Кунсткамера когда появилась в россии: описание, фотографии и история в путеводитель по музеям Санкт-Петербурга

Самый первый музей России — Кунсткамера

Первым русским музеем считают Кунсткамеру. Ее основал Петр I в 1714 году. С немецкого это слово переводится как «комната искусств» или «кабинет редкостей». Подобные музеи были популярны в Европе с XVI века. Их создавали представители знати, ученые, писатели. В коллекции входили предметы искусства, древности, редкие минералы. А «кабинетами» такие собрания называли из-за места, где их первоначально хранили — специальных шкафов-кабинетов с большим количеством ящиков и полок.

Со временем владельцы кабинетов стали показывать свои коллекции публике. Собственные небольшие музеи содержали эрцгерцог Австрии Фердинанд II, датский король Фредерик III, английский ученый Джон Традескант. Чтобы побывать в таком музее, нужно было либо получить письменное разрешение от владельца, либо купить билет.

Старинные вещи собирали и в России. Коллекционерами становились представители знати, духовенства и купечества. Древности еще в XIV веке искал и покупал московский князь Симеон Гордый. Уже в XVI веке в Оружейной палате и Арсенале в Москве хранилось большое собрание предметов искусства и антиквариата. Однако посещать такие коллекции было запрещено.

Петр I побывал в нескольких подобных «кабинетах редкостей», которые были открыты для посетителей, во время путешествия в Европу в 1697–1698 годах. Когда он вернулся в Россию, то решил обустроить такой музей «для поученья и знания о живой и мертвой природе, об искусстве человеческих рук». Несколько лет для «государева Кабинета» собирали экспонаты — минералы, старинные книги, инструменты и оружие.

По приказу императора по всей стране искали «каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть, или и такие, да зело велики и малы перед обыкновенными, также какие старые надписи на каменьях, железе или меди».

В 1701 году Петр I основал в Москве Цейхгауз, или «оружейный дом», где хранили редкие виды оружия и военные трофеи. Через несколько лет при Адмиралтействе в Петербурге создали Модель-камору — хранилище чертежей, схем и моделей кораблей. Позднее на основе этих учреждений возникли Артиллерийский и Военно-морской музеи.

А уже в 1714 году для посетителей открыли Кунсткамеру. В музее создали три отдела. В Мюнц-кабинете показывали монеты и медали, в библиотеке хранили старинные книги и рукописи, а в Натур-кабинете собирали гербарии, чучела животных, образцы древесины. В 1716 году специально для Кунсткамеры Петр I выкупил коллекцию нидерландского аптекаря Альберта Себа. В нее входили минералы, раковины, растения.

Кунсткамера была не только музеем, но и одним из первых в России научных центров. Поэтому там хранились химические реактивы, анатомические пособия и образцы. При музее существовала лаборатория, сотрудники которой должны были «прилежно исполнять… надлежащую химическую работу».

Изначально музей разместили в Летнем дворце Петра I в Петербурге. Вскоре для коллекции построили отдельное здание — Палаты Санкт-Петербургской Императорской академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры. Там же музей располагается и сейчас.

По указу Петра I посещать Кунсткамеру можно было бесплатно. В музее гостям предлагали кофе, вино и закуски. Посетителей сопровождали специальные гиды, которых называли суббиблиотекарями. Иногда экскурсии по музею проводил и сам Петр I.

Вскоре в России стали появляться и другие музеи. В Петергофе, во дворце Монплезир, Петр I открыл первую картинную галерею. Эту коллекцию живописи позже пополнила Екатерина II. В 1764 году она основала Эрмитаж — собрание картин императорской семьи. В конце XVIII века музеи открывались и при учебных заведениях. Например, в Московском университете организовали Кабинет натуральной истории и Минеральный кабинет, где хранили редкие камни, кораллы и растения. Картинная галерея появилась при Академии художеств. Ее создал меценат Иван Шувалов, который пожертвовал учреждению свое собрание работ европейских художников.

В XIX веке музеи стали открывать еще чаще. Уже существовавшие к тому моменту собрания начали систематизировать, составлять каталоги коллекций. В 1824 году на базе Кунсткамеры появились отдельные музеи: Анатомический, Этнографический, Нумизматический и другие. А вскоре коллекции стали показывать посетителям не только в Москве и Петербурге — музеи создали в Архангельске, Владимире, Ярославле и других городах. Небольшие «кабинеты редкостей» открывались даже в гимназиях и училищах. Появились в России и частные музеи. Свои собрания предметов искусства показывали посетителям меценаты Николай Румянцев, Павел Третьяков, Алексей Бахрушин.

