Можно ли фотографировать в алмазном фонде кремля: часы работы 2022 и цена билета, фото и главные экспонаты

Алмазный фонд Московского Кремля: цены на билеты, часы работы

Как оказалось, попасть в Алмазный фонд в Кремле довольно-таки непросто. Нам для этого пришлось чуть ли не совершить подвиг, а именно – встать в выходной в 8 утра (!). А что вы хотели? По-другому никак, желающих попасть в один из самых известных музеев России — множество, тем более в выходные. Есть ещё вариант заказать билеты в специализирующихся фирмах, они там обычно ещё и экскурсии предлагают, но это будет, конечно, дороже.

К 10:00 часам мы были в Александровском саду. Самое неудобное – это то, что купить билеты в Алмазный фонд можно только в кассе самого музея, т.е. на территории Кремля, а не в кассах возле Кутафьей башни. Мало того, что приходится выстоять очередь, чтобы пройти в музей (через металлоискатель), так ещё и в самом Алмазном фонде тоже стоять в очереди за билетами. К тому же на некоторые сеансы билеты уже раскуплены предприимчивыми фирмами, поэтому не факт, что получится купить билеты на ближайший сеанс.

Нам, можно сказать, повезло. В очереди мы встретили представителя одной из таких фирм  — дядечку лет 50. Он предложил нам войти в его группу, т.к. некоторые записавшиеся (и оплатившие посещение и экскурсию!) не пришли. Поэтому нам не пришлось стоять в очереди.

Фотографировать в музее нельзя. С фотоаппаратом, телефоном и т.п. вас туда просто не пустят, на входе в Алмазный фонд стоит ещё один металлоискатель. Придётся всё вместе с одеждой сдать в гардероб. Если честно, было страшновато оставлять вещи в одежде, вспоминая обычные гардеробные надписи типа «За утерянные вещи администрация ответственности не несёт». Но наш дядечка заверил нас, что за всё время здесь ничего не украли, да и таблички с такой надписью в музее мы не увидел).

Пройдя через металлоискатель, в котором я как обычно зазвенел из-за своей бляхи на ремне (хотя при входе на территорию прошёл нормально), мы попали в долгожданный Алмазный фонд России. По обыкновению вся толпа (человек 20) попыталась рассосаться по всему музею, но всех остановили экскурсовод и охранник. Все сокровища Алмазного фонда распределены по отдельным витринам, почти как в магазинах. Экскурсия проходит следующим образом. Сначала экскурсовод рассказывает о каждой витрине, что за экспонаты там представлены, их история, вес камней или самородков и т.п. потом уже все подходят поближе, и чуть ли не касаясь носом стекла, разглядывают драгоценности Алмазного фонда. Да, это вам не Оружейная палата, где ходишь сам где хочешь, здесь всё по заранее заданному маршруту.

В первой витрине лежали в баночках изумруды, аметисты, сапфиры, топазы, турмалины и др. драгоценные камни. В остальных трёх витринах с правой стороны музея были алмазы и бриллианты, большие и маленькие сверкали всеми гранями. Особенно понравилась карта России, выложенная россыпью мелких бриллиантов.

В центре музея по квадрату 4 больших витрины с золотыми и платиновыми самородками. Некоторые из них похожи на животных, один вообще на дьявола, его так и назвали – «Дьявол». Всего в Алмазном фонде представлено 20 платиновых и 100 золотых самородков. Среди них один весом 36 кг называется «Большой треугольник» – самый большой золотой самородок в мире.

В следующем зале находятся царские регалии и украшения. Среди них Большая императорская корона, созданная специально для коронации Екатерины II. Она изготовлена из серебра, в ней 4936 бриллиантов и два ряда крупных жемчужин. Корону венчает крупный красный камень – благородная шпинель. После Екатерины Великой этой короной короновались все императоры России.

На одной витрине с Большой императорской короной находится и малая императорская корона, а также скипетр украшенный знаменитым бриллиантом «Орлов» весом 189,62 каратов и держава. Малая императорская корона изготовлена в 1856 г. к коронации императрицы Марии Александровны, жены Александра II. Бриллиант «Орлов» по официальной версии был подарен графом Орловым Екатерине II на день рожденья. По неофициальной версии Екатерина купила его сама, заплатив за него из гос. казны, и чтобы её не обвинили в неразумной трате государственных средств, разыграла такой спектакль.

