Содержание
Триумфальная арка на Московском проспекте в Петербурге. Московские ворота. История, как добраться.
- Туры в Петербург
- Речные круизы
- Туры по России
- Для школьников
- Корпоратив
- Загородный отдых
Обхорные экскурсии по Петербургу
Московские триумфальные ворота встречают туристов, приезжающих в центр по дороге из Пулковского аэропорта.
Они находятся далеко от основных экскурсионных маршрутов, но те, кто едут на загородную экскурсию в Царское село, Павловск или Гатчину обязательно проезжают по площади, которая так и называется «Московские ворота».
Возраст триумфальной арки давно перешагнул за 150 лет….
Московские триумфальные ворота установлены в память побед в сражениях в Персии, Турции и подавлении восстания в Польше.
Приказ на создание монумента отдавал лично Николай Второй. Место установки — на Московском шоссе (в те годы — Царскосельская дорога).
Проект начали разрабатывать в 1834 году, а завершено строительство было спустя четыре года. Работы вели скульптор Орловский и архитектор Стасов.
Сначала предполагалось установить ворота у Обводного канала, так как они должны были стать въездом в город, но Санкт-Петербург так стремительно рос, что граница была перенесена дальше, и в след за ней – место установки триумфальной арки.
Редкий случай — был создан макет в натуральную величину прямо на месте предполагаемого расположения памятника.
Очевидно, арке придавали большое значение, и посчитали, что только натуральный размер мог дать точное представление о возможных недостатках композиции. Но недостатков не было, и Император одобрил арку в таком виде.
В сентябре того же, 1834 года был торжественно заложен первый камень в фундамент будущих Триумфальных ворот.
Курировал работы сам Николай Первый. Посвятительную надпись на воротах он написал собственноручно: «Победоносным Российским войскам в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши».
В Петербурге много по-настоящему уникальных памятников и архитектурных сооружений. Московские триумфальные ворота не стали исключением.
Это самая большая в мире постройка из чугунных деталей. В высоту ворота составляют 23 метра, а в длину – 36.
Выполнены они в виде портика из 12 колонн, высотой 15 метров и более двух метров в диаметре. Аттик, завершающий портик, украшен военной символикой и горельефами с изображением гениев Славы.
Все украшения выполнены скульптором Орловским.
Торжественное открытие Триумфальных ворот состоялось 16 октября 1838 года. Они стали последним творением скульптора Стасова.
В 1936 году, когда планировалось перенести центр города южнее, ворота разобрали, чтобы вновь установить их на новом месте. Но Великая Отечественная помешала воплотить эти планы в жизнь.
Во время войны чугунные элементы использовали для строительства противотанковых сооружений, устанавливаемых на въездах в Ленинград.
Восстановили Московские триумфальные ворота только в 1961 году.
Первую и пока единственную реставрацию они пережили в 2000-2001 годах.
Как добраться:
Метро Московские ворота выходят прямо на одноименную площадь, где стоит арка.
Прямого подхода к арке нет, так как она стоит в центре площади, со всех сторон окруженной автомобильным движением.
Другие памятники в Петербурге:
Ленин Финляндского вокзала
Ростральные колонны
Медный Всадник
Памятник Николаю Первому
Заяц у Петропавловской крепости
Монумент защитникам Ленинграда
<<
© 2009-2022 Туристическая компания Арина.
Туроператор по Санкт-Петербургу и Северо-Западу России
Войти
Вверх
Московские триумфальные ворота (Триумфальная арка) (Москва)
Московские триумфальные ворота в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Сооружены в 1829 – 1834 гг. по проекту архитектора Осипа Ивановича Бове, скульпторов Ивана Петровича Витали, Ивана Тимофеевича Тимофеева. Восстановлены в 1968 году.
Описание Триумфальной арки
Московские триумфальные ворота представляют собой однопролетную арку с шестью парами 12-метровых чугунных колонн, расположенных вокруг двух арочных опор – пилонов. Сооружение обращено лицевой стороной к въезду в Москву по старой традиции, согласно которой триумфальные ворота были главным фасадом к ведущей в город дороге.
