Минин и пожарский памятник в москве описание: Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади: фото, история и описание

Памятник Минину и Пожарскому в Москве — подробная информация с фото

Видео: Памятник Минину и Пожарскому

Содержание

  • Основные моменты
  • Из истории памятника Минину и Пожарскому
  • Особенности памятника
  • Интересные факты
  • Как добраться

Основные моменты

Памятник Минину и Пожарскому

Увековечение в бронзе таких деятелей, как Кузьма Захарович Минин (Сухорукий) и Дмитрий Михайлович Пожарский – именно они возглавили Второе народное ополчение в годы Смуты – символизировало два важнейших события в летописи нашего Отечества. Первое – это освобождение Руси от польско-литовских и шведских интервентов в 1612 году, второе – победа в Отечественной войне 1812 года, тоже ставшей «народной войной» за свободу и независимость. Земской староста Минин и князь Пожарский, пожалуй, как никто другой подходили на роль этих символов – очень важных в деле воспитания чувства патриотизма и любви к Родине.

Монумент столь выдающимся личностям заметно выделяется среди достопримечательностей российской столицы. Во-первых, он находится в самом узнаваемом месте Москвы, а имена его персонажей давно стали хрестоматийными. Возле него всегда много туристов, которые с удовольствием фотографируются на его фоне. Во-вторых, у памятника Минину и Пожарскому есть собственная история – интересная, увлекательная и познавательная, о которой нельзя не рассказать…

Из истории памятника Минину и Пожарскому

С идеей построить такой монумент в 1803 году выступили представители интеллигенции, а именно участники одной известной литературно-общественной организации – Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, которое существовало в Петербурге в первой четверти XIX века. О ней сразу же проинформировали императора Александра I Павловича, который к инициативе «снизу» отнесся благожелательно. Тут же огласили конкурс на лучший проект, победитель в котором определился только в 1808 году: им стал известный скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос. После этого императором был издан указ, согласно которому сбор средств на строительство памятника начался по всей стране. К 1811 году денег оказалось достаточно, чтобы работы могли стартовать. При этом Москва как место установки скульптурной группы поначалу вообще не рассматривалась: ее предполагалось поставить в Нижнем Новгороде. Почему? Во-первых, в этом городе Минин родился, во-вторых, именно здесь было сформировано ополчение против иноземных захватчиков.

Портрет Ивана Петровича Мартоса

Скульптору во время работы над памятником Минину и Пожарскому позировали… его собственные сыновья. Сегодня трудно сказать, насколько они были крепкими по своему телосложению, но исторические герои получились напоминающими античных богов. Конечно, такой вид скульптур обусловил и тот факт, что Мартос являлся убежденным последователем классического стиля. Однако при ближайшем рассмотрении убеждаешься, что мастер изобразил все же русских, а никаких не эллинов – об этом говорят отдельные детали фигур. Например, одеяние Минина очень напоминает вышитую рубаху, которая была повседневной одеждой, а волосы пострижены «в скобку», что тоже было традиционно для Руси XVII века.

Стоит отметить, что создание памятника Минину и Пожарскому находилось, говоря современным языком, под общественным контролем. В народе, особенно после победы над Наполеоном в 1812 году, видели в будущей скульптуре символ непоколебимости русского духа перед лицом чужеземных захватчиков и с большим интересом следили за реализацией этого, без преувеличения, проекта национального масштаба. Почему монумент все же решили установить в Москве? Взвесив все за и против, решили, что хотя ополчение было собрано в Нижнем Новгороде, победа над польскими интервентами имеет огромное значение для всей России, поэтому уместнее этому памятнику находиться все же в первопрестольной.

На всю композицию ушло порядка 1100 пудов меди, на плавку которой понадобилось без малого полдня. Гранит для пьедестала привезли из Финляндии, а в белокаменную его доставили из Петербурга по воде. Маршрут был такой: сначала Мариинским каналом направились в Рыбинск, затем путь пролегал по Волге вплоть до Нижнего Новгорода, потом вверх по Оке до Коломны и на завершающем этапе – по Москва-реке. Постамент, который изготовил камнетес Самсон Суханов, состоял из трех цельных кусков.