Всего к 1917 году в России существовало около 500 частных и государственных музеев. В советское время их количество увеличилось. Появились музеи нового типа — историко-революционные и бытовые. А краеведческие собрания открывались даже в отдаленных регионах и маленьких городах.

О Петербурге — Создание Кунсткамеры – первого российского музея

Несмотря на то, что Россия вела  тяжелую долголетнюю войну, создавала флот, строила новую столицу, Петр I стремился сделать все возможное, чтобы  просвещение стало государственной политикой. Он понимал, что без образованных людей страна никогда не сможет стать по настоящему передовой и могущественной.

В 1714 году в Петербурге появился первый в России музей, который назвали на немецкий манер «Кунсткамерой»,  то есть «кабинетом редкостей». Первыми экспонатами музея стали предметы личной коллекции самого Петра, их перевезли в новую столицу из Москвы и разместили в Летнем дворце царя в Летнем саду. Основу этого собрания редкостей составили предметы, которые Петр привез из Европы во время поездки с Великим Посольством: это были  минералы, изделия из камня, слоновой кости, сандалового дерева  из Индии, других азиатских стран,  в коллекцию входило также собрание анатомических препаратов голландского анатома Рюйша. Дополнял уникальное собрание огромный  Готторпский глобус — своеобразный маленький планетарий, внутри которого  можно было наблюдать движение звездного неба. Этот необычный подарок Петр получил в Европе от герцога Голштинского.   

Небольшой Летний дворец не мог стать настоящим хранилищем для уникальной коллекции:  очень скоро отведенное для нее помещение стало тесным. «Кабинет редкостей» решили перевести в отдельное здание.  Новым музейным помещением в 1718 году стали так называемые Кикины палаты — дом, конфискованный у опального вельможи Александра Васильевича Кикина.  Теперь появилась возможность свободно расставить все ценные предметы коллекции, так, что их можно было рассматривать. Первый российский музей стал публичным,  сам царь хорошо знал все предметы коллекции и любил их показывать.  

В Кикиных палатах разместился не только музей:  сюда же привезли царскую библиотеку редких книг, как русских, так и на иностранных языках. Здесь же появилась первая химическая лаборатория.

Стремясь к тому, чтобы  редкостей в  музее становилось все больше, Петр издал специальный указ, в котором говорилось: «Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные,  кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть ..да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…». Со всей России в музей стали поступать новые экспонаты, в те, кто бывал за границей, должны были привозить диковинные предметы оттуда.

Петр по-настоящему  гордился своим детищем и  хотел, чтобы первый российский музей находился в центре столицы, рядом с правительственными зданиями. Поскольку при жизни Петра городским центром планировали  сделать Васильевский остров, именно здесь в 1718  началось году строительство нового здания Кунсткамеры. Существует легенда, будто бы Петр, гуляя по берегу острова, заметил необыкновенную сосну: ее ствол был причудливо изогнут. Петр назвал дерево монстром, приказал  спилить сосну и сохранить ее  необычную часть, а на  том месте, где она росла, построить новое  здание музея.

Автором проекта здания Кунсткамеры принято считать архитектора Г. Маттарнови, хотя  многие исследователи считают, что над этим проектом работали и другие архитекторы. К сожалению, сам Петр не  успел увидеть здание Кунсткамеры законченным: строительство шло очень медленно.   Коллекции из Кикиных палат в новую Кунсткамеру перевели в 1726 году. Специальное помещение на третьем этаже отвели для огромного Готторпского глобуса.

В 1724 году  была основана Петербургская Академия наук,  Кунсткамера вошла в ее состав.

Открытие  Кунсткамеры в комплексе с библиотекой  в новом великолепном здании  стало важным событием для страны. По сути,  еще  нигде в Европе не было ничего подобного. Кунсткамера стала настоящим украшением молодой столицы и местом, куда непременно старались привести всех важных гостей Петербурга.

