Содержание
Венецианские святыни: мощи Святого Апостола Марка
В начале VIII века, когда Лев Армянин был императором Византии, в Венеции правил дож из фамилии Партечипацио (Participazio), Анжело (Angelo) (годы правления: 810 – 827), взявший в соправители своего сына Джустиниано (Giustiniano) (годы правления: 827 – 829). В то время арабское завоевание уже распространилось на области Египта и Сирии, и император запретил своим подданным, к каковым относились и венецианцы, высаживаться на берегах областей, захваченных мусульманами.
Апостол Петр по ходатайству святого Марка возводит в епископское
достоинство первого предстоятеля аквилейской общины – святого Ермагора
Однако два купца из Венеции, Буоно Трибуно с Маламокко (Buono Tribuno da Malamocco) и Рустик с Торчелло (Rustico da Torcello), пристали к египетской гавани Сория с десятью кораблями, нагруженными товаром. Причину такого ослушания эдикта императора, который являлся сувереном венецианских земель, с точностью установить трудно. Может быть, морская буря прибила корабли к египетским берегам, а возможно, главным мотивом было желание венецианских купцов выгодно сбыть свой товар.
Так или иначе, но венецианцы высадились на египетском берегу и сразу же отправились в Александрию на поклонение мощам святого апостола и евангелиста Марка. Святой весьма почитался венецианцами, поскольку древняя церковная традиция считает его основателем церковной общины Аквилеи, древнего города, располагавшегося примерно в 70 километрах от Венеции. Аквилея была важнейшим торговым и военным центром Римской Империи, являясь форпостом римлян на северо-восточном направлении для походов на даков.
Когда венецианцы вошли в церковь, то встретили там хранителей святыни, монаха Ставрация (Staurazio Monaco) и священника Феодора (Teodoro Prete). Последние находились в смятении, потому что халиф Египта, вознамерившись строить себе дворец, приказал взять мрамор из христианских церквей, и очень страшились опустошения святого места. Предприимчивые венецианцы сразу же предложили им вывезти мощи святого Марка в Венецию, где они будут окружены почитанием. Обоим хранителям было также предложено плыть в Венецию, где им были обещаны богатство и почет. Те отвечали, что апостол Марк является просветителем той земли и жители Александрии называют себя его чадами, а потому они не могут отдать кому-либо мощи святого Марка, ибо за такое деяние они наверняка заплатят жизнью.
Собор Сан Марко.
Фото: hickerphoto.com
Негоцианты возразили, что мощам апостола надлежит скорее находится там, где он прежде всякого другого места посеял евангельскую проповедь и где учреждена первая патриаршая кафедра Запада, то есть в церковной области Аквилеи. Перед лицом же надвигающихся гонений, продолжали они, Сам Христос заповедал удаляться в другое место, и, по их мнению, это применимо и к святыне, которую надлежало спасти, перенеся ее в безопасное место.
В продолжение разговора венецианцы и хранители мощей стали свидетелями жестокой расправы, когда на их глазах был жестоко бит один христианин, который повредил глыбу мрамора, составляющую часть церкви, чтобы ее нельзя было использовать для строительства дворца и, таким образом, разрушить христианский храм. После такого зрелища хранители решили отдать венецианцам святыню. Взяв мощи святого Апостола, они положили на их место мощи святой Клавдии, сохранив при этом печати, которыми было скреплено шелковое покрывало мощей святого Марка.
По преданию, после того как мощи были взяты из раки, распространилось такое обильное благовоние, что оно ощущалось не только в церкви, но и по всему городу. Это возбудило подозрения александрийских христиан, которые захотели удостовериться, что мощи святого находятся в его церкви. Печати были найдены нетронутыми, а мощи (но не святого Марка, а святой Клавдии) – покоящимися в раке. Чудесному запаху было найдено объяснение и все успокоились.
Между тем купцы, для того чтобы перенести мощи на корабль, должны были вновь прибегнуть к хитрости: тело Евангелиста было положено в большую корзину и сверху покрыто свиными тушами, к которым не могли прикоснуться сарацины даже при таможенном досмотре. Для большей надежности корзину спрятали в складках паруса одного из судов.
Венецианцы уже миновали арабские пределы и полным ходом летели по морю, счастливые таким приобретением, когда святой явился в ночном видении монаху Доминику (Domenico Monaco) и предупредил об опасности, подстерегавшей моряков. Cогласно предостережению святого, они убрали паруса и утром обнаружили, что проплывали в опасной близости от одного острова, о скалы которого неминуемо разбились бы не убери они заранее паруса.
