Кто построил теремной дворец: Теремной дворец Московского кремля: фото, история

Содержание

Теремной дворец — рай в центре большого города

Перед нами фасад Теремного дворца, построенный в 1635-1636 годах русскими каменных дел мастерами Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным, Баженом Огурцовым, Ларионом Ушаковым для первого царя новой династии Романовых — Михаила Федоровича. Одной из первых его забот стало восстановление разрушенной после Смутного времени резиденции.

Блестящий памятник Императорской России — живой музей умершего самодержавия. Каким контрастом с этими огромными, двусветными залами из мрамора, малахита и позолоты выглядит верхний этаж прелестных теремов, уютно-тесноватые хоромы московских царей, погруженные в полусумрак при ярком солнечном дне! Я чувствовал волнение, поднимаясь по ступеням золотого крыльца, любуясь разноцветным фасадом теремного дворца, переступая порог первой сводчатой палаты. От этих сводов, от изразцовых печей, от пестрой стенной и потолочной росписи пахнуло такою далекой и милой стариной!

Николай Дружинин, историк

Небоскреб ХVII века

Первый опыт постройки каменного жилья в Кремле заметно сказался на архитектурной композиции Теремного дворца, его планировке и украшении. Это не просто высокое сооружение. По меркам XVII века — небоскреб! Но отнюдь не «новодел». Ведь два нижних этажа — остатки дворца 1499-1508 годов, возведенного при отце Ивана Грозного, государе Василии III. Архитектура Теремного дворца сохранилась до наших дней без кардинальных изменений.

На входе два каменных льва держат вензель императора Николая I, еще раз напоминая, кому мы обязаны удивительным архитектурным комплексом в центре Москвы. Первые этажи в богатых русских теремах никогда не были жилыми. На первом располагались печи и кухни, второй был служебным, третий жилым, и наконец, парадный, четвертый этаж — гостевым. Сюда мы и входим сейчас, минуя служебные этажи. Но если вы хотите увидеть наш Кремль до постройки БКД, всмотритесь в чудесные акварели художника Федора Алексеева. А еще лучше — неторопливо перелистайте «Книгу об избрании и венчании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича», миниатюры для которой были написаны в 1672 году Иваном Максимовым и Сергеем Рожковым (книга хранится в Оружейной палате Московского Кремля).

Отдельные здания Теремного дворца были связаны сложной сетью лестниц, галерей, открытых внутренних дворов. Сложную композицию дополнял богатый и многоцветный декор зданий. Излюбленными цветами XVII века были яркая киноварь (оттенок красного) и травянисто-зеленый, дополнявшийся позолотой. Цветовое богатство Кремлевского дворца дополняла зелень «Красных верховых садов», которые устраивались на сводах каменных зданий на уровне второго и третьего этажей. Своды опаивались свинцовыми досками, сверху насыпался слой земли, после чего разбивались грядки, высаживались деревья, кусты. Пруд, фонтаны, купола церквей меж каменных зданий…

Рай в центре большого города!

Но за 380 лет дворец претерпел немало невзгод.

Давно ли Кремль разорванный дымился?
Что зрели мы? Во прахе дом царей;
Бесславие разбитых алтарей;
Святилища, лишенные святыни;
И вся Москва как гроб среди пустыни.
И что ж теперь? Стою на месте том,
Где супостат ругался над Кремлем,
Зажженною любуяся Москвою, —
И тишина святая надо мною;
Москва жива; в Кремле семья царя;
Народ, теснясь к ступеням алтаря,
На празднике великом воскресенья. ..

Василий Жуковский

Варварство Наполеона

В 1812 году здесь располагался штаб императора Наполеона. Именно тогда погибла старинная обстановка Теремного дворца: французы поломали и сожгли большую часть мебели, вместе с их уходом исчезли драгоценные ткани и серебро, украшавшие комнаты.

