Монголо татарское иго википедия история кратко: период, начало нашествия и окончание татаро-монгольского ига и его последствия для Руси

период, начало нашествия и окончание татаро-монгольского ига и его последствия для Руси

Начало монголо-татарского ига

Ефим Дешалыт «Героическая оборона Старой Рязани от монголо-татарских войск в 1237 году», 1969

Первые столкновения между Золотой Ордой и Русью начались в начале XIII века — вскоре после появления монголов на Восточно-Европейской равнине. 

Ведомые внуком великого Чингисхана, хана Бату (или Батыя, как называли его русские), монголы стремились захватить или уничтожить всё на своём пути. Русские князья понимали, что рано или поздно придёт очередь их земель, и решили нанести удар первыми.

В 1223 году русские войска вместе с половецкими кочевниками попытались остановить Батыя в Приазовье, на реке Калка, но проиграли. Причём со стороны монгольского войска это была лишь разведка. В последующие 14 лет монголы всё ближе подходили к русским границам, подчиняя соседние народы.

<<Блок перелинковки>>

Масштабное нашествие монголо-татар на Русь началось в 1237 году. Один за другим пали русские города — Рязань, Коломна, Москва. Монголов не остановили даже русские морозы: зимой 1328 года были захвачены Владимир, Тверь и Торжок. 

Несколько княжеств объединились, чтобы дать отпор кочевникам, но были разбиты на реке Сить. Весной того же года, после героического семинедельного сопротивления пал город Козельск — он был полностью разрушен, а жители убиты. 

В 1240 году пал Киев — столица русских земель и самый укреплённый город. Большинство оставшихся в живых князей склонились перед Батыем и обязались платить монголам дань. Вассальная зависимость Руси от Золотой орды длилась более двух веков и вошла в историю под названием «монголо-татарское иго».

<<Форма демодоступа>>

Что такое «иго»

Слово «иго» происходит от латинского iugum, обозначавшего сначала упряжь для скота, а затем ставшего синонимом рабства. 

Впервые его использовал польский хронист Ян Длугош в 1479 году, в самом конце монгольского владычества на Руси — так он перевёл слова «плененье» и «насилье» из русских летописей. В русских источниках «иго» появляется с 1674 года.

Учите историю вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду

HISTORY62021 вы получите бесплатный доступ к курсу истории 6 класса, в котором изучается тема Золотой орды! 

Кто такие «монголо-татары»  

В русских и европейских летописях монгольские завоеватели называются татарами. Это название имеет китайские корни, где словом «тар-тар» именовали все кочевые племена к северу от Великой стены (подобно тому, как древние римляне называли всех чужеземцев «варварами»). Скорее всего, слово «татары» пришло на Русь и в Европу по торговым путям задолго до нашествия. 

Постепенно название «татары» перешло на завоёванные монголами тюркские народы, которые пополнили армию Золотой Орды — на половцев, волжских булгар и других. От них произошли современные татары. 

Термин «монголо-татары» появился в середине XIX века, чтобы устранить несоответствие между самоназванием завоевателей (монголы) и их наименованием в русских летописях (татары).  

В наше время, чтобы избежать путаницы, историки договорились называть этот период «ордынским владычеством». Правда, название «монголо-татарское иго» по-прежнему широко используется.

Годы ордынского владычества

Основной причиной поражения русских и столь долгой зависимости Руси от Золотой Орды стала междоусобица. Княжества Руси, постоянно воевавшие между собой, так и не смогли объединиться перед общей угрозой. Впрочем, даже объединённое русское войско едва ли могло противостоять монгольским полчищам. Их численность по разным оценкам составляла от 75 до 150 тысяч воинов, а дружина любого из восьми крупнейших княжеств насчитывала не более 5 тысяч. 

В годы татаро-монгольского ига усобица только усилилась — князья продолжали враждовать и периодически прибегали к военной помощи монголов для борьбы друг против друга за ханский ярлык — документ, подтверждающий право князя на власть. 

После каких-либо происшествий князь должен был являться в столицу Орды — Сарай — с докладом о своих действиях или бездействии. При этом хан нередко требовал от князя брать с собой кого-то из младших родственников, которые оставались в Орде в качестве заложников. Живыми возвращались далеко не все.

Сбором дани с жителей Руси занимались ордынские чиновники баскаки, пока в 1330-х годах московский князь Иван Данилович не добился от хана Узбека права собирать дань самостоятельно, за что получил прозвище Калита («кошель»). Благодаря этому, Москва стала экономическим и политическим центром Руси. С тех пор ордынцы перестали регулярно устраивать набеги на русские земли.

После смерти хана Джанибека в 1359 году в Орде началась борьба за власть, которую летописцы назвали «Великая замятня». Она ослабила Орду, в то время как Москва становилась всё сильнее, объединяя под своими знамёнами всё больше русских земель. В 1374 году московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, отказался выплачивать дань фактическому правителю Орды — беклярбеку (советнику) Мамаю. 

В 1378 году Мамай отправил на Русь пятидесятитысячное войско, но оно было разбито дружиной Дмитрия Ивановича на реке Вожа. Это была первая победа русских над Ордой, за которой последовала легендарная Куликовская битва

Виктор Васнецов «Бой Пересвета и Челубея», 1914 

8 сентября 1380 года объединённое русское войско сошлось в бою с войском Мамая на Куликовом поле, недалеко от слияния рек Дон и Непрядва. 

Несмотря на большое количество свидетельств в летописях и художественных произведениях, достоверно об этой битве известно немного. Но совершенно точно одно: воины Дмитрия Ивановича нанесли ордынцам сокрушительное поражение и обратили армию Мамая в бегство.

Это сражение не стало финалом противостояния Руси и Орды. Через два года новый правитель Орды, хан Тохтамыш, разорил Москву и снова заставил русских выплачивать дань. Однако влияние Куликовского сражения на ход истории трудно переоценить.

Во-первых, победа сплотила Русь: князья убедились, что вместе Орду можно победить. Во-вторых, набеги сократились, князьям больше не нужно было получать ханский ярлык, и дань теперь выплачивали нерегулярно.

Наконец, именно это знаменитое сражение вдохновило правнука Дмитрия Донского, Ивана III, выступить против Орды и избавить страну от владычества ханов. 

Свержение монголо-татарского ига 

Николай Шустов, «Иван III разрывает ханскую грамоту и приказывает умертвить послов», 1862 

Через 100 лет после Куликовской битвы, в 1480 году, ордынскому игу пришёл конец. Золотая Орда распалась на несколько ханств, и великий князь московский Иван III отказался выплачивать дань. Хан Большой Орды Ахмат снарядил поход на Русь, но русское войско остановило его на реке Угра. 

Этот эпизод вошёл в историю как «великое стояние на Угре». Несколько месяцев две армии стояли на противоположных берегах реки, не решаясь переходить в наступление. С приходом холодов Ахмат решил отступить. Больше ордынские войска на русских землях не появлялись.

Последствия монголо-татарского нашествия

Двухвековое монгольское владычество замедлило развитие экономики, культуры и науки, из-за чего Русь сильно отстала от западноевропейских стран.  

Нашествие Батыя привело к огромным потерям населения — сотни людей были убиты или угнаны в рабство, в пожарах погибло множество книг, памятников живописи и архитектуры. Две трети русских городов было разорено, и большую часть из них так и не смогли восстановить. Население платило грабительские налоги. Многие ремёсла забылись на десятилетия и даже века — за время ордынского владычества не было построено ни одного каменного храма. 