Вначале купцы прибыли в истрийский город Умаг, откуда послали весть в Венецию об обретении мощей святого Марка. Не в последнюю очередь установление переписки с Венецией имело целью войти в контакт с властями и добиться прощения за нарушение декрета императора Льва, запрещавшего высадку в мусульманских владениях. Дож Анжело Партечипацио в ответном письме выразил свою радость по поводу обретения мощей апостола Марка и простил купцам нарушение эдикта.
Рака с мощами святого апостола и евангелиста Марка
Мощи святого были торжественно сопровождены в Венецию и положены в домашней церкви дожей, которая получила свое имя в честь святого Евангелиста, ставшего с тех пор покровителем Венеции. Древняя мозаика фасада притвора нынешнего собора святого Марка (XIII век) изображает процессию положения мощей в церкви.
Строительство собора Сан Марко и почитание святого Марка в Венеции
Решение о строительстве величественного храма в честь покровителя Венеции принял дож Джустиниано Партечипацио, сын дожа Анжело. Однако воплотил это решение в жизнь следующий дож из семейства Партечипаци, Джованни (Giovanni). Он же установил должность настоятеля базилики (primicerio) и состав ее клира.
Мощи были помещены в бронзовую раку и положены в храме не открыто, но таким образом, что о месте их нахождения знали только дож и настоятель базилики. Святыня была вмурована в одну их внутренних колонн церкви, украшенную мраморными плитами, скрывавшими главную святыню церкви.
Согласно свидетельству кардинала Барония еще дожем Джустиниано были избраны служители и певцы церкви святого Марка, среди которых находился и монах Ставраций, один их хранителей мощей апостола в Александрии. Он также упомянут вторым в списке настоятелей базилики, который начинается именем Димитрия под 819 годом.
Последующие дожы продолжали благоукрашать базилику святого Марка. Так продолжалось до дожа Пьетро IV Кандиано, который был убит в 976 году восставшими против него венецианцами, а церковь сильно пострадала от начавшегося пожара.
На престол дожей взошел Пьетро I Орсеоло, человек больших гражданских и личных достоинств и весьма благочестивый. Он начал свое правление с реставрации церкви Сан Марко, которая была украшена лучше прежнего с использованием золотой и серебряной утвари, в то время как мощи, взятые, по всей видимости, из тайника во время пожара, были положены на прежнее место.
В 1040 году папой Львом IX, посетившим Венецию, был дарован базилике особый статус по причине исключительной важности сохраняемой в ней святыни. Византийский император Алексей Комнин (1081 – 1118) в свою очередь также наделил базилику привилегиями, а к мощам апостола Марка прибавил множество других святынь, пожертвованных им главному храму венецианской республики.
Однако все вышеописанные выражения признания важности святыни не помешали случится одному весьма досадному недоразумению. Дело в том, перестройка храма, осуществленная после вышеупомянутого пожара 976 года, сопровождавшего народное восстание, которое привело к власти дожа Орсеоло, затронула также внутреннее устройство церкви. Случилось так, что знавшие о месте тайного хранения мощей апостола Марка дож Кандиано и дож Орсеоло не оставили об этом никаких сообщения. Первый был убит во время мятежа, второй ушел в монастырь и тоже не открыл, где находится тайник с мощами.
Около 1063 года дож Доменико Контарини (Domenico Contarini) начал столь существенную реконструкцию базилики, что уместнее говорить о возведении новой, третьей по счету, церкви Святого Марка. Все эти изменения и отсутствие достоверных сведений привели к тому, что избранный дожем в 1084 году Витале Фальер (Vitalе Faliero) не знал места нахождения святыни. Достойно удивления и то, что за более чем столетие не были произведены поиски святыни.
Наконец, правительство, народ и клир города всей душой пожелали вновь обрести святые мощи, тем более что строительство третьего храма подошло к концу и обретение мощей было бы кульминацией сооружения новой базилики и ее освящением. По всему городу был объявлен пост, повсюду совершались молитвы о том, чтобы святой Марк снова явил свои мощи. 25 июня 1094 во время торжественного крестного хода и моления в базилике венецианцы стали свидетелями чуда: от одной из пилястр центральной части храма отпала часть мраморной плиты и все увидели бронзовую раку с мощами святого апостола. По преданию это та cамая пилястра, которая расположена в северной части собора, справа от нынешнего иконостаса храма. На ее внешней части, справа, видна прямоугольная плита из цветного камня, а в середине виднеется небольшая мозаика с изображением креста. Именно отсюда были взяты мощи.
