Содержание
Мурманск – это во многом уникальный город (Ноябрь 2013)
|
Зарабатывайте на Хибины.com!
|
Мурманск — город-порт за Северным полярным кругом | [сент. 28, 2022|11:36 am] Gelio (Степанов Слава) |
Мурманск расположен на Кольском полуострове — на берегу залива, недалеко от Баренцева моря. Расстояние до Москвы почти 1500 км, до Санкт-Петербурга — около 1000 км. Рядом проходит тёплое Северо-Атлантическое течение, поэтому море в этом районе не замерзает, а зимы более мягкие, чем в других городах на этой широте. Мурманск начинался именно с порта, который построили в 1916 году. А вместе с портом появился и город — последний, который основали в Российской Империи. Со временем порт стал крупной базой для ремонта и снабжения судов Северного флота. Город участвовал во Второй Мировой Войне — по количеству бомбардировок Мурманск уступает только Сталинграду. К концу войны город был полностью сожжён. Сейчас Мурманск — крупнейший в мире город за Северным полярным кругом. Здесь живёт почти 280 тысяч человек. Летом в Мурманске полярный день — солнце не заходит почти два месяца. Отсюда стартуют экспедиции на Северный Полюс, здесь можно подняться на палубу первого в мире атомного ледокола. В Мурманске установлен один из самых грандиозных монументов в мире — памятник советским воинам. Здесь работает океанариум — единственный в Европе, в котором изучают арктических тюленей. А ещё с конца августа здесь часто можно увидеть северное сияние. 1. По российским меркам, Мурманск — довольно молодой город, ему немногим больше ста лет. И хотя планы по строительству порта за Полярным кругом появились ещё в 1870-е годы, реализовать их удалось только во время Первой мировой войны. В условиях блокады Чёрного и Балтийского морей России нужен был незамерзающий выход в Северный ледовитый океан для приёма грузов от союзников. Так в 1915-м на берегу Кольского залива появился порт, а год спустя портовый посёлок Семёновский был преобразован в город. 2. Будущая столица Заполярья получила название Романов-на-Мурмане, но это имя она носила недолго и после Февральской революции была переименована в Мурманск. Так советская власть убрала отсылку к царской фамилии и оставила только географическую привязку: Мурманом раньше называли северный берег Кольского полуострова. Само слово «мурман», по одной из версий, представляет собой искажённое слово «норманн», то есть северянин. А по другой, образовалось от слияния саамских слов «мур» — море и «ма» — земля. 3. Вслед за приходом календарной зимы в Мурманске наступает полярная ночь: обычно она длится 40 суток — со 2 декабря по 11 января. А полярный день, когда солнечный диск до конца не заходит за горизонт, продолжается здесь ещё дольше — с 22 мая по 23 июля. 4. Мурманск создавался как город-порт, и место для него было выбрано неслучайно. Кольский залив, представляющий собой узкий фьорд Баренцева моря, почти никогда не замерзает из-за тёплого Северо-Атлантического течения — продолжения Гольфстрима. 5. Сегодня Мурманск — одна из ключевых точек Северного морского пути, а также место приписки атомного ледокольного флота России. Порт играет ключевую роль в жизни города и остаётся основой его экономики. 6. Между центром города и портовыми сооружениями протянулась железная дорога. Как и в случае со строительством порта, вопрос о прокладке железнодорожной магистрали на Мурман поднимался ещё в конце XIX века, но окончательным поводом стала Первая мировая война. Дорога к незамерзающему порту на Баренцевом море была жизненно необходима, поэтому полотно длиной более тысячи километров уложили в рекордные сроки — за полтора года. Современное здание мурманского вокзала — уже третье по счёту. Первое было деревянным, с печным отоплением. Его открыли в 1916 году, а в 1922-м оно полностью сгорело всего за два часа. Вторая постройка, тоже выполненная из дерева, была уничтожена во время Великой Отечественной войны. Третье здание, которое используется по сей день, возвели в начале 1950-х. Вокзал считается одной из главных достопримечательностей Мурманска и входит в список памятников архитектуры федерального значения. Здание с колоннами, арками и большим куполом ввели в эксплуатацию в 1954 году, а через пять лет его увенчал 15-метровый шпиль со звездой. 