В то же время противостояние с монголами закалило русское войско и укрепило централизованную власть. Если до нашествия Русь была десятком разрозненных земель, то после окончания монголо-татарского ига вся страна объединилась под властью московского князя. 

Благодаря этому впоследствии русское государство одержало немало важных побед и в конечном итоге покорило все территории бывшей Золотой Орды.

Монгольское иго и его последствия • Arzamas

У вас отключено выполнение сценариев Javascript. Измените, пожалуйста, настройки браузера.

Материалы

Память о войне: пропагандистский миф против «окопной правды»

Как менялся образ войны от Сталина до Горбачеве и что про это думали Пастернак, Слуцкий, Самойлов и Окуджава

Травля писателей, композиторов, режиссеров в послевоенном СССР

Кто придумал «безродный космополитизм» и за что власти нападали на Эйзенштейна, Ахматову и Шостаковича

Хрущевская оттепель — демонтаж сталинской системы

Как проводилась десталинизация и при чем тут Солженицын, Хуциев, иностранные студенты и бассейн «Москва»

Фарцовщики, битломаны, пепси-кола: советская молодежь и Запад

Как советские люди влюбились в западную культуру в атмосфере холодной войны

Хрущевки, дефицит, досуг: быт и потребление времен «развитого социализма»

Как советский человек 1970-х справлялся с недостатком товаров, пространства и времени

Физик как новый культурный герой: научно-техническая интеллигенция и ее ценности

Стругацкие и Шурик, КВН и КСП, свободомыслие и структурализм, Сахаров и Солженицын как новый культурный мейнстрим

Застой, диссидентство, андеграунд и третья волна эмиграции

Новые репрессии и ответ на них: политическая культура «длинных семидесятых»

Перестройка, рок и соц-арт: выход культуры из андеграунда

Как 1980-е стали временем перемен и при чем тут Пригов с Кабаковым, Цой с Шевчуком и Гумилев с Набоковым

Где узнать больше про Россию от войны до перестройки

Воспоминания диссидентов, монография о магазине «Березка», сайт с музыкой «на костях» — и другие рекомендации

Ключевые образы России от войны до перестройки

От Сталина в гробу и оттепельного кино до инсталляции Кабакова и путча ГКЧП

Рюриковичи: от призванных варягов до правящей династии

Как скандинавский род стал русской династией

Крещение Руси и наследие язычества

Почему Владимир выбрал христианство

Византия и Русь

Что и зачем заимствовала Русь у Константинополя

Древний Новгород: от призвания варягов до республики

Как была устроена Новгородская республика и была ли она демократией

Что такое древнерусская литература

Летописи, религиозные трактаты, жития и «Слово о полку Игореве»

Первые святые и рождение русской иконы

Кого и за что канонизировали в первые века после крещения Руси — и как их изображали

Русь между Западом и кочевниками

Как русские князья породнились с западными королями и степными вождями

Монгольское иго и его последствия

Как Орда изменила Русь

Где узнать больше про Древнюю Русь

Научпоп об иге, учебник по истории иконописи, исследование княжеских имен и другие рекомендации

Ключевые образы Древней Руси

Произведения современников и представления потомков — от летописных миниатюр до открыток Билибина

Московское царство: собирание земель и формирование самодержавия

Как московский князь стал царем всея Руси

Кремль как новый центр государства

Как русские и итальянские зодчие построили символ Московского царства

Расцвет русской иконописи

Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий

Великое княжество Литовское и русские земли

Судьба восточных славян в Литве и Польше

Церковная реформа XVII века и раскол

Как разные подходы к священным текстам привели к культурному конфликту

Протопоп Аввакум: средневековое сознание и сознание Нового времени

Как автобиография раскольника выразила противоречия эпохи

Татары и русская культура

Как разные народы учились жить в одном государстве

Начало светской культуры: стихи, театр и газеты

Алексей Михайлович и европейское влияние

Где узнать больше про Московскую Русь

Путеводитель по Успенскому собору, справочник по истории татар, свод новгородских фресок и другие рекомендации

Ключевые образы Московской Руси

Произведения современников и представления потомков — от «Троицы» Рублева до акварели Васнецова

Культурные реформы Петра Великого

Отказ от традиций и поворот в сторону Европы

Петербург и Москва: новая столица против старой

Жители, быт и экономика двух российских столиц

Придворная жизнь как спектакль: от Версаля до Царского Села

Как загородные резиденции, театр и маскарады создавали образ российского монарха

Дворяне XVIII века: от слуг престола до оппозиции

Как новая знать стала интеллектуальной элитой

Становление русской живописи: портрет XVIII века

Как Левицкий, Рокотов и Боровиковский создавали новое искусство

Война 1812 года: появление национальной мифологии

Как русское общество осознало себя единой нацией

Французское влияние: Просвещение и вольнодумство

Почему французская культура была примером для русского общества конца XVIII — начала XIX века

Пушкин и феномен национального гения

Почему Пушкин стал главным русским поэтом

Где узнать больше про Россию от Петра до декабристов

Научпоп о придворных, исследование увеселений Петра, сайты о 1812 годе и другие рекомендации

Ключевые образы России от Петра до декабристов

Произведения современников и потомков — от аллегорической гравюры с Петром до Пушкина кисти Репина

Поиск русской идеи и понятие народности

Откуда взялось и что значило главное историко-философское понятие XIX века

Западники, славянофилы и другие: споры о пути России

Похожа ли Россия на Европу, и если нет, то хорошо это или плохо

Появление русской интеллигенции

Когда и почему образованные люди противопоставили себя государству

Фольклор и всплеск интереса к культуре простого народа

Киреевский, Даль и Некрасов в поисках древних традиций

Русский писатель на Западе

Как Гоголь влюбился в Европу, Герцен разочаровался в Европе, а Европа влюбилась в Толстого и Достоевского

Чайковский и «Могучая кучка»: спор о русской музыке

Музыка как портрет русского народа или музыка как портрет души человека

Романы, журналы и газеты: литература в погоне за прогрессом

Как писатели и критики стали самыми влиятельными людьми в России и при чем здесь реформы Александра II

Где узнать больше про Россию XIX века

Исследования о железных дорогах, воспоминания Репина, иллюстрированные очерки о жизни России и другие рекомендации

Ключевые образы России XIX века

От посмертного портрета Пушкина до фотографии первой железной дороги

Передвижники и другие: крестьяне в русской живописи

Бурлаки на Волге, колдуны на свадьбе и созерцатели в лесу: простой народ на картинах XIX века

От декаданса до футуризма: русский Серебряный век и европейские влияния

Как русская культура на рубеже веков догнала западную

Соловьев, Бердяев и другие: русская религиозная философия

Как интеллигенция перестала стесняться религии

Символизм в поэзии, музыке и живописи

Как Белый, Блок, Врубель и Скрябин искали мистическую истину

Народное богоискательство: толстовцы, хлысты и другие секты

Как простые люди пытались познать Бога без помощи церкви

Коллекционеры и меценаты — создатели искусства Серебряного века

Как Щукины и Морозовы изменили путь русской живописи

Расцвет русского балета: Дягилев и Русские сезоны

Как Бакст и Нижинский, Стравинский и Павлова, Фокин и Баланчин прославили русский балет на весь мир

