Содержание
Архангельское. Немного из истории — toptigki — ЖЖ
«…Ступив за твой порог,
Я вдруг переношусь во дни, Екатерины,
Книгохранилище, кумиры и картины,
И стройные сады свидетельствуют, мне,
Что благосклонствуешь ты музам в тишине,
Что ими в праздности ты дышишь благородной.
Я слушаю тебя, твой разговор свободной
Исполнен юности. Влиянье красоты
Ты живо чувствуешь. С восторгом ценишь ты
И блеск Алябьевой, и прелесть Гончаровой.
Беспечно окружась Корреджием, Кановой,
Ты, не участвуя в волнениях мирских,
Порой насмешливо в окно глядишь на них
И видишь оборот во всем кругообразный…»
А.С.Пушкин
Конечно, об усадьбе Архангельское написано немало, но прежде чем выкладывать фотографии с нашей прогулки, мы бы хотели хоть чуть-чуть рассказать об истории этих мест.
Имение Архангельское, изначально называвшееся Уполозы по фамилии одного из владельцев Алексея Ивановича Уполоцкого, известно со времен Ивана Грозного. Село было небольшим, имело деревянный храм Архангела Михаила, построенный в 1-й половине XVI века. В XVII веке при новых владельцах, боярах братьях Киреевских, его обновили. В начале 1640-х гг. село купил боярин Федор Иванович Шереметев. При нем вотчина состояла «из села Архангельского и деревни Захарковой» с населением примерно 100 человек.
В середине XVII века «Уполозы, Архангельское тож,» находилось во владении князей Одоевских. Именно по их распоряжению на месте деревянной церкви, вероятно, под руководством крепостного зодчего Павла Потехина была возведена каменная. Тогда же село стало официально именоваться Архангельским. К концу XVII века село превратилось в типичную подмосковную вотчину: вблизи храма стояли рубленые жилые хоромы: три светлицы, связанные сенями; рядом еще один сруб — баня, а чуть дальше поварня, ледник, погреб, конюшенный двор и амбары.
С 1681 года Архангельское принадлежит князю М.Я. Черкасскому, а к 1703 году переходит к князю Дмитрию Михайловичу Голицыну, который при Анне Иоанновне был обвинен «в преступных намерениях» лишить государыню власти и выслан в Москву. В ссылке Дмитрий Михайлович большей частью жил в Архангельском.
Неизвестный художник. Портрет князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665 — 1737). XVIII век.
Деятельный по натуре, князь обратил свою энергию на переустройство усадьбы. Старое жилье казалось ему слишком малым, и к западу от прежних построек он начал возводить новый двухэтажный дом, а перед ним разбил сад. Однако закончить переустройство князю не удалось. В 1736 году по указу Анны Иоанновны он был арестован, заточен в Шлиссельбургскую крепость, где вскоре скончался, а усадьбу конфисковали в казну. Но уже в 1742 году Императрица Елизавета Петровна возвратила имение сыну Д.М. Голицына — Алексею Дмитриевичу Голицыну, который не сумел поддержать начинания отца, и только его сын, князь Николай Алексеевич Голицын, решил превратить родовую вотчину в образцовую усадьбу, отвечающую духовным устремлениям века Просвещения.
В 1783 году князь привез в усадьбу шведского инженера Иоганна Эрика Норберга, который летом следующего года построил две плотины на впадающей в Москву-реку Горятинке. Образовавшиеся пруды служили резервуаром для работы двух гидравлических машин, которые с помощью системы деревянных труб снабжали водой парк, оранжереи, огород, конюшню, хозяйственные и жилые постройки. Это позволило завести в усадьбе ещё одну диковинку для подмосковных имений того времени — фонтаны.
Портрет Н.А. Голицына. Конец XVIII — начало XIX вв
Н.А. Голицын, занимая высокий пост при дворе императрицы Екатерины II, в 1780 году в Париже приобрел для строительства своего загородного дома проект архитектора Шарля Герна.
Разрез Большого дома по главной оси. Проект. Архитектор Герн. 1780 г.