В алмазном фонде хранится ещё один известный алмаз — «Шах». Он был подарен иранским шахом русскому царю Николаю I, как искупление вины за убийство в Иране русского посла. Убит был не просто посол, а известный русский писатель А.С. Грибоедов, чей памятник сейчас расположен в Москве на Чистых прудах.

В этом же отделе лежат царские украшения. Это браслет Александра I с алмазом «Александр»; брошь Екатерины II, выполненная в виде букетика роз из золота, серебра и украшенная бриллиантами; подвеска в виде ягоды — сделана из огромного турмалина и ещё много других красивых украшений, сделанных из золота, серебра, бриллиантов и др. драгоценных камней.

В последнем отделе Алмазного фонда представлены изделия современных мастеров. Это красивейшие золотые украшения с аметистами, топазами, изумрудами и, конечно же, бриллиантами. У них нет такой истории как у драгоценностей из предыдущего отдела, но они не менее красивы, а может даже и более, т.к. современные мастера используют технологии, которые были недоступны ювелирам прошлого.

В целом экскурсия по Алмазному фонду продлилась 40 минут. Алмазный фонд оставил двоякое чувство. С одной стороны я увидел самые известные реликвии своей страны, россыпи драгоценных камней и золотые самородки, с другой – как-то мало украшений времён цариц и императоров представлено в музее. Не верю, что за несколько сотен лет у царей набралось драгоценностей всего на 3 витрины. Скорее всего, не выкладывают всё, что есть. И сразу возникает вопрос: «Почему бы не расширить музей и не выложить больше экспонатов?». Я после посещения Алмазного фонда почувствовал некоторое разочарование. А у вас не было подобного ощущения?

15 декабря. Москва Красная площадь Алмазный фонд и вообще много.

Для начала подсчитаю, сколько раз до этого я была на Красной площади. Три… четыре, наверное, раза.

Внутри Кремля — один раз, в начале девяностых, со школьной экскурсией в Оружейную палату. Запомнила только кареты (да и они, признаться, меня не впечатлили). Посещение Алмазного фонда не предлагалось тогда по умолчанию.

Примерно в те же годы моя «блатная» подруга детства по привычному ей блату Алмазный фонд все-таки посетила и потом напустила на себя по этому поводу загадочность. Ей было это свойственно)).

В результате, много лет мне казалось, что внутри Кремля есть тайное место, куда вхожи одни лишь избранные. Как бы — музей-то он музей, да кто же его тебе даст (посетить). Ну, потом мнение я, конечно, поменяла, но в сознании Алмазный фонд прочно ассоциировался с затруднениями, иногда даже непреодолимыми.

Незадолго до начала своей движухи я увидела объяление о том, что в Кремле несколько месяцев будет проводиться временная выставка под названием «Элегантность и роскошь ар-деко». В названии выставки мне понравилось все: и элегантность, и роскошь и, особенно, ар-деко, будто рассыпающееся железнодорожными стеклянными шариками по твердому полу.

Я решила взять и совместить стеклянные шарики с разгадкой тайны алмазной комнаты. Сколько уже можно таиться?

Также я знала, что в Катином лице найду горячего сторонника любого кипеша, кроме голодовки, и мои ожидания оправдались. Катя подкинула третье место для проведения культурного досуга: выставку «Боги и герои Древней Греции» в Историческом музее, который находился неподалеку.

Наконец, четвертое место/времяпровождение нарисовалось само собой: обед в близлежащей «Столовой №57» в ГУМе.

Далее я занялась поисками и обнаружила две полезные статьи: «Как попасть в Кремль» и «Как попасть в Алмазный фонд», с пошаговыми инструкциями, согласно которым мы и действовали на протяжении всей поездки.

Как я потом говорила Кате, когда-то вся древняя Москва заключалась внутри крепостных стен: там, где теперь пусто — стояли деревянные домики с распаханными огородами под боком,

а в центре на площади высились храмы и княжеские палаты,

и значит, учитывая все наши перемещения, за день мы успели по крайней мере два раза обежать средневековый город по периметру.

Билеты в Алмазный фонд продаются в отдельной кассе, следуя определенному порядку: с 9.30 до 12.00 (по факту до 11.30) продаются билеты на утренние сеансы (имеются в виду организованные экскурсии каждые двадцать минут), а затем, с 13.00 — на вечерние. Мы подошли к кассам примерно в 11.30, и все билеты первой половины дня были уже проданы. При этом надо учитывать, что у нас был будний день (понедельник) несезонного месяца (декабря), к тому же, не попадающий в школьные каникулы.

