Крейсер аврора санкт петербург: Филиал музея на крейсере «Аврора»

Устройство корабля

Тактико-технические элементы корабля в настоящее время следующие:

наибольшая длина 126,8 м,

ширина 16,7 м,

осадка 5,6 м.

Водоизмещение 5760 т.

Вооружение:

152-мм орудий системы Канэ — 14,

76-мм орудий системы Лендера — 2,

салютных пушек 21К калибра 45 мм — 2.

Крейсер «Аврора» — последний корабль в серии крейсеров I ранга типа «Диана» («Паллада», «Диана» и «Аврора»), построенных в Санкт-Петербурге в 1897–1903 годах. Конструктивный тип — бронепалубный крейсер. Своей архитектурой, размещением оборудования, компоновкой помещений, конструкцией корпуса «Аврора» существенно не отличалась от бронепалубных крейсеров своего времени. Корабль имеет три палубы — верхнюю, батарейную и броневую — так называемую карапасную. По периметру броневой палубы, над ее скосами, идет платформа, обрамляющая вдоль бортов и в оконечностях ее горизонтальные участки. Еще две платформы (по одной в носовой и кормовой оконечностях) находятся в трюме. Внутреннее пространство трюма делится на отделения 13-ю поперечными переборками.

Наружная обшивка корпуса со времени постройки состояла из стальных листов толщиной 10–13 мм. Вертикальный киль высотой 1 м имел толщину 11 мм. Горизонтальный киль выполнен в два слоя: внутренний — толщиной 10–13 мм и наружный — 14–16 мм. В подводной части корпус был обшит 102-мм тиковыми досками и поверх них — медными листами толщиной 1 мм. Штевни отлили из бронзы. Второе дно простиралось от 22-го до 98-го шпангоута.

Настилы палуб и платформ имели толщину от 5 до 19 мм, во внутренних помещениях стальной настил покрывался линолеумом. Тиковые доски верхней палубы были толщиной 76 мм, палубы бака — 64 мм. Толщина тикового настила в районе шпилей равнялась 144 мм, а вокруг орудий верхней палубы, кнехтов и битенгов настелили 89-мм дубовые доски.

Броневые плиты, уложенные поверх стального настила броневой палубы, имели толщину 38 мм в горизонтальной части, на скосах 51 и 63,5 мм на скосах у борта, гласисы машинных люков — 25,4 мм. Кожухи дымовых труб, шахты элеваторов, приводы систем управления над броневой палубой прикрывались 38-мм броневой защитой. Труба из боевой рубки в центральный пост имела 89-мм стенки. Броня барбета боевой рубки и траверзный лист, прикрывавший вход в рубку, были толщиной 152 мм. За кормовой рубкой, поперек верхней палубы установили защитный траверз из 16-мм стальных листов.

Артиллерийское вооружение корабля первоначально состояло из восьми 152-мм орудий и двадцати четырех 75-мм орудий системы Канэ, восьми (установленных на марсе и мостиках) одноствольных 37-мм орудий Гочкиса и двух десантных 63,5-мм пушек Барановского. Общий боезапас 152-мм орудий составлял 1414 выстрелов и размещался в четырех погребах. Заряжание было раздельное: снаряды бронебойные, фугасные и шрапнельные массой 41,4 кг и пороховой заряд в гильзах. Унитарные патроны к 75-мм орудиям (снаряды только бронебойные массой 4,9 кг) общим количеством 6240 штук хранились в восьми погребах. Боезапас 37-мм пушек и пушек Барановского составлял соответственно 3600 и 1440 патронов. Беседки со снарядами и гильзами к 152-мм орудиям и беседки с патронами к 75-мм орудиям при помощи лебедок с электрическими приводами через элеваторы подавались на верхнюю и батарейную палубы и по монорельсовым направляющим развозились к орудиям. Системы управления артиллерийским огнем изготовили на Петербургском электромеханическом заводе «Н. К. Гейслер и К°».