Наполеон находился здесь 38 дней. Уходя 7 октября 1812 года (по старому стилю), приказал маршалу Мортье взорвать Кремль. Под фундамент было заложено 180 000 фунтов пороха (90 000 килограммов). По замыслу Наполеона Кремль должен был сложиться в огромную яму-воронку. Взрыв намечался в ночь на 12 октября, но начался сильный ливень, под его прикрытием кремлевским партизанам удалось обезвредить самые опасные боеприпасы. Конечно, не все…

В результате страшных взрывов была разрушена часть южной стены, упала в реку Водовзводная башня, сильно пострадал Арсенал, где хранились порох и оружие. Двадцать лет — с 1815 по 1835 год — восстанавливали стены и башни. Но главные постройки Кремля и стены сохранились. ..

Что касается внутреннего убранства Теремного дворца, оно было восстановлено при реставрации 1836-1849 годов, которой руководил Ф.Ф. Рихтер. Он старался воспроизвести в обстановке и декоративном облике интерьеров мотивы русской старины. Конечно, они уступают в сложности убранству покоев государя в XVII веке, когда стены палат покрывались золочеными кожами, атласными и парчовыми тканями, а дворец был убран драгоценными коврами и наполнен чудесной золотой и серебряной утварью.

Кто рано встаёт…

В первой комнате Теремного дворца — Передней палате, или Проходных сенях, — собирались, чтобы приветствовать царя, немногие ближние бояре, имевшие доступ в личные покои. Иногда во время больших праздников — Рождества или Пасхи — ставили столы и угощали посетителей.

Рабочий день начинался рано, в семь часов утра, и опаздывать к царскому выходу было никак нельзя; можешь лишиться не только места, но и головы. Иностранцев во дворце не принимали. Но при царе Алексее Михайловиче было сделано дипломатическое отступление. Три посольства посетили Переднюю палату в XVII веке: английского короля, польского и австрийского императоров.

Роскошных паркетов еще не было. Полы выкладывали половицами из лиственницы, натирали воском, прокладывали войлоком, а сверху драгоценными персидскими коврами в два слоя.

Печи на парадном этаже не топились. Они размещались на первом этаже, откуда по специальным керамическим трубкам теплый воздух поднимался наверх. Удобная и пожаробезопасная система отопления, которую мы переняли у Византии еще XV веке. «Византийский след» и на великолепных изразцах, которыми украшены царские печи. Почти все изразцы московского производства имеют растительно-цветочный орнамент.

Окна, традиционно выходившие на солнечный юг, украшались цветными витражами. Солнце, проходя через них, создавало эффект радости и сияния — истинно райского места, коим и должен являться царский дворец.

Но даже здесь были палаты разного ранга. Если и в первую, где мы побывали, впускали немногих, то во вторую проходили только приближенные особы государя.

Дневной сон по расписанию

Палату называли Соборной, или Думной. Она была местом, где работал наш древний парламент — Боярская дума. Нынешняя Государственная Дума насчитывает 450 депутатов. Боярская была существенно поменьше, в среднем около 20 персон. И являлась высшим советом при князе, а с 1547 года — при царе. Ее деятельность носила законно-совещательный характер, а состояли в ней бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Аристократический элемент занимал в Боярской думе господствующие позиции. Параллельно думцы служили и в администрации, занимая правительственные должности. Одни из них управляли приказами, другим поручались воеводства.

О том, как велись дела в думе, известно мало. Собирались поутру, часов в семь, работали до полудня. Затем ехали домой, обедали, отдыхали (дневной сон обязателен для всех). К четырем часам возвращались на работу, потом опять перерыв, а вечером собирались снова. Иногда заседания тянулись до одиннадцати часов ночи. По свидетельству современников, в XVI веке заседания думы проходили три раза в неделю, понедельник, среду и пятницу, а в XVII веке — почти ежедневно. Председательствовал царь, а в его отсутствие один из бояр — первосоветник. Утренние часы государь зачастую проводил со своими думными, а вечернее время посвящал личным делам.

В Думной палате обсуждались указы. В следующей, Престольной, они утверждались царем.

