Могила имама шамиля в медине фото: «В далекой Медине уходила эпоха кавказского Шамиля»

Содержание

«В далекой Медине уходила эпоха кавказского Шамиля»

15 мая 1869 года в 16:00 пароход с Шамилем и его семейством на борту отправился в столицу Османской империи. Шамиль покидал Россию. Возможно, он осознавал, что больше сюда не вернется, поскольку с каждым днем чувствовал себя слабее. Возможно, такие мысли были и у Александра II, который спустя 10 лет после своего обещания отпустил имама к святым местам. Тем не менее так об этом сказал современник: «И нельзя не обратить внимания на тот почет, который был оказан имаму, подобный которому великий царь не оказывал никому».

Пребывание в Стамбуле

Торжества по случаю прибытия Шамиля в Турцию, массовое ликование горских переселенцев, осевших в Стамбуле, бесчисленные встречи с представителями дипломатических миссий и эмигрантами (поляками, венграми) из числа участников антироссийских восстаний 1840–1860-х гг., а также ухудшение здоровья заставили Шамиля на полгода задержаться в Стамбуле. Наконец наступило время отправиться в Аравию. Путь лежал морем через Александрию. Здесь была сделана остановка, Шамиль был приглашен в Каир для встречи с хедивом, наместником султана. Из Каира семейство Шамиля направилось в Порт-Саид, откуда через недавно открытый Суэцкий канал пароход, направляясь по Красному морю, прибыл в порт города Джидда.В городе было заметно множество паломников, которые после прибытия сюда и отдыха направлялись в Мекку. Туда же последовало семейство имама.

В Хиджасе

Популярность Шамиля у местного населения в Аравии была огромна, «никто даже из владык Турции не пользовался таким обожанием и поклонением, каковые выпали на долю бывшего властителя Кавказа. Например, в мечетях Мекки в то время, когда туда приходил молиться Шамиль, происходила всегда такая страшная давка, что турецкая полиция и муллы решили, наконец, назначить для Шамиля особые ночные часы, когда жители города и богомольцы отправлялись спать. Народ бросался за ним вслед и целовал не только его руки, ноги и одежду, но и те места на плитах мечети, где ступала его нога и где он стоял во время молитвы».

«Жизнь в Мекке была для Шамиля приятной, — писал летописец Хайдарбек из Геничутля. — Состояние его там первоначально улучшилось. Он исполнил церемонии, связанные с хаджем — как с большим, так и малым».

После благополучно совершенного паломничества в 1870 году Шамиль со своей семьей поселился в Медине, хотя по указанию царского правительства после выполнения хаджа имам с семьей обязан был вернуться в Россию. Но непредвиденные обстоятельства задержали отъезд паломников. 13 мая 1870 года в Медине умерла дочь Сафият. Сам Шамиль, видимо, предчувствовал и свой конец. Он был стар, болен, да и многочисленные старые раны давали о себе знать, а поэтому скорое возвращение в Россию откладывалось.

В своей летописи ал-Карахи, рассказывая о жизни имама в Медине, писал, что «семья Шамиля считала нездоровым для себя климат Медины». Скорее всего, жены и дочери имама прибыли в эти края, уже будучи больными, а смена климата усугубила их недуги. Имам постоянно думал о том, что станет с семьей после его кончины. Силы покидали старого Шамиля. До последних дней своих имам молил и просил Всевышнего о прощении грехов, когда ангел смерти тихо посетил его и забрал его душу в ночь с третьего на четвертое февраля 1871 года.

Последний приют на бренной земле

Очевидец похорон Шамиля Абдурахман из селения Телетль писал: «На похороны имама Шамиля пришли большие алимы и другие известные люди города Медины. И джаназа-намаз (погребальный намаз) совершили в Равза, в мечети пророка. Много людей оплакивало его. Женщины, дети, поднявшись на крыши домов, провожали имама, говорили, что смерть эмира людей газавата большая беда. Перед тем как отнести тело на кладбище, собралось много народу. Было много желающих, готовых отнести тело Шамиля на кладбище Бакия, ибо от этого хотели получить воздаяние Аллаха».

