Содержание
Мариинский Театр в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото
Концертный зал Мариинского
Современный Мариинский театр, это целый комплекс из старой и новой сцен, а также Концертного зала, открытие которого состоялось в 2006 году. Его возвели неподалеку на ул. Декабристов в здании бывших декорационных мастерских, которые сгорели в начале 2000-х. Огонь оставил один лишь фасад. Мастерские решили больше не восстанавливать, а возвести на этом месте современный концертный зал для оперных представлений и разнообразных музыкальных выступлений. Учитывая затянувшуюся стройку Мариинского-2, Концертный зал был возведен рекордно быстро — всего 4 года понадобилось для того, чтобы в нем зазвучала музыка. Архитекторам удалось вписать в новую концепцию уцелевший после стихии фасад, при этом создав здание с современным дизайнерским обликом. Такой же прием применили и при создании внутреннего интерьера, объединив классическое с современными веяниями. Открытое пространство холла, в центре которого гостей встречает небольшой фонтан, объединяет воедино все этажи здания. Ничего страшного, если придется прийти на представление немного раньше. В фойе работает художественная выставка с разно жанровыми экспонатами как известных, так и начинающих мастеров.
Понятное дело, что в Концерном зале главное — звук. Организацией правильной акустики занимались японские специалисты, которым удалось достичь чистого и насыщенного звучания. Акустические свойства зала отвечают требованиям лучших мировых площадок. Зрительский зал может вместить более 1000 посетителей и разделен по классической схеме: партер, амфитеатр, балконы, бельэтаж.
Репертуар Концертного зала включает не только выступление лучших симфонических оркестров. Условия позволяют давать балетные и оперные представления. Но выступлений известных мировых певцов и музыкантов здесь значительно больше. На базе Мариинки постоянно проходят разнообразные музыкальные и театральные фестивали, самый известный из них — «Звезды белых ночей».
Кроме того, в Концертном зале постоянно проходят вечера органной музыки, ведь в 2009 г здесь установили орган производства страсбургских мастеров, который позволяет исполнять произведения известных немецких и французских авторов.
Концертный зал Мариинского театра © Roka / Shutterstock
Иногородние сцены Мариинского театра
Мариинский театр, кроме своих двух питерских сцен и Концертного зала, имеет еще несколько филиалов на территории страны. На сегодняшний день еще в двух городах можно пойти на представление от труппы Мариинки — во Владивостоке и Владикавказе.
Приморская сцена Мариинского театра
В 2013 году Владивосток обрел новое современное здание Приморского театра оперы и балета. Это оригинальное творение современной дизайнерской мысли считается одним из лучших в России и в мире. Сделанное из стекла и стали здание, сразу стало основной достопримечательностью всего Дальнего Востока.
Артисты Мариинки не раз приезжали сюда со своими представлениями. И на государственном уровне было принято решение, что с начала 2016 года эта сцена официально станет филиалом Мариинского театра. Выступления известных артистов и коллективов, разнообразный репертуар и атмосфера залов Приморской сцены Мариинского театра сделали ее одной из самых популярных и активно развивающихся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Для выступлений артистов здесь есть Большой и Малый залы, а также Летняя площадка.
Большой зал оформлен натуральными материалами в классическом стиле и выполнен в форме подковы. Здесь часто бывают аншлаги, а зал может вместить больше 1350 посетителей. В нем обычно проходят крупные представления оперных и балетных трупп, оркестров и хоров. Все музыканты и певцы отмечают прекрасную акустику, которую дает зал. В фойе, кроме гардероба, сувенирного магазинчика и буфета, постоянно работает выставочная экспозиция.
В Малом зале приморской Мариинки царит уютная, почти домашняя обстановка. Здесь одновременно может разместиться чуть больше 300 зрителей, но устройство зала позволяет сделать единое пространство из сцены, партера и амфитеатра. Эта уникальная возможность максимально вовлекает зрителя в происходящее на сцене. В Малом зале с регулярным постоянством звучат камерные концерты, проходят спектакли. На площадке практикуют проведение творческих встреч, детских праздников и разнообразных тренингов.
