Музей дальней авиации энгельс: Музей Дальней Авиации в Энгельсе

Содержание

Музей Дальней Авиации в Энгельсе

На авиабазе Энгельс расположен Музей Дальней авиации (полное название — Музей 22-й Гвардейской тяжёлой бомбардировочной Донбасской Краснознаменной авиационной дивизии). Этот уникальный музей был открыт 6 сентября 2000 года. Ежегодно его посещают более 5000 человек. Часть экспонатов находится в здании, а самолеты стоят под открытом небом.

6 сентября 2000 года командующий Дальней Авиацией генерал-лейтенант М.М. Опарин в присутствии многочисленных приглашенных гостей перерезал красную ленту, ознаменовав открытие музея Дальней Авиации.

Место под музей на аэродроме Энгельс выбрано не случайно. Много славных и драматических событий в его истории. С 1932 г. пройден путь от авиационной школы пилотов до крупнейшей в России авиабазы стратегической авиации.

В 1941 -1942 гг. под командованием прославленной летчицы, майора Марии Расковой, в Энгельсе были сформированы и подготовлены к боевой работе три женских авиационных полка, летавших на трех типах самолетов. Всего за годы войны здесь прошли подготовку более трех тысяч крылатых защитников родины. 190 человек за боевые подвиги были удостоены высокого звания Героя Советского Союза.

С 1954 г. история авиабазы связана с Дальней Авиацией.

К 2000 г. на аэродроме в Энгельсе скопилось более сотни различных боевых самолетов, подлежащих разделке на металлолом. Тогда и родилась идея у командующего ДА М. Опарина сохранить часть уникальных боевых машин. Незадолго до этого Михаил Михайлович побывал на нескольких авиабазах в США и видел с какой любовью и гордостью относятся американцы к своей истории. А почему бы нам не последовать их примеру? Специальная комиссия отобрала по одному образцу от каждого типа, затем самолеты перекатили на заранее подготовленные площадки.

Сегодня на стоянке музея под открытым небом собраны мощные стратегические бомбардировщики, ракетоносцы, самолеты специального и вспомогательного назначения, состоявшие на вооружении Дальней Авиации со второй половины пятидесятых годов и по настоящее время.

Музей ежегодно посещают более 5000 человек, среди которых авиаконструкторы, творцы самолетов, двигателей, ракет, оборудования. Памятны встречи с доктором технических наук Кулагой Евгением Сергеевичем. В свое время, будучи в ОКБ В. Мясищева, он проектировал центроплан самолета 3М. Много интересного рассказал главный конструктор стратегического ракетоносца Ту-160 Валентин Близнюк.

Несколько раз посещал музей знаменитый летчик-испытатель генерал- лейтенант Козлов Лев Владимирович, установивший 55 рекордов СССР, из них 52 мировых рекорда. Он проводил испытания многих самолетов, в том числе Ту-160 и «Мрии». В 1990 г. Л. Козлов совершил кругосветный перелет на самолете Ан-124 «Руслан» через Северный и Южный полюсы.

Экспозиция музея постоянно пополняется экспонатами. В музее постоянно действует выставка картин художника В. Ефремова в стиле авиаарт, а также демонстрируются фотоработы мастера-профессионала Е. Казеннова, на которых представлена современная отечественная авиация.

Посещение музея, поскольку он находится в служебной зоне, организуются по заявкам через командование соединения.

Приглашаем посетить наш музей и получить массу незабываемых впечатлений.

Стратегическая авиационная крылатая ракета Х-55 класса «воздух-поверхность». До пуска ракеты стабилизатор и крыло находятся в сложенном состоянии и раскрываются при помощи пиропатронов уже после срабатывания катапультного пускового устройства.

Двухконтурный турбореактивный двигатель Р95–300 размещён в хвостовой части ракеты на специальном пилоне, выдвигающемся из корпуса перед пуском.

Головка самонаведения крылатой ракеты КСР-2. На антенне надпись «Не трогать. Настроено».

Ручка управления от Ту-160 и приборная панель: либо М-4, либо 3М. Кто подскажет точнее?

Приборная панель крупным планом.

Катапультное кресло и бортовой самописец.

А это один из первых бортовых самописцев в СССР — действительно черный ящик. Эта модель записывала только высоту.

Наверху — ракета Х-55, а внизу — ракета Х-15.

Экспозиция под открытым небом.

Внезапно — Ан-2. Именно на нем проходили парашютную подготовку первые советские космонавты.

Справа — раскрашенная квадратиками КСР-2УД, учебный вариант противокорабельной ракеты КСР-2. А вот ракету слева не могу опознать. Кто подскажет?

