Кривой рог города: КРИВОЙ РОГ • Большая российская энциклопедия

Кривой Рог. Часть 1: Кривбасс и Криворожье: varandej — LiveJournal

Восточная Украина с её металлургией и тяжёлым машиностроением образовалась совсем не случайно: ведь здесь находятся огромные залежи двух важнейших металлургических компонентов — угля и железа. Восточнее Днепра — угольный Донбасс, западнее — рудный Кривбасс. Соединившись, они не могли не породить мощнейший промышленной район Российской империи и Советского Союза.

Кривой Рог — вообще-то, огромный город (670 тыс. жителей), 8-й по величине на Украине как раз после Львова, крупнейший город СССР, не являвшийся центром региона (в 1990-е годы его с этого места потеснил Тольятти). Но в то же время, городом его можно назвать очень условно — скорее, это агломерация без явного центра, вытянутая на 60-70 километров вдоль рудного бассейна. Материала о Кривом Роге у меня набралось на три части: в первой расскажу о городе в общем, во второй прокатимся на метротрамвае, а в третьей погуляем по местному старому городу.

В Кривой Рог мы ехали на поезде из Луганска, с другого конца Восточной Украины.  Поезд шёл 15 часов, причём народ вёз в основном из Донецка в Днепропетровск. Почти всё это время нас сопровождали промышленные пейзажи:

Догадайтесь, что это торчит из-за края холма? Это шагающий экскаватор, стоящий на дне глубокого карьера — справа видно даже его роторное колесо, где каждый зубец — многотонный ковш.
А всё вместе — сплошная промзона, тянущаяся почти на 500 километров, и от города до города, от завода-гиганта до завода-гиганта, тут редко бывает больше 20-30 километров. Помимо железа и угля, этот края богат и другими рудами — в Никополе добывают марганец, необходимый в чёрной металлургии; в Жёлтых Водах добывали уран. Мне и в 2009, и ныне Днепропетровская область кажется даже более индустриальной, чем Донецкая.
Впрочем, сельское хозяйство тут тоже обильное — всё-таки чернозём. Поля цветущего рапса оставляют неизгладимое впечатление:

Впечатляет своей капитальностью и железная дорога. Всё-таки Восточная Украина была самым развитым районом Советского Союза. Станция Вольногорск:

Станция Пятихатки — крупный железнодорожный узел. До Северного района Кривого Рога отсюда ближе, чем от центра (около 30 километров). Ещё одна крупная станция, но уже к югу от города — Апостолово, а общее население агломерации более миллиона человек.

Но в принципе сам Кривой Рог не сильно отличается от своих пригородов — просто ядро агломерации, которое принято считать единым городом. О том, что ты уже в его черте, вполне можно и не догадаться. Например, вот этот кадр снят из окна метротрамвая почти в геометрическом центре города:

Доминируют в криворожском пейзаже, конечно же, рудники. Шахты с копрами — но всё-таки немного отличающиеся конструкцией от угольных:

Железная руда имеет красноватый оттенок, который хорошо виден по отвалам и по въевшейся в копры пыли. Воздух в Кривом Роге ужасен, на языке постоянно мелкая взвесь. Говорят, если ветер дует с рудников, после дождя лужи красноватые.

Рудники группируются в три больших промзоны с горно-обогатительными комбинатами и множеством небольших шахт: Южная (Южный ГОК и Новокриворожский ГОК), Северная (Северный ГОК), центральная (Центральный ГОК). ЮГОК и СГОК отличаются гигантскими карьерами до 1,5 километров в поперечнике и до 400 метров в глубину. Северный ГОК тут крупнейший — но слишком уж он далеко, поэтому более на слуху ЮГОК. Кроме того, есть ещё и Ингулецкий ГОК в 20 километрах от центра — его посёлок до 2002 года был отдельным городом. Ну а в центре находится «Криворожсталь» — крупнейший металлургический комбинат Украины (7 миллионов тонн стали в год), ныне принадлежащий крупнейшему в мире металлургическому концерну «Арселор-Миттал».
Типичный «город» в составе Кривого Рога:

Более того, в Кривом Роге и вокзалов штук пять разного калибра, а железные дороги образуют запутанную сеть — не зря одна из станций называется Мудрёная. Вот например станция Роковатая близ центральной промзоны, с которой и началось наше знакомство с Кривым Рогом — поезду до вокзала пилить ещё минут 40. Обратите внимание на красную пыль в колее:

Перед Роковатой — две парадных сталинки, а дальше хрущобы. В кадр попала и очень чуднАя маршрутка:

Самый большой вокзал — Кривой Рог-Западный, или станция Червонная. Он расположен недалеко от «Криворожстали», и по всем законам логики должен быть главным:

Но Кривой Рог-Главный почему-то выглядит так. Небольшой дореволюционный вокзал стоит на отшибе, в Долгинцевском районе, представляющем собой море частного сектора.

