Содержание
Тайны Спаса на Крови — Собеседник
Девятикупольный красавец, один из самых загадочных питерских храмов, стоит на набережной канала Грибоедова, образуя вокруг себя одно из прекраснейших мест города. Спас в его названии – от Христа Спасителя, а «на крови» – в память об императоре Александре II.
Этот храм – одно из самых популярных туристических мест в мире. Александр III, сын убитого императора, сразу задумал, что это будет мемориал отцу, и распорядился собрать пожертвования на храм со всей России – как искупление за мученическую смерть царя. Внутри храма можно увидеть место, где было совершено убийство: справа, у самого входа, где под каменным куполом находится огороженный фрагмент бывшей Екатерининской набережной (канал Грибоедова раньше назывался Екатерининским). Именно там народоволец Игнатий Гриневицкий бросил бомбу под колеса кареты императора. Пять раз до этого его пытались убить, и шестая попытка оказалась удачной. Строительство длилось 24 года, собор был освящен лишь 19 августа 1907 года.
Мозаика
Создатели Спаса на Крови отказались от традиционной храмовой росписи ввиду холода и вечной питерской всеразрушающей сырости. Весь храм внутри и снаружи украшен чудесными мозаиками. Над ними работали Васнецов, Нестеров, Рябушкин, Беляев и другие мастера Академии художеств. Богатейшая коллекция самоцветов, полудрагоценных камней и специальной ювелирной эмали довершала уникальное убранство храма. К сожалению, самоцветы, изначально входившие в декор, утрачены.
Призрак
Возможно, именно место убийства породило легенды и мифы, которые связаны со Спасом на Крови. Сразу после его освящения пошел слух, что под сводами храма время от времени раздаются стоны убитого императора. Многие питерцы верят, что это оттого, что к императору приходит призрак Софьи Перовской. Силуэт девушки со шрамом на шее и белым платком в руке вдруг возникает на мостике через Грибоедовский канал. Взмахом этого платка Перовская дала сигнал бомбометателям 1 марта 1881 года. А через полтора месяца она в числе других народовольцев-заговорщиков была повешена на плацу Семеновского полка.
Числа и кресты
Даже в пропорциях строения есть символизм. Центральный купол возвышается над землей на 81 метр, как и год гибели царя – 1881. Еще один купол имеет в высоту 63 мeтра – столько лет было Александру II, когда его убили. Ну и наконец, крест колокольни венчает маленькая позолоченная царская корона. Старые петербуржцы верят в то, что одна из икон храма заключает в себе знание о прошлом и будущем нашей страны. Они говорят, что если смотреть на икону долго и не отрывая взгляд, то можно обнаружить там даты ключевых событий нашей истории – Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, смерти Сталина. Есть еще какие-то числа, но они нечеткие и относятся к будущему, становясь все отчетливее с приближением новой трагической даты. На внешнем цоколе храма можно насчитать двадцать красных гранитных табличек с описанием главных деяний царя-мученика.
Спас как храм был закрыт с 1930 года. Стал использоваться как склад. Там также устроили дробильную мастерскую для получения гранитной крошки. Как раз тогда самоцветы, эмаль и многое другое из декора и было утрачено. Но сам храм сохранился. Легенда гласит, что, когда с закрытого храма сняли колокола, прихожане, опасаясь, что и храмовые кресты пойдут на переплавку, ночью тайно сняли их и погрузили на дно канала, то есть совсем недалеко от храма. И уже после реставрации нашелся человек, который рассказал, где нужно искать кресты. Канал прочесали водолазы, кресты были найдены и снова водружены на купола Спаса.