Между парами колонн в нишах установлены литые фигуры воинов в древнерусских доспехах на высоких постаментах. В верхней части пилонов, над фигурами воинов, расположены горельефы: «Изгнание французов» (первоначальное название — «Изгнание галлов из Москвы») и «Освобожденная Москва». По периметру карниза – гербы административных районов России, жители которых участвовали в борьбе с врагом. Над карнизом – аллегорические статуи богинь Побед в сидящей позе, с венками и скипетрами в руках, у ног которых сложены военные трофеи.
Арка увенчана колесницей Славы – шестеркой коней и колесницей с восстающей на ней крылатой богиней Победы с высоко поднятым в правой руке лавровым венком, венчающим победителей. На главном фасаде вмурованная чугунная плита с текстом закладной доски 1829 года (см. «История Триумфальной арки»).
Высота Триумфальной арки – 28 метров.
История Триумфальной арки
Триумфальная арка была сооружена в середине 1814 года к торжественной встрече русских войск, возвращавшихся из Западной Европы с победой. Первоначально арка была деревянной и была установлена у Тверской заставы (в районе нынешнего Белорусского вокзала). Деревянное сооружение было недолговечным и быстро ветшало, в 1826 году было принято решение о постройке каменной Триумфальной арки.
Новый проект был разработан Осипом Ивановичем Бове и принят в апреле 1829 года. 17 августа 1829 года состоялась торжественная закладка каменной арки. Надпись на бронзовой доске, вмурованной в основание будущего памятника, гласила: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».
Строительство Триумфальных ворот продолжалось 5 лет и было закончено в 1834 году, 20 сентября 1834 года состоялось их торжественное открытие. Митрополит московский отказался освятить памятник из-за присутствия на нем скульптурных изображений мифологических богов.
В 1936 году было принято решение о реконструкции площади у Белорусского вокзала с целью расширения дороги от улицы Горького до Ленинградского шоссе. Триумфальные ворота были разобраны, скульптуры и убранство арки были переданы в Музей архитектуры имени А. В. Щусева на территории бывшего Донского монастыря.
Через тридцать лет в 1966 году Триумфальную арку было решено восстановить на новом месте – на Кутузовском проспекте. Проект был разработан 7-й мастерской «Моспроекта-3». Коллективу реставраторов под руководством В. Либсона по сохранившимся фотографиям и рисункам предстояло воссоздать первоначальный облик арки. Скульпторами-реставраторами Производственно-художественного комбината Министерства культуры СССР было подготовлено более 150 моделей – точных копий элементов декора, работы по отливке которых в металле были выполнены на Мытищинском заводе. 12 чугунных 12-метровых колонн (весом 16 тонн каждая) были отлиты на заводе «Станколит» по фрагментам единственной сохранившейся колонны. После утверждения проекта реконструкции въездной площади на Кутузовский проспект Исполкомом Моссовета, началось сооружение арки, которое велось силами 37-го строительного управления треста строительства набережных и мостов.
Работы по сооружению Триумфальных ворот на Площади Победы были закончены 6 ноября 1968 года.
Московские ворота в Санкт-Петербурге, Россия
Московские Триумфальные ворота (1834-38 гг.) были возведены в память о победе русских в русско-турецкой войне 1828 года. Сначала городские власти планировали разместить Триумфальные ворота Обводным каналом, но по мере расширения границы города на юг место для ворот было перенесено на пересечение Московского шоссе и Лиговского канала. Таким образом, ворота стали не только триумфальным сооружением, но и впечатляющими воротами в имперскую столицу.
Также по обеим сторонам шоссе на въезде в город были возведены два поста охраны, служившие постами вековой стражи.
Известный русский архитектор-классик Василий Стасов спроектировал Московские Триумфальные ворота. Фактически, он изначально разработал два разных проекта ворот, прежде чем была возведена модель одного из проектов в натуральную величину, и проект был утвержден 14 сентября 1834 года. В следующем году русский скульптор-классик Борис Орловский, который также создал памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли в Петербурге в 1828-36 гг. , разработал модели скульптурных деталей ворот, в том числе военные трофеи и фигуры гениев.
В качестве основного материала для изготовления ворот был выбран чугун. Отливки торцов колонн и стен, расположенных над карнизами, поковка из листов меди деталей скульптуры, в том числе фигур гениев, трофеи и верхние части колонн были изготовлены на местном заводе. Чугунные блоки для колонн также были отлиты на другом местном заводе.