Вооружили крейсер и торпедными аппаратами: одним надводным в форштевне и двумя, установленными побортно, подводными. Боезапас составлял восемь 381-мм самодвижущихся мин Уайтхеда (торпед) образца 1898 года. В минное вооружение включались и сферические мины заграждения: 35 хранившихся в трюме мин предназначались для постановки с плотиков или гребных шлюпок и  паровых катеров корабля.

Крейсер имел три паровые трехцилиндровые машины тройного расширения суммарной мощностью 11 610 л. с., которые обеспечивали скорость хода 19,2 уз (35,6 км/ч). Движителями являлись три трехлопастные бронзовые винта диаметром 4,1 м. Средний винт имел левое вращение, крайние винты вращались «внутрь»: правый — влево, левый — вправо.

Двадцать четыре паровых котла системы Бельвиля (впоследствии замененные на котлы Бельвиля-Долголенко) размещались в трех котельных отделениях. Общая нагревательная поверхность котлов — 3355 кв. м, рабочее давление — 17,2 атмосферы. Над каждым из котельных отделений устанавливалась дымовая труба диаметром 2,7 м и высотой от уровня колосниковых решеток 27,4 м.

Корабельные цистерны вмещали 332 т пресной воды для котлов и 135 т для бытовых нужд. Запас воды пополнялся двумя опреснительными установками системы Круга суммарной производительностью 60 т воды в сутки.

Топливо для котлов размещалось в находящихся в междубортном пространстве у котельных отделений 24 угольных ямах. Между броневой и батарейной палубами вдоль машинных отделений в восьми угольных ямах хранился запас топлива. Нормальный запас угля составлял 800 т, полный — 972 т, которого хватало на 4000 миль плавания со скоростью 10 уз.

Крейсер оснастили паровыми динамо-машинами общей мощностью 336 кВт, вырабатывавшими постоянный ток напряжением 105 В. Основными потребителями электроэнергии были шпилевая и рулевая машины, вентиляторы систем вентиляции, лебедки элеваторов, грузовых стрел и выгрузки шлака из котельных отделений, прожекторы, лампы накаливания, стиральная машина и тестомешалка. Электрический рулевой привод для «Авроры» изготовила фирма «Симменс и Гальске». Вращение баллера руля осуществлялось паровой машиной или вручную. Посты управления рулевыми приводами находились в ходовой и боевой рубках, центральном боевом посту, на кормовом мостике, в румпельном отделении. Перо руля изготовили из бронзовой рамы, заполненной тиковым деревом, защищенным поверх тонколистовой медью.

Выборка якорных цепей и швартовных концов осуществлялась двумя якорными и двумя швартовными шпилями, приводившимися во вращение электрической шпилевой машиной. Первоначально предусматривалось оснастить корабль адмиралтейскими якорями массой 4,6 т, но в 1898 году приняли решение использовать более современные якоря Холла. «Аврора» стала первым крупным кораблем отечественного флота, оснащенным якорями этой системы.

В состав шлюпочного вооружения входили два паровых катера, по одному 18- и 16-весельному баркасу, по одному 14- и 12-весельному катеру, по два 6-весельных вельбота и яла. Они подвешивались на шлюпбалках, крепившихся к корпусу корабля.

На корабле была установлена водоотливная система суммарной производительностью 2900 т в час, а также другие общепринятые судовые системы и устройства. По уровню механизации и электрификации оборудования крейсера типа «Диана», к которому относилась «Аврора», превосходили ранее построенные в России корабли этого класса.

Корабельные жилые помещения рассчитывались на 570 человек экипажа, а также на флагмана соединения и офицеров его штаба.

Боевой путь

Под командованием капитана 1 ранга И. В. Сухотина крейсер «Аврора» осенью 1903 года направился в составе отряда контр-адмирала А. А. Вирениуса на Дальний Восток, но в связи с начавшейся Русско-японской войной был возвращен в Россию с Красного моря. Вторым командиром «Авроры» стал капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев — опытный моряк, много плававший в водах Дальнего Востока и до назначения на «Аврору» командовавший четырьмя кораблями.