В соседних кассах в это время продавались билеты на территорию Кремля и билеты в Оружейную палату. Мы купили билеты на территорию (они дополнительно предусматривали посещение выставки ар-деко) и пошли в Кремль коротать время до часу дня.

Выставка «Элегантность и роскошь ар-деко» располагалась в двух зданиях сразу и представляла собой демонстрацию некоторого набора платьев, шляпок, перчаток, пудрениц, портсигаров и бижутерии.

Фотографировать было нельзя, но я узнала об этом только, когда на меня гавкнули, а до того спокойно фотографировала.

После гавканья фотографировать уже не рискнула и достала старый добрый телефон, с которым можно было играть в шпиона.

Затем мы с Катей вышли за пределы крепостных стен в Александровский сад, где находилась касса (откуда мы пришли в самом начале).

Был уже второй час дня, и в кассе мы купили билеты в Алмазный фонд на ближайший сеанс, 14.40. В оставшееся до экскурсии время отправились обедать в ГУМ.

— Сфоткай меня на Красной площади для авы в ВК, — попросила Катя.

— Давай, — согласилась я.

Все фотографии моего чудного ребенка в контактике скрывают ее лицо. Капюшоном, волосами, ладонью, просто отворачивается… На мои вопросы «Почему?» отвечает важно и одновременно сдерживая смех: «Потому». Здесь, у Красной площади я обрадовалась, что наконец-то сделаю ей красивую фотку, на которой наконец-то ей будет что показать… Какое жестокое разочарование меня ожидало.

— Фоткай скорей!

— Катя, что за дурдом!

— Фоткай скорей, мама, мне тяжело так стоять!

Фотка набрала десяток лайков в первые же пять минут. Одноклассники ей сказали «Ты как прилетевший супермен».
)) Я махнула рукой и оставила ее в покое.

Мы зашли в ГУМ через центральный вход, свернули правее и поднялись на третий этаж, где в торце справа располагалась «Столовая № 57».

По сути — это обычное кафе самообслуживания, но очень чистое, в целом недорогое, предлагающее по-домашнему вкусные «столовские» блюда. Туда хорошо водить иностранцев, решивших проникнуться духом Советского Союза без ущерба для психики, и в то же время там хорошо поесть самому после многочасовой прогулки в окрестностях.

Меню на стене:

Мы с Катей взяли один на двоих крабовый салат, один борщ (порции приличные, и мы разделили то и другое). Она — картошку пюре с котлетой по-киевски, я — бефстроганов с рисом, два компота в граненых стаканах… к сожалению, смогли сесть только вплотную к стоящей очереди, потому что столовая пользовалось явной популярностью (хотя при желании, можно было походить по трем залам в поисках столика).

После обеда снова вернулись к Боровицкой башне, через которую осуществляется вход на территорию Кремля, опять прошли досмотр (в первый раз стояли в очереди около двадцати минут, во второй раз — минут семь), вошли и двинулись к зданию Оружейной палаты/Алмазного фонда.

Стоимость билетов, кстати, была следующая: на территорию Кремля (с выставкой «Ар-деко») взрослый 500р, студенческий 250р. В Алмазный фонд взрослый 500р, студенческий 100р.

Фотографировать внутри Фонда запрещено, причем, запрещается и многое другое. Посещение возможно только с экскурсией, оторваться от коллектива можно только в пределах трех-пяти метров, подходить к другой группе нельзя, стоять сзади экскурсовода нельзя, двери на выход из зала открываются сотрудниками извне только в положенное время, сзади на каждую группу внимательно смотрит еще один специально обученный сотрудник.

На сайте Алмазного фонда есть достойный виртуальный тур, не слишком сильно уступающий живому осмотру.

Лично мне понравились две вещи.

Во-первых, россыпь алмазов в трубках.

Мне жутко захотелось сунуть в трубки выпрямленные пальцы, как Амели в одноименном фильме в мешки с фасолью.

Во-вторых, сапфиры. Изумруды не понравились совершенно: я думала, будет невероятно насыщенный темно-зеленый цвет, они же напоминали выглаженные морем осколки от бутылок. Примерно та же ситуация была с рубинами. А вот сапфиры — просто красота, прямо-таки загипнотизировали меня. Была бы я куртизанкой — брала бы сапфировыми диадемами, или чем там еще можно было брать. Шутка.

