Литургия в даниловском монастыре: Общее расписание богослужений | Московский Данилов монастырь

Протоиерей Владимир Воробьев: Когда повеяло духом свободы

О том, как праздновали Тысячелетие Крещения Руси, вспоминает протоиерей Владимир Воробьев.

— Отец Владимир, кому принадлежала идея проведения церковного юбилея в советской России?

— Идею празднования Тысячелетия Крещения Руси вряд ли можно авторизовать. Было совершенно очевидно, что юбилей будет отмечаться во всем мире, и, следовательно, проигнорировать его в России просто невозможно. Власти согласились на то, чтобы как-то отметить этот юбилей в СССР.

Согласование с правительством Советского союза произошло не сразу, и решение было принято не просто. Вторым шагом была передача Церкви и восстановление Данилова монастыря в Москве.

— Как коммунисты согласились на канонизацию Патриарха Тихона, которого они считали злейшим врагом советской власти?

— Канонизация Патриарха Тихона произошла удивительным образом. Руководство Политбюро дало на нее предварительное согласие, но в последний момент ЦК КПСС запретил проводить канонизацию святейшего Тихона. Патриархия ответила, что отменить канонизацию уже невозможно, и канонизация состоялась при закрытых дверях, сокращенным чином.

Патриарх Пимен был уже совсем немощным, больным, так что его еле-еле привезли в Троицкий собор Данилова монастыря, где собрался Священный Синод и какой-то избранный народ. Мне довелось там быть. По «телефонной мобилизации», из уст в уста весть о том, что должно произойти, распространилась по московским приходам. Услышав новость, все, кто мог, помчались в Данилов монастырь. Все было в обстановке секретности. Меня пустили в Троицкий собор.

Возглавлял канонизацию Патриарх Пимен. Был торжественно зачитан «Акт о канонизации», все присутствовавшие спели тропарь новому святому исповеднику Патриарху Тихону. Так состоялась прославление Патриарха Тихона. Канонизация святейшего Тихона стала победой Церкви.

— Сейчас это трудно представить — каким образом ЦК КПСС могло Церкви запретить или разрешить канонизацию святого?

— Тогда это было обычной ситуацией в жизни Церкви — нельзя было ступить ни одного шага без согласования с властью. Обычно согласование шло через «Совет по делам религий», но в некоторых случаях оно шло напрямую с ЦК.

— Что значит «напрямую»?

— Конечно, не генсек звонил Патриарху, но были люди, через которых могли передать волю Политбюро.

— Были какие-то последствия для Церкви со стороны компартии за то, что Патриарха Тихона канонизировали без ее разрешения?

— Я не знаю ни о каких последствиях, по-видимому, власти поняли, что лучше не раздувать скандал.

— Расскажите, пожалуйста, что вам лично запомнилось из событий тех дней?

— Центром торжеств была Божественная литургия в Даниловском монастыре. Патриарх Пимен был очень слаб, литургия совершалась под открытым небом. Съехались представители и главы поместных Церквей. Было очень торжественно, хотя погода была сумрачная. Богослужение транслировалось по телеэкранам, установленным на площади перед Троицким собором Данилова монастыря, поскольку народ заполнил всю площадь перед ним.

— Каковы итоги празднования Тысячелетия Крещения Руси, как вы видите их сегодня?

— Праздник Тысячелетия Крещения стал началом новой эпохи в истории Русской Церкви и в истории всего русского народа. Мы все видим, как сегодня празднуется 1025-летие Крещения Руси: в Киеве собрались Патриарх Московский Кирилл, митрополит Киевский Владимир, главы и представители поместных Православных Церквей, президент России Владимир Путин, главы других государств — это все прямые последствия того празднования. А ровно через два года будем праздновать тысячелетие кончины святого князя Владимира. Историческое событие, произошедшее четверть века назад, стало началом конца эпохи, ознаменованной гонением на Церковь, и началом возвращения ее в жизнь русского народа. Тогда повеяло духом свободы.

Записал Александр Филиппов

Православие и мир

Жизнь Даниловой обители — Московская епархия Русской Православной Церкви

Восстановление Данилова монастыря и возрождение монашеской жизни началось в 1983 году, когда были совершены первые богослужения и принесены первые монашеские обеты. В настоящее время в обители около 50 насельников. В основном это выпускники и учащиеся Московских духовных школ — академии и семинарии.