«Аврора» была зачислена в состав 2-й Тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского, которая в сентябре 1904 года вышла на выручку осажденного японцами Порт-Артура. Плавание проходило в тяжелых навигационно-климатических условиях и сопровождалось многочисленными погрузками угля в открытом море, которые выполнялись всем экипажем корабля, в том числе и офицерами. Во время угольных погрузок корабельный оркестр, подбадривая команду, играл бравурные мелодии. «Аврора» неизменно принимала рекордные двойные количества угля — до 1300 т, за что даже удостоилась похвалы скупого на поощрения командующего эскадрой. В декабре 1904 года Порт-Артур пал, и корабли эскадры Рожественского получили приказ прорываться во Владивосток.

Совершив героический переход в 18 тысяч миль (более 33 тысяч км), корабли 2-й Тихоокеанской эскадры в Корейском проливе, у островов Цусима, встретились с японским флотом. Несмотря на стойкость, мужество и героизм моряков, русская эскадра была разгромлена. «Аврора» в бою защищала транспорты, получила ряд тяжелых повреждений и была вынуждена вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» повернуть на юг, к Филиппинским островам. В Цусимском бою геройской смертью погибли командир «Авроры» — капитан 1 ранга Евгений Романович Егорьев и 14 матросов, ранения получили 83 моряка. Несмотря на полученные повреждения, крейсер сохранил плавучесть, остойчивость и ход.

В порту Манила на Филиппинских островах «Аврора», «Олег» и «Жемчуг» были интернированы американской колониальной администрацией до конца войны. Боевые повреждения наскоро отремонтировали, чтобы обеспечить возвращение кораблей в Россию.

Во время Первой мировой войны крейсер «Аврора» прошел модернизацию и перевооружение. Боевая мощь корабля существенно повысилась. Количество 6-дюймовых (152-мм) орудий главного калибра в 1915 году увеличилось с 10 до 14.

«Аврора» принимала участие в Первой мировой войне в составе 2-й бригады крейсеров Балтийского флота. В нее входили корабли, построенные накануне Русско-японской войны, впоследствии модернизированные. «Аврора» обеспечивала деятельность главных сил флота, несла дозорную службу, выполняла прикрытие дозоров, минных постановок и действий тральных сил, осуществляла противовоздушную оборону баз флота. Малая скорость хода препятствовала ее использованию в дальних операциях.

Действия экипажа «Авроры» способствовали успешным операциям легких сил Балтийского флота против германских кораблей на Балтийском море и поддержке операций русской 12-й армии в борьбе с сухопутными силами противника на побережье Рижского залива в 1915–1916 годах.

Осенью 1916 года «Аврора» была поставлена на ремонт в Петрограде, на Адмиралтейский, затем Франко-Русский завод. Здесь крейсер оказался в гуще событий Февральской революции 1917 года. Команда присоединилась к восставшим рабочим. Одной из первых жертв Февральской революции в Петрограде стал командир «Авроры», опытный моряк, капитан 1 ранга Михаил Ильич Никольский. Он отказался нести красный флаг и был убит выстрелами из винтовки.

В период правления Временного правительства матросы «Авроры» включились в революционное движение, участвовали в демонстрации 4 июля 1917 года. Во время корниловского мятежа (25–31 августа) сводная рота авроровцев по решению Центрофлота в течение трех дней несла охрану Зимнего дворца.

К концу 30-х годов крейсер «Аврора» окончательно устарел, и в мае 1941 года народный комиссар Военно-Морского Флота СССР, адмирал Н. Г. Кузнецов подписал приказ о присвоении наименования «Аврора» одному из новых крейсеров проекта 68, намеченных к закладке в 1941 году. «Аврору» ожидала участь сдачи на слом, но этому помешало начало Великой Отечественной войны, и крейсер продолжал флотскую службу в качестве плавучей базы подводных лодок.