Зато архитектура очень интересная — вокзалов в готическом стиле на постсоветском пространстве немного. Ведь руды Кривбасса инженер Александр Поль разведал в 1881 году, что пришлось очень кстати — металлургические комбинаты на Днепре и Донбассе росли один за другим. Так что еврейское местечко (с 1860 года) Кривой Рог пошло в рост уже тогда.

Вокзал довольно оживлённый. Кстати, надписи «Не палити!» почему-то видел только на Днепропетровщине. Впрочем, Кривой Рог впечатлил нас ещё и своей языковой ситуацией. Я не знаю, насколько корректна формулировка «литературный суржик», но если таковой бывает — то в Кривом Роге говорят именно на нём. И это очень сильный контраст с русскоязычным Донбассом, да и с украиноязычной Кировоградской областью, наверное, тоже. Вообще же, не стоит забывать, что Криворожье — уже часть Правобережной Украины.

Сколько в Кривом Роге «псевдогородов» и как они расположены, я так и не разобрался. В основном они довольно однообразны и скучны, архитектурой Кривбасс очень беден, и из того, что мы видели, выделяются разве что Центрально-Городской район (о нём будет отдельный пост) и Южный. Кратенько, не претендуя на полноту, покажу те районы, где нам довелось побывать.
Для начала — то ли конструктивистское, то ли псевдоконструктивистское здание где-то между Центрально-Городским районом и соцгородом металлургов:

И небольшой, но оригинальный костёл на полпути из соцгорода к вокзалу:

В современном Кривом Роге именно соцгород и прилегающий район площади Горького (95,96,97 кварталы) служит центром. Он и геометрически близок к этому понятию, и площадь Горького — главный городской перекрёсток. Здесь находятся Дом Советов, театр, цирк, дворец молодёжи, центральный рынок, две подземные станции метротрамвая. Дом Советов достоин областных администраций:

Из Panoramio, автор sherifff.

Увы, мы осмотрели этот район лишь из окна маршрутки — но честно говоря, в архитектурном плане ничего из увиденного не впечатлило. Видно лишь то, что это самый оживленный район, торгово-деловой центр Криворожья:

Севернее, вдоль реки Саксагань, находится Саксаганский район, по которому мы даже немного погуляли от станции метротрамвая «Городская больница» до станции «Площадь Артёма». В принципе, так выглядит большая часть Кривого Рога — скопления многоэтажек на фоне красноватых отвалов:

Здесь также активно торгуют, есть и рынок, и гипермаркеты, и явный центр близ станции «Площадь Артёма»:

В первую очередь Саксагань примечательна Преображенским собором 1990-х годов — этакая каменная копия знаменитого деревянного Троицкого собора в Новомосковске.

Витражи впечатляют даже снаружи:

Высота собора — 42 метра, что вполне достойна город такого размера. Вообще же, по Кривому Рогу разбросан десяток церквей, из которых три — дореволюционные, оставшиеся от поглощённых городом сёл. Но мы помимо этого собора нашли только одну.

Ещё один район — Заречный, у станций «Заречная» и «Электрозаводская», куда мы приехали на маршрутке от Роковатой. Районы разделены не только пустырями, но и прудами:

Здесь помимо хрущоб и многоэтажек попадаются и редкие, но неплохие сталинки — вроде бы, ближе к Роковатой, чем к станции метротрамвая:

Разделение Кривого Рога на раЁны не могло не отразиться на местных нравах. Вообще, я не раз слышал мнения о Кривом Роге как об исключительно криминальном городе, и по личным впечатлениям также сложилось чувство, что агрессии тут куда больше, чем в Донбассе. То ли рудная промышленность располагает, то ли преобладание пришлого населения. Ещё в 1963 году Кривой Рог «прославился» беспорядками — масштаб был поменьше, чем в Новочеркасске, но серьёзный. А конец 1980-х породил течение «бегунов» — в Перестройку здесь кипела настоящая война между молодёжными бандами. От обычной гопоты бегуны отличались хорошей организацией и вооружением — чёткая иерархия и отбор, ежедневные тренировки, кустарное производство обрезов и ручных гранат, поставленный на поток сбор дани с тех школьников, кто не «бегал», Во главе банд стояли «рули» — атаманы и мозговые центры, имелось даже некое подобие спецслужб — «менты» занимались подбором бойцов, разведкой, выявлением предателей. Между раёнами были опять же чётко выстроенные отношения с перемирьями и военными действиями. Название бегуны получили потому, что совершали настоящие набеги отрядами от нескольких десятков до пары сотен человек. Отдельные образцы самодельных гранат не уступали боевым, а «оружейники» нередко гибли от случайных взрывов. Всего по Кривому Рогу «бегало» до десяти тысяч человек. Бегунов боялась и милиция, а бегуны милицию — не очень. И всё это абсолютно без материальной выгоды — этакая мальчишеская игра с сотнями погибших. Конец «бегунам» положили бандиты, но по крайней мере судя по форумам, ту эпоху криворожане до сих пор вспоминают со содроганием. Вот подробный рассказ о «бегунах» — читать вместе с комментариями.

Среди районов Кривого Рога мы неплохо осмотрели Южный, что расположен за «Криворожсталью» — туда от конечной станции метротрамвая мы ехали на трамвае обычном. Главная улица так и называется — Южный проспект:

А центр района — добротная сталинская площадь с двумя симметричными башнями и изумительно зелёным ДК:

Увы, в Кривом Роге даже такие здания смотрятся роскошью. Южный, подобно другим районам — как бы отдельный город, и его центр застроен в основном так (конец Южного проспекта):

Район делит пополам река Ингулец, и над домами и деревьями довлеет уже упомянутый Южный ГОК. Район со всех сторон окружают карьеры, и мы с Алиской очень хотели их увидеть:

Забегая вперёд, скажу, что нам это не удалось — теоретически, открытые подходы к карьерам есть, но при подготовке я не удосужился их проработать, а на местности никто нам, естественно, дорогу подсказывать не стал. Особенно запомнилась одна старушка, которая в ответ на вопрос «А как пройти до карьера?», разразилась примерно такой тирадой:
-Ииии, я на карьире пьядесят рокив отробила. А ви там не робили, зачем вам карьир?! Ишь яки, на карьир пройти! Ви там не робили, вам туда не надо! — а у самой сжимались кулаки, и мне показалось, что будь она не немощной старушкой, а парнем, я бы ушёл с расквашенной рожей. Нет, бабуля не приняла нас за террористов или шпионов — просто сам вопрос показался ей несусветным кощунством.
Вообще, между Ингульцем и карьером ЮГОКа время словно остановилось где-то в глухих 1960-х:

Криворожский дворик:

Школа и её обитатели:

Дом на дереве (привет vanmeetin ):

Дом недалеко от проходной карьера:

Типичный образец местного частного сектора — капитальную застройку имеет всего одна улица:

Рудничная пыль, бесконечные самосвалы, измотанные жарой и трудом люди… Здесь наваливается хорошо знакомое мне чувство своей неуместности, осознания «Меня тут быть не может!». Атмосфера эта так впечатлила нас, что мы нисколько не пожалели о том, что не увидели карьеров.

Частный сектор в пойме Ингульца, отвалы карьеров Новокриворожского ГОКа несколько севернее (кажется, к тем карьерам подойти проще). Рудничные дали:

Само собой, это далеко не весь Кривой Рог. У нас было слишком мало времени, чтобы осмотреть всё, но всё-таки думаю, что мой репортаж даёт хоть какое-то представление о городском устройстве. В следующей части — о главной достопримечательности Кривого Рога, одной из самых необычных транспортных систем постсоветского пространства.

