Мусульманский мечеть проспект мира: Московская соборная мечеть

Мечети Москвы – мусульманские святыни и места поклонения

Россия – многонациональная и поликультурная страна. Это выражается и в большом количестве православных храмов, иудейских синагог, католических соборов, и, конечно, мусульманских мечетей. В Москве находятся четыре крупных мечети: Московская соборная мечеть, Историческая, Мемориальная мечеть, а также комплекс мечетей Инам и Ярдям в Отрадном.

Среди моих не московских друзей тоже есть несколько мусульман, и по приезду в столицу они посещают мусульманские святыни. Поэтому я расскажу подробнее о каждой из основных мечетей столицы.

Содержание

  1. Соборная мечеть
  2. Инам и Ярдям
  3. Историческая мечеть
  4. Мемориальная мечеть

Соборная мечеть

Московская соборная мечеть – главное мусульманское место в Москве. Является одной из самых высоких и крупных на территории России и в Европе. Вместимость может достигать 10 000 молящихся. Мечеть находится в Мещанском районе в Выползовом переулке у улицы Дурова и Олимпийского проспекта рядом со спортивным комплексом «Олимпийский».

Московская соборная мечеть на Выползовом переулке

Первое здание мечети построено в 1904 году, в 2011‑м оно было снесено для строительства нового, открытие которого состоялось 23 сентября 2015 года. С 1996 года на территории Московской соборной мечети в отдельном здании располагаются Совет муфтиев России и резиденция муфтия Равиля Гайнутдина.

Новая соборная мечеть представляет собой шестиэтажное основное здание в византийском стиле с несколькими разноразмерными минаретами, башенками и куполами. Высота покрытого сусальным золотом главного купола составляет 46 метров, диаметр — 27 метров.

Два главных минарета имеют высоту по 78 метров, что делает мечеть самой высокой в России, наряду со строящейся уфимской мечетью Салавата Юлаева. Их форма символизирует многовековую дружбу российских народов: минареты похожи одновременно и на башни Московского Кремля, и на башню Сююмбике Казанского Кремля.

Малый минарет расположен над исторической частью комплекса, его венчает полумесяц, сохранившийся от старого здания. Крыша и башенки окрашены в голубовато-зелёный цвет, как и у первой Московской мечети. На золочение купола и минаретов было использовано 12 килограммов сусального золота — таким образом проектировщики сделали отсылку к образу Москвы златоглавой.

Для богослужения предназначены три из шести этажей. Главный молельный зал находится на третьем этаже. Малый молельный зал, расположенный в левом крыле, повторяет облик старой мечети. Женский молельный зал находится на самом верхнем уровне и имеет отдельный вход.

Первый этаж отдан под технические помещения, там же расположены зал для омовения и гардероб, на втором этаже находится конференц-зал с кабинами для синхронного перевода и Музей ислама. Для освещения использовано около 320 различных настенных и потолочных светильников.

В здании установлены семь лифтов, что делает мечеть доступной для людей с ограниченными возможностями, на этажах находятся экраны для видеотрансляции молитв. Во внутреннем оформлении мечети использованы традиционные татарские орнаменты. Стены, потолки и купол изнутри расписаны аятами из Корана.

Адрес: Москва, Выползов переулок, д. 7.

Метро: ст. «Проспект мира».

Сайт: http://www.mihrab.ru

Телефон для справок: +7 (495) 681–49-04.

Имам: Ильдар Аляутдинов

Побывать в Московской соборной мечети может каждый – для этого не обязательно быть мусульманином. Однако, с учетом религиозной традиции, женщинам необходимо надеть закрытую одежду и прикрыть волосы платком. Обувь при входе в мечеть снимают. В храме нужно вести себя тихо, не мешая людям совершать молитву.

Инам и Ярдям

Комплекс мечетей Инам и Ярдям расположился на небольшой площади в Отрадном в московском районе Отрадное, где находятся все представительства традиционных религий России. Его еще называют Малым Иерусалимом или .

