Море во владивостоке как называется: Какое море во Владивостоке? Обзор моря и островов

Какое море во Владивостоке? Обзор моря и островов

Владивосток интересен не только потому, что является административным, транспортным, экономическим и культурным центром Приморского края. Одной из важнейших градообразующих особенностей здесь является специфический ландшафт. Большая часть города находится на полуострове Муравьёва-Амурского, который отличается достаточно сложным рельефом с множеством возвышенностей. Полуостров омывается заливами, а его побережье испещрено бухтами, придающими особенную специфику застройке побережья. К югу от полуострова находится целый ряд островов, которые используются в качестве привлекательных туристических объектов.

Заливы и бухты

Полуостров Муравьёва-Амурского, Владивосток и близлежащие острова омываются заливами, входящими в акваторию Японского моря. Это — залив Петра Великого, Уссурийский залив и Амурский залив. Большая часть городской застройки Владивостока находится ближе к побережью Амурского залива. Здесь менее крутые берега, а окруженность со всех сторон сушей делает климат более мягким. Кроме того, западная часть полуострова изрезана удобными для флотского использования бухтами. Самой известной является бухта Золотой Рог, которая буквально разрезает Владивосток и через которую перекинут знаменитый Золотой мост.

С юга полуостров Муравьёва-Амурского омывается проливом Босфор Восточный и тремя бухтами с названиями в честь мифологических героев Троянской войны — Диомеда, Улисса и Патрокла. Бухта Патрокл с ее пляжами и красивыми видами на море особенно привлекательна для туристов и жителей города в качестве места для отдыха. Правда, здесь в последние годы ведется активная жилая застройка и не известно, как будет выглядеть побережье через несколько лет.

Острова

Сразу за проливом Босфор Восточный начинаются острова, которые представляют собой отличное место для прогулок и курортного отдыха на природе.

Остров Русский

Первым и крупнейшим здесь является остров Русский, который еще является непосредственно частью города. С полуостровной частью его соединяет еще один знаменитый вантовый мост Владивостока — Русский. Несмотря на то, что остров считается частью города, он мало застроен, так как имеет гористый рельеф. Здесь также находится несколько военных баз, что не способствует развитию туризма. Местный ландшафт заинтересует только любителей суровых скалистых берегов, постоянно окутанных мрачноватым туманом, а также туристических походов в густые лиственные леса.

Но есть на острове Русский и сверхблагоустроенное место. Это — территория Дальневосточного федерального университета, расположенная на побережье бухты Аякса. Это по-настоящему инновационное пространство, в которое государство вкладывает много денег и ресурсов, надеясь создать в дальневосточном регионе мощный центр отечественной науки.

Остров Попова

К юго-западу от Русского острова находится следующий по размерам — остров Попова. Среди туристов он является очень популярным по нескольким причинам. Во-первых, до него легко добраться из Владивостока на пароме или рейсовом теплоходе. Во-вторых, здесь реально восхитительные природные виды. В-третьих, здесь есть несколько баз отдыха, а на побережье — много уютных песчаных и галечных пляжей. И наконец, в-четвертых, здесь есть и музейные достопримечательности, которые очень интересно будет посетить любителям дикой природы. На острове действуют Дальневосточный морской заповедник и Музей охраны морской природы.

Остров Рейнеке

Остров назван в честь знаменитого российского гидрографа. Сюда тоже очень просто добраться на пароме из Владивостока. Он особенно популярен среди любителей отдыха на природе. Рельеф здесь не такой скалистый, вдоль берегов есть много живописных пляжей, а углубившись внутрь этого небольшого островка, можно прогуляться по лугам и подняться на возвышенности, чтобы лучше осмотреть местность и насладиться морскими видами. Есть на побережье и места, которые очень понравятся тем, кто получает особое наслаждение от вида скал и гротов. На Рейнеке они действительно очень красивые и живописные.

Остров Путятина

Если вам не лень будет отъехать от Владивостока на рейсовом автобусе или автомобиле, а затем немного проплыть на пароме, то обязательно побывайте на острове Путятина, который считается одним из природных чудес Приморского края. Лагуны, озера, скалы, гроты, красивые пляжи — здесь есть всё, чтобы прекрасно отдохнуть. Для любителей истории здесь есть даже руины старинного поместья.