7. Сердцем Мурманска можно считать его главную площадь — Пять углов. За свою историю она успела сменить немало названий: была площадью Пролетарской Смычки, Красной, площадью Покорителей Арктики, а с 1977 года — Советской Конституции. Но в 1990-м за ней официально закрепилось то имя, которое привыкли использовать сами мурманчане. 8. Архитектурная доминанта площади и всего города — гостинично-деловой центр «Арктика», который считается самым высоким зданием за Полярным кругом. Гостиница с таким названием появилась в Мурманске ещё в 1933 году и изначально была 4-этажной, но в 1972–1984 годах её снесли и возвели на этом месте 18-этажную постройку высотой 72 метра. Свой современный вид здание приобрело в 2014 году, когда вновь открылось после масштабной реконструкции. 9. Незамерзающий выход к морю наделил Мурманск особым положением среди других северных городов и обеспечил развитие транспортной системы. Кроме железной дороги здесь проходит федеральная автотрасса Р-21 «Кола», а в 24 километрах от центра города расположен международный аэропорт. Но ключевая позиция принадлежит, конечно, водному транспорту. Мурманский морской торговый порт — крупнейшее транспортное предприятие города. По объёму обрабатываемых грузов он занимает четвёртое место в России, а в Северо-Западном федеральном округе уступает только порту Санкт-Петербурга. 10. Мемориал защитникам Заполярья «Алёша». Считается, что ласковое прозвище монумент получил из-за популярной в СССР одноимённой песни, в которой прославлялся болгарский памятник советскому воину-освободителю. Его прообразом был участвовавший в освобождении Болгарии рядовой Алексей Скуратов. 11. Мурманск расположен на сопках, поэтому дома, стоящие на склонах, имеют ступенчатый фундамент и переменную этажность. В городе можно встретить множество разнообразных лестниц. Самая длинная из них — на улице Саши Ковалёва — насчитывает 429 ступенек. 13. «Царь-термометр» в 150 м установлен на трубе котельной центральной мурманской ТЭЦ. 14. В 1985 году за оборону от немецких войск в годы Великой Отечественной войны столице Заполярья было присвоено звание «Город-герой». Гитлеровские войска пытались взять Мурманск штурмом, сбросили на него 185 тысяч бомб, однако он выстоял и продолжал работать как портовый город. 15. Смотрите также: Зимний Мурманск — столица Заполярья и город моряков Мой instagram: @stepanovslava | |
Баренцево море | море, Северный Ледовитый океан
Баренцево море , норвежский Баренцшавет, российский Баренцево Море , отдаленная часть Северного Ледовитого океана 800 миль (1300 км) в длину и 650 миль (1050 км) в ширину и охватывает 542000 квадратных миль (1005,00 км²). Его средняя глубина составляет 750 футов (229 м), а максимальная глубина достигает 2000 футов (600 м) в главном желобе Медвежьего острова. Он ограничен архипелагами Шпицберген и Земля Франца-Иосифа (север), материковой частью Норвегии и России (юг), архипелагом Новая Земля (восток) и условной границей с Гренландским морем (запад), которая проходит от Шпицбергена. до самой северной оконечности Норвегии, Нордкапа, через Медвежий остров (Бьёрнёйя).
Море было известно викингам и средневековым русским как Мурмейское море. Впервые он появился под своим современным названием на карте, опубликованной в 1853 году, в честь голландского искателя северо-восточного прохода в Азию Виллема Баренца, жившего в 16 веке.
Баренцево море занимает относительно неглубокий континентальный шельф, окаймляющий Евразийскую сушу. Дно, покрытое песками, алевритами и песчано-алевритовой смесью, прорезано с востока на запад главным желобом Медвежьего острова и меньшими желобами Южный Кап, Северный и Северо-Восточный. Возвышения Центральный и Персей обеспечивают более мелкий рельеф на севере, а на юго-востоке есть рыболовные банки и отмели. Также на юго-востоке находится остров Колгуев. Западное материковое побережье круто приподнято и пронизано фьордами, а к востоку от полуострова Канин побережье низменно, с рядом мелководных бухт и бухт. Берега северных архипелагов крутые и высокие, с обрывающимися к морю ледниками и скоплениями ледникового мусора в котловинах.