Комплекс включает в себя часовню святого великомученика Пантелеимона-целителя, православный храм святого Николая Мирликийского, закладной камень буддийской ступпы, синагогу «Даркей Шалом» («Пути мира»), учебно-административный комплекс и две мечети под одной крышей – татарскую Ярдем (Ярдэм) и азербайджанскую Инам.

Московская шиитская мечеть Инам была открыта в 1999 году по инициативе первого президента Азербайджана Аяза Ниязи оглы Муталибова, а ее название в переводе с азербайджанского означает «вера». Мечеть Инам составляет важную часть духовного наследия мусульман.

Суннитская мечеть Ярдям был открыта в 1997 году. Ее название переводится с татарского как «помощь». При мечети находится учебно-административный корпус, где студенты знакомятся с основами исламской веры и ее историей, изучают татарский и арабский языки.

Также при мечети работает Благотворительный фонд «Хиляль», просветительский центр, магазин халяльной продукции, оказываются ритуальные услуги. Для проведения мусульманских мероприятий при мечети работает конференц-зал и мусульманское кафе.

Адрес: Москва, ул. Хачатуряна, 8к1.

Метро: ст. «Отрадное».

Сайт: http://maginur.ru

Телефон для справок: +7 499 903–60-88.

Имам: Жалялетдинов Марат Тагирович.

Обе московские мечети – Инам и Ярдям – способны вместить в общей сложности около 3000 человек для посещения пятничных проповедей и других богослужений, совершения намаза.

Историческая мечеть

Московская историческая мечеть была основана в 1823 году в историческом центре замоскворецкой татарской общины и является старейшей мечетью в Москве.

Свою непростую историю эта мечеть ведет еще с рубежа XVIII-XIX веков, когда на этом месте был двор переводчика Иностранной коллегии князя Суламита-мурзы, а во дворе стояла мечеть. Пожаром 1812 года мечеть наряду с другими московскими постройками была уничтожена.

Разрешение на создание на этом месте молитвенного дома татарская община смогла получить только в конце 1823 года – при условии, что сооружение не будет иметь никаких внешних признаков мечети и не будет отличаться от рядовых домов.

Только в 1880 году было получено разрешение на перестройку мечети с устройством купола и минарета.

Именно эта мечеть на протяжении XIX века имела статус Соборной (с ХХ века Соборной называется мечеть в Выползовом переулке, построенная в 1904 году). Сегодня она носит название «Исторической» (татар. «Тарихи мечет», араб. «аль-Масджид ат-Тарихи»).

В 30‑е годы мечеть была закрыта, в советские годы она использовалась как военкомат или мастерская. В 1944–1947 годах московские мусульмане под руководством генерала Якуба Чанышева пытались добиться возвращения здания мечети, однако им это не удалось.

С конца 1980‑х годов старейшины татарской общины: Ахмеджанов Гаяр Абдуллович, Ахмеджанов Хайдар Абдуллович, Кикичев Абдулла Шакерович, Мустафин Ахят Мерьякубович, неоднократно ходатайствовали о возвращении мечети верующим.

В ноябре 1990 года было принято решение Моссовета о передаче здания религиозному обществу мусульман. Однако в связи с протестами печатного цеха объединения «Художественная гравюра», который располагался в здании мечети с начала 1980‑х годов, процесс передачи был отложен.

Окончательно здание Исторической мечети было передано мусульманской общине в январе 1991 года. Возобновление деятельности этой мечети в Москве состоялось лишь в 1993 году.

Адрес: Москва, Большая Татарская ул., 28 строение 2.

Метро: ст. «Новокузнецкая», «Третьяковская».

Сайт: http://manar.ru

Телефон для справок: +7 495 951–84-48.

Имам: Рамиль Садеков.