Крупнейший в мире самолет-заправщик 3МС-2. Переделан из стратегического бомбардировщика 3М.

На переднем плане — царь-ракета Х-20М. Боевая часть термоядерная, мощностью 0,8–3 Мт.

Ракетоносец Ту-95К-22 с подвешенной ракетой Х-22.

Ту-134УБЛ. Тренажёр для обучения экипажей лётчиков морской и стратегической авиации. Самолёт отличает особенная конструкция носовой части фюзеляжа, схожая с бомбардировщиками Ту-22М и Ту-160.

Четверка самолетов Ту-22, прибывших в составе 203-го авиаполка из Белоруссии. Ту-22 — очень сложный самолет. В ВВС имел прозвище «Шило» (за форму фюзеляжа), и «Людоед» (за высокую аварийность). Иногда упоминается прозвище «Стратегический дефектоносец». Этот самолет был самой аварийной машиной советских ВВС: только до 1975 года разбилось около 70 машин (20% парка). В истории эксплуатации Ту-22 было несколько неприятных случаев отказов экипажей вылетать на этом типе самолёта.

Когда самолеты передавали из Белоруссии в Россию, то написали прощальные слова.

Транспортный самолёт Ан-12БП (разведчик радиационного заражения атмосферы). Отличается фильтрогондолами для забора воздуха, дозиметрами ДП-35, лабораторным оборудованием) и военно-транспортный самолёт Ан-24ВСР (специальный вариант Ан-24 для тренировки воздушных стрелков-радистов. По обоим бортам в корме имеются два больших блистера).

Стратегический ракетоносец Ту-95К-22.

Режим работы музея

Время работы музея с 9.00 до 17.00.

Посещение музея через заявку, данную предварительно на имя командира авиационного соединения.

Адрес: г. Энгельс-1 в/ч 42152 Тел. : 2-14-80 (дежурный по соединению).

Официальный сайт Рязанского музея Дальней авиации

Рязанскому Музею Дальней авиации 40 лет !

29 апреля 2015 года Рязанский музей Дальней авиации отметил 40-летний юбилей с момента своего создания.

Немало подвигов у «Дальней» за плечами
И помня все её победы с первых дней
Мы, ветераны неба, ратными делами
Внесли свой вклад в её 100-летний юбилей.

И будем подвигом заслуженно гордиться,
Не будет нашим он народом позабыт, 
Пока есть те, кто собирая по крупицам 
Её историю в реликвиях хранит.

Пусть 40 лет и промежуточная дата,
Но сколько вложено уже души и сил!
Я славлю тех, кто создавал Музей когда-то
И кто сейчас себя Музею посвятил!

 

Председатель ветеранской организации «Авиатор»
Осокин Борис Вячеславович

 

Музей Дальней авиации (гарнизон Дягилево, г. Рязань)

Музей Дальней авиации создан к 30-летию Великой Победы над фашистской Германией и был открыт 29 апреля 1975 года. Инициатива создания Музея принадлежит преподавателю 43 ЦБП и ПЛС подполковнику Ермакову Юлию Николаевичу. За годы существования Музея его посетило около 120 тысяч человек, проведено около 6000 экскурсий, причём число заявок не уменьшается, а посещение музея входит в большинство туров по Рязанской области. Музей удостоили вниманием многие иностранные делегации (в том числе командующие ВВС Англии, Франции, США), лётчики-космонавты СССР и России Алексей Леонов, Валентина Терешкова, Герман Титов, Владимир Аксёнов. Слова благодарности оставили в книге отзывов легендарные лётчики Александр Покрышкин, Иван Кожедуб, Алексей Маресьев, а также Главкомы ВВС П. Кутахов, А. Ефимов, П. Дейнекин. Экспозиция музея разделена на две части: это собственно музей и площадка авиационной техники под открытым небом. На стоянке музея собраны уникальные образцы боевой авиации, в различное время состоявшей на вооружении частей и соединений Дальней авиации. Это такие самолеты как, Ту-16Р, М4, Ту-22ПД, Ту-22М2, Ту-22М4,  Ту-95К, ВМ-Т, Л-39 «Альбатрос». В залах музея хранятся и экспонируются подлинные фотографии, личные вещи, военная форма и награды летчиков-героев, письма, карты довоенного и военного времени, пробитые пулями неприятеля, а также макеты самолетов.

Подробнее: О музее

БЕЛЯКОВ Александр Васильевич

Беляков Александр Васильевич – штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
Родился 9 (21) декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области в семье учителя. Русский. Детство и юность провёл в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.
В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт).
В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 – преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
 20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир – В.П.Чкалов, второй пилот – Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалов) протяжённостью 9374 км.