Состав братии монастыря постоянно обновляется. Многие иноки, прошедшие духовную школу в Даниловой обители, получили послушание в других епархиях. Наместники Данилова монастыря, удостоившиеся хиротонии во епископы, являются в настоящее время правящими архиереями в епархиях.

Настоятелем, священноархимандритом обители, является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Повседневной жизнью монастыря управляет его наместник в сане епископа.

Монахи живут в двух корпусах: Братском и Больничном, расположенных к востоку и западу от святых врат, главного входа в обитель. Данилов монастырь по своему уставу общежительный. Общая жизнь: общая молитва, общие труд и трапеза обучают насельников обители кротости, смирению и братской любви. При этом у каждого инока есть своя келья, где он молится, читает Священное Писание и творения святых отцов.

Цель жизни православных христиан — монахов и мирян — стяжание Святого Духа, стремление понять и исполнить волю Божию. Монашеская жизнь отличается от жизни православных мирян только духовной степенью в приобретении благодати Божией, особой напряженностью и устремленностью ко Господу.

Эта внешне однообразная, непонятная миру жизнь непрестанно направлена на совершение монашеского подвига. Желающий поступить в монастырь испрашивает на это благословение наместника, который вручает поступившего духовному руководству опытного наставника, обычно — духовника обители.

Существует три степени монашества — рясофор, малая схима и великая схима. Пострижению в монашество предшествует время испытания желающего стать монахом, его готовности исполнять все монастырские обязанности. Находящемуся на испытании послушнику назначаются соразмерно его силам послушания, которые он должен исполнять со смирением и молитвой. Со временем послушник, постриженный в рясофор, в готовности посвятить себя полностью служению Богу приносит великие монашеские обеты. Желающий стать монахом дает обещание жить целомудренно (обет безбрачия), не иметь собственности (обет нестяжания) и пребывать в повиновении церковным и монашеским уставам и духовным руководителям (обет послушания).

Пострижение в монашество не является таинством Православной Церкви, но для монахов это величайшее таинство, таинство рождения нового человека в новую, духовную жизнь, в мир молитвы и служения Богу.

В Даниловом монастыре чин пострижения в монашество совершается в Покровском храме во время постов. Постригающий произносит особые молитвы, в которых просит Господа даровать новому иноку благодатную помощь для несения иноческого подвига. В знак отречения от мира, отвержения своей воли постригающий дает постригаемому новое имя, выстригает крестообразно часть волос на его голове, вручает ему крест, свечу, параман и четки. Принятие четок символизирует стремление постоянно творить Иисусову Молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго». Монашествующие должны повторять ее непрестанно, стремясь к тому, чтобы она соединялась с умом и сердцем.

Молитва является основой жизни православных иноков. Каждый из них большую часть своего времени посвящает чтению келейного правила, продолжительность которого устанавливает духовник. Оно состоит из молитв, нескольких кафизм Псалтири, глав Евангелия и Апостола, акафистов и поклонов. Молитвы сопровождаются благоговейным изображением на себе крестного знамения, ограждающего от греховных искушений, помогающего нести свой жизненный крест, о котором говорил Спаситель: Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет (Мк. 8:34).

Кроме иноческого правила, совершаемого в тишине келий, монахи пребывают в храме на продолжительных богослужениях. В Даниловом монастыре совершается весь суточный круг богослужений с точным соблюдением Устава Православной Церкви. Богослужение совершает иеромонах или священноинок — монах, возведенный в сан священника через возложение на него рук епископом в таинстве Священства, одном из семи таинств Церкви.

Иеромонах получает особую благодать Святого Духа, чтобы совершать Святую Евхаристию и другие таинства, предстоять во главе народа на богослужениях, толковать слово Божие и учить христианской истине. Во всем этом священноиноку помогает иеродиакон — монах, возведенный в сан диакона.

Богослужебный день в Даниловой обители начинается вечером с молитвенного чтения и пения службы девятого часа, вечерни, утрени и первого часа. Молитвословиями вечерних служб приносится благодарность Богу за прошедший день и испрашивается оставление грехов и дарование покоя тела и души на сон грядущим. Утренние богослужения состоят из утренних молитв, полунощницы, утрени, третьего и шестого часов и Литургии. Молитвенным чтением и пением утренних богослужений испрашиваются Божии милости на новый день.

В Даниловом монастыре вечерние и утренние богослужения совершаются ежедневно в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов. Накануне больших праздников и воскресных дней в Троицком соборе при множестве молящихся торжественно служится всенощное бдение.

