Содержание
фото, адрес и режим работы
Если выйти из Ипатьевской обители, пройти вдоль монастырских стен берегом реки в сторону стрелки, можно попасть в музей деревянного зодчества. Совсем не обязательно ехать на границу с Финляндией, в далекие Кижи, чтобы насладиться шедеврами деревянной архитектуры — фирменным стилем русского средневекового зодчества, сочетающим красоту и функциональность построек.
Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» подарит не меньшие впечатления, а его экскурсоводы побалуют Вас занимательными рассказами о том, почему в старину никогда не использовали пилу, что значит на самом деле «срубить избу» и какие еще природные материалы использовали строители.
Кострома строилась именно из дерева, даже дома богатейших дворян и купцов, в том числе и дом матери царя Михаила Романова, были деревянными. Множество построек сохранились по сей день, а самые колоритные из них были собраны в одном месте. В настоящее время здесь можно увидеть множество самых разнообразных деревянных сооружений, в том числе ветряную мельницу, свайные бани и крестьянскую избу, построенную в XIX веке, церковь 1552 года из села Холм Галичского района, церковь 1628 года из села Спас-Вежи и клетскую церковь начала XVIII века из села Фоминское Костромского района.
Музей — заповедник «Костромская слобода»– один из первых в России музеев под открытым небом. Его создание началось с перевоза в Кострому памятника деревянного зодчества начала XVIII века — Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вежи, поставленной на территории Нового города Ипатьевского монастыря в 1955 году. Тогда же из этих мест в Ипатьевский монастырь были перевезены четыре бани на сваях.
Основная территория музея располагается за южной стеной Ипатьевского монастыря (10 га.), на Стрелке, при впадении реки Костромы в Волгу. Сейчас этот участок является основной экспозиционной зоной музея.
Под влиянием различных природно-климатических условий, этнических контактов, причин исторического и социально-экономического характера в определенных зонах Костромской земли сложились своеобразные местные традиции, любопытные особенности архитектуры, быта, обычаев, обрядов и говоров. Недаром говорят: «Что город – то норов, что деревня — то обычай, что подворье – то поверье, что двор – то говор». Поэтому каждая постройка, находящаяся на территории музея, — особый мир во времени и в пространстве. Нужно лишь постараться увидеть в музейной экспозиции реальные сцены обыденной или праздничной жизни, услышать, как вертится гончарный круг, как скрипят половицы, как звенит за печкой сверчок, как неспешно ведут разговор хозяин с хозяйкой. Тогда перед гостями раскроются многие тайны прошлого, станут привычными забытые предметы быта, близкими и родными — незнакомые названия рек и озер, сел и деревень, урочищ и пожен.
Как красиво и порой совсем непонятно звучат названия костромских городов и поселков: Судиславль, Галич, Нерехта, Буй, Чухлома, Шарья, Кологрив, Пыщуг, Вохма… В них сохранилась память о глубокой древности, о людях, живших в этих местах, о тех временах, когда местное угро-финское население теснили славянские племена, которые шли сюда из Новгорода, Владимира и Суздаля. Подобно тому, как старики знают множество легенд и преданий о своей малой Родине, берегут воспоминания о прошлом и передают их из поколения в поколение, старые церкви и дома рассказывают о том, какие люди их строили, как жили, чем занимались.
Экспонаты музея «Костромская слобода»
Часовня из деревни Притыкино. Часовня из деревни Притыкино Шарьинского района, конец XVIII-начало XIX века. Эта часовня, перевезённая с берегов реки Ветлуги, своим строгим и лаконичным объёмом напоминает сторожевую башню. На нижнем четырёхгранном срубе здания установлены два последовательно уменьшающихся восьмерика, которые немного расширяются сверху, образуя повалы.
Часовня из деревни Большое Токарёво. Часовня из деревни Большое Токарёво Солигаличского района Костромской области, конец XVIII-начало XIX века. Часовня отличается от церкви отсутствием алтаря, поэтому некоторые церковные обряды (крещение, венчание, причастие и др.) в часовнях не совершались. Службы в часовнях проходили не каждый день и чаще всего были приурочены к каким-либо событиям.