Здесь мы упомянули только несколько самых известных островов, тогда как недалеко от Владивостока их около полусотни. Какой именно предпочесть для туристического отдыха, выбирать только вам.

Виктория Клочкова

контент-менеджер, редактор-переводчик

Символы моря во Владивостоке: фрегаты, якоря, киты и моряки

Память и история в монументах и художественных композициях приморской столицы (ФОТО)

Ежегодно во всем мире 25 июня отмечается День моряка или, по-другому, День мореплавателя. Владивосток – город, несомненно, морской. Со всех сторон он омывается Японским морем. Практически с любой точки города, любой сопки можно наблюдать за умиротворяющим в штиль или, наоборот, волнующимся в осеннюю стужу морем. Однако не только в водной глади отражается морская душа Владивостока. Море в городе повсюду: на улицах города, в жилых кварталах и на оживленных магистралях. ИА PrimaMedia подготовило материал о настоящих морских образах в ландшафте приморской столицы.

Золотые якоря

Символы моря можно встретить в самых неожиданных местах города: на подпорных стенах, в подземных переходах и в скверах.

Плитка с рельефным якорем в подземном переходе в центре города на ул. Светланской, Фото с места события собственное. Автор фото: РИА PrimaMedia

Самым известным и значимым для истории города стал якорь на Корабельной набережной, входящий в мемориальный комплекс памяти первостроителям Владивостока. Памятник создан архитектором Борисом Богомоловым к 125-летию Владивостока. Он установлен на том месте, где 20 июня 1860 года с судна «Манчжур» высадились солдаты под командованием прапорщика Николая Комарова.

Якорь на Корабельной набережной, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов

Морские адреса

Во Владивостоке названия улиц и проспектов символизируют водную стихию: Океанский проспект, улица Балтийская, Верхнепортовая, 1-ая Морская и другие. А длинные дома в спальных районах города как будто плывут в июльских туманах по волнам-сопкам. Может быть, поэтому только во Владивостоке такие многоэтажки, тянущиеся в десяток подъездов, называют «фрегатами».

Дома-фрегаты, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов

В городе также есть район Моргородок. Кстати, именно там осенью 2013 года, в сквере Моргородка, был установлен памятник уроженке Владивостока Екатерине Филипповой, которая одной из первых в СССР получила орден Красной звезды и стала прототипом известной песни «Катюша». Изображенная на постаменте Катюша смотрит на море. Этот эскиз долго выбирала общественность Владивостока, потом скульптуру отливали в Кемерово, а теперь она радует глаз местных жителей и моряков, которые проходят мимо этого берега. Скульптором стал Константин Новиков из Санкт-Петербурга. А идея установить здесь памятник возникла у краеведа и историка Нелли Мизь.

Катюша, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов

— Мы, краеведы, отлично знаем, что Катюша – Екатерина Филиппова – родилась на Первой Речке, — заметила в одном из интервью Нелли Мизь. — Она была музыкально одаренным ребенком, поступила учиться в консерваторию. Но, к несчастью, повредила руку, не смогла стать музыкантом. Зато вышла замуж за капитана Алексеева и уехала с ним на заставу. Грянул 1938 год – и вот тут-то она себя показала. Да так, что одной из первых в СССР была награждена орденом Красной звезды. Ее героизм и самоотдачу оценил композитор Матвей Блантер, который к тому времени вместе с Исаковским закончил сочинять песню «Катюша». И они посвятили эту песню ей.

Обитатели морей в городском ландшафте

Рыбы, осьминоги, морские звезды и ежи – лейтмотив художественного оформления улиц Владивостока. Море – это еще и источник вдохновения. Так, одним из излюбленных образов художников стал кит.

На небольшой площади возле Феско Холла (бывшего Дворца культуры моряков) стоит памятник «Три кита». Они как будто застыли в вечном танце. Этот памятник подарили городу и установили в 1989 году по инициативе гражданина США Тимоти Даггена в честь спасения китов у мыса Барроу на Аляске судами Дальневосточного морского пароходства. Изначально киты были исполнены в цвете, они были зелеными. Теперь памятник – черный, но это только добавляет ему монументальной выразительности.