По свидетельству современников, Шамиля предали земле на вершине небольшого холмика, на месте, которое еще при жизни было выбрано самим имамом.

Рассказ одного из паломников, Мала Хусейна из селения Гимры, посетившего кладбище Джаннат аль-Бакия в конце XIX века, записанный и хранящийся у потомков, дает некоторую информацию о месте захоронения имама: «Могилы его (Шамиля) дочерей Фатимы и Сафии тоже находятся рядом с его могилой. После его (Шамиля) могилы — Фатима, далее Сафия, рядом могила Аббаса, дяди пророка Мухаммада, и Фатима, дочь пророка Мухаммада. Между могилами Аббаса и Шамиля 4 шага, и это на восточной части от могилы Аббаса (да будет доволен им Аллах). Сзади них Къубба, где похоронены дочери пророка Мухаммада». От себя добавим, что за могилой Аббаса находятся захоронения потомков пророка Мухаммада: Зейн аль-Абидина, Мухаммад-Бакира, Джафар-Садика. Их небольшие скромные надмогильные камни можно видеть и сегодня. Исходя и вышеприведенного описания, местонахождение могилы Шамиля и его детей можно определить лишь приблизительно, поскольку в мае 1925 года по приказу короля Ибн Сауда все мавзолеи и высокие плиты на кладбище были снесены.

Так закончилась необыкновенная жизнь горца, начавшаяся в ауле Гимры и закончившаяся в священных местах Аравии.

Человек государственного мышления

Еще при жизни Шамиля, составившей целую эпоху, его имя стало легендой. В этой жизни было много побед и поражений, взлетов и падений, обретений и горьких потерь. Но при всем этом этот человек всегда оставался верным своим принципам, через все испытания проходил с достоинством. Он являлся основателем уникального для того времени государственного образования на Кавказе, которое было гораздо современнее и прогрессивнее в философии обеспечения жизни людей, чем многое из того, что окружало тогда имама и его имамат. Его реформы способствовали объединению горских общин, формированию общекавказского самосознания, утверждению государственности, порядка и права. Поистине он был человеком государственного мышления. Его жизнь до 1859 года, наполненная героической драмой, стала еще более драматичной после Гуниба.

Занавес эпохи Шамиля

Своей борьбой Шамиль и его последователи добились от империи признания и сохранения своих традиционных форм исторического бытия:

1) джамаатского самоуправления,

2) адатского и шариатского права,

3) исходных форм делопроизводства на арабском языке,

4) традиционных форм начального образования,

5) свободы исповедания ислама,

6) свободы от воинской повинности,

7) почти символического размера казенного налога (во много раз меньше того, что платили крестьяне «имперской» национальности).

Этим самым имперская власть признала необходимость считаться со своеобразием страны, с особенностями, традициями и историческим наследием ее народов. Были ли еще такие народы, включенные в состав империи «мирным» путем и приобретшие подобные права?

«Шамиля, попавшего в плен к противникам, Всевышний Аллах избавил от унижения и мести с их стороны. Они с почетом, выказывая большое уважение, доставили имама в свою столицу Петербург. Аллах при этом спас не только Шамиля, но также его семью и прочих домочадцев… Мало того, Всевышний принудил их безвозмездно действовать в пользу имама — в конце концов, они сами доставили Шамиля вместе с его семьей в священный город Мекку, куда, как известно, люди попадают обычно лишь с величайшим трудом».

Возможно, в конце своей жизни он пришел к выводу, что по-иному для него она обозначилась бы как новая геополитическая обстановка для его страны и его народа.

От смерти Шамиль никогда не скрывался. Об этом свидетельствует его боевая жизнь, многочисленные раны на теле. В самых жарких сражениях вокруг него гибли его сподвижники, родственники, ради спасения людей он жертвовал своими близкими, в том числе и старшим сыном на Ахульго в 1839 году. Видя бедственное положение вокруг, он и себе желал подобное, дабы не отстать от своих подчиненных. Но смерть всегда обходила его стороной.

