Содержание
Создание на территории Киево-Печерской Лавры Всеукраинского музейного городка. 1926–1939 гг.
«ПОСЛЕДНИЕ ЧАСЫ… ДРЕВНЕГО МОНАСТЫРЯ ПРЕВРАТИЛИСЬ В ФАРС»: Создание на территории Киево-Печерской Лавры Всеукраинского музейного городка. 1926–1939 гг.
Киево-Печерская Лавра — один из первых по времени основания монастырей на Руси — с ХVI в. стала оплотом православия. Лавра обладала богатейшими духовными и культурными ценностями, в ее состав входило 6 монастырей, множество церквей, на ее территории в ХIX в. находились типография, основанная в 1616 г. для издания духовной и исторической литературы, две больницы, дом для паломников и др. Библиотеки Лавры насчитывали более 30 тыс. томов. В ее ризнице хранились древние Евангелия, церковная утварь, облачения. Она служила усыпальницей для многих знатных родов. В средней части Лавры находились несколько гробниц, среди них — митрополита Петра Могилы, фельдмаршала П.А. Румянцева и др. С приходом советской власти монастыри и церкви стали закрываться, был провозглашен курс на создание новой системы ценностей. Силовыми методами образовывались антирелигиозные музеи и заповедники. В 1920 г. постановлением Совнаркома Украины монастырь в Киево-Печерской Лавре был закрыт. Пытаясь как-то выжить, монахи и служебный персонал еще в 1919 г. создали сельскохозяйственную и ремесленную общину, в собственности которой временно находились Успенский собор и Дальние пещеры. Все остальные церкви и монастыри были опечатаны, а жилые корпуса переданы жилищному отделу Печерского района г. Киева. В марте 1922 г. прекратилась деятельность высшего органа управления монастырем — Духовного собора Лавры. В 1924 г. Лавра перешла в ведение обновленческого Всеукраинского священного синода. На ее территории создаются инвалидный городок, протезный завод, политехнические курсы для инвалидов.
С первых лет укрепления советской власти на Украине началось осквернение и разграбление старейшего монастыря. В это время зарождается мысль о создании на территории Лавры музея «культов и быта», экскурсоводы которого должны были способствовать формированию нового антирелигиозного мировоззрения у посетителей. Постепенно созревает решение перенести на территорию Лавры еще ряд музеев и создать музейный городок. Законодательно это было оформлено постановлением ВУЦИК и СНК УССР о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок» от 29 сентября 1926 г., подписанным Г.И. Петровским. Монахов начали изгонять с территории монастыря; часть их была расстреляна, остальные заключены в тюрьмы или сосланы. В 1929 г. в духе обычных советских судебных процессов был разыгран спектакль под названием «дело Чехуна»1. После показательного суда Киево-Печерская Лавра и Флоровский монастырь были закрыты.
Первым директором музейного городка был назначен историк и археолог П.П. Куренный. Его заслугой можно считать то, что в годы сильнейшей антирелигиозной пропаганды, царящего кругом бескультурья и бездуховности, он сумел собрать в музейном городке высококвалифицированные научные кадры, благодаря которым богатейшее научное наследие Лавры окончательно не погибло в 20-е гг. ХХ в. Естественно, что ни один из старых ученых не захотел участвовать ни в пропаганде безбожного мировоззрения, ни в так называемой инвентаризации имущества монастыря, когда осквернялись мощи святых и приходилось воочию сталкиваться с результатами пребывания на территории монастыря советских организаций. Большая часть спецов в 1930-х гг. была арестована, выслана или расстреляна. Подвергся репрессиям и П.П. Куренный. Перед войной он освободился, а во время войны уехал в Германию.
Об истории Лавры этого периода, воцарении на ее территории советских учреждений, создании и деятельности Всеукраинского музейного городка, закрытии ее церквей, «инвентаризации» мест упокоения усопших и издавна почитаемых православных святынь подробно рассказано в воспоминаниях участницы событий Н.В. Линки, в 1976 г. переданных в Отдел рукописей Государственной библиотеки им. Ленина (ныне — Российская государственная библиотека).