Каждая колонна состояла из девяти отдельных блоков вместе со стволами и верхними частями колонн. На самом деле все 12 колонн вместе весили примерно 450 тонн. Первая колонна была возведена 14 июля 1836 года. Ворота открылись через два года, 16 октября 1838 года. В то время Московские ворота были самым большим в мире сооружением из чугуна.
Монументальный портик из мощных колонн символизировал величие и славу русской армии. Тема победы в войне была дополнительно подчеркнута скульптурными композициями из военных трофеев из знаков и оружия.
Более того, архитектурным новшеством того времени считалось использование фриза из 30 скульптурных фигур гения, изготовленных из медных листов по семи разным моделям в Московских Триумфальных воротах.
Возможно, вторя сути самой победы русской армии, главной идеей за воротами была грубая и простая сила. Эта концепция присуща и большинству проектов Стасова в Петербурге, в том числе зданию Ленэнерго (1817-21), Троицкому (1827-29) и Троицкий (1828-35) соборы и Нарвские Триумфальные ворота (1827-34).
Частично благодаря искусственно поднятому фундаменту Московские Триумфальные ворота возвышаются над ближайшими окрестностями, а их строгий и лаконичный силуэт виден с большого расстояния.
Наряду с высоким художественным значением архитектурного замысла в памятнике просматривается и большой талант Стасова. Действительно, он справился с очень сложной задачей по созданию уникального мемориала, который также свидетельствовал о высоком уровне русской строительной техники и литья того времени.
Судьба Московских Триумфальных ворот неразрывно связана с историей города. В период концентрации сталинской власти над ленинградским руководством исторические и символические ворота были демонтированы в 1936 году. А в 1941 году, когда гитлеровцы подошли к окраинам Ленинграда, в свидетельство большой изобретательности города чугунные блоки ворот были использованы при создании противотанкового оборонительного сооружения у южной границы города, которое должно было помочь отразить нападение гитлеровцев во время блокады. Наконец, после того, как война была выиграна и город восстанавливался, воротам вернули прежнее великолепие в период 19 века.58-60. Группе реставраторов под руководством архитектора И. Капцюга удалось восстановить большую часть утраченных скульптурных деталей памятника. Более того, новые колонны, фризы и карнизы были заново отлиты на местном Кировском заводе.
Адрес: Площадь Московские Ворота.
Мемориал. Триумфальная арка в Москве.
В середине 1814 года у Тверских ворот (в конце современной улицы Горького) была построена деревянная Триумфальная арка для торжественной встречи с победоносными русскими войсками, возвращавшимися из Западной Европы. Памятник быстро обветшал и через двенадцать лет, в 1826 году, было принято решение заменить деревянную Триумфальную арку на каменную. В том же году выдающийся русский архитектор Осип Бове разработал проект. Но решение о новой планировке парадной площади на въезде в Москву из Петербурга было принято, и первоначальный проект нуждался в корректировке. Новый вариант, над которым Бове работал почти два года, был принят в апреле 1829 г..
Церемония закладки камня состоялась в том же году 17 августа. В основание будущего памятника была замурована бронзовая плита с надписью: «Эти Триумфальные ворота построены в память о победе русских воинов в 1814 г. и восстановление великолепных памятников и зданий нашей столицы Москвы, разрушенных в 1812 г. нашествием галлов и двухсот языков с ними».
Строительство Триумфальной арки (первого и единственного памятника, возведенного после войны 1812 года в Москве в виде арки) затянулось на пять лет из-за безденежья и равнодушия городских властей. Только 20 сентября 1834 года состоялось открытие этого самобытного памятника, отражавшего военную мощь, славу и величие России и героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий и выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и руин», как было написано на одной из надписей на арке.
Триумфальная арка простояла у Тверских ворот 102 года. В 1936 году Советское правительство решило перепланировать площадь у Белорусского вокзала и расширить ее, чтобы разгрузить транспортное сообщение между улицей Горького и Ленинградским шоссе. Были снесены Триумфальная арка, караульные помещения (здания для военных постов) и остатки кованой ограды. Богатое скульптурное убранство арки хранилось 32 года в филиале Щусевского архитектурного музея на территории бывшего Донского монастыря. Даже сейчас можно увидеть справа от северного входа в Большой собор фрагменты старинной лепнины, чугунные плиты с рельефами воинских доспехов и геральдическими знаками, основание и капитель одной из колонн.