Главный дом был заложен в 1784 году, а строительные работы во дворце велись в той или иной степени более сорока лет. Обилие застекленных дверей и окон свидетельствует, что это летний дворец. Характерной особенностью является наличие многочисленных колонн. Еще одной чертой дворца является разная высота его этажей. На первом, более высоком, размещались парадные залы, а на втором – жилые комнаты и библиотека.
План антресолей Большого дома. Архитектор Герн. 1780 г.
Одновременно со строительством дворца проводились работы и по переустройству парка. Хотя русское садово-парковое искусство к тому времени отошло от традиций «французского сада», парк в Архангельском не был переделан в угоду новой моде в духе английских пейзажных парков. Наоборот, он превращался при Н.А. Голицыне в «подмосковный Версаль» с зелеными партерами и строгой сеткой аллей. Планировка парка оказалась открытой, перспектива не замыкалась никакими постройками. Его регулярную часть составляли две террасы, выполненные по проекту итальянского архитектора Джакомо Тромбаро, и большой партер с прилегающими к нему боскетами.
Вид на усадьбу Архангельское. Картина крепостного художника XVIIIв.
Рядом с восточным оранжерейным павильоном были возведены «Римские ворота» — дань модному тогда увлечению античными руинами.
«Римские руинные ворота» около оранжереи. 1902 г.
В западной части регулярного парка был устроен комплекс, получивший название «Каприз», который сам по себе образовывал миниатюрную усадьбу в усадьбе. С севера к нему прилегало вытянутое деревянное здание библиотеки с центральным кирпичным павильоном.
Фасады, разрез центральной части и план Библиотеки в парке
Внутреннее оформление центральной части Библиотеки. Разрез. Конец XVIII в.
В 1809 году Николай Алексеевич скончался, а его вдова, Мария Адамовна, через год продала усадьбу князю Николаю Борисовичу Юсупову. Усадьба понадобилась ему для размещения ценных коллекций.
Лампи Иоганн Баптист Старший — «Портрет Князя Николая Борисовича Юсупова (1750-1831)»
Еще в 1804 году, Юсупов перевез в Москву из Петербурга большое количество одежды, фарфора, столового и чайного серебра. После продажи дома в Петербурге, Юсупов перевозит в Архангельское свою картинную галерею и собрание мраморов, так что к 1812 году законченный отделкой дом наполнился богатой и художественной обстановкой.
Во время войны 1812 года ценности и картины были вывезены в Астрахань, мраморные статуи зарыты в землю. Вся же, усадьба и Большой дом значительно пострадали — и не только от французов, но и от местных крестьян. После войны и крестьянского бунта, учиненного архангельскими мужиками осенью того же года, потребовались огромные затраты на её восстановление. Князь Н.Б. Юсупов был хорошо знаком с лучшими московскими архитекторами, поэтому он приглашал работать в Архангельское О.И. Бове, И.Д. Жукова, С.П. Мельникова, Е.Д. Тюрина, В.Г. Дрегалова, М.М. Маслова. В самой усадьбе их помощниками были талантливый крепостной архитектор Василий Яковлевич Стрижаков и выходцы из юсуповских вотчин.
В течение 1813 и 1814 гг. производится капитальный ремонт Большого дома, над ним был вновь возведен «фонарик» (бельведер), украшенный коринфскими колоннами; в период пребывания владельцев в имении на его флагштоке развевался белый флаг с гербом Юсуповых. В 1817 году по проекту архитектора С.П.Мельникова и под руководством В.Я.Стрижакова была построена въездная арка и пространство между Большим домом и флигелями превратилось в замкнутый Парадный двор. Внутренние углы флигелей закрыли полукруглыми кулисными стенами с проходными арками в середине.
К 1815 году была закончена внутренняя отделка дома. Все лето в доме работал лепщик Иван Петров Копылов и крепостные живописцы: Михаил Полтев, Егор Шабанин, Федор Сотников и Иван Колесников.
Летом 1818 года во время визита в Архангельское императора Александра I был торжественно открыт Театр, ставший одним из самых известных усадебных театров России. В 1819 году из четырех колонн и карниза, отделенных от старого здания «Каприза», под наблюдением Тюрина устраивается в парке беседка, у которой три задние стенки были глухие. Эта беседка использована для установки в ней памятника Екатерине II, работы Рашетта.
