единогласно сходятся на том, что это лучший из всех ренуаровских портретов Жанны Самари. Изображение юной актрисы полно грации, непринужденности и одновременно задумчивости. Оригинал картины обладает необычным оптическим эффектом, который не способны передать репродукции: при взгляде под определенным углом зеленое платье Жанны становится синим.
«Красные виноградники в Арле» Винсент Ван Гог
Однажды вечером, проезжая по дороге близ Арле, Винсент Ван Гог стал свидетелем необыкновенного оптического явления: в лучах заходящего солнца ряды виноградников вспыхнули яркими оттенками красного, словно погружаясь в языки пламени. Так появилась картина, которую Ван Гог переосмыслил в глубоком философском, символическом и трагическом ключе. В желто-красном огне солнца, символизирующем течение жизни, работающие на винограднике люди выглядят черными головешками, они словно сгорают и превращаются в дым и прах в процессе ежедневного изнурительного труда. «Красные виноградники» — одна из двух работ, которые Ван Гогу удалось продать при жизни.
«Завтрак на траве» Клод Моне
Картина «Завтрак на траве» Клода Моне названа в честь скандального полотна Эдуарда Мане, на котором изображен пикник с участием одетых джентльменов и обнаженных дам. Моне запланировал скандал иного рода – он поставил цель создать импрессионистскую картину, которая бы получила официальное признание в Салоне. Первоначально полотно имело размер 460 x 640 см, и чтобы дотянуться до его верхнего края при работе на пленэре, художнику приходилось опускать нижний в яму. Позже Моне написал вариант меньшего размера, который вышел более цельным.
Особенность картины в том, что Моне не скрывает условности изображенных персонажей. На картине изображены три его друга (один из них – дважды), а женские модели взяты с обложек модных журналов. Впервые в истории живописи персонажи переднего плана изображены спиной к зрителям. Настоящий «герой» этой картины, по замыслу художника – свет, пробивающийся сквозь листву деревьев.
«Пьеро и Арлекин» Поль Сезанн
Картина «Пьеро и Арлекин» занимает в творчестве Сезанна особое место. Исследователи творчества художника сходятся на том, что на картине изображен ярко выраженный конфликт, но расходятся во мнениях в вопросе его сущности. Что означает противопоставление подтянутой, пружинистой фигуры высокомерного Арлекина, облаченного в пылающее красным трико, и рыхлого, апатичного Пьеро в гипсово-белых одеждах? Почему Пьеро исподтишка толкает Арлекина сзади кулаком? Являются ли герои картины свободными властелинами карнавала красок, в который погружаются люди искусства, или они – просто марионетки на веревочках? Каждый отвечает на эти вопросы по-своему.
«Нападение ягуара на лошадь» Анри Руссо
Анри Руссо, основатель стиля примитивизм, был мечтателем и романтиком. Он любил рассказывать о путешествиях по Мексике и охоте в джунглях, хотя ни разу в жизни не выезжал из Парижа. Моделью для его тропических лесов были растения Ботанического сада, а хищников он изучал по чучелам в Зоологическом музее. «Нападение ягуара на лошадь» погружает зрителя в мир живого и непосредственного детского восприятия, в котором цветы и травы оказываются больше животных, а ягуар скорее играет с лошадью, чем пытается причинить ей вред. Картины Руссо удивительно трогательны, они напоминают нам о том, как мы воспринимали мир в детстве, до того, как примирились с его суетностью и жестокостью.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Директора ведущих художественных музеев и ярмарок России массово уходят в отставку
Высокопоставленные руководители российских художественных и культурных учреждений массово увольняются со своих постов после вторжения страны в соседнюю Украину.
Большинство заявлений этих кураторов и директоров указывают на то, что решение уйти было добровольным, но есть некоторые свидетельства того, что многие были вынуждены уйти коллегами и начальниками из-за их предполагаемого отсутствия поддержки войны президента Владимира Путина.
В своем посте в Instagram многолетний заместитель директора ГМИИ имени А. С. Пушкина Владимир Определенов высоко оценил цифровое развитие музея и другие достижения на протяжении своей карьеры. Далее он добавил: «Мое отношение к происходящим в мире событиям не совпадает с отношением моих коллег из Министерства культуры Российской Федерации. Я надеюсь, что это изменится в ближайшем будущем, но в сложившейся ситуации я вынужден покинуть свой любимый музей».
Владимир Определенов, бывший заместитель директора Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Россия.