Подробнее: БЕЛЯКОВ Александр Васильевич

История Дальней авиации России

Дальняя авиация (ДА) берет свое начало от эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» — первого в мире соединения тяжелых четырехмоторных бомбардировщиков. Решение о создании эскадры 10 (23) декабря 1914 г. утвердил император Николай II. Начальником эскадры стал Шидловский М.В.. Бывший морской офицер, председатель совета акционеров Русско-Балтийского вагонного завода, на котором строились воздушные корабли «Илья Муромец». Самолет «Илья Муромец» — одно из самых выдающихся творений известного русского авиаконструктора Сикорского И. И. Первый полет «Муромец» выполнил в декабре 1913 г.
За годы Первой мировой войны экипажи эскадры выполнили около 400 боевых вылетов на разведку и бомбардировку объектов противника. В воздушных боях огнем бортовых пулеметов было уничтожено 12 истребителей противника. За всю войну истребителям удалось сбить только один «Муромец». В апреле 1917 г. в эскадру входило четыре боевых отряда, два десятка бомбардировщиков.

Подробнее: История Дальней авиации

 

Илья Муромец

Самолёт «Илья Муромец» (ИМ) был создан на Русско-Балтийском вагонном заводе (РБВЗ) конструктором И.И. Сикорским, как развитие его первой тяжёлой машины «Русский витязь». Самолёт был заказан военно-морским ведомством, а позже – командованием русской армии.

Подробнее о самолете Илья Муромец

Секретные операции российских бомбардировщиков дальнего действия против Украины

Боевые вылеты российского бомбардировочного флота во время продолжающейся войны на Украине освещались очень мало. В отличие от своих тактических боевых самолетов и вертолетов, трио российских бомбардировщиков, за некоторыми исключениями, действовало в условиях отсутствия средств массовой информации. Но они действительно были активным компонентом боевых действий России. Вот как.

7 апреля президент Владимир Путин присвоил 121-му тяжелобомбардировочному авиационному полку (121 ТБАП) в Энгельсе почетное звание «Гвардейский» — самое почетное звание для любой российской воинской части. В Энгельсе базируются единственные российские стратегические бомбардировщики, дислоцированные в европейской части страны: 121 ТБАП на Ту-160 «Блэкджек» и 184 ТБАП на Ту-9.5МС Медведь-Х. В официальном обосновании Путин написал: «за массовый героизм […], проявленный личным составом полка в боевых действиях».

Ту-95МС, вооруженный крылатыми ракетами Х-101, вид из кабины экипажа другого Ту-95МС, февраль 2022 г. конечно не случайно. Несколькими днями ранее, во время визита президента США Джо Байдена в Польшу 26 марта, российские стратегические бомбардировщики запустили крылатые ракеты по военному полигону в Яворове на западе Украины, всего в 10 милях от польской границы. Эта же база уже была поражена российскими крылатыми ракетами воздушного базирования двумя неделями ранее, 13 марта, когда российские стратегические бомбардировщики выпустили по ней около 30 крылатых ракет, большинство из которых, как сообщается, не достигли своей цели.

«Массовый героизм» звучит довольно преувеличенно по отношению к экипажам бомбардировщиков, которые выпустили все свои ракеты по Украине с значительного расстояния, не рискуя ничем, кроме раскаяния.

Как Зона боевых действий уже неоднократно исследовала в прошлом, самым большим сюрпризом войны Москвы против Украины является то, что Россия оказалась неспособной завоевать господство в воздухе. Российская кампания по подавлению противовоздушной обороны противника (SEAD) провалилась, а это означает, что российские военные самолеты действуют почти исключительно над территорией, контролируемой их собственными войсками. Помимо нескольких Х-59ракетные удары ударными самолетами Су-34 Fullback или истребителями Су-35С Flanker, авиационные удары по объектам в глубине Украины наносят только российские дальние бомбардировщики. Они используют крылатые ракеты, запускаемые с территории России или Белоруссии, либо с территории Каспийского или Азовского морей.

Филиал Дальней авиации России, отвечающий за три типа бомбардировщиков — Ту-22М3 «Бэкфайр-С», Ту-95МС «Медведь-Н» и Ту-160 «Блэкджек» — атакует инфраструктуру в центральной и западной частях Украины, в том числе военную заводы по производству и ремонту техники, стратегические запасы топлива, аэродромы, железнодорожные объекты и т. д. Россия пытается предотвратить поставки военной техники из стран Запада, а также перерезать пути, используемые для подвоза техники и материальных средств для украинских войск, воюющих на востоке страны.