Монументальные три кита, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Присутствуют киты и на зданиях во Владивостоке. Например, сказочный чудо-юдо-рыба-кит, затерянный в листве, на фасаде дома напротив кинотеатра «Океан». Его изобразили ребята из арт-сообщества «33+1».

Сказочный чудо-юдо-рыба-кит на ул. Светланской, 4, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

На мозаичном рельефе на фасаде Тихоокеанского научно-исследовательского рыбохозяйственного центра (ТИНРО-Центр) также изображен в компании ученых небольшой синий кит, пускающий фонтан воды. Автор – художник Веналий Санников.

Мозаичный рельеф на фасаде ТИНРО-Центра , Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Одно из самых романтичных мест Владивостока – ротонды вдоль дороги от кинотеатра «Океан» по улице Набережная. Прохожие, созерцающие море свысока и вдыхающие солоноватый воздух, нечасто замечают, что в этих нишах тоже есть морские символы — коньки.

Ротонда Владивостока, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Морские коньки в ротонде , Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

На берегу Спортивной гавани еще в конце 80-х годов установили декоративную морскую композицию художника Алексея Онуфриенко. Морские создания – скат, звезда, ракушка сделаны из прибрежной гальки. Однако эта композиция не реставрировалась с конца прошлого века и давно уже потеряла привлекательность и яркость.

Декоративная композиция на набережной Спортивной гавани, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Композиция давно уже потеряла былую привлекательность и яркость, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Комплекс бывшего Дворца пионеров, ныне Дома юношеского творчества на Покровском парке на Океанском проспекте также отмечен морскими образами. Медузы, золотые рыбки, косяки мелких рыб украшают бывший фонтан. Морские обитали уже давно «выброшены» на сушу — фонтан не реставрируют и не сносят. Идея морского рисунка мозаики принадлежит художнику Веналию Санникову.

«Потрепанная» морская мозаика, декорирующая бывший фонтан, около Дома юношеского творчества, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Роспись «Полтора века» на подпорной стене около остановки «Молодежная» была выполнена к 150-летию Владивостока. Многие жители города, ежедневно проезжая мимо этого места, видят «плывущий» на стене парусник и представителей морской фауны. Временные рисунки, буквально на несколько сезонов. Простая и не всегда профессиональная графика. Роспись носила временный характер, в надежде, что через пару лет те же художники, уже творчески окрепшие, вернутся к этой стене, чтобы сделать настоящее произведение искусства. Но художники так и не вернулись к своей картине, чтобы оживить ее свежими и яркими красками.

Роспись «Полтора века» на подпорной стене около остановки Молодежная, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Рельеф «Морские обитатели» на подпорной стене на остановке «ул. Магнитогорская» выполнен уже профессионалами своего дела, качественно и со вкусом. Якоря, креветки, Нептун, чайки, морские раковины и звезды — подобный неброский декор учит любить свой город, район, улицу в мельчайших проявлениях.

Рельеф «Морские обитатели» на подпорной стене на остановке «ул. Магнитогорская» , Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Есть среди архитектурных композицией города и Нептун, морской повелитель. Нептун в сквере на улице Светланской – это не памятник, а часть скульптурной композиции, которая когда-то там была. На том месте располагался ряд фонтанов. Сейчас же Нептун потерял свою идейность и стоит в сквере один на потеху детворе.

— Нептун — это садово-парковая композиция, которая стоит для украшения, — считает краевед Нелли Мизь. — Она ничего не дает городу или тем людям, которые приезжают во Владивосток, посещают экскурсии. Об этой скульптурной композиции нечего сказать. Нептун никакого отношения к нашему городу не имеет. От него город более морским не стал.

Нептун, Фото с места события собственное. Автор фото: Антон Балашов

Память о море и людях

Каждый настоящий памятник и скульптура, что стоит во Владивостоке, связаны с историей или с какими-то событиями исторического плана. Например, памятник Катюше на Моргородке, бюст первой в мире женщине-капитану дальнего плавания Анны Щетининой или монумент морякам, погибшим во время Великой Отечественной войны.

А на Океанском проспекте стоит известный всем памятник моряку торгового флота, который «ловит» такси. Он установлен в начале 2013 года по эскизу художников Сергея Меренка и Георгия Широглазова, при поддержке тогдашнего начальника отдела дизайна городской среды, художника Павла Шугурова.

