Содержание
Российский аппарат погрузился на дно Марианской впадины
Наука
Российский глубоководный аппарат «Витязь» впервые погрузился на дно Марианской впадины. Глубина погружения составила 10 028 метров, на дне установлен вымпел в честь 75-й годовщины Победы.
Российский автономный необитаемый подводный аппарат впервые погрузился на дно Марианской впадины. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на Фонд перспективных исследований (ФПИ). Отмечается, что своей цели устройство достигло в 22.34 мск 8 мая. Датчики зафиксировали глубину 10 028 метров.
«Продолжительность миссии без учета погружения и всплытия на поверхность составила более трех часов», — добавили в фонде.
На дно Марианской впадины доставили вымпел, посвященный 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Аппарат провел картографирование, фото- и видеосъемку морского дна, ученые исследовали параметры морской среды.
В состав комплекса «Витязь» входит автономный необитаемый аппарат, глубоководная донная станция и аппаратура пункта управления. Корабельное оборудование комплекса обеспечивает информационный обмен судна-носителя с подводным аппаратом и донной станцией в режиме реального времени по гидроакустическому каналу.
«В отличие от работавших ранее в этом районе аппаратов Kaiko (Япония) и Nereus (США — «Газета.Ru»), аппарат «Витязь» функционирует полностью автономно. Благодаря использованию в системе управления аппарата элементов искусственного интеллекта, он может самостоятельно обходить препятствия по курсу, находить выход из ограниченного пространства и решать другие интеллектуальные задачи», — сказали в ФПИ.
Погружение аппарата «Витязь» прокомментировал вице-премьер правительства России Юрий Борисов, который назвал его выдающимся достижением оборонно-промышленного комплекса, при этом он анонсировал новые прорывные разработки.
«Безусловно, создание и успешное испытание комплекса автономного необитаемого подводного аппарата «Витязь-Д» является выдающимся достижением нашей оборонной промышленности и науки», — сказал он.
«Это не единственная наша прорывная разработка – их целый ряд. Впереди много работы и, уверен, новые достижения», — добавил он.
По его словам, глубоководный комплекс такого класса сложности впервые создан за столь короткие сроки. Этого удалось достичь за счет взаимодействия Фонда перспективных исследований, Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», а также активной поддержки проекта Военно-морским флотом.
Заместитель командующего Тихоокеанским флотом по вооружению контр-адмирал Игорь Королев выразил надежду на то, что «Витязь» будет базироваться на Тихоокеанском флоте – вчерашнее погружение совершалось с борта спасательного судна ТОФ «Фотий Крылов».
Подводный витязь
Разработка «Витязя» началась несколько лет назад в Центральном конструкторском бюро «Рубин». Название аппарат получил в честь советского научно-исследовательского судне «Витязь», которому удалось в 1957 году определить максимальную глубину Марианского желоба — 11 022 метра. «Д» указывает на функцию демонстратора. «Витязь-Д» состоит из глубоководного спускаемого аппарата, донной станции связи и навигации, а также комплектов корабельного и вспомогательного оборудования. Аппарат может работать в автономном режиме и оснащен современными видео- и гидролокационными системами.
Работу с Марианской впадиной планировалось начать осенью 2019 года, до этого аппарату предстояли испытания на Черном море.
История погружений
Первое погружение человека на дно Марианской впадины состоялось 23 января 1960 года, тогда глубина погружения составила чуть менее 11 км. Уникальное исследование проделали на батискафе «Триест» швейцарец Жак Пикар, сын создателя аппарата, и американец Дон Уолш.
В глубинных слоях воды они увидели креветку и рыбу, похожую на камбалу.
Исследователи связались по ультразвуковому телефону с кораблем сопровождения и доложили о прибытии к месту назначения. Были проведены различные эксперименты: температура воды за бортом составляла 3,3°С. А после измерения внутреннего диаметра гондолы выяснилось, что она сжалась на 3 мм.
Пикар так описывал свои впечатления: «Я никогда не думал, что океаны — это огромные резервуары в основном холодной воды. Лишь тонкий слой поверхностных вод в тропическом поясе имеет более или менее высокую температуру».
Следующее погружение совершил в 1995 году японский зонд «Кайко», во взятых со дна пробах ила были обнаружены живые организмы – фораминиферы.
