Содержание
Музеи мира: Эрмитаж
ЭРМИТАЖ, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, один из крупнейших художественных и культурно-исторических музеев мира. Основан в 1764 г. императрицей Екатериной II основная часть собрания размещена в 5 связанных между собой зданиях на Дворцовой набережной: Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом Эрмитаже, Новом Эрмитаже и Эрмитажном театре, а также во дворце Меншикова на Васильевском острове. В основе собрания Эрмитажа — коллекции российского императорского дома, в XVIII— начале XX вв. постоянно пополнявшиеся за счет покупки ценных зарубежных коллекций, поступления материалов археологических раскопок и т. п.; после 1917 г. в Эрмитаж поступили национализированные собрания Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. В настоящее время в Эрмитаже хранятся богатейшие коллекции памятников античной художественной культуры, искусства Востока, европейского изобразительного и декоративно-прикладного искусства (произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, Рембрандта, Ф. Халса, А. ван Дейка, П. Рубенса, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Гогена и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др.).
Официальный сайт музея
Справки о работе музея
(автоответчик)
(812) 710-96-25,
(812) 710-90-79
[email protected]
Справки о телефонах музея
(812) 571-34-65
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых крупных, древних и наиболее важных и известных музеев и галерей искусства во всей истории человечества. Шикарная коллекция Эрмитажа выставляется в шести корпусах, самое главное из которых – Зимний дворец, который всегда был официальной резиденцией русских царей.
«Апофеоз Марии Медичи»
Жемчужинами экспозиции Эрмитажа, посвященной Западному искусству, являются работы Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рубенс, Ван Дейк, Рембрандт, Пуссен, Клод Лоррен, Ватто, Тьеполо, Каналетто, Канова, Роден, Моне, Писсарро, Ренуар, Сезанн, Ван Гог, Гоген, Пикассо и Матисс. В Эрмитаже представлены и другие коллекции, среди которых русские императорские регалии, ювелирные изделия Фаберже и потрясающая огромная коллекция древних изделий из золота Восточной Европы и Западной Азии.
Екатерина Великая начала сбор шедевров искусства еще в 1764 году, когда приобрела в Европе более двух сотен картин. Русским послам за границей доплачивали премии, если они помогали правительству купить лучшие экспонаты. Екатерина называла свою галерею – мой эрмитаж, что с французского означает место уединения. Очень немногие люди видели все красоты этого собрания шедевров. В одном из своих писем она жаловалась, что «только мыши и я можем восхищаться всем этим». Имя Эрмитаж она дала и своему маленькому частному театру, построенному в промежутке между 1783 и 1787 годами.
Постепенно коллекция императрицы получала новые вливания греческих и скифских памятников культуры, которые были обнаружены в процессе археологических раскопок на юге России. Так была основано одно из богатейших в мире собраний древних изделий из золота, в котором существенную часть занимают сокровища Трои, найденные Генрихом Шлиманом и изъятые из музея в Берлине красноармейцами в 1945 году. Чтобы содержать постоянно расширяющуюся коллекцию греческого, римского и египетского антиквариата, Николай I выписал в Россию немецкого архитектора-неоклассика Лео фон Кленце, чтобы он спроектировал и построил здание общественного музея. Новый Эрмитаж был, возможно, первой целевой галереей в Восточной Европе, которая была открыта для публичных посещений в 1852 году.
Русские цари продолжали пополнять свое собрание, так в Италии были куплены Леонардо да Винчи, Ян Ван Эйк и Рафаэль. А коллекция полотен Рембрандта в Эрмитаже считается самой полной в мире. Во время революции императорский Эрмитаж объявили частной собственностью. В это время начинается национализация коллекций, особенно сильно на современное искусство повлияли Сергей Шукшин и Иван Морозов. Новые поступления включали в себя последние работы Гогена, сорок кубистских картин Пикассо.
Анри Матисс «Танец»
Сюда были завезены такие шедевры, как «Танец» Матисса и «Ночное кафе» Ван Гога.
Советское правительство не уделяло большого внимания содержанию «буржуазного и декадентского» искусства. Сталин вообще приказал продать за рубеж несколько особенно ценных полотен Эрмитажа. Среди них была «Альба Мадонна» Рафаэля, «Венера с зеркальцем» Тициана, «Благовещение» Яна Ван Эйка. Приобретены они были Эндрю В. Меллооном и помещены в Национальную художественную галерею в Вашингтоне. Во избежание последующих потерь тысячи работ были перевезены в Пушкинский музей в Москве и другие музеи на территории СССР. Некоторые коллекции попали в руки врага во время блокады Ленинграда, когда здание Эрмитажа подвергалось воздушной атаке. Черный период для Эрмитажа был окончен в 1945 году. К тому времени правительство определилось с передачей музею предметов искусства, захваченных красноармейцами в Германии во время Второй мировой. Самой ценной частью добычи были импрессионисты и постимпрессионисты из частной коллекции немецких буржуа.
С 1995 года эти полотна считаются утерянными. Правительство России считает их только малой расплатой за ущерб, нанесенный нацистами Петергофу и Царскому селу. Если бывшие владельцы были причастны к финансированию нацистского режима, изъятые картины им не возвращались, такое решение приняла Государственная дума России.
В последние годы Эрмитаж протянулся к близлежащему зданию Генерального Штаба. Музей запустил несколько ярких проектов за рубежом: в Лас-Вегасе, Лондоне и Амстердаме. В июле 2006 года музей огласил страшную информацию: около 221-го предмета было украдено, включая драгоценности, православные иконы, серебряные и богато инкрустированные изделия. Общая стоимость украденного оценивается в $543,000.
[ratings]
ЭРМИТАЖ (МУЗЕЙ) | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи
- Многообразие коллекций Эрмитажа.
- История создания музея и строительства зданий.
- Новый Эрмитаж – первый специально спроектированный музей России.
- Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II.
- Пополнения эрмитажных коллекций в течение 19 – начале 20 вв.
- Эрмитаж после 1917 и до Великой Отечественной войны.
- Эрмитаж сегодня.