Но пока эффективность этих мер очень ограничена. Проблема для русских заключается в том, что их крылатые ракеты большой дальности можно использовать только против крупных стационарных целей с известными координатами, что серьезно ограничивает их возможности по перехвату поставок оружия и преследованию многих других типов целей. Сбор воздушной разведки, который имеет решающее значение для таких операций, практически отсутствует и в западной части Украины.

Стратегические бомбардировщики с ракетами Х-101

Российские стратегические бомбардировщики Ту-95МС и Ту-160 с первого дня участвуют в последнем конфликте с Украиной. Единственным обычным вооружением, доступным в настоящее время для этих бомбардировщиков, является крылатая ракета Х-101 (известная в НАТО как AS-23A Kodiak). Другими вариантами являются ядерные крылатые ракеты Х-55СМ и Х-102, которые, к счастью, выходят за рамки этой статьи. В отличие от своих американских аналогов, ни Ту-95МС, ни Ту-160 не могут нести обычные боеприпасы свободного падения.

На фотографии, опубликованной 10 мая 2022 г., этот Ту-95МС, названный Калуга , несет четыре ракеты Х-101. на малой высоте на дозвуковой скорости на расстояние около 2175 миль. Система наведения Х-101 сочетает в себе инерциальную навигацию, спутниковый навигационный приемник, системы радиолокационного сопоставления рельефа местности (ТЕРКОМ) и системы электронно-оптической цифровой корреляции местности (ЦСМАЦ).

Х-101 под Ту-95МС, июль 2022 г. Обратите внимание на малозаметную конструкцию этих ракет, призванную уменьшить их радиолокационное сечение. Минобороны России

У русских также были крылатые ракеты Х-555 (АС-22 Клюге) для Ту-95МС и Ту-160. Это была переделка старых крылатых ракет Х-55 (АС-15 Кент) с ядерными боеголовками в обычные версии. Неизвестное количество Х-55 — около 40 по оценке автора — было переоборудовано в Х-555 в середине 2000-х годов. Этот запас уже был исчерпан во время российской операции в Сирии, когда в ноябре 2015 г.Бомбардировщики 5МС и Ту-160 выпустили 35 ракет Х-555. Позже не было никакой информации об их применении в Сирии. На всех доступных снимках с Украины также видны только ракеты Х-101.

Ту-95МС запускает крылатую ракету Х-101 во время сирийской кампании осенью 2017 года. их запасы близки к истощению и русские приберегают эти ракеты для особо важных целей. По подсчетам автора, на складах осталось менее 100 ракет Х-101, а темпы их производства не превышают трех-четырех в месяц.

Скриншот полета Х-101 над территорией Украины. через автора Остатки крылатой ракеты Х-101, упавшей на Украину в марте 2022 года. через автора

Активность российской боевой авиации во время Дня независимости Украины 24 августа была значительной. По данным Минобороны Украины, ВКС России в этот день совершили 200 самолето-вылетов, в том числе 34 бомбардировщика Ту-95МС и Ту-22М3 и около 90 самолетов тактической авиации. Остальные летали на вертолетах и ​​самолетах специального назначения, в том числе на самолетах дальнего радиолокационного обнаружения А-50 Mainstay и самолетах радиоэлектронной борьбы Ил-22 Coot-B. Двести ежедневных вылетов были типичны для русской боевой авиации в начале этой войны, а сейчас в среднем 60-70, так что 24 августа было исключительным. Каждая такая миссия означала объявление воздушной тревоги в одном из регионов Украины.

Два вида боевой части 9Э-2648 с самолета Х-101, сбитого в Украине в марте 2022 года. Министерство обороны Украины Министерство обороны Украины

Однако эти 200 самолетов выпустили только восемь ракет. Это были восемь противотанковых ракет Х-22 (АС-4 Кухня), выпущенных с бомбардировщиков Ту-22М3 из состава 52-го тяжелобомбардировочного авиационного полка, базирующегося в Шайковке Калужской области на западе России. Это говорит о том, что целью этих миссий было испортить праздник украинцам с помощью воздушной тревоги, но сил, необходимых для более значимого удара, уже не было.

Точно так же 11 сентября, после отступления российских войск из района Харькова, россияне в ответ нанесли удар по украинской электросети. Однако опять же, большинство целей находилось недалеко от российской границы. Объекты в глубине Украины, вне досягаемости тактического оружия, остались нетронутыми. Согласно украинскому коммюнике, в тот день русские выпустили шесть ракет Х-101 из-за Каспийского моря, пять из которых были сбиты средствами ПВО. Они также выпустили крылатые ракеты «Калибр» с кораблей в Черном море.