После второго обретения святыни и краткого выставления ее для всеобщего поклонения, ее снова скрыли. В этот раз о ее местонахождении знал более широкий круг лиц: кроме и дожа и настоятеля базилики в него вошли еще так называемые прокураторы церкви Святого Марка, имевшие в своей ответственности заботу о храме и об его поддержании его в надлежащем техническом состоянии.
По свидетельствам очевидцев перезахоронения и освидетельствования мощей тело святого Марка осталось нетленным.
Народное предание гласит, что в момент обретения мощей из бронзовой раки показалась рука святого с надетым на ней золотым перстнем. Затем рука снова исчезла. Некий знатный человек стал молить святого позволить взять его себе как драгоценную реликвию. Тогда святой Марк снова показал свою руку, и сенатор благоговейно принял кольцо.
Генрих IV (1050 – 1106), император Священной Римской империи, сразу же после получения известия об обретении мощей прибыл для поклонения святыне и приказал выбить памятную монету в честь этого события. В течение последующих столетий римские папы и светские правители Запада, посещая Венецию, неизменно чтили мощи святого апостола и евангелиста, как главную святыню города. Религиозное почитание выражалось во множестве пожертвований деньгами, утварью и редкими строительными материалами, благодаря чему церковь еще в древности приобрела свой незабываемый, ни на что не похожий стиль.
В 1094 году мощи положили в крипту церкви Сан Марко, однако точное их нахождение было скрыто. В 1400-х годах крипту закрыли для богослужений и посещений и открыли только в 1813 году после падения республики и наполеоновского владычества. Мощи были извлечены из места, в котором они были спрятаны, и после реставрации раки около 1840 года были положены под престолом главного алтаря, где они хранятся поныне.
Конечно, мощи святого апостола Марка, вместе с мощами святителя Николая Мирликийского, являются главными святынями города, в то время как собор Сан Марко представляет собой как бы летопись церковной и гражданской истории Венеции: истории побед, политических страстей, ежедневного быта горожан, церковных событий, истории и развития искусства. Таким образом, вся богатая событиями биография этого самого необычного города мира вырастает корнями из его главной святыни, а потому очевидна важность, какую приобрел святой Марк для граждан Безмятежнейшой республики.
Долгое время собор Сан Марко был домашней церковью дожей, имевшей свой клир и свои особенности в управлении. В церковно-административном отношении базилика не подчинялась венецианскому патриарху, кафедральным храмом которого была церковь святого апостола Петра в сестьере Кастелло (San Pietro di Castello), доныне хранящем мощи святых мучеников Сергия и Вакха и святого бессребреника Иоанна Александрийского. Наполеоновское завоевание внесло свои коррективы и в церковную жизнь: с 1807 года храм Сан Марко является кафедральным собором города. Ведь если дожа в Венеции больше не нет, то не могло быть и его домашней церкви.
Начиная от флага Венеции, носящего изображение крылатого льва, символа святого Евангелиста и мощи морской державы, от многочисленных картин, скульптур, элементов декора, архитектурных деталей, изображающих крылатого льва, первым из которых является скульптура IV века на одной из двух колонн, о которых упоминалось выше, кончая братством святого (Scuola San Marco) и кавалерской степенью (Cavaliere di San Marco) – везде видим присутствующим покровителя града, простиравшего свои владения на территорию нескольких современных европейских государств:
«В голубой простор глядел крылатый
Лев с колонны. В ясную погоду
Он на юге видит Апеннины,
А на сизом севере — тройные
Волны Альп, мерцающих над синью
Платиной горбов своих ледяных…»
(Иван Бунин, «Венеция»).
Почитание мощей святого Марка православными
Об особом почитании мощей святого евангелиста православными в прежние века у нас нет сведений. В Венеции, как в городе испокон веков открытом всем народам и религиям, всегда мирно соседствовали разные христианские исповедания. Православные греки были здесь всегда, а в 1498 году была учреждена даже епископская кафедра с юрисдикцией, распространяющейся на всю Италию.
Известно о том, что в дни памяти святителя Афанасия Великого и преподобной Марии Вифинской греческие верующие и духовенство совершали вечерни у мощей этих святых угодников. Несомненно, они почитали и других православных святых, мощи которых находились в Венеции, но о формах этого почитания нам ничего неизвестно.