Облик Архангельского окончательно сложился к середине 1820-х годов. Казалось, нельзя было отыскать под Москвой имения более совершенного: архитектурный ансамбль и парк в нем органично сочетались с великолепными коллекциями; громадной библиотеке Н.Б. Юсупова могли позавидовать в столицах; театр украшали декорации Пьетро Гонзага, а расписанный в имении фарфор носил марку с названием усадьбы.
И.Е. Боруноа — План дворцово-паркового ансамбля. 1820-е гг.
В 1827 году Н.Б. Юсупов купил и перевез в Архангельское из подмосковных Горенок знаменитые «ботанические оранжереи» графа П.А.Разумовского. Многочисленные теплицы поставляли диковинные плоды и цветы к столу хозяина. Гости, бывавшие в Архангельском, не переставали удивляться юсуповским затеям; вольеру с фазанами и павлинами, зверинцу с верблюдами и ламами, пеликанам на берегу пруда и редким растениям в оранжереях и в саду.
П.П. Свиньин — Архангельское. Вид усадьбы. 1824 г.
В июле 1831 года старый князь Н. Б. Юсупов умер, и усадьба перешла к его сыну – князю Борису Николаевичу Юсупову. Он не часто бывал в Архангельском, и кроме того, оно было очень «затратным» имением.
Неизвестный художник с оригинала К.Робертсон. Портрет Б.Н.Юсупова.
Для раздачи долгов пришлось отдать на откуп пруды для ловли рыбы, продать Московскому университету ботанический сад, состоявший из 9 тысяч растений. В петербургский дворец на Мойке были перевезены лучшие произведения живописи и скульптуры. И хотя в Архангельском оставались книжное собрание и многие произведения искусства, Большой дом утратил былой облик. В «Капризе» и жилых павильонах при оранжереях устроили комнаты «для отдачи внаем»
Новый этап в жизни Архангельского начался с переходом имения к внуку Н.Б. Юсупова — князю Николаю Борисовичу Юсупову-младшему, самозабвенно любившему искусство и покровительствовавший художникам и музыкантам.
Н. Б.Юсупов-младший. Фото 1870-х гг
Состояние здоровья требовало частого пребывания Н.Б. Юсупова-младшего на лечении за границей, на родине он бывал редко, но Архангельское любил и, приезжая в усадьбу, пользовался библиотекой деда.
Последними владельцами Архангельского стали правнучка Н.Б. Юсупова Зинаида Николаевна Юсупова и ее супруг — граф Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон.
На рубеже XIX — XX вв. имение вновь обрело былую славу и превратилось в значительный художественный центр. А.Н. Бенуа. В.А. Серов, К.А. Коровин, К.Е. Маковский, К.Н. Игумнов, Р.И. Клейн и многие другие деятели русской культуры часто посещают усадьбу, нередко работая по заказу Юсуповых.
Франсуа Фламенг — Портрет княгини З. Н. Юсуповой с двумя сыновьями в Архангельском
В 1903 году в парке близ дворца по проекту Н.В.Султанова была устроена Пушкинская аллея — скульптурный мемориал в честь великого поэта, не раз бывавшего в Архангельском.
В 1918 году, за год до революционных событий в России, на месте Житного двора в Архангельском завершилось строительство усыпальницы князей Юсуповых по проекту архитектора Р.И. Клейна. Однако никто из представителей юсуповского рода не был похоронен здесь: в 1919 году владельцы имения навсегда покинули родину. Княгиня З.Н. Юсупова скончалась в Париже в 1939 году, там же, на кладбище в Сен-Женевьев-де-Буа, покоится и ее сын князь Феликс Феликсович Юсупов.
Ф.Ф.Сумароков-Эльстон, З.Н.Юсупова, Ф.Ф.Юсупов, Н.Ф.Сумароков-Эльстон
Юсуповы составили завещание, согласно которому «…в случае внезапного прекращения рода…все наше движимое имущество, состоящее в коллекциях предметов изящных искусств, редкостей и драгоценностей, собранных нашими предками и нами…завещаем в собственность Государства в видах сохранения сих коллекций в пределах Империи для удовлетворения эстетических и научных потребностей Отечества…».