В 1966 году Московский Совет депутатов труда принял решение о реконструкции Триумфальной арки на новом месте. Детали проекта прорабатывала архитектурная группа Седьмой мастерской «Моспроекта-3». Задача перед ними стояла непростая: в одном из карнизов, венчавших арку, нужно было разместить 1276 самостоятельных деталей. Перед архитекторами, художниками и инженерами стояла задача воссоздать первоначальный вид памятника по сохранившимся обмерам, чертежам и фотографиям и восполнить недостающие элементы орнамента. За дело взялся под руководством одного из старейшин московской реставрации В. Либсона головной коллектив реставраторов в составе архитекторов Д. Кульчинского и И. Рубена, инженеров М. Гранкиной и А. Рубцовой.
Скульпторы-реставраторы Художественно-промышленного комбината Министерства культуры СССР (тот, что на улице Профсоюзной) внимательно изучили архивные материалы и подготовили гипсовые слепки и формы для деталей, которые необходимо было отлить заново. Было изготовлено более 150 моделей, каждая из которых является точной копией отреставрированного декоративного элемента.
Опытные мастера художественного литья в гипсовых формах заново отлили отдельные фигуры, утраченные части воинских доспехов, гербы древнерусских городов, а также рельефы с воинской атрибутикой взамен оригиналов, находившихся собран в стенах вестибюля музея-панорамы «Бородинская битва» в 1962.
Охотники приложили немало усилий для отливки. Потребовалось большое мастерство, чтобы собрать из незаконченных деталей рельефы со сценами античных воинов и пирамиды воинских доспехов, восстановить утраченные фрагменты чугунных «полотен» Триумфальной арки.
Вопрос о новом месте для размещения арки и масштабах реставрационных работ вызвал много споров и предложений. Некоторые считали, что Триумфальную арку нужно восстановить на Ленинградском шоссе, недалеко от Белорусского вокзала. Другие предлагали перенести арку за черту города на Поклонную гору и восстановить ее в том виде, в каком она была создана Бове, с симметрично расположенными по обеим сторонам арки небольшими, богато украшенными гауптвахтами. Подобно мощным крыльям, караульные помещения были соединены с телом арки ажурной кованой решеткой. Этот ансамбль стал удачным архитектурным завершением одной из главных московских магистралей. Однако архитекторы Четвертой мастерской «Моспроекта-1», решившие жилищные проблемы, были убеждены в необходимости восстановления Триумфальных ворот как памятника, без гауптвахты, на въездной площади Кутузовского проспекта.
Проблема установки этого грандиозного памятника не ограничивалась выбором места на Кутузовском проспекте. Если Бове поместил арку на окраине столицы, среди небольших зданий, где она выступала центром архитектурной композиции, то перед современными градостроителями стояла задача встроить монумент в сложившийся городской ландшафт, среди высотных зданий, высота намного превышала высоту арки. Необходимо было разместить памятник так, чтобы его не окружали многоэтажки и он не терялся между ними, а уникальное декоративное назначение арки было видно издалека. Архитекторы нашли самое подходящее место на нынешней площади Победы. На этот раз Триумфальную арку предполагалось возвести без караульных помещений и перил. Он должен был быть построен не как свод ворот с проходом через них, а как отдельно стоящий памятник, вокруг которого с обеих сторон обтекал бы транспортный поток, чтобы он объединял и украшал пространство между окружающими зданиями и в то же время время не слилось с ним..
После того, как исполком Моссовета одобрил реконструкцию въездной площади на Кутузовском проспекте, строители приступили к работе. Перед ними стояла задача сделать абсолютно ровной поверхность вокруг будущей арки, сровнять с землей возвышенность у Старо-Можайского шоссе, построить новый проезд шириной 15 метров для транспорта и построить подземный переход, соединяющий обе стороны проспекта с полоса посередине, где арка должна была быть поднята.
900:30 Возведение памятника с любовью выполняли облицовщики, бетонщики, слесари, каменотесы и сварщики 37-го строительного треста доков и мостов.
6 ноября 1968 года замечательное творение Бове обрело вторую жизнь. Трудом проектировщиков, реставраторов и строителей реконструирован самый грандиозный памятник Москвы в честь побед русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Ныне Триумфальная арка стоит на площади Победы, недалеко от Поклонной горы, образуя единый историко-мемориальный комплекс с музеем-панорамой «Бородинская битва», «Кутузовской избой» и рядом другие памятники.