С момента основания прихода Святых Жен-Мироносиц в Венеции все больше паломников из России и других стран православной традиции приезжают, чтобы поклониться святыням Венеции, из которых самые известные – это мощи святителя и чудотворца Николая и святого апостола Марка. Православные находят понимание у верующих и клира Католической Церкви, поэтому для поклонения святыням нет никаких препятствий. Так 8 мая 2004 года в день памяти святого евангелиста в крипте базилики Сан Марко впервые в истории собора была совершена первая Православная Литургия. Литургия была совершена настоятелем венецианского прихода Святых Жен-Мироносиц священником Алексием Ястребовым и настоятелем прихода святителя Николая в Вероне протоиереем Борисом Развеевым.
В этом году была совершена уже вторая Литургия. Возглавил ее, учитывая важность события, правящий архиерей Корсунской епархии, архиепископ Иннокентий (Васильев). Архиепископу Иннокентию сослужили протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Синодального Отдела Русской Православной Церкви по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, протоиерей Борис Развеев, настоятель прихода святителя Николая в Вероне, иеромонах Алексий (Никоноров), прибывший во главе группы паломников из Рима, и настоятель прихода святых Жен-Мироносиц в Венеции, священник Алексий Ястребов.
Столь важное событие собрало множество молящихся из разных частей Италии, представителей Русской и Константинопольской Православных Церквей, католических верующих и духовенства.
Священник Алексий Ястребов обратился со словом приветствия на итальянском языке к православным и к католикам, присутствовавшим за богослужением, и рассказал о почитании апостола Марка в Православной Церкви и поблагодарил собравшихся за совместную молитву.
Владыка Иннокентий по окончании богослужения выразил благодарность кардиналу Венецианскому Анжело Скола за предоставленную возможность совершения Литургии у важнейшей христианской святыни. Благодаря гостеприимству католической епархии города совершения Божественных Литургий на мощах святого апостола Марка и святителя Николая Чудотворца на острове Лидо стали уже традицией и собирают множество православных паломников из России и европейских стран.
Тропарь, глас 3: У верховнаго Петра научився, Апостол Христовъ был еси, и яко солнце странам возсиял еси, александриом удобрение быв блаженне: тобою Египет от прелести свободися, евангельским твоим учением просвещь вся яко свет, столп церковный. Сего ради твою память чтуще светло празднуем, Марко богогласе: моли тобою благовестимаго Бога, да согрешений оставление подаст душам нашым.
Кондак, глас 2: С высоты приим благодать Духа, риторская плетения разрушил еси Апостоле, и языки вся уловив Марко всеславне, твоему Владыце привел еси, божественное проповедав Евангелие.
По благословению священноначалия настоятель и верующие прихода святых Жен-Мироносиц стремятся воплотить в жизнь проект создания в Венеции русского храма и паломнического центра. Как и всякий заграничный приход, община святых Жен-Мироносиц нуждается в помощи «Большой земли», России, с которой неразрывно связана физически и духовно.
на что стоит обратить внимание
Собор Святого Марка (Сан Марко) уникален по своему облику и интерьеру. В этой статье я подробно расскажу об фактах и особенностях, а также о деталях на которые обязательно стоит обратить внимание. Это достаточно сложная статья по количеству дат и фактов, но она точно заслуживает изучения.
Собор Святого Марка снаружи
До 1807 года бывшая часовней дожа, был собор Святого Марка (Basilica di San Marco) впервые упоминается в исторических хрониках в 829 году, когда мощи Святого Марка были привезены в Венецию из Александрии.
Современное здание, скопированное с церкви Апостолов в Константинополе, датируется 1063 годом.
В 1075 году дож издал закон, обязывающий все возвращающиеся корабли привозить что-то ценное для украшения базилики. Этот факт объясняет наличие в соборе Святого Марка более 500 колонн из редкого мрамора, порфира, алебастра и яшмы, привезенных с Востока.
Интерьер украшен 4 240 квадратными метрами золотых мозаик, в основном 12-го и 13-го веков.
Между 1500 и 1750 годами некоторые из старых секций были заменены «современными» мозаиками таких художников, как Тициан и Тинторетто. Мозаики, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница превратили собор Святого Марка в одно из самых любимых туристических достопримечательностей Италии.
Южный фасад собора Сан Марко
С 1503 года южный фасад был закрыт. До этого времени он служил в качестве входа со стороны венецианской лагуны. Но даже, несмотря на то, что большая часть южного фасада закрыта Дворцом дожей, его красота все равно привлекает внимание с Гранд-Канала.