ДОНБАСС-2011
Донбасская Роза. Общее впечатление.
Белгород.
Слободская Украина.
Харьков. Вокзал и Холодная гора.
Харьковский метрополитен.
Харьков. Полтавский шлях и окрестности.
Харьков. Университетская горка.
Харьков. Площадь Конституции и Подол.
Харьков. Пушкинская улица.
Харьков. Сумская улица.
Харьков. Площадь Свободы и окрестности.
Харьков. Канатная дорога и пагода Чук-Лам.
Харьков. Московский проспект, или Аллея Гигантов.
Изюм. Кременец-гора.
Святогорск. Лавра Донбасса.
Донбасс
Донецк. Вечерний город.
Донецк. Улица Артёма и окрестности..
Донецк. Старая Юзовка.
Донбасская глубинка. Никитовский ртутный комбинат.
Донбасская глубинка. Шахта имени Изотова.
Горловка.
Енакиево. Город столетней копоти.
Мариуполь. По центру.
Мариуполь. Вдоль моря.
Луганск. Каскад.
Луганск. Старый город.
Кривбасс
Кривой Рог. О городе.
Кривой Рог. Метротрамвай.
Кривой Рог. Старый город.

Кривой Рог . Все про Кривой Рог , Криворожский район: погода, рестораны, гостиницы, афиша.

Кривой Рог − современный индустриально-промышленный город. Он известен своей    длиной – 120 километров, занимая при этом третье место в списке самых протяженных городов мира. Причудливая форма Кривого Рога – не прихоть градостроителей. История его основания уходит в далекое прошлое. Город был основан во времена казачества в 1775 году. Согласно одной из легенд, жил в это время славный казак Рог, который из-за тяжелого ранения хромал на одну ногу. Так его и прозвали Кривым Рогом. Он построил свое жилище у пересечения двух рек – Ингульца и Саксагани. Все, кто проезжал мимо, заходил послушать его интересные рассказы. Многие начали селиться рядом. Казака давно не стало, а место так и называют – Кривой Рог.

 

Город разрастался вслед за открытием новых залежей железной руды вдоль Ингульца и Саксагани. На сегодняшний день в городе находятся шахты, металлургические предприятия, а также один из самых больших в мире открытых карьеров — Первомайск. Его длина составляет 3 километра, а глубина – 400 метров.

 

Богатство города − это не только его мощный производственный комплекс, но и значительное количество примечательных мест. Прекрасный вид на реки Кривого Рога открывается с лодочной станции, которая находится в парке им. Газеты «Правда». Летом здесь можно покататься на лодке или катамаране. Это исторический центр города. Рядом на улице Карла Маркса находится огромное количество кафе, ресторанов, развлекательных заведений, а также Музыкально-драматический театр им. Шевченка. Улица Карла Маркса упирается в площадь Освобождения – большую транспортную развязку.

 

Продвигаясь по проспекту Мира, вы увидите очень красивое многоярусное здание с высокими витражами – Георгиевскую колокольню. Далее вы попадете в современный центр города — на дорожное кольцо 95-го квартала. Это наиболее широкая часть города. Здесь находится горсовет, большинство офисов, торговых комплексов, ночных клубов, кафе, ресторанов. От кольца отходят четыре ветви: проспект Мира, Гагарина, Металлургов и улица Волгоградская. В конце проспекта Гагарина находится автовокзал, а в 10 минутах езды от него – железнодорожный вокзал “Кривой Рог-Главный”.

 

На проспекте Металлургов расположен одноименный стадион, где проводятся футбольные игры и разнообразные праздники города. Рядом находится прекрасный парк Героев, где вы сможете отдохнуть, а также насладиться красотой цветочных часов диаметром 22 метра. На их циферблате высажено более 20 тысяч цветов, которые составляют оригинальную композицию. В конце проспекта Металлургов видны огромные сооружения. Это градирни для охлаждения воды, которые являются частью промышленного предприятия “Арселор Миттал Стил”, ранее известное как “Криворожсталь”, одно из крупнейших в бывшем СССР.

 

Также на проспекте Металлургов находится станция “Метротрама”. Это единственный в Украине скоростной трамвай, линия которого местами проходит под землей. Его общая протяженность – 18 километров. Вы можете воспользоваться трамваем № 1 или №2 до  станции “Дом Советов”. Здесь находится красивый сквер и здание Горсовета. Напротив него – каскадный фонтан, который зимой украшают рождественскими гирляндами. На улице 22-го Партсъезда находится Криворожский государственный цирк. Здесь вы увидите представления мастеров циркового искусства, в том числе из других стран.

 

Улица Волгоградская ведет к площади Артема. Проехав чуть выше к площади 200-летия Кривого Рога, вашему взору откроется величественное здание в небесно-голубом цвете с золотыми куполами – Спасо-Преображенский кафедральный собор.