Туда мы и направимся. Тем более что это главная палата Теремного дворца.

Слово становилось делом

Красный цвет подчеркивает главенство Престольной палаты. Пурпур — привилегия государей. Когда-то при царе Алексее Михайловиче кабинет был затянут ярко-красной сафьяновой кожей, тисненной золотом. Именно здесь слово становилось делом — государь подписывал указы, которые «выкрикивали» со всех площадей Москвы. Но перво-наперво кричали с кремлевской Ивановской площади.

Отсюда и устойчивое выражение: «Кричать во всю Ивановскую».

Кому, кроме государя, была доступна Престольная палата? Очень достойным, по его мнению, людям. Орденов в ту эпоху не было, за заслуги награждали по-разному: могли одарить и ценным оружием, и платьем с царского плеча, и землей, и деньгами. Но была еще одна очень почетная награда — обед с государем, как равный с равным. В Престольную приглашались два-три особо отличившихся вельможи, для них выносили драгоценную посуду, хранившуюся в особой царской буфетной…

Чаши, братины, ковши украшали великолепный стол (до 50 перемен блюд, а общее их число достигало 500) и часто служили в качестве подарка после званого обеда. Сегодня посуда экспонируется в музеях Московского Кремля.

А еще государь иногда выбирал в Первопрестольной палате невесту. Со всех земель в Кремль свозили до 1000 девушек. Самых красивых приводили «пред светлые государевы очи». Наши государи имели возможность, которой были лишены западноевропейские монархи, — жениться по любви…

Со времен Иоанна Данииловича Калиты дворец великокняжеский занимал самое красивое среди Кремля местоположение, господствующее над всей видимой окрестностью…

Алексей Малиновский, археограф (ХIХ век)

Опочивальня

Ряд комнат четвертого этажа Теремного дворца замыкает опочивальня. Ее главная достопримечательность — резная деревянная кровать. Балдахины, подобные тому, который возвышается над ней, называли «небом». Здесь государь мог отдыхать только днем.

Кровать появилась только в правление царя Алексея Михайловича. Выписали из Европы. До этого спали полусидя, следуя рекомендациям врачей: «Для лучшего состояния здоровья и чтобы кровь, притекая к голове, не приносила разных возмущений, спать высоко подняв голову».

Как же уютна опочивальня и почти сказочно красива!

Что касается личной жизни государя, она протекала на женской половине, или в так называемом «женском теремном дворце». Туда вел переход, начинавшийся за дверью в северной стене комнаты. Женская половина частично была сделана из дерева. Считалось, что дерево «дышит», а камень дает конденсат. Поэтому деревянные покои полезнее для здоровья. Но частые пожары и нашествия врагов не щадили сказочные резные терема. Увы, женская половина не дошла до наших дней.

Теремок

И еще мимо одной комнаты, на пятом этаже Теремного дворца, никак нельзя пройти. В старину ее называли Каменным чердаком или Теремком. И устроили по повелению царя Михаила Федоровича для детей — царевичей Алексея и Ивана. По сводам комнаты порхают разноцветные птицы в натуральную величину, создается полная иллюзия, что вы в райском саду. А многократно усиливается это ощущение на открытой галерее пятого этажа, откуда открывается просто фантастический вид на столицу. Вдумайтесь: вы стоите выше почти всех зданий современной Москвы. И это постройка XVII века!

Многое изменилось в России при Петре Великом: на европейский манер поменялся уклад жизни двора, столицу перенесли в Санкт-Петербург. Но своим указом Петр приказал сохранить Теремной дворец как «дом своих предков». И ничего не менять на западный манер.

Поэтому сегодня мы смогли побывать в XVII веке нашей истории. А потомки Петра сделали все, чтобы связь времен не разорвалась. И построили удивительный Владимирский зал, который объединяет четыре эпохи — XV, XVI, XVII и XIX века.

👉Теремной дворец с Верхоспасским собором в Кремле: история и фото.