Режиссерский театр: Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд

Как русские режиссеры стали важнее актеров и драматургов

Первая мировая война и русская культура

Патриоты и пацифисты: как война изменила русских поэтов и художников

Где узнать больше про Серебряный век

Мемуары Витте и Бенуа, исследование русских сект, учебник по истории театра — и другие рекомендации

Ключевые образы Серебряного века

От Врубеля и первых постановок Чехова до Малевича и Февральской революции

Коммунизм как новая религия

Во что верили большевики и почему компромисса между старым и новым миром быть не могло

Авангард — искусство революции

Как Малевич, Эйзенштейн, Мейерхольд и конструктивисты получили возможность изменить мир

Создание нового советского человека

Как большевики превращали человека в машину, чего они хотели от детей и зачем были нужны пионеры

Соцреализм как художественный стиль и как инструмент власти

Почему Прокофьев приветствовал соцреализм и есть ли интересные соцреалистические романы

Сталинская Москва как мечта о социализме

Дворец Советов, город-сад и другие сбывшиеся и несбывшиеся градостроительные идеи 1930-х

Культ Сталина в СССР

Как руководитель СССР стал вождем, мудрецом, пророком и почти художником

Большой террор и советская литература

Как Булгаков, Платонов, Гайдар и Твардовский искали язык для описания репрессий

Первая волна эмиграции: русская культура за рубежом

Бунин, Цветаева и Набоков за рубежом: изгнание, попытка выжить или духовная миссия?

Где узнать больше про Россию между революцией и войной

Воспоминания иностранцев об СССР, энциклопедия русского авангарда, карта репрессий — и другие рекомендации

Ключевые образы России между революцией и войной

От башни Татлина и спектаклей Мейерхольда до портрета Сталина и тюремной фотографии Мандельштама

Лекция 8 из 8

Как Орда изменила Русь

Автор Антон Горский

В массовом историческом сознании тема монголь­ского нашествия XIII века и последующих отношений Руси с Ордой является одной из тем, вызывающих наибольший интерес и сильный эмоциональный отклик. Тради­ционно русско-ордынские отношения было принято характеризовать через понятие «иго».


Долгое время это «иго» обозначалось, как правило, определением «монголо-татарское» или «татаро-монгольское», но к концу XX столетия, чтобы избе­жать ассоциаций с современными народами, монголами и татарами, утвер­дилось словосочетание «ордынское иго», то есть по названию государства, Орды. Ныне же понятие «иго» в научных трудах постепенно выходит из упо­требления. Большинство современных исследователей его не применяют или употребляют как минимум в кавычках. Дело в том, что эта характе­ри­стика русско-ордынских отношений не принадлежит современникам собы­тий, как можно было бы подумать. Впервые она встре­чается у польского хрониста Яна Длугоша под 1479 годом в латинской форме — «iugum», в России же слово «иго» для обозначения отношений с Ордой появ­ля­ется только в XVII столетии, то есть тогда, когда эти отношения уже стали далеким прошлым. У совре­менников же, авторов XIII, XIV, XV веков, встреча­ются разные оценки гнета со стороны Орды, и достаточно эмоционально окрашенные: это, скажем, «лютое томление бесерменское», «насилье» («бысть ослаба Руси от насилья бесермен»), «неволя» («тогда были все князья в неволе татарской»), «работа» (в смысле «рабство» — «горькая работа от иноплеменников»), но какого-то универсального понятия не суще­ствовало. Поэтому с научной же точки зрения точнее говорить о «системе зависимости русских земель от Орды».


Но если термин «иго» не встречается у современников событий и не годится как научное понятие, это не значит, конечно, что не было явления, которое им традиционно обозначали (как это нередко утверждается в совре­менной околонаучной публицистике). Зависимость русских земель от Орды, несом­ненно, имела место и осознавалась людьми той эпохи как зависимость тяжелая. Об этом говорят и приведен­ные выше определения: «томление», «насилье», «неволя», «раб­ство» — все это указания на крайне высокую степень угнетения. Тем не менее не все в этом вопросе ясно. В науке изучались в пер­вую очередь политические отношения русских земель и Орды. Сама же сис­тема властво­вания, ее инсти­туты, экономическая сторона исследованы много меньше. Причина — отно­сительная бедность сведений источников. Определен­ная ясность существует только по поводу одного из проявлений зависимости — утверждения ханами русских князей на их столах путем выдачи грамот, ярлы­ков. С 1243 года, когда в ставку к Батыю был вызван владимирский великий князь Ярослав Всеволо­дович (отец Александра Невского), и по сере­дину XV века источники содержат множество известий о поездках князей к ханам в Орду за ярлыками на княже­ние, о княжеских спорах по поводу этих ярлыков и т. п. Что же касается системы податей, функций ордынских должностных лиц, связанных с Русью, — здесь сведений немного, и имеют место определен­ные сложности в интерпретации.


В подобных случаях может помочь сравнительно-исторический подход. Заво­е­вания монголов в XIII столетии охватили огромные пространства, почти всю Евразию — от Кореи, Китая и Индокитая на Востоке до Среднего Подунавья, то есть Центральной Европы, и Малой Азии на Западе. Сведения о монгольских походах и их последствиях для разных стран отразились в источниках разно­язычных: китайских, корейских, арабских, персидских, армянских, сирий­ских, грузинских, греческих, русских, венгерских, польских, немецких, италь­янских, английских, французских. Рассмотрение особенностей монгольской власти в разных регионах способно пролить в какой-то мере свет и на изучение ее характера на Руси.


Монгольская империя использовала в своей экспансии две основных модели управления завоеванными территориями — прямое управление, через утвер­жде­ние собственной администрации на завоеванной земле, и управление через местных правителей: когда сохраняются местные князья, и через их посредство осуществляется господство. Обе модели были применены и в Восточной Евро­пе после вторжения Батыя, которое произошло в 1236–1242 годах. Степная зона от реки Урал до Дуная перешла под непосредственную власть монголов, элита местного кочевого населения — половцев — была уничтожена. То же произо­шло и в Волжской Булгарии, государстве, которое располагалось в Среднем Поволжье, и на­се­ление которого было оседлым, как и население Руси. Русские земли оказались под опосредованным — с сохранением местных князей — управлением, как и многие другие государства, оказавшиеся на крайних пре­делах монголь­ской экспансии, — Корея, страны Юго-Восточной Азии, госу­дарства Закавказья и Малой Азии, Дунайская Болгария. Эти страны, где после завоевания были сохранены местные правители, рассматривались потомками Чингисхана как плацдарм для дальнейших завоеваний: за Кореей должна была быть покорена Япония, за Закавказьем и Малой Азией — Сирия и Египет, за Русью — Польша и Венгрия. Планам этим, несмотря на неодно­крат­ные вторжения монгольских войск в перечисленные государства, не было суждено осуществиться, но система «опосредованного» управления для стран, дальше которых экспансия монголов не продвинулась, стала со временем традицией.