 

Далее дорога расширяется и ведет вдоль нескольких жилых массивов. На остановке “КРЭС” находится уникальный театр музыкально-пластических искусств “Академия движения”. Это знаменитый семейный театр, в который его режиссеры Бельские вложили всю душу. Невероятное мастерство – без единого слова передать свои чувства и идею постановки.

Насладившись прекрасными представлениями, мы направляемся к 44-му кварталу. Это место непременно стоит посетить вечером. Вся улица, дома, деревья и аллеи украшены иллюминациями и гирляндами, а музыкальный фонтан, который будто танцует в тон музыки, прекрасно дополняет романтическую атмосферу этой части города.

 

Поездка от 44-го квартала к северной части города займет около 30 минут. В микрорайоне Даманский находится Дом Культуры, а рядом – фонтан, который вечером подсвечивается разноцветными огнями. Здесь также расположенный небольшой музей под открытым небом, где можно увидеть товарный вагон и горнорудные машины, которые используются для обработки, добычи и транспортировки железной руды в открытых карьерах Кривого Рога.

 

Одним из самых красивых мест Кривого Рога является расположенный в микрорайоне Даманский Криворожский ботанический сад. Это идеальное место для прогулки. Радует глаз невероятное количество разнообразных деревьев, кустарников и цветов в сочетании с извилистыми аллеями, подвесным мостом и оригинальным ландшафтом. Прогуливаясь по парку, вы можете полюбоваться закатами на зеленых берегах водоема и насладиться тишиной и умиротворенностью. 

Джинсы

City Trouser Stetson 214 Fit Blue Denim

Щелкните изображение, чтобы открыть расширенный вид

Городские брюки Stetson Jeans

Цена
$85.00

10р

Варианты продукта


— 85 долларов США.


— 85 долларов США.


— Распроданный
— 85 долларов США.


— Распроданный
— 85 долларов США.

10р
— Распроданный
— 85 долларов США.

Брюки City Trouser — одни из наших любимых джинсов Stetson, так как они идеально сидят на фигуре благодаря небольшому комфортному эластичному джинсу прекрасного тона синего цвета. Брюки City Trouser сидят чуть ниже вашей естественной талии с умеренно облегающими бедрами и слегка расклешенными штанинами. Особенности: фирменный пояс Stetson с двумя пуговицами, застежка-молния, внутренний шов 33 дюйма, широкий низ, 2 прорезных задних кармана, 2 передних кармана, а также мягкий песок для рук и бакенбарды для идеального окрашивания. Идеально подходит для любого случая!

  • Синие джинсовые джинсы
  • Брюки
  • Бедро средней посадки
  • Слегка расклешенные штанины
  • Широкая кромка
  • Внутренний шов 33 дюйма
  • Пояс с 2 пуговицами
  • Застежка-молния
  • 2 прорезных задних кармана
  • 2 передних кармана

Размеры — 2R, 4R, 6R, 8R, 10R

Ткань — 99 % хлопок 1 % спандекс

Покрой — Брюки

Доставка —  Наш магазин расположен в Сан-Тан-Вэлли, штат Аризона, и посылки обычно отправляются в течение 1–3 рабочих дней после размещения заказа. Бесплатная доставка для всех соответствующих заказов.

Чтобы первыми увидеть наши новинки, не забудьте подписаться на нас в Facebook, Instagram, TikTok и Pinterest!

Сталелитейный завод ArcelorMittal стоимостью 14 миллиардов долларов в Кривом Роге находится в центре экономической войны России

Все это бросает тень на российскую военно-морскую блокаду трех черноморских портов в Одессе, перекрывая канал, по которому экспортируется самый ценный украинский экспорт – сталь , зерно и удобрения – однажды вышли на глобальные рынки.

«Это тщательно разработанный план», — говорит Александр Роднянский, экономический советник президента Украины Владимира Зеленского. «С тех пор, как ее блицкриг провалился, Россия перешла к стратегии медленной, мучительной смерти экономическими средствами».

Металлургический комбинат «Азовсталь» в Мариуполе полностью разрушен. Russia Defence/AP

Похоже, работает. Валовой внутренний продукт Украины в этом году упадет наполовину. Дефицит бюджета составляет 5 миллиардов долларов США в месяц, а к концу 2022 года иностранные доноры потратят не менее 27 миллиардов долларов США на выплату зарплат украинским госслужащим и солдатам, согревая их этой зимой.