Теремной дворец — это жилые покои государей. Сначала они были деревянными. Первые каменные палаты здесь построили в 1635-1636 годах Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин и Ларион Ушаков для царя Михаила Федоровича.

Путеводитель по архитектурным стилям

Теремной дворец XVII века встал на месте северной части дворца постройки Алевиза Фрязина. Архитектурное творение итальянского зодчего разрушили почти до основания — остался лишь нижний ярус с мастерскими палатами. На этом фундаменте надстроили 3 этажа: 2 жилых (в нижнем — служебные помещения, покои царицы и царских детей, в верхнем — покои царя) и златоверхий теремок, где заседала Боярская дума. Так и получилось, что в основании пятиярусного терема XVII века находится здание XVI столетия.

В южной стороне дворца, рядом с Боярской площадкой (террасой на незастроенных сводах подклета терема), парадное крыльцо с Золотой лестницей выходило на Верхоспасскую площадку. В подклете Теремного дворца хранили сокровища Царской Большой казны. А в 1812 году в тереме стояла свита Наполеона, а потом жили дворцовые служащие.

Была у цариц своя Золотая Царицына палата. Название она получила по золотой росписи. В Царицыной палате царицы принимали поздравления по случаю церковных и семейных праздников. Здесь же проходили церемонии бракосочетаний, поминок по усопшим царицам, приемы высоких гостей.

А знаменитое Золотое крыльцо из детской считалочки На Золотом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной… расположено здесь же. Свое название оно получило из-за роскошной отделки: оно не только расписано, но и обильно позолочено.

С восточной стороны Теремного дворца расположена группа домовых храмов. Самая ранняя из них — церковь Екатерины. Этот домовый храм цариц и царевен построил Джон Талер в 1627 году на месте сгоревшего деревянного храма.

Кремль: мини-путеводитель по территории

А домовую церковь царей Спаса Нерукотворного (позже названа Верхоспасским собором) построили одновременно с Теремным дворцом те же мастера. Позже зодчий Осип Старцев выровнял верха всех храмов под единую кровлю и поставил на ней 11 небольших главок на тонких изящных барабанах. Главки разместились так, что получилось 3 совмещенных пятиглавия.

В жилых палатах сохранились лишь маленькие фрагменты настенной росписи, выполненной Симоном Ушаковым. Зато в церквях уцелели иконы-аппликации из драгоценных тканей (только лики и руки святых написаны масляными красками).

Этот кусочек Кремля является самым древним. Именно здесь, по мнению археологов, располагалась деревянная усадьба Юрия Долгорукого и, возможно, самый первый храм на Руси — церковь Рождества Иоанна Предтечи «под бором».

Место для храма выбрали не случайно. Во время реставрации церкви в 1847 году под полом обнаружили остатки языческого жертвенника с костями домашних животных. Благодаря этой находке мы узнали, что на этом месте было языческое капище.

В XIV веке, когда митрополит Петр переехал в Москву, его двор находился рядом с этим храмом. Церковь много раз перестраивали, а потом разобрали, так как она закрывала вид на храм Христа Спасителя.

Сейчас Теремной дворец в составе Большого Кремлевского дворца является Резиденцией Президента РФ и закрыт для посещения.

Теремной дворец на фотографиях разных лет:


А вы можете что-то добавить к истории Теремного дворца?

Теремной дворец — uVisitRussia

Теремной дворец XVII века — самый роскошный из кремлевских дворцов. Это одно из старейших царских жилищ, сохранившихся до наших дней, и первое из каменных. Это настоящая жемчужина русской художественной культуры благодаря оригинальному убранству, яркой роскоши и сочетанию полета воображения с четкой архитектурной композицией. Теремной дворец в настоящее время является официальной резиденцией президента и закрыт для посещения. Посетить дворец практически невозможно, кроме как по специальному разрешению. Однако это замечательная достопримечательность Москвы и одно из самых известных мест и великое историческое место.

