Содержание
Миасс. Старый город — Записки северного медведя — LiveJournal
Город Миасс — южно-уральский город с населением 150 тысяч человек, город областного подчинения Челябинской области, названный по одноимённой реке, возник в 1773 году как рабочий посёлок при медеплавильном заводе, основанном купцом И. Лугининым. В 1787 году купец передал завод своим племянникам, которые в 1798 году продали его в государственную казну. Через полвека завод был закрыт в связи с тем, что переработка меди прекратилась, и содержание завода стало убыточным. Однако экономическое развитие молодого города не остановилось. В первой половине XIX века в долине реки Миасс было открыто большое количество месторождений золота, в связи с чем город Миасс до сих пор называют «Город в Золотой долине». По состоянию на 1836 год в долине разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. До начала XX века именно добыча золота являлась основным градообразующим фактором в Миассе.
В 1890-е годы свой вклад в развитие Миасса вложила прошедшая через город Транссибирская магистраль. Дорога была проложена к северу от города. Станция Миасс была открыта в 1892 году, а в 1903 году через неё прошёл поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток. Вокзал уникален по своей архитектуре: его стены отделаны миаскитом — камнем, единственное месторождение которого находилось в долине реки Миасс. Также интересной деталью является табличка с названием станции дореволюционной орфографией. Она не аутентична, но является копией.
Между прочим, сейчас этот вокзал имеет уже второстепенное значение. Так как в 1970-е годы на километр к западу был построен и открыт новый вокзал, получивший наименование «Миасс-1». Старый вокзал теперь используется как сортировочная станция и остановка электричек. Впрочем, и исторический ход Транссиба, проходящий через Южный Урал, утратил главенствующее значение. Километраж магистрали теперь идёт через Ярославль, Киров, Пермь, Екатеринбург и далее, а большая часть поездов от Москвы идёт через Нижний Новгород и Казань. Маршрут «Москва — Рязань — Самара — Уфа — Челябинск — Курган — Омск» теперь стал второстепенным, и ходят по нему, во-первых, грузовые поезда (по поим наблюдениям, на данном участке ходит примерно по пять пар грузовых поездов в час), во-вторых, поезда из Сибири на южные курорты. И этой своего рода «нерентабельности» южного Транссиба есть довольно простое объяснение, — участок Курган-Омск проходит через Казахстан, конкретно — через город Петропавловск. И четырёхкратная стоянка на таможне создаёт значительные неудобства, которых не было во времена СССР и Российской империи.
В прошлом году я написал пост про центральную часть Миасса. Здесь нужно упомянуть, что новой вехой в истории Города в Золотой долине стала эвакуация в 1941 году из Москвы завода ЗиС (завод имени Сталина), который здесь получил название УралЗиС. 8 июля 1944 года с конвеера сошёл первый грузовик ЗиС (ныне это завод УралАЗ, выпускающий грузовики «Урал»), тогда же началось строительство нового района города — нынешнего центра (район Автозавода), а затем и Машгородка. Так как город расположен в долине между горами, он получился вытянутым в длину примерно на двадцать километров. При этом ширина его редко где превышает 2 километра. И особенно интересен тот факт, что до середины XX века весь город Миасс находился к югу от железной дороги. Теперь же основная часть города находится к северу от неё, а с южной стороны остался только Старый город — теперь уже совсем небольшая часть Миасса и, надо сказать, не самая благоустроенная.
Вообще-то запечатлённый на заглавном кадре старый вокзал, географически не входит в состав Старого города, но исторически относится именно к нему.
2. На окраине Старого города находится Троицкая церковь, построенная в 1889 году на средства уральских купцов.
3. В жилой застройке преобладает частный сектор. Много дореволюционных домов с резными наличниками. Встречаются и каменные купеческие дома. Притом весьма своеобразные.
4.
5. Резные ворота с медведями:
6.
7. Встречаются элементы модерна. Этот дом, судя по всему, начала XX века.
8.
9. Дома доходят до горного склона.
10. А этот двухэтажный дом — наполовину кирпичный, наполовину деревянный.
11. Наличники довольно интересные:
12. Необычное здание. С применением изразцов в отделке:
13. Такие двухэтажные дома — в какой-то мере классическая для уездных городов архитектура.
14. Миасский Ленин. Кстати, в центральной части Ленина нет. Ну только возле входа в Ильменский заповедник.
15. Рядом находится инструментальный завод, основанный в 1915 году как напилочный. Нынешнее здание, по-видимому, сталинское.
16. А в проходной завода стоит ещё один памятник Ленину, с весьма нетривиальной надписью. В своём роде уникальная и курьёзная история этого памятника рассказана ниже.