В какой-то мере завещание было исполнено. 23 октября 1918 года вышел декрет «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», и 1 мая 1919 года музей в усадьбе был открыт для посетителей.
А.И.Кравченко. Архангельское. 1922г.
В 1928 году все арендаторы были вытеснены из усадьбы домом отдыха Мосздравотдела, а в 1933 году Архангельское было передано Наркомвоенмору. На месте разобранных оранжерей и жилых флигелей над Москвой-рекой в 1934 году по проекту архитектора В.А. Апышкова начали строить корпуса санатория, в 1937 году в капитально переоборудованных придворцовых флигелях были устроены спальни для отдыхающих; в усадьбе открылся дом отдыха РККА.
Во время Великой Отечественной войны директор музея Иван Михайлович Починовский приложил значительные усилия, чтобы эвакуировать коллекции на Урал. Десять послевоенных лет — время больших реставрационных работ в Архангельском.
В ноябре 1985 года музей-усадьба «Архангельское» был закрыт на реставрацию. Однако из-за отсутствия должного финансирования реставрационные работы, которые планировалось закончить к 1995 году, все время прерывались и не завершены до сих пор. Кроме того, в наше время продолжаются имущественно-земельные споры между усадьбой и Министерством обороны.
Использованная литература:
http://www.arkhangelskoe.ru/history/01.php
http://www.arhangelskoe.su/the_museum/history/
http://кихм.рф/architecture/manors/index.php?action=show&razdel=19&pageid=12
http://www.5arts.info/arkhangelskoe_part_04/
http://www.liveinternet.ru/users/4809789/post231352875
Людмила Семенова: Архангельское — моя судьба. Истории Подмосковья. Атмосфера
Истории
Музей-усадьба “Архангельское”, наш подмосковный Версаль, готовится отметить свой столетний юбилей. О торжествах и праздничных мероприятиях, приуроченных к этой дате, мы обязательно еще поговорим. А сегодня мы хотим представить вашему вниманию интервью со старейшим экскурсоводом “Архангельского” Людмилой Яковлевной Семеновой. Как изменился облик туриста за последние 40 лет и какие вопросы задают гости усадьбы чаще всего — обо всем этом Людмила Яковлевна рассказала “Атмосфере”.
версия для печати
все истории
Людмила Яковлевна, давайте, наверное, начнем наш разговор с истории усадьбы…
Дворцово-парковый ансамбль “Архангельское” был создан на рубеже XVIII-XIX веков, и был связан с именами только двух владельцев. В конце XVIII века усадьбой владел князь Николай Алексеевич Голицын, который практически создал весь дворцово-парковый ансамбль, однако мастера не успели закончить отделочные работы, потому что князь умер.
У его вдовы не было возможности содержать несколько имений, и поэтому наибольшее из них — Архангельское — было выставлено на продажу. Счастливая судьба усадьбы в том, что она не досталась случайным людям — ее приобрел князь Николай Борисович Юсупов. Это был богатейший помещик, меценат, человек, занимавший в России высокие государственные посты. Он был директором императорских театров, возглавлял императорские фарфоровый и стекольный заводы, был дипломатом, обладал уникальным художественным вкусом.
Именно Юсупов собрал коллекции живописи и скульптуры, ставшие богатейшими частными собраниями Европы. О его коллекциях знали не только в России, но и в Европе: когда князь путешествовал, то его приезд в тот или иной европейский город становился настоящим событием: люди спешили быть ему представлены, мечтали попасть в Архангельское, чтобы увидеть эти уникальные коллекции. Сегодня все эти экспонаты находятся в Большом усадебном доме, который по праву, благодаря своей архитектуре, носит название Дворца.
Род князей Юсуповых владел Архангельским вплоть до революции 1917 года. Последним владельцем усадьбы была правнучка Николая Борисовича — Зинаида Николаевна Юсупова и ее младший сын Феликс Феликсович Юсупов. В 1919 году они покинули Россию. Сейчас жива внучка Феликса Феликсовича — Ксения Сфири. Она живет в Греции, но в 1990-е годы, когда был открыт “железный занавес”, она начала приезжать в Россию и несколько раз навещала нас. Последний ее визит состоялся 11 июля 2019 года.