Между тем, художественный руководитель фонда VAC в Москве Франческо Манакорда заявил, что ушел в отставку из-за конфликта в Украине, сообщает ARTnews.
«К сожалению, текущие события существенно изменили трудовые и личные условия, в связи с чем я пришел к выводу, что не смогу продолжать работать с той самоотдачей, которой мог бы гордиться», — заявил Манакорда российскому ТАСС. сервис по ARTnews . «Мое решение давалось мне с большим трудом и раскаянием».
Бывший художественный руководитель фонда VAC Франческо Манакорда. Фото DIMITAR DILKOFF/AFP через Getty Images.
Фонд VAC управляет двумя офисами в Венеции и Москве. Последняя, получившая название ГЭС-2, представляет собой культурный центр, открытый в 2020 году и финансируемый Леонидом Михельсоном, который имеет тесные связи с Кремлем и является исполнительным директором «Новатэка», крупнейшей частной газовой группы России.
Михельсон уже более десяти лет финансирует выставки в мире западного искусства, в том числе выставки в Художественном институте Чикаго, Новом музее в Нью-Йорке и лондонской галерее Тейт.
До прихода в VAC Foundation в 2017 году Манакорда была художественным руководителем Tate Liverpool и со-куратором Ливерпульской биеннале 2016 года. В 2007 году он курировал павильон Словении на Венецианской биеннале, а в 2009 году курировал павильон Новой Зеландии на биеннале.
Манакорда еще не ответила на запрос о комментарии.
Бывший арт-директор Cosmoscow Саймон Риз на XXIV Петербургском международном экономическом форуме. Фото Артема Геодакяна ТАСС через Getty Images.
Саймон Риз, художественный руководитель художественной ярмарки Cosmoscow, также разрывает связи со своим учреждением. «Путин бросил камень в пруд примерно в октябре, и с тех пор рябь движется наружу, — написал он на своей странице в Facebook 25 февраля. среди малообеспеченного населения бывших коммунистических государств. После катастрофы на Фукусиме ряд E.U. Штаты вывели из эксплуатации ядерную энергетику, поэтому они также зависят от газа и нефти из России: поставки могут быть полностью прекращены, когда еще зима».
Через несколько дней ярмарка опубликовала собственное заявление в Facebook: «За последнюю неделю мы все осознали, насколько хрупок наш мир. События последних дней вызывают большой шок и шок, происходящая человеческая и политическая трагедия касается абсолютно всех».
Рис подтвердил Artnet News, что ушел в отставку 24 февраля. Он также отметил, что сейчас работает «в окопах связи» от имени Литовского центра современного искусства Вильнюса и живет в Вене, где он переезжает и проживает беженцы из Украины.
Анонимное граффити в Вильнюсе, цитирующее слова солдат украинского Змеиного острова: «Русский линкор, иди на хуй». Предоставлено CAC Вильнюс.
«Саймон внес большой вклад в наши международные связи с глобальным миром искусства», — сообщила Artnet News по электронной почте Кристна Вронская, представитель Cosmoscow. «У нас были совместные богатые планы, и мы глубоко сожалеем, что он решил уйти. Культура — объединяющая сила, и мы надеемся, что русская культура останется частью мировой».
Следите за новостями Artnet на Facebook:
Хотите быть впереди мира искусства? Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние новости, поучительные интервью и острые критические выводы, которые способствуют развитию беседы.
Выставка Ксении Хауснер в ГМИИ им. А.С. Пушкина
Выставка Ксения Хауснер: Правдивая ложь откроется 28 сентября в Галерее искусства Европы и Америки XIX-XX веков ГМИИ им. А.С. Пушкина Искусство. Посетители увидят в общей сложности 30 картин Ксении Хауснер и серию фотографий, сделанных художницей в процессе подготовки к написанию живописных работ.
Афиша Выставка Ксения Хауснер, фото: ГМИИ им. А.С. Пушкина
Ксения Хауснер родилась в 1950 году в семье художников, изучала сценографию в Вене и Лондоне, а в 1977 году начала создавать декорации к спектаклям и операм, работая с самыми престижными площадками мира от Королевского оперного театра Ковент-Гарден до Зальцбургского фестиваля.
