Содержание
Дворец Коттедж в Петергофе: описание, история, фото
Архитектурные особенности дворца
К середине 18 века стало особенно популярной стилистика средневековья, в этот период зарождается неоготика. Это архитектурное направление в полной мере воплотилось во всей композиции Александрии, а особенно в её главном дворце Коттедже.
В 1826 – 1829 годах шотландский архитектор Адам Менелас начинает работу над проектом дворца, по приказу Николая I. Император хотел увидеть в Александрии настоящий «сельский домик». Балконы, окна-эркеры, ажурные арки передают невероятную живость и лёгкость дома.
Второй этап в формировании облика Коттеджа начинается в 1841 году, когда архитектор Андрей Штакеншнейдер спроектировал столовую с открытой террасой, которая была украшена изящным фонтаном.
История
Супруга Николая I Александра Федоровна не любила пышные дворцы, ей был чужд помпезный дух Петродворца. Именно поэтому император решил создать для неё идиллическое место, в котором можно было отдыхать душой. Императрица очень увлекалась рыцарскими романами, что несомненно повлияло на облик коттеджа.
Особняк стал интимным и очень личным пространством четы Романовых. Здесь они могли быть обычными людьми: простой семьёй, далёкой от всех тягот государственной власти. Для потомков Николая I дворец также оставался любимой загородной дачей, в которой можно спрятаться от суеты.
После революции здесь организовали музей, в котором были экспозиции, посвященные западноевропейскому искусству 19 века.
В годы войны большая часть коллекций была утеряна. В Коттедже фашисты разместили медицинский пункт. Послевоенная реставрация проходила под руководством самой Ирины Бенуа и успешно завершилась в 1978 году.
Залы и интерьеры
Неоготический стиль был отражен не только в архитектуре фасадов, но и в интерьерных решениях. Оформление залов выполнялось под руководством декоратора Джованни Батиста Скотти. Вы увидите готические орнаменты на потолочной лепке, ими украшены предметы мебели и паркет. Каждая композиция лепных панно неповторима и нигде не используется дважды. Атмосфера дворца переносит вас в романтичную рыцарскую эпоху.
⚜ Помещения первого этажа предназначались для императрицы: Прихожая (Вестибюль), Опочивальня, Кабинет, Гостиная, Библиотека, Приемная, Малая приемная;
⚜ на втором этаже расположились десять комнат. Именно здесь был кабинет Николая I, комнаты его дочерей и покои будущего императора Александра II;
⚜ на третьем этаже вы найдёте Морской кабинет с роскошным балконом и комнаты придворного персонала;
⚜ центр композиции Коттеджа украшен чугунной лестницей с изящными фигурными перилами. Она связывает между собой все этажи и комнаты.
Прогуливаясь по Коттеджу невольно понимаешь почему императрица Александра Фёдоровна признавалась, что «здесь счастлива, как нигде». Готическое очарование и домашний уют создают удивительное настроение, полное вдохновения и покоя. Поверьте, посещение этого волшебного дворца запомнится вам надолго.
Парк «Александрия» в Петергофе — стоимость входа в парк, официальный сайт
Главная / Россия / Петергоф / Парк «Александрия»
Парк Александрия входит в историко-ландшафтный комплекс Петергофа и занимает часть его территории восточнее Нижнего парка. Местные луга, леса и овраги в былые времена использовались не только для прогулок, но и для охоты. Сегодня зелёная зона Александрии признана одним из лучших образцов русской парковой архитектуры образца XIX в., в которой органично сочетаются естественные для этой широты деревья и кустарники с экзотическими растениями.
На протяжении длительного времени — с 1830 по 1917 гг. — Александрия в Петергофе служила летней резиденцией для четырёх поколений самодержцев России. На верхних террасах паркового ансамбля до наших дней сохранились загородные особняки династии Романовых: Фермерский дворец, императорский Коттедж с Капеллой, в прибрежной зоне Финского залива — руины Нижней дачи, принадлежавшей Николаю II. В исторических зданиях находятся музеи, открытые для посещения круглый год, на открытых площадках в туристический сезон проводятся спортивные состязания, реконструкции средневековых рыцарских турниров, фестивали музыки и изобразительного искусства.
