Коттедж петергоф александрия: Дворец «Коттедж» / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

Дворец «Коттедж» / Государственный музей-заповедник «Петергоф»

1 этап постройки: 1826-1829, архитектор А. А. Менелас (1753-1831)

2 этап постройки: 1841-1842, архитектор А. И. Штакеншнейдер (1802-1865)

В середине XVIII века увлечение Средневековьем, связанное с началом романтического движения в Англии, быстро распространилось по всему миру и дало жизнь новому стилю – неоготике. Коттедж – главная постройка парка «Александрия» – выполнен именно в этом стиле.

Вступив на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору А. Менеласу построить неподалеку от парадного Петергофа «сельский домик» в духе английских загородных вилл. Он создавался для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров, и стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.

Здание получилось необычным для своего времени. Со всех сторон его окружают балконы, террасы с ажурной чугунной аркадой, увитой зеленью. За плоскости стен выступают окна-эркеры с переплетом в виде стрельчатых арок. Перед живописным домом расположен очаровательный садик.

В 1829 году император подарил усадьбу Александре Федоровне, и в ее честь назвал поместье «Александрией». Белая роза была любимым цветком императрицы, поэтому розы в «Александрии» были представлены бесчисленным многообразием форм, сортов и оттенков. Даже герб «Александрии», придуманный по просьбе Николая I поэтом В. А. Жуковским, изображал синий геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок белых роз. Жуковский придумал и девиз: «За веру, царя и отечество». Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, которые и по сей день хранятся в Коттедже.

В начале сороковых годов XIX века архитектор А. И. Штакеншнейдер пристроил к Коттеджу столовую с открытой террасой, украшенной изящным мраморным фонтаном, выполненным Фелицией де Фово. В нише северной стены дворца находится скульптура «Мадонна с младенцем» работы И. П. Витали.

Неоготический стиль проявился не только в архитектуре, но и в убранстве интерьеров. Характерный готический орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и крестоцветов использован в лепном декоре, росписях, в оформлении мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. Коллекция живописи дворца включает произведения выдающихся отечественных художников: И. К. Айвазовского, О. А. Кипренского, С. Ф. Щедрина, М. Н. Воробьева, Т. А. Неффа, Ф. А. Моллера.

Коттедж интересен и многочисленными семейными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и об исторических событиях эпохи. В стену вестибюля вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он принимал участие. Серебряная люстра в Большой приемной была подарком к серебряной свадьбе супругов от немецких родственников императрицы. Люстра представляет собой ажурную корзину, увитую гирляндой с 25 розами, по числу счастливых лет, прожитых вместе. О том, что семья занимала важное место в жизни императора, напоминают скульптурные портреты супруги и детей в его Кабинете.

Коттедж – уникальный памятник эпохи романтизма, сохранившийся до наших дней без перестроек и более поздних наслоений. Интерьеры дворца, наполненные подлинными вещами, воскрешают атмосферу семейного уюта и тепла. По собственному выражению Николая I, он хотел быть здесь не императором, а «мужем петергофской помещицы», а его супруга Александра Федоровна признавалась, что здесь она «была счастлива, как нигде больше».

Дворец Коттедж в Петергофе: описание, история, фото

 

Архитектурные особенности дворца

К середине 18 века стало особенно популярной стилистика средневековья, в этот период зарождается неоготика. Это архитектурное направление в полной мере воплотилось во всей композиции Александрии, а особенно в её главном дворце Коттедже.

В 1826 – 1829 годах шотландский архитектор Адам Менелас начинает работу над проектом дворца, по приказу Николая I. Император хотел увидеть в Александрии настоящий «сельский домик». Балконы, окна-эркеры, ажурные арки передают невероятную живость и лёгкость дома.

Второй этап в формировании облика Коттеджа начинается в 1841 году, когда архитектор Андрей Штакеншнейдер спроектировал столовую с открытой террасой, которая была украшена изящным фонтаном.

 

История

Супруга Николая I Александра Федоровна не любила пышные дворцы, ей был чужд помпезный дух Петродворца. Именно поэтому император решил создать для неё идиллическое место, в котором можно было отдыхать душой. Императрица очень увлекалась рыцарскими романами, что несомненно повлияло на облик коттеджа.

Особняк стал интимным и очень личным пространством четы Романовых. Здесь они могли быть обычными людьми: простой семьёй, далёкой от всех тягот государственной власти. Для потомков Николая I дворец также оставался любимой загородной дачей, в которой можно спрятаться от суеты.

После революции здесь организовали музей, в котором были экспозиции, посвященные западноевропейскому искусству 19 века.

В годы войны большая часть коллекций была утеряна. В Коттедже фашисты разместили медицинский пункт. Послевоенная реставрация проходила под руководством самой Ирины Бенуа и успешно завершилась в 1978 году.

 

Залы и интерьеры

Неоготический стиль был отражен не только в архитектуре фасадов, но и в интерьерных решениях. Оформление залов выполнялось под руководством декоратора Джованни Батиста Скотти. Вы увидите готические орнаменты на потолочной лепке, ими украшены предметы мебели и паркет. Каждая композиция лепных панно неповторима и нигде не используется дважды. Атмосфера дворца переносит вас в романтичную рыцарскую эпоху.

 

⚜ Помещения первого этажа предназначались для императрицы: Прихожая (Вестибюль), Опочивальня, Кабинет, Гостиная, Библиотека, Приемная, Малая приемная;

⚜ на втором этаже расположились десять комнат. Именно здесь был кабинет Николая I, комнаты  его дочерей и покои  будущего императора  Александра II;

⚜ на третьем этаже вы найдёте Морской кабинет с роскошным балконом и комнаты придворного персонала;

⚜ центр композиции Коттеджа украшен чугунной лестницей с изящными фигурными перилами. Она связывает между собой все этажи и комнаты.