Через 45 минут мы вышли и вернулись снова на Красную площадь, теперь в Исторический музей, смотреть на древнегреческую культуру. Здесь билет стоил 350р/100р.

Фотографировать тоже можно было только из-под полы.

Вот это, натурально, Артемида.

А это — Дионис.

У большей части статуй были отбиты носы, из чего я заключила, что древнегреческий носик был вещь тонкая и хрупкая, до остроты сужающаяся от ребрышка переносицы к кончику. .. если статую уронили варвары — не отколоться доминанте изящного профиля было невозможно.

Такая же фигня, судя по всему, случалась и с пальцами.

После осмотра выставки Катя устала настолько, что мы даже посидели в вестибюле минут десять. Я спросила ее «Ну что, в метро или снова в ГУМ?», на что Катя посмотрела на меня со страхом и спросила в свою очередь: «А ты бы могла еще и в ГУМ пойти?»

Легко. Но мы пошли, конечно, в метро, я не настолько маньяк. Доехали до Котельников, сели в автобус, через 2 часа 40 минут приехали в Рязань, где я отправила Катю одной маршруткой домой, а сама поехала другим маршрутом в Барс, купила там еды и забрала из постамата последнюю в заказе хлопковую домашнюю футболку.

Ура, вот он неоновый оттенок, который мне идет. Оранжево-розовый с «кислотностью», как говорили в начале девяностых. Буду носить.

Что-то еще домашнее делала, бодро и с песнями… По материнской ветке у бабушки была родственница, ставшая притчей во языцех и породившая своими действиями семейную поговорку «раз так — я за калиной пошла».

Сама история звучала следующим образом: «Вот упахаемся мы на огороде, еле до дома доползем. А она (кажется, это была свекровь прабабушки) спрашивает: — Таня, мы сегодня еще что-нибудь делать будем? — Нет, не будем, куда еще. — И тогда она весело и покладисто: — Ааа. Ладно. Тогда я за калиной схожу».

За калиной — это означало час в одну сторону, и час обратно, и сколько еще ту калину собирать…

Вот я как раз имела в себе достаточно сил отправиться за калиной. Встала в 6.40, с 10.30 до 17.30 ходила ногами, практически не присаживаясь, тряслась в жарком автобусе в другой город и обратно. То ли так воодушевляюще на меня подействовал целый день на свежем воздухе, то ли посильная физическая нагрузка и полное отсутствие умственной, то ли бесконечная смена приятных впечатлений.

***

Следующий раз я схожу на спектакль в студенческий театр «Переход».

Их репертуар регулярно попадается мне на глаза, и останавливает меня лишь расположение театра в спальном районе на другом конце города.

Самостоятельное посещение Алмазного фонда Москва

Диадема «Русское поле»

Алмазный фонд (Алмазный фонд) — один из музеев за мощными кремлевскими стенами. Несмотря на свое местонахождение, он официально не принадлежит Музеям Кремля и на официальном сайте почти нет информации о нем. Как будто его не существует…

Он не только существует, но и входит в тройку самых ценных коллекций в мире, наряду с Драгоценностями короны Великобритании и Драгоценностями императорской короны Ирана. Московский Алмазный фонд — это как бы «государство в государстве» со своими правилами, установленными Минфином.

Поскольку информация о нем в Интернете ограничена, а иногда и неточна, мы сочли необходимым уточнить некоторые вопросы и рассказать, как можно посетить Алмазный фонд самостоятельно.

Чтобы узнать, что на самом деле стоит увидеть в Алмазном фонде в Москве, см. Алмазный фонд Москва

Ключевая информация об Алмазном фонде России Посещение

  • Предварительная договоренность не требуется  для самостоятельных посещений.
  • Нет лимита билетов  для нерезидентов России! (есть определенные преимущества для иногородних 🙂
  • Билеты покупаются у входа в Алмазный фонд, внутри здания Оружейной палаты.
  • К сожалению, официальных групповых экскурсий на английском языке (только на русском) нет. Однако это означает, что вы можете посетить его в любое время, в часы работы Алмазного фонда.

 

Как найти правильный вход в Кремль

На выставку Алмазного фонда можно пройти через Боровицкую башню.

Алмазный фонд Москва Вход

Если вы идете от отеля Four Seasons и района Красной площади, пройдите через Александровский сад до конца Кремлевской стены. Это занимает около 8-10 минут.