Памятник на открытке 1883 года

Памятник Минину и Пожарскому установили в самом сердце Красной площади, прямо напротив Верхних торговых рядов (сейчас в этом здании находится ГУМ) и лицом к Кремлю. За это место высказался сам И. П. Мартос. В церемонии открытия монумента 20 февраля (4 марта по новому стилю) 1818 года приняли участие Александр I и члены императорской фамилии. По этому случаю собралось очень много людей, состоялся парад гвардии. Кстати, государь хотел, чтобы памятник стоял к кремлевским стенам спиной, как бы заслоняя от интервентов. Мартос же считал, что если Минин и Пожарский будут, наоборот, смотреть на Кремль, то это более точно отразит исторические реалии того времени: он тогда как раз был занят врагами, а предводители ополчения призывали народ идти и освободить его.

В 1931 году власти решили переместить памятник к собору Василия Блаженного, поскольку на старом месте он мешал парадам и демонстрациям, в советский период проводившимся здесь очень часто. При этом памятник Минину и Пожарскому продолжал оставаться одной из главных достопримечательностей Москвы. Уже в наше время каждую зиму рядом с монументом начали заливать каток. Это стали делать не так давно, возродив тем самым добрую традицию, существовавшую с конца XIX столетия.

Особенности памятника

Скульптурная группа изображает Кузьму Минина, вручающего меч Дмитрию Пожарскому, что символизирует призыв к поднятию народного восстания для освобождения Руси от чужеземцев. Пожарский сидя принимает меч правой рукой, левой опираясь на круглый щит. На постаменте высечена надпись, свидетельствующая о том, что памятник посвящен этим двум выдающимся историческим личностям. И добавлено: «Благодарная Россия, 1818 год».

Кроме того, пьедестал украшен горельефами. Передний изображает простых людей – истинных патриотов, которые жертвовали своим имуществом на благо Родины. На левом изображен сам скульптор Мартос: запечатлен момент, когда скульптор отпускает своих сыновей на защиту родного Отечества. Один из них в 1813 году погиб. На заднем горельефе можно узнать князя Пожарского, изгоняющего из Москвы польских захватчиков.

МечФигура Дмитрия ПожарскогоЩит с изображением Спаса

Горельеф на передней стороне памятника с посвящениемГорельеф на задней стороне памятника, изображающий изгнание поляков из России

Интересные факты

Если бы в те времена существовала Книга рекордов Гиннесса, тот факт, что скульптурная композиция была отлита целиком, наверняка нашел бы в ней свое отражение, поскольку в Европе до этого за один раз не был отлит еще ни один памятник. Такой результат стал возможен благодаря таланту мастера Академии художеств Василия Екимова, который и занимался отливкой.

А вот надпись на памятнике Минину и Пожарскому подверглась критике со стороны Александра Сергеевича Пушкина. Поэт прямо высказал свое неудовлетворение тем, что данные на «гражданина Минина» упомянуты не полностью и их «не худо было бы знать, также как имя и отчество князя Пожарского». То есть, по его мнению, надо было указать, что он «мещанин Косма Минин по прозвищу Сухорукой» или «Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства».

Внимательный читатель наверняка задался вопросом: если монумент спасителям Отечества установили в Москве, как это восприняли нижегородцы? Не возмущались ли? Ведь памятник, как мы уже сказали, первоначально планировалось установить в их городе, и в последний момент решение было изменено. Каких-либо исторических свидетельств о реакции людей нет, но можно предположить, что они отнеслись к этому с пониманием, поскольку в ту пору делалось всё, чтобы подчеркнуть важную роль Нижнего Новгорода в деле освобождения Руси.

Так, в мае 1817 года, когда отлитый памятник из Санкт-Петербурга отправили водным путем в Москву, специально запланировали заезд в Нижний Новгород. Это было сделано в знак благодарности нижегородцам и признания их героизма в Смутное время, а также для того, чтобы местные жители смогли воочию увидеть монумент. После этого в городе, которому судьбой было уготовано стать родиной ополчения, установили мраморный обелиск в честь Минина и Пожарского.

Обелиск Минину и Пожарскому в Нижнем НовгородеКопия памятника Минину и Пожарскому в Нижнем Новгороде

Уже в наше время, в 2005 году, в Нижнем Новгороде, у стен местного кремля была поставлена чуть меньшая, всего на 5 см, копия памятника Минину и Пожарскому в Москве. Рядом находится храм Рождества Иоанна Предтечи, с паперти которого Минин призывал своих земляков собрать ополчение, полностью его экипировать и без промедления двинуться на защиту первопрестольной от интервентов. Небольшую модель московского памятника вы можете увидеть и в Таганроге, она выставлена в коллекции местного художественного музея.