В 2009 году во впадину спускался автоматический аппарат «Нерей», который собрал отложения на дне.
Пикар и Уолш долго оставались единственными людьми, побывавшими на дне Марианской впадины.
Их рекорд повторил в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон. Он стал третьим человеком в истории, достигшим самой глубокой точки Мирового океана, и первым, сделавшим это в одиночку.
Кэмерон погружался на одноместном аппарате «Дипси челленджер», оборудованном всем необходимым для съемки.
60 лет назад люди впервые спустились на дно Марианской впадины
23 января 1960 года люди впервые в истории спустились на дно Марианской впадины: глубина погружения составила чуть менее 11 км. Уникальное исследование проделали на батискафе «Триест» швейцарец Жак Пикар, сын создателя аппарата, и американец Дон Уолш. В глубинных слоях воды они увидели креветку и рыбу, похожую на камбалу. К удивлению ученых, дно оказалось твердым и удобным.
Изобретения Огюста Пикара, изменившие мир
Идея создания глубоководного батискафа принадлежала швейцарскому ученому-физику Огюсту Пикару. Еще в 1930 году он спроектировал стратостат, способный подниматься в высокие слои стратосферы. После этого профессор увлекся изобретением аппарата, способного выдержать давление самых больших глубин океана, недоступные обычным подводным лодкам. Пилотная модель была создана к 1939 году в Бельгии. Однако из-за накалившейся политической ситуации в Европе проект пришлось заморозить. Свою работу Пикар продолжил после Второй мировой войны.
Первый батискаф был построен в 1948 году. Тогда же ученый с коллегой совершил пробное погружение на 25 метров.
Всего через неделю батискаф опустился уже на 1380 м. Присутствовавший на испытаниях французский исследователь океана Жак-Ив Кусто высоко оценил изобретение Пикара. Однако смелые эксперименты выявили серьезные конструкторские недостатки. После отказа бельгийцев продолжать финансирование проекта Пикар в начале 1950-х занялся разработкой более совершенного батискафа. Значительную помощь стареющему ученому оказывал его сын Жак Пикар, взявший на себя роль главного пилота. Новый аппарат назвали «Триестом» в честь города, где были произведены основные работы по его созданию. В одном из погружений батискаф достиг рекордной глубины 3150 м.
По своему строению «Триест» мало отличался от предшественника. Корпус поплавка имел форму, близкую к цилиндрической. На носу и корме были установлены обтекатели. В кормовой части находился вертикальный киль. Для уменьшения бортовой качки при всплытии на поверхность внутри поплавка были установлены внутренние кили. Отец и сын планомерно били все новые рекорды погружения. В бортовой журнал они подробно заносили увиденное на небывалых глубинах.
«Заметили угольную рыбу тридцати сантиметров в длину с двумя большими глазами», — гласила одна из записей.
Зачем проект купили американцы
В 1958 году «Триест» приобрели ВМС США, не располагавшие подобными аппаратами. Американцы стремились привлечь к разработкам своих специалистов. В сложившейся ситуации Пикар-старший постепенно отходил от дел, однако альтернативы его получившему большой опыт погружений сыну по-прежнему не было. В пару к Пикару-младшему новые боссы отрядили лейтенанта ВМС США Дона Уолша. Перед ними поставили крайне амбициозную цель – провести исследование самого глубокого места на планете – Марианской впадины. Проект получил наименование «Нектон» по названию морских животных, способных, в отличие от планктона, самостоятельно плавать.
close
100%
Чтобы батискаф не тонул, к нему присоединили большой уравновешивающий поплавок, наполненный бензином. Бак свободно сообщался с окружающей водой, которая своим давлением теснила бензин. Внизу за магнитными заслонками хранился запас свинцовой дроби — балласт. При необходимости всплытия акванавт должен был разорвать цепь электрического тока, заслонки открывались, дробь высыпалась, и батискаф стремительно поднимался наверх.
Помимо пилотов в группу вошли моряки разных специальностей, военные, океанографы, биологи, фотографы, электрики и механики. Экспедиция прибыла на Гуам в середине октября 1959 года. «Триест» доставили туда же в разобранном виде на грузовом судне «Санта-Мариана». После сборки батискафа начались тренировочные погружения.