Сейчас Историческая мечеть Москвы располагает своим сайтом, каналом на Youtube и страничками в других социальных сетях и дочерним проектом – электронным медресе, где все желающие могут познавать основы ислама.

Мемориальная мечеть

Мемориальная мечеть возведена в одном из наиболее памятных мест Москвы – на Поклонной горе – и посвящена памяти мусульман, погибших в Великой Отечественной войне. В своем оригинальном внешнем виде мечеть соединила татарскую, узбекскую и кавказскую архитектурные традиции.

Строительство мечети началось в 1995 году по инициативе правительства Москвы и Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР). Одним из спонсоров проектного этапа выступил московский меценат Фаиз Гильманов. Финансовую помощь также оказали правительства Адыгеи, Башкортостана, Татарстана и Казахстана.

Торжественное открытие состоялось 6 сентября 1997 года. На церемонии присутствовали президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев, Башкортостана Муртаза Рахимов, Татарстана Минтимир Шаймиев, мэр Москвы Юрий Лужков, а также гости из разных областей России, из СНГ и из-за рубежа — Кувейта, ОАЭ, Турции, Пакистана и других стран.

При мечети действуют мусульманская община и медресе. Центральный купол выполнен в форме ребристого конуса, который венчает позолоченная сфера с укреплённым на ней полумесяцем. Своды молельного зала подпирают восемь столбов, украшенных резьбой по белому камню. Под куполом располагаются галереи для женщин.

В центре молельного зала находится люстра в виде полумесяца диаметром четыре метра. Минарет высотой 60 метров располагается с юго-восточной стороны сооружения. На высоте 50 метров имеется круговая площадка, с которой муэдзин призывает верующих к молитве.

Под молитвенным залом расположены хозяйственные и вспомогательные помещения, учебные классы и кабинеты имамов. В 2006 году были сделаны новые пристройки с целью расширить помещения мечети.

Адрес: Москва, ул. Минская, 2Б.

Метро: ст. «Коньково».

Сайт: https://umma.ru

Телефон для справок: +7 968 686–69-33.

Имам: Шамиль Аляутдинов.

Прихожанами Мемориальной мечети в Москве являются татары, вайнахи, дагестанцы и турки. Службы проходят как на арабском, так и на русском языке.

Читайте также: – прогулка по «святым» местам.

Ислам – одна из самых распространенных и многочисленных религий. В столице проживает примерно 1,5 млн мусульман. Специально для них помимо мечетей в Москве существуют исламские культурные центры. Здесь мусульмане могут помолиться и пообщаться с другими представителями исламской конфессии.

Мечети Москвы — МОСГОРРИТУАЛ

  • Соборная мечеть — Выползов пер., д. 7., ст.м. «Проспект Мира».
  • Историческая мечеть — ул. Б. Татарская, д. 26, стр. 1/2. м. «Третьяковская», «Новокузнецкая».
  • Мемориальная мечеть (на Поклонной горе) — Минская ул., д. 2-б. м. «Филевский парк», далее авт. №130, 104, м. «Парк Победы».
  • Культурно-религиозный центр в Отрадном (мечеть «Ярдям») — ул. Хачатуряна, д. 8,. м. «Отрадное».

Мусульманский обряд погребения


В мусульманстве смерть и погребение точно также сопровождается обрядами из Шариата, как и любые значимые события в жизни. Поэтому при организации похорон правоверного мусульманина учитывается множество обрядов.


Они начинаются еще до момента наступления смерти. Рядом с умирающим читаются молитвы, его располагают таким образом, чтобы ноги были обращены в сторону Мекки. После чтения молитвы человеку дают выпить глоток холодной воды. Сразу после наступления смерти и оглашения этого факта усопшему подвязывают подбородок, выпрямляют руки и ноги, закрывают глаза и покрывают платком лицо. На живот умершего кладется тяжелый предмет, после чего проводят ритуальное троекратное омовение и обмывание водой – обряд Гусул.