Памятник моряку торгового флота, Фото с места события собственное. Автор фото: Валерия Кузора

Его создатели утверждают, что это типичный моряк 70-х годов. Молодой человек одет по моде тех лет: джинсовая куртка, футболка, джинсы-клеш, ремень с пряжкой. В то время моряки везли много модной заморской одежды, которой не хватало в СССР.

Однако памятник моряку к морскому образу и истории города никакого отношения не имеет, считает Нелли Мизь. Краевед убеждена, что на Океанском проспекте этому моряку не место. По задумке авторов памятника, молодой человек вышел из ресторана и ловит такси. Но в действительности на этой улице никогда в жизни не было ресторанов, а была аптека №33.

По мнению краеведов, городу необходимо индивидуальное, точечное украшение. Важно, чтобы за каждым памятником стояла история и настоящая память. Только такое обогащение будет полезно для города. Но только в мелочах: скульптурных композициях, мозаиках на фасадах зданий, качественных картинах и граффити можно увидеть и ощутить морскую свежесть приморской столицы.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:

Мосты Владивостока: история и современность

Пян-се – легенда владивостокского фастфуда

«Птичка», икра, «Уссурийский бальзам», Амур и Тимур — из Приморья с любовью на память

Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — это главный ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Страница не найдена

Приносим свои извинения! Этот контент недоступен. Посетите домашнюю страницу Britannica или воспользуйтесь полем поиска ниже.

Сопоставьте цитату с говорящим: американские речи

Философы, которых нужно знать, часть 2

Нейроразнообразие может быть сильной стороной на рабочем месте, если мы найдем для него место

Осип Эмильевич Мандельштам | Русский поэт

Дата рождения:
15 января 1891 г.
Варшава
Польша
Умер:
27 декабря 1938 года?
возле Владивостока
Россия
Механизм/стиль:
Акмеисты

Просмотреть все связанные материалы →

Осип Эмильевич Мандельштам , Мандельштам также пишется Мандельштам , (род. 3 января [15 января по новому стилю] 1891, Варшава, Польша, Российская империя [ныне в Польше] — умер 27 декабря, 1938, пересыльный лагерь Вторая Речка, близ Владивостока, Россия, СССР [ныне в России]), крупный русский поэт, прозаик и литературный эссеист. Большинство его работ остались неопубликованными в Советском Союзе в эпоху Иосифа Сталина (1929–53) и до середины 1960-х гг. были почти неизвестны поколениям российских читателей.

Мандельштам вырос в Санкт-Петербурге в еврейской семье, принадлежавшей к высшему среднему классу. Его отец был торговцем кожей, который отказался от раввинского образования ради светского образования в Германии, а его мать была образованным представителем русской интеллигенции. После окончания в 1907 году элитного частного Тенишевского училища и неудачной попытки вступить в эсер-террористическую организацию Мандельштам отправился во Францию ​​учиться в Сорбонне, а затем в Германию, чтобы поступить в Гейдельбергский университет. После возвращения в Россию в 1911 г. он обратился в христианство (крещен финскими методистами) и, таким образом, освобожденный от еврейской квоты, продолжил обучение в Санкт-Петербургском университете. Он покинул его в 1915 году, не получив ученой степени.

Первые его стихи появились в петербургском журнале Аполлон («Аполлон») в 1910 г. В ответ на ранние футуристские манифесты Мандельштам вместе с Николаем Гумилевым, Анной Ахматовой и Сергеем Городецким основал акмеистическую школу поэзия, попытка кодификации поэтической практики нового поколения петербургских поэтов. Они отвергали расплывчатый мистицизм русского символизма и требовали ясности и конкретности изображения, четкости формы и смысла в сочетании с широкой эрудицией (охватывающей античность и европейскую историю, особенно культурную, включая искусство и религию). Свое поэтическое кредо Мандельштам изложил в своем манифесте 9.0167 Утро Акмеизма (написано в 1913 г., опубликовано в 1919 г.; «Утро акмеизма»).