Каждый день в шесть часов утра в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов монахи совершают братский молебен и полунощницу. Молитвословия полунощницы призывают монахов и молящихся в храме всегда помнить о Страшном Суде, который придет как «жених в полунощи» в евангельской притче о десяти девах, и постоянно взывать к Богу о прощении грехов. Во время братского молебна у раки с мощами благоверного князя Даниила возносится молитва о всех живых и усопших, испрашивается благодатная помощь на несение дневных трудов.

Многочасовые службы суточного круга, благоговейное чтение и пение в храме служат приготовлением к совершению Божественной литургии, центрального и особого чина богослужения. В каждой Литургии отражаются и воспоминаются события евангельской и церковной истории. Суточный круг богослужения, предваряя Божественную литургию и сосредоточиваясь на ней, расширяется в седмичный и годовой.

В году бывает двенадцать великих праздников, называемых двунадесятыми. Они установлены в честь Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери. Есть праздники в честь святых и бесплотных Сил Небесных.

Из всех праздников в году самым большим является праздник Пасхи или Светлое Христово Воскресение, «праздников праздник и торжество из торжеств». Во всю Пасхальную седмицу Царские врата в храмах остаются открытыми в знак того, что Господь Своим Воскресением отверз верующим двери райские. Пасхальное богослужение совершается с особым торжеством. Во всю седмицу, начиная с понедельника, после Литургии бывает крестный ход.

Приготовлением к светлому Празднику Пасхи Христовой служит Великий пост, время покаяния и воздержания телесного и духовного от всяких прегрешений. Светлому Христову Воскресению предшествует Страстная седмица, каждый день которой посвящен особому воспоминанию о последних днях земной жизни Спасителя. Великая Пятница — день глубокого сокрушения и особого поста в память распятия и смерти Господа нашего Иисуса Христа.

Кроме Великого поста в году бывает еще три многодневных поста. Они предшествуют праздникам Рождества Христова, святых апостолов Петра и Павла и Успения Пресвятой Богородицы для достойного приготовления к ним.

В особо торжественные для Даниловой обители дни — дни памяти святого благоверного князя Даниила — богослужения совершают Святейший Патриарх всея Руси и архиереи Русской Православной Церкви. По воскресным дням, кроме Великого поста, наместником монастыря и братией в Троицком соборе торжественно служится акафист преподобному князю Даниилу.

Особенно благоговейно в обители совершаются праздничные богослужения в честь Божией Матери, «Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим», нашей Покровительницы и Заступницы.

В светлые праздничные дни в монастыре совершаются две Божественные литургии: в храме Святых отцов семи Вселенских Соборов и в Троицком cоборе.

Божественная литургия — вершина суточного круга богослужений. Во время Литургии совершается таинство Евхаристии — благодарения Богу за то, что Он избавляет человека от греха и смерти Жертвой, принесенной на Кресте Господом нашим Иисусом Христом. Спаситель Сам на Тайной Вечери установил таинство Евхаристии — дал людям Свое Пречистое Тело и Свою Пречистую Кровь и заповедал всегда совершать это великое таинство в Его воспоминание.

С глубоким благоговением и страхом Божиим перед величием совершаемого таинства приступают к Божественной службе священноиноки. Им сослужат Ангельские Силы, невидимо присутствующие в храме и непрестанно славословящие Господа.

Каждая часть Божественной литургии имеет глубокий символический смысл. Молитвы проскомидии, чтение Евангелия, великий вход, когда Святые Дары переносятся на престол для принесения их в Жертву Богу и молитвенно поминаются все члены Святой Церкви, само таинство Евхаристии — это воспоминание земной жизни Спасителя, Его проповеди, Его страданий, Воскресения и Вознесения.

С величайшим благоговением священноинок благословляет Святые Дары, которые силою Духа Святого становятся Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Вкушая под видом хлеба и вина Тело и Кровь Спасителя, мы таинственно с Ним соединяемся, чтоб имели жизнь и имели с избытком (Ин. 10:10).

Но для того чтобы причащение было «не в суд или во осуждение», к принятию Святых Христовых Таин нужно приступать с должным приготовлением по чину Православной Церкви. Это приготовление состоит в посте, примирении со всеми людьми, посещении богослужений в храме, очищении своей совести сердечным покаянием в таинстве Исповеди.