Омовение


В обряде принимают участие 4 человека, которые могут являться друзьями или близкими родственниками усопшего. По правилам женщина не может омывать мужчину, не являвшегося ее мужем. Мужчина никогда не омывает женщину.

Процесс омовения проходит в 3-х водах: первый раз– вода с кедровым порошком, второй- вода с камфарным маслом и третий – чистая вода. Обмытого покойника кладут лицом к Кыбле, а помещение окуривают благовониями.

Одеяние покойного


По мусульманским обычаям усопший может быть окутан исключительно саваном, но не одет в обычную одежду. Саван изготавливается самостоятельно из нескольких частей белой полотняной ткани.


Для мужчин готовят одеяние из 3-х частей:

  1. Лифофа – самый большой кусок ткани, покрывающий умершего с головы до ног. Оставшаяся часть используется для завязывания савана;
  2. Камиса – рубашка до колен;
  3. Изора – небольшой отрез ткани для обвивания нижней части тела.


Одеяние женщины состоит из 5 частей. Помимо традиционных и совпадающих с мужским одеянием, в саване покойной присутствуют еще 2 отреза:

  1. Химора – платок, покрывающий волосы женщины;
  2. Хирка – ткань для обвивания груди.


Для младенцев и детей не достигших 8-9 лет допускается окутывание только лифофой. По обряду посмертное одеяние для жены готовит муж, для мужа – жена, дети или родственники покойного. Если усопший был одинок, его погребением занимаются соседи. Качество покрова определяет положение покойного при жизни. Единственный запрет на шелковую ткань – она запрещена для савана мужчины-мусульманина.

Порядок окутывания


Обряд обвивания покойного саваном сопровождается чтением Корана и воскурением благовоний.


На ложе расстилается лифофа, которая посыпается высушенными ароматическими травами и опрыскивается благовониями. Поверх нее кладется изор. Одетый в камис усопший помещается поверх расстеленных тканей. Его руки укладываются вдоль тела, которое также ароматизируют благовониями. После покойного окутывают сначала изором, затем заворачивают лифофу, завязывая ее концы узлами у головы, ног и поясницы. Перед опусканиями в могилу эти узлы развязывают.


Порядок окутывания женщины аналогичен мужскому за единственным исключением: перед надеванием камиса грудь усопшей покрывается хиркой, а лицо — химором.


Носилки (тобут)


На место погребения усопший доставляется на тобуте. Это носилки с раздвижной крышкой, накрытые покрывалом. На крышку носилок иногда кладется одежда усопшего для идентификации пола покойного.


Погребальная молитва


Это обязательный обряд, без которого похороны считаются недействительными. Молитва коротка и предваряется вопросом имама к родственникам покойного о наличии у него долгов или должников, призывая решить эти проблемы миром. После молитвы проходит обряд похорон.


Погребение


Мусульмане отрицательно относятся к кремации и не признают похорон в гробу. Поэтому ритуальное агентство может оказать услугу транспортировки тела усопшего в специальном «мусульманском ящике» — аналоге носилок до могилы, которая сооружается в зависимости от рельефа местности по-разному. Ее стены обкладываются кирпичом или доской. Тело усопшего помещается в могилу ногами вниз. Голова при этом должна быть повернута в сторону Кыблы.


После чтения Корана могилу засыпают таким образом, чтобы она возвышалась над землей на 4 пальца. Затем следует обряд поливания могилы водой. После этого родственники бросают на нее горсти земли – это действо также сопровождается чтением Корана. В айятах содержатся просьбы к Всевышнему о помиловании души усопшего.


20.12.2022

Автор – «Редакция Мосгорритуал»

Исламский Центр Триады

Об Исламе

Что такое Ислам?

Ислам не новая религия. Это та же самая истина, которую Бог открывал всем Своим пророкам на протяжении всей истории. Ислам – это и религия, и полноценный образ жизни. Мусульмане исповедуют религию мира,
милосердие и прощение, которые не должны ассоциироваться с актами насилия над невиновными.