Думаю, что даже само значение слова «насекальщик» знают далеко не все. Это рабочий, изготовляющий насечку на напильниках. А Ленин тут вот при чём. 1 мая 1923 года на собрании рабочих завода предсдеатель профкома А. В. Жданов, видимо, чтобы придать заводу некую значимость, предложил зачислить Ленина в штат рабочих завода на должность насекальщика и избрать почётным членом заводского коллектива. Предложение нашло положительный отклик у рабочих, и совет постановил: «Дорогого нашего вождя Владимира Ильича Ленина зачислить почётным насекальщиком напилочного завода, жалованье его употребить на культработу завкома». Таким образом, вождь был официально зачислен в штат работников завода, от имени коллектива ему лично была отправлена телеграмма. На заводе было оборудовано и рабочее место для Ильича, а также действовало соревнование за право на нём работать. Памятник был установлен в январе 1924 года, а в штате работников завода вождь числился вплоть до 1991 года.
Такая довольно анекдотичная история. Впрочем, на мой взгляд, особого комизма добавляет и само звучание словосочетания «почётный насекальщик», и, уж тем более, применительно к Ленину. Поэтому при первом взгляде этот памятник вызывает недоумение одновременно со смехом. Ленин умер, а дело его живёт!
17. Другие дома Старого города:
18.
19. А ещё в Старом городе есть мечеть. Само здание мечети, видимо, небольшое, — я увидел только минарет.
20. Ещё одна достопримечательность Старого Миасса, притом современная, — это старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы, построенная в 1990-е годы. Вообще, купеческая старообрядческая община здесь существовала ещё в XIX веке. В 1890-е годы они построили каменную церковь, которую при советской власти закрыли, а затем снесли.
21. Ну и, наконец, один природный пейзаж. Это река Миасс, которая в этом месте перекрыта плотиной. На заднем плане видны горы. Фото сделано во время дождя.
Таков он — город в Золотой долине. Кстати, надо сказать, что Миасс довольно часто незаслуженно игнорируется блогерами-путешественниками. Я, по-видимому, первый человек, написавший довольно содержательный отчёт про этот город. Есть также ещё прошлогодний пост про центральную часть города.
Tags: Путешествия, Россия, Урал
Миасс. Старый город.: vedmed1969 — LiveJournal
Ну вот, я приехал из своего леса, вроде как разобрал фотографии — что-то Лайтрумом помучил, что-то редактором попроще 🙂
С радостью хочу вам сказать, «дорогие друзиа»(с), что наконец-то удалось (по крайней мере, начало положено) немного отснять один из самых, на мой взгляд, интересных и живописных городов Южного Урала — старый Миасс, действительно, Город в Золотой Долине, город необычайно характерный и живописный, но и ужасно запущенный и пришедший в упадок, город, до сих пор не оцененный заезжими блогерами, а, следовательно, немодный и нераскрученный :). Навскидку, могу вспомнить только небольшой пост от nord_ursus и еще один материал. Наконец, здесь сохранились замечательные образцы предреволюционной архитектуры, в том числе, и в стиле модерн. В общем, почти Троицк. Я буквально совсем чуть-чуть проехался по центральным улицам, хотя надо бы посвятить этому месту не меньше двух-трёх дней.
Я не знаю, почему так вышло, но Миасс новый, район автозавода и Машгородок, хоть и находятся совсем рядом, выглядят совершенно иными — это вполне динамичные и небедные городские поселения, Машгородок к тому же и населен сплошь одними интеллектуалами 🙂 Старый город на их фоне смотрится нищей гопнической дырой, что по меньшей мере странно, впрочем, достаточно зайти в магазины на проспекте Автозаводцев и на улице Пролетарской — контраст разителен. Еще можно пройти по улицам и посмотреть на прохожих 🙁 Сюда даже не провели в своё время троллейбусную линию — видимо, решили, что автобусного сообщения хватает. Если бы я был конспирологом и белодельцем, я бы сказал, что большевики отомстили купцам-золотопромышленникам — но ведь центр местной золотодобычи никуда не делся, он остался здесь, в старом Миассе.
Конечно, может быть, это мне всё только показалось — как многие приезжие судят о Карабаше по окружающему завод пейзажу, так и я по нескольким деталям составил неправильную картину целого 🙂 Не знаю, всё возможно. Но еще в советские времена и в 1990-е мне местные жители в старом городе не рекомендовали появляться без необходимости и одному.