Церковь Собора Богородицы XVI века, памятник вывезен из села Холм Галичского района. Памятник федерального значения. Самый древний, деревянный храм сохранившийся в Костромской области. По легенде, храм срубили плотники Карп и Папила, якобы похороненные под алтарем церкви. Площадь 316, 6 кв. м
Церковь Всемилостивого Спаса (1712 г.), памятник из села Фоминского Костромского района, перевезён в музей и восстановлен в 1971–1972 годах – автор проекта реставрации И. Ш. Шевелёв. Относится к широко распространённому типу клетских церквей. Состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Интерьер церкви – это замечательный образец народного мастерства: солея выполнена в каноне XVII века, лавки с фигурными ножками и резной опушкой врублены вдоль стен; клиросы, украшенные геометрической резьбой, установлены перед иконостасом у северной и южной стен. Площадь – 106,5 кв.м.
Церковь Илии Пророка XVI – Х1Х вв., памятник из села В. Березовец Солигаличского района, восстановлен в начале 1970-х годов – авторы проекта реставрации: И. Ш. Шевелёв, В. С. Ша-пошников. Особый интерес представляет интерьер летней церкви, где сохранились: так называемое «небо» — свод, обтянутый домотканым холстом с изображением сцен Страстей Христовых; резной четырёхъярусный иконостас; установленные по стенам четверика расписные тябла, на которых в два ряда размещались иконы; резная сень над плащаницей в северо-западном углу четверика. Площадь 266 кв. м.
Дом Липатова М.К. (1857 г.) из деревни Журавлёво (бывшее Кобылино) Макарьевского района, сработан артелью известного мастера Е.С. Зиринова. Памятник перевезён в музей и восстановлен в начале 1980-х годов, автор проекта реставрации В. С. Шапошников. Данный двухэтажный дом принадлежал богатому крестьянину-лесопромышленнику Липатову и строила его плотницкая артель Е. С. Зиринова. В настоящее время в доме размещены три выставки «Братчина», «традиции русского гостевания» и «традиции русского чаепития». Экспозиционная площадь – 114,6 кв. м.
Дом Серова А.Г. из д. Мытищи Макарьевского района (построен в 1873 году) перевезён в музей и восстановлен в 1969–1977 годах. Авторы проекта реставрации: И. Ш. Шевелёв, B. C. Шапошников, Л. С. Васильев. Дом объединяет в одном срубе избу и горницу. Позади жилой части дома находится «мост», к которому примыкают три горницы. На верхнем этаже вместительного хозяйственного двора находится сеновал, расставлены рыболовные принадлежности, средства передвижения и другие предметы хозяйственного значения. Внизу — хлева и кладовые. Экспозиционная площадь – 238 кв. м.
Дом Лоховой (2-ая пол. ХIХ в.) Дом крестьянки Лоховой из деревни Вашкино Чкаловского района Нижегородской области (бывший Юрьевецкий уезд Костромской губернии). Середина XIX в. Он принадлежит к типу двухрядной постройки, называемой в народе «дом на два коня». Хозяйственный двор дома стоит сбоку от жилых помещений – зимней и летней изб. Особый интерес представляет зимняя изба: небольшая, словно игрушечная, с нарядным «красным» окном и двумя волоковыми оконцами по сторонам от него. Экспозиционная площадь – 82, 5 кв. м.
Дом Ципелёва (XIX в.) из деревни Аристиха Шарьинского района перевезён в музей и восстановлен в начале 1970-х годов. Автор проекта реставрации B. C. Шапошников. Дом экспонируется как изба гончара. В куту установлен гончарный круг, лавки и полки заполнены сырой гончарной посудой, перед печью стоит корыто, в котором показывается процесс обварки обожженной посуды. Показаны различные типы посуды: горшки, кринки, плошки, кашники, полевики, подойники, рыльники, водяники, кувшины, опарницы, корчаги и др. Экспозиционная площадь – 133 кв. м.
Дом Чапыгиной (нач. XX в.) из деревни Большое Андрейково Нерехтского района перевезён в музей и восстановлен в 1970-е годы, автор проекта реставрации И. Ш. Шевелёв. В доме восстановлен интерьер, характерный для бедной крестьянской семьи. Он состоит из собственно избы, сеней, маленькой горенки с одним окошком и небольшого скотного двора, который «кошелем» пристроен к боковой стене избушки. Экспозиционная площадь – 52 кв. м.