Публикуемые воспоминания характеризуют обстановку в музейном городке в 1920–1930-е гг. , дают представление о руководителях и научных кадрах городка, передают обстановку, воцарившуюся на территории древней обители с приходом советской власти: «Все это пестрое, разнородное население музейного городка находилось в состоянии постоянной вражды, споров и раздоров… непрерывно велись судебные разбирательства, заседали конфликтные комиссии…» Да и в дальнейшем, многое из того, что происходило в этом искусственно созданном объединении, представляется закономерным, годы репрессий показывают, насколько бессмысленной и гибельной была политика советской власти в области науки и культуры.
Воспоминания писались в 1970-е гг., поэтому многим фактам дается соответствующая оценка в духе времени, а многие события вообще опускаются, т.к. предполагалось использование этой работы широким кругом читателей. Но, несмотря на это, перед нами предстает неприглядная картина советской действительности, когда уничтожалось духовное и культурное наследие прошлого, формировалось малообразованное политизированное поколение научных работников, гибли ценнейшие памятники архитектуры и искусства. Иначе как варварством нельзя назвать отношение к мозаикам XII в. на стенах cобора Михайловского монастыря, когда большая часть их была утрачена из-за полного невежества власти, закрывшей монастырь и «сохранявшей» мозаики в музейном городке. И смешно, и горько читать о том, что рассказывали экскурсоводы, какие «экспонаты» были представлены на выставках для внедрения нового безбожного мировоззрения, не говоря уже о том, как вели себя сами посетители.
Вводная статья, подготовка текста к публикации и комментарии М.П. Дьячковой.
Монастырь Великой Лавры в Афоне: история и современность
Монастырь Великой Лавры является крупнейшим в Афоне и самым древним: ему уже больше тысячи лет. Он был основан в 963 г. монахом Афанасием, который пришел в эти места с Олимпа Вифинского. Это один из самых почитаемых местных святых, и ежегодно 5 июля служители монастыря отмечают Успение св. Афанасия Афонского.
История монастыря
Сначала была построена стена в виде прямоугольника, а затем внутри возвели собор и келейные помещения. Строительство велось при финансовой поддержке императора Никифора, по идее которого Афанасий и отправился на Афон для основания обители. Император оплачивал и все нужды первых монахов Лавры, а также отдал в ее владение несколько близлежащих подворий, чтобы быстрее наладить хозяйство монастыря. Позаботился Никифор и о перевозке нескольких православных реликвий в новый собор.
После смерти Никифора на византийский трон взошел новый император, Иоанн Цимисхий, который, тоже будучи в хороших отношениях с настоятелем, в два раза увеличил расходы на содержание Лавры. При Иоанне были полностью завершены строительные работы. Последующие византийские императоры продолжали помогать обители, а Василий II даже передал в подчинение монастырю расположенный поблизости остров св. Евстратия, не поскупившись и на другие дары.
Эпоха благоденствия Лавры продолжалась до первой половины XIV века, когда на византийские территории стали нападать берберские пираты. Жизнь в монастыре стала постепенно замирать, и к началу XVII века там насчитывалось всего несколько монахов (5 или 6 по разным данным) вместо семисот, живших в обители в XI веке. Однако в 1655 году Лавру посетил патриарх Дионисий. Он распорядился выделить монастырю материальную помощь, отдав на это и все свои средства.
Новые властители этих мест, османы, не стали трогать обитель, которая в относительном спокойствии дожила до наших дней, причем не без помощи знатных православных покровителей: Лавре в свое время помогали и князья придунайских земель, и русские монархи.
Современная Лавра: собор и часовни
Сейчас на территории монастыря расположены собор, 17 часовен и хозяйственные постройки. А самая высокая точка – башня Цимисхия, того самого императора, который заложил традицию покровительства Лавре со стороны византийских монархов. Главный вход имеет портик с 4 колоннами, а с другой стороны есть еще один вход для служителей. Разумеется, постройки дошли до нас не в первозданном виде: они были перестроены в разные годы (даты реконструкции высечены на самих зданиях).
Главным зданием Лавры является собор, который послужил образцом для всех остальных афонских храмов, возведенных позже. В его конструкции четыре колонны, а по бокам расположены две часовни. Святой Афанасий, основатель монастыря, посвятил новый собор Благовещению Богородицы. Особую ценность представляют фрески храма, которые были созданы замечательным греческим живописцем Феофаном, прибывшим для этого с Крита в 1535 году.