 

Прогуливаясь по Коттеджу невольно понимаешь почему императрица Александра Фёдоровна признавалась, что «здесь счастлива, как нигде». Готическое очарование и домашний уют создают удивительное настроение, полное вдохновения и покоя. Поверьте, посещение этого волшебного дворца запомнится вам надолго.

Коттеджный дворец и парк «Александрия», Петергоф

К востоку от главного парка Петергофа раскинулся ландшафтный парк в английском стиле, названный в честь Александры Федоровны, жены Николая I. Первоначально разделенный между фаворитами Петра Великого, в том числе Александром Меншикова, начавшего строить здесь дворец незадолго до того, как он был опозорен и сослан, земля использовалась как царское охотничье угодье большую часть 18 го века, а затем оставлена ​​на произвол судьбы после переезда двора в Царское Село.

  • Коттеджный дворец в парке Александрия в Петергофе

  • Фермерский дворец в Александрийском парке

  • Разрушенный мост в парке Александрия в Петергофе

  • Готический колодец в Александрийском парке

В 1825 году земля была передана Николаю I, который поручил шотландскому архитектору и ландшафтному дизайнеру Адаму Менелаусу создать усадьбу в английском стиле с дворцом-коттеджем и фермой. Отчасти это было уступкой Александре, бывшей Шарлотте Прусской, которая находила пышность и величие придворной жизни угнетающими и навязчивыми. Коттеджный дворец был завершен в 1829 году., и стал постоянной летней резиденцией царской семьи.

Необычный проект Менеласа позволил создать здание, которое в равной степени представляет собой приморскую виллу, готический замок и английский фермерский дом, но, тем не менее, чрезвычайно элегантно, с рядом очаровательных декоративных деталей. Интерьеры дворца свидетельствуют о личных вкусах не только Николая и Александры, но и их детей и внуков. Особенно впечатляют живописные фрески вокруг лестницы, изображающие готические арки и своды, и Морской кабинет Николая, из которого открывается великолепный вид на Финский залив.

В очаровательном беспорядочном парке вокруг Дворца Коттедж есть еще несколько интересных зданий, в том числе руины Никольского Фермерского Дворца, где любил проводить свободное время Александр II, и небольшая неоготическая церковь Александра Невского, бывшая позже частная часовня Романовых.

Александрия Парк:

Режим работы: Ежедневно, с 9:00 до 22:00.
Вход: с 9:00 до 17:00: 150,00 руб. с 17:00 до 22:00: бесплатно
Фото и видео: Бесплатно

Cottage Palace:

Открыто: Май по сентябрь: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. С октября по апрель: четверг, суббота и воскресенье, с 10:30 до 17:00. Последний вход в 16:00. 2 Готическая Капелла (Часовня):

Открыто: С мая по сентябрь: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. С октября по апрель: требуется предварительное бронирование
Вход: 150,00 руб.
Фото и видео: запрещено

Коттеджный дворец / ГМЗ «Петергоф»

1826-1829, арх. А.А. Менелавс

1841-1842 гг. , арх. А.И. Stackenschneider

В середине XVIII века растущий интерес к Средневековью, связанный с началом романтического движения в Англии, быстро распространился по миру и дал жизнь новому неоготическому стилю. В этом стиле выполнен Коттеджный дворец – главное здание парка Александрия.

Взойдя на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору А. Менеласу построить «сельский дом» в духе английских загородных вилл недалеко от величественного Петергофа. Он был создан для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров. Дом стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.

Здание получилось необычным для своего времени. Со всех сторон его окружают балконы-террасы с ажурной железной аркадой, заросшие зеленью. Эркеры выступают из стены, поверхности со створками в виде стрельчатых арок. Перед живописным домом разбит очаровательный сад.

В 1829 году император подарил имение Александре Федоровне и в ее честь назвал имение «Александрия» . Белые розы были любимыми цветами императрицы, поэтому розы в «Александрии» были представлены в бесчисленном множестве форм, сортов и оттенков. Даже герб «Александрия» , придуманный по заказу Николая I поэтом В. А. Жуковским, изображал голубой геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок из белых роз. Жуковский тоже придумал девиз: «За Веру, Царя и Отечество». Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, хранящихся во дворце Коттедж по сей день.

В начале 1840-х годов архитектор А. Штакеншнейдер построил примыкающую к Коттеджному дворцу столовую с открытой террасой, украшенную изящным мраморным фонтаном работы Фелиции де Фово. В нише северной стены дворца установлена ​​скульптура «Мадонна с младенцем» , работа И.П. Виталий.

Неоготический стиль проявлялся не только в архитектуре, но и в отделке интерьеров. Характерный орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и наверший использовался в лепных украшениях, росписях, в оформлении мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. В коллекцию дворцовой живописи входят работы выдающихся русских художников: И.К. Айвазовский, О. А. Кипренский, С. Ф. Щедрин, М. Н. Воробьев, Т. А. Нефф, Ф. А. Моллер.

Дворец Коттедж интересен еще и многочисленными фамильными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и исторические события эпохи. Внутри стены вестибюля вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он участвовал. Серебряная люстра в Большой приемной была подарком на серебряную свадьбу супругов от немецких родственников императрицы. Люстра представляет собой ажурную корзину, обвитую гирляндой из двадцати пяти роз, по числу счастливых лет вместе. Тот факт, что семья занимала важное место в жизни императора, представлен скульптурными портретами его жены и детей в его кабинете.

Коттеджный дворец – уникальный памятник эпохи романтизма, сохранившийся до наших дней, без каких-либо реконструкций и позднейших пристроек. Интерьеры дворца, наполненные аутентичными предметами, создают атмосферу семейного тепла и уюта.

Проект Z74 © 2021