Лицевая сторона арки обращена к въезду в столицу. Размещая его таким образом, архитекторы соблюдали старинную традицию, согласно которой главные фасады триумфальных ворот и арок всегда обращены к дороге, ведущей в город.
Основание памятника образует однопролетная арка с шестью парами 12-метровых чугунных столбов пышного коринфского ордера, расположенных вокруг двух арочных опор (или пилонов). Столбы весом 16 тонн каждый были заново отлиты московским заводом «Станколит» из деталей единственного сохранившегося старого столба. Между каждой парой столбов, в образованных ими нишах, на высоких пьедесталах видны мощные литые фигуры воинов с сердцевидными панелями и длинными копьями, в старинных русских кольчугах и шлемах, с накинутыми на плечи плащами в манера римских мантий. Бородатые лица воинов суровы и выразительны. Ритмичные, несколько искусственные позы воинов и их облегающие туники римского типа отдают дань господствующему классическому стилю начала XIX века.
Над фигурами воинов, на верхней части пилонов, искусно исполнены, изящны и полны динамизма горельефы. В рельефе «Изгнание французов», названном создателями «Изгнание галлов из Москвы» или «Избиение двухсот языков», можно увидеть рукопашный бой на фоне зубчатой Кремлевской стены. Русские воины в старинных доспехах, неудержимо приближаясь плотными рядами справа, теснят врага, войско которого бежит, бросая оружие. На переднем плане можно увидеть русского воина. В левой руке он держит круглый щит с гербом России. Взмахом правой руки он заносит меч над поверженным врагом. Эта реалистичная фигура русского воина олицетворяет мощь народа России, поднявшегося на борьбу с завоевателем. Вражеский ужас и чувство обреченности противостоят твердой уверенности и безграничной решимости русских воинов, освободителей Москвы. Выразительно выполнена фигура павшего вражеского воина с обнажённой грудью.
Мастерски решена задача композиции. Впечатление движения усиливается созданием пространственной глубины. Фигуры на переднем плане и в глубине рельефа различаются по размеру, а ближайшие к зрителю фигуры представляют собой почти самостоятельные скульптуры. Однако это не мешает горельефу удачно вписаться в плоскость стены Триумфальной арки. Здесь условность и реальность сливаются воедино. Рельеф выполнен с большим патриотическим чувством, страстью и глубоко жизненным мастерством.
Другой горельеф «Освобожденная Москва» выполнен в более спокойной манере. Лежащая русская красавица олицетворяет Москву. В руке она держит щит со старинным московским гербом, на котором изображен святой Георгий, убивающий змея. Она одета в платье и мантию крестьянки, а ее голову украшает небольшая корона. Правую руку она протягивает императору Александру I. Его можно увидеть в богатом наряде римского императора. Эти центральные фигуры окружены изображениями Геракла с дубиной на правом плече, Минервы, старика, женщины и юноши. Позади них зубчатая Кремлевская стена служит фоном.
В одежде фигур можно увидеть сочетание русских национальных черт с античными, как это было и на предыдущем рельефе. Без сомнения, этот горельеф значительно уступает «Изгнанию французов», хотя по своей направленности они сходны друг с другом, выходя за традиционные рамки классицизма и приобретая черты романтизма.
Традиционные фигуры Славы, трубящие о победе, парят в пилонах над изгибом арки. По всему периметру сильно выступающего карниза размещены гербы всех административных областей России, жители которых участвовали в борьбе с захватчиками.
На карнизе аллегорические статуи Победы, застывшие в спокойных позах, отчетливо выделяются на фоне светлого фойе мансарды. Сидящие фигуры ориентированы строго по вертикали с вертикалями пилонов, как бы венчая каждую пару столбов. У ног Победы нагромождены военные трофеи. Классически суровые лица оживляются легкими улыбками.
Арку венчает колесница Славы, которая как бы летит над аттиком арки. Шесть коней, двигаясь размеренными шагами, влекут колесницу. В колеснице гордо стоит крылатая богиня Победы. С высоко поднятыми лаврами в правой руке она венчает победителей. Твердые, округлые формы ее тела источают энергию. Взгляд этой древнегреческой богини обращен ко всем, кто входит в столицу. Она как бы спешит вперед, чтобы возвестить им радостную весть о победе русского оружия.