Он был похож на Халида бин Валида, сподвижника пророка, который, желая быть убитым в бою на пути Аллаха, врывался в самую гущу сражений, и на его теле не было места размером с ладонь, на котором не было бы следа от ранений. Но Всевышний Аллах предопределил ему умереть в своей постели никем не побежденным. Когда люди приходили к нему, лежащему дома с многочисленными ранами, он сетовал на то, что участвуя в сотне сражений, он сейчас умирает в своей постели.

И Шамилю было уготовано не погибнуть в жестокой войне, не умереть в тоскливом плену, пусть даже почетном, а, совершив обязательный для каждого мусульманина ритуал, о котором он всегда мечтал, завершить свою удивительную жизнь в священном городе Медине, где покоился его любимец — пророк Мухаммад.

Здесь, в Медине, медленно опустился занавес эпохи Шамиля, занесенной в скрижали всемирной истории, люди провожали человека, всколыхнувшего человечество, оставившего ярчайший след в его памяти, давшего богатейший материал для писателей, поэтов, драматургов, композиторов, философов, политиков, которые писали и продолжают писать о его невероятном жизненном пути.

В далекой Медине уходила эпоха кавказского Шамиля. Его провожали как простого смертного, совершая обычные ритуалы, воздвигнув над его могилой простой камень. В своей летописи Мухаммад-Тахир ал-Карахи отметил этот факт просто: «Шамиль погрузился во всякое благоденствие».

***

Осенью этого же года, проезжая по Дагестану и остановившись на Гунибе, Александр II задумчиво смотрел вокруг, с высоты любовался местностью, представлявшую, по его выражению, «грандиозную картину». Слушая рассказы очевидцев о событиях, произошедших здесь 12 лет назад, царь повелел назвать верхние ворота гунибской крепости «Шамилевскими» в честь имама, которого уже не было в живых. Казалось бы, зачем? Прошли годы, Кавказ завоеван, имама нет в живых, можно и не оглядываться на Европу, а царь продолжает помнить о Шамиле.

Медина. Имам Шамиль [с иллюстрациями]

Медина

Шамиль не смог удержать слезы радости, когда караван вошел в Медину и перед ним засияли купола Мечети Пророка (Аль-Масджид ан-Набави).

Когда Мухаммед прибыл из Мекки в Медину, он построил здесь мечеть. Она была сооружена из сырого кирпича и пальмовых деревьев и находилась рядом с его домом.

После кончины Мухаммеда похоронили в комнате его вдовы Айши. Позже рядом с ним похоронили его тестя и ближайшего сподвижника, первого праведного халифа Абу-Бакра. Второй халиф Омар расширил мечеть, и после своей смерти был похоронен рядом с могилами Мухаммеда и Абу-Бакра. Омар совершил много значительных дел, в числе которых было введение мусульманского летосчисления от хиджры (со времени переселения Мухаммеда из Мекки в Медину). Началом новой эры считается 1-й день 1-го месяца (мухаррама) — 16 июля 622 года. 1-го мухаррама родился и Шамиль.

Количество паломников, стремившихся посетить могилу Пророка, росло так стремительно, что мечеть перестраивалась и расширялась несколько раз. При халифе Малеке и сама могила Пророка стала частью вновь расширенной мечети. Правитель Османской империи султан Махмуд II возвел новый большой купол над могилой Мухаммеда, покрытый свинцом и выкрашенный в зеленый цвет. А в 1861 году султан Абдул-Меджид I полностью реконструировал и значительно расширил мечеть.


Исполненный благоговения, Шамиль вошел в мечеть и совершил приветственную молитву, встав между кафедрой и могилой Пророка, где, как говорил Мухаммед, находился один из райских садов. Затем он смиренно встал у золотой ограды, отделявшей усыпальницу Пророка, и произнес:

«Мир тебе, посланник Аллаха, Его милость и благословение!

Мир тебе, Пророк Аллаха!

Мир тебе, лучшему Его творению!

Мир тебе, господин посланников и имам богобоязненных!

Свидетельствую, что ты довел послание, оправдал доверие, давал искренние советы общине, беззаветно боролся во имя Аллаха!»

После этого Шамиль приветствовал Абу-Бакра, Омара и ангелов, которые, как считается, незримо здесь присутствуют.

В своих молитвах Шамиль благодарил Аллаха за дарованное ему счастье, просил о милости к своему народу и милосердии в Судный день.