Ту-22М3 с ракетами Х-22 и Х-32

Средние бомбардировщики Ту-22М3 подключились к операции только 14 апреля, первоначально применяя только немые бомбы. В тот же день Минобороны России заявило, что эти бомбардировщики использовались для бомбардировки завода «Азовсталь» в окруженном Мариуполе. Бомбардировка Мариуполя продолжалась много дней подряд, до начала мая. Ту-22М3 использовали 500-килограммовые (1102-фунтовые) подрывные бомбы. Были также сообщения об использовании ими огромных 3000-килограммовых (6614 фунтов) ФАБ-3000, самых тяжелых бомб в российском арсенале, но подтверждения этому нет. Ту-22М3 мог накрыть Мариуполь залпами свободнопадающих бомб, поскольку город уже был плотно окружен российскими войсками и бомбардировщикам не приходилось беспокоиться об украинской ПВО.

Завод «Азовсталь» в Мариуполе, обстрелянный самолетами Ту-22М3, 6 мая 2022 г.:

Для целей в глубине Украины Ту-22М3 атакуют тяжелыми Х-22М, Х-22Н или более новыми Х -32 сверхзвуковые ПКР. (Внешне эти орудия практически идентичны, у Х-32 более короткий конус РЛС в носовой части). 11 мая появилось первое российское видео с начала этой кампании, снятое из кабины Ту-22М3, стреляющего ракетами, как сообщается, по Украине. Вы можете прочитать наш оригинальный анализ здесь.

Остатки ракеты Х-22Н, упавшей на территорию Украины в мае 2022 года. Министерство обороны Украины

Ракета Х-22 «Радуга» (АС-4 Кухня) теперь является эксклюзивной для бомбардировщика Ту-22М3. Это огромная ракета весом 13 000 фунтов, летящая со скоростью 3 Маха на крейсерском этапе. При подлете к цели ракета пикирует, разгоняясь до конечной скорости 4,15 Маха. Дальность полета Х-22 до 217 миль; Х-32 может летать в два раза дальше.

Ракеты чаще всего выпускались по Украине с дистанции 93-155 миль от цели, запускаемой над территорией Беларуси или из Азовского моря. Обычно Ту-22М3 несет один Х-22; две и даже три ракеты можно нести, но только за счет топлива, а Ту-22М3 в настоящее время не имеет возможности дозаправки в воздухе.

Ракета Х-22НА времен холодной войны на выставке рядом с Ту-22М2 Backfire-B в Государственном музее авиации в Киеве, Украина. Петр Бутовски

Авиаудары ракетами Х-22/Х-32 были довольно частыми во второй половине июня, когда, по данным украинских источников, по Украине было нанесено 200 таких ракет (до этого, с апреля, несколько десятков). 26 июня 10 Ту-22М3 (двумя группами, по шесть утром и четыре вечером), вероятно, с двумя ракетами в каждой, выпустили свои Х-22 по Киеву. Бомбардировщики действовали над территорией Беларуси, в районе Мозыря и Петрикова, откуда до границы с Украиной около 30 миль, а до Киева менее 124 миль. Целью, вероятно, был завод «Артем», производящий ракеты воздушного базирования и противотанковые ракеты, но, по всей видимости, ракеты поразили множество гражданских объектов в радиусе нескольких сотен метров.

Проблема с ракетами Х-22 и, в меньшей степени, с ракетами Х-32, заключается в их низкой точности. Это противокорабельные ракеты с активными радиолокационными головками самонаведения, предназначенными для наведения на цель с большой радиолокационной заметностью. Это не проблема при атаке авианосца — это четко различимая цель в море. Однако при пуске такой ракеты над землей невозможно узнать, попадет ли она в крышу промышленного предприятия или в крышу торгового центра, что и произошло 27 июня в Кременчуге. Тогда ракета (вероятно, Х-32) попала в торговый центр, что привело к многочисленным жертвам среди гражданского населения. Атака таких ракет по целям, расположенным в городских районах, явно преднамеренна и почти наверняка приведет к гибели и ранениям среди гражданского населения.

Ракетный удар по торговому центру в Кременчуге 27 июня 2022 года, в котором, скорее всего, участвовал Х-32:

Запасы ракет Х-22, оставшихся с советских времен, велики, а срок годности это оружие подходит к концу. Цинично говоря, пустить их в Украину дешевле, чем утилизировать. По состоянию на начало сентября Х-22 был самым массовым боеприпасом, используемым российской Дальней авиацией в Украине. Новых ракет Х-32 гораздо меньше; их общие запасы к началу войны, вероятно, составляли примерно 100-150 единиц. 900:03 В начале февраля два Ту-22М3 взлетают с авиабазы ​​Шайковка для выполнения патрульного полета над Беларусью. Министерство обороны России Ту-22М3 с готовыми к зарядке ракетами Х-22 или Х-32, Шайковка, июнь 2022 г. Новейшим самолетом на вооружении Дальней авиации России является тяжелый перехватчик МиГ-31 «Фоксхаунд», приспособленный для перевозки одной гиперзвуковой баллистической ракеты. Самолет МиГ-31К (он же МиГ-31И) и 9Ракеты С-7760 вместе образуют ударную систему 9-А-7760 «Кинжал». Первый кинжалский полк был сформирован в декабре 2021 года в Саваслейке, в 190 милях к востоку от Москвы.