Сказочный Теремной дворец был построен во внутреннем дворе Большого Кремлевского Дворца в конце шестнадцатого века царем Алесио и является первым Царским дворцом. Удивительное историческое здание, оно было главной резиденцией всех русских царей, правивших страной с XVII века. Считается, что дворцы и подземелья Кремля до сих пор приютили призраки царей.

Интерьер представляет собой настоящее культурное достояние, богато украшенное, с несколькими пристройками и хозяйственными постройками, а также платформой для знатных лордов, золотой верандой и лестницей из того же материала, а также множеством башен с прекрасным видом на город. Внутри комплекса был построен Спасский собор с 11 золочеными куполами и Золотая царская комната. Со временем здесь было построено много религиозных памятников.

В красивых залах и соборах Кремля сегодня хранится квинтэссенция русской истории и цивилизации. Его подвал использовался для хозяйственных келий и кладовых. На первом этаже располагались мастерские, где шили и хранили одежду для царя. Спальни царя и царицы находились на втором и третьем этажах. Верхний терем с золоченой крышей находится на плоской крыше собственно Теремного дворца и окружен балконом, или Верхним каменным двором.

Архитектура и декор дворца типичны для русского ажурного зодчества. Его резные и расписные орнаменты кажутся почти вышивкой. Резные декоративные элементы на кирпичных стенах дворца выполнены из белого камня. Строители использовали все имеющиеся в их распоряжении материалы, формы и декоративные элементы, чтобы украсить самые дивные покои. Порталы, карнизы и оконные рамы покрыты яркой белокаменной резьбой, расписными орнаментами и красочными рельефными изразцами, которые придают зданию особую атмосферу. Двойные окна верхних этажей с их тройными аркадами и подвесными декоративными весами увенчаны треугольными или ломаными фронтонами, подпираемыми пилястрами. Их широкие поверхности заполнены переплетающимися растительными узорами и фигурами двуглавых орлов и других мифологических птиц и зверей.

Многоярусный силуэт здания завершает высокая пирамидальная купольная крыша. Позолоченная крыша с ажурной решеткой наверху видна издалека. В парадные залы Теремного дворца ведет белокаменная резная лестница. В былые времена его называли Золотым крыльцом. Лестница имеет верхнюю и нижнюю площадки. Вход во дворец «охраняют» каменные львы, стоящие на задних лапах.

Царские жилые покои на третьем этаже дворца состоят из пяти смежных комнат. Очень немногие гости удостаивались быть допущенными к государю в горницы. Первым помещением Теремного дворца был Парадный вестибюль, или Преддверие. Его также называли Трапезной. Каждый день туда собирались бояре, чтобы дождаться царя. Иногда там устраивались банкеты. Во второй комнате — Совете или Думской палате — царь заседал с боярами. Следующее помещение, самое величественное, — Тронный зал, или царский кабинет. Позолоченные гербы всех земель России украшают пурпурные стены Зала. Следующая комната — спальня. Это дает доступ к Молитвенной комнате. Он покрыт расписными фигурами святых. Здесь находятся иконы XVII-XVIII вв. в двух резных позолоченных киотах. Все комнаты в Теремном дворце маленькие и низкие и примерно одинакового размера; в каждом по три окна и сводчатый потолок. Опоры сводов украшены барельефами с изображением птиц, зверей и двуглавых орлов.

Дверные косяки низкие, украшены расписной и позолоченной резьбой по камню. В те времена пол укладывали дубовыми блоками, а затем покрывали сначала войлоком, а затем зеленым или красным сукном. В торжественных случаях поверх ткани расстилали ковры. Витражи в окнах сделаны из различных квадратов и треугольников, а деревянные подоконники украшены тонкой резьбой, что создает сказочный эффект, когда солнце светит сквозь цветное стекло.

Во время приемов иностранных послов царские комнаты украшались с еще большей роскошью, чтобы убедить иностранцев в силе и могуществе Российского государства и его государя. По пути перед ними были расстелены персидские ковры и разноцветные ткани. В коридорах и на лестницах дворца стояли многочисленные стражники и слуги, одетые в ценные одежды, выданные им казной для таких случаев. Несмотря на многочисленные перестройки и пристройки, Теремной дворец XVII века в значительной степени сохранил свое первоначальное великолепие.