Летняя площадка принимает посетителей и артистов, когда позволяет погода. Обычно это теплое время года с весны по осень, когда можно организовать концерт на открытом воздухе.
Филиал в Северной Осетии-Алании
С 2017 года, имеющий высокий статус «достояния Республики», Национальный государственный театр оперы и балета во Владикавказе стал еще одним филиалом Мариинского театра Санкт-Петербурга. Здание театра было построено в конце 50-х годов прошлого века и вмещало 680 зрителей. Тогда в нем размещался республиканский музыкально-драматический театр. Оперно-балетным он стал уже в начале 70-х, когда на сцене прозвучала опера Вано Мурадели «Великая дружба». Театр воспитал и дал дорогу в будущее многим народным артистам страны, на его сцене постоянно звучали произведения известных авторов.
Вместе с театром оперы и балета в состав Мариинки входит и Северо-Осетинская государственная академическая филармония. Ее открытие после реконструкции состоялось в 2016 году.
- В здании есть колокол, звон которого звучит во время представлений «Борис Годунов» и «Хованщина». Когда-то он висел на одной из колоколен Питера.
- В 70-х годах прошлого столетия во время очередной реконструкции в оркестровой яме был вскрыт слой из осколков хрусталя. Строители выбросили этот «мусор», не ведая о том, что он улучшал акустику зала.
- Проклятием Мариинки по праву можно назвать огонь. Ее здания сгорали практически дотла трижды .
- В историческом строении до сих пор сохранилась императорская ложа, сюда можно купить билеты.
- Опытным путем выявлено, что балетное представление лучше смотрится с первого яруса, а вот оперные звуки намного мелодичнее на два яруса выше.
Мариинский театр стоял у исторических истоков отечественной школы оперы и балета. На его сцене росли и крепли корифеи сценического искусства мирового уровня. Список известных певцов и танцоров, дирижеров и балетмейстеров, музыкантов и художников, жизнь которых была связана с Мариинкой, достоин энциклопедического изложения.
В Мариинском состоялись десятки премьер классических произведений. С этой сцены впервые прозвучали такие шедевры отечественного искусства, как «Руслан и Людмила», «Борис Годунов» и «Хованщина». Кроме этого, здесь впервые были поставлены оперы зарубежных авторов «Лоэнгрин» Вагнера и «Сила судьбы» Верди.
Покупая билеты в Мариинский театр в 21 веке, становишься не просто слушателем оперы или зрителем балета, а частицей мировой истории — истории театра, истории искусства. Насладившись необыкновенной театральной атмосферой и внутренним пространством зрительных залов, обогащаешься духовно.
Мариинский Театр на карте
Мариинский Театр — достопримечательности рядом
Эрмитаж
Царское село и Екатерининский Дворец
Петергоф
Храм Спаса-на-Крови
Исаакиевский собор
Васильевский остров
Петропавловская крепость
Казанский собор
Петропавловский Собор
Невский Проспект
Царское Село
Дворцовая площадь
St Petersburg Cruise Port
Река Нева
Аничков дворец
Павловский дворец
Государственный Русский Музей
Никольский морской собор
Михайловский Замок
Юсуповский Дворец
Сенатская площадь
Музей русской водки
Константиновский дворец
Музей Достоевского
Входные билеты и туры
от
180€
Бесплатная отмена
Бронируй сейчас плати позже
Подробнее
от
215€
Бесплатная отмена
Бронируй сейчас плати позже
Подробнее
от
163€
Бесплатная отмена
Бронируй сейчас плати позже
Подробнее
от
162€
Бесплатная отмена
Бронируй сейчас плати позже
Подробнее
Популярные экскурсии
3 hours
2 days
1 hour
3 days
8 hours
120 to 150 minutes
180 to 210 minutes
4 hours
6 hours
2 days
9 hours
2 days
4 hours
7 hours
3 hours
2 days
Отели возле Мариинский Театр
Популярные достопримечательности России
Московский КремльХрам Василия БлаженногоТретьяковская галереяМавзолей ЛенинаБольшой театрДендрарийПарк РивьераДельфинарий РивьераЗимний театрСад-музей Дерево ДружбыАгурские водопадыМузей истории города-курорта СочиСочинский циркСочинский художественный музейСобор Михаила АрхангелаОлимпийский паркАрхеологический музей-заповедник ГоргиппияАквапарк Золотой пляжАнапский дельфинарий NemoСочи ПаркОкеанариум Sochi Discovery World AquariumРусские воротаСкайпарк AJ Hackett SochiМамедово ущелье