В 1913 году его отец финансировал публикацию его первого тонкого сборника стихов Kamen ( Stone ), за которым в 1916 и 1923 годах последовали более крупные тома с тем же названием. Название было символом акмеистов: и особенно Мандельштама — отождествление с культурной сущностью Санкт-Петербурга, классической традицией западноевропейской цивилизации и архитектурным выражением его духовного и политического наследия. Первые два выпуска Камень (1913 и 1916) сделал Мандельштама полноправным членом славной когорты русских поэтов. Его последующие сборники — Вторая книга (1925; «Книга вторая»), представляющие собой переименованное, переработанное издание Тристия (1922) и Стихотворения (1928; «Стихотворения»), — снискали ему репутацию ведущего поэт своего поколения.

Не желая служить рупором политической пропаганды (в отличие от Владимира Маяковского), Мандельштам считал «диалог со своим временем» нравственным императивом поэта. На Первую мировую войну и революцию он откликнулся серией историко-философских медитативных стихотворений, являющихся одними из лучших и глубоких в корпусе русской гражданской поэзии. По темпераменту и убеждениям сторонник партии эсеров приветствовал крах старого режима в 1917 и выступал против захвата власти большевиками. Однако его опыт во время Гражданской войны в России (1918–1920) не оставлял сомнений в том, что ему не место в Белом движении. Как русский поэт, он чувствовал, что должен разделить судьбу своей страны, и не мог выбрать эмиграцию. Как и многие российские интеллектуалы того времени (сочувствующие движению «Смена ориентиров» или «попутчики»), он заключил мир с Советами, не отождествляя себя полностью с большевистскими методами или целями. Во время гражданской войны Мандельштам жил попеременно в Петрограде, Киеве, Крыму и Грузии при самых разных режимах. В 1922, после издания своего второго тома стихов, Тристия , поселился в Москве и женился на Надежде Яковлевне Хазиной, с которой познакомился в Киеве в 1919 году. поставил его на обочину советского литературного истеблишмента, но не уменьшил его положения как главного поэта своего времени как среди литературной элиты, так и среди самых проницательных читателей поэзии в большевистском правительстве (Мандельштаму покровительствовал Николай Бухарин). После Tristia Поэтическое творчество Мандельштама постепенно уменьшалось, и, хотя некоторые из наиболее значительных его стихотворений («Грифельная ода» и «1 января 1924 года») были написаны в 1923–1924 годах, оно полностью прекратилось в 1925 году.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Отвернувшись от поэзии, Мандельштам написал одну из лучших мемуарных проз ХХ века ( Шум времени [ Шум времени ] и Феодосия [«Феодосия»], 1923) и небольшой экспериментальный роман (« Египецкая марка » («Египетская марка»), 1928). В 1920-е годы он также опубликовал серию блестящих критических эссе («Конец романа», «Девятнадцатый век», «Барсучья нора: Александр Блок» и др. ). Вошедшие в сборник О поэзии (1928; «О поэзии»), эти очерки, наряду с его Разговор о Данте (1932; Разговор о Данте ), должны были оказать неизгладимое влияние на русское литературоведение (особенно о Михаиле Бахтине и формалистах). Это были его последние книги, изданные в Советском Союзе при жизни.

Как и многие его коллеги-поэты и писатели, Мандельштам в 1920-е годы зарабатывал на жизнь художественными переводами. В 1929 году, в напряженной политизированной атмосфере сталинской революции, Мандельштам оказался втянутым в скандал с авторскими правами, который еще больше отдалил его от литературного истеблишмента. В ответ Мандельштам создал « Четвертая проза » (1930?; Четвертая проза ) — монолог потока сознания, высмеивающий холопство советских писателей, жестокость культурной бюрократии и абсурдность «социалистического строительства». Эта книга не издавалась в России до 1989.

В 1930 году, благодаря все еще могущественному покровительству Бухарина, Мандельштам получил задание поехать в Армению, чтобы наблюдать и фиксировать ход пятилетнего плана. Результатом стало возвращение Мандельштама к поэзии (цикл «Армения» и последующие Московские тетради ) и Путешествие в Армению , мощный образец модернистской путевой прозы. Часть поэзии того периода, наряду с Путешествием , публиковалась в периодической печати. Очищенный от прежнего скандала, Мандельштам вернулся в Москву в качестве видного члена писательского сообщества, чему способствовало кратковременное потепление в культурной политике в 1932–34.