ЭРМИТАЖ Государственный в Санкт-Петербурге – художественный и культурно-исторический музей. Входит в число лучших музеев мира, ему принадлежит первое место среди музеев России. В Эрмитаже представлены исторические и художественные памятники Востока и Запада, от эпохи палеолита до наших дней. Занимает 5 связанных друг с другом зданий на дворцовой набережной: Зимний дворец (1754–1762, арх. Б.Ф.Растрелли), Малый Эрмитаж (1764–1767, арх. Ж.Б.М.Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771–1787, арх. Ю.М.Фельтен), Новый Эрмитаж (1839–1852, арх. Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783–1787, арх. Дж. Кваренги).
Многообразие коллекций Эрмитажа.
Ныне собрание Эрмитажа состоит из 6 разделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» – портреты героев Отечественной войны 1812, а также б. дворец Меншикова, Зимний дворец Петра I), нумизматики, западноевропейского искусства.
В отделе западноевропейского искусства наряду с картинами, скульптурами выставляют мебель, фарфор, изделия из серебра, шпалеры, оружие. Среди них немало выдающихся коллекций и подлинных шедевров. Так, например, лучшее за пределами Голландии собрание картин Рембрандта (26 картин), 42 картины П.П.Рубенса, 2 картины Леонардо да Винчи (всего в мире их 14), произведения великих мастеров Франции разных эпох (живописцев – бр. Ленен, Н.Пуссена, А.Ватто, Ж.О.Д.Энгра, Э.Делакруа, К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна, скульпторов – Ж.А.Гудона, О.Родена). Коллекция занимает 52 зала Зимнего дворца, 2 этажа. Особенным вниманием посетителей музея пользуется французское искусство конца 19 – начала 20 вв., от импрессионистов до А.Матисса и П.Пикассо. В Эрмитаже 37 картин Матисса (в т.ч. Танец и Музыка), 31 картина Пикассо.
Редкими коллекциями располагает отдел Востока. В нем находятся памятники древнейших цивилизаций: Египта, Шумера, Ассирии, Вавилона, Урарту (государства, существовавшего на территории Армении в 8–6 вв. до н.э.). Наряду с ними хранятся предметы, созданные мастерами Китая, Индии, Византии, Турции и других стран Востока. Среди них немало знаменитых коллекций, каких нет больше нигде в мире, как например выдающееся собрание «сасанидского серебра» – иранской художественной посуды (3–7 вв. ), украшенной изображениями сцен охоты, животных, птиц. Подобной коллекции нет ни в самом Иране, ни в других странах.
Всемирной известностью пользуется отдел первобытной культуры (отдел археологии). В нем находятся каменные орудия эпохи палеолита, наскальные рисунки, предметы, сделанные из бивня мамонта и др. Некоторые из них были созданы 500 000 лет до н.э. Особой известностью пользуется коллекция скифских вещей (8–3 вв. до н.э.), найденных в южной части нашей страны в древних могильниках. Комплекс предметов из золота, серебра и драгоценных камней, найденных в кургане Майкоп на Северном Кавказе в конце 19 в., принадлежит к числу уникальных коллекций Эрмитажа. Эти вещи были созданы в 4 тыс. до н.э. Таких комплексов древнейших ювелирных предметов существует в мире только два (второй находится в Болгарии). Немало здесь и вещей, каких нет нигде больше.
Среди памятников отдела выделяется единственная в мире, как по составу, так и по сохранности вещей, коллекция из раскопок курганов на Горном Алтае, проведенных С. И.Руденко в 1929–1949. Здесь были найдены прекрасно сохранившиеся предметы из меха, войлока, кожи, ткани, уцелевшие в обледенелых камерах курганов 6–4 вв. до н.э. Из одного из них, кургана Пазырык, происходит единственный в мире ковер, вытканный из шерсти в 5–4 вв. до н.э. (возможно, сделанный в Персии) и другой – из фетра с аппликациями местной работы.
Античный отдел занимает весь первый этаж Нового Эрмитажа. В нем экспонируют скульптуры, вазы, изделия древних ремесленников. Среди них выделяются колоссальная статуя Юпитера (3,5 м высоты), высеченная римскими мастерами 1 в. н.э. и Венера Таврическая, приобретенная еще при Петре I в Италии. Современные специалисты пришли к выводу, что это греческий подлинник 3 в. до н.э. Подобных статуй сохранилось в мире очень мало. Уникальные изделия древних мастеров были обнаружены при раскопках греческих городов Крыма. Феодосийские серьги тончайшей виртуозной работы (4 в. до н.э.), подвески с изображением Афины (начало 4 в. до н.э.) и ряд других античных предметов из золота пользуются мировой известностью.
В отделе русской культуры представлены памятники, отражающие различные этапы развития искусства нашей страны. Здесь хранятся картины, скульптуры, художественные предметы. Особой популярностью у посетителей музея пользуются экспонаты, переданные в Эрмитаж из «кабинета Петра Великого», куда после его смерти поступили его личные вещи: станки, инструменты, предметы, сделанные им самим (например, люстра из слоновой кости), а также «Восковая персона» – документальный портрет Петра I, созданный скульптором Б.К.Растрелли (отцом архитектора Б.Ф.Растрелли) сразу после смерти царя. Б.К.Растрелли снял посмертную маску с лица, рук, ног Петра I, чтобы быть максимально точным.
Большой известностью пользуются уникальные часы в виде яйца, сделанные знаменитым механиком Иваном Кулибиным из Нижнего Новгорода в подарок Екатерине II. Механизм состоит из 427 частей. Каждый час открываются дверцы и в сопровождении церковного песнопения выступают маленькие фигурки, которые разыгрывают евангельскую сцену. В полдень часы играют мелодию, сочиненную самим И.Кулибиным.
К отделу русской культуры относятся и парадные залы Зимнего дворца. Многие из них связаны с важными событиями истории страны. Так, в галерее 1812 прославляются герои этой войны, благодаря которым была одержана победа над французской армией. Петровский зал напоминает о победе над шведами в Северной войне. Памятниками октябрьской революции являются Малахитовый зал, где происходили последние заседания Временного правительства, и Малая столовая, где были арестованы министры Временного правительства.