Дом Скобёлкина (XVIII в.) из деревни Стрельниково Костромского района – наиболее ранний образец деревянной жилой постройки на территории музея. Он перевезён в 1985–1986 годах и восстановлен по проекту А. В. Шапошникова. Это наиболее ранний образец деревянной жилой архитектуры. Согласно преданиям и родословной его бывших владельцев Скобёлкиных, их предки купили дом у проживавших в деревне Стрельниково стрельцов.
Дом крестьянина Ершова. Дом крестьянина Ершова из деревни Портюг Межевского района, середина ХIX века. Размеры и планировка и конструктивные элементы дома схожи с типами изб русского Севера. Холодная и тёплая избы соединяются друг с другом сенями — «мостом». Из сеней можно попасть в неотпапливаемую горницу.Подклет холодной избы использовался под амбар — кладовушку. Посередине кладовой устроена яма — погреб, где хранились соления, квашеная капуста и овощи.
Дом крестьянина Тарасова. Дом крестьянина Тарасова из деревни Мухино Вохомского района. Первая половина XIX в. Один из интереснейших памятников музея, так называемая «чёрная изба». Он состоит из двух срубов: избы, и неотапливаемой горницы. В избе находится глинобитная печь, которая топилась «по-чёрному».
Амбары из деревни Собакино. Амбары из деревни Собакино Нерехтского района. Конец XIX века. Использовались для хранения «главного богатства» семьи — запасов зерна.В целях предохранения от возможных пожаров, ставились на удалении от жилья.
Овин из деревни Пустынь Костромского района, конец XIX века. Предназначался для “огневой” просушки снопов ржи, пшеницы, ячменя, овса. Основной объем постройки представляет собой квадратный в плане двухъярусный сруб, покрытый двускатной самцовой тесовой кровлей.
Бани из деревни Ведерки. Конец XIX века. Деревня находилась на территории Костромской низины, которую во время весенних половодий заливало водой. Поэтому все постройки, в том числе и жилые дома, ставили на дубовые сваи.
Мельница-шатровка. Мельница-шатровка из д. Спас Нерехтского района. Основной объем мельницы с помещениями кладовых, и мукомольным механизмом неподвижен, а верхняя часть с крыльями может поворачиваться для установки против ветра. Постройка имеет трехъярусную композицию. Рубленый «с остатком» сруб образует крупный прямоугольный в плане нижний объем, покрытый тесовой вальмовой кровлей.Над ним в центре возвышается восьмерик-шатер, несущий более широкий восьмигранный вращающийся верхний ярус.
Интерактивные программы музея «Костромская слобода»
Этапы развития музея. История
История создания музея деревянного зодчества в Костроме
Стоимость посещения музея:
Полный билет (взрослые посетители, иностранные граждане) — 150 руб
Льготный билет (Российские студенты (очной формы обучения), школьники (при достижении возраста 17 лет), инвалиды 3 гр., пенсионеры) — 100 руб
Посещение территории музея без посещения интерьерных этнографических экспозиций в вечернее время в летний сезон (18.00-20.00 часов), участники свадебных церемоний — 100 руб
Месторасположение:
Музей «Костромская слобода» на карте города Кострома
- Сусанинская площадь. Пожарная каланча. Гауптвахта. Дом Борщева
- Стела «400 лет дома Романовых». Памятник Ивану Сусанину
- Памятник Юрию Долгорукому
- Центральный Парк.
Беседка А.Н. Островского. Памятник Ленину
- Торговые ряды
- Богоявленско-Анастасьин монастырь
- Музей льна и бересты
- Ипатьевский монастырь
- Музей деревянного зодчества “Костромская слобода”
- Здание Дворянского собрания. Романовский музей
- Драматический театр им. А.Н. Островского
- Церковь Воскресения на Дебре
- Резиденция Снегурочки
- Терем Снегурочки
- Вечерняя жизнь
Экскурсии по Костроме и области
- Идеи на один день
- Идеи на выходные
- Идеи на несколько дней
Все достопримечательности Костромы
Музеи Костромы
Костромская слобода. Музей деревянного зодчества — Кострома, Россия
Фото с panoramio.com
Костромской архитектурно-этнографический и ландшафтный музей-заповедник «Костромская слобода» — один из старейших музеев под открытым небом России, находится в городе Костроме.