Когда войска немецко-фашистской группы «Север» в сентябре 1941 года оказались на ближайших подступах к Ленинграду, с «Авроры» сняли девять 130-мм орудий. Их установили между Дудергофом (пос. Можайский) и Киевским шоссе на позиции протяженностью 12 км. Боевые расчеты этих орудий почти все погибли в боях, но задержали продвижение противника, нанеся ему огромные потери в живой силе и технике. В память о героях-артиллеристах батареи «А» («Аврора») сооружены мемориалы у Вороньей горы и Киевского шоссе. Часть орудий меньшего калибра была снята с крейсера и передана в июле 1941 года на корабли Чудской военной флотилии. Одно 130-мм орудие с «Авроры» установили на бронепоезде «Балтиец», который успешно громил врага на подступах к Ленинграду.

Сама же «Аврора» почти всю войну находилась в военном порту Ораниенбаума (ныне г. Ломоносов). В сентябре 1941 года боевые расчеты оставшихся на крейсере артиллерийских установок отражали ожесточенные налеты авиации противника. От попаданий вражеских снарядов и авиабомб корабль получил многочисленные подводные и надводные пробоины. Возникла угроза, что крейсер, получивший крен 23°, ляжет на правый борт и затонет. Мужественные и решительные действия личного состава спасли положение. Открыв кингстоны противоположного борта и притопив корабль, моряки на ровном киле поставили его на грунт. В сентябре 1944 года «Аврору» подняли и перевели для ремонта в Ленинград.

Крейсер Аврора, Санкт-Петербург, Россия

Аврора — защищенный крейсер, в настоящее время охраняемый как корабль-музей в Санкт-Петербурге. На крейсере произошло одно из первых происшествий Октябрьской революции в России.

«Аврора» — один из трёх крейсеров типа «Паллада», построенных в Санкт-Петербурге для службы на Тихоокеанском Дальнем Востоке. Все три корабля этого класса служили во время русско-японской войны. Второй корабль, «Паллада», был потоплен японцами в Порт-Артуре в 1919 г.04. Третий корабль, «Диана», был интернирован в Сайгоне после битвы в Желтом море. «Аврора» входила в состав русской 2-й Тихоокеанской эскадры, сформированной в основном из состава Балтийского флота России, которая была отправлена ​​из Балтийского моря в Тихий океан под командованием вице-адмирала Зиновия Рожественского. По пути на Дальний Восток она получила легкие повреждения от беспорядочного дружественного огня в инциденте с Доггер-банком.

27 и 28 мая 1905 года «Аврора» вместе с остальной русской эскадрой участвовала в Цусимском сражении. В ходе боя командование крейсером принял раненый старший офицер корабля капитан 2 ранга Аркадий Константинович Небольсин. После этого «Аврора», прикрывая другие, гораздо более тихоходные русские корабли, под командованием контр-адмирала Оскара Энквиста, с двумя другими русскими крейсерами прорвалась в нейтральную Манилу, где была интернирована. В 1906 «Аврора» вернулась на Балтику и стала курсантским учебным кораблем. С 1906 по 1912 год крейсер побывал в ряде других стран; в ноябре 1911 года корабль находился в Бангкоке в рамках торжеств в честь коронации нового короля Сиама.

Во время Первой мировой войны корабль действовал в Балтийском море. В 1915 году ее вооружение было изменено на четырнадцать 152-мм орудий. В конце 1916 года корабль перевели в Петроград (переименованный в Санкт-Петербург) для капитального ремонта. Город был полон революционного брожения, и часть ее экипажа присоединилась к 1917 февраля Революция. На корабле был создан революционный комитет, капитаном которого был избран Александр Белышев. Большая часть экипажа присоединилась к большевикам, готовившимся к коммунистической революции.

Согласно советской исторической версии, 25 октября 1917 года «Аврора» отказалась выполнить приказ о выходе в море, что спровоцировало Октябрьскую революцию. В этот день в 21:45 холостой выстрел из полубака возвестил о начале штурма Зимнего дворца, который должен был стать последним эпизодом Октябрьской революции. Экипаж крейсера якобы принимал участие в той атаке.