Во всех экспозициях Эрмитажа выставляют только подлинные вещи. Никаких копий, слепков среди них нет. В настоящее время в музее хранятся более 2 млн. 800 тыс. экспонатов (их количество постоянно растет). Для показа коллекций отведено более 350 залов.
История создания музея и строительства зданий.
Название музея «Эрмитаж» (от франц. ermitage) означает в переводе «жилище отшельника», «уединенный уголок». Название связано с местом расположения первых коллекций, купленных императрицей Всероссийской Екатериной II (р. 1729, 1762–1796). Картины находились в здании, примыкающем к Зимнему дворцу, которое сейчас называется Малым Эрмитажем. Малый Эрмитаж представляет собой два павильона и две галереи, окружающие Висячий сад, расположенный на крыше первого этажа. Северный павильон (называемый ранее Оранжерейный дом), был построен по заказу Екатерины II французским архитектором Ж.Б.М.Валленом-Деламотом (1767–1769), южный павильон и галереи были построены архитектором Ю.Фельтеном (1764–1775).
В северном павильоне Валлен-Деламот создал комнату с двумя подъемными столами. Столы, уже накрытые, поднимались с помощью механизмов из первого этажа. Здесь обедали без слуг. Эта комната и называлась «Эрмитаж», в ней собиралось обычно небольшое общество в 12–15 человек, приглашенных самой Екатериной II.
Комнаты и галереи Малого Эрмитажа стали быстро заполняться произведениями искусства. Поэтому возникла необходимость в еще одном здании, побольше, для размещения коллекций. Оно было построено Ю.Фельтеном вдоль берега Невы (1771–1787). Его стали называть Большой Эрмитаж, а позднее – Старый Эрмитаж. С помощью крытого мостика оно соединялось со зданием театра (архитектор Дж.Кваренги, 1783–1787), построенного на месте обветшавшего дворца Петра I. Вскоре вдоль Зимней канавки Кваренги создал повторение знаменитых ватиканских лоджий Рафаэля (1783–1792). Подлинные лоджии в Риме были построены по проекту Д.Браманте, росписи исполнены по эскизам и под руководством Рафаэля в 1516 – 1518. Лоджии Рафаэля в Санкт-Петербурге расположены в специальном корпусе, примыкающем под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Копии росписей Рафаэля исполнила группа художников под руководством Х.Унтербергера в Риме.
Здания Малого Эрмитажа, Старого Эрмитажа, лоджии Рафаэля, фойе театра были заполнены произведениями искусства, купленными Екатериной II. С тех пор за музеем, основанным ею, закрепилось название «Эрмитаж».
Новый Эрмитаж – первый специально спроектированный музей России.
Вплоть до середины 19 в. коллекции Эрмитажа были доступны небольшому кругу лиц. Билеты выдавала придворная контора. Так, по рекомендации поэта В.Жуковского А.Пушкин получил постоянный пропуск в Эрмитаж, как выразился В.Жуковский – «билет на всю вечность».
Однако в середине 19 в. повсюду в Европе возникали общедоступные музеи. Такой музей в 1839–1852 был построен и в Санкт-Петербурге по проекту баварского архитектора Лео фон Кленце. Музей примыкал к зданиям Старого и Малого Эрмитажа и получил название Новый Эрмитаж.
Новый Эрмитаж строился как музей, предназначенный для широкой публики, выполняющий просветительские функции в обществе. Это был первый в России профессионально спроектированный музей со специальными выставочными помещениями, предназначенными для определенных коллекций, которые были систематизированы в соответствии с научными принципами. Сюда были перенесены все лучшие экспонаты из царских коллекций. Другие здания: Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Зимний дворец освобождались от хранения памятников искусства. В 1850–1858 интерьеры Малого и Старого Эрмитажа были перестроены архитектором А. Штакеншнейдером. Тогда был создан ряд роскошных помещений, в том числе знаменитый, залитый светом Павильонный зал на месте маленьких комнат, построенных Валлен-Деламотом. Перестроенные залы, получившие новое оформление, вплоть до революции использовались как части царской резиденции.
Архитектор Л. фон Кленце, выдающийся мастер музейного ансамбля, ученый, археолог, живописец разработал проект музея с учетом опыта европейского музейного строительства 19 в. Все залы первого этажа были построены в духе греко-римской архитектуры, хотя античная коллекция занимала всего 5 залов. Остальные залы были заняты скульптурами русских и западноевропейских мастеров, а также «музеумом книги», собранием гравюр и рисунков. Самой ценной частью античной коллекции было собрание античных ваз, найденных в Италии в тех местах, где были греческие колонии. Собрание располагалась в зале «Греко-этрусских ваз» (т.к. там же было представлено искусство этрусков – древнего населения Италии), впоследствии получившим название «Двадцатиколонный» – из-за своего архитектурного облика. Кленце хотел дать мощную «оркестровку» лучшей части коллекции благодаря торжественной архитектуре зала, построенного в виде греческого храма и украшенного 20 колоннами из серого гранита. В верхней части стен были исполнены росписи на темы и в стилистике греческой вазописи и этрусских росписей. Этот зал и сейчас в основных чертах сохраняется в своем первозданном виде как наиболее выдержанный экспозиционный ансамбль середины 19 в.
На втором этаже Кленце спроектировал залы, предназначенные для показа картин (по правилам того времени скульптура и живопись выставлялись отдельно), а также – монет, медалей и камей. Для каждой национальной школы: итальянской, французской, голландской, испанской, фламандской, а также русской отводились отдельные залы. Перед входом в картинную галерею была расположена Галерея истории древней живописи. 86 картин, написанных по эскизам Л.Кленце (почти все исполнялись на медных досках мюнхенским художником Г.Хильтеншпергером), представляли историю античной живописи: ее зарождение, расцвет и гибель. Через Галерею древней живописи посетитель музея попадал в центральные залы – Большие просветы, с верхним освещением. В конце обхода картинной галереи посетитель осматривал залы русского искусства. В них были представлены знаменитые картины К.Брюллова (среди них – Гибель Помпеи), Ф.Бруни, А.Иванова, И.Айвазовского и других. В 1898, когда был образован Русский музей, картины русской школы были переведены туда.