Обосновавшись в Медине, Шамиль определил младшего сына в медресе при мечети, а дочь Нажабат выдал замуж за Дауда — сына Магомед-Амина.

Но вскоре на Шамиля обрушилось новое горе. 13 мая скончалась их единственная с Шуайнат дочь Сапият, которой было всего 16 лет. Она заболела еще в Мекке, сильно простудившись. Ее похоронили на кладбище Джаннат аль-Бакия, находившемся неподалеку от Мечети Пророка. Там были упокоены жена Мухаммеда, члены его семьи и еще более десяти тысяч сподвижников Пророка.

Через несколько месяцев скончалась и дочь Шамиля Патимат.

С тех пор глубокая печаль уже не покидала сердце имама. Слабело и его здоровье. Порой он даже не мог встать и вынужден был молиться лежа.

Жены умоляли Шамиля переселиться в Стамбул, где климат был более мягким. Но Шамиль молил Аллаха о другом: «О владыка, о мой господин, если мое намерение, мои старания, усилия и мое сражение за веру перед тобой чисты и находят одобрение у твоего посланца, то не удаляй меня от соседства с твоим Пророком, дай мне умереть в храме твоего любимца, покажи мне его лицо, награди меня его любовью, воскреси меня среди постоянно находящихся при нем и не лишай меня его заступничества».

Богуславский, поддерживавший с Шамилем переписку, теперь писал начальству: «Шамиль, уехавший в отпуск с положительными намерениями вернуться опять в Россию, переменил свои мысли и не думает более возвратиться. Этому может быть единственная причина — материальная для него невозможность предпринять обратное путешествие, долгое и трудное, которое ему уже не по силам».

В августе 1870 года сыновья Шамиля получили письмо, в котором отец сообщал о кончине их сестер и о том, что он болен и желал бы увидеть перед смертью своих сыновей. Братья тут же обратились к военному министру Милютину с просьбой отпустить их на свидание с больным отцом. Министр отнесся к просьбе сочувственно и ходатайствовал перед императором об удовлетворении просьбы детей Шамиля.

Император согласился, но с условием, что в Аравию, в шестимесячный отпуск, поедет лишь Гази-Магомед, а Магомед-Шапи, как состоящий на военной службе, останется в России. Но бюрократические проволочки привели к тому, что Гази-Магомед потерял драгоценное время и смог выехать лишь 23 декабря, оставив в Киеве свою вторую жену Хабибат, на которой женился еще в Калуге, и маленькую дочь.

Путь его лежал через Стамбул, и весть о прибытии наследника имама взбудоражила кавказских мухаджиров. Многие полагали, что Гази-Магомед сделается их новым вождем. Турецкие власти тоже старались вовлечь Гази-Магомеда в орбиту своих интересов.

Обеспокоенный слухами российский посланник в Константинополе генерал-адъютант граф Н. Игнатьев установил за Гази-Магомедом тайный надзор. Однако получаемые сведения свидетельствовали, что Гази-Магомед «вел себя с присущим тактом и осторожностью» и мечтал лишь о том, чтобы успеть увидеть отца живым.

Богуславского в Стамбуле уже не было. 1 сентября 1870 года он вернулся в Россию и занимался переговорами по демаркации границ с Китаем.

Среди множества орденов Богуславского были турецкие ордена Меджидие 2-й и 3-й степени, персидский Льва и Солнца со звездой и испанский орден Изабеллы Католической — большой командорский крест.

В 1871 году Богуславский закончил перевод на русский язык Корана. Это был первый перевод с арабского оригинала. Перевод Корана, выполненный П. Постниковым с французского перевода, был издан еще в 1716 году по приказу Петра I. Другие переводы также делались с французского и английского переводов. Перевод Богуславского был издан лишь через сто с лишним лет, хотя не уступал по качеству переводу, также с оригинала, Г. Саблукова, который был издан в 1878 году.

Умер Богуславский в 1893 году в чине генерал-лейтенанта.