Основная территория музея-заповедника располагается за южной стеной Ипатьевского монастыря, при впадении реки Костромы в Волгу. Другая экспозиционная зона находится со стороны северной стены Ипатьевского монастыря (при подъезде к главному монастырскому входу): здесь расположен древнейший памятник церковной деревянной архитектуры всей Центральной России — церковь Собора Пресвятой Богородицы (1552 г.)
История создания
Создание в Костроме музея деревянного зодчества (первоначальное название) связано со строительством на Волге плотины Горьковской ГЭС и созданием Горьковского водохранилища (1955—1957 гг.). В послевоенные годы (1946 — начало 1950-х) в Костромскую область было направлено несколько экспедиций Академии архитектуры СССР с целью выявления особо ценных памятников русской архитектуры. Первой стала экспедиция под руководством С. Л. Агафонова.
Создание коллекции музея началось с перевозки в Кострому с затапливаемых территорий замечательного памятника деревянного зодчества начала XVIII века — Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вёжи, поставленной на территории Нового города Ипатьевского монастыря в 1955 году. В дальнейшем по проекту А. В. Ополовникова была перевезена и поставлена у стен Ипатьевского монастыря церковь Собора Пресвятой Богородицы из села Холм (Галичский район Костромской области), а по проекту И. Ш. Шевелёва — церковь Всемилостливого Спаса из села Фоминское Костромского района.
Помимо памятников культового назначения перевозились и ставились у стен Ипатьевского монастыря крестьянские дома и хозяйственные постройки (бани, амбары, мельницы) XIX — нач. XX вв.
Экспонаты
Церковь Собора Пресвятой Богородицы
Памятник впервые описан экспедицией Академии архитектуры СССР в 1946 году у села Холм под городом Галич (Костромская обл.). Памятник датируется 1552 годом. По преданию, распространенному в среде холмских жителей, церковь Собора Пресвятой Богородицы срубили два брата — плотники Карп и Папила, которые будто бы впоследствии были похоронены под этим храмом. Участниками экспедиции, возглавляемой С. Л. Агафоновым, в подцерковье здания действительно были обнаружены два захоронения, но находились они в разных частях подклета (одно захоронение под алтарем, второе — под трапезной). В 1960—1962 гг. памятник был перевезен в Кострому и установлен за рекой Костромой у северной стены Ипатьевского монастыря.
Церковь Всемилостливого Спаса
Церковь из села Фоминское Костромского района датируется 1712 годом. Относится к широко распространённому типу клетских церквей. Состоит из четырёх «клетей» (частей, объёмов): алтарь, четверик, трапезная, паперть (сени). Восьмигранная колокольня врублена в кровлю сеней. Кровля храма двускатная «клинчатая», в два слоя тёса «со скалой» (между верхним и нижним слоями тёса уложены широкие листы бересты), главки четверика и колокольни покрыты осиновым лемехом. Интерьер церкви — это замечательный образец народного мастерства: солея выполнена в каноне XVII века, лавки с фигурными ножками и резной опушкой врублены вдоль стен; клиросы, украшенные геометрической резьбой, установлены перед иконостасом у северной и южной стен. Обращают на себя внимание полы, рубленные из плах, косящатые и волоковые окна и массивная входная дверь с секирным замком. Находится на основной территории музея-заповедника (южней Ипатьевского монастыря)
Церковь Ильи Пророка
Церковь из села Верхний Березовец Солигаличского района Костромской области. Точная дата постройки неизвестна. Исследователи памятника, основываясь на конструктивных и стилистических особенностях, дают неопределенную датировку его строительства — XVI—XVIII вв. Верхний этаж занимал «летний», то есть неотапливаемый храм в честь Ильи Пророка. Церковь имеет богатое внутреннее убранство. Особый интерес представляет интерьер летней церкви, где сохранились: так называемое «небо» — свод, обтянутый домотканым холстом с изображением сцен Страстей Христовых; резной четырёхъярусный иконостас; установленные по стенам четверика расписные тябла, на которых в два ряда размещались иконы; резная сень над плащаницей в северо-западном углу четверика.