Текст подготовила Галина Дрегуляс

 

Для тех, кто хочет узнать больше:
1. Мавродин В.В. Основание Петербурга. Л, 1983.
2. Пукинский Б. К.  Санкт — Петербург. 1000 вопросов и ответов. СПб, 1999
3. Сайт петербургской Кунсткамеры

 

Санкт-Петербургская «Кунсткамера»

В 2019 году Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого, или Кунсткамера, давний партнер Университета ИТМО, отмечает свое 305-летие. Среди мероприятий, проведенных по этому случаю, была лекция экскурсовода Натальи Риктер «Кунсткамера — первый русский музей: 305 лет традиции». Вот некоторые из основных моментов из истории первого в России музея.

Дитя десяти архитекторов

Кунсткамера, первый публичный музей России, была основана в 1714 году, когда Петр I приказал перевезти свою коллекцию редкостей и редкостей из Москвы в только что основанный Санкт-Петербург. Предметы были помещены в помещение, получившее название Кунсткамера – «кабинет редкостей». В 1718 году началось строительство специального здания.

Однако проекту не повезло. Его первый архитектор, Андреас Шлютер , умер до того, как был заложен фундамент, успев только создать первоначальный проект. Его помощник, Георг Иоганн Маттарнови , взял на себя проект своего наставника, которым он руководил всего за год до своей смерти в 1719 году. За ним последовал Николаус Хербель , который также не дожил до завершения проекта и умер в 1724 году. , Четвертым архитектором здания был Гаэтано Кьявери ; как сообщается, Петр Великий лично принимал участие в его работе.

Музей антропологии и этнографии Кунсткамеры. Кредит: Shutterstock.com

«В некоторых залах Кунсткамеры есть такие большие окна, подарок самого Петра. Когда Кьявери представил свои эскизы, окна были меньше, на что император сказал, что здесь, на севере, где пасмурно и сумрачно, большие окна дадут больше света», — поясняет Наталья Риктер.

Кьявери тоже не смог закончить свою работу: после него здание достроили архитекторы Земцов , Шумахер и Трезини . В 1747 году, после того как здание сильно пострадало от пожара и его башня частично разрушилась, реконструкцию провел Савва Чевакинский , архитектор и друг Михаила Ломоносова . По словам Риктера, когда великий ученый увидел эскизы нового большого зала, где будут собираться ученые, он пошутил, что в нем «пахнет не столько академическими дискуссиями, сколько ужином».

Но башню так и не восстановили. Более 200 лет здание простояло «обезглавленным», и только после Великой Отечественной войны было принято решение о восстановлении его верхней части башни и купола по проекту архитектора и историка Роберт Каплан-Ингель .

Обсерватория Санкт-Петербургской Академии Наук. Фото: kunstkamera.ru

Коллекция

Петр I приложил немало усилий для пополнения своей коллекции, заставляя других привозить ему редкие и любопытные предметы: от необычных животных до камней с древними письменами. Иногда желание знати угодить императору и внести особо ценный вклад в его коллекцию приводило к забавным последствиям.

«Газета «Санкт-Петербургские ведомости», которая выходит практически с момента основания города, сообщила, что «гетман Малороссии Скоропадский прислал двух «чудовищ» (архаичный термин для детей, рожденных с тяжелыми генетическими мутациями — Ред.), один самец и одна самка, сросшиеся, и двуглавый теленок. Князь Голицын тем временем прислал двух обычных собак, которые, согласно справке, родились от 60-летней старой девы», — делится Риктер.

Наталья Риктер

Дом науки

Кунсткамера известна не только как музей, но и как один из важнейших научных центров страны. Его сотрудники сделали несколько открытий мирового уровня. Например, Юрий Кнорозов совершил прорыв в лингвистике, расшифровав письменность майя.

Его исследования по истории и языку народов майя принесли ему не только национальную, но и всемирную известность. Во время защиты диссертации коллегия решила немедленно присвоить ему высшую степень доктора наук, хотя он претендовал на меньшую степень кандидата наук.

Кнорозов основывал свои исследования на сборе и анализе большого количества данных, которые позволили ему выделить около 355 неповторяющихся символов в письме майя. Затем он выделял корневые слова в виде общих групп символов, а затем – другие группы символов, связанные с этими корнями. Все это позволило ему раскрыть значение этих древних символов.