Вплоть до 1925 года только Новый Эрмитаж был музеем. Зимний дворец, большая часть залов которого была заново отделана в 1837–1839 после грандиозного пожара 1837 (на другие здания пожар не распространился), Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (интерьеры выполнены по проекту А.Штакеншнейдера), эрмитажный театр до революции оставались царской резиденцией.
Приобретение первых коллекций Эрмитажа во время правления Екатерины II.
Условной датой основания коллекций Эрмитажа считают 1764, когда в Эрмитаж поступило 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школы, от немецкого купца Гоцковского в счет его долга русской казне. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, который после долгой разорительной войны не смог оплатить покупку картин. Екатерина П приобрела коллекцию, чтобы подчеркнуть, что дела в России идут лучше, чем в Пруссии. Покупка картин была возведена ею в ранг важного направления внешней политики.
Послам, а также доверенным лицам царицы было дано поручение покупать все лучшее, что появлялось на аукционах Европы. Особенно важную роль в собирании коллекций сыграл русский посол во Франции Д.А.Голицын – очень образованный человек, среди друзей которого были Д.Дидро, Ж.Л.Д’Аламбер и другие видные представители французской культуры. Именно Д.А.Голицын купил для Эрмитажа в Париже Возвращение блудного сына Рембрандта. Эту картину и сейчас считают величайшим шедевром живописи музея. По рекомендации Д.А.Голицына Екатерина II купила библиотеку Д.Дидро. Однако она оставалась в доме Дидро вплоть до его смерти, а сам бывший ее владелец был назначен царицей библиотекарем и хранителем собрания. Дидро получал за это ежемесячную плату. Поступок Екатерины II, достойный «просвещенного монарха», покровительствующего деятелям культуры, имел громкую огласку и способствовал повышению престижа не только самой Екатерины II, но и России. Дидро считал себя должником царицы и старался все свои знания и энергию употребить на то, чтобы помочь ей приобрести хорошую коллекцию произведений искусства, не хуже тех, что были во дворцах других королей Европы. Дидро, действительно, был одним из лучших знатоков искусства своего времени. При его содействии Екатерине II удалось приобрести ряд выдающихся собраний картин: самым знаменитым среди них была часть коллекции Кроза (поступила в Эрмитаж в 1772), в которую входили такие шедевры живописи как Вакх Рубенса, Юдифь Джорджоне (тогда считалась картиной Рафаэля), Даная Тициана и Даная Рембрандта, а также многие другие произведения живописи.
Дидро приложил исключительные усилия, чтобы эта знаменитая коллекция досталась Екатерине II. В своем письме он описывал скандал, разразившийся в Париже по этому поводу: «Вопят любители, вопят художники, вопят богачи».
Был приобретен еще целый ряд коллекций, среди них – коллекция министра короля Саксонии Брюля, помогавшего королю приобрести знаменитые полотна Дрезденской галереи. Из коллекции Брюля (поступила в Эрмитаж в 1769) было куплено 600 первоклассных картин, написанных великими мастерами. Эти картины чрезвычайно обогатили коллекцию. Одним из последних больших приобретений Екатерины II была коллекция лорда Уолпола (1779), купленная в Англии. В эту коллекцию входили знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров, украсивших эрмитажное собрание. Так же, как это было с покупкой коллекции Кроза, в Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии отправляется в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.
Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы выдающимся современным художникам Запада: Д. Рейнолдсу, Ф.Буше, Э.М.Фальконе и многим другим. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывает 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведений западноевропейского декоративно-прикладного искусства, глиптики (драгоценных резных камей), монет, медалей, книг. В результате Екатерина II стала обладательницей одной из лучших коллекций Европы.
В общей сложности Екатерина II к концу своего царствования имела около 4 тысяч картин (некоторые из них украшали загородные дворцы).
Конечно, не все шло гладко. Иногда царице привозили подделки, выдавая их за произведения великих мастеров. Так, например, в 1779 в Санкт-Петербург была доставлена партия картин, приобретенных агентом Екатерины II в Италии. Почти все они оказались жалкими копиями.
В 1771 в Финском заливе утонул корабль, на котором находилась большая коллекция картин, приобретенных Д.А.Голицыным в Гааге для императрицы. Со смертью Екатерины II в 1796 закончился важный этап формирования коллекций Эрмитажа. Первые покупки определили характер и лицо музея, занявшего одно из первых мест в Европе. Лучшая часть коллекций Франции 17–18 вв., Голландии, Фландрии, Англии современного Эрмитажа – это приобретения Екатерины II. К тому же именно Екатерина II была обладательницей одной из лучших в мире коллекций камей – резных изображений на камне, раковинах, кости (всего – 10 тысяч).
Пополнения эрмитажных коллекций в течение 19 – начале 20 вв.
В первой половине 19 в. покупки продолжались, но осуществлялись не с таким размахом. Тогда сформировалась испанская коллекция, почти не представленная в Эрмитаже при Екатерине II. Возникло большое собрание русской живописи. Наиболее важным приобретением императора Александра I (р. 1777, 1801–1825) была покупка коллекции шедевров, принадлежавшей жене Наполеона Бонапарта Жозефине Богарнэ. Жозефина в качестве подарка отдала Александру I уникальную камею Гонзага, принадлежавшую в 16 в. одному из известных меценатов эпохи Возрождения – герцогу Гонзага и названную его именем, хотя потом она принадлежала многим другим владельцам. Камея была сделана в Александрии в 3 в. до н.э., на ней изображен властитель эллинистического Египта Птолемей и его жена Арсиноя. Теперь эта камея – одна из жемчужин коллекции камей Эрмитажа.
Из коллекции Жозефины Богарне происходят и знаменитые скульптуры А.Кановы, лучшего скульптора конца 18 – начала 19 вв.