Этнографическая деревня
Вдоль живописной речки Игуменки поставлены жилые крестьянские дома и множество хозяйственных построек: мельницы, амбары, бани, — всего около 30 памятников деревянной архитектуры Костромского края и соседних Нижегородского и Вологодского регионов. Внутри большинства построек открыты тематические экспозиции.
Культурно-массовые мероприятия
Территория музея-заповедника «Костромская слобода» является также площадкой для массовых народных гуляний в традициях дореволюционной России, фольклорных фестивалей, продвижения и поддержки народных художественных промыслов. Объекты, расположенные на территории музея-заповедника, всегда востребованы кинематографистами: на территории музея-заповедника часто работают киносъемочные группы, снимая как художественные, так и научно-популярные фильмы.
Россия, Архитектура | Encyclopedia.com
РОССИЯ, АРХИТЕКТУРА В. Строительство в старой России в основном велось из горизонтальных бревен из деревьев, в изобилии встречавшихся в лесных зонах, где проживало большинство русских. Планы этажей бревенчатых построек обычно представляли собой комбинации квадратных или прямоугольных ячеек, будь то дома, дворцы, крепостные башни или церкви. В церковной архитектуре плотники воспроизводили два основных плана, унаследованных от византийских (восточно-римских) христианских каменных церквей: вытянутый с востока на запад план алтаря, нефа и притвора или ориентированный по центру план квадрата или восьмиугольника из бревен, иногда с пристройки вокруг центрального нефа. Несколько музеев под открытым небом
традиционное деревянное зодчество утвердилось в России, в том числе в Суздале, Новгороде, Костроме, Кижах, Архангельске, на Байкале.
Деревянная и каменная архитектура во многом влияли друг на друга. В деревянных бревенчатых церквях, например, изгиб каменной апсиды имитируется полувосьмиугольником из укороченных бревен. Эффект «этажности» некоторых каменных церквей (например, церкви Покрова в Филях, 1690-е гг., Москва) скопирован с бревенчатых церквей, увенчанных ярусами отступающих бревенчатых восьмиугольников (например, деревянная Преображенская церковь, XVIII в. , Музей деревянного зодчества, Суздаль). Особое распространение в деревенском деревянном церковном зодчестве имела шатровая надстройка, обычно с восемью скатами, отходящими от восьмиугольного барабана. Барабан в свою очередь помещался на одно или несколько квадратных или восьмиугольных оснований (например, деревянная Успенская церковь из села Курицко, 159 г.).5, Новгородский музей-заповедник). Имитация каменной кладки — кирпичная церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г., Москва.
Собор Василия Блаженного (XVI-XVII вв.) на Красной площади в Москве представляет собой своего рода энциклопедическое сочетание элементов деревянного и каменного зодчества. Его центральная часовня, например, имитирует бревенчатую башню-шатер, увенчанную луковичным куполом. Русский купол в форме луковицы был функциональным по замыслу — для защиты от дождя и предотвращения скопления снега, — а также символичен; его форма была уподоблена пламени свечи веры, достигающему неба. Среди влияний каменной кладки у собора Василия Блаженного есть внешний орнамент, заимствованный со стен и церквей соседнего Кремля, построенного итальянцами.
Крупнейшим строительным проектом Москвы конца XV — начала XVI веков была реконструкция Кремля, центральной цитадели города. Из-за отсутствия опыта и навыков у местных строителей для этой задачи были приглашены архитекторы из северной Италии. Итальянцы спроектировали и построили нынешние стены Кремля, облицованные красным кирпичом, Успенский и Михайло-Архангельский соборы, Грановитую палату, Большую Ивановскую колокольню и прилегающую к ней Успенскую звонницу. Наименее итальянским по внешнему виду этих построек является Успенский собор (1470-е годы) Аристотеля Рудольфа Фиораванти, инженера, который скопировал — по указанию — кубическую массу, увенчанную пятью куполами Успенского собора XII века во Владимире. Что наиболее важно, Фиораванти и его коллеги познакомили русских строителей с лучшими технологиями строительства из кирпича и раствора, что сделало возможным беспрецедентный строительный бум по всей России в шестнадцатом и семнадцатом веках.