Центральный банк девальвировал валюту, гривну, на 25 процентов и печатает новые деньги, чтобы купить государственный долг, в результате чего инфляция превысила 20 процентов.

«Люди не понимают, насколько это остро, и что мы на пороге валютного кризиса», — говорит Роднянский. Если это приведет к гиперинфляции, «это будет бедствие невообразимых масштабов, и мы не сможем продолжать военные действия».

Реклама

Экономический удушающий захват

Путин делает ставку на то, что щедрость Запада не безгранична — особенно с учетом того, что высокие цены на газ наносят ущерб отечественной экономике на Западе — и что сокращение экономики Украины еще больше расширит пределы того, как долго Запад будет поддерживать Киев.

Сталелитейный завод АрселорМиттал в Кривом Роге символизирует тщетные попытки Украины вырваться из удушающей хватки России, которая сопровождала ее вторжение. Заплатив 4,8 миллиарда долларов США за его покупку в 2005 году, ArcelorMittal инвестировала еще 5 миллиардов долларов США в модернизацию обширного завода площадью 7000 гектаров, построенного на одном из самых богатых месторождений железной руды в мире.

Экскаватор погружает железную руду в самосвал на карьере АрселорМиттал в Кривом Роге. Bloomberg

Планировалось потратить еще 2,5 миллиарда долларов, говорит исполнительный директор завода Мауро Лонгобардо. «Мы видели, как Украина движется в сторону Европы, и нам нужно было подготовить объект, чтобы он стал европейским», — говорит он.

Благодаря доставке угля из Казахстана через Россию четыре доменные печи, в том числе одна из крупнейших в Европе, производили 4,7 миллиона тонн стали в год. Шахтеры выкопали 11 миллионов тонн железной руды из богатого пласта, пролегающего под городом. У нее был собственный порт в Николаеве, недалеко от Черного моря, и с 26 000 сотрудников она стала вторым по величине промышленным работодателем в Украине, отправив 6 миллиардов долларов налогов в государственную казну с момента ее приобретения в 2005 году9.0003

Реклама

Сегодня некогда оживленная фабрика выглядит почти заброшенной. На прошлой неделе работала единственная доменная печь, выплавившая всего несколько тысяч тонн стали. В июне компания была вынуждена сократить заработную плату на треть.

То, что Россия поставила полностью неповрежденный сталелитейный завод на грань полной остановки, является примером экономической войны. Сидя в своем офисе в Киеве, Лонгобардо, итальянский генеральный директор, нанятый в Украине индийско-британским сталелитейным магнатом Лакшми Митталом, подробно описывает шестимесячную трансформацию из шумного и прибыльного предприятия в умирающую фирму, ожидающую решений, находящихся вне его контроля, чтобы вернуться в жизнь.

Защита «кривого рога»

Оборона Кривого Рога, что в переводе означает «кривой рог», в Украине уже стала легендой. Несмотря на то, что это родной город Зеленского, в первые дни войны он оказался без какой-либо военной защиты, и им руководил мэр Александр Вилкул, бывший вице-премьер-министр, которого когда-то считали одним из самых пророссийских политиков Украины.

Александр Вилкул, в центре, мэр украинского города Кривой Рог.

Вилкул, работавший в шахтах экспертом по взрывчатым веществам, говорит, что знал, что русские придут за стратегически важным городом, расположенным в центре, с металлургическим заводом и месторождениями железной руды. Поэтому он схватил взрывчатку из ближайшей шахты и взорвал мосты и туннель по дороге в город. Затем он заблокировал шоссе массивными грузовиками, которые использовались для перевозки руды, отрезав российскую колонну из 150 автомобилей.

Реклама

«Мы защищались, чем могли», — говорит он, демонстрируя ручной детонатор из 1970-х годов, которые он поставил на вооружение. «Линии на карте двигались быстро, и кто-то должен был взять на себя ответственность».

На заводе Лонгобардо приказал охладить доменные печи (процесс, который занимает несколько дней) и отправил весь ненужный персонал домой. «Противник был очень близко — одна бомба могла иметь катастрофические последствия, — говорит бригадир Валерий Сорухан.

Но судьба завода уже решалась далеко от Кривого Рога. На севере украинские военные взорвали железнодорожные пути из России, по которым обычно доставлялся уголь, который нагревает топки до температуры более 1500 градусов. На юге российские боевые корабли сформировали морскую блокаду после того, как украинцы заложили морские мины в порту Одессы, чтобы отразить морские десанты.