Климат субарктический, со средней температурой воздуха зимой -13° F (-25° C) на севере и 23° F (-5° C) на юго-западе; летние средние значения в тех же регионах составляют, соответственно, 32° F (0° C) и 50° F (10° C). Годовое количество осадков составляет 20 дюймов (500 мм) на юге, но вдвое меньше на севере.
Нордкапская и Шпицбергенская ветви Норвежского течения приносят в море теплые течения, но тепло теряется при смешивании с более холодными водами. Несмотря на высокую соленость (34 части на 1000), зимой образуется лед, но поля тонкие и айсберги долго не задерживаются. Летом кромка льда отступает далеко на север. Амплитуда прилива и направление течения сильно различаются. Незамерзающие порты Мурманск и Териберка (Россия) и Вардё (Норвегия).
Рыбалка процветает. Микроскопические формы фитопланктона питаются глубоководными беспозвоночными, мелкими креветкоподобными ракообразными, двустворчатыми моллюсками и губками, которые, в свою очередь, питают таких рыб, как треска, сельдь, лосось, камбала и сом. Есть также морские млекопитающие (тюлени и киты), наземные млекопитающие (белые медведи и песцы), чайки, а в теплую погоду — утки и гуси. Подводная флора очень богата в мелководных южных районах; широко распространены бурые, красные и зеленые водоросли. Большая часть береговой линии покрыта скалами и камнями, но от 20 до 40 процентов покрыты кустарниками, мхами и лишайниками. Травы встречаются редко.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
ARCTIS | Мурманск
Порт Мурманск
Морской порт Мурманск является одним из крупнейших незамерзающих портов России. Он расположен на побережье Кольского залива в Баренцевом море. Порт работает круглый год. Габариты судов, заходящих в порт Мурманск, не ограничены. Основные портовые мощности расположены на западном побережье Кольского залива, среди них причальные причалы торгового порта (включая пассажирский), рыбный порт, судоремонтный завод, судоверфь, нефтяной терминал, помещения ФГУП «Атомфлот». На восточном побережье Кольского залива находится ряд мелких рыбопромысловых и флоторемонтных терминалов. Кроме того, в состав Мурманского порта входят 3 автоперевалочных терминала (Лавна, Белокаменка, Мохнаткин), а также открытая дорога у острова Колгуев (восточная часть Баренцева моря). За пределами Кольского залива порту принадлежат несколько причалов, предназначенных для стоянки и ремонта судов: поселки Териберка, Ура-Губа и Лиинахамари.
Мурманский порт имеет около 100 причалов общей протяженностью более 10 км. Около 200 стивидорных компаний, оказывающих услуги по перевалке широкого спектра грузов: уголь, цветные и черные металлы, штейн, контейнеры арктического назначения, апатитовый концентрат, минеральные удобрения, нефтепродукты, сырая нефть, рефрижераторные грузы, работают на швартовные причалы. Регулярные местные пассажирские перевозки осуществляются в порту Мурманск.
Возможности инфраструктуры Мурманска
Мурманский морской торговый порт.
Мурманский морской торговый порт расположен в южной части Кольского залива в 22 милях к югу от побережья Баренцева моря (или открытого моря). 68 градусов 58 минут северной широты; 33 градуса 05 минут восточной долготы. Навигация в порту открыта круглосуточно и круглый год. Приливы и отливы происходят примерно каждые 6 часов. Перепад уровня воды 3,66 м. Залив свободен ото льда, но в суровые зимы ненадолго покрывается льдом; но обычно лед дрейфует. Глубины на дорогах 20-60 м. Скорость прилива может быть 2,5 узла. Плотность воды в бухте изменчива в пределах 1000-1025 ‰ в зависимости от приливов и отливов. Мурманский морской торговый порт — единственный порт на северо-западе России, принимающий суда дедвейтом до 130 000 тонн.