В 1922 году «Аврора» снова была введена в строй в качестве учебного корабля. Во время Великой Отечественной войны орудия были сняты с корабля и использовались при сухопутной обороне Ленинграда. Сам корабль стоял в порту Ораниенбаума и неоднократно подвергался артиллерийским обстрелам и бомбардировкам. 30 сентября 1941 г. получил повреждения и затонул в гавани. После капитального ремонта в 1945 — 1947 годах «Аврора» постоянно стояла на якоре на Неве в Ленинграде как памятник Великой Октябрьской социалистической революции, а в 1957 году стала кораблем-музеем. с 1956 по сегодняшний день на крейсере «Аврора» побывало 28 миллионов человек.

Ссылки:

  • Википедия
  • Основные исторические места в Санкт-Петербурге
  • Музеи России

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге

Iora — крейсер ХХ века, крейсер XX века, Iora a — военный корабль класса XX века, Iora aur aur который является символом Октябрьской революции 1917 года и уникальным памятником истории России.

Крейсер принимал участие в трех войнах, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 и был кузницей для подготовки нескольких поколений морских офицеров.

Сегодня это корабль-музей с экспозицией в нескольких залах, расположенный в центре Санкт-Петербурга.

Крейсер первого ранга «Аврора» заложен на Новоадмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге 23 мая 1897 г. 11 мая 1900 г. спущен на воду крейсер, а 16 июля 1903 г. боевые корабли Российского Императорского флота вошли в состав Балтийского флота.

Это был последний корабль в серии крейсеров типа «Диана I» («Паллада», «Диана» и «Аврора»).

Крейсер назван в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося во время обороны Петропавловска-Камчатского в годы Крымской войны.

Во время русско-японской войны крейсер «Аврора» участвовал в походе Второй Тихоокеанской эскадры, завершившемся Цусимским сражением. В 1906-1914 годах крейсер выполнял функции учебного корабля, совершая дальние заграничные походы. Также «Аврора» участвовала в боевых действиях на Балтийском море во время Первой мировой войны.

Холостой выстрел с «Авроры» 25 октября 1917 года стал сигналом к ​​началу штурма Зимнего дворца (матросы крейсера участвовали в Октябрьском вооруженном восстании). Сегодня рядом с этим местом на Английской набережной Санкт-Петербурга установлена ​​стела с надписью о событии (находится напротив особняка Румянцева ). Так крейсер стал одним из главных символов Октябрьской революции.

В 1941-1944 крейсер участвовал в Великой Отечественной войне и героической обороне Ленинграда.

С 17 ноября 1948 года после ремонта крейсер «Аврора» стоит на постоянной стоянке на Петроградской набережной у истока Большой Невки в центре Санкт-Петербурга.

В 1956 году на крейсере «Аврора» был открыт музей кораблей. Музей на крейсере существует и сегодня.

Стелла у крейсера Аврора на Петроградской набережной

Тактико-технические элементы корабля на данный момент следующие: длина наибольшая 126,8 м, ширина 16,7 м, осадка 5,6 м; водоизмещение – 5760 тонн; Вооружение : 152-мм орудий системы Кане — 14, 76-мм орудий системы Лендера — 2, салютных орудий 21К калибра 45 мм — 2. посвященный крейсеру и его истории размещен в нескольких залах, в том числе как участнику трех войн: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной.

Зал № 1 – это история крейсера «Аврора», расположенного на месте, где раньше находились карцер, боцманская служба и другие подсобные помещения.

Здесь представлены картины художников-маринистов Центрального военно-морского музея, изображающие важнейшие этапы боевого пути корабля. У носовой переборки установлена ​​диорама, изображающая корабли революционной эскадры, которую возглавлял крейсер «Аврора» на Неве вечером 25 октября 19 года.17.

В зале представлены военно-морские флаги дореволюционного и советского периодов, под которыми «Аврора» бороздила моря и океаны с 1903 года, в том числе дважды украшенный Военно-морской флаг и поварское знамя, которым корабль был награжден в 1924 году.

Зал №2 — Служба и быт личного состава ВМФ России на рубеже 19-20 веков (на примере крейсера «Аврора»).