Памятник Минину и Пожарскому также воспроизведен – разумеется, в миниатюре – в каминных часах в корпусе из бронзы с позолотой, которые заказал в Париже крупный промышленник и меценат Николай Никитич Демидов. Их в 1820 году изготовил для него французский мастер Пьер-Филипп Томир. Эта модель стала отражением гравюры, на которой был запечатлен один из первоначальных проектов скульптора Мартоса. Существует и несколько реплик памятника, в целом повторяющих московский оригинал, но имеющих отличие в деталях. Один такой экземпляр преподнесли в дар императору, ныне он хранится в Эрмитаже, а второй можно увидеть в Петергофском музее.

Каминные часы, Воронцовский дворец в КрымуКаминные часы, музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве

Как добраться

Доезжаете до станции метро «Охотный ряд», выходите и направляетесь через Манежную площадь к Красной площади, которую нужно пройти, что называется, насквозь – пока не дойдете до храма Василия Блаженного. У входа в него и находится этот символ освобождения – памятник Минину и Пожарскому.

Смотрите также: Буркина-Фасо, Фиджи, Малайзия, Исламабад, Ангтхонг, Водопад Джур-Джур, Пустыня Гоби

4 марта 1818 года был открыт памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому

Информация о материале
Опубликовано: 04 марта 2023
Просмотров: 12079

Парад при открытии памятника Минину и Пожарскому. Гравюра XIX века.



Памятник, созданный русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835) в честь победы русских ополченцев над иностранными интервентами в 1612 году, был торжественно открыт на Красной площади в Москве 20 февраля (4 марта – по н. ст.) 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за её пределами, и сейчас он является одной из главных визитных карточек столицы.



Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавившие в начале XVII века освободительное движение русского народа против иноземных захватчиков, для последующих поколений стали символами борьбы за национальную независимость.


Работа над памятником началась в самый разгар наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войны 1812 года, в период особого подъёма патриотического настроения в обществе. Поэтому монумент воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне.


Идея создания монумента, посвящённого Минину и Пожарскому, впервые возникла в 1803 году у членов прогрессивного «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств», одним из которых был И.П. Мартос. К 1804 году скульптор уже разработал программу будущего памятника, а через некоторое время была выполнена и первая скульптурная модель, известная по гравюре. Однако из-за загруженности И.П. Мартоса срочными работами по украшению Казанского собора исполнение монумента было на время приостановлено.


В 1808 году мысль об увековечении подвига народных героев возникла вновь – у жителей Нижнего Новгорода, родного города «гражданина Минина». Инициатива была поддержана императором Александром I. И в конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс, в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала XIX века (помимо И.П. Мартоса С.С. Пименов, С.Д. Прокофьев, Ф.Ф. Щедрин, В.И. Демут-Малиновский, А.Д. Захаров, А. Н. Воронихин и Ж.Ф. Тома де Томон). Пальма первенства осталась за Мартосом, проект которого, значительно переработанный в сравнении с первоначальным, был признан самым удачным.



Мартос Иван Петрович (1754-1835).


1 января 1809 года была открыта подписка «на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт-ректора Академии художеств статского советника Мартоса». Во все губернии Российской империи рассылались выгравированные рисунки монумента (представлены на выставке). В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, «которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина», а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. Тогда же началась работа по созданию малой модели монумента, которая была окончена уже к середине 1812 года. Затем скульптор приступил к производству большой модели, в масштабе памятника, завершённой в начале 1815 года. После этого модели были выставлены на суд публики, которая единогласно одобрила «искусство нового Фидиаса».


Следующим этапом в создании памятника должна была стать его отливка из бронзы. Для этой ответственной работы Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить группу, состоящую из двух колоссальных фигур, круглого щита, плинта и двух барельефов (на пьедестал). По окончании всех подготовительных работ 5 августа 1816 года в присутствии многочисленных зрителей в литейной мастерской Императорской Академии художеств свершилась отливка скульптурной группы. Отливка колоссальной скульптурной группы высотой 4,5 метра по выплавляемой восковой модели за один приём была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.