Популярные города России
МоскваСанкт-ПетербургЕкатеринбургКалининградКазаньНижний НовгородСочиВладивостокРостов-на-ДонуСамараВолгоградИркутскНовороссийскМурманскАрхипо-ОсиповкаАстраханьДомбайСаратовСергиев ПосадГеленджикСмоленскГорячий КлючСуккоКабардинка
Последние публикации
Все
Новости
15. 11.2021
В Сочи открыли первую винодельню в горах
Путешествия
Путешествия
Путешествия
Новости
Путешествия
Путешествия
Новости
20.11.2020
На горнолыжных курортах Сочи впервые запущена система искусственного оснежения
Смотреть все
О Петербурге — Мариинский театр
Мариинский театр был построен в сороковые годы XIX века напротив здания Большого или Каменного театра (сейчас – петербургская Консерватория) на Театральной площади. Проект нового театра разработал архитектор Альберт Кавос. В то время он являлся главным архитектором Дирекции петербургских цирков. Под руководством Кавоса был построен круглый театр-цирк, где проводились и спектакли, и цирковые представления.
В конце 50-х годов XIX века здание театра-цирка было полностью уничтожено в результате пожара. Уже в 1860 году его восстановили, но уже именно как театр. Новому театру было присвоено имя жены императора Александра II императрицы Марии Александровны. Театр открылся 2 октября 1860 года оперой Михаила Глинки «Жизнь за царя». Мариинский театр сразу завоевал большую славу и популярность у петербуржцев гостей города – перед премьерами на театральной площади выстраивалась огромная очередь. Зрительный зал театра рассчитан на более чем тысячу шестьсот человек. В конце XIX века к театру пристроили новый корпус со стороны главного входа, где разместились фойе, вестибюль, парадные лестницы. Внутренние помещения театра дважды реконструировались: в 1884 – 1886 годах по проекту архитектора Шредера были перестроены закулисные помещения, в 1894 – 1896 годах под руководством инженера Смирнова реконструирована зрительская часть.
Уникальный занавес Мариинского театра, ставший по существу его символом, был создан в 1914 году по эскизам известного театрального художника А. Головина. В 1952 году драпировка зрительного зала и цвет обивки мебели был изменен художником С. Вирсаладзе с традиционного темно-красного на сине-голубой.
Во времена советской власти театру было присвоено имя С. М. Кирова. В обиходе он стал именоваться Кировским. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здание Мариинского театра сильно пострадало от авиабомб и артобстрелов, но к осени 1944 года оно уже было восстановлено. В конце шестидесятых годов XX века к зданию театра был пристроен еще один корпус – теперь уже с южной стороны. Там разместился репетиционный зал. Также была реконструирована сценическая коробка: благодаря новым техническим приспособлениям появилась возможность по-разному использовать оркестр, и использовать сложные декоративные эффекты. В 1992 году театру было возвращено историческое название.
Марииснкий театр – крупнейший театр оперы и балета России. На сцене театра прошли мировые премьеры таких опер, как «Руслан и Людмила», «Ночь перед Рождеством», «Пиковая дама», «Кузнец Вакула», «Демон», «Борис Годунов» и т.д. В Мариинском театре были осуществлены первые постановки зарубежных опер на русской сцене: «Тристан и Изольда», «Аида», «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Кармен» и многие другие. С Мариинским театром связаны судьбы таких известных личностей, как Ф. Шаляпин, Ф. Стравинский, Ф. Комиссаржевский, Г. Уланова и др. В настоящее время художественным руководителем Мариинского театра является Валерий Гергиев.
Сегодня на другом берегу Крюкова канала идут работы по строительству второй сцены Мариинского театра. Этот проект был разработан французским архитектором Домеником Перро.