18 марта 2022 года МиГ-31, как сообщается, запустил одну из этих гиперзвуковых ракет по складу боеприпасов в Делатине на западе Украины, в 44 милях от румынской границы. Минобороны России заявило, что удар был нанесен ракетой «Кинжал» «с расстояния более 1000 км [621 миля]» (то есть над территорией России), при этом полет ракеты, как сообщается, продолжался « менее 10 минут», то есть он летел со скоростью более 3728 миль в час. Это было первое боевое применение системы «Кинжал», хотя остаются вопросы, по крайней мере, в отношении некоторых утверждений России, особенно в отношении реального характера цели.

Через два дня русские сообщили, что «Кинжал» нанес удар по складу ГСМ в Константиновке на юге Украины; Сообщается, что ракета была запущена «из воздушного пространства над территорией Крыма», то есть с расстояния 186–249 миль.

Член экипажа готовится к вылету на МиГ-31К/И с баллистической ракетой «Кинжал» непосредственно перед вторжением в Украину, 19 февраля 2022 г. Министерство обороны России Тот же МиГ-31К/И выруливает на Миссия. Минобороны России

11 апреля «Кинжал» в третий раз нанес удар по «украинскому командному пункту» в поселке Часов Яр на Донбассе, всего в 20 милях от района, оккупированного российскими войсками. По состоянию на начало сентября Россия не заявляла, что снова использовала «Кинжал». Было заявление Украины, что «Кинжал» также применялся 7 августа для нанесения удара по военному объекту в Винницкой области, но это не подтверждается.

В отличие от других дальнобойных авиационных средств поражения, о которых в России редко говорят, «Кинжал» активно рекламируется. Минобороны России, по-видимому, публикует информацию о каждом применении этих ракет в Украине, а также об их переброске в Сирию или Балтийское море. 21 августа министр обороны России Сергей Шойгу заявил, что «Кинжал» трижды применялся в Украине и что «трижды показала свои блестящие характеристики, которых нет ни у одной другой подобной ракеты в мире». Если это правда, возникает вопрос, почему это оружие использовалось так редко.

МиГ-31 с «Кинжалом» и их ракеты в кружке на авиабазе Саваслейка в июле 2022 года. Его возможности существенно не отличаются от возможностей Ту-22М3 с Х-22/Х-32. Конечно, ракета «Кинжал» летит в два раза быстрее Х-22 и ее сложнее сбить, но в этой войне это мало что меняет — украинские зенитные средства одинаково ограничены против тех и других. Предположительно, Кинжал, созданный на основе баллистической ракеты малой дальности «Искандер», все же более точен. С другой стороны, боевая часть Х-22 (почти 2000 фунтов) почти такая же мощная, как у «Кинжала», хотя у «Кинжала» кинетическое преимущество. 900:03 Еще один вид на линию полета МиГ-31К/И в феврале 2022 года, ближайший самолет готов к вылету с ракетой «Кинжал». Министерство обороны России

Одна из возможностей состоит в том, что использование «Кинжала» получило широкую огласку, потому что именно Путин объявил о его существовании в 2018 году, и с тех пор он является чем-то вроде любимого оружия лидера. Тот факт, что он уникален для России, также явно является предметом гордости и имеет пропагандистское значение.

Неизвестно, сколько этих ракет есть в России, хотя производство началось совсем недавно. По данным украинской разведки, общий запас «Кинжалов» перед войной не превышал 35-40 ракет.

Истощение запасов

На данный момент доступность оружия, вероятно, является самой важной проблемой, стоящей перед российской Дальней авиацией в войне с Украиной. Самолетов и экипажей может быть много, но ракетный парк быстро сокращается, а возможности производства новых вооружений для их замены ограничены.

Появление в Украине обломков от российского вооружения подтвердило то, что уже было известно ранее: в них много зарубежных электронных компонентов. Такие элементы были обнаружены, например, в системе наведения (СН-99 спутникового навигационного приемника), используемого ракетами Х-101, упавшими на территорию Украины. Зона боевых действий была одной из первых, кто опубликовал эту историю, которую вы можете прочитать здесь.