Pensee Sauvage, 2011, фото: Ксения Хауснер
В 1992 году художница решила посвятить себя исключительно живописи. Это было мотивировано ее желанием получить больше свободы и стать «режиссером собственных живописных постановок». Театральное и, в более общем смысле, повествовательное измерение творчества Хауснер показывает, что она является наследницей многовековой традиции западноевропейской живописи. В то же время ее искусство ориентировано на сегодняшний день, изображая современные типы персонажей и обращаясь к текущим социальным проблемам. Ее драматичные, красочные и эмоционально заряженные работы никого не оставляют равнодушными, убедительно показывая, что потенциал фигуративной живописи сегодня далеко не исчерпан.
Плывущие, 2018, фото: Ксения Хауснер
В большинстве картин Хауснера действие происходит в театральной обстановке с тщательно продуманной постановкой, расставленным светом и декоративными задниками, где модели разыгрывают роли в загадочных и неоднозначных мизансценах. Само название выставки указывает на важность театрального начала в творчестве художника: аранжированное, выдуманное, выдуманное оказывается правдивым внутренним содержанием, вызывающим немедленную реакцию зрителя.
Кен Парк, 2016, фото: Ксения Хауснер
В творчестве Ксении Хауснер все направлено на то, чтобы усилить зрительское восприятие — задача, которую ранее преследовали несколько поколений художников 20-го века. Художница достигает этой цели благодаря своей яркой палитре, размашистым мазкам, орнаментальным мотивам и декоративным рисункам, которые еще более усиливаются крупными форматами и мощными и монументальными фигурами, которые ставят ее работы в традицию запрестольных изображений, исторических картин и государственных портретов.
Аборигены, 1997, фото: Ксения Хауснер
Одна из ключевых тем Ксении Хауснер — роль женщины в жизни и искусстве. Действие ее картин происходит в некой альтернативной реальности, где доминируют женщины, играющие главную роль в сеттинге художницы. Редкие мужские персонажи не навязывают себя, а органично вписываются в «женский мир» ее картин.
Неповиновение, 2019, фото: Ксения Хауснер
«Моя вселенная — женщина. Женщины – ключевой элемент в моей работе. В моих картинах они выступают как представители всех полов. Я обрабатываю человеческие темы с женским составом». Ксения Хауснер
Картины Хауснера способны генерировать все новые и новые значения в индивидуальном опыте просмотра. Художница также расширяет ассоциативное поле за счет использования названий как известных, так и относительно малоизвестных фильмов и книг, что дает дополнительную пищу для размышлений знающим зрителям. Чаще всего сюжеты и персонажи этих произведений имеют мало отношения к тому, что происходит на картинах художника. Хауснер использует метод свободных ассоциаций при выборе названий, которые являются прежде всего поэтическими метафорами. Кроме того, она часто обращается как к отдельным работам других художников, так и к общим стилям живописи. В любом случае чтение конкретной ссылки не дает зрителю мгновенного решения, а лишь помогает ему или ей найти один из многих возможных векторов интерпретации.
Святой Франциск, 2014 г., фото: Ксения Хауснер
«Я не предлагаю руководство по эксплуатации или руководство по чтению. С другой стороны. Однозначные интерпретации скучны. Жизнь — вопросительный знак. Искусство должно быть таинственным, нонконформистским и иррациональным». Ксения Хауснер
Стремление найти связь со зрителем, быть открытой ему или ей — важнейший аспект творчества Ксении Хауснер. В то же время амбивалентность многих сцен, поставленных художницей, заставляет зрителя занимать активную позицию по отношению к ее картинам, сопоставлять их со своими жизненными переживаниями, страхами и желаниями.
Viribus Unitis, 2020, фото: Ксения Хауснер
Искусство Хауснера оказывает глубокое влияние как на визуальном, так и на эмоциональном уровне: зритель захвачен драмой интенсивного и в то же время очень интимного и глубокого контакта между людьми. . Художница обладает особым даром передавать тонко оркестрованные эмоциональные связи между главными героями ее картин, главной темой которых являются человеческие отношения и проявления заботы, привязанности и любви. Этим объясняется глубокая значимость ее работы для современного мира, отмеченного нескончаемой пандемией, непрекращающимися локальными и глобальными конфликтами, появлением все новых волн беженцев.
Кураторы: Даниэль Булатов и Эльси Ланер (Вена)
Exiles III, 2017, фото: Ксения Хауснер
Ретроспектива Ксении Хауснер проводится в сотрудничестве с музеем Альбертина в Вене и при поддержке Федерального министерства искусства, культуры, гражданского Сервис и спорт», а также Австрийского культурного форума в Москве и посольства Австрии в России.