Вы пройдете:

  • Могила Неизвестного солдата (Вечный огонь) – она будет слева от вас.
  • мост, соединяющий Кутафью башню (белую) с Кремлем. Кутафья башня — главный вход в Кремль.
  • касса Кремля – на фото ниже. Пропустите его и продолжайте движение в направлении зеленой стрелки, если вы не собираетесь посещать другие музеи или уже организовали одну из экскурсий по Кремлю на английском языке.
  • недавно установленный памятник императору Александру I (да, парк носит его имя).
Билетно-экскурсионное бюро Кремля

  

Памятник Александру I

 

Возможно, вам также будет интересно узнать о коллекции Фаберже, спрятанной в Оружейной палате Оружейная палата Кремля: Мир удивительного Фаберже

 

В конце Александровского сада вы увидите Боровицкую башню. Обычно на входе видна очередь — это говорит о том, что вы в нужном месте 🙂 

Боровицкая башня Вход в Кремль

  • Рюкзаки и большие сумки обязательно оставляйте в камере хранения в Кремле – смотрите ее расположение на картинке выше

На входе тщательно проверят вашу сумку (рюкзаки и большие сумки обязательно оставляйте в Кремлевской камере хранения), на вопрос о билете скажите, что вы посещаете Алмазный фонд. Вас пропустят через ворота без билета.

 

  • Иногда, когда у входа слишком много людей, вам предложат войти в Кремль через Кутафью башню (главный вход в Кремль). Хоть и придется немного пройтись пешком, но это все равно поможет сэкономить время и – даже если у вас нет билета на территорию Кремля – позволит посетить его бесплатно!

 

Для любого кладоискателя наша экскурсия с посещением Оружейной палаты будет отличной идеей!Частный тур в Кремль и Оружейную палату

 

Ближайшее к входу здание — Оружейная палата. Выставка, которую вы собираетесь посетить, находится внутри него, на первом этаже. На входе вас встретит один из кремлевских офицеров (какой сервис!), который еще раз спросит о цели визита.

На что обратить внимание:

  • иногда бывает очередь на входе в само здание (куда указывает зеленая стрелка). Вы НЕ должны быть в этой очереди. Граждане России могут посетить Алмазный фонд только с экскурсией, в определенное время входа и ждут ее. Иностранные путешественники могут войти в музей в любое время, в часы работы Алмазного фонда. Просто постарайтесь подойти поближе к входу, чтобы офицер Кремля заметил вас и пропустил внутрь.
  • для посещения Оружейной палаты Москвы или Территории Кремля и соборов нужны отдельные билеты.

 

Вход в Алмазный фонд Москва

Алмазный фонд Билеты и часы работы

Войдя внутрь, получите билет. В настоящее время она составляет 500 рублей на взрослого. Дети получают билеты со скидкой. В период с октября по апрель вам предложат оставить верхнюю одежду в гардеробе. Фотографировать внутри запрещено, к сожалению.

Для покупки билета нужны наличные (рубли). Кредитные карты в настоящее время не принимаются.

 

  • Алмазный фонд Москва Режим работы

Получите максимум удовольствия от посещения Кремля Посетите

Посещение музеев Кремля будет намного увлекательнее и намного проще с профессиональным и дружелюбным гидом. Забронируйте одну из наших экскурсий по Кремлю на английском языке!

Приятного посещения Алмазного фонда России!

Алмазный фонд Московского Кремля

История

Первая половина 18 века

Вторая половина 18-19 вв.

Первая половина 20 века

Вторая половина 20 века – начало 21 века

Алмазный фонд сегодня

Выставочная коллекция

Королевские драгоценности

Середина 18 века

Вторая половина 18 века

Первая треть 19 века

исторические камни

Драгоценные камни

Бриллианты

Заказы

Наггетс

Основные экспонаты

Интересные факты

Экскурсии

Правила посещения

Как туда добраться

Алмазный фонд Московского Кремля на карте

Алмазный фонд — уникальная выставка бесценных экспонатов, расположенная на территории Московского Кремля. В экспозиции представлены шедевры ювелирного искусства XVIII-XX веков, единственные в своем роде экземпляры драгоценных камней и образцы драгоценных металлов. Каждый обитатель выставки имеет художественное, материальное, но прежде всего историческое значение. Экспозиция начала свою работу в 1967 в Оружейной палате, но первые предметы коллекции были собраны Петром I. Сейчас двери выставки открыты для посещения всеми желающими согласно установленному режиму посещения.