Различные скульптуры и мозаики дополняют его богатую архитектуру. Наряду с двумя грифонами в первой арке, обратите внимание на византийскую мозаику Богородицы, с 13-го века, расположенную между арками верхнего этажа
Перед фасадом находятся две мраморные пилястры, Пилястри Акритани, покрытые великолепными барельефами 6-го века. Также как и сам мощи Святого Марка, пилястры были военным трофеем, вывезенные венецианцами в 1256 году из порта захваченного города Акра. Скульптура четырех тетрархов установлена на углу южного фасада и выполнена из порфира, предположительно в Египте в 4-м веке.
Северный фасад собора Сан Марко
Северный фасад выходит на пьяцетту Леончини (Piazzetta dei Leoncini). Здесь есть один единственный вход – Порта деи Фьори (Porta dei Fiori), «врата цветов», украшенный скульптурным изображением Рождества Христова 13-го века, обрамленным листвой, ангелами и пророками.
Два других барельефа изображают трон судьи (7 или 8 век) с шестью овцами по бокам (символизирующими Двенадцать Апостолов) и колесницу Александра Македонского (10 век), запряженную грифонами.
Портик и галерея
Как и во всех византийский базиликах, в соборе Святого Марка есть портик, который служит прихожей перед входом в саму церковь. Мозаики куполов и арок портика датируются 13-м веком, кроме изображения Святого Марка, которое добавили в декор свода в 1545 году.
Они изображают (справа налево): Сотворение Мира, Каина и Авеля, Ноев Ковчег, Вавилонскую башню и истории Авраама, Иосифа и Моисея.
Каждый из трех порталов, ведущих в собор, обрамлен мраморными колоннами с богато украшенными капителями (6-9 века). В правом портале есть бронзовая дверь (10 век), покрытая серебряными надписями на греческом языке. Во внешней стене установлены Гробницы дожей, относящиеся к 12 веку.
Над портиком находится открытая галерея. До 1981 года там стояли четыре знаменитых бронзовых коня, смотря вниз на площадь Святого Марка.
Когда-то они были частью квадриги, вывезенной из Константинополя. После падения Константинополя дож Энрико Дандоло привез лошадей в Венецию в качестве военного трофея.
В 1797 году Наполеон конфисковал статую и увез в Париж. Но в 1815 году они были возвращены в Венецию. Оригинальные фигуры лошадей можно увидеть в соборе в музее Марчиано. Те, что сейчас находят снаружи – это их копии.
Собор Сан Марко внутри
Собор Святого Марка буквально переполнен различными сокровищами, поэтому очень трудно выбрать какую-то одну изюминку. Но мозаики — это первое зрелище, от которого захватывает дух. Вместе с очертаниями собора эти мозаики создают непосредственный образ византийского стиля, несмотря на то, что в интерьере присутствует большое разнообразие других архитектурных стилей от классического до 19-го века.
В соборе Святого Марка прослеживается главный принцип византийской архитектуры — разделять форму и функцию церкви на земную и небесную части. Святой Марк, изображенный на золотой мозаике над центральным входом, определенно возвышается над земными границами, отражаясь в небесном сиянии крошечных цветных стеклянных кусочков и золотых листьев.
Каждый из пяти куполов, опирающихся на огромные колонны, достигает в диаметре почти 13 метров и имеет 16 окон. Общая площадь золотых мозаик, покрывающих купола, составляет 4240 квадратных метров. Благодаря этим роскошным мозаикам собор Святого Марка называют «Золотая базилика».
Мозаики в Соборе Святого Марка
Большинство купольных мозаик созданы между 1160 и 1200 годами, самая древняя из них находится над хором. Лучший вид на них открывается с галереи, рядом с музеем.
На мозаике первого от входа купола изображен голубь, символ Святого Духа, в окружении апостолов. Центральный купол изображает Иисуса Христа в окружении звезд и деву Марию, стоящую между двумя херувимами и апостолами. В капелле Сан-Джованни, над северным трансептом, находятся мозаики 12-го века, изображающие картины из жизни святого Иоанна.
Сокровищница собора Святого Марка
Вход в Сокровищницу находится в южном трансепте. Её коллекция состоит из драгоценностей, привезенных венецианцами из Константинополя в 1204 году.