Юрий Кнорозов в 1954 году. Фото: tass.ru

«Его будут приглашать на международные конференции и даже не знать об этом — в КГБ от его имени ответили, что Кнорозов очень занят и не может приехать», — говорит Риктер. «Он только один раз был за границей, на конгрессе в Копенгагене. После этого ему не разрешили покинуть страну. Кнорозов был человеком суровым, быстро высказывал свое мнение, и даже его кураторы не знали, чего от него ожидать».

Творческое наследие Юрия Кнорозова живет в Кунсткамере и сегодня. Летом 2019 года в музее был открыт сборник лучших работ ученого.

«Кунсткамера продолжает выполнять возложенную на нее Петром Великим миссию: не только показывать и просвещать, не только учить, но и учиться. Наш музей продолжает заниматься всем этим и по сей день», — заключает Риктер.

Вернуться к началу

Что такое вундеркамера? | DailyArt Magazine

Свойство вызывать удивление у наблюдателя характерно для так называемой Вундеркамеры или Кунсткамеры. Это настоящие комнаты чудес, где в нераздельном смешении искусства и науки naturalia и Artificialia самые необычные находки связаны со всевозможными рукотворными произведениями, раритетами и чудесами.

Эта типология коллекций распространилась в основном по Северной Европе в 16 веке. Среди самых известных коллекций — коллекции Рудольфа II в Праге, императора Фердинанда II, эрцгерцога Австрии в замке Амбрас в Инсбруке или короля Польши Августа III. В дополнение к кабинетам, принадлежавшим правителям и аристократам, представители купеческого сословия и первые практики науки в Европе сформировали коллекции, которые были предшественниками музеев.

Йохан Зоффани, Трибуна Уффици , 1772-1777, Королевская коллекция, Лондон, Великобритания.

Кунсткамера хранит и выставляет широкий спектр предметов и артефактов, с особым уклоном в сторону редкости, эклектики и эзотерики. В них обычно фигурировали антиквариат, предметы естественной истории (такие как чучела животных, окаменелости, высушенные насекомые и гербарии) или даже произведения искусства. Первоначально термин «кабинет» описывал комнату, а не предмет мебели, и коллекция обычно делилась на четыре категории с латинской таксономией.

Четыре категории редкостей:

  1. Naturalia – продукты природы и различные редкие существа с особым интересом к монстрам (например, двухголовая собака).
  2. Artificialia – искусственные объекты, созданные или модифицированные человеком, антиквариат, произведения искусства.
  3. Экзотика – экзотические предметы, растения или животные, собранные из далеких мест.
  4. Научная — свидетельства способности человека господствовать над природой, такие как астролябии, часы, автоматы и научные инструменты.

Все началось в Италии

Ферранте Императо, Комната редкостей ( Wunderkammer ), 1559, Неаполь, Италия. Кунст и Вундеркаммерн.

Классическая Wunderkammer появилась в 16 веке, хотя более простые коллекции существовали и раньше. Самая ранняя иллюстрация кабинета естественной истории — гравюра из книги неаполитанского аптекаря Ферранте Императо 9.0024 Dell’Historia Naturale от 1599 года. Стремление каталогизировать каждый аспект мира природы привело к созданию хранилищ информации и изображений — гравюр, гербариев, текстов с обширными научными иллюстрациями — и к рождению мест, где можно выращивать , сохранить и показать их: ботанические сады, аптеки и натуралистические коллекции.

Одной из старейших коллекций натуралистов является коллекция Улисса Альдрованди, натуралиста из Болоньи. После смерти Альдрованди подарил всю свою научную коллекцию городу Болонье. Музей Палаццо Поджи в Болонье представляет собой большой зал, в котором хранится «Естественный театр» Альдрованди. Это было определено как совокупность naturalia , которую ученый собрал у себя дома. Сегодня он по-прежнему поражает посетителей своими экземплярами крокодилов, иглобрюхов и змей.

Альдрованди также известен своей знаменитой работой, Storia Naturale , 13-томным печатным изданием. Он был задуман как наиболее полное описание трех царств природы – минерального, растительного и животного, доступное в то время. Он также опубликовал другие работы, такие как Herbarium. Однако , наиболее известным является Monstrorum Historia или History of Monsters , состоящий из рисунков животных, которых трудно найти и сохранить, а также чудовищных существ, которых на самом деле никогда не существовало.