Итак, въезжаем в старый город со стороны вокзала — сначала идет разрозненная промзона и островки частных домов, расположенные по склонам гор, далее — старое кладбище с Свято-Троицкой церковью
Вот такой вид открывается на избы старого города от неё
Краткая историческая справка:
«История образования Миасса типична для городов горнозаводской зоны Челябинской области.
В XVIII веке, в связи с изучением и освоением богатств Урала, быстрыми темпами развивалось горнозаводское предпринимательство. Выходец из тульского купечества Л. Лугинин, купив в 70-х годах Златоустовский и Троицкий железоделательные заводы, построил медеплавильный завод на реке Миасс у Чашковских гор, где были обнаружены богатейшие месторождения медных руд.
Дата подписания прошения о строительстве императрицей Екатериной II – 18 ноября 1773 года – отмечается как день основания Миасса.
Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX века вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 году здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. В 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом 36, 21 кг.
В годы первой мировой войны (в 1915 году) царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Через год состоялся пуск миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире. Вопрос о выделении Миасскому заводу статуса города решился в декабре 1919 года на съезде тринадцати волостных ревкомов Троицкого уезда Челябинской области, состоявшемся в Миассе (неудобство административного подчинения Троицку тормозило развитие экономической жизни завода). С того времени Миасс стал сначала заштатным городом (то есть не имеющим уезда), а затем уездным.
В 1926 году в городе, помимо напилочного завода и приисков треста «Уралзолото», действовали ряд мелких предприятий, таких как горный отдел Златоустовского металлургического завода, занимавшегося добычей талька и других нерудных ископаемых, Северо-Ильменский и Чернореченский торфяники, три государственные мельницы, овчинно-шубный завод, кожзавод, типография, электростанция напилочного завода.
Индустриализация страны позволила технически перевооружить золотой промысел. Построенная в 1932 году на окраине Миасса электроподстанция повысила энерговооруженность золотопромышленных предприятий. В том же году на Ленинском прииске спустили на воду плавучую фабрику золота – первую электрическую драгу. С 1933 года вступили в строй и шахты ряда рудников.
Большое развитие получила в первой половине XX века и лесная промышленность. Миасс и ранее был крупным поставщиком лесоматериалов: в окрестностях Тургояка для Златоустовского и Миасского заводов заготовлялись бревна, дрова, выжигался уголь. С созданием Миасского лепромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепежный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась при этом по горным рекам Куштумге и Сухокаменке.»
Интересно, что рядом расположен квартал новеньких кирпичных пятиэтажек с вентфасадом — не знаю, что за серия
Далее дорога через море одно-двухэтажных старых домов выводит нас в самый центр
Типичнейший его уголок
Декор
И вот совершенно обалденное здание на углу улиц Ленина и Пролетарской — сейчас там магазины, думаю, таковым оно и строилось
Детали
Что самое поразительное, кроме лепнины, сохранились старые оконные переплеты и двери с отделкой!
Лестница на второй этаж
Колонна и лепнина потолка
Приспособленное для нужд Сбербанка старинное здание
…и соседний дом
Здание библиотеки
Отделка его фасада
. ..и крылечко
Старинный брандмануэр на фоне пятиэтажки 97-й серии производства миасского завода КПД и СК
Старые дома на улице Ленина
… с прекрасной резьбой
Попытка реконструкции?
Еще домик
Типичный купеческий особнячок на площади Труда сейчас
и в начале XX века — собор до наших дней не дожил, а вот здание напилочного (инструментального) завода видно хорошо
(переснято из книги «Челябинская область в фотографиях. Избранное 1900-2000» Ч. «Каменный пояс» 2008)
Впрочем, торговля в нем и сейчас процветает
Снова детали
«По-нашему, это шок!» Двойной — сначала от того, что эта прекрасная резьба сохранилась, а потом от того, как варварски с этими воротами обходятся.
Рядом — грустный пример затянувшейся реконструкции. наверное, памятник архитектуры, наверное, под охраной закона 🙁
Жаль будет, если такая красотища пропадёт
Напротив тоже кипит торговля
Но состояние здания тоже внушает опасения — похоже, его с царских времен не ремонтировали
Впрочем, прекраснее всего вот это здание — ныне там Городской дом культуры, бывший магазин золотопромышленника купца Бакакина.
Какие роскошные детали!
Удивительно, но всё это сохранилось
И снова — двери с резьбой.
Садимся в машину и едем дальше — вот вид на плотину заводского пруда.