В настоящее время в Сокровищнице хранится 283 драгоценных предмета, включая золото, серебро и других драгоценностей. Несмотря на то, что она была разграблена Наполеоновскими войсками и некоторые из её сокровищ были проданы в качестве платы за реставрацию, которая была необходима собору в начале 1800-х годов.
Сокровищница все равно является одной из самых главных и богатых церковных хранилищ драгоценностей в Европе.
Среди награбленного в Константинополе добра было 110 золотых и серебряных византийских реликвариев (вместилища для хранения церковных реликвий), украшенных драгоценными камнями, работы 11-13 веков.
Византийские иконы из золота и серебра, чаши, стеклянная посуда, творения исламского искусства, венецианская филигрань, золотое шитье, позже добавились подарки от пап, европейских правителей и дожей — все это входит в экспозицию Сокровищницы.
Обязательно обратите внимание на такие интересные экспонаты:
- роскошный трон дожей;
- две красивые лампы из хрусталя в форме рыб;
- амфора, вырезанные из целого куска восточного агата;
- чаши, украшенные перегородчатой эмалью;
- иконы Архангела Михаила и сосуд для сжигания благовоний в форме храма с пятью куполами.
Пала д’Оро (Pala d’Oro) — Золотой алтарь
Когда вы будете стоять перед Пала д’Оро в соборе Святого Марка, вы сразу поймете, почему он считается одним из самых грандиозных примеров византийского религиозного искусства. Длина алтаря 3,45 метра, высота — 1,4 метра, это один из лучших алтарей во всей Европе. Самые древние его части — круглые золотые и эмалевые пластины на ободе.
Над созданием алтаря трудились как венецианские мастера, так и мастеров из Константинополя. Сложная работа продолжалась на протяжении пяти веков, добавлялись все новые и новые элементы. В результате мастера создали золотой алтарь, украсив его эмалированными медальонами, изображающими жизнь Христа, жизнь Святого Марка и другие библейские темы.
Нижняя часть с эмалевыми миниатюрами, рассказывающими о жизни Святого Марка, датируется 1102-1118 годами.
Верхняя часть, которая предположительно прибыла из Константинополя после 1204 года, содержит серию изображений из шести церковных праздников, расположенных по сторонам от центральной фигуры Архангела Михаила.
Последние элементы были добавлены между 1343 и 1345 годами, когда дож Дандоло поручил двум венецианским ювелирам изготовить 2 рамы – одну верхнюю в романском стиле, вторую нижнюю в готическом стиле, и украсить их двумя тысячами драгоценных и полудрагоценных камней.
Мраморный пол в соборе
Подобно тому, как купола и потолок изображают Небесное Царство, церковь Святого Марка следует византийским церковным архитектурным принципам и в создании пола, символизируя его с земным миром.
Мраморные рисунки покрывают 2,099 квадратных метров пола. Среди мозаик пола, сделанных из крошечных кусочков мрамора и даже стекла, можно увидеть как сложные геометрические фигуры, так и замысловатые изображения животных и растений.
Отели в центре Венеции
Мы рекомендуем остановиться в следующих отелях, расположенных в пешей доступности от собора Святого Марка. Неудивительно, что ближайшие к собору отели относятся к числу более дорогих, обычно они расположенных в бывших дворцах дожей и других важных семей.
- Например, роскошный отель Gritti Palace — когда-то был домом венецианского дожа; большие, богато обставленные номера с видом на Гранд-Канал.
- Отель Londra Palace находится в нескольких минутах ходьбы от Гранд-Канала, номера с балконами с видом на венецианскую лагуну, рядом с остановкой вапоретто San Zaccaria, куда прибывают катера из аэропорта.
- Отель Corte Di Gabriela, расположенный в районе Сан-Марко, чуть дальше от собора, но недалеко от остановки вапоретто San Angelo. В некоторых номерах потолки украшены роскошными фресками.
- Элегантный и роскошный бутик-отель Al Ponte Antico расположен в отреставрированном здании 16 века с видом на Гранд-Канал, недалеко от района Риальто и в нескольких минутах ходьбы от площади Святого Марка.
- Отель Hotel da Bruno — находится в 10 минутах ходьбы от площади Святого Марка, к вашим услугам просторные апартаменты которого оборудованы мини-кухней.
- В семейном отеле Dalla Mora вам предложат на выбор номера с собственной или с общей ванной комнатой. Отель с террасой с видом на Гранд-Канал.
Если вы ищите более бюджетные варианты или еще не определились где лучше остановиться в Венеции, можете прочитать нашу статью тут.