Стоя на Соборной площади Кремля, можно выделить архитектурные элементы, отражающие политический и территориальный подъем Московской Руси: архитектурные композиции и орнаменты из регионов, входящих в состав Московии (Псков, Новгород, Владимир), из деревенского деревянного зодчества, из Италия. В свою очередь, учитывая престиж крупных столичных построек, кремлевские постройки стали образцом для застройки всей России. Например, Успенский собор стал неоднократно повторяемым образцом для последующих крупных соборов (Новодевичий монастырь в Москве, Вологде, Костроме, Троице-Сергиев монастырь под Москвой, Ростов Великий и др. ).
БАРОККО И ЗАПАДНОЕ ВЛИЯНИЕ
Если московская архитектура достигла синтеза региональных, деревенских и итальянских влияний в пятнадцатом и шестнадцатом веках, этот синтез был разрушен в семнадцатом веке, когда западноевропейские влияния проникли в Россию из Украины, части который был включен в состав Московии в середине семнадцатого века. Так называемый московский барочный декоративный стиль характерен для многих церквей и дворцов второй половины XVII в. , эти структуры мало демонстрируют баланс и симметрию стиля барокко Западной Европы. Несколько областных центров создали свои архитектурные школы, особенно Ярославль к северо-востоку от Москвы, чьи церкви XVII века венчают удлиненные стройные барабаны под куполами.
Строительство и проектирование в Московии было типично семейным делом: строитель передавал свои навыки сыновьям (хотя ни один из них не мог быть грамотным), и проектные планы не могли быть составлены до начала строительства. С основанием и застройкой Петербурга, начиная с начала XVIII в. , старомосковское строительное ремесло стало новой «наукой» архитектуры, обучались в специальных новых школах, где воспитанников обучали иностранным языкам, математике и классической архитектуре. . Учителя и учебники сначала прибыли из Западной Европы, но вскоре за ними последовали недавно обученные русские мастера и русские переводы. Была учреждена Строительная канцелярия, которая руководила обучением и строительством сначала в Санкт-Петербурге, а затем, в восемнадцатом веке, в городах по всей стране.
Начиная с Петра I Великого (годы правления 1682–1725), западноевропейские архитектурные тенденции определяли общий стиль «высокой» архитектуры — почти все значительные государственные и частные постройки, а личный вкус правителя определял современный стиль. Любимый архитектор Петра, Доменико Трезини, использовал сдержанное барокко Северной Европы, например, в своем 400-метровом здании Двенадцати коллегий, 1722–1742 гг., Санкт-Петербург. Само существование такого большого правительственного здания, подобного которому в Москве в то время не существовало, свидетельствует о новом и крупном вложении правительства в разветвленную административную систему. Спланированный план Санкт-Петербурга с его четкой сеткой и рисунком улиц, правильной высотой зданий и уклонами, широкими проспектами, огромными площадями и общественными местами напоминает другой город восемнадцатого века, спланированный с нуля и предназначенный для того, чтобы впечатлять горожан и иностранцы одинаково: Вашингтон, округ Колумбия
Основными архитектурными стилями после Петра были причудливое барокко или рококо в царствование Елизаветы Петровны (годы правления 1741–1762), примером которых являются работы Бартоломео Франческо Растрелли (Зима
Дворец, Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе), а также классический или неоклассический в царствование Екатерины II Великой (годы правления 1762–1796), например Эрмитажный театр Джакомо Кваренги, Большой дворец в Павловске Чарльза Камерона и другие и Мраморный дворец Антонио Ринальди.
«Петербургизация» архитектуры других городов, в частности, рассредоточение норм классицизма или неоклассицизма, набирала обороты в царствование Екатерины и продолжала оказывать влияние на русскую архитектуру в течение всего имперского периода. Ранним образцом классической архитектуры в Москве является дом Пашкова, приписываемый В. И. Баженову (1780-е годы), ныне часть Российской государственной библиотеки, бывшей Ленинской библиотеки.
См. также Архитектура ; Барокко ; Екатерина II (Россия) ; Городское планирование ; Москва ; Неоклассицизм ; Петр I (Россия) .
БИБЛИОГРАФИЯ
Брамфилд, Уильям Крафт. История русской архитектуры. Кембридж, Великобритания, 1993 г.
Кракрафт, Джеймс. Петровский переворот в русской архитектуре. Чикаго и Лондон, 1988 г.