Спас на картошке
Еще в народе живет поверье, что собор нельзя разрушить. В конце 1930-х годов советская власть постановила, что храм не несет никакой ценности, и распорядилась его взорвать. В стенах выдолбили ниши для взрывчатки и уже частично ее успели заложить, но началась война. Взрывчатку вытащили для военных целей, а о храме забыли. Ну как забыли – просто приспособили под районный морг, куда свозили тела блокадных ленинградцев. Когда блокада наконец была прорвана, а тела захоронены, то Спас на Крови приспособили под картофелехранилище. Храм так и называли – «Спас на картошке», причем почти нежно, потому что храмовая картошка спасала от голода тех, кто выжил в блокаду. И что поразительно – в храм во время войны не попала ни одна бомба. Однажды, правда, один немецкий фугасный снаряд угодил в главный купол храма, но каким-то чудом он не разорвался. 240-миллиметровый снаряд весом 150 кг пролежал под куполом никем не замеченный целых 20 лет. Уникальную операцию по его обезвреживанию провела бригада из шести смельчаков под руководством бывшего пиротехника Виктора Демидова. Это были реставраторы-верхолазы и бывшие саперы. В октябре 1961 года они, рискуя жизнью, очень осторожно извлекли снаряд из перекрытия лебедкой, спустили на землю, потом вывезли из города и взорвали в районе Пулковских высот.
Падение советской власти
После войны в соборе было хранилище декораций Малого оперного театра (сегодня это Михайловский). В какой-то момент декорации загорелись, и в пожаре погибла большая часть уцелевшей от 30-х уникальной мозаики. Почти полностью был разрушен уникальный пол, инкрустированный итальянским мрамором.
Во времена Хрущева Спас на Крови снова решили сровнять с землей, планируя проложить на его месте магистраль. Но снова отступились.
В 1972 году началась глобальная реставрация Спаса на Крови, которая шла целых 25 лет. Храм был обнесен строительными лесами, и ленинградцы злословили, что леса будут стоять, пока стоит советская власть, а как только их снимут, так советская власть пойдет прахом. У Розенбаума даже песня была: «Хочу открыть Михайлов замок для людей, хочу придать домам знакомый с детства вид, мечтаю снять леса со Спаса на Крови».
И ведь шутки шутками, а леса убрали в 1991-м, незадолго до августовского путча.
В 1997 году основные реставрационные работы были завершены. Спас на Крови открылся для посетителей ровно в тот день, когда исполнилось 90 лет со дня его первого освящения – 19 августа 1997 года.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник+» №06-2021 под заголовком «Тайны Спаса на Крови».
Кощунство на крови / Взгляд
В Петербурге отменили концерт революционных песен под сводами храма. Но осадок остался
Николай Петров
16.12.2021
В петербургском храме Спас на Крови, построенном на месте злодейского убийства революционерами-террористами императора Александра II, в год 140-летия его смерти, 15 декабря готовилось проведение концерта в рамках фестиваля «Площадь искусств». Во время этой акции должны были исполняться 10 революционных песен на музыку Дмитрия Шостаковича.
Вот текст одной из них, когда-то, быть может, и актуальных, которую намерены были исполнять под сводами православного храма:
«На улицу!»
На улицу, товарищи!
Мы площадь, как волной, зальем.
И негодующей и бурною толпой.
В порыве протестующем сольем свои сердца
И станем мы за ненависть, за мщенье без конца!
На улицу, на улицу!
Всю месть свою за кровь
Замученных злодеями товарищей — борцов
Всю ненависть к тирании, к народным палачам
Мы выльем в крике мстительном на страх своим врагам…
Или вот другая песня, на стихи Аарона Коца, тоже призывающая к ненависти и к смерти, теперь должна была прозвучать на месте злодейского убийства русского императора:
Все, кто готов в беспощадном бою
Грудью стоять за свободу свою.
Празднуйте Первое мая!
Словно по взмаху рабочей руки,
Смолкнут машины, котлы и станки…
Дрогнут все темные силы кругом
Перед своим ненавистным врагом…
Или вот песня на стихи Евгения Тарасова «Смолкли залпы запоздалые»:
Ночью снова баррикадами
Город обовьем.
Утром свежими отрядами
Новый бой начнем…
Остальные песни тоже подобного рода, тоже призывающие к ненависти и кровавым расправам.
Кто убил императора
Говоря о подготовке этого кощунственного концерта, хотелось бы напомнить о том, кто и почему убил императора, которого в народе называли «Освободителем». По официальной версии, его убили террористы революционной организации «Народная воля», они были схвачены и казнены. Однако сегодня многие историки считают, что за их спиной стояли могущественные силы, цель которых состояла в том, чтобы развалить и погубить Россию.