В Даниловом монастыре исповедь прихожан, желающих причаститься Святых Христовых Таин, в праздничные дни совершается в храме Рождества Иоанна Предтечи, расположенном в подклете Троицкого собора. Кающийся раскрывает душу перед Богом и перед духовником, в сокрушении сердца исповедует свои грехи, очищает совесть от всякой скверны. Духовник, исповедуя кающегося, показывает ему путь ко спасению, подавая помощь советами и наставлениями. Читая разрешительную молитву, священноинок прощает исповеданные грехи властью, данной ему от Бога.

Готовящиеся к принятию Святых Христовых Таин должны также прочитать особые молитвы, называемые последованием ко Святому Причащению. В молитвах последования изображается и разъясняется это величайшее христианское таинство. Накануне причащения необходимо быть на вечернем богослужении и прочитать каноны Покаянный, Пресвятой Богородице и Ангелу хранителю. Монахи в священном сане, в течение седмицы несущие чреду служения, особенно строго готовятся к совершению Божественной литургии в соответствии с особым чинопоследованием.

Не только благоговейное приготовление к принятию Святых Христовых Таин, но и сохранение особого молитвенного состояния и постоянное благодарение Богу по приобщении Святых Таин Тела и Крови — условия достойного причащения.

Божественная литургия в воскресные и праздничные дни завершается чином о Панагии. Братия обители шествуют из храма в трапезную, следуя за иеромонахом, несущим в панагиаре Богородичную просфору. По окончании трапезы просфора с особыми молитвами раздробляется и раздается братии.

Наряду с келейной молитвой и богослужениями в храме основу монашеской жизни составляет труд. Повседневная жизнь братии проходит в несении различных послушаний. К особым послушаниям относится клиросное пение, в котором участвуют многие насельники монастыря. Одно из самых ответственных послушаний — на просфорне. Просфоры, как и святая вода, часто употребляются в повседневной монашеской жизни.

Братия обители участвуют в делах благотворительности и милосердия в лечебных и детских учреждениях, оказывают им разнообразную помощь. Ведется преподавание в воскресной школе, проводятся катехизические беседы со взрослыми.

В Покровском храме ежедневно служатся молебны. Утром — молебен с акафистом святому благоверному князю Даниилу, во второй половине дня — заказные молебны и панихиды.

Так при незримой помощи святого благоверного князя Даниила совершают братия обители монашеский подвиг, отдавая свой труд и свои святые молитвы на служение Богу и людям.

Данилов монастырь

Божественная литургия св. Иоанна Златоуста — Христофор: CHR77287 — CD или загрузка

НАЛОГОВОЕ ОБНОВЛЕНИЕ ЕС (9 ноября 2021 г.): Значительно улучшенное решение теперь доступно для наших клиентов из ЕС. Читать все подробности

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить работу нашего веб-сайта, улучшить ваш опыт, проанализировать наш трафик и адаптировать наши коммуникации и маркетинг. Вы можете выбрать, какие из них принять, или принять все.

Управление настройками

  • Дата выпуска:
    14 января 2008 г.
  • Каталожный номер: CHR77287
  • Этикетка: Христофор
  • Продолжительность: 77 минут

Обычно отправляется в течение 3-4 рабочих дней

MP3€8,93

FLAC (качество CD, 44,1 кГц, 16 бит) 10,91 €

Цифровой буклет не входит в комплект

Слушайте немедленно в Моя библиотека

Содержание

  • Иларион Алфеев (вокал)
  • Хор Данилова монастыря
  • Георгий Сафонов
  • Иларион Алфеев (вокал)
  • Хор Данилова монастыря0014
  • Georgy Safonov
  • Hilarion Alfeyev (Vocals)
  • Monastery Hoir
  • (Vocalgy Safonov
  • Hilarion Alfeyev (вокал)
  • Danilov Monastery Monastery.
  • Хор Данилова монастыря
  • Георгий Сафонов
  • Иларион Алфеев (вокал)
  • Хор Данилова монастыря
  • Георгий Сафонов
  • Hilarion Alfeyev (vocals)
  • Danilov Monastery Choir
  • Georgy Safonov
  • Hilarion Alfeyev (vocals)
  • Danilov Monastery Choir
  • Georgy Safonov
  • Hilarion Alfeyev (vocals)
  • Danilov Monastery Choir
  • Георгий Сафонов
  • Иларион Алфеев (вокал)
  • Хор Данилова монастыря
  • Георгий Сафонов
  • Иларион Алфеев (вокал)
  • Danilov Monastery Choir
  • Georgy Safonov
  • Hilarion Alfeyev (vocals)
  • Danilov Monastery Choir
  • Georgy Safonov
  • Hilarion Alfeyev (vocals)
  • Danilov Monastery Choir
  • Georgy Safonov
  • Hilarion Алфеев (вокал)
  • Хор Данилова монастыря
  • Георгий Сафонов
  • Иларион Алфеев (вокал)
  • Хор Данилова монастыря
  • Georgy Safonov
  • Hilarion Alfeyev (Vocals)
  • Monastery Hoir
  • (Vocalgy Safonov
  • Hilarion Alfeyev (вокал)
  • Danilov Monastery Monastery.
  • Хор Данилова монастыря
  • Георгий Сафонов
  • Иларион Алфеев (вокал)
  • Хор Данилова монастыря
  • Георгий Сафонов