История возникновения парка «Александрия» в Петергофе
Изначально земли восточнее Большого дворца в Петергофе были подарены Петром I Александру Меншикову. Сподвижник российского императора начал строительство своей загородной резиденции Монкураж — «Моя отвага», но вскоре попал в опалу и дворец так и остался незавершённым. В таком виде замок с окрестными землями в 1727 г. перешёл к князьям Долгоруким. Однако у новых владельцев не возникло никакого желания обустраивать территорию, и долгое время она оставалась бесхозной.
Первой венценосной собственницей Александрии стала Анна Иоанновна, устроившая в 1733 г. на территории парка охотничьи угодья. Для царских забав в Петергоф тогда были завезены буйволы, олени, кабаны, тигры, зайцы. Животных содержали в вольерах на верхних террасах. Для стрельбы по живым мишеням, выпускаемым из загона, рядом с Финским заливом построили специальный павильон Темпель.
К концу XVIII в. предпочтения императорской семьи всё больше склонялись к отдыху в Царском селе, охотничьи угодья с постройками сначала пришли в упадок, а затем были разобраны. Новое развитие парк получил, когда его хозяйкой стала супруга Николая I Александра Фёдоровна. Именно в честь неё дворцово-парковый ансамбль и получил своё название — «Александрия». С 1826 г. по проекту русского зодчего шотландского происхождения Адама Менеласа в угодьях началось строительство первого дворца. В это же время начал формироваться императорский сад, красоту которого создавал и поддерживал на протяжении 20 лет Пётр Иванович Эрлер. Могила этого выдающегося ландшафтного дизайнера XIX в. расположена на территории парка неподалёку от Готической капеллы.
До 1917 г. дворцовый комплекс успел значительно расшириться: каждая императорская семья создавала здесь свой загородный дом в соответствии с новыми архитектурными веяниями. С приходом советской власти все царские имения стали государственной собственностью. С 1920-х гг. до Великой Отечественной войны в парке Александрия располагались дома отдыха и детские летние лагеря.
В послевоенные годы постройки длительное время — до 1978 г. — восстанавливались от повреждений и разорения времён гитлеровской оккупации, по крупицам воссоздавались утерянные элементы интерьеров, декора зданий. В это время парк Александрия вошёл в музейный комплекс Петергофа и наравне с другими его частями был взят под охрану государства как исторический, культурный, ландшафтный и архитектурный памятник России. Последняя значительная реконструкция проводилась в начале XXI в., благодаря чему объекты предстают перед посетителями во всём своём великолепии.
Достопримечательности парка Александрия
Комплекс носит не парадный, а камерный характер, поэтому в Александрии нет обилия позолоты и вычурных элементов декора, однако за внешней простотой скрывается продуманная изысканность каждого из объектов.
Парк Александрия
Площадь парка занимает 115 га прибрежной полосы вдоль Финского залива и делится на две части — северную, где сосредоточено большинство построек, и южную, граничащую с морем. Разделительной чертой между ними служит главная Никольская аллея. Тенистые зоны Александрии чередуются просторными полянами на английский манер, пешеходные тропы, помимо асфальтированных дорожек, проложены мимо холмов и оврагов. Особенно красив парк в осеннюю пору, когда оранжевые и красные кроны клёнов утопают во множестве золотистых оттенков листвы лип, ясеней, берёз и дубов.
Руинный мост
Каменная массивная переправа — одна из старейших и романтичных построек Александрии. Мост был возведён в 1828 г. по проекту Адама Менеласа. Сочетание грубого камня и необработанных стволов деревьев прекрасно гармонировали с руинами замка Меншикова Монкураж, которые сохранялись вплоть до начала Великой Отечественной войны.