«Не подстерегает ли нас опасность?»
«Вскоре прибыли, кто пароходом, кто самолетом, все члены группы «Нектон» или, точнее, «группы глубоководных испытаний», как мы теперь именовались. Помощником Уолша назначили юного лейтенанта Шумейкера, выпускника подводного отделения Морского училища. С нами были еще четверо военных — унтер-офицеры Дегуд и Минел и матросы Маккартни и Бидер. Гражданскую часть группы представляли неизменный Джузеппе Буоно, ответственный за электропитание Хилл, фотограф Пфлаум, Харрис, уроженец Гавайев Жаир и рослый негр Вирджил. Трем последним предстояло заниматься ремонтом. Научную часть обеспечивали опытные океанографы Роберт Дитц, А. Рехницер и К. Макензи.
В первых числах ноября «Триест» был собран. В десятый раз его извлекли из люльки и спустили на воду.
Поначалу для общей проверки мы совершили маленькое погружение на рейде, а затем опустились на 1500 метров у западного берега Гуама. Вылазка показала, что бензин заметно охлаждается. Правда, на глубине полутора километров температура на дне была 5°C — та же, что в желобе Сан-Диего. Никаких новых осложнений не возникло; было решено приступить к первой серьезной операции, предусмотренной программой, — погружению на 5500 метров в желобе Неро», — рассказывал Пикар в своей книге «Глубина 11 тысяч метров. Солнце под водой».
«19 января 1960 года члены проекта «Нектон», собравшиеся на Гуаме, взошли на борт буксира «Уондонк», который должен был доставить «Триест» на место погружения, точно над впадиной Челленджер-Дип. Это небольшое путешествие оказалось продолжительным и малоприятным. 23 января 1960 года Жак Пикар и лейтенант Уолш заняли места в стальном шаре. Погружение началось в 8.23», — отмечается в книге Жоржа Блона «Великие тайны океанов».
Пикар установил скорость погружения: до глубины в 8 тыс. метров – один метр в секунду; потом 60 см в сек до глубины в 9 тыс. м, а затем до дна 30 см в сек.
Хронологию исторического спуска исследователи фиксировали в бортовом журнале. Отметки 100 м «Триест» достиг за 10 мин. Затем аппарат почти остановился в слое холодной воды. Для продолжения движения пришлось выпустить часть бензина. Аналогичные остановки случились на глубине 130 и 160 м. После рубежа 200 м «Триест» пошел без промедлений.
Пикар записал: «9.00. На глубине 1000 футов (304 м – «Газета.Ru»). Бесформенная масса планктона в потоке света создавала полную иллюзию снегопада, только «снег» падал вверх, а не вниз. Щель, в которую мы опускались, имела в ширину всего-навсего милю. Мы могли натолкнуться на стену желоба – одна мысль об этом леденила душу».
До глубины 7,8 тыс. м «Триест» погружался со средней скоростью 0,9 м/с, после сброса малой части стальной дроби скорость погружения на глубине 9 тыс. м составляла 0,3 м/с.
«11.44. Глубина 29150 футов (8885 м). В конусе света вода кристально чистая. Ни малейшего следа планктона. Огромная пустота, которая не укладывается в человеческом представлении.
12.00. Глубина 31000 футов (9449 м). Какое под нами дно? Вполне возможно, что оно представляет илообразный слой. Не подстерегает ли нас опасность погрузиться в это вещество и навсегда в нем исчезнуть?
12.56. На сонаре появляется черная линия: дно.
13.00. На дне появляется неясное световое пятно, и вдруг мимо иллюминатора, извиваяюсь, проплывает маленькое животное (2-3 см в длину). Похоже, красная креветка.
Сели на прекрасное ровное дно, на твердый диатомовый ил. Дно чистое, светлое, табачного цвета. На глубинометре 37800 футов (11521,5 м). Время 13.06», — известно благодаря материалам, оставленным швейцарским ученым.
Манометры указывали давление в 1156 атмосфер.
Позже итоговая максимальная глубина с учетом солености моря, средней температуры, сжимаемости воды и силы тяжести погружения была скорректирована до 10918 м.