Очень многие подмосковные усадьбы не пережили революцию и в буквальном смысле сгорели в ее огне. Почему повезло Архангельскому?
У Архангельского особая судьба, усадьба сохранилась в революционные годы благодаря усилиям 44 рабочих и служащих бывшего имения князей Юсуповых, которые в ноябре 1917 года обратились в Военно-Революционный комитет города Москвы с просьбой сохранить дворец в полной неприкосновенности. В январе 1918 года сам Луначарский подписал охранную грамоту, в которой говорилось, что дворец, «…заключающий в себе художественные ценности, находится под покровительством рабочего и крестьянского правительства и никаким реквизициям и секвестрам…не подлежит». В октябре 1918 года вышло постановление Совнаркома «О национализации имений Архангельское, Останкино и Кусково», а 1 мая 1919 года музей-усадьба «Архангельское» открылся для свободного посещения граждан.
Вы давно работаете в музее, как изменения происходили с Архангельским на ваших глазах?
Долгие десятилетия музей был подразделением Министерства обороны — он расположился тут еще в 30-е годы XX столетия. Французская часть парка, которой восхищались и восхищаются до сих пор, превратилась тогда в заросший деревьями лес. Санаторная территория была огорожена, посетители музея, как и мы, работники, попасть туда не могли. И только в 1980-е годы Французский парк стал возрождаться. Именно благодаря ему Архангельское носит имя подмосковного Версаля, этим парком восторгаются и восхищаются французы. Они говорят: у вас очень живой парк!
Архангельское готовится отметить свое столетие. Здесь прошли масштабные реставрационные работы. В чем они заключались?
Работа действительно была проведена большая. Долгие десятилетия в усадьбе не работали фонтаны, сейчас они восстанавливаются, воссозданы подводы к ним, и уже вскоре, вот-вот, они будут радовать гостей усадьбы, как радовали их в XIX столетии.
Так как усадьба получила особый статус — особо охраняемого, особо ценного объекта, то деньги на реставрацию выделяются регулярно. И все изменения видны, как говорится невооруженным глазом. Отреставрирован наш театр — уникальнейшее деревянное здание, сохранившееся с первой трети XIX столетия. В этом году мы заменили там всю электропроводку. Отреставрированы флигели, в которых разместится часть экспозиций — фарфор, предметы декоративно-прикладного искусства. Получат свое место наши замечательные кареты, причем, стоять они будут там, где стояли в свое время…
Как вы попали в Архангельское и почему остались здесь работать?
По образованию я инженер-механик, а в Архангельское попала в 1980 году: узнала, что набираются курсы экскурсоводов. Я всегда увлекалась театром, любила театр, участвовала в любительских постановках — одним словом, была неравнодушна к искусству. Когда я попала в Архангельское, то “приросла” к нему, поняла, что это моя судьба. Сначала я работала по совместительству и говорила так: рабочую неделю я существую, а в выходные, когда попадаю сюда, живу. С 1999 года я — в штате музея.
У вас наверняка есть свои любимые уголки и экспонаты. Какие они?
Я очень люблю наш Театр. Когда провожу там экскурсии, его вдохновенная тишина приводит в восхищение. Душа поет, когда выходишь на террасу парка. Всякий раз, когда приходишь сюда с группой, вздыхаешь от восторга, а только потом начинаешь рассказ. Я очень люблю немецкого художника Якоба Хаккерта, картины Джованни Баттиста Тьеполо, натюрморты Жана Луи Прево — всё это вызывает восхищение.
В чем отличие Архангельского от других подмосковных усадеб?
Уникальный художественный вкус Николая Борисовича Юсупова отразился в том, что здесь, в усадьбе, собраны именно коллекции. Иногда несведущие люди говорят: — Ой, здесь так мало золота в интерьерах дворца! Но здесь и не должно быть много золота — зал строился именно для размещения там коллекции.