Постамент памятника был изготовлен известным каменотёсом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768 – после 1840-го) из трёх монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.


21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт-Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с неподдельным интересом, но особенно торжественно его приняли в Нижнем Новгороде. 3 сентября части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на Москве-реке.



Барельефы обелиска Минину и Пожарскому


В то же время была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818», и принято окончательное решение «поставить монумент на Красной площади». Конкретное место определил Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей, в присутствии императора Александра I, императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича состоялось торжественное открытие памятника. Перед только что открытым монументом прошёл грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С. А. Дегтярева «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы».



На фото: Памятник Минину и Пожарскому


Летом 1931 года монумент, ставший помехой для проведения демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея.



На фото: Перестановка памятника Минину и Пожарскому

На основании материала на сайте Государственного исторического музея.


Десять самых важных открытий археологического сезона–2019: от палеолита до 1812 года


Николай Макаров: «Камням больше доверия, чем текстам»


Как начиналась Северо-Восточная Русь: изучены села с тысячелетней историей

  • Памятные даты в истории

  • Памятник Минину и Пожарскому

  • День в истории

  • 4 марта

В Москве открыт памятник Минину и Пожарскому

20 февраля (4 марта) 1818 года в Москве состоялось торжественное открытие памятника Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому (скульптор Иван Петрович Мартос, литейщик Василий Петрович Екимов ).

Памятник установлен в честь событий 1612 года, когда объединенное народное ополчение под руководством нижегородского старшины Кузьмы Минина и воеводы князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских захватчиков.

В начале 1803 г. просветительская организация «Вольное общество любителей словесности, науки и художеств» призвала «общество составить проект постройки памятника Пожарскому, Минину и Гермогену» для Москвы на средства горожан «добровольные пожертвования».

В 1808 году «Проект памятника Минину и Пожарскому» И. П. Мартоса получил высочайшее одобрение.

Во всех губерниях России с января 1809 года начался сбор ‘на сооружение памятника Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе младшего ученого ассистента Академии художеств, статского советника Мартоса . Гравюры с утвержденным замыслом были разосланы по всей России, «чтобы знали все русские люди».

К 1811 г. сборы достигли 136 000 руб. Было принято решение установить памятник на Красной площади в Москве и обелиск в Нижнем Новгороде. Изначально предполагалось установить памятник к 200 годовщине героических событий, но Отечественная война 1812 года затронула все сферы жизни и значительно замедлила этот процесс. Большая модель памятника была закончена только в 1815 году, и Мартос показал ее публике. Другим знаменательным событием стала перевозка памятника водным путем из Санкт-Петербурга (где он был отлит художником В. П. Екимовым) в Москву через Нижний Новгород, продолжавшаяся с 21 мая 99 г.0013 st to 6 сентября th 1817.

Торжественное открытие памятника Минину и Пожарскому состоялось 20 февраля (4 марта) 1818 года. Памятник установлен посреди Красной площади перед ряды лавок. «На торжественной церемонии было большое стечение людей; все скамейки, крыши торговых рядов, специально поставленные для дворян скамейки у кремлевской стены и кремлевские башни тоже были усеяны людьми, жаждущими этого нового необыкновенного зрелища».

Памятник Минину и Пожарскому стал первым памятником в Москве, воздвигнутым в честь национальных героев, а не царя. Скульптор изобразил героев в тот момент, когда Кузьма Минин, указывая этой рукой на Москву, дает древний меч князю Пожарскому и призывает его возглавить русское войско. Прислонившись к щиту, приподнимается с ложа раненый воевода, символ пробуждения народного сознания в трудную для Отечества минуту. На лицевой стороне пьедестала позолочено: «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». 1818 год».

В 1930-е годы в связи с реконструкцией Красной площади памятник Минину и Пожарскому был перенесен со своего места ближе к собору Василия Блаженного, где и находится до сих пор.

 

По материалам Президентской библиотеки:

Историческое описание памятника, установленного гражданину Минину и князю Пожарскому в г. Москве: С дополнением поименного списка лиц, пожертвовавших деньги по всем частям России на постройку этого памятника / Издано по приказу МВД. — С.Петербург: В типографии Императорского Воспитательного Дома, 1818;

Москва. Красная площадь и памятник Минину [Изоматериал] = Москва. Красная площадь и памятник Минину : [фото]. — [Москва: Photoglob Zurich AG, 1890-1900].