Экспозиция представлена ​​на аккумуляторной палубе корабля, где когда-то располагались каюты матросов.

Экипаж «Авроры» состоял из 570 человек: 20 офицеров и 550 нижних чинов. Офицеры размещались в каютах кормовой части корабля, а матросы жили в полубаке и спали на подвесных нарах, которые можно увидеть на выставке. Здесь же матросы ели, сидя за подвесными столами.

В витринах зала находятся личные вещи экипажа корабля, а особое внимание привлекают шпили для выборки якорной цепи, которые приводились в действие вручную или с помощью электричества.

— История «Авроры» конца 19 — начала 20 веков, в которой представлены материалы, рассказывающие об организации морского ведомства в России со второй половины 19 века до начала 20 века.

В зале представлены фотографии промышленных предприятий, принимавших участие в строительстве кораблей Российского флота. Показано строительство броненосных кораблей, развитие крейсерских сил, начиная с 1860-х до середины 189-х гг.0 с. Приводятся сведения о пополнении Российского флота по кораблестроительным программам 1895 и 1898 годов. Рассказывается о проектировании и постройке крейсеров типа «Диана».

В экспозиции зала представлены материалы, посвященные переходу 2-й Тихоокеанской эскадры на Дальний Восток и Цусимскому сражению 14-15 мая 1905 г. , в котором «Аврора» участвовала в составе второй эскадры крейсеров. В ходе боя погиб героической смертью командир «Авроры» капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев. В зале экспонируется его уникальный фотопортрет в раме из обожженных палубных досок и скрученного металла.

Также в зале материалы о возвращении «Авроры» в Россию, модернизации крейсера по опыту Русско-японской войны, переоборудовании в учебный корабль, о ее обучении и дальних плаваниях.

Представляют интерес также сведения об организации церковных служб на кораблях Российского Императорского флота и о корабельных священниках, в частности, на примере крейсера «Аврора».

Зал №4 — Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война, служба крейсера «Аврора» в межвоенный период.

В экспозиции зала представлены материалы о русском судостроении, морской науке накануне Первой мировой войны, участии крейсера «Аврора» в событиях этой войны, в Февральской и Октябрьской революциях 1917 г. и службе на корабль в советское время до начала Великой Отечественной войны.

Зал № 5 — Великая Отечественная война. Крейсер «Аврора» в послевоенное время. Учебная база Ленинградского Нахимовского военно-морского училища. Ремонтно-восстановительные работы на крейсере «Аврора».

Экспозиция зала посвящена участию «Авроры» в Великой Отечественной войне и обороне Ленинграда, а также послевоенному восстановлению крейсера и его службе в составе флота до настоящего времени.

В зале представлены материалы, посвященные героям войны «Аврора», нахимовскому экипажу на «Авроре», а также многочисленные ремонты и модернизации корабля. На стендах представлен фотоколлаж на тему службы крейсера «Аврора» в разные годы и фотографии побывавших на корабле знаменитостей.

Зал №6 — «Аврора» — корабль-музей. Подарки крейсеру. Голографические копии моделей кораблей.

В экспозиции зала представлены подарки крейсеру «Аврора» и голографические копии моделей кораблей из коллекции ЦВММ. Здесь также проходят временные выставки.

Зал № 7 — открытый склад, где находится иконостас реконструированной корабельной церкви «Аврора», а также материалы с видами морских соборов Санкт-Петербурга.

Зал № 8 — История военно-морской медицины.

Зал № 9 — исторический хирургический пост.

К июлю 2018 года, по архивным фотографиям и рисункам, православный корабельный храм, упраздненный в 1917, был восстановлен на «Авроре». В церковные праздники и выходные здесь проходят богослужения.

Практическая информация

Помимо музейной экспозиции, на крейсере «Аврора» проходит цикл лекций по истории Российского флота.

Крейсер «Аврора» является филиалом Центрального военно-морского музея имени Императора Петра Великого.

Вход в музей крейсера Аврора платный. Кассы расположены возле крейсера. Билеты также можно приобрести онлайн на сайте музея.