Кто такие мусульмане и во что они верят?

Во всем мире насчитывается около 1,2 миллиарда мусульман. В арабоязычном мире проживает не более 20 процентов мусульман. Страна с самым большим мусульманским населением – Индонезия. Мусульмане верят в Одного,
Единственный и несравненный Бог. Они верят в Судный день и личную ответственность за поступки. Мусульмане верят в цепочку пророков, начинающуюся с Адама и включающую Ноя, Авраама, Измаила,
Исаак, Иаков, Иосиф, Иов, Моисей, Давид, Соломон и Иисус. Вечное послание Бога было подтверждено и завершено Пророком Мухаммедом (мир им всем). Человек становится мусульманином, говоря: «Нет божества, кроме Бога,
а Мухаммед — посланник Бога». Этим заявлением человек провозглашает веру во всех посланников Бога.

Что такое Коран?

Коран – это запись точных слов, открытых Богом через ангела Гавриила Пророку Мухаммеду. Мухаммед выучил его наизусть, а затем продиктовал своим товарищам.
Текст Корана был перепроверен еще при жизни Пророка. 114 глав Корана оставались неизменными на протяжении веков.

Что такое «пять столпов» ислама?

  • 1. Декларация веры – состоит из двух предложений, описанных выше.
  • 2. Молитва. Мусульмане ежедневно совершают пять обязательных молитв. Исламские молитвы являются прямой связью между верующим и Богом. Ислам не имеет иерархической власти или священства. Молитвы возглавляет образованный мусульманин, выбранный каждой общиной.
  • 3. Закят. Один из самых важных принципов ислама заключается в том, что все вещи принадлежат Богу и что богатство находится в доверительном управлении людей. Закят, или благотворительность, «очищает» богатство, откладывая часть для нуждающихся. Этот платеж обычно составляет два с половиной процента от капитала.
  • 4. Пост. Каждый год в исламский лунный месяц Рамадан мусульмане постятся с рассвета до заката. Пост – это еще один метод самоочищения.
  • 5. Паломничество. Паломничество в Мекку или хадж является обязательным для тех, кто в состоянии физически или финансово.

А как насчет американской мусульманской общины?

В Америке около 7 миллионов мусульман. Мусульманское сообщество в Америке состоит из людей самого разного этнического происхождения и национального происхождения. В Америке почти 2000 мечетей, исламских школ и исламских центров. Мусульмане активны во всех сферах жизни.
Ислам является одной из самых быстрорастущих религий в этой стране и во всем мире.

А как насчет женщин-мусульманок?

Согласно исламскому праву, женщины всегда имели право владеть имуществом, получать образование и иным образом участвовать в общественной жизни. Мужчины и женщины должны уважаться одинаково. Исламские правила скромной одежды одинаково применимы как к женщинам, так и к мужчинам. (Мужчины не могут обнажать определенные части своего тела,
носить золото или шелк и т. д.) Если определенное общество угнетает женщин, то оно делает это вопреки исламу, а не благодаря ему.

Что такое джихад?

«Джихад» не означает «священная война». Буквально джихад означает бороться, бороться и прилагать усилия. Это центральная и широкая исламская концепция, включающая в себя борьбу с дурными наклонностями внутри себя, борьбу за улучшение качества жизни в обществе, борьбу на поле боя за
самооборона (например, наличие постоянной армии для национальной обороны) или борьба против тирании или угнетения.

Об отделе по связям с общественностью

Аллах свт говорит, Коран 3:104

«Пусть из вас выйдет группа людей, призывающих ко всему хорошему, предписывающих аль-маруф (исламский монотеизм и все, что Ислам предписывает делать) и запрещающих аль-мункар (многобожие, неверие и все, что ислам запретил). И именно они преуспевают»

Как мусульмане, поскольку мы знаем, где неверующие будут жить в АДУ вечно, пожелаем ли мы этого им или кому-либо из немусульман вокруг нас? Ответ абсолютно НЕТ. Вот почему важно донести послание ИСЛАМА до каждого немусульманина.