Здание Мариинского театра в Санкт-Петербурге, Россия
Мариинский театр, ставший домом для лучших оперных и балетных трупп Санкт-Петербурга и, возможно, России, представляет собой монументальное неоклассическое здание, наиболее впечатляющее своими огромными размерами и красивым декором. своего зрительного зала.
Всемирно известный Мариинский театр
Ночной вид Мариинского театра
Императорский театр балета и оперы существовал с 1783 года, выступая на самых разных сценах, в том числе в Малом («Малом») театре, деревянном здании, стоявшем возле храма Спаса-на-Крови, частном Эрмитажном театре. , а с 1783 года — Большой Каменный театр Антонио Ринальди («Большой камень») на месте, которое сейчас занимает Государственная консерватория Римского-Корсакова, напротив современного Мариинского театра на Театральной площади («Театральная площадь»).
Здание Ринальди было расширено и приспособлено Томасом де Томоном в 1802–1803 годах, а затем модифицировано в 1826–1836 годах Альберто Кавосом, сыном композитора и дирижера оперы Катарино Кавос, что позволило использовать современные сценические машины.
В 1845 году в Санкт-Петербург прибыл гастролирующий цирк трюкача Алессандро Герра, и вскоре итальянец уговорил городские власти разрешить ему построить постоянное деревянное здание для своих представлений напротив Большого Каменного театра. Экзотические наездники Герры и демонстрации искусства выездки Haute Ecole (до того неизвестного в России) пользовались огромной популярностью у бомонда города, вызвав непреходящую страсть к цирку среди россиян. Николай I быстро распознал моду и вскоре поставил цирковое искусство под контроль государства, создав Cirque de la Direction des Theaters Imperiaux, которым руководил еще более успешный соперник Герры, Поль Кюзен из Cirque de Paris.
Концертный зал Мариинского театра
Исторический фасад Концертного зала Мариинского театра
К этому времени, потерпев поражение от Кузента в так называемой «цирковой войне» 1846 года, Гуэрра уже покинул Петербург. В 1847 году его здание на Театральной площади было снесено, чтобы освободить место для нового здания Альберто Кавоса для Императорского цирка. Открытое в 1849 году, это роскошное сооружение было гораздо больше театром, чем куполом, с роскошным фойе с позолоченной лепниной, фресками и люстрами, а также с большим зрительным залом, в котором были как арена для конных представлений, так и сцена для пантомим.
Пытаясь соответствовать этому великолепному пространству, Кузент организовал серию грандиозных спектаклей, в первом из которых участвовала казачья труппа, хор и 120 солдат Имперской Армии. После его отставки Императорский цирк так и не восстановил свою первоначальную популярность, и здание все чаще использовалось для постановки драматических постановок и постановок Русской оперной труппы.
Императорский балет и Итальянская оперная труппа продолжали выступать в Большом каменном театре, но здание все больше обветшало, и возникли опасения по поводу его прочности. Когда Императорский цирк сгорел в январе 1859 г.Кавосу было поручено построить полностью каменную замену Мариинскому театру, названному в честь супруги нового царя Александра II, императрицы Марии Александровны.
Сцена и главный занавес Мариинского театра
Главный зал Мариинского театра
Сцена из спектакля «Царская невеста» в Мариинском театре
Актеры из Царская невеста в Мариинском театре
Кавос сохранил базовую планировку старого здания, но увеличил высоту центральной конструкции. Как и Императорский цирк до него, здание было в основном неоклассическим, но с элементами неовизантийского дизайна в его украшениях. Внутри Кавос получил указание от самого царя воссоздать плюшевые украшения Императорского цирка. Среди самых впечатляющих элементов декора, сохранившихся с этого периода, — потолочная фреска с изображением часов с амурами работы Энрико Франчолли и эффектная люстра с бахромой, спроектированная Кавосом.
Новый Мариинский театр открылся 2 октября 1862 года постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя». При Эдуарде Направнике, который проработал в театре полвека и стал главным дирижером в 1869 году, Мариинский театр и Русская оперная труппа вступили в золотой век, представляя великий русский репертуар из опер Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского.