Екатерина II покупала в основном живопись. В первой половине 19 в. была куплена большая коллекция скульптур, созданных современными мастерами Рима, в 1861 – прекрасная коллекция античных памятников: скульптур, ваз, художественных предметов из знаменитой римской коллекции маркиза Кампана. Благодаря этой покупке античное собрание Эрмитажа стало сравнимым с лучшими коллекциями Европы. Продолжалась и покупка картин. В 1865 в Эрмитаж поступила Мадонна Литта (1490–1491), а в 1914 – Мадонна Бенуа кисти Леонардо да Винчи (из собрания петербургского архитектора Леонтия Бенуа).
В 1870 приобрели Мадонну Конестабиле Рафаэля. До этого в собрании Эрмитажа была всего одна картина Рафаэля Святое семейство, купленная Екатериной II. В 1850 коллекция Эрмитажа пополнилась 6 картинами Тициана из дворца Барбариго в Венеции (сейчас их 8).
Во II половине 19 в. в Эрмитаж стали поступать и художественные предметы (раньше их в музее не выставляли), например, богатейшая коллекция прикладного искусства Средних веков и эпохи Возрождения, купленная у Базилевского в Париже в 1884. В Эрмитаж передают коллекцию оружия из Арсенала, находившегося в Царском Селе, а также собрание старинного серебра, фарфора и других предметов прикладного искусства.
В 1910 Эрмитаж приобретает большую частную коллекцию картин голландских мастеров (716 картин), собранную известным русским путешественником П.П.Семеновым – Тян-Шанским. Однако вещи эти поступили в музей только после революции.
Эрмитаж после 1917 и до Великой Отечественной войны.
В дни революции, когда происходил штурм Зимнего дворца, коллекции, собранные в Новом Эрмитаже, отсутствовали. По распоряжению А. Керенского в сентябре 1917 они были упакованы в ящики и перевезены в Москву. Часть собрания хранилась в Кремле, часть – в Оружейной палате и Историческом музее. Только в 1922 с большими усилиями их удалось вернуть назад. Многие тогда настаивали на том, чтобы они навсегда остались в Москве. Только из-за отсутствия в Москве здания, в котором могла бы разместиться столь грандиозная коллекция, вещи были возвращены в Эрмитаж.
В послереволюционные годы в Эрмитаж поступили многие национализированные честные собрания, в т.ч. богатейшие коллекции Строгановых, Шереметьевых, Юсуповых, Шуваловых и др. Была передана большая коллекция из Академии художеств (собрание Н. Кушелева – Безбородко), благодаря которому Эрмитаж получил произведения французских мастеров середины 19 в., ранее отсутствовавшие в музее.
В Эрмитаж были переданы коллекции Конюшенного музея, где хранились старинные экипажи; очень ценные предметы из музея декоративно-прикладного искусства, основанного А.Л.Штиглицем в 1881 и закрытого незадолго до Второй мировой войны.
Позднее из Москвы поступили картины французских импрессионистов, а в послевоенные годы – 316 картин Матисса, Пикассо и других художников Франции из музея Нового Западного искусства в Москве, закрытого в 1948. Взамен в Москву было отправлено 700 картин из собрания Эрмитажа. Многие произведения искусства из эрмитажной коллекции были переданы в музеи разных городов страны. В 1929–1932 некоторые шедевры Эрмитажа были проданы за границу.
Несмотря на все это, коллекции музея в послереволюционные годы возросли более, чем в 4 раза.
Эрмитажу были переданы здания бывшей царской резиденции: Зимний дворец (его площадь 46 тысяч квадратных метров), Малый и Старый Эрмитаж, театр и лоджии Рафаэля. Были открыты новые отделы, ранее не существовавшие в Эрмитаже: отдел Востока (1920), отдел первобытной культуры (1931), отдел русской культуры (1948).
В годы войны и блокады коллекции Эрмитажа были эвакуированы в Свердловск. Эта была уже третья эвакуация. Первая была произведена по распоряжению Александра I в 1812.
Во время войны здания музея не были разрушены, но им был нанесен большой ущерб за счет ежедневного артиллерийского обстрела и бомбардировок. После войны начались восстановительные работы. Уже в 1945 году коллекции были возвращены из Свердловска. К 8 ноября 1945 года открылись для посетителей первые 69 залов музея.
Эрмитаж сегодня.
За последние десятилетия Эрмитаж получил дополнительные здания для размещения коллекций. В 1981 после реставрации филиалом музея стал Меншиковский дворец на Васильевском острове (18 в., арх. Г.Фонтана, Г.Шедель, Д.Трезини, Ж.-Б.Леблон и др.) В нем разместили экспонаты отдела русской культуры 1 четверти 18 в.
В 1992, после проведения сложной реставрации сохранившейся части Зимнего дворца Петра I (арх. Г.Маттарнови, Д. Трезини, Б.Ф. Растрелли, 1719–1727), он был открыт для публики. Петровский Зимний дворец находится под сценой эрмитажного театра. Во время строительства театра его засыпали строительным мусором. Теперь в Зимнем дворце Петра I (в нем он умер в 1725) находится Восковая персона, личные вещи Петра I (в т.ч. станки и инструменты), портреты самого царя и членов его семьи.
В 1999 Эрмитажу передано восточное крыло здания Главного штаба на Дворцовой площади (арх. К.Росси, 1827). В Главном штабе были восстановлены интерьеры, созданные Росси и развернут ряд выставок: «Под знаменем орла», «Пьер Боннар и Морис Дени. Декоративные ансамбли». В этом здании устраиваются также временные выставки Эрмитажа.
В 2003 были открыты для посещений публики фонды музея, расположенные в выставочном зале на окраине города в Старой деревне. Для них было построено специальное здание, оборудованное в соответствии с последними техническими достижениями времени.
В феврале 2001 Эрмитаж принял управление музеем Ломоносовского фарфорового завода, коллекция которого насчитывает 35 тыс. экспонатов.
Несмотря на такое расширение площадей музея, их все же не хватает для показа всех коллекций. Многие вещи все еще хранятся в фондах. С целью их показа постоянно устраиваются разнообразные временные выставки, как в самом Эрмитаже, так и в разных городах нашей страны и за рубежом.
Современный Эрмитаж – это дворец-музей. Здесь посетитель попадает в особую торжественную среду, настраивающую его на высокий лад. Большую роль в этом играет не только дворцовая роскошь его залов, но и многочисленные предметы из малахита, яшмы, лазурита, расставленные во многих залах.