Электроника, извлеченная из обломков крылатой ракеты Х-101, найденной в Украине. Министерство обороны Украины Компьютерный процессор, извлеченный из Х-101 в Украине. Министерство обороны Украины

Если западное эмбарго на поставку электроники двойного назначения будет эффективным, наряду с всеобъемлющими международными санкциями, это фактически заблокирует производство этих видов высокотехнологичного оружия в России. Однако обеспечить соблюдение такого эмбарго отнюдь не просто, поскольку многие из используемых компонентов не очень сложны и достаточно широко доступны. Переработанные компоненты и, конечно же, те, которые может поставлять Китай, также остаются подстановочными знаками.

Но это не меняет того факта, что Россия исчерпала свои запасы противовоздушного оружия, и заменить его будет очень проблематично, особенно своевременно. Имея это в виду, вполне возможно, что по мере развития конфликта мы будем видеть меньше, а не больше участия российской Дальней авиации.

Связаться с редактором: [email protected]

Как война в воздухе изменилась с течением времени?

Перейти к основному содержанию

Филип Софорд и Кэтрин Алстон

Четверг, 7 декабря 2017 г.

  • Авиация
  • Возраст 11-14 лет (KS3)

    Возраст 14-16 лет (KS4)

1. Когда началась авиация, как она использовалась военными и почему?

© IWM (RAE-O 961)

1.

Когда началась авиация, как она использовалась военными и почему?

Разведка на воздушном шаре

Использование аэростатов для наблюдения на войне восходит к Французским революционным войнам 179 г.0 с. Эта технология дала командирам новый взгляд на поле боя. Аэростаты использовались во время Первой мировой войны, в основном, для артиллерийской корректировки. Воздушные шары были привязаны и не могли летать по воздуху. Лошади использовались, чтобы тянуть их на место, прежде чем запускать в воздух.

© IWM (Q 73328)

Разведка с воздуха

Самолеты использовались для наблюдения за противником с воздуха во время Первой мировой войны. Впервые британцы использовали их для разведки во время отступления из Монса 19 августа.14. FB5 был известен как «толкатель», потому что двигатель и пропеллер находились в задней части самолета. Без пропеллера сидевший впереди наблюдатель имел относительно хороший обзор ситуации внизу. Самолеты были гораздо более универсальными, чем привязные воздушные шары.

2. Как развивалась авиация для ведения боевых действий во время Первой и Второй мировых войн?

© IWM (AIR 232)

2. Как развивалась авиация для ведения боевых действий во время Первой и Второй мировых войн?

Снаряды

Во время Первой мировой войны самолеты разрабатывались для выполнения определенных функций: истребители патрулировали небо, самолеты-разведчики наблюдали за противником на земле, а бомбардировщики атаковали наземные войска. Обе стороны использовали воздушные дротики для атаки пехоты и кавалерийских формирований на земле. Эти металлические дротики (на фото) имели длину 12 см и обычно сбрасывались связками с самолетов, так как этот метод обеспечивал широкое распространение.

© IWM (CH 19)

Истребитель

Разработанный для Второй мировой войны «Спитфайр» представлял собой небольшой высокоманевренный самолет, быстрый и маневренный. Одноместный истребитель с пулеметами в крыльях для уничтожения самолетов противника в небе. Конструкция «Спитфайра» продолжала развиваться во время Второй мировой войны, чтобы сделать его еще быстрее и мощнее. Он стал самым известным самолетом Второй мировой войны, особенно после его успеха в битве за Британию.

© IWM (NYP 69366)

Бомбардировщик

B-29 Superfortress был самым большим бомбардировщиком союзников во время Второй мировой войны. У него были герметичные боевые отсеки, что означало, что экипажам больше не приходилось терпеть минусовые температуры при дальних бомбардировках. Суперкрепости сбросили атомные бомбы на японские города Хиросима (6 августа 1945 г.) и Нагасаки (9 августа 1945 г.).

© IWM (MH 24073)

Реактивный истребитель

Немецкий Me 262 был первым в мире боевым реактивным истребителем. Он был намного быстрее винтовых самолетов и развивал максимальную скорость 559 км/ч.миль в час. Он поступил на вооружение Люфтваффе (ВВС Германии) в апреле 1944 года, в том же месяце, когда в строй вступил первый британский истребитель Gloster Meteor. Эта новая технология означала, что самолеты могли летать быстрее и выше, чем когда-либо прежде.

© ИВМ (БУ 11149)

Ракеты

Немецкая ракета Фау-2 была первой в мире баллистической (летающей) ракетой большой дальности. Он был вооружен боеголовкой весом в одну тонну, которая привела к значительным человеческим жертвам и повреждениям при взрыве. С 8 сентября 19 г.44 и 27 марта 1945 г. 1115 V2 приземлились в Великобритании. Фау-2 ознаменовала как новую эру ракет и ракетных технологий, так и гонку вооружений между сверхдержавами, когда и Советский Союз, и США использовали немецких ученых, которые работали над Фау-2.