Отметим и храмовые часовни: первая знаменита тем, что в ней находятся мощи св. Афанасия, а также дорогие каждому православному человеку иконы – Христа и Богородицы, написанные средневековыми иконописцами. В другой же сохранились в первозданном виде фрески еще одного выдающегося живописца – Ф. Кателана, который расписывал собор в 1560 году. Росписи Кателана в другой часовне до наших дней не дошли, поскольку часовня была заново расписана в середине XIX века.
Также на территории монастыря есть еще пятнадцать часовен, одна из которых (св. Георгия) тоже была расписана талантливыми мастерами. А в часовне св. Афанасия бережно хранятся жезл и крест основателя монастыря. Рядом с главным входом расположен фиал водосвятия, крупнейший на всем Афоне. Фиал окружают колонны и скульптурные композиции, а неподалеку продолжает расти величественный кипарис. По преданию, его посадил сам Афанасий, то есть этому дереву, вполне вероятно, уже более тысячи лет.
Другие строения
Паломники, которые уже посещали Великую Лавру, знают, что ценнейшие предметы искусства хранятся не только в соборе и часовнях. Трапезную украшают десятки картин, написанных старыми критскими художниками по библейским мотивам. Кроме того, там же можно полюбоваться и портретами знаменитых древнегреческих философов.
В монастырской ризнице вы увидите саккос и венец императора Никифора, который мечтал когда-то сам стать монахом и уйти в новый монастырь. Также в ризнице хранятся другие средневековые реликвии. Еще одним обязательным для посещения местом является монастырская библиотека. Здесь собрана богатейшая коллекция древних фолиантов: есть даже пергаментные свитки.
За пределами Лавры
Монастырь владеет тремя скитами, самым известным из которых является скит св. Анны. Скит знаменит хранящейся там реликвией, ногой св. Анны, матери Богородицы. В местной библиотеке хранятся около сотни средневековых книг. Есть библиотека и в Кавсокаливском ските, а скит Иоанна Предтечи называют румынским, поскольку почти все местные монахи – выходцы из этого балканского государства. Другие монашеские поселения находятся в Пустыни, и добраться до них трудно, поскольку они расположены прямо в скалах. Там проживают иноки-отшельники, полностью посвятившие себя молитве.
Паломничество на Афон
Паломническая служба «Товия» организует морские путешествия на Афон. Это единственный способ добраться туда, а мы предлагаем сделать это на комфортабельном теплоходе. Во время поездки вас будет сопровождать православный гид, прекрасно знакомый с историей этих мест.
На главную
Пещерный монастырь | монастырь, Киев, Украина
В Киеве: План города
…это Киево-Печерская лавра (Печерский монастырь), основанная в середине 11 века, один из самых известных и важных монастырей в истории области . Именно в лавре монах Нестор помог составить самую раннюю из сохранившихся летописей восточнославянского государства Русь.…
Подробнее
Значение для Русской Православной Церкви
- В Русской Православной Церкви
Печерский монастырь (Печерская Лавра) в Киеве, основанный в середине XI в. подвижниками святыми Антонием и святыми Феодосиями, уступает место главного религиозного центра Троице-Св. Сергиев монастырь, основанный в середине XIV века преподобным Сергием Радонежским…
Подробнее
«,»url»:»Введение»,»wordCount»:0,»sequence»:1},»imarsData «:{«INFINITE_SCROLL»:»»,»HAS_REVERTED_TIMELINE»:»false»},»npsAdditionalContents»:{},»templateHandler»:{«name»:»INDEX»},»paginationInfo»:{«previousPage»:null ,»nextPage»:null,»totalPages»:1},»uaTemplate»:»INDEX»,»infiniteScrollList»:[{«p»:1,»t»:100699}],»familyPanel»:{«topicInfo»:{«id»:100699,»title»:»Пещерный монастырь»,»url»:»https://www. britannica.com/place/Monastery- of-the-Caves»,»description»:»Антоний Киевский: …для Киево-Печерской Лавры (Печерского монастыря), учреждения, которое впоследствии приобрело репутацию колыбели русского монашества. Вернувшись к своему афонскому обучению, он отправил в Константинополь (современный