Уникален и наш парк — он умело и гармонично сочетает элементы трех парков: итальянского террасного, французского регулярного и английского пейзажного. Ни в одной усадьбе Подмосковья такого больше нет.
Вы работаете в музее-усадьбе почти 40 лет. Как менялся облик посетителя парка?
В советский период было более бережное отношение гостей к парковой скульптуре. Сейчас люди, имеющие возможность посещать большие европейские музеи, не так трепетно относятся к нашей скульптуре. Они восхищаются Архангельским, что не может не радовать, но могут посадить ребенка на скульптурное изображение собаки, на льва, могут встать на них ногами, чтобы фото было эффектней. Раньше такого не было. Максимум, что мог сделать гость в 1980-х — дотронуться до скульптуры, чтобы сфотографироваться с ней. Изменилась и реакция на замечания: раньше люди в ответ на замечание извинялись, сейчас оно вызывает агрессию.
Еще одно изменение, на этот раз положительное, заключается в том, что многие посетители приходят в усадьбу с маленькими детьми, буквально с грудничками. В советский период такого не было. Маленькие гости сидят на руках у родителей, но смотрят во все глаза: что-то понимают, что-то впитывают… И это прекрасно.
Поменялись ли главные вопросы? О чем обычно спрашивают посетители?
Я уже говорила, что основной вопрос, который мне задавали и в годы СССР, и сейчас, это вопрос о том, как сохранили усадьбу — после революции и в годы Великой Отечественной войны. Бывают и смешные вопросы. Как-то раз я вела детскую группу и мальчик десяти лет, который внимательно слушал мой рассказ о событиях конца XVIII века, спросил меня: — А вы жили в то время? Я ему говорю: ты понимаешь, что это было 200 лет назад? — А откуда тогда вы все это знаете?
Самые известные гости усадьбы — кто они?
Перечислить всех по именам просто невозможно: это и отряды космонавтов, и великие наши артисты и художники. Илья Глазунов приезжал в усадьбу чуть ли не каждые выходные. Президенты, дипломаты иностранных государств — все они бывали здесь. В этом году впервые со своей семьей — дочерью, зятем, двумя внучками — к нам приехала Ксения Сфири — до этого она навещала нас одна. Все они — очень приятные и простые в общении люди.
Завершая нашу беседу, давайте представим, что Архангельское отмечает уже не столетие, а двухсотлетие. Какой вы видите усадьбу через сто лет, может быть что-то здесь изменится?
Нам не нужно, чтобы здесь что-то менялось. Мы хотим, чтобы здесь сохранилось то, что есть. Новодел нам не нужен.
Фото: Сергей Калугин
Поделиться:
Бывали ли вы в подмосковной усадьбе Архангельское? – Россия – Откройте для себя неизвестное
Санкт-Петербург известен своими дворцами и музеями, но на окраине Москвы вы найдете столь же красивую и историческую усадьбу. Этот архитектурный комплекс называется усадьбой Архангельское и включает в себя прекрасный дворец, церковь, храм-усыпальницу и парк.
Усадьба Архангельское ведет свою историю с 16 века. В 1660-х годах здесь была построена деревянная церковь имени Архангела Михаила, замененная каменной в 17 веке. Это самая старая постройка в поместье. Но великолепие дворца и его роскошные интерьеры вызывают вау-фактор, поскольку это поместье было домом для некоторых из самых богатых аристократов России, в том числе Шереметевых, Голицыных и Юсуповых.
Если бы вы действительно были кем-то в 18-м и 19-м веках, вы либо жили здесь, либо хотели бы жить здесь. Ранний житель Федор Шереметев помог обеспечить восхождение Михаила Романова на престол. Позднее он принадлежал князю Дмитрию Голицыну, близкому сподвижнику Петра Великого. Именно Дмитрий преобразил это место, построив деревянный дворец и наняв команду ландшафтных дизайнеров для создания безупречного французского сада. Позже внук Дмитрия продемонстрирует, что у него тоже есть грандиозные планы на это место, поручив французскому архитектору построить новый дворец, вдохновленный дворцом французского монарха в Версале. Мраморные балюстрады, обрамляющие две террасы, были добавлены в конце 18-го века, что снова является данью уважения этому элегантному французскому дворцу.