На территории Мурманского морского торгового порта действуют две стивидорные компании: Открытое акционерное общество «Мурманский морской торговый порт» и Закрытое акционерное общество «Агросфера». ОАО «Мурманский морской торговый порт» разделен на 3 района. Перевалка и хранение генеральных грузов, навалочных грузов и грузов в контейнерах возможны на 1-м и 2-м грузовых районах. Хранение и отгрузку судов апатитовым концентратом навалом по конвейеру обеспечивает 3-й грузовой район. ООО «Агросфера» — специализированный комплекс для хранения и загрузки судов минеральными удобрениями навалом конвейерным способом.
1-й грузовой район
Грузовой район является подразделением Терминала ОАО «Мурманский морской торговый порт». Во главе района стоит начальник грузового района. Грузовой район обеспечивает погрузочно-разгрузочные работы, хранение и другие виды работ со всеми грузами, кроме наливных. Грузовой район расположен на причалах NN 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 и прилегающих территориях. Имеются закрытые склады и наземное хранение грузов. Для доставки и вывоза грузов район оборудован железнодорожными путями и подъездными путями. Диспетчерская служба и мастера доступны круглосуточно.
Спецификации причалов.
N причал | Длина (м) | Рабочая глубина (м) |
2 | 195 | 8,5 |
4 | 207 | 10,8 |
5 | 103 | 7,2 |
6 | 85 | 7,0 |
7 | 202 | 10,1 |
8 | 231 | 7,0 |
9 | 213 | 10,3 |
10 | 240 | 10,1 |
11 | 32 | 4,7 |
Рабочая глубина у причалов меняется в зависимости от прилива. Фактическая глубина у причала – это оперативная глубина, высота прилива на данный момент и поправки «Мареографа» с его знаком. Информацию о поправках «Мареографа» и фактической высоте воды можно получить в Государственной инспекции портового контроля (48-06-65).
Спецификации погрузочно-разгрузочного оборудования.
Козловые краны используются для грузовых работ. Погрузка/разгрузка сыпучих грузов производится грейферами. Причалы 4,5,7,9,10 оборудованы козловыми кранами типа «Сокол», г/п при вылете стрелы 32/25/16 м:
- 16/20/32 тонны — в крюковом режиме
- 16 тонн — в грейферной операции
Высота подъема крюка — 25 м над поверхностью рельса. Глубина спуска — 16 м. Причалы NN 2,8,11 оборудованы козловыми кранами типа «Гантс» грузоподъемностью 5-6 тонн — на крюке, 5 тонн — на грейфере. Вылет стрелы — 8-30 м. Высота подъема крюка — 20-23 м над поверхностью рельса. Глубина спуска -15 м.
Вилочные погрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 25 тонн; автопогрузчики с ковшовыми вилками; седельные тягачи и ролл-трейлеры грузоподъемностью до 40 тонн используются для выгрузки грузов из вагонов и транспортировки внутри порта.
2-й грузовой район
Грузовой район является подразделением Терминала ОАО «Мурманский морской торговый порт». Во главе района стоит начальник грузового района. Грузовой район обеспечивает погрузочно-разгрузочные работы, хранение и другие виды работ со всеми грузами, кроме наливных. Грузовой район расположен на причалах NN 13,14,15 и прилегающих территориях. Имеются закрытые склады и наземное хранение грузов. Для доставки и вывоза грузов район оборудован железнодорожными путями и подъездными путями. Диспетчерская служба и мастера доступны круглосуточно.
Спецификации причалов.
Рабочая глубина у причалов меняется в зависимости от прилива. Фактическая глубина у причала – это оперативная глубина, высота прилива на данный момент и поправки «Мареографа» с его знаком. Информацию о поправках «Мареографа» и фактической высоте воды можно получить в Государственной инспекции портового контроля (48-06-65).
N причал | Длина (м) | Рабочая глубина (м) |
13 | 260 | 11,3 |
14 | 265 | 14,9 |
15 | 180 | 10,0 |
Технические характеристики погрузочно-разгрузочного оборудования.