В Эрмитаже интерес представляют не только экспонаты, но и интерьеры музея, созданные лучшими архитекторами России, связанные с важными событиями жизни страны. Эрмитаж сегодня – это один из наиболее динамично развивающихся музеев мира. Стремительно растет число его посетителей (более 3 млн. в год) и его популярность во всем мире.
Ольга Морозова
музеев мира: Эрмитаж — RTF
Государственный Эрмитаж, широко известный как «Эрмитаж», расположен в Санкт-Петербурге, Россия, и является одним из крупнейших и наиболее известных музеев изобразительного и прикладного искусства. во всем мире.
Зимний дворец Государственного Эрмитажа ©Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж, музей XIX века, в основном состоит из роскошного Зимнего дворца в стиле барокко и его пристроек, в которых жили Собрание Екатерины Великой. Коллекция сооружений, в которой находится один из лучших музеев мира, служит потрясающим фоном для выставок.
Зимний дворец с Дворцовой набережной ©Алекс ‘Florstein’ Федоров
Старый и Новый Эрмитажи на востоке, Эрмитажный театр, соединяющий Зимнюю канавку с другими сооружениями, и бывший императорский Зимний дворец, который состоит из двора и парадных покоев на piano nobile (первый этаж в европейской терминологии или второй этаж в американской терминологии), являются взаимосвязанными зданиями. Отреставрированный дворец и музей теперь составляют единое целое как обе части комплекса зданий Государственного Эрмитажа.
Вид на Дворцовую площадь в Санкт-Петербурге © Ричард Мортель
Новый Эрмитаж — первый в России специально построенный публичный музей, расположенный на юге. Старый Эрмитаж расположен в северной части вдоль реки и был построен между 1771 и 1787 годами. Иностранные архитекторы, в том числе те, кто работал над проектом Государственного Эрмитажа, привлекались в Санкт-Петербург скорее исходя из их способностей и признания. в своих родных странах, чем по признаку их национальности.
Ночной вид на Дворцовую площадь, Санкт-Петербург © Richard Mortel
Дворцовая площадь
Санкт-Петербург функционировал как имперская столица России с 1713 по 1918 год, но после этого ключевые государственные учреждения были перемещены обратно в Москву. Исторический центр города и окружающие его дворцы были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году.
Вид с воздуха на Дворцовую площадь © Андрей Шива / Википедия
Огромная Дворцовая площадь, спроектированная Юрием Матвеевичем Фельтеном (1730–1801) Академия художеств провела конкурс в 1779 г., видно из существующего Зимнего дворца. С 1752 по 1762 год Фельтен, урожденный Георг Фельтен из семьи немецких эмигрантов, работал помощником на строительстве Зимнего дворца. Триумфальным классическим концептом с непревзойденным размахом и величием является городская площадь. Начиная с 1819 года в этом районе произошли изменения: поблизости были построены новые офисы Генерального штаба, Министерства финансов и Министерства иностранных дел.
Зимний дворец с Дворцовой площади © Алекс «Флорштейн» Федоров
Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр — пять общественных зданий главного музейного комплекса, открытых для широкой публики. Зимний дворец, царская резиденция и другие четыре здания, которые сегодня составляют Эрмитаж, тесно связаны с точки зрения истории архитектуры.
Вид на Зимний дворец, часть Эрмитажа ©W. Булач
Зимний дворец
Вид с воздуха на Зимний дворец © Андрей Шива / Википедия
Зимняя резиденция императорской семьи вдохновила название Зимнего дворца. Император Петр I построил для себя деревянный дом, который впоследствии был выкрашен кирпичом.
Большая церковь Зимнего дворца в Государственном Эрмитаже © Richard Mortel
Деревянное сооружение, известное как «Малый зимний особняк Петра I», было построено на месте нынешнего Эрмитажного театра в 1708 году. «Дворец бракосочетаний» из камня Петра I, вероятно, был построен в 1711–1712 годах Доменико Трезини. Второй Зимний дворец был построен между 1716 и 1722 годами немецким художником эпохи барокко и архитектором Георгом Иоганном Маттарнови. Одна из внучек Петра, императрица Анна Иоанновна, начала первую реконструкцию дворца. Это продолжалось всего 17 лет, прежде чем императрица Елизавета Петровна потребовала, чтобы Растрелли расширил нынешнее здание. Императрица одобрила его новый проект в 1754 году, и строительство заняло восемь лет.
Коридор Лоджий Рафаэля в Эрмитаже ©Richard Mortel
Зимний дворец, выходящий на Дворцовую площадь, имеет внушительный двухэтажный фасад, возвышающийся над цокольным этажом, разделенным римскими ионическими колоннами. В здании 51 пролет, с выступающим павильоном с девятью пролетами по бокам и фронтоном, обрамленным ломаными сегментными фронтонами в центре. Навершие вазы и фигурки украшают балюстраду, опоясывающую карниз.
Jordan Лестница Зимнего дворца в Государственном Эрмитаже ©Richard Mortel
Несмотря на страшный пожар, в значительной степени уничтоживший внутренние помещения дворца в 1837 году, внешний вид остался невредимым. Значительные части были быстро перестроены в различных привлекательных, в первую очередь классических проектах. Руководил реконструкцией выдающийся архитектор и художник Александр Брюллов. Николаевский зал расположен в центре дворца и окружен коринфскими колоннами, поддерживаемыми лепным антаблементом.
Библиотека Николая II – Академическая библиотека Эрмитажа ©Государственный Эрмитаж
Малый Эрмитаж
Малый Эрмитаж рядом с Зимним дворцом ©Государственный Эрмитаж
Следующим этапом развития стал Малый Эрмитаж. Императрица Екатерина II (1729-96) использовала отсылки к классической древности, чтобы ввести в Санкт-Петербурге новый архитектурный стиль. В 1764 году императрица поручила Юрию Фельтену построить пристройку с юго-восточной стороны Зимнего дворца. Между 1767 и 1775 годами французский архитектор Жан-Батист Валлен де ла Мот построил северный павильон на набережной Невы. В 1840–1850-х годах Стасов и Штакеншнейдер произвели в Малом Эрмитаже существенные внутренние переделки.