Советы по посещению собора Святого Марка
- Собора Святого Марка это одна из главных достопримечательностей Венеции, поэтому будьте готовы к тому, что вам придется стоять в очереди. Лучшее время для посещения собора — раннее утро или около полудня, когда туристические группы отправляются на обед.
- Один из способов избежать очередей на входе и быть уверенным, что вы увидите все основные достопримечательности в соборе, это заказать экскурсию «Собор Святого Марка и Дворец Дожей (без очереди на входе)»н. Вы без очереди пройдете в собор, и профессиональный гид расскажет вам много интересного о мозаиках, золотых изделиях, искусстве и других сокровищах, а также укажет на архитектурные особенности собора и памятников вокруг площади Святого Марка и в других местах Венеции.
- Рюкзаки и другой багаж можно оставить в камере хранения в концертном зале Ateneo San Basso, расположенном на площади Piazzetta dei Leoncini.
Как добраться до собора Святого Марка
Воспользуйтесь водным катером вапоретто (водный общественный транспорт в Венеции), который останавливаются на Сан-Марко (San Marco) или на Сан-Заккария (San Zaccaria) – это ближайшие к собору остановки. Если пешком — уличные знаки по всему городу укажут вам путь на площадь Святого Марка.
Читайте также наши другие статьи о Венеции:
- Лучшие достопримечательности Венеции
- Лучше районы города — где лучше остановиться туристу
- Как передвигаться в Венеции
Музей Фицуильяма — Реликвии Святого Марка
Евангелист Марк никогда не встречался с историческим Христом, но он был одной из самых важных фигур, проповедовавших христианство в первом веке нашей эры. Однако современных свидетельств его жизни мало, и большая часть его биографии почерпнута из произведений гораздо более поздних писателей.
Марк был крещен Святым Петром, за которым последовал в Рим. Считается, что его Евангелие было составлено там и содержит воспоминания самого Петра. Затем Марк был назначен епископом Аквилеи на северо-востоке Италии. Путешествуя туда на лодке, он зашел на острова, которым суждено было стать Венецией. Тут явился ему ангел и сказал: Pax tibi, Марс, евангелиста меус. Hic requiescet corpus tuum. («Мир тебе, Марк, мой евангелист. Здесь упокоится твое тело».) Это пророчество стало девизом венецианского государства.
Из Италии Марк отправился в Египет, где стал первым епископом Александрии. Там, в день Пасхи 68 г. н.э., когда он служил мессу, он был арестован. Приговоренного к смерти, его волокли по улицам города с веревкой на шее. Однако гроза прервала издевательства, и последователи Марка смогли найти его труп и похоронить его.
До 800 г. н.э. святым покровителем Венеции был Теодор, римский солдат четвертого века, принявший мученическую смерть на Востоке после отказа поклоняться языческим богам. Но к девятому веку город стал более амбициозным в духовном и политическом плане и очень хотел, чтобы его защищал более выдающийся святой, более тесно связанный с его собственными территориями. Марк, служивший епископом в соседней Аквилее и написавший свое Евангелие в Италии, был идеальным кандидатом.
С четвертого века для крупных итальянских городов стало важно иметь реликвии апостолов. К тому времени, когда базилика Сан-Марко была основана в девятом веке, Венеция, похоже, уже приобрела различные фрагменты святых Петра, Иоанна Богослова, Матфея, Луки и Варфоломея. Но чтобы убедительно объявить Марка своим покровителем, венецианцам нужны были значительные материальные остатки.
Они получили их в 828 году н.э., когда два венецианских купца украли кости евангелиста из Александрии. Обнаружив, что святой труп находится под угрозой со стороны местного исламского правителя, торговцы заменили тело Марка телом менее знаменитой святой Клавдии. Спрятав останки евангелиста в корзине со свининой, чтобы отвлечь внимание таможенников, они поспешили на корабле обратно в Венецию. Святитель выразил свое одобрение священному воровству, предупредив спящих матросов, когда они приближались к особо опасному участку побережья.
Реликвии были приняты в Венеции с большой церемонией и доставлены в Герцогский дворец. К 836 г. н.э. для их размещения была возведена специально построенная церковь, а в 1063 г. церковь, посвященная святому Феодору, похоже, была снесена, чтобы освободить место для нынешней базилики Сан-Марко – одной из самых впечатляющих и богато украшенных церквей в христианство. Великий венецианский художник восемнадцатого века Каналетто дает прекрасный вид на это великолепное сооружение на картине в Фицуильяме [19].3].