Гармония внешнего вида и внутреннего убранства этого уникального памятника истории и искусства поистине поразительна. Это свидетельствует о высоком мастерстве русских архитекторов и живописцев, их богатом воображении и высоком уровне интеллектуальной культуры.

 

Теремной дворец

Написано по распоряжению начальника Управления Императорского двора в Москве князя Одоевского-Маслова С. де Бартеневым

Когда-то Теремы были частью обычных резиденций великих князей. Он составлял верхний этаж резиденции и служил личными покоями государей.
Южный фасад Теремного дворца.

Несмотря на многочисленные перестройки, которым он подвергался, Теремной дворец в значительной степени сохранил свой старинный облик.

Основная часть Большого дворца скрывает одну сторону, но, тем не менее, сохраняет свое доминирующее положение, как и в прошлом,   среди окружающих его зданий. Издалека видны причудливые формы его павильонов и башен.

Два ряда резных карнизов образуют плавный переход между балюстрадой, пестрой крышей и разнообразно орнаментированными окнами. Среди окон можно заметить окна комнаты третьего этажа, за которыми находится трон.

Северный фасад Теремного дворца

Первый этаж:
Эти помещения на этом уровне, называемые комнатами Алевизио, фактически служат помещениями для печей и мусора.

Первый этаж:
Состоит из сводчатых комнат (построены во второй половине XVI в.), приспособленных для проживания лиц Императорской свиты во время пребывания Двора в Москве.

Второй этаж:
(В помещения этого этажа можно попасть с лестничной площадки Спаса-на-Высоте и через «Чугунный коридор», соединяющий с северной стороны все помещения. )

Этот этаж — «подклетник» собственно именуемых Теремов, этаж личных царских покоев, построенных, как видим, по настоянию царя Михаила Федоровича.

Помещения этого этажа с их первоначальными сводами, довольно низкими и очень глубокими оконными переплетами занимают лица Императорской анфилады во время пребывания Двора в Москве.

Апартаменты второго этажа Теремного дворца.

В первой комнате люк открывает маленькую лестницу, ведущую в потайную комнату, практически между сводом первого этажа и половицами второго. Подобные потайные комнаты часто встречаются в древнерусских жилищах.

Третий этаж:
Доступ к Переднему каменному двору (то есть к Террасе Спаса-на-Высоте) осуществляется по старой лестнице, где две лестницы были покрыты квадратными крышами, украшенными на выходе двумя львами. изваяны в камне, которые держат щиты с вензелем Императора Николая I. В тимпане над двумя параллельными арками у основания лестницы снаружи изображены Успение и Святая Троица. В XVII веке, как уже было сказано, эта лестница называлась Первым Золотым Перроном (nb: перрон = наружная лестница, расширенная площадкой). Его скульптурные ступени демонстрируют замечательный архитектурный орнамент 17 века.
Золотой Перрон.

Третий этаж Теремов, служивших в XVII веке царской резиденцией, является ценнейшим памятником древнерусского зодчества.

Помещения этого этажа имеют своды-колыбели со стрельчатыми пространствами над окнами, а опорными точками являются скульптурные консоли с изображением двуглавого орла.

Двери кессонные с плоскими арками, с разнообразным старинным орнаментом, высеченным в камне. Наличники окон украшены лепными узорами, имитирующими деревянную скульптуру. Деревянные оконные опоры со старинными скульптурными рисунками.

Наиболее примечательны керамические изразцовые печи, в которых до сих пор сохранилась большая часть древних изразцов.

Первая палата, Трапезная, называвшаяся ранее «Первый вестибюль Проходной», а в конце XVII в. «Прихожая»
Своды расписаны изображениями Спасителя, Евангелистов, Архангелов Михаила и Гавриила, а на стенах образы Святейшего Правоверного Императора Константина, матери его Елены и образы Великого Князя Владимира и Святой Ольги.