«Должен признаться, я чувствовал себя неспокойно»
На дне Пикар и Уолш увидели рыбу, похожую на камбалу и креветку, и съели по шоколадке. Исследователи связались по ультразвуковому телефону с кораблем сопровождения и доложили о прибытии к месту назначения. Были проведены различные эксперименты: температура воды за бортом составляла 3,3°С. А после измерения внутреннего диаметра гондолы выяснилось, что она сжалась на 3 мм.
Пикар так описывал свои впечатления: «Я никогда не думал, что океаны — это огромные резервуары в основном холодной воды. Лишь тонкий слой поверхностных вод в тропическом поясе имеет более или менее высокую температуру».
close
100%
Настоящей сенсацией для участников рекордного погружения стал не только сам факт достижения неисследованных прежде глубин, но и встреча с проявлениями жизни в абсолютной темноте, отмечал Владислав Корякин в своей книге «Путешественники и первооткрыватели». Пикар и Уолш находились на дне 20 минут. Затем был сброшен балласт, и начался подъем, который занял 3 часа 27 минут.
В 16.56 «Триест» показался на поверхности. Таким образом, общее время погружения составило 8 часов 25 минут.
На глубине 15 м были зафиксированы два сильных взрыва. Пикар и Уолш произвели осмотр, однако на батискафе не было заметно никаких повреждений.
Рекордсмены вернулись на Гуам, откуда спецборт забрал их в Вашингтон.
«Должен признаться, я чувствовал себя неспокойно. Когда на борту судна случается что-то непредвиденное, командир должен непременно отыскать причину. Тем более, когда речь идет о батискафе, работающем на больших глубинах. Едва «Триест» доставили в порт, мы начали тщательный осмотр батискафа, чтобы выявить источники таинственных взрывов. Бензин не вытекал нигде, внутренняя оснастка была в исправности, все швы поплавка абсолютно целы», — повествовал Пикар.
Через несколько дней, 9 февраля он получил письмо от президента США Дуайта Эйзенхауэра. В нем, в частности, говорилось: «Будучи гражданином Швейцарии, страны, которая восхищает мир своей любовью к свободе и независимости, вы заслужили благодарность всего американского народа за научный вклад в океанографию, проложивший путь в эту важную научную сферу.
Мои наилучшие пожелания с надеждой на будущие успехи».
Создатель «Триеста» Огюст Пикар умер в 1962 году в возрасте 78 лет. Его сына Жака Пикара не стало в 2008-м на 87-м году. Их дело продолжил Бертран Пикар: сейчас ему 61 год и он прославился как воздухоплаватель, первым совершивший беспосадочное кругосветное путешествие на аэростате. Уолшу 88 лет, он проживает в городке Дора в штате Орегон.
Пикар и Уолш долго оставались единственными людьми, побывавшими на дне Марианской впадины. Их рекорд повторил в 2012 году кинорежиссер Джеймс Кэмерон.
Mariana Trench: самая глубокая подгрупп находит пластиковый пакет
Опубликовано
000Z»> 13 мая 2019
Источник изображения, Тамара Стейббс
,
волны – новый рекорд
Ребекка Морелле
Научный корреспондент BBC News
Американский исследователь нашел пластиковые отходы на морском дне, побив рекорд самого глубокого погружения в истории.
Виктор Весково спустился почти на 11 км (семь миль) в самое глубокое место океана — Марианскую впадину Тихого океана.
Он провел четыре часа, исследуя дно траншеи в своем подводном аппарате, построенном так, чтобы выдерживать огромное давление глубин.
Он нашел морских существ, а также полиэтиленовый пакет и обертки от конфет.
Это третий раз, когда люди достигают экстремальных глубин океана.
Источник изображения, Atlantic Productions для Discovery Channel
Image caption,
Исследователи считают, что они обнаружили четыре новых вида креветкоподобных ракообразных, называемых амфиподами
Первое погружение на дно Марианской впадины было совершено в 1960 году лейтенантом ВМС США Доном Уолшем и швейцарским инженером Жаком Пикаром в судно под названием батискаф Триест.
Полвека спустя, в 2012 году, кинорежиссер Джеймс Кэмерон совершил одиночное погружение на своей ярко-зеленой подводной лодке.