Стамбул) архитекторов для строительства нового монастырского комплекса на горе.»,»type»:»ТЕМА»,»titleText»:»Пещерный монастырь»,»metaDescription»:»Другие статьи, где монастырь обсуждается: Антоний Киевский: …для Киево-Печерской Лавры (Печерского монастыря), учреждения, впоследствии снискавшего себе репутацию колыбели русского монашества. Стамбул) архитекторам для строительства нового монастырского комплекса на горе.»,»identifierHtml»:»монастырь, Киев, Украина»,»identifierText»:»монастырь, Киев, Украина»,»altern ateTitles»:»Киево-Печерская Лавра, Киево-Печерская Лавра»,»topicClass»:»место»,»topicKey»:»Печерский монастырь»,»articleContentType»:»INDEX»,»ppTecType»:» PLACE»,»gaTemplate»:»INDEX»,»topicType»:»INDEX»,»relativeUrl»:»/place/Monastery-of-the-Caves»,»assemblyLinkPrefix»:»/media/1/100699/»},»topicLink»:{«title»:»Пещерный монастырь»,»url»:»https://www. britannica.com/place/Monastery-of-the-Caves»},»tocPanel «:{«title»:»Directory»,»itemTitle»:»Ссылки»,»toc»:null},»groups»:[]},»byline»:{«contributors»:null,»allContributorsUrl»:null ,»lastModificationDate»:null,»contentHistoryUrl»:null,»warningMessage»:null,»warningDescription»:null,»contributorNames»:»NULL»},»citationInfo»:{«contributors»:null,»title»:» Пещерный монастырь»,»lastModification»:null,»url»:»https://www.britannica.com/place/Monastery-of-the-Caves»},»websites»:null,»freeTopicReason»:» TOPIC_IS_INDEX_PAGE»,»topicCollectionLinks»:[],»articleSchemaMarkup»:{«browserTitle»:null,»imageUrl»:null,»authors»:null,»keywords»:»Пещерный монастырь»,»wordcount»:0, «url»:»https://www.britannica.com/place/Monastery-of-the-Caves»,»creationDate»:null,»modificationDate»:null,»description»:»Другие статьи, где находится Пещерный монастырь обсуждается: Антоний Киевский: …за Киево-Печерскую Лавру (Печерский монастырь), Русское учреждение, которое впоследствии приобрело репутацию колыбели русского монашества. Вернувшись к своему афонскому обучению, он отправил в Константинополь (современный Стамбул) архитекторов для строительства нового монастырского комплекса на горе.»},»initialLoad»:true}
КИЕВ-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Важный символ Киева и туристическая достопримечательность украинской столицы Печерская Лавра является обязательным местом для посещения в Украине. Основание Киево-Печерского монастыря датируется далеким 11 веком, когда преподобный Антоний и его ученик Феодосий поселились в пещерах на высоких днепровских холмах и основали монастырь. С тех пор он является колыбелью восточного православия. В 1990, Киевская Лавра была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО .
В настоящее время Киевская Лавра состоит из двух частей – территории монастыря, включающей Дальние и Ближние пещеры, и Верхней территории, которая принадлежит Национальному историко-культурному заповеднику Киево-Печерская Лавра. Если вы посещаете Киев, обязательно включите Печерскую Лавру в свой список желаний, и вот краткий путеводитель по наиболее значимым достопримечательностям монастыря, чтобы вы не пропустили.
НИЖНЯЯ ТЕРРИТОРИЯ ИЛИ ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ
Православный мужской монастырь занимает нижнюю территорию Киево-Печерской Лавры и состоит из комплекса Дальних и Ближних пещер, где хранятся мощи святых. Пещеры открыты для паломников и туристов ежедневно, кроме некоторых религиозных праздников, с 9:00 до 15:30 в зимнее время и с 8:30 до 16:30 в летнее. Дресс-код для посещения Киево-Печерского монастыря включает одежду с длинными рукавами для мужчин и женщин, не допускаются шорты и короткие юбки. Женщины также должны покрывать голову платком или косынкой.
Дальние пещеры
Это было место, где Святой Антоний поселился в 1051 году. Вскоре после того, как к нему в монастырь присоединились новые монахи, в подземных лабиринтах появились новые кельи. Сегодня длина Дальних пещер составляет ок. 290 метров и там хранятся мощи 49 святых. Там находится подземная церковь Святого Феодосия.