Как отмечало агентство «Царьград», «деятельность «Народной воли» и цареубийство 1 марта 1881 г. как ее результат нельзя рассматривать не в контексте уничтожения монархической государственности, которая была взята на вооружение европейским, а затем и американским масонством».
«Созданный в 1850 году Интернационал почти открыто взялся за решение задачи, выработанной еще почти 100 лет назад иллюминатами, — «уничтожение алтарей и тронов». Сразу же после убийства Царя-Освободителя французский писатель и масон Ф. Пиа писал Д. Гарибальди: «Мой старый друг, последнее покушение на всероссийского деспота подтверждает Вашу легендарную фразу: «Интернационал есть солнце будущего». Все, от первого монарха до последнего президента республики, должны исчезнуть волей или неволей. Французская территория должна быть неприкосновенна для изгнанников, которые, подобно нам, стремятся силою оружия установить мировую демократическую и социальную республику»».
Безусловно, отмечает «Царьград», что за всеми покушениями на императора Александра II стояли некие могущественные силы. Вот что показали на допросах члены ишутинских «Организации» и «Ада», стоявших за подготовкой убийства Александра II, о своих целях и тактике: «Первая и главная цель — истребление правительства, каково бы оно ни было, начиная с монархического и кончая революционным, навести панику и на народ, и на правительство, и с помощью известных им средств, распространением в главных городах России только крайне социалистических убеждений, заведением обществ, — захватить правление в свои руки, чтобы осуществить другую цель — устроить государство на крайних социальных началах, вроде идеала Фурье».
История храма
Как известно, храм Спас на Крови сооружали, как памятник Царю-мученику, на средства, собранные по всей России, всем миром. Храм Спаса на Крови возводился по указу императора Александра III, в «русском стиле», с подражанием московскому собору Василия Блаженного. Его архитекторами стали Альфред Парланд и настоятель Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Игнатий (в миру — И. В. Малышев, выпускник Академии художеств), которому после трагической смерти императора во сне явилась Богородица и показала основы будущего храма.
Во времена СССР большевики собирались храм взорвать. В стенах были просверлены отверстия для взрывчатки, но началась Великая Отечественная война, взрывчатка понадобилась для других целей, и только поэтому храм чудом уцелел.
Всего же после переворота 1917 года в Ленинграде было разрушено большевиками более 120 православных храмов.
В годы блокады в Спасе на Крови размещался морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций. В 1961 году в центральном куполе храма был найден немецкий фугасный снаряд. Никем не замеченный, фугас пролежал в стропилах 18 лет и был случайно обнаружен верхолазами реставрационных мастерских. При помощи лебёдки снаряд был извлечён, вывезен из города и уничтожен в районе Пулковских высот.
В июле 1970 года было принято решение об организации в храме филиала музея «Исаакиевский собор». К этому времени собор находился в аварийном состоянии и требовал срочной реставрации. Были выполнены инженерные и общестроительные работы, проведена большая работа по подготовке к реставрации внутреннего убранства. Непосредственно реставрация самого храма закончилась в 1997 году. 23 мая 2004 года митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром (Котляровым) в соборе была отслужена первая после более чем 70-летнего перерыва литургия.
Другого места не нашлось?
XXI Международный зимний фестиваль «Площадь Искусств» в Петербурге проводится с 10 по 26 декабря, он посвящен 100-летию Санкт‑Петербургской академической филармонии имени Д.Д. Шостаковича — старейшей концертной организации страны. Фестиваль реализуется при поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга.
Основная часть фестивальных событий проходит в залах филармонии, однако некоторые вынесены на другие площадки, в том числе Концертного хора Санкт‑Петербурга, чье выступление должно пройти в музее-памятнике «Спас на Крови». Зачем же готовилось кощунство в храме?
Неужели для концерта с исполнением революционных песен в Петербурге нельзя было найти другое, более подходящее помещение? Неужели организаторы этой акции не понимали, что прославлять кровавую революцию под сводами храма, построенного в честь убитого террористами русского императора, недопустимо?
Неужели не ясно, что это — не только оскорбление чувств верующих, но и надругательство над русской историей и памятью тех, кто погиб в годы революционного террора? Иначе, как провокацией такое назвать нельзя.