История

Корни создания Алмазного фонда уходят во времена царствования Петра Великого, когда на основании указа 1719 г. и королевские реликвии начали свою работу. Камерная коллегия имела полный перечень орденов, всевозможных наград, подарков царственным особам, государственных регалий. Здесь же был описан порядок их хранения в Петербурге.

Фактически своим указом Петр I признал и юридически определил Казну, или, другими словами, Императорскую Рентерию, вместилищем наиболее значительных ценностей императорского двора, принадлежавших многим поколениям королевские семьи. При каждом последующем монархе казна постоянно обогащалась, но более значительным был вклад Елизаветы и Екатерины II. Во времена их правления русский двор отличался удивительной роскошью и считался одним из самых пышных в Европе.

В частности, при Екатерине II казна пополнялась уникальными образцами самоцветов и драгоценных камней, а также важнейшими символами власти. В 1764 году в бывшей спальне императрицы была построена отдельная палата для сохранения имущества, получившая название «Алмазная комната», где долгое время жили бесценные экспонаты.

В начале Первой мировой войны содержимое казны было спешно перевезено в Москву и помещено в Оружейную палату Кремля. Чуть позже была произведена полная опись предметов коллекции, подтверждена их ценность и величайшее культурное значение. В 1924 декабря казна была определена как Алмазный фонд страны и передана в ведение Государственной казны ценных бумаг.

Первая половина XVIII века

В 1719 году император Петр I издал указ о создании Алмазной комнаты. Здесь должны были храниться драгоценности, принадлежавшие императорской короне. Специально созданная камерная коллегия провела опись имеющихся ценностей — символов царской власти — и определила порядок и место их хранения. Чуть позже эти требования распространились и на другие королевские драгоценности. Каждая последующая доска вносила коррективы в составленные правила.

Вторая половина XVIII-XIX вв.

Для хранения коронных драгоценностей было выделено специальное помещение. Обычно это была спальня императора или императрицы. Такая комната стала называться Алмазной или Алмазной комнатой. Во времена правления женщин коронные драгоценности стали особенно дорогими и изысканными. Опочивальня Екатерины Великой стала самым дорогим личным кабинетом в истории Российской империи. Для создания интерьера, сочетающегося с драгоценностями, был приглашен известный архитектор Фельтен.

Первая половина 20 века

В начале ХХ века фронт находился совсем недалеко от столицы империи. Поэтому было принято решение эвакуировать Бриллиантовую комнату в Москву. Несмотря на спешку, мероприятие было проведено с особой тщательностью и вниманием к раритетам. Сохранилась даже опись 1898 года, которая впоследствии послужила основой для дальнейших исследований.

В это время к коронным ценностям прибавились документы:

Ценности перемещены в Оружейную палату (коронный зал) Кремля.

Вторая половина 20 века – начало 21 века

До 1967 года королевские драгоценности не выставлялись на всеобщее обозрение. Лишь в ноябре 1967 года, к годовщине революции, правительство решило организовать временную выставку. Его показали гостям, приехавшим в Москву на торжества. Предполагалось, что раритеты будут экспонироваться в течение года, а затем возвращены на постоянное хранение. Но за короткое время выставка стала очень популярной. Поэтому правительство решило организовать постоянную выставку.

К этому времени коллекция Гохрана пополнилась новыми единицами хранения:

Наряду с коронными драгоценностями общественность может ознакомиться с уникальной Минералогической коллекцией, которую собирала Екатерина Великая.

Алмазный фонд сегодня

Двери залов открылись в 1967 году. И хотя изначально показ экспонатов должен был носить временный характер, мероприятие стало самым масштабным явлением в культурной жизни не только страны, но и весь мир. Поэтому постановлением правительства было принято решение преобразовать экспозицию в обычную выставку, открытую для посещения.

Сегодня уникальная экспозиция размещена в двух залах. В первом можно увидеть следующие экспонаты:

Во втором зале представлены экспонаты преимущественно исторического значения, в том числе символы власти и другие реликвии. Здесь же можно найти работы мастеров-ювелиров 18-19 веков.

Выставочная коллекция

Коллекция – это собрание уникальных предметов, имеющих не только материальную, научную и художественную, но и историческую ценность.

Здесь вы можете увидеть:

Фонд входит в состав Гохрана. Это не только интересная выставка. Здесь ведутся исследовательские работы. Поэтому экскурсии, проводимые сотрудниками, чрезвычайно интересны.