Сначала русские земли зависели как от ханов улуса Джучи (Золотой Орды), так и от великих монгольских ханов, сидевших в Каракоруме, столице Мон­голь­­ской империи, но с 1260-х годов Золотая Орда фактически отделяется от Монгольской империи и сохраняется только зависимость русских земель от нее. Эта зависимость выражалась в утверждении русских князей ханами на их столах путем выдачи грамот-ярлыков на княжение, в выплате податей (главной из которых был подушный налог, называемый на Руси «выходом») и обязанности русских князей оказывать ханам военную помощь (правда, эта обязан­ность прослеживается только до середины XIV века, позже таких фактов не было). Ярлыки на княжение были действенным средством держать русских князей в повиновении, потому что давали возможность поддерживать между ними конкурентную борьбу за власть; правители Орды стремились не до­пу­скать чрезмерного усиления одних князей за счет других. Автор житийной Повести о князе Михаиле Ярославиче Тверском, убитом в ставке хана Узбека в 1318 году, ярко выразился по этому поводу: «Обычаи бе поганыхъ и до сего дни: вмещущи вражду между братиею князи русскыми, себе множаишая дары възимають» — то есть сеют вражду между русскими князьями и получают от них при этом дары, которые князья приносили в ханскую ставку, для того чтобы заслужить милость хана или людей из его окружения и получить иско­мый ярлык.  Для регулирования сбора податей завоевателями были проведены переписи населения: в Южной Руси уже в 1240-е годы, вскоре после похода Батыя, в большинстве других — в конце 1250-х годов, когда такое мероприятие проводилось практически во всех завоеванных монгольскими ханами стра­нах — от Ближ­него Востока до Китая. Обязанность участвовать в военных походах монголов распределялась в разных русских землях по-разному: князья Северо-Восточной Руси привлекались к таким походам относительно нечасто, а вот правителей Юго-Западной Руси (Галицко-Волынской земли), которая граничила с государствами Центральной Европы и с Литвой, во второй половине XIII века постоянно привлекали к участию в походах на Литву, Польшу и Венгрию.


При этом в разных русских землях (а Русь в середине XIII века не представляла собой единства, существовало более десятка фактически самостоятельных государств, «земель») во второй половине XIII века отмечаются неодинаковые варианты властвования монгольских правителей. В наиболее жесткие условия была поставлена Киевская земля, поскольку Киев, сохранявший вплоть до на­ше­ствия Батыя статус общерусской столицы, хотя и номинальный, рассматри­вался завоевателями как главный город всей Руси. Здесь было об­ложено данью все мужское население независимо от возраста, для контроля над сбором дани в Киеве был посажен монгольский чиновник — баскак. Ненамного более мяг­кий режим был установлен для Северо-Восточной Руси — Суздальской земли, где обложение данью коснулось только взрослого мужского населения, а баска­чество хоть и существовало, но было отменено достаточно скоро, к кон­цу XIII века. Относительно более мягкие формы зависимости отличали земли, находившиеся на периферии завоеванной монголами в Восточной Европе территории, — Новгородскую (северо-запад Руси) и Галицко-Волынскую (юго-запад Руси). Здесь не вводился институт баскачества, а дань с самого начала собиралась самими русскими князьями, а не ордынскими сборщиками. Но надо сказать, что такой порядок с конца XIII века установился и в Северо-Восточной Руси — там тоже дань стали собирать сами местные князья.


Правитель Орды, хан, на Руси именовался «царем» — это был титул более высокий, чем у кого-либо из русских князей, который соответствовал западно­европейскому «император» и византийскому «василевс». Власть ордынского хана, царя, со временем стала восприниматься как традиционная и считалась на Руси в определенной степени легитимной, законной. Способствовал ее дли­тельному сохранению и другой фактор: на Руси долго, вплоть до середины XV столетия, сохранялось опасение, что в Орде решат отойти от «опосредо­ванного», с со­хранением местных князей, властвования, и перейти к непосред­ственному владычеству в русских городах. В частности, такое опасение отра­зилось в неко­торых памятниках, посвященных Куликовской битве 1380 года, где утвер­жда­ется, что правитель Орды Мамай намеревался тогда не просто разорить Русь, а непо­средственно поселиться на ней, а население обратить в мусуль­манскую веру. В его уста вкладывали такие слова: «Приму землю Русскую, и разорю церкви христианские, и веру их на свою переложу, и велю кланяться своему Махметю». Иногда это утвер­ждение принимается за чистую монету в публицистике, но на самом деле, конечно, таких планов у Мамая не было. Однако это опасение — что будет установлено прямое правление Орды на территории Руси, — оно некоторое время еще жило в русских землях.


Вопрос о том, какова роль иноземного нашествия и ига в судьбах Руси, издавна при­надле­жит к числу дискуссионных, вызывающих споры в науке. Можно выделить (достаточно условно) три группы исследова­телей. Первая — это те, кто признает очень значительное воздействие завое­вателей на развитие Руси, выразившееся в создании благодаря им единого Русского (Московского) госу­дарства. Основоположником такой точки зрения был Николай Карамзин. Своеобразным развитием такого подхода стали в XX веке взгляды так назы­ваемых «евразийцев», полагавших, что Русь после завоевания вошла в особую евразийскую цивилизацию, что спасло ее от погло­щения католической Евро­пой. Другие историки (среди них Сергей Соловьев и Василий Ключевский) оценивали воздействие завоевателей на внутреннюю жизнь древнерусского общества как крайне незначительное, и полагали, что все процессы, шедшие во второй половине ХIII и в XIV веке, либо вытекают из тенденций пред­шест­вующего периода, либо, если являются новыми, то возникают независимо от Ор­ды. Наконец, для многих исследователей характерна в определенной мере «промежуточная» позиция, согласно которой влияние завоева­телей расцени­вается как заметное, но не определяющее для развития страны. Такая точка зрения преобладала в отечественной историо­графии советского периода. Воздействие завоевателей рассматривалось тогда как исключительно нега­тивное, тормо­зящее развитие Руси, в том числе и процесс объединение земель; создание единого государ­ства, с этой точки зрения, произошло не благодаря, а вопреки Орде.


При оценке воздействия завоевания на русское общество следует разделять непосредственные и долгосрочные последствия. Что касается первых, то, разумеется, нашествие Батыя и последующие походы имели катастрофические последствия в виде массовой гибели и пленения людей, уничтожения в пожа­рах культурных ценностей — как книг, так и памятников живописи и зодче­ства. В середине XIII века было разрушено примерно две трети крупнейших городов, причем из разоренных в свою очередь примерно такой же процент, около двух третей либо не возродились вовсе после раз­рушения, либо потеряли прежнее свое значение. При этом некоторые города разорялись не только во время нашествия Батыя, но и в результате последую­щих походов, начинав­шихся в силу тех или иных политических обстоятельств. Так, Владимир разо­рялся три раза: помимо разрушения в 1238 году во время нашествия Батыя — еще и в 1293 и 1410 годах. Москва — тоже три раза, во время похода Батыя в 1238 году, а затем в 1293 и 1382 годах. А, скажем, Переяславль-Залесский и вовсе пять раз подвергся разорению. Разумеется, тяжелым бременем на стра­ну ложились установленные завоевателями налоги. В результате были утра­чены некоторые ремесленные технологии, на несколько десятилетий прекратилось каменное храмовое строительство.