Гамильтон, Джордж Херд. Искусство и архитектура России. 3-е изд. Нью-Йорк, 1983 год.
Джек Коллманн
Срочные действия, необходимые для спасения деревянной архитектуры России
Фотографии пламени, пожирающего деревню заброшенных деревянных домов, сделанные современным художником Данилой Ткаченко, спровоцировали скандал в конце 2017 года, который привлек внимание общественности. шаткое состояние богатого деревянного архитектурного наследия России.
Некоторые комментаторы приветствовали проект Ткаченко как демонстрацию ужасного состояния быстро обезлюдевшей сельской России, но многих он разозлил после того, как художник сообщил новостному сайту www.colta.ru, что он сжег настоящие пустующие дома. Признание привело к призывам привлечь художника к ответственности за поджог.
Действительно ли ради арт-проекта Ткаченко сгорели какие-либо сооружения, не подтверждено, но ведущие эксперты утверждают, что, если не принять срочных мер, большая часть уникального деревянного архитектурного наследия России может быть навсегда утрачена из-за запустения.
Несмотря на то, что в России идеальная сельская деревянная архитектура, как, например, Кижи в Республике Карелия, внесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, большинство этих достопримечательностей не посещаются регулярно, поскольку до них практически невозможно добраться на обычном транспорте, и, следовательно, попадание в руины.
«Сегодняшнее состояние деревянного зодчества можно охарактеризовать как SOS», — говорит Игорь Шургин, архитектор и реставратор, руководитель Фонда сохранения памятников деревянного зодчества. «Если мы ничего не будем делать для его поддержки, то через 20 лет ничего не останется». Грант Европейского союза позволил организации провести серию выставок в России и Европе в период с 2010 по 2012 год, которые привлекли внимание к проблеме.
Доклад о том, как сохранить деревянную архитектуру, написанный Шургиным и его коллегами, скоро будет принят в качестве плана действий Минкультуры России, но Шургин сетует, что потребовался год упущенных возможностей, чтобы дело дошло до этой стадии.
Согласно документу, для вывода российского деревянного зодчества из кризисного состояния потребуется 14,3 млрд рублей. И еще 5,5 млрд рублей (70 млн фунтов стерлингов) стране потребуется для спасения 87 особо значимых объектов, в том числе рекомендованных для включения в список Всемирного наследия, таких как Успенский собор начала XVIII века в Кеми, тоже в Карелии.
Деревянное зодчество, по словам Шургина, лежит в основе русской национальной идентичности, начиная от крестьянских домов, амбаров и бань до особняков и городских построек. «Значение деревянной архитектуры невозможно переоценить, — говорит он.
На ферме хранятся уникальные образцы народного творчества. Архив Юлии Тереховой
Константин Михайлов, координатор группы сохранения Архнадзора, редактор сайта архитектурного наследия «Хранители наследия», член Совета по культуре и искусству при президенте Владимире Путине что сейчас многое зависит от надлежащего выполнения рекомендаций.
Но задача может быть сложной. Географический охват деревянного зодчества России огромен, его концентрация варьируется от регионов Северной Европы, таких как Архангельск, до Костромы, Нижнего Новгорода, Иркутска и Томска в Сибири. 8,899 объектов деревянного наследия, только 8% внесены в список памятников федерального значения, и многие из них имеют неясный имущественный статус. Это, а также неспособность не только должным образом зарегистрировать конкретные памятники, но и разграничить более крупные исторические зоны деревянного строительства, дали застройщикам полную свободу действий для строительства на лучших городских участках.
Хотя количество инициатив на низовом уровне является ярким пятном, это капля в море. Кампания была затруднена из-за попыток правительства поставить волонтерские движения под прямой контроль, но ее присутствие свидетельствует о зарождающемся осознании важности деревянной архитектуры для России.
Львиный дом, крестьянский дом с уникальными фресками народного творчества в деревне Поповка Саратовской области на юге России, нашел спасителя. Реставратор Юлия Терехова узнала о доме, будучи студенткой университета в 2010 году, купила его до того, как его можно было превратить в баню, и превратила его в некоммерческий частный музей.
Получала гранты от Фонда Владимира Потанина и Фонда Елены и Геннадия Тимченко на реализацию проектов, связанных с домом и деревней.