Коллекция Улиссе Альдрованди, Музей Палаццо Поджи, Болонья, Италия. Болонский университет. Морской конек-монстр  из коллекции Monstrorum Historia Улиссе Альдрованди, Университетской библиотеки Болоньи, Италия.

Размеры шкафов варьировались от небольшого, как отдельный предмет мебели с несколькими ящиками, до размеров целой комнаты. В ящиках и на полках хранились оригинальные предметы, приобретенные в дальних путешествиях. Каждый предмет давал возможность рассказать историю об эпическом приключении или, что чаще всего, сфабриковать ее. Как и все остальные, богатые любили определять свою личность с помощью обладания гламурными предметами как осязаемыми знаками своего интеллекта, эрудиции, богатства и вкуса. Они уже поняли, что драгоценные предметы имеют власть над людьми и что ассоциации между предметами роскоши и личностью оставляют неизгладимые впечатления.

Барочная кунсткамера, 17 век, Италия. Фото Rau Antiques через Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0).

В то время как к северу от альпийских гор эти складские помещения назывались Kunstkammer или Wunderkammer , на итальянском полуострове пространство, в котором размещались эти объекты, называлось stanzino , studiolo или чаще museo . , или иногда galleria , название, которое в основном применялось к коллекциям картин и произведений искусства, которые также могли содержать диковинки, такие как Галерея Медичи. Самым великим студиоло был Франческо I Медичи, великий герцог Тосканы.

Studiolo Франческо I Медичи, около 1572 г. , Палаццо Веккьо, Флоренция, Италия. Викисклад (общественное достояние).

Студиоло было завершено для герцога в 1570-1572 годах разными художниками под руководством Джорджо Вазари. Эта маленькая комната со сводчатым потолком была кабинетом, лабораторией, тайником, но в первую очередь кабинетом редкостей. Здесь герцог хранил свою коллекцию мелких, драгоценных, редких и необычных предметов. Стены и потолок Студиоло были украшены мифологическими картинами, и теперь это все, что осталось в комнате от ее первоначального содержания. Вскоре после смерти великого князя он был заброшен и разобран в 159 г.0. Позже, в 20 веке, он был реконструирован как ренессансная причуда в средневековом дворце.

Другим примечательным примером является прекрасный музей Польди Пеццоли в Милане. Он возник в 19 веке как частная коллекция Джан Джакомо Польди Пеццоли. Музей примечателен своей коллекцией североитальянских и фламандских художников. Он включает в себя оружие, изделия из стекла, керамику, украшения, мебель и многое другое. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало, но произведения искусства были помещены в надежное хранилище. Музей вновь открылся после реконструкции в 1951. Если будете в Милане, не упустите возможность его увидеть!

Интерьер музея Польди Пеццоли, Милан, Италия. Виатор.

Коллекция Габсбургов

Кунсткамера Рудольфа II, императора Священной Римской империи, в Праге была непревзойденной и одной из самых разнообразных для своего времени. В коллекции сохранились различные произведения искусства, экзотические животные, минералы, гранильные изделия и многое другое. Помещения в замке в Праге были приспособлены для хранения всей коллекции, разделенной на разные части. Рудольф II имел особое пристрастие к гранильным работам, но он также был очарован природными явлениями, поэтому он поручил своим придворным художникам создавать картины с изображением природных объектов и животных.

В описи, охватывающей период с 1607 по 1611 годы, были перечислены такие природные объекты, как хамелеоны, крокодилы, рыбы, райские птицы и многие другие существа. В его коллекциях были даже изображения единорогов, драконов и мандрагоров. Габсбурги также были чрезвычайно очарованы механическими объектами и автоматами с движущимися частями. Преемники Рудольфа не оценили его коллекцию, и Кунсткамера постепенно пришла в упадок. Разграбленный в 1648 году шведскими войсками, разграбившими Пражский Град, лишь его части сегодня находятся в венских коллекциях Музея естествознания.

Небесный глобус с часовым механизмом , сделанный для Вундеркамеры Рудольфа II, 1579, Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США.

У дяди Рудольфа, эрцгерцога Австрии Фердинанда II, также была коллекция: Палата искусств и редкостей в замке Амбрас в Инсбруке. Эрцгерцог, как и многие другие правители эпохи Возрождения, был заинтересован в развитии искусства и науки и вложил время и деньги, чтобы превратить свой средневековый замок Амбрас в современный дворец, чтобы выставить напоказ свои уникальные владения. Палату называли также «микрокосмом» или «театром мира», чтобы символизировать контроль императора над миром. Коллекция продолжает выставляться в замке в той же обстановке с момента ее создания.