Гази-Магомед отправился из Стамбула в Джидду первым же пароходом. С ним ехало множество паломников, так как начинался очередной хадж. Путь оттуда в Медину оказался прегражденным кочевниками-бедуинами, и Гази-Магомед сначала отправился в Мекку, чтобы совершить паломничество и испросить у Всевышнего милости к его больному отцу. Совершив священный обряд, Гази-Магомед поспешил в Медину.

Светлейший герцог Медина-Сидония

Светлейший герцог Медина-Сидония
В день, когда Филиппу доложили, что Санта-Крус слег, он продиктовал секретарю письмо, помеченное «Совершенно секретно », для дона Алонсо де Гусмана. В нем он назначал де Гусмана преемником маркиза и распорядился немедленно выехать на

Дейр эль-Медина

Дейр эль-Медина
Непрерывное расширение фиванского некрополя со времен Аменхотепа требовало постоянного присутствия ремесленников, строителей, художников и скульпторов, которые жили на западном берегу, в Дейр эль-Медине — поселке для работников. Тесно стоявшие дома

Медина

Медина
Шамиль не смог удержать слезы радости, когда караван вошел в Медину и перед ним засияли купола Мечети Пророка (Аль-Масджид ан-Набави).Когда Мухаммед прибыл из Мекки в Медину, он построил здесь мечеть. Она была сооружена из сырого кирпича и пальмовых деревьев и

Медина

Медина
Шамиль не смог удержать слезы радости, когда караван вошел в Медину и перед ним засияли купола Мечети Пророка (Аль-Масджид ан-Набави). Когда Мухаммед прибыл из Мекки в Медину, он построил здесь мечеть. Она была сооружена из сырого кирпича и пальмовых деревьев и

Имам Шамиль (1797-1871) — Памятник «Найди могилу»

Мемориал успешно обновлен.

Ага, никакой рекламы! Мемориал был успешно спонсирован.

Ваши предложения отправлены и будут рассмотрены менеджером мемориала.

Ваше редактирование не содержит изменений по сравнению с оригиналом.

Спасибо! Предложенное вами слияние отправлено на рассмотрение.

Теперь вы являетесь управляющим этого мемориала.

Спасибо за помощь в поиске могилы!

Запрос фото успешно отправлен.

Запрос на фотографию успешно удален.

Не удалось удалить запрос на фото. Попробуйте позже.

Мемориал успешно перенесен

Как менеджер этого мемориала вы можете добавить или обновить мемориал, используя кнопку Редактировать ниже. Узнайте больше об управлении мемориалом .

Запрос на фотографию выполнен.

Вы уверены, что хотите сообщить администраторам об этом цветке как оскорбительном или оскорбительном?

Об этом цветке было сообщено, и он не будет отображаться во время проверки.

Не удалось сообщить о цветке. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот цветок?

Не удалось удалить цветок. Попробуйте позже.

Вы уверены, что хотите удалить этот мемориал?

Не удалось удалить мемориал. Попробуйте позже.

Проблема #index#:
Детали:
Сообщил:
Сообщено:

При удалении этой проблемы произошла ошибка. Попробуйте позже.


Проблема:

Управление кладбища не имеет записей об этом человеке Управление кладбища подтвердило, что это захоронение не опознаноЯ обыскал все кладбище и не смог найти могилуЯ обыскал указанный участок или участок и не смог найти могилуЭто захоронение находится в частной собственности или иным образом недоступенДругая проблема

Пожалуйста, выберите проблему

Детали:

Какой мемориал вы считаете дубликатом Имама Шамиля (101268351)?

Мы просмотрим мемориалы и решим, следует ли их объединить. Узнайте больше о слияниях .

ID мемориала

Недействительный мемориал

Пожалуйста, введите действительный ID мемориала

Вы не можете объединить мемориал сам с собой

Мемориал уже объединен

Мемориал уже удален

Вы уверены, что хотите удалить это фото?

Не удалось удалить фото. Попробуйте позже.

Закрывать

Добро пожаловать на страницу мемориала «Найди могилу»

Узнайте, как максимально использовать мемориал.

или больше не показывай — я хорошо разбираюсь во всем

Фотография на обложке и важная информация

Быстро узнайте, кому посвящен мемориал, когда они жили и умерли и где похоронены.

Фотографии

Для мемориалов с более чем одной фотографией дополнительные фотографии появятся здесь или на вкладке фотографий.