Во время гитлеровской оккупации мост был взорван. От первоначального строения меньше всего пострадала восточная часть с гигантскими вазами из пудожского известняка на постаментах. Их можно увидеть и сегодня. Все остальные элементы конструкции и декора были воспроизведены по сохранившимся чертежам и фотографиям.
Коттедж
Этот неоготический дворец оставляет самое яркое архитектурное впечатление. Его автор, как и многих других строений в Александрии — шотландский архитектор Адам Менелас, обосновавшийся в России во времена Екатерины II. Строительство загородного императорского дома проходило в конце 1820-х гг. Резиденция в Петергофе стала подарком Николая I своей супруге Александре Фёдоровне. В период создания дачи её называли «Тихой обителью», но впоследствии закрепилось другое название — Коттедж. На переименование повлиял «стиль Тюдоров», который задавал английскую тематику не только дворцу, но и другим постройкам той поры в парке.
Сегодня в здании можно увидеть предметы интерьера, многочисленные реликвии, связанные с государственной деятельностью и военными походами Николая I, семейные архивы царской семьи и большую коллекцию живописных полотен русских художников, среди которых находятся малоизвестные широкой публике произведения Айвазовского, Витали и Кипренского.
Готическая капелла
Православный храм Александра Невского выполнен в готическом стиле в 1831-1833 гг. по проекту немецкого архитектора Карла Фридриха Шинкеля. Долгие годы служил домовой церковью для нескольких поколений императорских семей, начиная с периода царствования Николая I. Здание интересно своим архитектурным решением, повторяющим средневековые английские соборы в миниатюре. Вытянутые формы витражных окон, стрельчатые порталы, скульптуры из бронзы, чугунное литьё и росписи стен сохранили дух давно ушедшей эпохи.
В 2006 г., во время перезахоронения останков императрицы Александры Фёдоровны, в стенах восстановленной церкви прошло богослужение с участием королевской семьи Дании и потомков династии Романовых.
Фермерский дворец
Фермерский дворец строился почти 30 лет и к моменту готовности, в 1860 г., стал свадебным подарком Николая I своему сыну — будущему монарху Александру II, и его молодой супруге Марии Александровне. Проект новой загородной резиденции в виде небольшой фермы, предназначенной для поставки свежих молочных продуктов к столу царской семьи, подготовил архитектор Адам Адамович Менелас. Именно он и оформил здание в стиле неоготики. Элементы первоначальной отделки хорошо сохранились до нашего времени. На завершающем этапе, когда к дворцу было решено добавить несколько пристроек, руководство строительством перешло уже к любимому зодчему Николая I Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.
В резиденции можно увидеть Синий рабочий кабинет, в котором хранятся личные вещи Александра II, а также предметы интерьера его эпохи. На втором этаже — вещи царской семьи и свиты, без которых невозможно было представить дачный отдых в XXI в. Рядом с дворцом стоит полюбоваться фонтаном личного сада Марии Александровны и посмотреть императорскую игровую площадку рядом со зданием Кухонного корпуса.
Новая ферма
Сельскохозяйственный комплекс был возведён в 1855 г. после начала перестройки Фермерского дворца. На Новой ферме содержались животные и сельхозорудия, рядом располагались дома для крестьян. Вся продукция поставлялась к столу императорской семьи, поэтому домашняя живность подбиралась элитных пород и содержалась в идеальных условиях.
С 2015 г. часть построек были переданы Детскому образовательному центру, в котором все желающие ребятишки могут освоить ремесла, изучить историю родного края, заниматься изобразительным искусством и программированием. В летние месяцы на территории центра проводятся многочисленные конкурсы, фестивали и выставки.
Дворцовая телеграфная станция
Телеграф в Петергофе появился в 1858 г. и был подключен к кронштадской линии связи. Отправлять телеграммы могли как члены императорской семьи, так и местные жители окрестных населённых пунктов. Сегодня в историческом здании расположен музей, в котором воссоздана обстановка позапрошлого столетия и представлено редкое оборудование.