Драгоценности короны

Драгоценности короны — это раритеты, которые в свое время показывали богатство и значимость империи. Они известны во всем мире. Коллекция содержит:

Эти предметы можно увидеть во время посещения экспозиции.

Середина 18 века

Специалисты без труда узнают работы ювелиров этого исторического периода. Изделия передают радость и свет, им свойственна асимметрия и тщательность исполнения. Жемчужиной выставки является букет императрицы Елизаветы Петровны. Это цветы из драгоценных металлов и камней – ирисы, незабудки, нарциссы и шиповник.

Стебли такие тонкие, что при малейшем движении дрожат и гнутся, как в букете живых цветов. Чтобы наполнить изделие цветом, под каждый бриллиант мастер подложил тонкие листы яркой фольги.
В бутон ириса вставлен бледно-сиреневый бриллиант. Это редкий природный минерал. Его вес составляет почти 16 карат.

Вторая половина XVIII века

Фото: Сергей Прянечников

В это время мастерство ювелиров достигло своего апогея. Они умело обращались с огранкой, подчеркивая природную красоту драгоценных камней и игру света. Историки называют вторую половину 18 века веком алмаза. Гости не проходят мимо портбукета. Он изготовлен из золота с покрытием из зеленой эмали.

Роль нити выполняет пояс из бриллиантов. Пояс настолько изящный, что создается иллюзия мягкой ткани. Вся композиция предназначена для ношения живых цветов. Внутренняя полость заполнялась водой, которая питала настоящие растения. Портбукет оснащен застежкой, которая надежно удерживает изделие на вечернем платье.

Первая треть XIX века

В этот период в Российской империи вошли в моду диадемы. Они имели треугольную форму, как бы повторяя традиционный кокошник. Именно в это время стали популярны изделия домов Boucheron и Cartier. Традиции сохранились до начала ХХ века. Они настолько вошли в жизнь высшего света страны, что их стали называть русскими тиарами.

В экспозиции представлена ​​диадема Марии Федоровны, супруги императора Павла Петровича. Тиара полностью соответствует русскому треугольному кокошнику. Алмазы имеют каплевидную форму, они подвижны. Когда императрица повернула голову, бриллианты замерцали ярким светом. Главной особенностью изделия является розовый бриллиант. Его вес составляет более 13 карат. Драгоценность расположена в самом центре тиары.

исторические камни

На выставке представлены 7 бриллиантов, которые известны во всем мире. Среди них 4 драгоценных камня и 3 бриллианта. Самый популярный экспонат – бриллиант Орлов, венчающий коронационную драгоценность – скипетр, изготовленный для императрицы Екатерины.

Второй по популярности раритет — редчайший изумруд короны Великой Княгини, супруги Великого Князя Константина. Имеет смешанный зелено-голубой цвет. Изумруд вставлен в брошь. Его окружает гирлянда из виноградных листьев с бриллиантовыми вставками. Предположительно самоцвет был найден в Колумбии в 15-16 веках. В Европу его завезли конкистадоры.

Камни

Коллекция фонда имеет богатую экспозицию драгоценных камней. Минералы могут похвастаться не только уникальностью и элегантностью, но и сложной историей. Малиновый турмалин, внешне напоминающий гроздь винограда, неизменно принадлежал разным королевским домам. Исследователи предполагают, что родиной раритета является Бирма. Дальше началось путешествие минерала:

Алмазы

Общеизвестно правило присвоения имен собственных найденным минералам массой более 20 карат. Обычно бриллианты называют в честь какой-то исторической даты, памятного события или имени известного человека. Коллекция имеет не только материальную, но и художественную ценность.

Минералы, обнаруженные на территории России в разное время, позволяют ученым максимально точно определить условия их образования. Интерес представляет алмаз XXVI съезда КПСС, который был найден в 1980 в открытой кимберлитовой трубке «Мир». Раритет был назван в честь будущего XXV1 съезда Коммунистической партии Советского Союза.

Ордена

В царской России особым почетом пользовались ордена членов императорской фамилии. Над изделиями работали лучшие ювелиры, они использовали уникальные украшения и чистейшие металлы. Поэтому такие заказы существенно отличаются от аналогичных. Самым известным среди артефактов является Орден святого апостола Андрея Первозванного.

Награда была учреждена Петром Великим и до Октябрьской революции имела высшее достоинство. Апостол Андрей первым пришел в земли, где жили предки русских, с крестом. Его изображение помещено на гербе Российской империи. Орден Андрея Первозванного стал не только высшей наградой, но и одним из символов могущества династии Романовых.