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади.

+7 993 910-13-60

COVID-19

 

Красная площадь, Москва, 1900

Красная площадь, Москва, 2010

Красная площадь почти не изменилась за последние 100 лет. Слева мы видим Кремль, старую цитадель и бывшую резиденцию русских царей. В 19го века башни были выкрашены в белый цвет и увенчаны двуглавыми орлами. После революции красный цвет приобрел особое значение, Кремль покрасили в красный цвет, а на башнях установили советские звезды. Так выглядит Кремль до сих пор.

Элегантное красное здание в центре — Исторический музей. Он был построен в неорусском стиле по проекту архитектора Шервуда в 1894 году. Уникальный музей сохранился до наших дней, в его коллекции прослеживается развитие России и ее народа с древнейших времен до конца 19 века. век. Справа от музея мы видим Воскресенские ворота. Это был торжественный вход на Красную площадь. Первоначальные ворота были снесены в советское время (танки, участвовавшие в парадах на Красной площади, не могли проехать через ворота). Новые ворота были построены в 1995 году; эта реплика похожа на оригинал.

В 19 веке Памятник Минину и Пожарскому стоял в центре Красной площади. Князь Дмитрий Пожарский и купец Кузьма Минин были героями войны XVII века. Они собрали общерусское добровольческое войско и изгнали поляков из Московского Кремля. Памятник был установлен в 1818 году вскоре после победы над Наполеоном, символизируя подъем патриотического сознания. Минин символически показывал рукой, что враг внутри Кремля. до 1936 статуя осталась на прежнем месте, но после революции стала помехой во время парадов. Власти обсуждали планы его сноса или переноса в какой-нибудь закрытый музей. В конце концов, статую перенесли ближе к собору Василия Блаженного, где она и находится до сих пор.

Строительство МГУ. Москва, 1951-52 гг. источник: www.oldmos.ru

Московский государственный университет им. Москва, 2009 г.

Красная площадь Москва, 1987 г.

Красная площадь Москва, 2009 г.

Федор Алексеев. Красная площадь. Москва, 19 век.

Красная площадь Москва, 21 век

Храм Христа Спасителя, Москва, конец XIX века

Храм Христа Спасителя, Москва, 2009 г.

Храм иконы Казанской Божией Матери. Москва 1900-х годов.

Калужская площадь. Москва 2009

Музей Руманцева (бывший дом Пашкова). Московское движение, 1902 г.

Дом Пашкова. Московский трафик, 2009 г.

Красная площадь, Москва, 1937 год. источник: www.oldmos.ru

Красная площадь, Москва, 2009 г.

Ф.Алексеев. Вид на Воскресенские ворота. Москва, 1811 год.

Воскресенские ворота и Исторический музей. Москва, 2009 г.

Москва Бассейн. Москва, 1960-е годы

Храм Христа Спасителя. Москва, 2009 г.

Скульптура Гоголя работы Андреева на Прешистенском бульваре. Москва, 1909 г.

Скульптура Гоголя работы Томского на Гоголевском бульваре. Москва, 2009 г.

Рынок на Красной площади, Москва, 1910 год источник: www.oldmos.ru

Сувенирный рынок у Красной площади, Москва, 2009 г.

Национальная гостиница, Москва, 1895 г.

Гостиница Националь, г. Москва, 2009 г.

Церковь Иоанна Воина, Москва, 1888 г. источник: oldmos.ru

Церковь Иоанна Воина, г. Москва, 2010 г.

Храм Святителя Николая, г. Москва, 1974 г.

Храм Святителя Николая, г. Москва, 2010 г.

Китайгородская стена, Варварские ворота, Москва, 1920

Начало улицы Варварка, г. Москва, 2010 г.

Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 1881 г.

Троицкая церковь в Никитниках, Москва, 2010 г.

улица Малая Дмитровка, Москва, 1910

ул. Малая Дмитровка, г. Москва, 2010

Елисеевский продуктовый рассказ, фото начала XX века

Елисеевский продуктовый магазин ныне

Дом генерал-губернатора, Москва, начало 20 века

Мэрия Москвы, г. Москва, 2010 г.