- Марианская впадина: самый глубокий океан «кишит микробами»
- Полет через Марианскую впадину
- Джеймс Кэмерон вернулся на поверхность после самого глубокого погружения в океан
Последний спуск, который достиг 10 927 м (35 849 футов) под волнами, стал самым глубоким на 11 м, что сделало Виктор Весково новым рекордом держатель.
Источник изображения, Рив Джоллифф
Подпись к изображению,
Дон Уолш (слева), нырнувший на дно Марианской впадины в 1960 году, поздравил Виктора Весково (справа)
Всего г-н Весково и его команда совершили пять погружений на дно траншеи во время экспедиции. Для исследования удаленной местности также были задействованы роботизированные посадочные модули.
Г-н Весково сказал: «Это почти неописуемо, как мы все взволнованы достижением того, что мы только что сделали.
«Эта подводная лодка и ее корабль-база вместе с ее необычайно талантливой экспедиционной командой вывели морские технологии на смехотворно новый уровень. уровень, ныряя — быстро и неоднократно — в самую глубокую и суровую область океана.»
Это видео не может быть воспроизведено
Чтобы воспроизвести это видео, вам необходимо включить JavaScript в вашем браузере.
Заголовок в СМИ,
Виктор Весково спустился почти на 11 км на батискафе в самую глубокую часть Тихого океана
Свидетелем погружения из Тихого океана был Дон Уолш. Он сказал BBC News: «Я приветствую Виктора Весково и его выдающуюся команду за успешное завершение их исторических исследований Марианской впадины. .
«Теперь зимой моей жизни для меня было большой честью быть приглашенным в эту экспедицию в место моей юности.»
Команда считает, что они обнаружили четыре новых вида креветкоподобных ракообразных, называемых амфиподами, видели существо, называемое ложным червем, на глубине 7000 метров и розовую рыбу-улитку на глубине 8000 метров.
Они также обнаружили ярко окрашенные обнажения скал, возможно, созданные микробами на морском дне, и собрали образцы горных пород с морского дна.
Воздействие человечества на планету также стало очевидным после обнаружения загрязнения пластиком. Это то, что видели другие экспедиции, использующие спускаемые аппараты.
Миллионы тонн пластика ежегодно попадают в океаны, но мало что известно о том, где большая его часть оказывается.
Источник изображения, Atlantic Productions для канала Discovery
Подпись к изображению,
Виктор Весково провел четыре часа, исследуя дно впадины была широко распространенной проблемой, даже для животных, живущих на глубине.
Погружение является частью экспедиции «Пять глубин» — попытки исследовать самые глубокие точки в каждом из пяти океанов мира.
Он был профинансирован г-ном Весково, частным инвестором, который, прежде чем обратить свое внимание на экстремальные глубины океана, также покорил самые высокие пики на семи континентах планеты.
Источник изображения, Рив Джоллифф
Подпись к изображению,
Подводный аппарат DSV Limiting Factor длиной 4,6 м и высотой 3,7 м был построен американской компанией Triton Submarines
Источник изображения, Рив Джоллифф
Подпись к изображению,
После рекордное погружение, подводную лодку вернули на основное судно экспедиции — DSSV Pressure Drop
Помимо Марианской впадины в Тихом океане, за последние шесть месяцев были совершены погружения в желобе Пуэрто-Рико в Атлантическом океане (глубина 8 376 м/27 480 футов), Южном Сандвичевом желобе в Южном океане (7 433 м/24 388 футов) и Яванская впадина в Индийском океане (7 192 м/23 596 футов).
Последней задачей будет достижение дна впадины Моллой в Северном Ледовитом океане, что в настоящее время запланировано на август 2019 года. американской компанией Triton Submarines с целью создания судна, которое могло бы совершать многократные погружения в любую часть океана.
Основой является титановый прочный корпус толщиной 9 см, в котором могут разместиться два человека, поэтому погружения можно выполнять в одиночку или вдвоем.
Он может выдержать сокрушительное давление на дне океана: 1000 бар, что эквивалентно 50 реактивным самолетам, установленным на человека.