Палата искусств и редкостей (Wunderkammer) Фердинанда II, замок Амбрас, Инсбрук, Австрия.

Над Альпами

Вид на Вундеркаммер: Ян Брейгель и Питер Пауль Рубенс, Аллегория зрения , 1617, Музей Прадо, Мадрид, Испания. Лукас Кранах Старший, Альбрехт Бранденбургский в роли святого Иеронима в своем кабинете , 1526, Музей Джона и Мейбл Ринглинг, Сарасота, Флорида, США.

Два из наиболее известных описанных шкафов 17-го века принадлежали датскому врачу и естествоиспытателю Оле Ворму (латинизированному Олаусу Вормиусу) и ученому-иезуиту Афанасию Кирхеру. В этот период кунсткамера стала обозначать коллекцию произведений искусства, которая должна включать предметы virtù или предметы и диковинки, которые добродетельный человек нашел бы интеллектуально стимулирующими.

Часто шкафы строились не на правде. Артефакты, растения или консервированные животные иногда покупались, и разные их части сшивались вместе. Результатом стало создание фантастических существ и монстров, более близких к искусству, чем к естественным свидетельствам. Часто они содержали смесь фактов и вымысла и были собраны в ходе исследовательских экспедиций и торговых путешествий. Честно говоря, это не имело значения, по духу эти шкафы не должны были быть точными с научной точки зрения. Те, кто мог позволить себе создавать и поддерживать их, могли построить для себя свою собственную версию мира.

Франс Франкен Младший, Палата искусств и редкостей (Wunderkammer), 1636, Художественно-исторический музей, Вена, Австрия. Доменико Ремпс, Кабинет редкостей , 1690, Museo dell’Opificio delle Pietre Dure, Флоренция, Италия.

К этому времени шкафы располагались без хронологического порядка и научных критериев. Владелец Wunderkammer полностью отвечал за сопоставление и интерпретацию коллекции, а содержание отражало его вкус и индивидуальность. Однако в 18 веке рост науки как определенной дисциплины означал, что коллекции представляли не только богатство или интеллект владельца, но и его потребность понять мир. Это то, что предвосхищает человеческий череп на верхней полке шкафа Доменико Ремпа: memento mori или экзистенциальное стремление понять жизнь и знание того, что, несмотря на богатство, которое можно накопить, смерть заберет нас всех в один день.

Одна уникальная коллекция в России

Чтобы походить на своих европейских соперников, русский царь Петр Великий начал собирать диковинки, такие как чучела животных, модели кораблей, инструменты и астрономические инструменты. В результате в 1718 году была учреждена царская Кунсткамера. Каждая часть его коллекции прибыла из его заграничных путешествий. Одним из раритетов, включенных в коллекцию Петра, были анатомические препараты и эмбрионы, приготовленные известным голландским анатомом Фредериком Рюйшем. Сегодня коллекция известна как Музей антропологии и этнографии и содержит одну из крупнейших коллекций этнографических артефактов. Это был также первый музей в России и один из старейших в мире.

Образцы эмбрионов, находящиеся в Кунсткамере (Вундеркамере) Петра Великого, Санкт-Петербург, Россия. Санкт-Петербург.com.

Английские коллекции

Сэру Джону Соану, английскому врачу, члену Королевского общества и основателю Британского музея в Лондоне, во время изучения растений в Англии и Франции была предложена должность личного врача на Ямайке. Находясь там, он собирал и каталогизировал местную фауну и флору, а также различные искусственные диковинки местного населения. Когда Соун вернулся в Англию в 1689 году.имея более 800 образцов растений, он начал приобретать другие коллекции в дар или покупать у коллекционеров, путешественников, аптекарей и ботаников. За свою жизнь Соун приобрел более 350 искусственных раритетов со всего мира. После своей смерти в 1753 году он пожертвовал всю свою коллекцию Англии, чтобы сформировать основу Британского музея.

Коллекция сэра Джона Соуна, Музей сэра Джона Соуна, Лондон, Великобритания. Сайт музея.