Интересно отметить, что митрополит Московский отказался освятить Триумфальную арку при ее открытии в 1834 году из-за наличия на ней скульптурных изображений мифологических богов.
В центре чердака, над дорогой, по обеим сторонам арки видны мемориальные доски с надписями. Надпись на той, что обращена к городу, состоит из слов М. Кутузова, обращенных в 1812 г. к русским войскам: «Прошел сей славный год. Что не минует, что не умолкнет, славные дела и подвиги, совершенные в этом году. Своей кровью вы спасли Отечество. Храбрые и победоносные войска! Каждый из вас – спаситель Отечества, и с этим именем вас приветствует Россия». На главном фасаде повторяется текст врезной таблички. Читая эти строки, мы, потомки героев 1812 года в пятом поколении, теряем ощущение времени и словно стоим бок о бок с теми, кто сражался под стенами Москвы, кто поднимал город из руин. , совершивших свой ратный и трудовой подвиг более 160 лет назад.
Стены арки облицованы белым камнем, добытым под Москвой в селе Татарово. В свое время Бове частично использовал белый камень, отделывавший реконструированный в то время Мытишинский водопровод. Умелое сочетание в одном памятнике разнообразных материалов и контрастных цветов — черной чугунной лепнины и белого камня — усиливает художественную выразительность памятника.
В этом памятнике архитектурная и скульптурная концепции находятся в абсолютном единстве. Расположение скульптур арки, задуманное и выполненное виртуозно, учитывает игру света и тени. В этом легко убедиться, если обойти арку на восходе или на закате, то есть при ее максимальном освещении. Столбы и фигуры воинов не соприкасаются со стенками арки, поэтому свет как бы обтекает их и, отражаясь от белых стен, дополнительно освещает сзади и сбоку черные фигуры.
Создатели также великолепно решили стройные архитектурные пропорции всех элементов Триумфальной арки. Мысленно увеличьте высоту фигур воинов, и они будут мешать вашему восприятию горельефов. Измените размеры пьедестала арки, и возникнет необходимость изменить размеры чугунных столбов. Поднимите арку выше ее нынешних 28 метров, и все ее скульптурные украшения станут мелкими и потеряются на фоне проема стен. Все это подтверждает правильность выбранных пропорций и их строгую взаимозависимость.
Талантливые русские скульпторы Иван Петрович Виталий и Иван Тимофеевич Тимофеев помогли выразить мысль Бове о ясном и спокойном сознании победы. Большую часть работы они выполнили по чертежам архитектора, наметившим общие линии скульптурного убранства арки. В творчестве Виталия и Тимофеева чувствуется стремление к простоте и правдивости. Их работа отличается сдержанностью и величавым спокойствием.
Совершенная красота форм, живость лепки и твердость линий говорят о глубоком понимании скульпторами сути античного искусства и появлении в их произведениях реалистических мотивов. Главная заслуга Виталия и Тимофеева в том, что в композиции Триумфальной арки монументальная скульптура удачно сочетается с массивными архитектурными формами.
Имена ее создателей и история строительства и обновления Триумфальной арки записаны на мемориальной чугунной доске, помещенной под сводом арки: «Московские Триумфальные ворота построены в 1829 г. -1834 г. в честь побед русского народа в Отечественной войне 1812 г. по проекту архитекторов Осипа Ивановича Бове и скульпторов Ивана Петровича Витали и Ивана Тимофеевича Тимофеевых. Арка реставрирована в 1968 году.»
После реконструкции арки прошло девять лет, и в сентябре 1977 года ее снова окружили строительные леса. Кровельщики, пескоструйщики, герметики, сварщики, слесари, слесари, гранильщики и каменщики треста «Мосстрой-7» трудились в течение нескольких недель, одна группа сменяла другую. Резиновую кровлю арки под копытами бронзовых коней заменили мастикой Теокол с прослойкой из стекловолокна, более устойчивой к влиянию дождей, снега и солнца. Цинковое покрытие заменено на медное с усиленной системой крепления. Ржавчина, появившаяся кое-где на отлитой скульптуре, была удалена полировкой поверхности до блеска, а затем покрытием этих мест суриком и специальной черной краской с темно-зеленым оттенком, имитирующим патину. Был отреставрирован гранитный постамент, очищены стена и надписи, выровнена брусчатка на площади вокруг арки.