О

Знакомые певческие стили Русской Православной Церкви — продукт 19-го и 20-го веков, периода великой реформы в церковной музыке, которая положила конец и предала забвению вокальную традицию, восходящую к средневековью.

Иноки подмосковного Данилова монастыря совершают Божественную литургию св. Иоанна Златоуста, главный богослужение в Русской Православной Церкви.


Обращение к религиозным лидерам Данилова монастыря в Москве

Очень приятно посетить этот прекрасный монастырь и встретиться с некоторыми людьми, которые помогли сделать его возвращение в Русскую Православную Церковь реальностью. Я также духовно обращаюсь к 35 миллионам верующих, чей личный вклад сделал возможным это великолепное восстановление.

Говорят, что икона — это окно между небом и землей, через которое верующий глаз может заглянуть в запредельное. Нельзя смотреть на великолепные иконы, созданные, и воссозданные здесь под руководством отца Зинона, не испытав той глубокой веры, которая живет в сердцах людей этой земли. Подобно святым и мученикам, изображенным на этих иконах, вера вашего народа испытана и закалена в горниле лишений. Но в этих страданиях она окрепла, готовая теперь с новой надеждой принять начало второго христианского тысячелетия.

Мы в нашей стране разделяем эту надежду на новую эру религиозной свободы в Советском Союзе. Мы разделяем надежду на то, что этот монастырь является не самоцелью, а символом новой политики веротерпимости, которая будет распространяться на все народы всех вероисповеданий. Мы молимся, чтобы возвращение этого монастыря сигнализировало о готовности вернуть верующим тысячи других молитвенных домов, которые сейчас закрыты, заколочены или используются в мирских целях.

Есть много уз веры, связывающих вашу страну и мою. У нас в Америке много церквей, много вероисповеданий, которые чувствуют особое родство со своими здешними единоверцами — протестантскими, католическими, иудейскими, православными и исламскими. Они во многом объединены с верующими в этой стране, особенно в молитве. Наш народ остро чувствует, когда кому-либо и где-либо отказывают в свободе вероисповедания, и надеется вместе с вами, что вскоре все многочисленные советские религиозные общины, которые сейчас не зарегистрированы или запрещены вообще, в том числе Украинская католическая и православная церкви, скоро смогут исповедовать свою религию свободно и открыто и обучать своих детей дома и вне дома основам своей веры. Мы не знаем, последует ли за этой первой оттепелью возродившаяся весна религиозной свободы — мы не знаем, но можем надеяться. Мы можем надеяться, что перестройке будет сопутствовать более глубокая перестройка, более глубокое обращение, ментаноя, перемена в сердце, и что гласность, то есть гласность, также выпустит новый хор веры, воспевая хвалу Богу, Который дал нам жизнь.

Есть прекрасный отрывок, который я хотел бы прочитать, если можно. Это от одного из великих писателей и верующих этой страны, Александра Солженицына, о вере, которая так же присуща этой земле, как темная и плодородная почва. Он писал: «Когда едешь проселочными дорогами средней России, начинаешь понимать тайну умиротворения русской деревни. Она в церквях. Из деревень, отрезанных и невидимых друг для друга, они взлетают к одному небу. Люди всегда эгоистичные и часто недобрые — но бывало звенели вечерние куранты, плывя над деревнями, полями и лесами, напоминая людям, что они должны отказаться от тривиальных забот этого мира и посвятить время и мысли вечности».

В наших молитвах мы можем помнить этот образ: мысль о том, что колокола могут снова звонить, звенеть по Москве и по округе, взывая от радости к своей новообретенной свободе. Ну, я говорил достаточно долго. Я уверен, что у вас есть много вопросов и много мыслей, и мне не терпится услышать, что вы хотите сказать.

Примечание: Президент говорил по телефону 14:35.