Фельдъегерский домик
Музей государственной курьерской службы был открыт сравнительно недавно, в 2014 г. В историческом здании 1856 г. постройки раньше располагался пост личного фельдъегеря Александра II. Это одно из немногих строений Петергофа, которое не пострадало во время войн и кризисов, поэтому туристы могут увидеть идею архитектора Эдуарда Львовича Гана в первозданном виде. Ган известен многим проектами, определившими внешний облик Петербурга. Не менее примечательно, что начинал он свою карьеру смотрителем дачи в Александрии, однако, благодаря своему таланту дослужился до звания дворцового архитектора. В парке можно также увидеть беседку работы Гана, расположенную на лужайке у западного фасада Коттеджа.
Нижняя дача
Вблизи от Финского залива парка Александрия некогда высился четырёхэтажный дворец Николая II, возведённый во второй половине 80-х гг. XIX в. по проекту зодчего Антония Осиповича Томишко. В этой резиденции родился сын монарха — Алексей, в одном из кабинетов был подписан исторический манифест вступления России в Первую мировую войну. Нижняя дача очень пострадала во время гитлеровского вторжения, и пока представляет собой руины. В 2016 г. руководство государственного заповедника Петергоф был утверждён план реконструкции. Здание решено заново отстроить из других материалов, максимально вписав в него сохранившиеся целые фрагменты бывшей постройки. На реализацию проекта отведено 7 лет, однако уже с 2018 г. у руин дворца (рядом со строительной площадкой) разрешено проводить групповые экскурсии.
Парк «Александрия» на карте Петергофа
Смотрите также:
- Достопримечательности Петергофа
- Фонтаны Петергофа
- «Метеоры» в Петергоф
- Как добраться до Петергофа из Санкт-Петербурга
- Новый Петергоф
- Старый Петергоф
Коттеджный дворец и парк «Александрия», Петергоф
К востоку от главного парка Петергофа раскинулся ландшафтный парк в английском стиле, названный в честь Александры Федоровны, жены Николая I. Первоначально разделенный между фаворитами Петра Великого, в том числе Александром Меншикова, начавшего строить здесь дворец незадолго до того, как он был опозорен и сослан, земля использовалась как царское охотничье угодье большую часть 18 го века, а затем оставлена на произвол судьбы после переезда двора в Царское Село.
Коттеджный дворец в парке Александрия в Петергофе
Фермерский дворец в Александрийском парке
Разрушенный мост в парке Александрия в Петергофе
Готический колодец в Александрийском парке
В 1825 году земля была передана Николаю I, который поручил шотландскому архитектору и ландшафтному дизайнеру Адаму Менелаусу создать усадьбу в английском стиле с дворцом-коттеджем и фермой. Отчасти это было уступкой Александре, бывшей Шарлотте Прусской, которая находила пышность и величие придворной жизни угнетающими и навязчивыми. Коттеджный дворец был завершен в 1829 году. , и стал постоянной летней резиденцией царской семьи.
Необычный проект Менеласа позволил создать здание, которое в равной степени представляет собой приморскую виллу, готический замок и английский фермерский дом, но, тем не менее, чрезвычайно элегантно, с рядом очаровательных декоративных деталей. Интерьеры дворца свидетельствуют о личных вкусах не только Николая и Александры, но и их детей и внуков. Особенно впечатляют живописные фрески вокруг лестницы, изображающие готические арки и своды, и Морской кабинет Николая, из которого открывается великолепный вид на Финский залив.
В очаровательном беспорядочном парке вокруг Дворца Коттедж есть еще несколько интересных зданий, в том числе руины Никольского Фермерского Дворца, где любил проводить свободное время Александр II, и небольшая неоготическая церковь Александра Невского, бывшая позже частная часовня Романовых.