3. Какая технология была разработана для обнаружения самолетов в небе?

© IWM (Art.IWM ART LD 5835)

3. Какая технология была разработана для обнаружения самолетов в небе?

Радар

Радарная технология была разработана за десять лет до Второй войны. Chain Home представляла собой серию наземных радиолокационных станций, которые могли обнаруживать приближающиеся самолеты. Эта информация позволила британским истребителям, таким как Supermarine Spitfire, перехватить немецкие рейдеры. В течение 1940 и 1941 радарная технология была разработана для использования в самолетах. Это позволяло пилотам ночных истребителей Королевских ВВС определять позицию своих врагов, даже если они не могли их видеть.

4. Как развивалась военная авиация после Второй мировой войны?

© ИВМ (КОР 80)

4. Как развивалась военная авиация после Второй мировой войны?

Вертолеты

Хотя вертолеты были изобретены до Второй мировой войны, только во время Корейской войны (1950-1953), что они широко применялись в боевых действиях. На этой фотографии изображен Bell 47G армии США, который собирается эвакуировать раненых солдат с поля боя. Bell 47G мог перевозить двоих раненых, по одному с каждой стороны «вертолета». Это позволило в тяжелых случаях получить лечение гораздо быстрее, чем в предыдущих конфликтах, и в результате увеличилась выживаемость раненых.

© Авторские права Короны. ИВМ (КТ 75)

Ракеты

AAM (ракеты «воздух-воздух») были разработаны после Второй мировой войны в разных странах. С одного самолета велась стрельба из зенитно-ракетных комплексов с целью поразить другой самолет. Эта новая технология означала, что самолетам больше не нужно было участвовать в «воздушных боях», и теперь они могли атаковать вражеские самолеты за пределами видимости. В период холодной войны в 1950-х обе стороны несли зенитно-ракетные комплексы.

© Авторские права Короны. ИВМ (КТ 62)

Инновации в области взлета и посадки

Разработанный в 1960-х годах, Harrier был первым действующим самолетом с неподвижным крылом, способным выполнять VTOL (вертикальный взлет и посадку), и получил прозвище «джамп-джет». На этой фотографии Harrier, сделанной в 1973 году, на учениях в Германии показано, как этот самолет можно было использовать для боевых действий, не нуждаясь в аэродроме. Более поздние версии «Харриера» разрабатывались для использования на авианосцах (кораблях) и применялись во время Фолклендской войны в 1982.

© Авторские права Короны. ИВМ (ГЛФ 565)

Роль самолета

На этой фотографии изображен самолет-разведчик Tornado GR1A 31-й эскадрильи Королевских ВВС в полете во время Первой войны в Персидском заливе (1990-1991 гг.). Сокращение оборонных бюджетов в сочетании с более сложной технологией означало, что военная роль авиации в настоящее время прошла полный цикл, и Tornado выполняет многоцелевую роль истребителя, бомбардировщика и самолета-разведчика.

© IWM (GLF 1074)

Технология «Стелс»

Nighthawk, сочетавший в себе роль истребителя и штурмовика, был первым в мире боевым самолетом, специально разработанным для использования технологии «стелс». Технология Stealth (малозаметность) используется для того, чтобы сделать самолеты менее заметными, чтобы они могли действовать незамеченными. Хотя «Ночной ястреб» не был полностью незаметен радаром, его было трудно обнаружить, и только один «Ночной ястреб» был потерян в результате вражеских действий.

© Авторские права Короны. ИВМ (ГЛФ 1317)

Laser Designation

На этой фотографии показаны лазерные целеуказатели, установленные на самолете Tornado Королевских ВВС во время Первой войны в Персидском заливе. TIALD используют лазеры для определения точечных целей с большей точностью, чем при использовании обычных неуправляемых бомб. Благодаря этой технологии количество самолетов и бомб, необходимых для поражения целей, резко сократилось. Во время Первой войны в Персидском заливе два RAF Tornado, оснащенные TIALD, выпустили более 200 бомб с лазерным наведением по целям в оккупированном Кувейте и Ираке.

© Авторские права Короны. ИВМ (КТ 1228)

Беспилотные летательные аппараты (дроны)

Боевые действия в воздухе теперь можно вести с помощью беспилотных летательных аппаратов – дронов. На этой фотографии, сделанной во время военных учений в Германии в 1980-х годах, показаны два британских солдата, готовящихся к запуску беспилотника RPV из трехтонного грузовика Bedford.