Императорская балетная труппа перешла в Мариинский театр в 1886 году, когда был окончательно осужден Большой Каменный театр. К тому времени легендарный Мариус Петипа был премьер-мэтром балета, и именно на сцене Мариинского впервые были исполнены его классические хореографии «Спящая красавица», «Щелкунчик» и «Лебединое озеро». Примерно в то же время Виктор Шретер стал главным архитектором Дирекции императорских театров, а его работа в Мариинке включала восстановление фасадов после пожара 1880 года и масштабную реконструкцию 1883-189 годов.6, в этот период был создан зрительный зал, который мы можем видеть сегодня. В 1914 году был установлен знаменитый сценический занавес Мариинского театра по проекту Александра Головина.
Новая сцена Мариинского театра
Зрительный зал на Новой сцене
Зрители на Новой сцене
В советское время театр был переименован в честь убитого местного партийного деятеля Сергея Кирова, и оперные и балетные труппы до сих пор известны за рубежом под этим именем. Пока труппы под художественным руководством Валерия Гергиева набирают силу, сам театр нуждается в ремонте. Последний капитальный ремонт здания был завершен в 1970, и, хотя места общего пользования в отличном состоянии, закулисные помещения находятся в плохом состоянии. Однако, когда театр все-таки закроется на реконструкцию, в распоряжении труппы будет ультрасовременный Концертный зал Мариинского театра, спроектированный французским архитектором Ксавье Фабром и открытый в 2007 году, и долгожданная вторая сцена театра, строится на противоположном берегу Крюкова канала с 2003 г.
Адрес: | 1, Театральная площадь, |
---|---|
Метро: | Адмиралтейская, Садовая / Сенная площадь / Спасская |
Как добраться: | Мариинский театр находится на некотором расстоянии от метро. Прогулка от станций метро «Садовая», «Сенная площадь» или «Спасская» занимает около 20 минут. От Сенной площади пройти на юг по Садовой улице, за вторым поворотом после площади направо на проспект Римского-Корсакова. Следовать по проспекту через канал Грибоедова и на первом повороте направо на улицу Глинки (напротив Никольского собора). Затем около 150 м до Театральной площади и Мариинского театра. Если вы едете с Невского проспекта, удобнее доехать на автобусе (27) или троллейбусе (3 или 22), с северной стороны улицы (нечетные номера). Поездка прямо до театра займет около 15 минут. |
Телефон: | +7 (812) 326-4141 |
Сайт: | https://www.mariinsky.ru/en/ |
www .mariinsky.ru/playbill/playbill/ | |
Что рядом? | Крюков канал, Государственная консерватория Римского-Корсакова, Улица Декабристов, Никольский морской собор |
МАРИИНСКИЙ ТЕАТР
Более двух столетий Мариинский театр дарит миру множество великих артистов: здесь служил выдающийся бас и отец-основатель русской оперно-исполнительской школы Осип Петров; здесь оттачивали свое мастерство и добились славы такие великие певцы, как Федор Шаляпин, Иван Ершов, Медея и Николай Фигнер, Софья Преображенская. На этой сцене безраздельно царили артисты балета, среди которых Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Галина Уланова, Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Отсюда Джордж Баланчин начал свой путь в искусство. В этом театре раскрылись таланты таких блестящих театральных декораторов, как Константин Коровин, Александр Головин, Александр Бенуа, Симон Вирсаладзе, Федор Федоровский и многих других.
Мариинский театр ведет свою историю еще с 1783 года, когда 12 июля был издан Указ об учреждении театрального комитета «для спектаклей и музыки» и на площади Карусели с большой помпой был открыт Большой Каменный театр. 5 октября. Театр дал площади новое название — она и сегодня известна как Театральная площадь.
Построенный по проекту Антонио Ринальди, Большой театр поразил публику размахом своих размеров, величественной архитектурой и сценой, оснащенной самым современным театральным оборудованием и техникой. Опера Джованни Паизиелло Il mondo della luna был исполнен на открытии. Здесь выступала Русская оперная труппа по очереди с итальянской и французской труппами, а также шли спектакли и концерты вокальной и инструментальной музыки.