Старинный шкаф русской работы.

Вторая палата, Актовый зал, или Салон, называвшийся прежде «Первой палатой», а в конце XVII в. — Молельней (Крестовая).
На своде находится образ Пресвятой Богородицы, стоящей на полумесяце и держащей Младенца Иисуса. На стенах святые Борис и Глеб, святитель Николай Чудотворец, святые Александр Невский и святая Александра. Исполнение орнамента, обрамляющего эти картины, выполнено в древнерусском стиле.

Очень старые сиденья обиты венецианским бархатом.

В шкатулке, стоящей на консоли у окна, находится подлинник Акта об избрании Михаила Федоровича Романова на Престол. В другой шкатулке находится оригинал диплома Патриаршего института в России.

Третья палата (Тронный зал), называвшаяся раньше просто «Палата», что соответствует нашему сегодняшнему термину «Кабинет» Во времена царя Михаила Федоровича она называлась Золотой комнатой.
В середине свода картина с изображением Спаса на троне, вокруг него святители Василий Великий, святитель Григорий Назианзин, святитель Иоанн Златоуст и митрополиты Московские, святитель Петр, святитель Алексий, святитель , Йонас и Святой Филипп.

На столбах, оконных арках и сводах гербы губерний Российской империи.

В «красном» углу, или красивом углу — Царское кресло, обитое бархатом.

У противоположной стены старинный шкаф русской работы.

В скульптурном ларце, стоящем на столе у ​​среднего окна, хранится «Избранная книга Михаила Федоровича». Эта книга украшена иллюстрациями и рисунками, которые чем-то напоминают современные коронационные альбомы; он дает подробности коронации царя и содержит изображения событий.

Четвертая палата , спальня (опотчивальня) На стенах четыре медальона:

1. Рождество Христово;

2. Рождество Иоанна Предтечи;

3. Запрещение его имени;

4. Святитель Николай Чудотворец в детстве.

Скульптурная кровать конца XVII века с покрывалом и занавесками из китайского шелка. На старинной подушке кровати вышиты слова 40-го псалма Давида «О, всемогущий, препоясай свой меч и торжествуй».

Старинные деревянные скамьи имеют ноги в форме льва. Эти скамейки обиты венецианским бархатом..
 
Ораторий, небольшой, с двойным окном. Настенные росписи изображают святых.

На стене два стенных шкафа со стеклянными дверцами, в которых хранятся старинные иконы, кресты и панагии.
Между двумя шкафами, опираясь на кафедру, под стеклом находится рукописное Евангелие XIV века (Апраксос).

На первой странице Евангелия заголовок «гротескной» формы, такой же, какой мы часто видели во время посещения Дворца.

Металлические кольца, которые мы видим на сводах, служат для удержания люстр.

К Палате примыкают малый вестибюль и комнатка, «где собирались служилые люди с тарелками, предназначенными к Государеву столу»; другими словами, это был царский буфет.

Шкаф и стулья в этой маленькой комнате древнерусского производства.

Внутренние оконные рамы этих комнат все еще содержат оригинальные стекла из слюды.

В вестибюле боковая дверь выходит на маленькую круговую лестницу, очень узкую, которая соединяет этот этаж с этажами выше и ниже.

Он заканчивается небольшим Бельведером или «Башней удовольствий».

Эта очень красивая старинная лестница с каменными ступенями и опорами, вырезанными прямо в стене.

За одним поворотом открывается прекрасный вид на дверь Малого Терема.

Эта дверь с четырехлепестковым архивольтом полностью покрыта скульптурными орнаментами и изображениями монстров, единорогов и крылатых львов.

В тимпане архивольта в камне высечен двуглавый орел.

Четвертый этаж: На четвертом этаже есть только одна большая комната.

Построен Царем Михаилом Федоровичем для своих сыновей Алексея и Ивана, что подтверждается и надписью над восточной дверью: «Милостию Божиею и по повелению Государя Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, самодержца Всероссийского».