Козловые краны используются для грузовых работ. Погрузка/разгрузка сыпучих грузов осуществляется грейферами. Причал N13 оборудован козловыми кранами типа «Сокол», грузоподъемностью при вылете стрелы 32/25/16 м:
- 16/20/32 тонны — в крюковом режиме
- 16 тонн — в грейферной операции
Высота подъема крюка — 25 м над поверхностью рельса. Глубина спуска — 16 м. Причалы НН 14, 15 оборудованы козловыми кранами типа «Сокол» и «Кондор» г/п 32/32/25 м
- 16/32/40 тонн — в крюковом режиме;
- 16 тонн — в грейферном режиме.
Высота подъема крюка — 28,5 м, Глубина опускания — 13 м.
Вилочные погрузчики грузоподъемностью от 1,5 до 32 тонн; автопогрузчики с ковшовыми вилками; седельные тягачи и ролл-трейлеры грузоподъемностью до 40 тонн используются для выгрузки грузов из вагонов и транспортировки внутри порта.
3-й Грузовой р-н.
Грузовой район является подразделением Терминала ОАО «Мурманский морской торговый порт». Во главе района стоит начальник грузового района. Грузовой район обеспечивает отгрузку апатитового концентрата на суда по конвейерной линии по следующим перегрузкам:
- вагон — корабль;
- склад — корабль.
Грузовой район расположен на причале № 18 и прилегающей территории. Имеется закрытый склад апатитового концентрата вместимостью 25 000 тонн. Район оборудован железнодорожными путями и подъездными путями. Служба диспетчера и мастера доступны круглосуточно.
Характеристики причала:
Длина причала: 187 м, Рабочая глубина у причала: 10,2 м. Рабочая глубина у причалов меняется в зависимости от прилива. Фактическая глубина у причала – это оперативная глубина, высота прилива на данный момент и поправки «Мареографа» с его знаком. Информацию о поправках «Мареографа» и фактической высоте воды можно получить в Государственной инспекции портового контроля (48-06-65).
Ограничения на размеры кораблей.
Максимальная длина корабля — не более 220 м. Максимальная ширина корабля — не более 28 м. Расстояние от носовой части 1-го трюма до кормовой части последнего трюма должно быть не более 154 м до полной загрузки всех трюмов (требования грузчика). Максимальная высота наддува до крышки люка — не более 14 м.
Спецификации погрузочно-разгрузочного оборудования.
Погрузка сыпучих грузов на причал № 18 осуществляется специализированными средствами с вертикальной стрелой. Вылет стрелы 19м. Размещение осуществляется в люке с борта на борт судна на расстоянии 19 м от причальной линии (указания грузчика). Максимальная производительность загрузки 1050 тонн/час. Конвейерная линия оснащена технологическими весами конвейерного типа Т 2820 (шведская фирма «E.Sarlin AB») с погрешностью измерения до 1 %.
Более подробная информация на сайте Мурманского морского торгового порта: http://www.portmurmansk.ru
В соответствии с Приказом ФСТ России от 20.12.2007 № 522-т/1
(в редакции Приказов от 17. 04.09, 14.10.09, 24.12.09, 22.06.10, 22.03.11, 26.07.11, 13.09.11, 04.05.12.)
Ставки портовых сборов в порту Мурманск
Стол 8 .1 — Суда заграничного плавания
Наименование платы | Тариф , руб. /1 ГТ | ||
Все суда, кроме судов Ро-Ро, плавучих/плавучих судов, контейнеровозов и танкеров | Суда Ро-Ро, Плавучие суда, Контейнеровозы | Танкеры | |
Тоннажные сборы | 6,19 | 4,33 | 6,76 |
Лоцманские сборы | |||
Лоцманская проводка в порту, за операцию | 0,46 | 0,33 | 0,50 |
Внешняя лоцманская проводка, за милю | 0,088 | 0,066 | 0,099 |
Легкие сборы | 1,10 | 0,77 | 1,21 |
Навигационные сборы | 5,86 | 4,11 | 6,43 |
Включая VTMS | 0,81 | 0,57 | 0,88 |
Экологический сбор | |||
Канальные сборы | |||
Ледовые взносы |
Таблица 8.