Однако самостоятельность Мандельштама, его отвращение к нравственному компромиссу, чувство гражданской ответственности и ужас перед репрессиями против крестьянства поставили его на путь столкновения со сталинской партией-государством. В ноябре 1933 года Мандельштам написал жгучую эпиграмму на Сталина, которую впоследствии прочитал многим своим друзьям («Мы живем, не чувствуя страны под ногами»). Зная о растущей оппозиции Сталину внутри партии, которая достигла апогея в 1934 на XVII съезде партии (26 января — 10 февраля) Мандельштам надеялся, что его поэма станет городским фольклором и расширит базу антисталинской оппозиции. В поэме Мандельштам представляет Сталина как «убийцу крестьян» с червеобразными пальцами и тараканьими усами, который наслаждается массовыми пытками и казнями. По доносу кого-то из своего окружения Мандельштам был арестован за эпиграмму в мае 1934 года и отправлен в ссылку со сталинским приговором «изолировать, но защитить». Мягкий вердикт был продиктован стремлением Сталина привлечь на свою сторону интеллигенцию и улучшить свой имидж за границей, что соответствовало его политике проведения Первого съезда советских писателей (19 августа34).

Стресс от ареста, заключения и допросов, вынудивший Мандельштама разглашать имена друзей, слышавших от него декламацию стихотворения, привел к затяжному приступу душевной болезни. Находясь в больнице провинциального города Чердыни (на Урале), Мандельштам попытался покончить жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна, но выжил и был переведен в более гостеприимный город Воронеж. Там ему удалось частично восстановить душевное равновесие. Как ссыльному, которому была предоставлена ​​высшая «защита», ему разрешили работать в местном театре и на радиостанции, но вынужденную изоляцию от среды он переносил все труднее. Мандельштам загорелся идеей искупить свою обиду на Сталина и превратиться в нового советского человека. Этот воронежский период (1934–37) был, пожалуй, самым продуктивным в творчестве Мандельштама как поэта, давшим три замечательных цикла: Воронежские тетради ( Воронежские тетради ), а также его самое длинное стихотворение «Ода Сталину». В некотором смысле кульминация «Воронежских тетрадей» «Ода Сталину» — это одновременно и блестящий пиндаровский панегирик своему мучителю, и христоподобная просьба к «отцу всех людей» пощадить крест. Сочиненный великим поэтом, он представляет собой уникальный памятник ментальному ужасу сталинизма и трагедии капитуляции интеллигенции перед насилием и идеологическим диктатом сталинского режима.

В мае 1937 года, отбыв срок наказания, Мандельштам выехал из Воронежа, но, как бывший ссыльный, не получил прописки в радиусе 100 км от Москвы. Нищий, бездомный, страдающий астмой и сердечными заболеваниями, Мандельштам упорно пытался реабилитироваться, обходил квартиры писателей и офисы Союза писателей СССР, читал свою «Оду», умолял о работе и возвращении на родину. нормальная жизнь. Друзья поэта в Москве и Ленинграде взялись за сбор средств, чтобы спасти Мандельштамов от голодной смерти. 19 марта38 марта генеральный секретарь Союза писателей Владимир Ставский донес на Мандельштама начальнику охранки Николаю Ежову, как на человека, сеющего смуту в писательском сообществе. Обвинение включало в себя экспертную оценку творчества Мандельштама писателем Петром Павленко, который отмахивался от Мандельштама как от простого стихотворца, скупо восхваляя лишь несколько строк «Оды». Через месяц, 3 мая 1938 года, Мандельштам был арестован. Осужденный на пять лет ИТЛ за антисоветскую деятельность, скончался в пересыльном лагере под Владивостоком 27 декабря 19 года.38. «Ода» оставалась неизданной до 1976 года.

Пожалуй, больше, чем любой другой поэт своего поколения, за исключением Велимира Хлебникова, Мандельштам отличался полной преданностью своему призванию поэта-пророка и поэта-мученика. Без постоянного места жительства и постоянной работы, но в течение короткого перерыва в начале 1930-х годов он жил жизнью архетипического поэта, распространяя рукописи среди своих друзей и полагаясь на их память для «архивирования» своих неопубликованных стихов.