Atlantic Productions for Discovery Channel
Марианская впадина
10 994 Самая глубокая естественная впадина в метрах
1960 First dive
3 Number of dives to date
2,146 Higher than Mount Everest in metres, if inverted
Source: Deepsea Challenge/Geology.com
As well as working under давление, подводная лодка должна работать в кромешной тьме и при температурах, близких к нулю.
Эти условия также затруднили съемку видеоматериала: экспедиция Five Deeps была снята Atlantic Productions для документального фильма для канала Discovery.
Энтони Геффен, креативный директор Atlantic Productions, сказал, что это была самая сложная съемка, в которой он когда-либо участвовал.
«Наша команда должна была разработать новые системы камер, которые можно было установить на подводном аппарате, работать на глубине до 10 000 м ниже уровня моря и работать с роботизированными спускаемыми аппаратами с системами камер, которые позволили бы нам снимать подводный аппарат Виктора на дне океана.
«Мы также должны были спроектировать новые установки, которые поместятся внутри подводного аппарата Виктора и будут фиксировать каждое мгновение погружений Виктора».0005
После того, как экспедиция «Пять глубин» будет завершена в конце этого года, планируется передать аппарат научным учреждениям, чтобы исследователи могли продолжать его использовать.
Проблемы исследования глубин океана — даже с помощью роботов — сделали океанские впадины одним из последних рубежей на планете.
Морские глубины, которые когда-то считались отдаленными и пустынными, кишат жизнью. Также появляется все больше свидетельств того, что они являются поглотителями углерода, играя роль в регулировании химического состава и климата Земли.
Подпишитесь на Ребекку в Твиттере.
Все изображения защищены авторским правом
BBC не несет ответственности за содержание внешних сайтов.
Пластиковый пакет, найденный на дне самой глубокой в мире океанской впадины
Марианская впадина — самая глубокая точка океана — простирается почти на 10 975 метров (36 000 футов) в отдаленную часть Тихого океана. Но если вы думали, что траншея сможет избежать глобального натиска пластикового загрязнения, вы ошибались.
Недавнее исследование показало, что пластиковый пакет, подобный тому, который выдают в продуктовых магазинах, в настоящее время является самым глубоким известным пластиковым мусором, найденным на глубине 10 975 метров (36 000 футов) в Марианской впадине. Ученые обнаружили его, просматривая базу данных глубоководного мусора, коллекцию фотографий и видео, сделанных во время 5010 погружений за последние 30 лет, которая недавно была обнародована.
Из классифицируемого мусора, зарегистрированного в базе данных, пластик был наиболее распространенным, и, в частности, пластиковые пакеты составляли наибольший источник пластикового мусора. Другой мусор был из таких материалов, как резина, металл, дерево и ткань, и некоторые из них еще предстоит классифицировать.
Большая часть пластика — целых 89 процентов — относится к типу пластика, который используется один раз, а затем выбрасывается, как пластиковая бутылка для воды или одноразовая посуда.
Хотя Марианская впадина может показаться темной безжизненной ямой, в ней больше жизни, чем вы думаете. NOAA’ s Okeanos Explorer Судно исследовало глубины региона в 2016 году и обнаружило разнообразные формы жизни, в том числе такие виды, как кораллы, медузы и осьминоги. Недавнее исследование также показало, что 17 процентов изображений пластика, зарегистрированных в базе данных, демонстрируют какое-либо взаимодействие с морской жизнью, например, животные запутываются в обломках.
Откуда взялся пластик?
Новое исследование — лишь одно из многих, показывающих, насколько распространенным во всем мире стало загрязнение пластиком. Одноразовые пластмассы есть практически везде, и на то, чтобы они разложились в дикой природе, могут уйти сотни и более лет.
В феврале прошлого года отдельное исследование показало, что Марианский желоб имеет более высокий уровень общего загрязнения в некоторых регионах, чем некоторые из самых загрязненных рек в Китае. Авторы исследования предположили, что химические загрязнители в траншее могли частично образоваться в результате распада пластика в толще воды.
В последнее время пластик стал объектом пристального внимания экологического движения, например, в прошлый День Земли. Хотя пластик может попасть в океан напрямую, например, мусор, унесенный с пляжа или сброшенный с кораблей, исследование , опубликованное в 2017 году, показало, что большая его часть попадает в море из 10 рек, протекающих через густонаселенные регионы.