­Сложнее вопрос о долгосрочных последствиях, о том, насколько перемены, происходившие в русском обществе в XIII–XV веках, были связаны именно с воздей­ствием Орды. Если говорить о культуре русских земель, то влияние завоева­телей в целом можно оценить как минимальное. Здесь взаимосвязям препят­ствовал религиозный барьер между христианской Русью и сначала языческой, а затем мусульманской Ордой. Существовали и различия хозяй­ственно-экономического порядка: на Руси главным занятием населения было земле­де­лие, в Орде кочевое скотоводство соседствовало с крупными торго­вы­ми горо­дами. Заимствования имели место в той сфере, где эти два общества постоянно вступали в соприкосновение, — в военном деле. Можно, конечно, допустить, в какой-то мере под ордынским влиянием на Руси происходило то, что условно можно назвать «ожесточением нравов». Именно в ордынскую эпоху в русской литера­туре исчезает ранее существовавшее резко непри­ми­римое отношение к убий­ству как сред­ству политической борьбы; с другой стороны, на Руси распро­страняется смерт­ная казнь как правовая норма (чего не было в домон­голь­ский период). Но определить степень этого воз­действия сложно, потому что, скажем, смертная казнь применя­лась не только монголами и затем в Орде, но и у запад­ных соседей Руси существовала.


Что касается политической структуры, то если накануне нашествия на Руси существовало более десятка «земель» — самостоятельных политических образований, то к концу XV века, когда прекратилась власть Орды над Северо-Восточной Русью, на их месте мы видим фактически всего два государства, причем очень крупных по размерам: это Великое княжество Московское (вклю­чившее в себя северные и восточные русские земли — Суздальскую, Новгород­скую, часть Смоленской и Черниговской) и Великое княжество Литовское, в состав которого вошли западные и большая часть южных русских земель. Если до нашествия пределы земель были стабильными, то в ордынскую эпоху происходит, таким образом, крупномасштабный территориальный пере­дел, и карта русских земель меняется полностью. Причем приобретения в ходе этого территориального передела делали не только московские и литовские, но и многие другие князья.


Однако из этого никак не следует, что образование единого государ­ства — Московского, получившего затем название Россия, — произошло благодаря Орде. Исследования показывают, что поддержка Ордой московских князей была далеко не постоянной. Напротив, ханы стремились соблюдать баланс, не допускать усиления одних русских князей за счет других. Кроме того, крайне редки были случаи, когда территориальные изменения на Руси происходили по инициативе правителей Орды, — обычно инициатива исхо­дила от самих князей (русских или литовских), а ханы только поддерживали (а бывало, что и не поддерживали) ее. Но, конечно, само наличие с 1240-х го­дов центра верховной власти в Восточной Европе за пределами Руси создавало возмож­ность этого территориального передела. Претенденту на то или иное княжество нужно было предъявить претензии на него и добиться поддержки своих притязаний в Орде, и князья, русские и литовские, стали активно поль­зоваться такой возможностью. В конце концов в этом переделе территорий более всех преуспели именно литовские и московские князья, а другие, кото­рые временами тоже усиливались (пере­яславские, смоленские, тверские, суз­дальско-нижегородские, рязанские), в результате сошли с исторической сцены. Можно сказать, что это явление было несомненно связано с воз­дей­­ствием Орды, но это воз­действие нужно признать не прямым, а опосредо­ванным.


Другое опосредованное воздействие касалось общественного строя Руси. В эпоху, когда русские земли оказались под верховной властью Ор­ды, центр русской государственности переместился из Среднего Подне­провья на северо-восток восточнославянской территории, в Суздальскую землю. Между тем на северо-востоке русских земель в большей степени, чем в Южной Руси, ощущалось негативное воздействие природно-географического фактора. Местные условия вызывали низкую урожай­ность земле­делия и соответственно недостаточное количество прибавочного продукта, необходимого для функ­цио­нирования государственных структур. Ситуацию усугубляло начавшееся в XIII столетии общее похолодание (так называемое «малое оледенение»). При этом значительная часть и без того скромного прибавочного продукта теперь уходила за пределы страны в виде ордынской дани — «выхода». Русская государственность была поставлена, таким образом, в тяжелые экономические условия. Это неминуемо вело к большей, чем в «киевскую» эпоху, «жесткости» структур формирующегося вокруг Москвы в XIV–XV веках государства, к тен­денции укрепления в нем едино­властия правителя, великого князя. С точки зрения внешнеполитической, только такой характер государства давал воз­можность как освободиться от ордынской зависимости (что и произошло в ходе событий 1470-х годов), так и противостоять натиску с запада, со стороны сильного Литовского государства. Но в перспективе он вел к самодержавию как форме правления и крепостничеству как системе зависимости рядового населения — эти явлениям, которые утвердятся в течение XVI–XVII веков, затем, в Новое время, станут тормозить развитие страны.

История русской культурыДревняя Русь

Древняя Русь

IX–XIV века

Истоки русской культуры

Куратор: Федор Успенский

Московская Русь

XV–XVII века

Независимость и новые территории

Куратор: Константин Ерусалимский

Петербургский период

1697–1825

Русская культура и Европа

Куратор: Андрей Зорин

От Николая I до Николая II

1825–1894

Интеллигенция между властью и народом

Куратор: Михаил Велижев

Серебряный век

1894–1917

Предчувствие катастрофы

Куратор: Олег Лекманов

Между революцией и войной

1917–1941

Культура и советская идеология

Куратор: Илья Венявкин

От войны до распада СССР

1941–1991

Оттепель, застой и перестройка

Куратор: Мария Майофис

Радио ArzamasДжаз в СССР

Новый курс музыковеда Федора Софронова — о том, как в молодое Советское государство проник джаз, как он влиял на судьбы своих главных героев и как в конце концов советским джазом заинтересовался мир

Хотите быть в курсе всего?

Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу

Курсы

Все курсы

Спецпроекты

Татарский | люди | Britannica

Ключевые люди:
Эндрю Лонджумель
Похожие темы:
казанский татарский
крымскотатарский

Просмотреть весь связанный контент →

28 апреля 2023 г., 8:24 по восточноевропейскому времени (AP)

Эксперты ООН защищают крымских татар в условиях российской оккупации и насильственные исчезновения этнических меньшинств в оккупированном Россией Крыму

татарин , также пишется татарин , любой представитель нескольких тюркоязычных народов, которые в конце 20 века насчитывали более 5 миллионов человек и жили в основном в западно-центральной России вдоль центрального течения реки Волги и ее приток Кама, а оттуда на восток до Уральских гор. Татары расселены также в Казахстане и, в меньшей степени, в Западной Сибири.

Имя татар впервые появилось среди кочевых племен, проживающих на северо-востоке Монголии и в районе озера Байкал с V века н.э. В отличие от монголов, эти народы говорили на тюркском языке и, возможно, были связаны с половцами или кипчаками. После того, как различные группы этих тюркских кочевников вошли в состав армий монгольского завоевателя Чингисхана в начале XIII века, произошло слияние монгольских и тюркских элементов, и монгольские захватчики России и Венгрии стали известны европейцам как татары (или татары).

More From Britannica

Россия: татарское правление

После распада империи Чингисхана татары стали особенно отождествляться с западной частью монгольского владения, которое включало большую часть европейской части России и называлось Золотой Ордой. Эти татары были обращены в суннитский ислам в 14 веке. Из-за внутренних разногласий и различного иностранного давления Золотая Орда распалась в конце 14 века на независимые татарские ханства Казанское и Астраханское на Волге, Сибирь в Западной Сибири и Крым. Россия завоевала первые три из этих ханств в XVI веке, но Крымское ханство стало вассальным государством турок-османов, пока оно не было присоединено к России Екатериной Великой в ​​1783 году9.0015

В своих ханствах татары развили сложную социальную организацию, и их дворянство сохранило свое гражданское и военное руководство до русских времен; отдельными классами простолюдинов были торговцы и земледельцы. Во главе правительства стоял хан передового татарского государства (Казанского ханства), часть рода которого присоединилась к русской знати по прямому соглашению в 16 в. Это расслоение внутри татарского общества продолжалось до русской революции 1917 г.