Спустя несколько месяцев Лонгобардо все еще не может прибыльно возродить завод. Он мог держать открытыми шахты по добыче железной руды, но, поскольку его собственные доменные печи были выключены, ему пришлось попытаться продать руду. «Та же проблема — даже если вы решите логистику, это будет на 100 долларов США за тонну дороже», — говорит он, приходя в бешенство, рассказывая о различных способах, которыми он пытался заставить бизнес работать, отправляя сталь и руду по железной дороге в порт в Польше. , а не через Черное море. «Со всеми этими дополнительными затратами я не могу продать без убытков даже одну тонну стали».

В какой-то момент он вышел на уровень безубыточности, а затем цены на сталь начали падать из-за остывания мировой экономики. Его продукция была еще менее конкурентоспособной — на 120 долларов США больше, чем рыночная цена для производства, и на 130 долларов США больше за тонну, чтобы доставить его покупателю.

По его словам, потребовались месяцы, чтобы смириться с неизбежным. Без Одесского порта не имело значения, что Кривой Рог был безопасным, хорошо укрепленным, а его металлургический завод все еще стоял с его рабочей силой. «Без порта в Украине нет металлургии, — говорит он. «Мы сделали все, что могли».

Реклама

Оказалось, что России не нужно было брать Кривой Рог, чтобы чуть не прикончить одного из крупнейших работодателей Украины и ее последний оставшийся крупный сталелитейный завод. По его словам, теперь, когда Мариупольский металлургический завод находится под контролем России, «мы являемся одним из крупнейших налогоплательщиков». «Если мы не будем производить, деньги не поступят правительству».

Теперь Longobardo поддерживает работу единственной доменной печи, в основном для местных украинских потребителей, и ждет либо восстановления мировых цен, либо снятия блокады Черного моря. Если ничего не произойдет, ему придется закрыть и это. Что касается 26 000 сотрудников, которые все еще получают заработную плату, он говорит, что поддержка компании «не может быть вечной».

Дипломатический лом

Блокада дала России не только экономические рычаги воздействия на Украину, но и дипломатический лом, с помощью которого можно снять некоторые строгие ограничения на собственный экспорт. В августе он начал позволять судам, перевозящим украинское зерно, участвовать в морской битве, чтобы снабжать нестабильные мировые продовольственные рынки.

Но крайне маловероятно, что Россия позволит судам, перевозящим сталь или уголь, следовать за ней – российская сталь сама по себе заблокирована на европейских рынках, а выпуск украинской стали лишает цель блокады. Москва уже пожаловалась на то, что Запад не ослабил давления на российский экспорт (это была расплата за то, что он пропустил украинское зерно), и предположила, что в ноябре она может не продлевать соглашение о продовольствии.

«Нам нужна отмена санкций», — говорит постоянный представитель России при ООН в Женеве Геннадий Гатилов. «Нам нужно, чтобы корабли заходили в российские порты, а российские корабли заходили в европейские порты».

Реклама

Стоимость физического уничтожения от российских ракет и артиллерии для экономики Украины составляет около 130 миллиардов долларов США, по оценке Киевской школы экономики в июне, из которых 26 миллиардов долларов США нанесены поврежденной деловой инфраструктуре.

«Важно не только количество повреждений; дело в том, что большая часть этой разрушенной инфраструктуры имела решающее значение для нашего экспортно-ориентированного бизнеса», — говорит Тарас Качка, младший министр экономики Украины.

«Мы пытаемся поддерживать наши транспортные системы, наши автомобильные и железнодорожные функции, и, если мы этого не сделаем, наши ключевые отрасли не смогут экспортировать свои товары или получать необходимые им ресурсы».

По мере того, как российская армия продвигается на запад, перед промышленно развитым восточным флангом Украины стоит мрачный выбор: либо оставаться на месте и рисковать разрушением, либо бежать. Вертикально-интегрированный сталелитейный завод, стоящий на пласте железной руды, не может быть перемещен — на данный момент предприятие ArcelorMittal застряло. Но другие заводы можно перевезти в другое место. Ведь многие в Украине именно так и делают.

Объявление

В мае 80-летний Краматорский завод тяжелого станкостроения, производящий колеса для поездов, токарные станки и турбины для ветряков, решил, что пора переезжать. Российские ракеты падали поблизости весь апрель, а линия фронта находилась всего в 30 километрах.