Старый Эрмитаж
Фасад Старого Эрмитажа ©Государственный Эрмитаж
Для размещения своей постоянно растущей коллекции произведений искусства и антиквариата Екатерина II поручила Юрию Фельтену построить еще один неоклассический флигель у реки в 1771 году. Фельтен и Кваренги отвечал за внутреннее убранство Старого Эрмитажа, но с 1851 по 1860 годы им руководил Штакеншнейдер. Император Николай I (1796–1855) пристроил с южной стороны массивное примыкающее здание — Новый Эрмитаж, построенное в 1838–1852 годах. Лео фон Кленце, другой известный немецкий греческий архитектор-возрожденец, также построил Старую Пинакотек и Глиптотеку в Мюнхене (1784–1864).
Лестница Советов © Государственный Эрмитаж
На строительство Лестницы Советов Андрея Штакеншнейдера вдохновили помещения Госсовета, находившиеся тогда на первом этаже. Павильонный зал тесно связан со Старым Эрмитажем и представляет собой массивную малахитовую вазу из Екатеринбурга, датируемую 1850-ми годами.
Зал Леонардо да Винчи © Государственный Эрмитаж
Зал окружен рифлеными яшмовыми коринфскими колоннами и пилястрами на порфировых постаментах с ормоловыми креплениями, а карниз поддерживается сверху потолочными балками. В 2003 году ей был возвращен ее первоначальный темно-малиновый оттенок, чтобы продемонстрировать последние творения мастера венецианского Возрождения (1488-1566).
Эрмитажный театр
Здание Эрмитажного театра ©Государственный Эрмитаж
Вход в Эрмитажный театр осуществляется из северо-восточного угла Старого Эрмитажа через вестибюль, пересекающий Зимнюю канавку на пересечении с набережной Невы. Он был создан Фельтеном в 1783 году, а Леон Бенуа добавил к нему украшения французского рококо в 1902–1904 годах. На месте бывшего Зимнего дворца между 1783 и 1789 годами был построен скромный 200-местный придворный «Эрмитажный театр» Джакомо Кваренги..
Зрительный зал Эрмитажного театра © Государственный Эрмитаж
Красивый дизайн, в котором использовались чисто геометрические полукруглые классические амфитеатральные кресла с шестью рядами поднимающихся полукруглых скамеек и широким центральным проходом, навеян современными идеями французского неоклассицизма. . Зрительный зал окружают коринфские колонны, имитирующие мрамор, с театральными шапками-масками. Гипсовые скульптуры девяти муз и Аполлона можно найти в нишах с круглыми головами между ними. Это единственный сохранившийся в Петербурге театр XVIII века.
Новый Эрмитаж
Фасад Нового Эрмитажа © Государственный Эрмитаж
Новый Эрмитаж Лео фон Кленце был построен между 1838 и 1852 годами. Василий Стасов и другие известные инженеры и архитекторы были членами Строительного комитета. , которая следила за ходом строительства. Композиция неоклассического греческого возрождения сдержанна и эрудирована. Официально он был открыт как Императорский музей 5 февраля 1852 года.
Испанский просвет в здании Нового Эрмитажа © Государственный Эрмитаж
Хорагический монумент Фрасилла в Афинах послужил источником вдохновения для греческих венков, гимнов, акротерий и других украшений, украшающих фасад Императорского музея фон Кленце. Женский Эрехтейон поддерживается десятью огромными гранитными атласами высотой 5 м (16 футов).
Город Искусств
В Эрмитаже хранится обширная коллекция изобразительного, декоративно-прикладного искусства, доисторических предметов, предметов старины, нумизматики, мебели, костюмов, оружия и доспехов, насчитывающая более 300 000 лет.
Зал эпохи неолита и ранней бронзы © Государственный Эрмитаж
В 38 залах постоянной экспозиции представлены образцы предметов коллекции. В музее хранится одна из крупнейших в мире коллекций картин старых мастеров, в которую входят произведения испанских и фламандских художников, а также художников Золотого века Нидерландов и итальянского Возрождения и маньеризма.
Портретная галерея Дома Романовых © Государственный Эрмитаж
Санкт-Петербург называют «городом искусства». Имперская столица Петра Великого, в которой представлены балет, театр и другие виды искусства мирового класса, без сомнения, сегодня является культурным центром России. С точки зрения изобразительного искусства ему нет равных.
Бесспорно, Эрмитаж, огромный комплекс, является жемчужиной в короне всех музеев России, не только петербургских. В ансамбле доминирует Зимний дворец в стиле барокко, который кажется творением ювелира.
Литература
Харни М. и Форсайт М. (2015) Государственный Эрмитаж и его архитектура, исследовательский портал Батского университета. Эртуг и Коджабиик. Доступно по адресу: https://researchportal.bath.ac.uk/en/publications/the-state-hermitage-museum-and-its-architecture (дата обращения: 10 декабря 2022 г.).
Эрмитаж, Санкт-Петербург (2022) Неэкспонат. Режим доступа: https://www.inexhibit.com/mymuseum/hermitage-museum-saint-petersburg-russia/ (дата обращения: 10 декабря 2022 г.).
Эрмитаж — Ленинградские Мадонны
Государственный Эрмитаж
Государственный Эрмитаж сегодня в Санкт-Петербурге
Государственный Эрмитаж, расположенный на территории современного Санкт-Петербурга, Россия, является одним из ведущих музеев искусства и культуры в мире. Основанный в 1764 году Екатериной Великой, он открыт для публики с 1852 года. Три миллиона экспонатов, составляющих его коллекцию, включают крупнейшее в мире собрание живописи, произведений графики, скульптуры, произведений прикладного искусства, нумизматики ( например, монеты, валюта, медали) и множество других предметов. В 2011 году музей посетили почти 1,8 миллиона человек, более половины из которых были из зарубежных стран.