В 9-15 веках татарская экономика стала основываться на смешанном земледелии и скотоводстве, которое продолжается до сих пор. Татары также развили традиции мастерства по дереву, керамике, коже, ткани и металлу и издавна были хорошо известны как торговцы. В течение 18-го и 19-го веков они заслужили привилегированное положение в расширяющейся Российской империи в качестве торговых и политических агентов, учителей и администраторов недавно завоеванных среднеазиатских территорий.

Более 1,5 млн казанских татар до сих пор проживает в Поволжье и Урале, и они составляют около половины населения республики Татарстан. Теперь они известны как волжские татары и являются самой богатой и промышленно развитой из татарских групп. Еще почти миллион татар живут в Казахстане и Средней Азии, а сибирские татары, насчитывающие всего около 100 000 человек, живут рассеянно по Западной Сибири.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подписаться

Крымские татары в современный период имели свою историю. Они легли в основу Крымской Автономной Советской Социалистической Республики, которая была создана советским правительством в 1921 году. Однако эта республика была распущена в 1945 году после того, как советский лидер Иосиф Сталин обвинил около 200 000 крымских татар в сотрудничестве с немцами во время войны. Вторая Мировая Война. В результате крымские татары были массово депортированы в Узбекистан и Казахстан, где им было запрещено использование татарского языка. Они восстановили свои гражданские права в 1956 по программе десталинизации Никиты Хрущева, но им не разрешили вернуться в Крым, который был включен в состав УССР. в 1954 г. Лишь в начале 1990-х гг. многие крымские татары, воспользовавшись распадом власти советского центрального правительства, начали возвращаться на жительство в Крым после почти пяти десятилетий внутренней ссылки. В начале 21 века их насчитывалось около 250 000 человек.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Майклом Рэем.

Орда (2012) — Орда (2012) — Отзывы пользователей

Орда
(2012)

Пересмотреть это название

История и религия

kosmasp24 Декабрь 2013

Фильм трудно продать. Кому он понравится: любителям истории, верующим или любителям восточного кино? Может быть, никто из них, может быть, все они. Кажется, что он пытается успокоить многих людей и может оказаться неработающим для большинства из них. Да, это историческая эпическая картина, но вовлекает ли она зрителя? Это вам решать.

Боевые сцены в порядке, пафосно-религиозные аспекты тоже терпимы. Спектакли действительно хороши, а декорации и локации просто потрясающие. Что также подводит нас к кинематографу. Фильм действительно выглядит хорошо. Но из-за его масштаба для некоторых это может занять слишком много времени. Темп кажется нормальным, но некоторым он может показаться медленным. Иногда это тяжело смотреть, но, тем не менее, интересно

9 из 10 сочли это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Хорошо сделанная драма

avidnewbie14 Декабрь 2013

Пока только 5 отзывов? Вопреки мнению некоторых рецензентов, этот фильм явно хорошо сделан. Декорации, костюмы и детали периода исключительны. Работа камеры и режиссура, по крайней мере, на мой неопытный взгляд, кажутся на высшем уровне. Хотя история была мне незнакома, она была интересной и динамичной. Являются ли эти отчеты исторически правильными или изображены непредвзято, совершенно не имеет значения для среднего кинозрителя. Если вам нравятся хорошо продуманные, правдоподобные, детализированные драмы о других землях и народах, то этот фильм стоит того, чтобы его посмотреть. Актерская игра великолепна, особенно роль монгольской матриарха в исполнении Розы Хайруллиной. Ее авторитет и благородство ощутимы. В этом фильме очень мало действия. Тем не менее, есть многочисленные изображения жестокости и насилия, поскольку они действительно неизбежны. Почему нет блюра?

14 из 16 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

не согласен

yulianna-710-34306012 июнь 2013

Вы уверены, что достаточно хорошо осведомлены обо всех «исторических ценностях»? вы имеете представление о монголо-татарском иге над Русью (более 200 лет)? Так какого именно отношения вы ожидаете, описывая именно этот период? Ну, может монгольский вариант лучше и разнообразнее, это. .. ну понятно. Но это русская история и русское кино. Столько исторических источников о том, как жестоко убивали русских, тысячами, семьями и городами. Жизни почти не было вообще, как вы ожидаете проявления всех этих чувств в каждой душе — страха и гнева? И да, это почти начало христианства на Руси, со всей страстью и преувеличением, но и со всем характерным для того времени самопожертвованием. Так что для меня портреты монголов интересны и даже мягки… Или вы ожидаете, что русские всегда будут плохими, неважно кто напротив, Геббельс или монголы Орды и т.д. Время было полно жестокости, ненависти, столкновений.. и это показано. Я не говорю, что фильм блестящий. Но легко наполнить свой обзор «интересными» фразами типа «параноидальная, гиперрасистская антиазиатская пропаганда», «чепуха, спонсируемая КГБ/православной церковью», «антиеврейская пропаганда Геббельса»… Они привлекательны и желанны для ненавистников. Но понимание — это другое.

34 из 45 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Орда победит орков в любой день!

самкан9 Декабрь 2013

Внимание: спойлеры

Нам не нужны глупые фильмы о супергероях, фэнтези или инопланетных монстрах, когда все, что нужно, — это тщательное изучение и описание истории. В самом деле, во всех уголках мира можно найти множество захватывающих историй о прошлых годах, из которых получаются гораздо лучшие истории, чем волшебные кольца, космические путешествия и криптонит. В любой день я возьму Святого Алексия за Росомаху. И, ей-богу, вы тоже можете чему-то научиться! Я знаю, что рискнул бы с множеством голливудских демонов, прежде чем пытаться заключить сделку с монголами, составляющими Орду. Но я слишком много дурачусь. Это просто хорошо снятый, динамичный, сыгранный и срежиссированный фильм. Особенно примечательно в ОРДЕ двусмысленное отношение к «чуду» святого Алексия; то есть, может быть, это сила веры, а может быть, это просто глупая удача. Почетного упоминания заслуживает также перевод на английский язык — немалое достижение, учитывая потенциальные подводные камни. Моя рекомендация: ОРДА — недооцененная жемчужина. Бонусная рекомендация: в случае реинкарнации любой ценой избегайте Восточной Европы примерно 14 века.

8 из 11 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Вероятно, очень верное изображение упадка татар.

jbhiker-706-5127562 март 2014

Даю сопли здешнему рецензенту, который утверждает, что он любитель истории. Вам действительно нужно уделять больше времени чтению. Я действительно нашел, что это верное изображение угасающей жизни татар (также известных как Золотая Орда). Они уже достигли своего апогея как цивилизация, и оставалось совсем немного времени до полного поражения от русских. Слава Богу за это! Какое прекрасное время, чтобы рассказать историю о священнике и его путешествии веры. Я нашел написание этого сценария удивительным по своей глубине, а сам фильм поразительным визуально. Один из лучших фильмов, которые я когда-либо видел за пределами России. Большой хит Московского кинофестиваля, просто невозможно оторваться.