Синагога на Большой Бронной, Москва, 1888 г.

Синагога на Большой Бронной, Москва, 2010 г.

Арбатская площадь, Москва, 1925 г.

Арбатская площадь, Москва, 2010

Вид на Кремль, Москва, 1890-е гг.

Вид на Кремль, Москва, 2010 г.

улица Кузнецкий мост, Москва, 1900

улица Кузнецкий мост, Москва, 2010

Третьяковский проезд, Москва, 1900

Третьяковский проезд, Москва, 2010

Любанская площадь, Москва, 1928 г.

Любанская площадь, Москва, 2010

Памятник Дзержинскому, Москва, 1971 г.

Любанская площадь, Москва, 2010

Московский университет и храм святой Татьяны, Москва, 1906 г.

Московский университет и храм святой Татьяны, Москва, 2010 г.

Главпочтамт, Москва, начало 20 века

Почтамт Главпочтамта, г. Москва, 2010 г.

Чайный дом Перлова, фото 1960-х гг.

Чайхана Перлова, фото 2010 г.

Сухарева Башня

улица Сретенка

Софийская набережная, Москва, 1957 год источник: oldmos.ru

Софийская набережная, Москва, 2010

Московский зоопарк, Москва, 1934 г.

Московский зоопарк, Москва, 2010 г.

Московский трамвай, Москва, 1933 год. источник: oldmos.ru

Московский трамвай, Москва, 2010 г.

Лимонадные автоматы, Москва 1989 г.

Киоск Coca Cola, Москва, 2010 г.

М. Воробьев. Вид на Манеж, Кутафью башню и Никольскую церковь, Москва, 1917 г.

Манеж, Кутафья и Троицкая башни, Москва, 2010 г.

Красная площадь, Москва, 1872 г.

Красная площадь, Москва, 2010

Николаевский вокзал,

Ленинградский вокзал

Ярославский вокзал, открытка

Ярославский вокзал, фото, 2010 г.

Ярославский вокзал до 1902 г.

Ярославский вокзал, 2010 г.

Царицыно, Большой дворец, Москва, 1990-е гг.

Царицыно, Большой дворец, Москва, 2008 г.

Дворец Алексея Михайловича, гравюра

Дворец Алексея Михайловича, фото 2010 г.

Петровский дворец, Москва, 1910 г.

Петровский дворец, Москва, 2010 г.

Двор вина и соли, сфотографировано в начале 1900-х годов.

Дом на набережной, 2000 г.

Дворянские собрания, Москва, 1895-1903 гг.

Дом Союзов, Москва, 2008 г.

Вознесенский женский монастырь, Москва 1890-1900

Администрация президента, 2000 г.

Красные ворота, Москва, 1920-е гг.

Садовое кольцо, Москва, 2010 г.

Цирк Салмановского, Москва 1900

Москва Цирк Нкулина, Москва, 2010

«Мысль» Меркурова на Цветном бульваре, Москва, 1926 г.

Георгиевский обелиск на Цветном бульваре, Москва, 2010 г.

Московская ратуша, Москва, начало 20 века

Музей истории Москвы, Москва, 2010

Гостиница Москва, фото 1970-80-х гг.

Гостиница Москва, фото 2010 г.

Ильинские ворота, Москва 1910-е гг.

Площадь Ильинских ворот, Москва, 2009 г.

Охотный Ряд, Москва, 1931

Охотный Ряд, Москва, 2009

Гостиницы Националь и Интурист, Москва, 1980-е гг.

Гостиницы «Националь» и «Ритс-Карлтон», г. Москва, 2010 г.

Гостиница Россия, Москва, 1980 г.

улица Варварка, Москва, 2010

Дом бояр Романовых, Москва, 1905 г., источник: www.oldmos.ru

Дом бояр Романовых, Москва, 2010 г.

Каток на Чистых прудах, 1910 г.

Каток на Чистых прудах, 2005 г.

Детский Мир, 2006

Лубянская площадь, 19.00-19.10

Царь-колокол, Москва, конец 19 века

Царь-колокол, Москва, 2010 г.

Лучшие туры по Москве и России

 

Мы используем файлы cookie, чтобы улучшить ваше взаимодействие с нашим веб-сайтом и облегчить предоставление вам услуг, доступных через наш веб-сайт.