К счастью, в результате начавшихся бурных протестов кощунственный концерт отменили. На сайте храма появилось объявление, что 15 декабря он вообще закрыт. Тем не менее вопросы остаются. Кому сегодня могла прийти в голову такая бредовая идея?
После случившегося нельзя не признать, что у нас во властных эшелонах есть еще те, кто мечтает о новых революционных потрясениях в России. Поскольку программу мероприятия курировали Минкульт и Комитет по культуре правительства Петербурга, то приходится признать, что эти люди находятся именно там. Петербургу мало трех революций?
Специально для «Столетия»
Церковь Спасителя по пролитой крови, Санкт -Петербург, Россия
411 Обзоры
в неделю в России — тур малой группы
411 Обзоры
Тур малой группы
7 Days
1 Страна, Страна, Страна, Страна, Страна, Малая группа
1 Страна. 2 города
4, 5-звездочные отели
1 страна, 2 города
МоскваСанкт-Петербург
Россия:Москва, Санкт-Петербург
411 Отзывов
A Week in Russia — Signature Edition
411 Обзоры
Tour Small Group
7 дней
1 Страна, 2 города
5-Starhotels
1 Страна, 2 города
Moscowsaint Petersburg
Russia: Moscow, Saint Petersburg
Russia: Moscow, Saint Petersburg
20. Отзывы
Классика Сокровища двух столиц ®
411 Отзывы
Частный тур
9 дней
1 страна, 2 города
40002-звезды0003
1 Страна, 2 города
Moscowsaint Petersburg
Россия: Москва, Сен -Петерсбург
411 Обзоры
Классические сокровища двух капитанных тур. 1 страна, 2 города
4, 5-звездочные отели
1 страна, 2 города
МоскваСанкт-Петербург
Россия:Москва, Санкт-Петербург
411 Отзывы
Подписавшие сокровища двух капиталов ®
411 Обзоры
Частный тур
9 Days
1 Страна, 2 города
, Санкт-Петербург
411 Отзывы
Signature Сокровища двух столиц ®
411 Отзывы
Групповой тур
9 городов
1 страна
3
5-starhotels
1 Страна, 2 города
Moscowsaint Petersburg
Россия: Москва, Сен-Петербург
411 Обзоры
Сокровища двух Капитал и Золотой Кольцо
411 ОБЗОР.
11 дней
1 страна, 3 города
4, 5-звездочные отели
1 страна, 3 города
МоскваСуздальСанкт-Петербург
Россия:Москва, Суздаль, Санкт-Петербург
411 Обзоры
The Soul of Russia
411 Обзоры
Частный тур
11 Days
1 Страна, 3 города
4, 5-starhotels
1 Страна, 3 ЦИТИТА
MSTRAWELSAINGAINTE Санкт-Петербург
Россия:Москва, Суздаль, Санкт-Петербург
411 Отзывов
Легенды Севера — Частный тур
411 Отзывов
Индивидуальный тур
12 дней
1 Страна, 3 города
4, 5-звездотели
1 Страна, 3 города
Moscowsaint Petersburgveliky Novgorod
Россия: Москва, Saint Petersburg, Veliky Novgorod
9000 2 411. Russa — Family Edition
411 Отзывы
Индивидуальный тур
8 дней
1 страна, 2 города
4, 5-звездочные отели
МоскваСанкт-Петербург
90 городов 1 страна,0003
Россия: Москва, Сен-Петербург
411 Обзоры
Зимняя сказка в России
411 Обзоры
Частный тур
12 дней
1 Страна, 3 ЦИТИРСКИ 1 страна,3 города
МоскваМурманскСанкт-Петербург
Россия:Москва, Мурманск, Санкт-Петербург
411 Отзывов
Россия Северное сияние
411 Отзывов
Частный тур
12 дней
1 Страна, 5 городов
4, 5-звездотели
1 Страна, 5 городов
Moscowsaint PetersburgsortaLapetrozavodskmurmansk
Russaviavalalapetrozavodskmurmansk
Russiavavkk, Сорс-Петрсбург.
411 Отзывов
Русская Зима
411 Отзывов
Индивидуальный тур
7 дней
1 страна, 2 города
4,0000003
1 Страна, 2 города
Moscowsaint Petersburg
Россия: Москва, