Содержание
Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва – Афиша-Выставки
Музей в Москве
Москва, Волхонка, 12
Выбор «Афиши»
8.8
38 отзывов
© vk.com/theartsmuseum
1/42
О месте Расписание выставок Отзывы (38)
История мирового искусства в слепках, старые мастера и импрессионисты
В постоянной экспозиции Пушкинского музея можно по слепкам и копиям изучить историю мирового искусства: от древнеегипетских мумий до готического портала и Давида Микеланджело. Также в музее хранится большая коллекция живописи старых мастеров: Рубенс, Боттичелли, Рембрандт и другие. А в Галерее искусств стран Европы и Америке XIX-XX веков представлены всемирно известные картины Моне, Ренуара, Матисса, Пикассо и Ван Гога. Регулярно в музее проходят выставочные блокбастеры: показывают шедевры из зарубежных и российских собраний.
Краткая история
В конце XIX веке многие искусствоведы и меценаты говорили о том, что в Москве необходимо создать Музей изящных искусств. Долгожданное строительство началось в 1898 году. Проект здания, напоминающего античный храм, разработал архитектор Иван Клейн. Музей облицевали белым морозоустойчивым уральским мрамором, а главный фасад украсили увеличенной копией колоннады древнегреческого храма Эрехтейон. Крышу сделали стеклянной, поскольку скульптуры лучше всего осматривать при дневном свете.
Финансировали затею известные предприниматели, банкиры и благотворители, а главным идейным вдохновителем выступал видный профессор Иван Цветаев. Он заказывал в зарубежных мастерских первоклассные копии недавно открытых скульптур. Он хотел познакомить публику с историей искусства, включая Древний Египет, Античность, Средневековье, Ренессанс и Новое время. Кроме того, музей приобретал подлинники, например, коллекцию из шести тысяч древнеегипетских артефактов. Музей открылся в 1912 году и сразу стал популярен: ежедневно здесь бывало до 800 человек.
Основная живописная коллекция сформировалась уже после революции. Сюда отправляли картины старых мастеров из национализированных коллекций, а в 1948 году передали половину коллекции Государственного музея нового западного искусства (вторая отправилась в Эрмитаж). Так в Пушкинском оказались работы французских импрессионистов и постимпрессионистов, которые в свое время собирали Щукин и Морозов.
Пушкинский музей располагается в самом центре Москвы — напротив храма Христа Спасителя на улице Волхонка. Удобно добираться на метро: нужно выйти на станции «Кропоткинская» и перейти через дорогу.
Телефон+7 (495) 697 95 78, +7 (495) 609 95 20, +7 (495) 697 74 12
АдресМосква, Волхонка, 12
Метро
Кропоткинская
Боровицкая
Арбатская
Александровский сад
Библиотека им. Ленина
ЦенаВход 200–400 р., для детей до 6 лет вход свободный. Доступно людям с ограниченной подвижностью
СоцсетиTwitter, Вконтакте
Входит в сетьМузей изобразительных искусств им. Пушкина
Режим работывт-ср, сб-вс 11.00–20.00, чт-пт 11.00–21.00, касса закрывается на час раньше
Статус
Откроется в 11.00
Расписание выставок
7Полное расписание
Рестораны рядом
Рецензия «Афиши» на музей «Музей изобразительных искусств им. Пушкина»
Александра Рудык
456 отзывов, 474 оценки, рейтинг 573
7
Полтора года назад из Пушкинского музея вынесли всех импрессионистов и работы XX века. Теперь они живут в отдельном здании слева (ранее — Музей личных коллекций, ныне — Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков). В результате на верхних этажах основного здания освободилась куча места — экспозицию решили обновить. Всем хранителям было что вынуть из-под полы — и, разумеется, всем хотелось. Хотя значительно увеличиться могли лишь две коллекции — голландская, за счет бесконечных и бесконечно плодовитых малых голландцев (великие давно в экспозиции), и итальянская, где есть что прибавить к каждому столетию (хотя не представленные ранее имена в основном знакомы лишь искусствоведам, причем итальянистам). В результате добавили и тех и других, но в разных пропорциях. Но обо всем по порядку.
За ночь экспозицию, конечно, не поменяешь, процесс долгий. Залы закрывались по очереди, ремонтировались и менялись, картины реставрировались и доставались из запасников. Унесли наверх французов, собрали в одном зале Рембрандта и его школу. Постоянным посетителям музея это вряд ли покажется поразительной метаморфозой — ну, стены покрасили, этикетки сменили, щиты новые сделали. Но если вспомнить, как все выглядело в прошлом году, — оказывается, все так же, да не так. На первом этаже неизменными остались лишь Греческий и Итальянский дворики (в первом появился проект реконструкции музея, а во втором елка, но это, вероятно, не навсегда). Все остальное перемешалось. Левую анфиладу теперь полностью занимают древности и античность, вытеснившие итальянские иконы и Раннее Возрождение. Правда, путь туда по-прежнему лежит через фаюмские портреты, а «Сокровища Трои», вошедшие теперь в постоянную экспозицию, давно находятся в музее под видом выставки. По центру теперь вход в итальянские залы, в предбаннике которых выставлены произведения Византии. В зале с Итальянским Возрождением больше не показывают Кранаха и ранних немцев. Затем, минуя Итальянский дворик и пройдя через французский портик, попадаешь в северную школу (раньше здесь были французы): у вынесенного из Италии Кранаха теперь свой отдельный закуток. Далее по анфиладе следуют отдельные фламандские и голландские залы с уголками Рубенса и Рембрандта. В Голландии появился Питер де Хох, о существовании которого никто, кроме хранителей, и не догадывался. На втором этаже по-прежнему большую часть залов занимают копии и слепки (их, к сожалению, не тронули). Зато в левом крыле поселились итальянцы — академисты, маньеристы и венецианская школа. Появился новый замечательный Тьеполо, Маньяско и несколько Веронезе (со школой). Правое крыло, как уже говорилось выше, отдано французам, обогатившимся Лебреном и Лорреном. В целом же экспозиция увеличилась на треть, что приятно. Теперь от Пушкинского ощущение, как после неаполитанского музея Каподимонте, — будто история искусства состоит в основном из античности и массы итальянцев, а все прочее было так, по мелочи.
Самое удивительное, что вся эта красота — ненадолго: музей скоро вообще закроют. К столетнему юбилею (то есть к 2012 году) Пушкинский должны реконструировать. Проектом реконструкции занимается Норман Фостер, по предварительным планам, на Волхонке появится огромный подземный музейный квартал. Финал этой истории непредсказуем: пока проект пройдет все согласования, подземный музей может превратиться в тридцатиэтажный торговый центр — но с Пушкинским, надеемся, этого не случится. Пока же в залах музея уже проведена одна незаметная реформа. Дело в том, что в наших музеях принцип осмотра принудительный — благодаря анфиладной системе залов. То есть посетитель не может посмотреть только Рембрандта или только малых голландцев — чтобы добраться до них, волей-неволей приходится миновать множество разных стилей, имен и эпох. Раньше, чтобы попасть в залы древней Ассирии, нужно было пройти итальянские иконы, а вход в Италию XVII–XVIII веков лежал через французский зал. Теперь же можно отдельно сходить в залы античности или ранней Италии, или Голландии, или поздней Франции. Хотя, если честно, музей такой маленький, что просмотрев в один присест всю экспозицию, даже в увеличенном на треть варианте, не устанешь ни за что.
28 декабря 2007
Отзывы о музее «Музей изобразительных искусств им. Пушкина»
5
Иван Викулов
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
1Отвратительно
Были с детьми. Лето, будний день. Специально приехали в Москву и пришли в день многодетных показать ребятам «Пушкинский» Электронный билет купить не получилось. Очередь на жаре. Некоторым достаются сломанные зонтики с рекламой банка. В тени только полторы скамейки времён Хрущева, на них сидят измученные пожилые люди (без очереди только если вам до 5 или за 70). Всем остальным только стоять. Галереи по бокам пустые. Поставьте там скамейки, телевизоры с картинами…
Почему нельзя организовать цивилизованный доступ? Нет таких умных кадров? Сострадания к посетителям, гостям, детям точно нет…
Какое впечатление останется у наших детей? Что музей это три часа на жаре?
Да хотя бы очередь могли бы сделать комфортной и помочь провести время интересно. Позорище для столицы.
12 июля 2022
Анна Денисова
25 отзывов, 294 оценки, рейтинг 22
9
Обновлённая постоянная экспозиция это восторг! Продуманное комфортное освещение, свежесть светлых стен, идейное объединение работ (!непостоянство очищенных лимонов). Приятно было узнавать любимое знакомое и замечать новое
30 декабря 2021
Дмитрий Балцату
7 отзывов, 8 оценок, рейтинг 4
10
А что можно написать про собрание шедевров? Это шедеврально. Обязательно для посещения всем.
21 октября 2021
Natalie Benette
4 отзыва, 119 оценок, рейтинг 19
1
Всегда с уважением относилась к пушкинскому музею, прекрасные выставки, великолепное собрание.
Но что-то пошло не так. Вы разрешили устроить в музее день рождения дочки Тимати! Ничего святого уже не осталось? Позвали клоунов в один из главных музеев страны, назвали это перфомансом, и как будто от этого действие стало чем-то культурным.
Противно, от того, что именно сотрудники музея не остановили это мракобесие. Вы сами понизили этим статус музея и что самое главное, статус России. Вы показали всему миру, что у нас можно «снять» музей для развлечений дочки второсортного певца.
Позорище.
23 марта 2018
twinpigs
99 отзывов, 244 оценки, рейтинг 27
7
Рафаэль. Поэзия образа
Ходим в этот музей регулярно. Были на Пикасо, Караваджо, Дали и на многих других выставках… Сейчас посетили выставку «Рафаэль. Поэзия образа». Конечно, это огромная работа организовывать выставки такого масштаба, которая порой под силу только ГМИИ. И большое спасибо им за то, что они берут на себя труд реализовывать это!
Но на этой последней выставке, честно говоря, нам не понравилось две вещи. Во-первых, система с сеансами. Это когда продают ограниченное количество билетов на определенное время. Посетителей, как обычно много, а билетов мало… (Причем, есть как живая очередь, так можно купить билеты и на сайте, что значительно проще. ) В любом случае раньше попасть на выставке намного проще.
И во-вторых, выставка проходит в маленьком помещении. К некоторым картинам просто не пробиться — столько много посетителей на квадратный метр!
И еще одно. Но это уже не к устроителям выставки, а посетителям. Очень (очень!) много людей делает селфи на фоне картин. Потом фотографирует сами картины и таблички с названиями… Люди, одумайтесь! Это — музей, а не фитнес-клуб или ресторан. Это очень мешает любоваться картинами.
(Посетили в Ноябре 2016)
8 декабря 2016
Все отзывы
Подборки «Афиши»
Я поведу тебя в музей: 10 музейных программ для детей и их родителей
Лучшие музеи для детей в Москве
хороших музейных квестов для детей
событий «Ночи музеев» для детей и подростков
Мероприятия
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость
- Абакан,
- Азов,
- Альметьевск,
- Ангарск,
- Арзамас,
- Армавир,
- Артем,
- Архангельск,
- Астрахань,
- Ачинск,
- Балаково,
- Балашиха,
- Балашов,
- Барнаул,
- Батайск,
- Белгород,
- Белорецк,
- Белореченск,
- Бердск,
- Березники,
- Бийск,
- Благовещенск,
- Братск,
- Брянск,
- Бугульма,
- Бугуруслан,
- Бузулук,
- Великий Новгород,
- Верхняя Пышма,
- Видное,
- Владивосток,
- Владикавказ,
- Владимир,
- Волгоград,
- Волгодонск,
- Волжский,
- Вологда,
- Вольск,
- Воронеж,
- Воскресенск,
- Всеволожск,
- Выборг,
- Гатчина,
- Геленджик,
- Горно-Алтайск,
- Грозный,
- Губкин,
- Гудермес,
- Дербент,
- Дзержинск,
- Димитровград,
- Дмитров,
- Долгопрудный,
- Домодедово,
- Дубна,
- Евпатория,
- Екатеринбург,
- Елец,
- Ессентуки,
- Железногорск (Красноярск),
- Жуковский,
- Зарайск,
- Заречный,
- Звенигород,
- Зеленогорск,
- Зеленоград,
- Златоуст,
- Иваново,
- Ивантеевка,
- Ижевск,
- Иркутск,
- Искитим,
- Истра,
- Йошкар-Ола,
- Казань,
- Калининград,
- Калуга,
- Каменск-Уральский,
- Камышин,
- Каспийск,
- Кемерово,
- Кингисепп,
- Кириши,
- Киров,
- Кисловодск,
- Клин,
- Клинцы,
- Ковров,
- Коломна,
- Колпино,
- Комсомольск-на-Амуре,
- Копейск,
- Королев,
- Коряжма,
- Кострома,
- Красногорск,
- Краснодар,
- Краснознаменск,
- Красноярск,
- Кронштадт,
- Кстово,
- Кубинка,
- Кузнецк,
- Курган,
- Курск,
- Лесной,
- Лесной Городок,
- Липецк,
- Лобня,
- Лодейное Поле,
- Ломоносов,
- Луховицы,
- Лысьва,
- Лыткарино,
- Люберцы,
- Магадан,
- Магнитогорск,
- Майкоп,
- Махачкала,
- Миасс,
- Можайск,
- Московский,
- Мурманск,
- Муром,
- Мценск,
- Мытищи,
- Набережные Челны,
- Назрань,
- Нальчик,
- Наро-Фоминск,
- Находка,
- Невинномысск,
- Нефтекамск,
- Нефтеюганск,
- Нижневартовск,
- Нижнекамск,
- Нижний Новгород,
- Нижний Тагил,
- Новоалтайск,
- Новокузнецк,
- Новокуйбышевск,
- Новомосковск,
- Новороссийск,
- Новосибирск,
- Новоуральск,
- Новочебоксарск,
- Новошахтинск,
- Новый Уренгой,
- Ногинск,
- Норильск,
- Ноябрьск,
- Нягань,
- Обнинск,
- Одинцово,
- Озерск,
- Озеры,
- Октябрьский,
- Омск,
- Орел,
- Оренбург,
- Орехово-Зуево,
- Орск,
- Павлово,
- Павловский Посад,
- Пенза,
- Первоуральск,
- Пермь,
- Петергоф,
- Петрозаводск,
- Петропавловск-Камчатский,
- Подольск,
- Прокопьевск,
- Псков,
- Пушкин,
- Пушкино,
- Пятигорск,
- Раменское,
- Ревда,
- Реутов,
- Ростов-на-Дону,
- Рубцовск,
- Руза,
- Рыбинск,
- Рязань,
- Салават,
- Салехард,
- Самара,
- Саранск,
- Саратов,
- Саров,
- Севастополь,
- Северодвинск,
- Североморск,
- Северск,
- Сергиев Посад,
- Серпухов,
- Сестрорецк,
- Симферополь,
- Смоленск,
- Сокол,
- Солнечногорск,
- Сосновый Бор,
- Сочи,
- Спасск-Дальний,
- Ставрополь,
- Старый Оскол,
- Стерлитамак,
- Ступино,
- Сургут,
- Сызрань,
- Сыктывкар,
- Таганрог,
- Тамбов,
- Тверь,
- Тихвин,
- Тольятти,
- Томск,
- Туапсе,
- Тула,
- Тюмень,
- Улан-Удэ,
- Ульяновск,
- Уссурийск,
- Усть-Илимск,
- Уфа,
- Феодосия,
- Фрязино,
- Хабаровск,
- Ханты-Мансийск,
- Химки,
- Чебоксары,
- Челябинск,
- Череповец,
- Черкесск,
- Чехов,
- Чита,
- Шахты,
- Щелково,
- Электросталь,
- Элиста,
- Энгельс,
- Южно-Сахалинск,
- Якутск,
- Ялта,
- Ярославль
- Календарь
- 25 ноября 2022,
- 26 ноября 2022,
- 27 ноября 2022,
- 29 ноября 2022,
- 30 ноября 2022,
- 1 декабря 2022,
- 2 декабря 2022,
- 3 декабря 2022,
- 4 декабря 2022,
- 6 декабря 2022,
- 7 декабря 2022,
- 8 декабря 2022,
- 9 декабря 2022,
- 10 декабря 2022,
- 11 декабря 2022,
- 13 декабря 2022,
- 14 декабря 2022,
- 15 декабря 2022,
- 16 декабря 2022,
- 17 декабря 2022,
- 18 декабря 2022,
- 20 декабря 2022,
- 21 декабря 2022,
- 22 декабря 2022,
- 23 декабря 2022,
- 24 декабря 2022,
- 25 декабря 2022,
- 27 декабря 2022,
- 28 декабря 2022,
- 29 декабря 2022,
- 30 декабря 2022,
- 31 декабря 2022,
- 1 января 2023,
- 3 января 2023,
- 4 января 2023,
- 5 января 2023,
- 6 января 2023,
- 7 января 2023,
- 8 января 2023,
- 10 января 2023,
- 11 января 2023,
- 12 января 2023,
- 13 января 2023,
- 14 января 2023,
- 15 января 2023,
- 17 января 2023,
- 18 января 2023,
- 19 января 2023,
- 20 января 2023,
- 21 января 2023,
- 22 января 2023,
- 24 января 2023,
- 25 января 2023,
- 26 января 2023,
- 27 января 2023,
- 28 января 2023,
- 29 января 2023,
- 31 января 2023,
- 1 февраля 2023,
- 2 февраля 2023,
- 3 февраля 2023,
- 4 февраля 2023,
- 5 февраля 2023,
- 7 февраля 2023,
- 8 февраля 2023,
- 9 февраля 2023,
- 10 февраля 2023,
- 11 февраля 2023,
- 12 февраля 2023,
- 14 февраля 2023,
- 15 февраля 2023,
- 16 февраля 2023,
- 17 февраля 2023,
- 18 февраля 2023,
- 19 февраля 2023,
- 21 февраля 2023,
- 22 февраля 2023,
- 23 февраля 2023,
- 24 февраля 2023,
- 25 февраля 2023,
- 26 февраля 2023,
- 28 февраля 2023,
- 1 марта 2023,
- 2 марта 2023,
- 3 марта 2023,
- 4 марта 2023,
- 5 марта 2023,
- 7 марта 2023,
- 8 марта 2023,
- 9 марта 2023,
- 10 марта 2023,
- 11 марта 2023,
- 12 марта 2023,
- 14 марта 2023,
- 15 марта 2023,
- 16 марта 2023,
- 17 марта 2023,
- 18 марта 2023,
- 19 марта 2023,
- 21 марта 2023,
- 22 марта 2023,
- 23 марта 2023,
- 24 марта 2023,
- 25 марта 2023,
- 26 марта 2023,
- 28 марта 2023,
- 29 марта 2023,
- 30 марта 2023,
- 31 марта 2023,
- 1 апреля 2023,
- 2 апреля 2023,
- 4 апреля 2023,
- 5 апреля 2023,
- 6 апреля 2023,
- 7 апреля 2023,
- 8 апреля 2023,
- 9 апреля 2023,
- 11 апреля 2023,
- 12 апреля 2023,
- 13 апреля 2023,
- 14 апреля 2023,
- 15 апреля 2023,
- 16 апреля 2023,
- 18 апреля 2023,
- 19 апреля 2023,
- 20 апреля 2023,
- 21 апреля 2023,
- 22 апреля 2023,
- 23 апреля 2023,
- 25 апреля 2023,
- 26 апреля 2023,
- 27 апреля 2023,
- 28 апреля 2023,
- 29 апреля 2023,
- 30 апреля 2023,
- 2 мая 2023,
- 3 мая 2023,
- 4 мая 2023,
- 5 мая 2023,
- 6 мая 2023,
- 7 мая 2023,
- 9 мая 2023,
- 10 мая 2023,
- 11 мая 2023,
- 12 мая 2023,
- 13 мая 2023,
- 14 мая 2023,
- 16 мая 2023,
- 17 мая 2023,
- 18 мая 2023,
- 19 мая 2023,
- 20 мая 2023,
- 21 мая 2023,
- 23 мая 2023,
- 24 мая 2023,
- 25 мая 2023,
- 26 мая 2023,
- 27 мая 2023,
- 28 мая 2023,
- 30 мая 2023,
- 31 мая 2023,
- 1 июня 2023,
- 2 июня 2023,
- 3 июня 2023,
- 4 июня 2023,
- 6 июня 2023,
- 7 июня 2023,
- 8 июня 2023,
- 9 июня 2023,
- 10 июня 2023,
- 11 июня 2023,
- 13 июня 2023,
- 14 июня 2023,
- 15 июня 2023,
- 16 июня 2023,
- 17 июня 2023,
- 18 июня 2023,
- 20 июня 2023,
- 21 июня 2023,
- 22 июня 2023,
- 23 июня 2023,
- 24 июня 2023,
- 25 июня 2023,
- 27 июня 2023,
- 28 июня 2023,
- 29 июня 2023,
- 30 июня 2023,
- 1 июля 2023,
- 2 июля 2023,
- 4 июля 2023,
- 5 июля 2023,
- 6 июля 2023,
- 7 июля 2023,
- 8 июля 2023,
- 9 июля 2023,
- 11 июля 2023,
- 12 июля 2023,
- 13 июля 2023,
- 14 июля 2023,
- 15 июля 2023,
- 16 июля 2023,
- 18 июля 2023,
- 19 июля 2023,
- 20 июля 2023,
- 21 июля 2023,
- 22 июля 2023,
- 23 июля 2023,
- 25 июля 2023,
- 26 июля 2023,
- 27 июля 2023,
- 28 июля 2023,
- 29 июля 2023,
- 30 июля 2023,
- 1 августа 2023,
- 2 августа 2023,
- 3 августа 2023,
- 4 августа 2023,
- 5 августа 2023,
- 6 августа 2023,
- 8 августа 2023,
- 9 августа 2023,
- 10 августа 2023,
- 11 августа 2023,
- 12 августа 2023,
- 13 августа 2023,
- 15 августа 2023,
- 16 августа 2023,
- 17 августа 2023,
- 18 августа 2023,
- 19 августа 2023,
- 20 августа 2023,
- 22 августа 2023,
- 23 августа 2023,
- 24 августа 2023,
- 25 августа 2023,
- 26 августа 2023,
- 27 августа 2023,
- 29 августа 2023,
- 30 августа 2023,
- 31 августа 2023,
- 1 сентября 2023,
- 2 сентября 2023,
- 3 сентября 2023,
- 5 сентября 2023,
- 6 сентября 2023,
- 7 сентября 2023,
- 8 сентября 2023,
- 9 сентября 2023,
- 10 сентября 2023,
- 12 сентября 2023,
- 13 сентября 2023,
- 14 сентября 2023,
- 15 сентября 2023,
- 16 сентября 2023,
- 17 сентября 2023,
- 19 сентября 2023,
- 20 сентября 2023,
- 21 сентября 2023,
- 22 сентября 2023,
- 23 сентября 2023,
- 24 сентября 2023,
- 26 сентября 2023,
- 27 сентября 2023,
- 28 сентября 2023,
- 29 сентября 2023,
- 30 сентября 2023,
- 1 октября 2023,
- 3 октября 2023,
- 4 октября 2023,
- 5 октября 2023,
- 6 октября 2023,
- 7 октября 2023,
- 8 октября 2023,
- 10 октября 2023,
- 11 октября 2023,
- 12 октября 2023,
- 13 октября 2023,
- 14 октября 2023,
- 15 октября 2023,
- 17 октября 2023,
- 18 октября 2023,
- 19 октября 2023,
- 20 октября 2023,
- 21 октября 2023,
- 22 октября 2023,
- 24 октября 2023,
- 25 октября 2023,
- 26 октября 2023,
- 27 октября 2023,
- 28 октября 2023,
- 29 октября 2023,
- 31 октября 2023,
- 1 ноября 2023,
- 2 ноября 2023,
- 3 ноября 2023,
- 4 ноября 2023,
- 5 ноября 2023,
- 7 ноября 2023,
- 8 ноября 2023,
- 9 ноября 2023,
- 10 ноября 2023,
- 11 ноября 2023,
- 12 ноября 2023,
- 14 ноября 2023,
- 15 ноября 2023,
- 16 ноября 2023,
- 17 ноября 2023,
- 18 ноября 2023,
- 19 ноября 2023,
- 21 ноября 2023,
- 22 ноября 2023,
- 23 ноября 2023,
- 24 ноября 2023,
- Ноябрь,
- Декабрь,
- Январь,
- Февраль,
- Март,
- Апрель,
- Май,
- Июнь,
- Июль,
- Август,
- Сентябрь,
- Октябрь,
- Сегодня,
- Завтра,
- Выходные,
- Неделя,
- Месяц
- Сортировка
- по рейтингу,
- по дате закрытия
Пушкинский музей в Москве – Государственный музей изобразительных искусств имени А.
С. Пушкина на Волхонке
Пушкинский музей (официальное название – Государственный музей изобразительных искусств им. Пушкина) – одно из крупнейших в мире собраний живописи, скульптуры, графики и редчайших археологических артефактов. Коллекции Пушкинского музея считаются бесценным культурно-историческим и художественным достоянием.
В фондах ГМИИ им. Пушкина хранится больше 700 тыс. экспонатов, в залах выставлено лишь 1,5% от общего объема коллекции. В музейный комплекс входит несколько зданий в центре столицы: Главное здание, Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв., Музей-квартира С. Рихтера, Отдел личных коллекций и центр «Музеон».
Большинство экспозиций размещены в Главном здании, построенном архитекторами Р. Клейном и И. Рербергом в начале XIX в. Огромный дом с величественной колоннадой и стеклянной крышей внесен в перечень памятников архитектуры общефедерального значения.
У истоков Пушкинского музея стоял знаменитый русский археолог, ученый и педагог И. В. Цветаев. В 1893 г. он обратился к столичным властям с предложением создать на основе коллекции Кабинета древностей Московского университета общедоступный музей. Цветаев предложил сформировать экспозиции, отражающие ключевые этапы становления искусства с древних времен до современности. Музей открылся в мае 1912 г., Иван Владимирович стал его первым директором.
Основу коллекций составляли точные копии античных статуй и настоящие артефакты, приобретенные руководством учреждения у египтолога В. Голенищева. Постепенно фонды музея пополнялись: много картин было подарено благотворителями, куплено на аукционах, поступило из других собраний. После революции хранилище пополнилось за счет конфискованных у представителей аристократии ценностей.
Сегодня Пушкинский музей – культурный центр мирового уровня, в котором проходят научные лекции, дебаты, выставки, концерты классической и органной музыки, презентации, творческие встречи, киносеансы, мастер-классы, квесты.
Музей проводит огромную научную работу, снаряжает археологические экспедиции, сотрудничает с профильными учебными заведениями, занимается обучением детей.
Живопись
Все экспозиции зала «Живопись» распределены по датам создания того или иного полотна, а также по отношению к художественной школе или направлению. Самые ранние экспонаты относятся к византийскому периоду европейского искусства. В основном это произведения иконописи.
Ранняя западноевропейская живопись представлена уникальной коллекцией итальянских художников, относящихся к направлению так называемых «примитивов».
В 1948 г. в Пушкинский музей поступило собрание расформированного Музея нового западного искусства, включающее полотна выдающихся французских живописцев 19-20 вв.
В зале «Живопись» посетители увидят оригинальные полотна П. Гогена, М. Пепейна, О. Верне, П. Элле, Д. Питтони, Г. Крауса, Л. Джордано, В. Версхюра, Ж. де Труа и многих других.
Среди шедевров, хранящихся в Пушкинском музее: «Дама у окна» А. Тулуз-Лотрека, «Геркулес и Омфала» Ф. Буше, «Красные виноградники в Арле» и «Прогулка заключенных» Винсента Ван Гога, «Бульвар Капуцинок в Париже» и «Завтрак на траве» Клода Моне, «Пьеро и Арлекин» Поля Сезанна и др.
Особое место в экспозиции занимает коллекция живописи Пабло Пикассо: это одиннадцать полотен, включая знаменитую картину «Девочка на шаре», ставшую визитной карточкой художника.
Графика
В Пушкинском музее находится одна из богатейших в мире коллекций графики, в которую входят 20 тыс. гравюр, принадлежавших царю Александру II, японские гравюры из личного собрания С. Китаева, работы Рембрандта из коллекции Н. Мосолова, русские гравюры, принадлежавшие Д. Ровинскому и т.д.
В музее хранится больше 380 тыс. гравюр и рисунков. В экспозиции представлены наиболее известные работы великих мастеров: Рубенса, Матисса, Пикассо, Дюрера, Калло, Ренуара и многих других.
Гордость музея – коллекция графики Сальвадора Дали из серий «Фауст», «Хиппи», «Сюрреалистическая тавромахия», «Мифология».
Скульптура
В коллекцию скульптуры Пушкинского музея входят работы выдающихся мастеров Западной Европы — Клодиона, Родена, Лемуана, Майоля, Бурделя; деревянные статуи XVI в.; образцы древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры; скульптуры современных отечественных и зарубежных авторов.
В состав постоянной экспозиции входит два дворика – греческий и итальянский. Это – просторные залы, в которых размещены точные слепки с самых знаменитых статуй Древней Эллады и Римской империи. Греческий дворик похож на афинский акрополь, здесь установлены макеты колонн Парфенона в натуральную величину, копии знаменитых скульптур Фидия – «Афина Парфенос», «Зевс», «Раненая амазонка», «Ника» и т.д.
Итальянский дворик является точной копией одного из ярусов флорентийского дворца Барджелло, он привлекает внимание конными статуями – копией монумента Гаттамелату работы Донателло и скульптурой кондотьера Коллеони работы Верроккью. Здесь же можно увидеть точный слепок Фрейбергского портала, копию раки св. Зебальда, бронзовые статуи средневековых рыцарей.
На входе в итальянский дворик посетителей встречает самый известный слепок музея, его визитная карточка – точная копия статуи Давида работы Микеланджело.
Из итальянского и греческого двориков посетители попадают в зал Древнего Египта. Здесь представлены археологические редкости, подлинники скульптур и саркофагов. Собрание Пушкинского музея считается лучшей в России коллекцией древнеегипетского искусства. Посетители увидят саркофаг и мумию жреца Хор-Ха, позолоченный саркофаг Маху, статуи Аменхотепа и его жены царицы Раннаи, рельеф сокровищницы Иси и другие бесценные реликвии мировой культуры.
Особо ценным экспонатом считается статуя фараона Аменемхета III эпохи Среднего царства (1853 г. до н.э.). Этому уникальному произведению искусства посвящены бесчисленные книги и монографии, посмотреть на статую приезжают ученые и туристы со всего мира.
В зале искусства Древнего Востока хранится знаменитое «Золото Трои» — артефакты, найденные Генрихом Шлиманом в городе Троя, который долгое время считался выдумкой Гомера. Это – золотые украшения, посуда, шлемы, статуэтки.
В Античном зале хранятся подлинные произведения древнегреческого и древнеримского искусства: барельефы, саркофаги, вазы, бюсты, живопись, книги и многое другое.
Видео:
Еще одно небольшое видео, которое сняли к Новому году в интерьерах Пушкинского музея:
Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина (Москва, Россия) – ВМ История
Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)
Посетите веб-сайт музея
Посетите веб-сайт в архиве (2018-2019)
Посетите веб-сайт в архиве (2011-2017)
Посетите веб-сайт в архиве (1998-2009 гг.)
Музей изобразительных искусств имени Пушкина (Москва, Россия) был основан в 1912 году и в настоящее время является одним из ведущих музеев России по развитию виртуального музейного пространства. Случай этого музея очень важен для рассмотрения в данном исследовании в связи с некоторыми особенностями применения информационных технологий в музейной деятельности и развитием цифровых инициатив. Использование информационных технологий в Советском Союзе было распространено на уровне экспериментов в некоторых музеях, что в основном было связано с созданием каталогов и электронных реестров музейных предметов. Пушкинскому музею удалось очень быстро перейти к использованию цифровых инструментов и стать одним из первых музеев в России, создавших в конце XIX века виртуальный музей.90-е.
Использование информационных технологий в музее получило новый импульс в середине 1990-х годов, когда музей стал одним из инициаторов создания в 1996 году Ассоциации документации и новых информационных технологий в музеях (АДИТ), ставшей одной из самых важные профессиональные сообщества по музейной информатике. Реконструкция ранней истории виртуального музея стала возможной благодаря развитию некоммерческой инициативы , такой как Museum. ru, которая предоставила российским музеям виртуальное пространство для создания музейных веб-ресурсов в Интернете. Самая ранняя версия сайта Пушкинского музея на платформе Museum.ru, задокументированная Wayback Machine веб-архив, датируется 1998 годом. Некоммерческая инициатива Museum.ru создана на основе партнерства музеев и IT-сектора с целью развития и продвижения виртуальной культурно-музейной среды. Платформа Museum.ru предлагала не только шаблоны для создания сайта, но и добавление в каталоги музеев и цифровые инициативы, связанные с музейной деятельностью. Первая версия веб-сайта музея включала в себя ряд функций, которые могли использоваться в Интернете широкой публикой в качестве потенциальных посетителей реального музея, а также некоторые цифровые инициативы, которые помогли нам идентифицировать веб-источник как виртуальный музей.
Созданный в конце 1990-х, первый сайт не получил динамичного развития. Обновление новостей не сопровождалось добавлением и расширением цифрового контента в 2000-х годах. В середине 2000-х музей вышел за рамки существующего сайта на платформе Museum.ru и начал создавать более сложные ресурсы для представления выставок и хранения информации о них.
В 2011 году музей создал сайт, на котором были реализованы различные цифровые инициативы, и с тех пор больше внимания уделяется развитию виртуального ресурса.
Снимок главной страницы от 27 августа 1999 г. Скриншот страницы коллекции экспозиции от 8 апреля 2000 г. Фрагмент снимка главной страницы от 9 марта 2011 г.
Предыдущий
Далее
Первая версия виртуального музея содержала ссылку на базу данных коллекций музея, но страница глубже содержала только общее описание коллекций музея, проиллюстрированное примерами некоторых значимых аннотированных объектов. Описание объектов было стандартизировано и содержало метаданные, такие как название, география, дата, материалы, размеры, происхождение и текстовую аннотацию об особенностях объекта и краткий исторический контекст.
В 2009 году был анонсирован новый сайт, а первые снимки этого ресурса были задокументированы в 2011 году. На этом сайте появился новый подход к представлению коллекций и объектов в цифровой среде. Коллекции музея были распределены по тематическим принципам , но для просмотра объектов нужно было выбрать страну, культуре которой принадлежит объект. Первоначально цифровые коллекции были представлены как отдельные образцы художественных шедевров, затем, в 2016 году, на сайте появляются полностью оцифрованные коллекции. Первые страницы с оцифрованными объектами содержали очень краткое метаописание, а качество изображения представленных объектов в 2011-2015 годах оценить сложно, т.к. краулер веб-архива не тщательно обрабатывал эти страницы.
В 2010-е годы основной политикой музея в отношении оцифрованных коллекций было создание отдельных веб-сайтов для коллекций. В 2014 году на сайтах музеев появилась страница, посвященная отдельным коллекциям. В 2016 году эти сайты получили расширенный контент. К 2015 году было создано 7 таких сайтов, представляющих отдельные коллекции музея. Несмотря на то, что коллекции создавались на отдельных сайтах, они имели много общего друг с другом в структуре контента. Например, на сайтах реализована возможность выбора объектов по хронологии и тематике.
Несмотря на сходство структуры сайтов коллекций, страницы, представляющие оцифрованные объекты, существенно различались, в первую очередь по метаописанию объектов. Также в случае ряда ресурсов, где объектов были связаны , примеры, относящиеся к тематике или типу объекта, были представлены на странице объекта.
Несмотря на то, что на сайте музея нет единого поиска по всем коллекциям, такой поиск можно осуществить на сайте Государственного каталога Российской Федерации (на сайте музея есть ссылка на Каталог). По состоянию на 15 ноября 2019 г., каталог содержит 148 523 объекта с изображениями и описанием.
Скриншот страницы коллекции экспозиции от 8 апреля 2000 г. Скриншот страницы коллекции от 13 июня 2000 г. Скриншот страницы коллекции «Искусство Древнего Египта» от 2 ноября 2000 г. Снимок страницы коллекции от 22 января 2013 г. Фрагмент снимка страницы австрийской живописи от 1 сентября 2011 г. Фрагмент Снимок страницы образцов объектов от 29 сентября 2011 г. Фрагмент снимка страницы электронных коллекций от 4 марта 2014 г. Снимок веб-сайта коллекции от 9Февраль 2015 г. Снимок веб-сайта коллекции от 29 июля 2016 г. Снимок страницы образцов объектов от 4 августа 2016 г.
Предыдущий
Далее
Эволюция метаданных и описания объекта, 1998-2019 гг.
В 2001 году на сайте музея появились первые рассказы, посвященные истории музея. Музейное повествование начало развиваться именно с музейной истории, так как события отечественной истории дореволюционного периода, революции и переломных моментов советского периода были критически важными, а зачастую даже трагичными, что также косвенно сказывалось на цифровая история виртуального ресурса и его содержания.
Долгое время музейное повествование на электронных ресурсах музея было редкостью, но с появлением сайтов, посвященных отдельным музейным коллекциям, ситуация существенно изменилась. Веб-ресурсы, посвященные коллекциям, были сложными, и значительную их часть составляло музейное повествование. Истории описывали разные стороны темы, которой была посвящена цифровая коллекция. К сожалению, не все сайты имели англоязычные версии, несмотря на актуальность представленных материалов в мировом масштабе.
Музейное повествование принимает различные форматы и чаще всего относится к музейным коллекциям или темам выставок. С 2012 года, с развитием метаописания цифровых объектов и реализацией их привязки к тематическим разделам, рассказы разнообразно иллюстрируются на основе цифровых коллекций.
Фрагмент Скриншота Музейной хроники от 17 апреля 2001 г.Снимок повествования на сайте Коллекции от 9 ноября 2016 г.Снимок Образца повествования от 9Апрель 2014 г.
Предыдущий
Далее
Разработчики сайта музея не указали четко, на какую аудиторию они ориентируются при создании материалов. Сначала была указана категория «Специалисты ». Они предназначались для специалистов по музеологии , для которых были созданы материалы по истории музея, таблицы с хронологией выставочной деятельности. Затем эту информацию перенесли в другой раздел сайта, а категорию «Специалисты» как аудиторию сайта убрали из меню. 9. Возможности использования веб-сайтов для этих целей различались на разных этапах развития виртуальной музейной среды и зависели от наполнения базы данных коллекции и разнообразия представленных материалов, включая библиографию, указатели, глоссарии и научные публикации. Более широкие возможности использования ресурсов появились после 2011 года, когда расширилось количество оцифрованных коллекций и появился расширенный поиск по коллекциям.
В 2018 году структура основного сайта музея снова изменилась, появились новые разделы, в том числе « Образование и наука ». Этот раздел включает в себя различные виды музейной деятельности, как в реальном музее, так и в виртуальном формате. Раздел « Виртуальная академия » содержит образовательные курсы базового и продвинутого уровня для обучения онлайн.
Фрагмент снимка главного меню от 10 ноября 1999 г. Снимок страницы индексов от 12 ноября 2016 г. Снимок формы поиска на основе изменений каталога от 16 октября 2014 г. Скриншот меню «Образование и наука» от 3 сентября 2018 г.
Предыдущий
Далее
С созданием первого веб-ресурса у разработчиков появилось понимание необходимости представления реального музейного пространства в цифровом виде. Так появились первые виртуальных туров , которые были достаточно просты в исполнении, но пользователь мог получить представление о навигации по музею и основных особенностях музейных залов и экспозиций. Навигация по некоторым этажам сопровождалась планом с гиперссылками на описание залов с фотографиями экспозиции, в том числе панорамными. К сожалению, невозможно оценить качество и значение этих фотографий для понимания особенностей формирования экспозиций конца XIX в. 90-х – начала 2000-х, так как они не были захвачены веб-архивом сканера.
В середине 2000-х музей вышел за рамки существующего сайта на платформе Museum.ru и начал создавать более сложные ресурсы, чем это было предусмотрено шаблонами упомянутой платформы. Новые ресурсы созданы для представления выставок и сохранения информации о них.
Во второй половине 2010-х музей уделяет особое внимание созданию разнообразного VR-контента для музея. « Виртуальный музей Пушкина » представлены виртуальные экспозиции с навигацией по залам музея. VR-контент также предназначен для просмотра прошедших выставок и прогулок по музейному комплексу; аудио- и медиа-гиды, а также мобильные приложения для VR созданы и доступны онлайн.
Важной частью деятельности музея сейчас является создание VR-реконструкций , в частности восстановление пространства Государственного музея нового западного искусства, первого в стране музея современного искусства, существовавшего в 1923-1948. Коллекции музея включали шедевры искусства Западной Европы, в основном представленные импрессионизмом и постимпрессионизмом. В 1948 году музей был закрыт по идеологическим причинам, органы и произведения искусства из музея были рассредоточены по коллекциям различных музеев страны. Пушкинскому музею удалось создать качественные реконструкции залов разных периодов их существования с исторической достоверностью.
Скриншот осмотра экспозиции 7 апреля 2000 г. Скриншот плана зала от 7 апреля 2000 г. Скриншот панорамной фоторамки от 7 апреля 2000 г. Снимок сайта выставки 23 октября 2005 г. Скриншот VR-экскурсии по музею 15 ноября 2019 г.Скриншот VR-прогулки по кварталу музеев 15 ноября 2019 г.Скриншот VR-реконструкции Музея современного западного искусства в разные периоды 15 ноября 2019 г. в 1920-х годах 15 ноября 2019 г. Скриншот VR-реконструкции Музея современного западного искусства 15 ноября 2019 г.
Предыдущий
Далее
Создан в конце 1990-х годов первый сайт не получил динамичного развития. Обновление новостей не сопровождалось добавлением и расширением цифрового контента в 2000-х годах. В середине 2000-х музей вышел за рамки существующего сайта на платформе Museum.ru и начал создавать более сложные ресурсы для представления выставок и хранения информации о них. Итак, новые ресурсы существуют независимо от основного музейного веб-ресурса, в связи с чем виртуальная среда музея характеризуется децентрализацией, что является особенностью виртуальной среды этого музея на ближайшее десятилетие. Концентрация коллекций на разных ресурсах делала невозможным одновременное использование ресурсов и поиск предметов на множестве коллекций, что являлось существенным ограничением для музейной цифровой среды. Музей активно использует другие платформы для продвижения своих цифровых онлайн-инициатив, в том числе образовательных курсов. Особенности музейного сторителлинга, создания ВР-туров и ВР-реконструкций показывают внимательное отношение разработчиков музейных ресурсов к его музейной истории, истории музейных коллекций и перспективам дальнейшего роста. Кроме того, оригинальность виртуального контента отражает специфику понимания виртуального музея как виртуализированного реального музея с возможностью погружения в его реальную среду посредством цифровых технологий.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
+7 495 991-72-70
COVID-19
Дега. Голубые танцоры
Музей изобразительных искусств имени Пушкина — крупнейший музей западного искусства в Москве. Это комплекс из четырех галерей, насчитывающий около 700 000 экспонатов. Здесь вы можете открыть для себя древнеегипетские и византийские шедевры, работы Рембрандта, удивительную коллекцию художников-импрессионистов или постимпрессионистов, таких как Моне, Ренуар, Дега, Гоген, Ван Гог, Сезанн, Матисс и Пикассо.
Музей изобразительных искусств имени Пушкина
Почему такое название?
Название музея вводит в заблуждение, так как не имеет никакого отношения к известному русскому поэту. Первоначально музей назывался Музеем изобразительных искусств Александра III, но в советское время его название несколько раз менялось. В 1937 году музей был переименован в честь Пушкина, в 1937 году к 100-летию со дня его смерти.
Галерея европейского и американского искусства XIX и XX веков.
Самые всемирно известные шедевры музея размещены в галерее 19Европейское и американское искусство го и 20 века. Здесь представлены работы Клода Моне, Огюста Ренуара, Камиля Писсарро, Эдгара Дега, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, Анри Матисса и Пабло Пикассо. Галерея не такая большая, но выбор и качество работ поражают. Российская коллекция художников-импрессионистов и постимпрессионистов была сформирована в XIX веке двумя великими коллекционерами Сергеем Щукиным и Иваном Морозовым.
Ван Гог. Пейзаж в Овере после дождя; Ренуар. Портрет Жанны Самари; Пикассо. Юный акробат на шаре
Главное здание
Пушкинский музей был основан профессором Московского университета Иваном Цветаевым для хранения копий всемирно известных греческих и итальянских скульптур. Его главной мечтой было дать возможность студентам увидеть мир искусства под крышей одного здания. Все эти реплики выставлены в главном здании Пушкинского музея. Однако сегодня главными достопримечательностями вашего визита будут портреты Фаюма, египетская коллекция, несколько работ Рембрандта и других голландских художников.
Египетская коллекция, Фаюмский портрет
Посещение музея
Музей находится рядом со станцией метро Кропоткинская. Адрес главного корпуса — Волхонка, 12, Галереи 19 и 20-го — Волхонка, 14.
Музей работает вторник-воскресенье с 11:00 до 20:00, четверг, пятница: с 11:00 до 21:00. Обратите внимание, что касса закрывается за 1 час до закрытия.
В каждом здании музея есть отдельная касса. Вы можете приобрести отдельный билет в одну из галерей или комбинированный билет на два здания.
Мы будем рады организовать для вас экскурсию по музею, но в этом случае нам необходимо записаться на посещение как минимум за неделю.