Но многие считают, что расцвет Архангельского пришелся на начало XIX века. Князь Николай Юсупов приобрел имение и рассматривал его не как инвестиции, а как место для размещения своей обширной коллекции скульптуры и живописи. Он положил начало традиции общественных собраний, и в поместье принимали российских императоров от Александра I до Николая II, а также известных общественных деятелей, таких как знаменитый поэт Александр Пушкин. Если бы вы были привилегированным гостем, вы могли бы быть удостоены личного бюста.
В 1812 году дела пошли не так хорошо из-за войны с Наполеоном. Хотя драгоценные произведения искусства Юсупова были вывезены и спрятаны, это место все равно было разграблено. После войны Юсупов вернулся и восстановил усадьбу примерно в том виде, в каком мы можем видеть ее сегодня. Внутри есть впечатляющие произведения искусства, а сады отражают их формальное происхождение с дорожками, скульптурами и ухоженными кустами. Одним из самых необычных зданий в поместье является Театр Гонзаго, и некоторые оригинальные декорации и сценический занавес все еще сохранились.
Но его окружение — одна из главных достопримечательностей: первый вид, когда вы приближаетесь к усадьбе на холме, до сих пор захватывает дух. Если вы планируете посетить Москву, вы не будете разочарованы, если включите в свой маршрут посещение усадьбы Архангельское.
, москва, архангельское, усадьба
- ← Что нужно знать о парке ВДНХ в Москве
- Скоро день Москвы! →
Государственный музей Архангельское | Всемирный фонд памятников
Москва, Россия
В XVIII веке князь Николай Голицын поручил французским зодчим соорудить на окраине Москвы изысканный дворец и приусадебный участок. Усадьба Архангельское была закончена в 1810 г. после того, как ее во время строительства приобрел князь Николай Юсупов (1751-1831), политический деятель и крупный коллекционер произведений искусства. Продукт эпохи Просвещения, Юсупов переделал дворец, чтобы лучше показать свою библиотеку из 16 000 томов и впечатляющую коллекцию картин, в которую входили работы Тьеполо, Буше и ван Дайка. Юбер Робер, художник, наиболее известный своими изображениями руин, украсил стены нескольких комнат монументальными живописными пейзажами. После русской революции 1917, Архангельское перешло из рук семьи Юсоповых и стало музеем и театром, ежегодно привлекавшим тысячи посетителей. Дворец был закрыт на ремонт в середине 1980-х годов, но эти предполагаемые улучшения так и не были реализованы, в результате чего дом и его содержимое находились в состоянии прогрессирующего упадка.
2000 и 2002 World Monuments Watch
В 1996 году Архангельское было передано Министерству культуры России, которое не могло провести необходимый ремонт без посторонней помощи. Несколько частей дворца оказались под угрозой обрушения, включая крышу театра и парадную лестницу. Стены и отделка интерьеров также были в плохом состоянии из-за низких температур в неотапливаемом доме. В 2000 и 2002 годах Всемирный фонд памятников поставил Государственный музей Архангельское на охрану, надеясь получить поддержку для полной реставрации. Ко времени второго внесения в список наблюдения московские чиновники и представители музея разработали подробный план консервации; они начали работу над экстерьером здания и окружающими садами, но интерьеры не трогали. WMF получила ряд грантов на ремонт частного театра и залов Хьюберта Роберта. В ходе проекта были сохранены картины Роберта, отремонтированы потолки и балконы, отреставрированы паркетные полы и пять каминов.
На живописной территории Архангельского находятся оригинальный дворец, сад французских скульптур с произведениями XVIII-XX веков, церковь XVII века, мавзолей Юсопова 1910 года и частный театр. В театре до сих пор хранятся четыре декорации и занавеси, спроектированные Пьетро Гонзаго, выдающимся итальянским архитектором 19 века, наиболее известным своими декорациями Scala в Милане. Действительно, большая часть первоначальной структуры, пространства и декора дворца сохранилась до наших дней, что делает его редким историческим и эстетическим сокровищем.