10 из 12 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Талантливый исторический фильм, оплаченный церковью, также стал жизнеописанием святого XYZ

кетсуп29 декабря 2014

Этот фильм оплачен церковью, чтобы основной сюжет соответствовал житию святого Алексия Московского. И все же режиссеру удалось извлечь из этого максимум пользы, упаковать вместе с прекрасным рассказом о забытой странице русской истории: надвигающемся крахе Золотой Орды. И гниение начинается с головы, с грубого убийства хана Тини-бека его братом Джани-беком.

Это освежающий взгляд на историческое кино. До сих пор Орде никогда не давали диалогов. Вы, наверное, видели Андрея Рублева Тарковского: сровняют город с землей и уедут. В «Невском» Эйзенштейна они также показаны как аморфная зловещая внешняя сила, которая может вмешиваться от чьего-то имени в российскую политику, но никогда ничего не делает сама по себе. До сих пор их показывали как невыразимых дикарей, как боргов, как зергов, но никогда как драматических персонажей, как еще одну волну жестоких русских государственных деятелей, родственных большевикам или головорезам Ивана Грозного. Фильм развеивает миф о том, что татарское иго было сброшено русскими в Великом стоянии на реке Угре. Вам показывают, что вместо этого он самоустранился на десятилетия вперед, болезненно похожим образом на многие другие политические образования на российской земле.

Интересным моментом, упущенным иностранными зрителями, является использование языка в фильме. Забавно видеть, как какой-то малоизвестный среднеазиатский язык является престижным диалектом, лингва-франка для всех россиян. Сегодня все наоборот.

3 из 3 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Наконец-то российское производство на Нетфликсе

deedeemoll14 Декабрь 2013

Если вы американец, как и я, то вы знаете, что наши знания русской истории недостаточны, если только вы не поступили на ученую степень в какой-нибудь колледж. Поэтому фильм показался мне полностью захватывающим. Кинематография, костюмы, в том числе украшения, декорации и переводы с русского и, насколько я понимаю, с монгольского языка, были превосходны. Я не знаком с этим режиссером, который просто пытается стилизованно передать момент или фрагмент исторического комментария. Я не думаю, что он предназначен для Западного полушария. Так же визуально ошеломляюще, как «Русский ковчег», и легче следить за диалогом.

11 из 14 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

история святого

Kirpianuscus3 Октябрь 2015

религиозный фильм. в том-то и дело, кто, я полагаю, объясняет это мудро. не как манифест против монголов, не как рассказ о Руси. только как история жертвы и веры. конечно, это только точка зрения. конечно, это слишком субъективный фильм, и это не является настоящим сюрпризом. потому что жестокость, лидеры недели, сильные женщины, история Алексея и моральная победа — это части портрета, который определяет путь для принятия прошлого. глядя на историческую достоверность это странная работа. потому что атмосфера, рассказ, миссия иерарха — это только важные вещи. и, конечно же, победа Православной Церкви над двусмысленным злом. фильм, который может быть полезен для понимания России вне определений.

2 из 4 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Довольно ужасный фильм

ThomasJeff22 декабря 2013

Для справки, я не мусульманин, не татарин или кто-то в этом роде. Но этот фильм был позорным. Весь фильм выглядит как видео на YouTube, снятое любителями, которые хотят изобразить какую-то злую группу людей, которые ведут себя как угодно, КРОМЕ людей. Просто убийство случайных людей, пытки людей и т.д. и т.п.

Во всем фильме нет сцены драки. Так что не ждите военного фильма от чего-то под названием «Орда».

Просто показывает фальшивую историю о том, как ужасна жизнь под Золотой Ордой.

Даже российский эксперт, нанятый для того, чтобы рассказать режиссеру/сценаристам об истории Золотой Орды, осудил фильм и сказал, что это просто отвратительное злобное изображение Золотой Орды, не имеющее ничего общего с реальностью.

Как будто русский режиссер задумался о том, как ему сделать христиан, а татар — бесчеловечными животными. Это было его целью, и это то, что он изобразил в своем фильме.

Это было невероятно скучно и напрасно потраченное время.

11 из 29 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Так много сделано правильно, но драматургически не очень хорошо задумано

alexfromhorn18 Ноябрь 2018

Я закончил этот фильм, но должен быть честным — я почти не закончил.
Это было не из-за плохой игры, игра была хорошей и правдоподобной, атмосфера была даже благодаря музыке и хорошо созданным реквизитам и костюмам. Но способ повествования этой истории не очень заразителен, драматургия висит уже совсем в начале с неясным сюжетом. Чем в средней части, кажется, что это происходит, но во многих моментах это утомительно из-за сцен, которые были слишком длинными и неуместными. Сюжетная пауза в конце не добавляет этому фильму ничего необходимого, он как бы начинает новую историю, а через несколько минут уже идут титры.
К сожалению, не рекомендация.

2 из 3 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Я не мог туда попасть

Rainey-Dawn14 сентября 2018

Это один из тех фильмов, которые выглядят великолепно, операторская работа супер, костюмы/декорации потрясающие, но история не смогла захватить меня просто потому, что я не хочу вмешиваться в эту область мировой истории. Фильмы — это не урок истории — и с фильмом они позволяют себе вольности — обычно я так смотрю фильмы «История» и «Биография» (с долей скептицизма), но я просто не мог вникнуть в этот.

5/10

2 из 5 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

семян

Vincentiu30 апреля 2014

это семя. подобно царю, который излагает тонкий срез истории в замечательной манере, но который желает представить не только историю, но и длинную цепочку вопросов. прекрасный фильм — актерская игра (Роза Хайруллина и Максим Суханов — лучшие аргументы), точная наука воссоздания атмосферы и большой талант создавать впечатляющие образы. фильм о силе и вере, падении и сумерках. как восточная сказка, она представляет собой столкновение между мирами и силой слабости. с прекрасным результатом. в нем есть насилие и жестокость, штампы и, на первый взгляд, нереальные моменты. но ключ прост — это русская история, семя, а не плод способа открыть прошлое как корень настоящего. настоящий хороший фильм. несмотря на резервы.

1 из 2 считает это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Большое спасибо директору

shibaevao12 Ноябрь 2015

2 часа только для того, чтобы оценить, в каком направлении движется современный мир, уходя от христианских ценностей. Отличная идея, события реальные, это из реальной биографии святого Алексея, здесь кто-то пишет, что Орда показана слишком мрачно, но все русские и украинцы знают цену, такое было, западные люди были спасены от Орды Россией , вот почему они могут писать такие легкие комментарии. У нас есть много исторических документов — как выглядел этот исторический период. Мы должны усвоить такие уроки и спасти нашу христианскую культуру. Огромное спасибо директору и его команде! Отличные платья, красители, музыка. Я желаю, чтобы они сняли еще один фильм о древнем периоде русской истории, как Богатыри.

5 из 9 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Возможно, слишком вычурно

michaello71411 Декабрь 2013

Я наткнулся на него сегодня на Netflix во время обеда. Я смотрел его около получаса, но понял, что это пустая трата времени, и бросил через 30 минут. Очевидно, что в этой постановке есть отличная игра и режиссура, но она полностью провалилась в плане повествования. Я думаю, что сценаристы должны быть из «шоу», а не «рассказа» школы кинопроизводства, но больше экспозиции помогло бы. Это было похоже на «Игру престолов» без достаточной предыстории. Может быть, что-то потерялось в переводе, так как это дублируется.