В 1968 году, в ознаменование 1900-летия со дня мученической смерти Марка в Египте, Ватикан вернул часть его мощей церкви в Александрии.
Перенесение мощей святого Марка евангелиста – 31 декабря – AnaStpaul
Перенесение мощей святого Марка евангелиста – 31 декабря
История о том, как мощи святого Марка попали в Венецию, примечательна один, и на протяжении веков он был предметом различных произведений искусства. Тинторетто
Перевод Тела Святого Марка , резкая, драматическая картина, которая имеет жуткое ощущение фотонегатива, возможно, одна из самых узнаваемых. Написанная между 1562 и 1566 годами для Школы Сан-Марко, эта работа является частью постоянной коллекции галерей Академии в Венеции. Сам Тинторетто изображен в произведении в виде бородатого мужчины рядом с верблюдом.
Тинторетто
Перевод Тела Святого Марка
Сопутствующая картина, Обнаружение Тела Святого Марка , находится в галерее Брера в Милане.
Тинторетто Обнаружение тела святого Марка
Сверкающие мозаики, украшающие фасад базилики Святого Марка, также в мозаичной форме рассказывают историю перемещения мощей святого Марка. Например, мозаика, расположенная над левым дверным проемом (Дверью святого Алипия) западного фасада, изображает перенос тела святого Марка в базилику. Мозаика, известная как мозаика Осада, является старейшей внешней мозаикой базилики и датируется 1260–1270 годами.
Согласно легенде, тело святого Марка было вывезено из Александрии, Египет, в 828 году. Два венецианских купца, путешествуя по Александрии, получили мощи святого Марка от священников в церкви Святого Марка, где было погребено тело святого. Священники опасались, что мощи святого Марка могут быть повреждены или уничтожены сарацинами во время гонений на католическую общину в Александрии. Пообещав сохранить мощи святого, купцы убедили священников позволить им вернуться в Венецию с телом святого Марка.
«Тело святого Марка было извлечено из саркофага и вывернуто из шелкового савана, реликвия заменена другим, менее выдающимся святым. Затем его поместили в сундук и доставили на борт венецианского корабля, купцы предварительно убедились, что останки святого покрыты слоем свинины и капусты. Когда мусульманские чиновники попросили осмотреть сундук, они закричали «Канзир, канзир» (О ужас) при виде и запахе свинины. . . . Таким образом, евангелист был благополучно доставлен в Венецию, но не раньше, чем ряд чудес облегчил его переход через Средиземное море».
Исследуемый груз
Тело святого Марка изначально хранилось в часовне во дворце дожей, часовне, первоначально посвященной святому Теодору, до тех пор, пока не была построена более подходящая церковь. Начатая в 829 году, через год после перенесения мощей святого Марка, первая церковь Святого Марка была завершена в 832 году. Эта церковь была разрушена в 976 году во время восстания против дожа Пьетро Кандиано IV. Итак, базилика Святого Марка была построена для размещения останков. К сожалению, двести лет спустя произошло немыслимое, власти забыл, куда их положили . Появились различные оправдания, все довольно противоречивые; был пожар, в базилике шли строительные работы, люди, знавшие место, внезапно умерли, не выдав тайны. Вся Венеция была в отчаянии, но на помощь пришел сам святой Марк — его рука внезапно появилась из колонны, несомненно, сопровождаемой криком «Я здесь!» Базилика была завершена в 1063 году, но освящена только в 1094 году. что Святой Марк был найден.
Паоло Венециано: Обнаружение реликвий базилики Святого Марка
В 1835 году Джакомо Монико, патриарх Венеции, выкопал тело святого Марка из склепа под базиликой и поместил его в главный алтарь. До этого тело святого, по-видимому, в последний раз видели в XII веке, облаченное в церковные одежды, когда оно было выставлено на пять месяцев для всеобщего почитания.
В 1075 году дож издал закон, обязывающий все возвращающиеся корабли привозить что-нибудь ценное для украшения Базилики, включая более 500 колонн из редкого мрамора, порфира, алебастра и яшмы, привезенных с Востока. Интерьер украшен золотой мозаикой площадью 4240 квадратных метров, в основном XII и XIII веков.
Между 1500 и 1750 годами некоторые из старых секций были заменены «современными» мозаиками, созданными такими художниками, как Тициан и Тинторетто. Присутствие Святого Марка, мозаики, золотой алтарь, красивые часовни и сокровищница делают церковь Святого Марка одной из самых любимых церквей Италии.