Краткий обзор впечатляющей архитектуры Музея и знакомство с его многочисленными шедеврами можно посмотреть в видеоролике ниже:
Эрмитаж во время блокады Ленинграда…
In Мадонны Ленинград , Марина работала доцентом в Эрмитаже. Существенная часть ее истории происходит в Музее во время блокады Ленинграда, где Марина была частью большой группы добровольцев, лихорадочно эвакуировавших музейные сокровища из города в ожидании немецкого нападения. После того, как это задание было выполнено, большая группа людей поселилась в подвалах Музея в поисках безопасности от безжалостных воздушных налетов, разрушивших город. История Марины — это дань уважения усилиям тех, кто спас бесценную коллекцию музея, и тем, кто выжил в ужасных условиях осады.
Эвакуация музейной коллекции…
Директор Орбели
Сводка информации, полученной с сайта Эрмитажа:
Иосиф Орбели, директор Эрмитажа с 1934 по 1951 год, был вдохновителем героических усилий по спасению бесценной коллекции музея от блокады, которая фактически разрушил город Ленинград во время Великой Отечественной войны. Опасаясь, что немецкая армия может когда-нибудь занять город, Орбели подготовил подробный план эвакуации музейных сокровищ на Уральские горы еще до начала немецкого вторжения. Как только новости о вторжении Гитлера на территорию России достигли Ленинграда, Орбели заручился поддержкой группы сотрудников музея, исследователей и добровольцев для подготовки экспонатов к отправке. Бесценные картины были извлечены из рам для облегчения упаковки, а рамы остались в галереях в качестве молчаливого залога того, что произведения искусства когда-нибудь вернутся. Работы, которые были слишком большими или слишком хрупкими для отправки, были перемещены в хранилища и подвалы музея, которые были укреплены и использовались в качестве бомбоубежищ.
Из Ленинград Анна Рейд:
«После шести дней и ночей бешеной работы первый поезд с сокровищами — около полумиллиона предметов в более чем тысяче ящиков — выехал из города 1 июля. , 1941 г. …Поезд состоял из двух локомотивов, двадцати двух грузовых вагонов, броневагона для наиболее ценных вещей и пассажирских вагонов для охраны и сотрудников Эрмитажа, с платформами для зенитных орудий по обоим концам.. . Второй поезд, содержащий 700 000 предметов в 422 ящиках, отправился 20 июля… Еще 351 ящик были готовы только после того, как [немецкое] кольцо осады почти сомкнулось, и провели войну, сложенные в галерее на первом этаже Зимнего дворца. (стр. 60-63).
Грузовики, груженные ящиками с произведениями искусства, готовятся к отправке из Эрмитажа в июле 1941 года
Сводка информации с сайта Эрмитажа:
Когда немецкая блокада Ленинграда была полностью введена, а в сентябре начались массированные авианалеты В 1941 году в бомбоубежищах Эрмитажа проживало две тысячи человек, в том числе сотрудники и члены их семей, ученые, музейные работники, деятели культуры и другие. По мере того как осада продолжалась, условия жизни в подвале ухудшались, отражая невероятные лишения, выпавшие на долю остального гражданского населения.
Во время осады музей сильно пострадал. Добровольцы постоянно дежурили на крыше Эрмитажа во время авианалетов, стремясь минимизировать ущерб от пожаров от прямых попаданий. Внутри музея окна были заклеены лентой, чтобы свести к минимуму осколки стекла, а в каждой комнате музея были сохранены кучи песка и лужи с водой, чтобы помочь в тушении пожара в случае нанесения ущерба.
Эрмитаж в конце блокады.
Когда в январе 1944 года Осада закончилась, оставшиеся сотрудники начали подготовку к ремонту Музея и окончательному возвращению музейной коллекции. Планировалось открыть летом 1944 года наименее пострадавшие залы музея для выставки предметов, не эвакуированных во время блокады, что значительно подняло моральный дух уцелевших жителей города. Осада. В октябре 1945 года в музей наконец вернули предметы, эвакуированные в начале блокады. Не пропало ни одного предмета.
Гербовый зал во время осады. | Гербовый зал сегодня. |
Небольшой световой зал во время осады. | Маленькая комната в крыше сегодня. |
Двенадцатиколонный зал во время осады. | Двенадцатиколонный зал сегодня. |
Для получения дополнительной информации о Музее. ..
Официальный сайт Эрмитажа содержит обширную информацию о Музее, в том числе об основных моментах его обширного собрания, текущих экспонатах, отдельных произведениях из его собрания, которые в настоящее время гастролирует по музеям мира, архивам прошлых экспонатов, оцифрованным версиям многих его работ и виртуальным турам по различным залам музея.
Помимо общей истории Музея, сайт также содержит трогательную дань уважения тем, кто спас коллекцию Музея во время блокады Ленинграда, в том числе личные воспоминания тех, кто спасал произведения искусства, а затем нашел убежище в хранилища музея, архивные рисунки, изображающие жизнь в музее во время блокады, исторические фотографии блокадного города и фотографии, свидетельствующие о триумфальном возвращении коллекции в музей после войны.
Рекомендации для дополнительного чтения…
Собрания Эрмитажа
Том 1: Сокровища мирового искусства
Том 2: От эпохи Просвещения до наших дней
Олег Яковлевич, Дмитрий Павлович Алексинский, д. Михаил Пиотровский
Этот двухтомник, изданный в 2010 году и написанный нынешним директором Музея и сотрудниками Музея, критики считают исчерпывающим произведением о Музее. Набор представляет всестороннюю историю 250-летнего музея, демонстрирует его архитектуру и предлагает цветные репродукции многих шедевров, содержащихся в его коллекции.
Подробнее об этом названии на Amazon.com
Рубенс и его эпоха: Сокровища Эрмитажа
Кристины Корсилья
Эрмитаж известен своей потрясающей коллекцией работ фламандского художника XVII века Питера Пауля Рубенса . Картины Рубенса имеют особое значение для Марины в «Ленинградские мадонны », и она проводит много времени, запоминая мельчайшие детали его работ. Это издание содержит репродукции классических произведений Рубенса и его учеников, а также предлагает эссе и анализ их многочисленных религиозных шедевров, портретов и сцен из повседневной жизни.