Пророк (мир ему и благословение) сказал

«Тот, кто призывает других следовать правильному пути, получит награду, равную награде тех, кто следует за ним, без уменьшения их награды в этом отношении»

и в другом хадисе

«Если Аллах поведет через вас одного человека, то это лучше для вас, чем эта земля и то, что на ней»

График тура мечеть

Пожалуйста, позвоните (336) 554-5607

Open House

Пожалуйста, позвоните (336) 554-5607

.

Просьба докладчика

Пожалуйста, позвоните (336) 554-5607

9000

003

. Пожалуйста. -Исламское общество Акса: создание фрески «Врата к миру»

Джо Бренмана

Предыдущая история 2 из 2 Следующая

Пред.
СМИ 1 из 7
Следующий

Мозаика, использованная для фрески «Врата к миру» в мечети Аль-Акса

Угол здания на проспекте Джермантаун, 1501 (Исламское общество Аль-Акса), подготовка к фреске «Двери к миру».

Фрагмент мозаики с фреской «Врата к миру» в Аль-Акса

Фрагмент фрески в процессе выполнения в Исламском обществе Аль-Акса

Фасад здания на авеню Джермантаун, 1501 (Исламское общество Аль-Акса), идет подготовка для фрески

Два члена Исламского общества Аль-Акса у дома 1501 Germantown Avenue

Добровольцы рисуют фреску в Исламском обществе Аль-Акса, 2004 г.

Я скульптор и художник-монументалист, живу в районе Старый Кенсингтон в Филадельфии со своей женой, поэтессой Карен Ли Бренман. Осенью 2003 года Кэти Коэн из Центра искусств и духовности спросила, не заинтересован ли я в создании фрески для мечети Исламского общества Аль-Акса, которая занимает здание старого мебельного склада на Джермантаун-авеню. Будучи евреем, это дало мне прекрасную возможность стать частью межконфессионального художественного проекта с мусульманами и христианами. Также было неожиданностью узнать, что мечеть и живая палестинская община находятся всего в нескольких кварталах от моего дома и студии.

После 11 сентября прихожане мечети искали способы связаться с соседями и более широкой общественностью. Первым человеком, которого я встретил в Аль-Аксе, был Адаб Ибрагим, динамичная личность и великий общественный деятель. Ее энтузиазм и волнение по поводу создания этой фрески и возможностей ее создания мостов и связей вдохновляли.

Исламское общество Аль-Акса, Центр искусств и духовности и Программа настенного искусства были основными спонсорами этой фрески. Художница Кэтлин Хьюз из программы Mural Arts Program также присоединилась к нам в разработке фрески и создала красивые картины на здании.

Осенью и зимой 2003 года мы проводили мастер-классы, на которых члены сообщества изготавливали плитку. Сюда входили ученики школы Аль-Акса, Академии Ла Саль, католической школы и государственной школы Джона Моффета. Наряду с изготовлением плитки студенты узнали о культурах и религиях друг друга в ходе дискуссий, которые вели Эбби Стамелман Хоки, исполнительный директор Межконфессионального центра Большой Филадельфии, и преподобная Сьюзан Тиган-Кейс, директор Центра искусств и духовности. Дети сделали плитки со своими изображениями мира, и эти плитки стали арочными дверными проемами на стене, посвященной соседству, и дали фреске название «Двери в мир».

Весной и летом 2004 года мы начали установку и покраску фрески, превратив здание в праздник исламского искусства и культуры. Это преобразование распространилось на многих в сообществе, поскольку процесс создания росписи создал атмосферу доверия и дружбы. Мечеть стала местом, куда люди из окрестностей, церквей, синагог и мечетей приходили, чтобы поговорить и поработать вместе.