Санкт-Петербург постоянно расширялся, и его облик постоянно менялся. В 1802-1803 годах Тома де Томон — блестящий архитектор и рисовальщик — провел капитальную реконструкцию внутренней планировки и декора театра, заметно изменив его внешний вид и пропорции. Новый, грандиозный и величественный Большой театр стал одной из архитектурных достопримечательностей столицы на Неве наряду с Адмиралтейством, Биржей и Казанским собором. Но в ночь на 1 января 1811 года в Большом театре случился сильнейший пожар. За два дня богатый интерьер был утрачен, а фасад сильно пострадал от пожара. Томас де Томон, который работал над планами реконструкции своего любимого проекта, не дожил до его воплощения. 3 февраля 1818 года восстановленный Большой театр вновь открылся прологом 9.0132 Аполлон и Паллада на севере и балет Шарля Дидело Флор и Зефир на музыку композитора Катерино Кавос.
Мы приближаемся к «золотому веку» Большого театра. В репертуар «послепожарной» эпохи входили «Волшебная флейта» Моцарта , Die Entführung aus dem Serail и La clemenza di Tito . Русские зрители были очарованы работами Россини «Золушка», «Семирамида», «La gazza ladra» и «Севильский цирюльник 9».0133 . В мае 1824 года состоялась премьера веберовского « Der Freischütz » — произведения, оказавшего большое влияние на зарождение русской романтической оперы. Были музыкальные комедии Алябьева и Верстовского; одной из любимых репертуарных опер была « Иван Сусанин » Кавоса, которая исполнялась вплоть до появления оперы Глинки на эту же тему. С легендарным Шарлем Дидло связано зарождение мировой славы русского балета. Именно в эти годы Пушкин, увековечивший театр в своей нестареющей поэзии, был постоянным гостем Большого театра в Санкт-Петербурге.
В 1836 году для улучшения акустики архитектор Альберто Кавос — сын композитора и дирижера — заменил купольный потолок зрительного зала на плоский, над которым разместил художественную мастерскую и зал для украшения декораций. Альберто Кавос убрал колонны из зрительного зала, так как они мешали обзору и искажали акустику; он также придал зрительному залу традиционную форму подковы и увеличил его длину и высоту, чтобы вместить до двух тысяч человек.
27 ноября 1836 года премьерой оперы Глинки Жизнь за царя вновь открылся реконструированный театр. Возможно, случайно, а может быть, намеренно премьера второй оперы Глинки « Руслан и Людмила » состоялась ровно через шесть лет, 27 ноября 1842 года. Этих двух дат было бы достаточно, чтобы петербургский Большой театр заслужил свое признание. место навсегда в истории русской культуры. Но, конечно, были и исполнения шедевров европейской музыки – опер Моцарта, Россини, Беллини, Доницетти, Верди, Мейербера, Гуно, Обера и Тома…
Со временем спектакли Русской оперной труппы были перенесены в Александринский театр и так называемый Театр-цирк, который располагался напротив Большого (где продолжали выступать балетная труппа и итальянская оперная труппа).
Когда в 1859 году Театр Цирка был уничтожен пожаром, на том же месте был построен новый театр, снова Альберто Кавосом. Он был назван Мариинским в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 г. 9-м концертом Глинки.0132 Жизнь за царя под управлением дирижера труппы Русской оперы Константина Лядова, отца известного композитора Анатолия Лядова.
Мариинский театр закрепил и развил великие традиции первого в России музыкального театра. С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного дирижера, началась новая славная эпоха в истории театра. Полувековой Направник, посвященный Мариинскому театру, выделяется премьерами важнейших опер в истории русской музыки. Упомянем лишь некоторые — 9 Мусоргского.0132 Борис Годунов , Римский-Корсаков Псковитянка, Майская ночь и Снегурочка , Бородин Князь Игорь , Чайковский Орлеанская дева, Чародейка 903 и Пиковая дама , Демон Рубинштейна, Орест Танеева… В начале 20 го века в репертуаре театра были оперы Вагнера (среди них тетралогия Кольцо Нибелунга ), Рихарда Штрауса Электра , «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Римского-Корсакова и «Хованщина» Мусоргского …
Мариус Петипа, ставший директором балетной труппы в 1869 г. , продолжил традиции своих предшественников Жюля. Перро и Артур Сен-Леон. Петипа ревностно сохранял классические произведения, такие как «Жизель», «Эсмеральда» и «Корсар », подвергая их лишь тщательной переработке. Его производство «Баядерка » впервые привнесла размах и размах хореографической композиции на балетную сцену, где «танец уподобился музыке».