Александрия Парк:
Режим работы: | Ежедневно, с 9:00 до 22:00. |
---|---|
Вход: | с 9:00 до 17:00: 150,00 руб. с 17:00 до 22:00: бесплатно |
Фото и видео: | Бесплатно |
Cottage Palace:
Открыто: 21:037 | , кроме 01:00, с мая по сентябрь: ежедневно, с мая по сентябрь: Последний вход в 17:00. С октября по апрель: четверг, суббота и воскресенье, с 10:30 до 17:00. Последний вход в 16:00 |
---|---|
Вход: | 400,00 руб. |
Фото и видео: | запрещено |
2
32
Открыто: | С мая по сентябрь: ежедневно, кроме понедельника, с 10:00 до 18:00. Последний вход в 17:00. October to April: Prior booking required |
---|---|
Admission: | RUB 150.00 |
Photo and video: | not allowed |
Cottage Palace / Peterhof State Museum-Reserve
1826-1829, architect A.A. Менелавс
1841-1842 гг. , арх. А.И. Stackenschneider
В середине XVIII века растущий интерес к Средневековью, связанный с началом романтического движения в Англии, быстро распространился по миру и дал жизнь новому неоготическому стилю. В этом стиле выполнен Коттеджный дворец – главное здание парка Александрия.
Взойдя на престол, император Николай I поручил шотландскому архитектору А. Менеласу построить «сельский дом» в духе английских загородных вилл недалеко от величественного Петергофа. Он был создан для Александры Федоровны, любимой жены царя, которая не выносила помпезных парадных интерьеров. Дом стал личным, интимным пространством императорской семьи, ворота которого были закрыты для посторонних.
Здание получилось необычным для своего времени. Со всех сторон его окружают балконы-террасы с ажурной железной аркадой, заросшие зеленью. Эркеры выступают из стены, поверхности со створками в виде стрельчатых арок. Перед живописным домом разбит очаровательный сад.
В 1829 году император подарил имение Александре Федоровне и в ее честь назвал имение «Александрия» . Белые розы были любимыми цветами императрицы, поэтому розы в «Александрии» были представлены в бесчисленном множестве форм, сортов и оттенков. Даже герб «Александрия» , придуманный по заказу Николая I поэтом В. А. Жуковским, изображал голубой геральдический щит с рыцарским мечом, пропущенным через венок из белых роз. Жуковский тоже придумал девиз: «За Веру, Царя и Отечество». Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах, хранящихся во дворце Коттедж по сей день.
В начале 1840-х годов архитектор А. Штакеншнейдер построил примыкающую к Коттеджному дворцу столовую с открытой террасой, украшенную изящным мраморным фонтаном работы Фелиции де Фово. В нише северной стены дворца установлена скульптура «Мадонна с младенцем» , работа И.П. Виталий.
Неоготический стиль проявлялся не только в архитектуре, но и в отделке интерьеров. Характерный орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и наверший использовался в лепных украшениях, росписях, в оформлении мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. В коллекцию дворцовой живописи входят работы выдающихся русских художников: И.К. Айвазовский, О. А. Кипренский, С. Ф. Щедрин, М. Н. Воробьев, Т. А. Нефф, Ф. А. Моллер.
Дворец Коттедж интересен еще и многочисленными фамильными реликвиями, хранящими память о своих владельцах и исторические события эпохи. Внутри стены вестибюля вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой он участвовал. Серебряная люстра в Большой приемной была подарком на серебряную свадьбу супругов от немецких родственников императрицы. Люстра представляет собой ажурную корзину, обвитую гирляндой из двадцати пяти роз, по числу счастливых лет вместе. Тот факт, что семья занимала важное место в жизни императора, представлен скульптурными портретами его жены и детей в его кабинете.
Коттеджный дворец – уникальный памятник эпохи романтизма, сохранившийся до наших дней, без каких-либо реконструкций и позднейших пристроек. Интерьеры дворца, наполненные аутентичными предметами, создают атмосферу семейного тепла и уюта.