Вкладка «Фотографии»

Все фотографии отображаются на этой вкладке, и здесь вы можете изменить порядок сортировки фотографий на памятниках, которыми вы управляете. Чтобы просмотреть фотографию более подробно или отредактировать подписи к фотографиям, которые вы добавили, щелкните фотографию, чтобы открыть средство просмотра фотографий.

Цветы

Цветы, добавленные к мемориалу, отображаются внизу мемориала или здесь, на вкладке Цветы. Чтобы добавить цветок, нажмите кнопку Оставить цветок .

Члены семьи

Здесь будут отображаться члены семьи, связанные с этим человеком.

Связанные поиски

Используйте ссылки под номером Подробнее… для быстрого поиска других людей с такой же фамилией на том же кладбище, в городе, округе и т. д.

Спонсор этого мемориала

Удалите рекламу с мемориала, спонсировав его всего за 5 долларов. Мемориалы, ранее спонсируемые или известные мемориалы, не будут иметь этой опции.

Поделиться

Поделитесь этим мемориалом в социальных сетях или по электронной почте.

Сохранить в

Сохранить в Древе предков, на виртуальном кладбище, в буфер обмена для вставки или печати.

Изменить или предложить изменить

Изменить мемориал, которым вы управляете, или предложить изменения менеджеру мемориала.

Есть отзыв

Спасибо за использование Find a Grave, если у вас есть какие-либо отзывы, мы будем рады услышать от вас.

Оставить отзыв

Выбрано 1 фото. ..

Выбрано 2 фото…

Превышен размер

Вы не можете больше загружать фотографии в этот мемориал

«Неподдерживаемый тип файла»

Загрузка…

Ожидание…

Успешно

Неудачно

Эта фотография не была загружена, т.к. в этом мемориале уже есть 20 фотографий

Эта фотография не была загружена, потому что вы уже загрузили 5 фотографий в этот мемориал

Неверный тип файла

Загрузка 1 фото

Загрузка 2 фотография

1 Фотография Загружено

2 Фотографии Загружено

Добавлены

. ! На это кладбище есть 1 волонтер .

Извините! На это кладбище нет добровольцев. Продолжение этого запроса добавит оповещение на страницу кладбища, и любые новые добровольцы будут иметь возможность выполнить ваш запрос.

Введите числовое значение

Введите идентификатор мемориала

Год не должен быть больше текущего года

Неверный мемориал

Дублирующаяся запись для мемориала

Вы выбрали этого человека в качестве члена своей семьи.

Сообщено!

Эта связь невозможна из-за сроков службы.

0% Завершено

Добавить заголовок

Сохранено

Выберите тип фото

Могила

Лицо

Семья

Другое

Сохранено

Требуется Javascript: К сожалению, Find a Grave не работает должным образом без включенного JavaScript. Вам нужно будет включить Javascript, изменив настройки браузера. Научитесь включать это.

Последний путь великого имама Шамиля

143 года прошло со времен величайшего ученого современности, защитника и опоры религии, борца за свободу кавказских горцев, шейха накшбандийского тариката, великого имама Чечня и Дагестан Шейх Шамиль покинул этот бренный мир.

 

По-арабски его имя звучит как Шамвиль, и сам имам любил, когда его так называли. В старых рукописях имя имама также пишется как Шамвиль.

 

25 августа 1859 года, согласно мирному соглашению между имамом Шамилем и фельдмаршалом Барятинским, закончилась Кавказская война, длившаяся более тридцати лет.

 

Находясь в Киеве 18 марта 1869 года, Шамиль получает разрешение совершить паломничество в Святую Землю. Узнав радостную весть, он первым делом совершил Шукр-намаз (благодарственную молитву), выразив благодарность Всевышнему Аллаху.

 

В 1870 году, совершив паломничество, Имам переехал в город Пророка (мир ему и благословение) — Медину. В Медине его встретили потомки Посланника Аллаха (мир ему и благословение) и правителя города Хафиза-паши. Медийцы поселили имама в доме преподобного шейха Ахмада Рифаи, который был сейидом, потомком Пророка (мир ему и благословение).