Туда мы сегодня не попадём — времени уже нет, надеюсь, в следующий раз
…тем более, что в этих зданиях расположен городской краеведческий музей
Панорамку попробовал сшить (на ЯФ оригинал лежит большой)
Слева — здание инструментального завода
Направо уходит узенькая улочка
…застроенная разностильными зданиями — классицизм, конструктивизм, сталинка, хрущевка
И вдруг оттуда выезжает раритет на колёсах, только малость ржавый 🙂
А мы туда проедем. Действительно, историческое место
Потом, повернём направо, чтоб вернуться на улицу Ленина
Типичная застройка старого города — сарай
и двухэтажный дом
Минарет. Мечети рядом не наблюдаю.
Напоследок я проехал вот к этой церкви — казалось бы, ничего особенного, а ведь это один из немногих постсоветских старообрядческих храмов, Покрова Пресвятой богородицы.
Уже темнело и пора было ехать на базу 🙂 Базу отдыха. В общем, краткая экскурсия по старому Миассу закончена — летом бы сюда приехать с утра…
Заключительный аккорд — вот этот раритетная опора. 🙂
Mass Times — Приход Воскресения Господня
Расписание воскресных месс
- Субботнее бдение
4:00 ДНЯ
Английский
Английский
RUСвятое семейство, Старый город
17:30
Английский
Английский
RUСент-Энн, Пенобскот Нэйшн
- Воскресенье
8:00 УТРА
Английский
Английский
RUСвятое семейство, Старый город
9:30 утра
Английский
Английский
RUСент-Энн, Брэдли
11:00 УТРА
Английский
Английский
RUСвятое семейство, Старый город
5:00 ВЕЧЕРА
Английский
Английский
RUBangor Room — Мемориальный союз (кампус UMaine)
Ежедневное расписание богослужений
- Понедельник
18:00
Английский
Английский
RUСент-Энн, Брэдли
- Вторник
8:00 УТРА
Английский
Английский
RUСвятое семейство, Старый город
12:00
Английский
Английский
RUBangor Room — Мемориальный союз (кампус UMaine)
- Среда
8:00 УТРА
Английский
Английский
RUСвятое семейство, Старый город
- Пятница
8:00 УТРА
Английский
Английский
RUСвятое семейство, Старый город
Предстоящие Святки
Рождество Господа нашего Иисуса Христа
- 24 декабря
4:00 ДНЯ
Английский
Английский
RUСвятое семейство, Старый город
7:00 ВЕЧЕРА
Английский
Английский
RUСент-Энн, Брэдли
- 25 декабря
12:00 УТРА
Английский
Английский
RUСвятое семейство, Старый город
9:00 утра
Английский
Английский
RUСент-Энн, Пенобскот Нэйшн
- Субботнее бдение
Массы, отмеченные знаком »
» транслируются в прямом эфире с нашего канала YouTube.Подпишитесь, чтобы получать уведомления о мессах и других видео из нашего прихода!
Перейти на YouTube
Ремонт старого города Баньолес | Архитекторы ММАС
Архитекторы ММАС как архитекторы
Старый город Баньолес когда-то был пришедшим в упадок районом, в котором транспортные средства и пешеходы сосуществовали вокруг городской системы узких улиц и старых тротуаров. Оросительные каналы, которые изначально были чистыми, стали частью канализационной системы города. Вокруг Центральной площади тоже были тротуары, на которых хаотично парковались автомобили.
Процесс состоял в том, чтобы сделать всю территорию пешеходной, убрав все старые тротуары. Новое вмешательство выполнено из травертина. Этот известняковый камень всегда присутствовал в недрах города. Все загадочные здания, церкви, средневековые дома или памятники также были возведены из травертина.
Отправной точкой является покрытие Центральной площади (наиболее важная часть проекта) с помощью мозаики из травертина. Распространение этой плитки происходит на улицах и второстепенных площадях на разных этапах проекта.
С другой стороны, ирригационная система периодически открывается через пешеходные дорожки. В конце концов, он открывается в более крупных секциях, чтобы дети могли играть, как если бы они находились перед лужей воды.
Обновление мощения центра города определяет новую пешеходную зону. Он соответствует части Баньолеса, в которой все еще присутствуют следы средневековья. Фактически, городская планировка в историческом центре проявляется в виде последовательности площадей, таких как Plaça dels Turers. Plaça Major (Центральная площадь), Plaça dels estudis (Площадь исследований), Plaça de la Font (Площадь фонтанов), Plaça del Teatre (Театральная площадь), Plaça de l’Església Santa Maria (Площадь церкви Санта-Мария), Plaça дель Монестир (Монастырская площадь). Большинство этих названий дано из-за зданий, к которым дают доступ площади (в основном церкви и музеи).
Вторая часть работ заключалась в восстановлении оросительных каналов.