Удачная встреча Петипа с Чайковским, сказавшим, что «балет — это тоже симфония», привела к созданию «Спящая красавица» — настоящей поэмы в музыке и хореографии. Сотрудничество Петипа и Льва Иванова создало хореографию для Щелкунчик . После смерти Чайковского, Лебединое озеро обрел вторую жизнь в Мариинском театре — и снова с хореографией Петипа и Иванова. Петипа закрепил свою репутацию хореографа-симфониста постановкой балета Глазунова «Раймонда » . Его новаторские идеи были подхвачены молодым Михаилом Фокиным, поставившим в Мариинском театре « Павильон Армиды» Черепнина, «Умирающий лебедь» Сен-Санса и Шопениана на музыку Шопена, а также балеты, созданные в Париж – Шехерезада на музыку Римского-Корсакова и Жар-птица и Петрушка Стравинского.
Мариинский театр претерпел несколько реконструкций. В 1885 году, когда большинство спектаклей было перенесено в Мариинский театр еще до закрытия Большого, главный архитектор Императорских театров Виктор Шретер пристроил слева от здания трехэтажный флигель для театральных мастерских, репетиционных залов, электрическая подстанция и котельная. В 1894 под руководством Шрётера деревянные стропила заменили на стальные и бетонные, расширили боковые крылья и расширили фойе для зрителей. Главный фасад тоже подвергся реконструкции, приняв монументальные формы.
В 1886 году балеты, которые до этого продолжали ставиться в Большом театре, были переведены в Мариинский театр. Здание Санкт-Петербургской консерватории построено на месте Большого театра.
Постановление правительства от 9В ноябре 1917 года Мариинский театр был передан в собственность государства и передан в ведение Наркомпроса. В 1920 году он стал называться Государственным академическим театром оперы и балета (ГАТОБ), а в 1935 году ему было присвоено имя Сергея Мироновича Кирова. Наряду с классикой прошлого века, в 20-х и начале 30-х годов в театре стали ставиться современные оперы – среди них Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» , Альбана Берга Воццек и Der Rosenkavalier Рихарда Штрауса; были поставлены балеты, закрепившие популярное на протяжении десятилетий новое хореографическое направление, так называемый «драма-балет» — «Красный мак» Рейнгольда Глиера , «Пламя Парижа» Бориса Асафьева и «Бахчисарайский фонтан» , Александр Крейна Лауренсия и Сергея Прокофьева Ромео и Джульетта среди других.
Последней довоенной оперной премьерой в Кировском театре стала 9-я оперная постановка Вагнера.0132 Лоэнгрин , второе исполнение которого закончилось поздним вечером 21 июня 1941 года, хотя спектакли, заявленные на 24 и 27 июня, были заменены на Иван Сусанин . Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где состоялись премьеры нескольких произведений, в том числе балета Арама Хачатуряна Гаяне . По возвращении в Ленинград театр открыл сезон 1 сентября 1944 года оперой Глинки «Иван Сусанин ».
В 50-70-е годы такие знаменитые балеты, как «9» Фарида Яруллина0132 Шурале , Спартак Арама Хачатуряна и Двенадцать Бориса Тищенко в хореографии Леонида Якобсона, Сергея Прокофьева Каменный цветок и Арифа Меликова Легенда о любви в хореографии Юрия Григоровича Симфония19 и Дмитрия Шоста12 0133 с хореографией Игоря Бельского, и наряду с постановкой этих новых балетов театр бережно относился к своему классическому наследию. Оперный репертуар пополнился произведениями Прокофьева, Дзержинского, Шапорина и Хренникова, а также операми Чайковского, Римского-Корсакова, Мусоргского, Верди и Бизе.
В период с 1968 по 1970 годы в театре была проведена капитальная реконструкция по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания «вытянулось» и приобрело нынешний вид.
Важный этап в истории театра приходится на 1980-е годы, когда были поставлены оперы Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» в постановке Юрия Темирканова, директора театра с 1976 года.