У британского садовника, натуралиста и ботаника Джона Традесканта Старшего и его сына была очень похожая судьба. Традесканты собирали цветы, ракушки и растения. Помимо ботанических и зоологических образцов, они также собрали множество диковинок природного и искусственного происхождения, например птицу додо с Маврикия. В их коллекции можно найти и фальшивые редкости, вроде руки русалки или яйца дракона. В 1630 году отец и сын выставили свою коллекцию в своей резиденции, назвав ее Ковчегом Традесканта. Она стала первой кунсткамерой в Англии, открытой для публики.

Коллекционер, химик, антиквар и сосед семьи Традескантов Элиас Эшмол приобрел Ковчег Традескантов в 1659 году. Он добавил его в свою коллекцию астрологических, медицинских и исторических рукописей. Через шестнадцать лет, чтобы обеспечить подходящее здание для своих артефактов, он пожертвовал свою библиотеку и коллекцию Оксфордскому университету. Пожертвование Эшмола легло в основу Оксфордского музея Эшмола.

Однако большая часть коллекции Традесканта перешла в другой очень интересный музей – Музей естественной истории Оксфордского университета, основанный в 1860 году и насчитывающий семь миллионов экспонатов и более 30 000 зоологических образцов. Музей можно посетить бесплатно (как и многие другие культурные объекты Великобритании).

Интерьер Музея Эшмола, Оксфорд, Великобритания. Сайт музея. Интерьер Музея естественной истории Оксфордского университета, Оксфорд, Великобритания. Электронный Архитектор.

Современная интерпретация Вундеркамеры

Современное искусство

Как известно, художники черпают вдохновение для своих работ из прошлого. В 2007 году известный итальянский современный художник Маурицио Каттелан создал уникальную инсталляцию в Музее Соломона Р. Гуггенхайма. Все , как он это назвал, представляла собой ретроспективную выставку, на которой Каттелан представил все oeuvre был подвешен к окулюсу культовой ротонды музея. Большая коллекция раритетов, искусственно созданных предметов или природных объектов, между которыми нет никакой связи, напоминает обновленную версию Вундеркамеры. Начиная со входа, первой инсталляцией, которая предстала перед посетителем, была Novecento (1997), чучело лошади, свисающее с потолка.

Источником вдохновения Каттелана для этой работы, безусловно, был Висячий забальзамированный крокодил из святилища Богоматери Милосердия в итальянском городе Мантуя. Настоящий крокодил (не модель) был добавлен к церкви в 15 или 16 веке и недавно отреставрирован.

Существуют различные легенды, связанные с происхождением и значением словосочетания «крокодил», возможно, как ex voto . Однако наиболее убедительная теория состоит в том, что в древности фигуры драконов, крокодилов или змей видели с распущенностью и часто, в христианскую эпоху, они ассоциировались со злом как олицетворение дьяволов или животных, ведущих к греху. Размещение этих животных в церквях, таким образом, имеет сильное символическое значение, поскольку заковать животное цепью наверху в своде церкви означает заблокировать зло и в то же время разоблачить конкретное предостережение для верующих против человеческой предрасположенности к заблуждениям.

Маурицио Каттелан, All , 2007, Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, США. Пинтерест. Набальзамированный крокодил , до 1534 г., церковь Богоматери Милосердия, Мантова, Италия.

Другой тип кунсткамеры, созданный с использованием современных художественных приемов, можно найти в сборке или коллаже. Что касается сборки, мы можем наблюдать интересный пример в BoÎte-en-valise Марселя Дюшана, в кабинетах редкостей Венди Айкин или ящиках для попугаев Джозефа Корнелла, таких как тот, что находится в коллекции Пегги Гуггенхайм.

Венди Айкин, Кунсткамера: ящик № 8 , 2010 г. Сайт художника.

Кинематография

Если вы любитель искусства и вам нравится качественная кинематография, вы должны добавить в свой список фильмов психологический триллер Джузеппе Торнаторе: Лучшее предложение (2013). В нескольких сценах фильма есть комната, полная портретов, развешанных по всем стенам. Это невероятно увлекательное и захватывающее дух зрелище, похожее на картину Давида Тенирса ниже. Это коллекция, которую главный герой фильма, директор известного аукционного дома Вирджил Олдман (Джеффри Раш), собирал на протяжении всей своей жизни.