 

Мухаммад Тахир аль-Карахи в своей книге «Сияние горных сабель», посвященной жизни имама Шамиля, пишет: мастера, кутбу людей тариката и опоры людей шариата Ахмада аль-Мадани ар-Рифаи, следующее: «Когда этот знаменитый шейх, воин за веру, поддержанный помощью Аллаха, победоносный Шамвил увидел купол мечети владыки всех Пророков, слезы его обильно текли, он тяжело и покорно вздохнул и смиренно сказал с трепетом в сердце: «О Господи! О мой Господи! Если мое намерение, мои усилия, моя борьба и мой джихад перед Тобой чист и найдёт одобрение у Твоего Посланника, то не удаляй меня от соседства с Твоим Пророком (мир ему), позволь мне умереть на священной земле Твоего возлюбленного, покажи мне его лик, вознагради меня своей любовью, воспитай меня теми которые всегда окружают Пророка (мир ему и благословение) в загробном мире и не лишают меня его заступничества».

 

Тогда Имам, да очистит Всевышний Аллах его душу, в ночь жертвоприношения — (Курбан-байрам) 1287 года по хиджре (3 февраля 1871 года по григорианскому календарю) перешел на чистоту Его Милосердия. Имам был похоронен с большим почетом и уважением на кладбище аль-Бакия за погребальным мавзолеем Аббаса – дяди Пророка (мир ему и благословение).

 

Вышеупомянутый Абдулла передал слова этого шейха о том, что жители Медины, собравшиеся на похороны, из ученых, суфиев и обладателей «аль-ахваль»(1), плакали и говорили: «О Султан Ислама! О венец моджахедов! (2) О защитник религии! Твоя смерть — великое бедствие». К его телу на территории кладбища аль-Баки собралось бесчисленное множество людей, желающих получить благословение (баракат).

 

Когда Шейх Шамвил умер (да будет освящена его душа) его тело было принесено на место блаженной могилы Мухаммеда (мир ему и благословение) и оставлено для отпевания над ним поминальной молитвы. Старший из их шейхов обратился к Аллаху за Шамвилем, а все остальные повторяли: «Амин!». Этот старейшина из шейхов, говоря о могиле Мухаммада (мир ему и благословение), сказал следующее: «Воистину, шейх Шамвил приложил все усилия для распространения вашего шариата, ради которого вы были посланы. Он справедливо сражался на пути Аллах Всевышний за веру, за возвышение вашей религии…

 

… Затем он отправился в священный дом Аллаха (3) и на вашу благородную могилу. И, поистине, мы, все присутствующие, ищем от вас заступничества за него и свидетельствуем в его пользу об этом упомянутом приложении всех усилий Шамвиля, все до одного — перед вами. Поэтому прими свидетельство от нас и возьми его, и положи его перед собой, чтобы ходатайствовать перед твоим благородным носителем, Господом». Могила шейха Шамвиля, борца за правое дело, на его теле двадцать ран, полученных от неверных и людей порока. Это могила знающего Аллаха и борца за правое дело, двадцатипятилетнего идущего по пути Аллаха, славного, превосходного ученого, имама, владыки правоверных (Амирул Муминин), аль- Хаджи Шейх Шамвил ад-Дагестанский. Да простит Аллах его, его родителей и детей, и тех, кто посещает его могилу. аль-Фатиха за его светлую душу» 9.0005

 

Несомненно, Шамиль из аулиа (возлюбленных) Всевышнего, его деяния и баракат остались на земле даже после его смерти и останутся до Судного Дня. Блажен тот, после смерти которого остаются его благородные дела.

 

Да не лишит нас Всевышний Аллах бараката и шафаата (заступничества) великого Имама Шейха Шамиля! Амин!

 

Мурадулла Дадаев

____________________________

(1) Хал (множественное число — ахваль) есть, как говорят люди Истины (ахл аль-хак), нечто духовное, что находится в сердце без искусственного усилия, без вызывания его и попытки обрести, от веселья или печали , уныние или уважение, страх, которые исчезают из-за проявления качеств плотской души (нафс), независимо, следуя чему-то подобному или нет. Когда это установлено, это называется «макам». Ахваль – дары, макамат – приобретенное.