Самородки

С 19 века Россия является крупнейшей страной в области добычи золота. Но найденные самородки редко сохраняются в неизменном виде: их отправляют на переплавку. Исключение составляют самые крупные: они пополняют коллекцию раритетов.

Но важно понимать: самородки имеют не только материальную, но и научную ценность. Сотрудники фонда изучают их состав, делают выводы о стоимости того или иного вклада. В их распоряжении 101 экспонат. Посетителей привлекает верблюжий самородок. Его масса более 9 кг. Он действительно напоминает одногорбого верблюда. Раритет был обнаружен на Колыме в 40-х годах прошлого века.

Основные экспонаты

В список основных и наиболее впечатляющих экспонатов Алмазного фонда входят коронационные регалии:

  1. Большая императорская корона. Подготовлено к свадьбе Екатерины II в 1762 году. Авторы — придворные мастера Позье и Эккарт, которым удалось создать шедевр всего за 2 месяца. Корона считалась главным символом власти до 1917 года. Каждый новый монарх короновался ей
  2. раз.

  3. Малая императорская корона. Создан по образу Великой Короны в 1801 году для второй половины Александра I – Елизаветы Алексеевны
  4. Имперский скипетр. Изготовлен в начале 1770-х годов по заказу Екатерины II
  5. Имперское государство. Он был создан совместно с Большой Царской Короной по указанию Екатерины II. Дополнительное название регалии «Королевское яблоко»
  6. .

  7. Знак и звезда ордена Апостола Андрея Первозванного. Награда считается высшим проявлением благодарности за какие-либо заслуги в России.

Помимо символов власти, особого внимания заслуживают семь камней, историческое значение которых не вызывает сомнений. Список включает:

Уже сегодня коллекция фонда пополнилась алмазами, найденными на якутских рудниках. Основными бриллиантами считаются «Великая инициатива», «Большая Медведица», «Прогресс», «50 лет СССР» и др.

Интересные факты

Рентерия (комната для хранения коронных ценностей) могла быть открыта только по указанию императора. При этом должны были присутствовать 3 человека: рентмейстер, советник палаты и председатель палаты9.0003

Первая инвентаризация была проведена во времена Екатерины Великой. Ценности кроны были описаны, измерены и внесены в реестр.

Алмазная комната была частью личных покоев монархов. Николай 1 перевел его в разряд служебных помещений.

После Октябрьского переворота коронные ценности были переданы в Гохран по приказу Ленина. Для описи использована опись 1898 года.

В 1922 году в Гохране работала специальная комиссия. Ценности были заново описаны. Некоторые были объявлены неважными для государства. Начались кражи и бездарная продажа раритетов. Только в 1936 по приказу Сталина варварские действия прекратились.

Экскурсии

Посетить экспозицию можно только в составе организованной группы от 20 человек. Продолжительность мероприятия 45 минут. За это время опытный гид проведет вас по залам и расскажет о хранящихся реликвиях. Граждане России не могут самостоятельно изучить выставку.

Правила посещения

Посетители, приходящие на экспозицию, обязаны соблюдать правила, установленные администрацией:

Граждане, нарушающие установленные правила, подлежат выселению с территории экспозиции.
Билеты рекомендуется приобретать в кассах Московского Кремля. Администрация не гарантирует посещение выставки по билетам, купленным на сторонних сайтах.

Как добраться

Экспозиция расположена на территории Московского Кремля. Добраться сюда можно пешком от станций метро «Боровицкая», «Александровский сад», «Библиотека им. Ленина. Вход в Кремль через Боровицкие ворота. Детям до 6 лет вход на выставку запрещен. Фото и видеосъемка здесь запрещена, а также рекомендуется выключить мобильные телефоны перед началом экскурсии.

Время работы выставки с 10.00 до 17.20, кроме четверга. Сеансы проводятся с интервалом в 20 минут. Обеденный перерыв с 13.00 до 14.00. Стоимость билета 500 рублей. Для школьников, студентов и пенсионеров при предъявлении подтверждающих документов – 100 руб.

Выставка «Алмазный фонд» по праву считается сокровищницей России. Здесь можно найти уникальные и поражающие великолепием украшения, драгоценные камни, царские регалии, собранные во времена правления российских монархов, начиная с Петра Великого. Экспозиция продолжает расти и по сей день, пополняясь работами современных ювелиров и уникальными камнями, добытыми в стране.