Я обнаружил, что изображение монголов вводит в заблуждение. Как любитель истории, я понимаю, что монголы правили самой большой и разнообразной империей в мировой истории более 200 лет. Однако я не думаю, что этот подвиг был совершен тем, что в этом фильме изображено как самая хамски жестокая группа «деревенских» монголов по эту сторону Урала. Создается впечатление, что режиссер изучал какие-то изолированные племена в Монголии и привил свои впечатления к своему изображению монгольского правящего класса. При всей своей безжалостности монголы Золотой Орды были более мирскими и дипломатичными, чем кучка, изображенная в этом фильме. Некоторые историки считают Монгольскую империю первой транснациональной корпорацией. Если бы в кино монголы правили Россией, я сомневаюсь, что они смогли бы продержаться у власти не несколько столетий, а десятилетие. Если русские позволили этой жалкой группе завоевать себя, это тоже не делает русских слишком хорошими.

8 из 19 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Позор

electrotimba19 февраля 2013

Россия, когда-то сверхдержава киноискусства земля Виертова, Эйзенштейна, Тарковского куда делось ваше киноискусство? С годами почти ничего не смотрибельно, только несколько интересных фильмов, но этот мусор смущает. Сценария хватило на 10 максимум 20 минут короткометражного фильма, плохо снятого, нулевой исторической ценности, никакой концепции, кроме параноидальной, гиперрасистской антиазиатской пропаганды. Изображение монголов напоминает геббельсовскую антиеврейскую пропаганду. Парадокс в том, что недавно посмотрел монгольский фильм и по сравнению с этой чепухой, спонсируемой КГБ/православной церковью, он был хорошо сделан, интересен, художественно ценен. Эта убогая постановка напоминает итальянские мифологические фильмы 60-х, но лишена их очарования. Надеюсь, Россия вернется к подлинному киноискусству, которое когда-то было таким маяком.

8 из 47 считают это полезным.

Был ли этот отзыв полезен? Войдите, чтобы проголосовать.

Постоянная ссылка

Скудный артхаус или Тяжёлая ноша митрополита Алексия в Золотой Орде

lyubitelfilmov2 июнь 2022

Арт-хаус с элементами исторической драмы. Пора заканчивать тему монголов, которую я начал с серии «Золотая Орда» (никогда ее не смотреть!), а сейчас вспомнил эту картину, оставившую значительный след в культурном плане, но прошедшую тихо и мирно для зрителей (был кассовый провал — и это заслуженно!). При первом просмотре картины она мне очень понравилась, но просмотрев сейчас, я понял, что глупостей и косяков в ней гораздо больше, чем достойных моментов. И вот мое краткое мнение для вас — Тяжкое бремя митрополита Алексия. Картина получилась противоречивая, поэтому заканчиваю это введение и приступаю к анализу.

Итак, плюсы:
1. История митрополита — если отбросить весь лоск (это сильно сказано) Золотая Орда и ее преемственность ханов, то мы видим добрую мученическую историю митрополита Алексея — одного из самых почитаемых русских святых, совершившего настоящую чудеса с божьей помощью. Здесь он был приглашен в Орду по просьбе хана Джанибека, мать которого ослепла. Но чуда не происходит, и митрополит решает наказать себя, и именно за этими страданиями и невзгодами нам приходится наблюдать почти всю вторую половину картины, попутно наблюдая за жизнью и судьбой русских пленных и даже некоторых иностранцев. Владыка терпит жестокие муки, но вся картина снята по заданию представителей Русской Православной Церкви, так что больше созерцать здесь почти нечего. Финал в целом неплохой, да и Максим Суханов в роли митрополита хорош (правда, актер оказался «гнилым», так что от меня больше хвалебных слов не дождется).

2. Город Сарай-Бату — специально для съемок этой картины создатели буквально с нуля построили первую столицу Золотой Орды, причем на ее историческом месте, а эти декорации впоследствии стали основой туристического центра под тем же названием (работает и сейчас). Это действительно заслуживает похвалы и низкого поклона создателям, а на экране поражает своей изысканной красотой и своей неповторимой атмосферой. Конечно, полностью воспроизвести этот великолепный город не удалось, но хватило даже созданного, хотя крупных планов было удручающе мало.

Итак, минусы:
1. Исторические ошибки — митрополита Алексея в Золотой Орде никто не унижал (приехал, исцелил хана, за жизнь пообщался с Джанибеком (Алексей был искусным дипломатом, и церковь получала льготы, и Русь дышала свободнее), а ушел с честь (крещение некоторых монголов в православную веру)), ханы Тинибек и Джанибек погибли не так комично, как это показано здесь, внешний вид ханов (и не только их) вызывает только смех (ходят как натуральные бомжи, а не первые лица Степи), монголы уважали православную церковь еще до митрополита, и не могли войти в храм верхом (их казнили бы сами монгольские тюремщики), бесконечные вереницы русских пленных (хотя при том раз Русь и Орда не воевали, так откуда они могли взяться?) Столицей Золотой Орды в те годы уже был город Сарай-Берке (или Новый Сарай). Это только те ошибки, которые заметил некомпетентный и любительский историк, а настоящие специалисты (вроде Клима Саныча Жукова) найдут здесь гораздо больше. Уважаемые зрители, просто знайте, что всему показанному верить нельзя!

2. Степной цирк — это академический термин, которым я описываю ту чушь, которая творится на экране. А если конкретнее, то у картинки проблемы с логикой. Например, хан все время ходит почти один, а ведь у него титул Короля королей — и его должны сопровождать личные телохранители, куда могли попасть только лучшие нукеры и преданные лично хану. Прием иностранных послов — это постоянное биение головой об стену из-за происходящего на экране циркового шапито. После этого я окончательно убедился, что это не историческая драма, а чистый артхаус с элементами исторической драмы. Я уже молчу о роли и положении женщины в монгольской культуре и норме тех далеких лет.

3. Скука — на картинке могут пройти минуты, и ни слова не будет сказано. Страдания, нудные монологи и диалоги, а в первой части картины большинство зрителей просто уснет, ведь ничего существенного там не происходит (кроме степного цирка). Кроме нескольких прямолинейных мыслей об исторической судьбе Золотой Орды и России и мученической кончине митрополита, здесь больше ничего нет. Как я уже сказал, митрополита никто не мучил, а Золотая Орда в этот исторический момент вошла в «Великую заварку», к которой она шла давно (со времени смерти Чингисхана) и затор привел к логический вывод — раскол и завоевание ближайшими соседями (Персией, Турцией, Россией).

4. Актерское мастерство — отечественные актеры! Я обращаюсь к вам! Когда ты научишься играть? Сможете ли вы дожить до Второго пришествия?

Несмотря на сильную критику, эта картина лучше, чем сериал «Золотая Орда» (где откровенное фэнтези выдавали за историю), потому что там есть, пусть и надуманная, но хорошая история мученической кончины митрополита Алексея, и ее можно смотреть . Я все же буду рекомендовать картину к просмотру, но сдержанно. Если посмотреть, то хорошо, а если нет, то ладно, тогда вы просто немного узнаете о нем из этого обзора, ну может про митрополита Алексия прочтете (но сильно не прислоняйтесь на Википедии — это, в большинстве случаев, недостоверный источник информации (проверено лично)).