Ближние пещеры
В 1057 году святой Антоний перебрался в эти пещеры в поисках более уединенной жизни и таким образом заложил основу комплекса Ближних пещер, носящих его имя. Ближние пещеры протяженностью 383 метра лежат на глубине 10-15 метров и включают в себя подземную церковь Входа Пресвятой Богородицы, церковь Святого Антония и церковь Святого Варлаама. Среди 73 мощей святых, хранящихся в Ближних пещерах, можно назвать Нестора-летописца, преподобного врача Агапия и Илью Муромца.
Колодцы Антония и Феодосия
Согласно легендам, эти колодцы выкопали Святые Антоний и Святые Феодосии, названные в их честь. Считается, что вода обладает целебными свойствами и излечивает от болезней. Колодцы находятся недалеко от входа в Ближние пещеры.
Церковь Рождества Богородицы
Построенная в 17 веке в стиле барокко, эта церковь находится недалеко от Дальних пещер. Интерьер церкви оформлен современными украинскими художниками. Эта церковь входит в состав Киевской духовной академии и семинарии.
Крестовоздвиженская церковь
Основана на месте старой деревянной церкви в далеком 1700 году. Церковь известна своим уникальным украшением южного входа лепными гирляндами, популярными элементами декоративно-прикладного искусства XVII в. век. Находится на площади у Ближних пещер.
Киево-Печерская Лавра Пещеры
ВЕРХНЯЯ ТЕРРИТОРИЯ ИЛИ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА
Великолепный архитектурный ансамбль Верхней Лавры, включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, поразит Вас своей красотой и историей. Музейный комплекс Лавры открыт ежедневно с 9с 00:00 до 18:00, а если вы хотите получить более подробную информацию о Киевской Лавре, вы можете заказать индивидуальную экскурсию в Киево-Печерскую Лавру.
Успенский собор
Главный собор Киевской Лавры имеет запутанную историю. Оригинальное здание было построено в 11 веке; однако он был полностью разрушен во время Второй мировой войны. Лишь в 2000 году Успенский собор был восстановлен и открыт для посетителей. Процесс украшения интерьера продолжается.
Большая Лаврская Колокольня
Величественное здание колокольни является изюминкой Лаврского комплекса. Построенная в 18 веке, Великая Лаврская колокольня имеет высоту 96,5 метра, и если вы подниметесь по 374 ступенькам, перед вами откроется великолепный вид на город с высоты птичьего полета. Это архитектурный шедевр и один из символов Киева.
Трапезная церковь
Этот ансамбль Трапезной церкви, построенный в 19 веке, напоминает древние храмы Византии. Сейчас в трапезной трапезничают монахи. На заднем дворе церкви находится смотровая площадка, с которой открывается вид на территорию Дальних и Ближних пещер и реку Днепр. Недалеко от церкви находится могила П. Столыпина.
Троицкая надвратная церковь
Выдающаяся Троицкая надвратная церковь, расположенная над главным входом в Киевскую Лавру, является ценным памятником архитектуры 12 века. Фасад церкви выполнен в стиле украинского барокко, украшен росписью 199023-го -го века. Внутренние росписи Троицкой надвратной церкви заменяют собой важный образец иконописи XVIII -го -го века, а изюминкой храма является позолоченный деревянный иконостас.
Колокольня Великой Лавры
МУЗЕИ И ВЫСТАВКИ
На территории Киево-Печерской Лавры расположено множество интересных музеев, посвященных различным аспектам украинской культуры и истории: Музей исторических сокровищ Украины, Музей украинской народного творчества, Музей театрального и киноискусства, Музей истории книги и печати и др. Посещение этих музеев может стать приятным бонусом к экскурсии по Лавре.
Музей микроминиатюр Николая Сядристого
Уникальная экспозиция миниатюрных произведений искусства поражает посетителей со всего мира. Заслуженный мастер М. Сядристый создал ряд невероятных микроминиатюр, в том числе шахматную доску на шляпке гвоздя, караван верблюдов в игольном ушке и розу в одном человеческом волосе. Чтобы увидеть эти шедевры, нужно смотреть в гигантское увеличительное стекло.
Музей исторических сокровищ Украины
Здесь представлена ценная коллекция ювелирных украшений от скифо-сарматского периода (9 в. до н.э. – 4 в. н.э.) до европейских серебряных изделий 15 й -20 й веков. Одним из экспонатов коллекции является золотая скифская пектораль, датированная 4 веком до нашей эры.
Музей книги и книгопечатания Украины
Еще один интересный музей знакомит своих посетителей с историей развития книгопечатания в Украине.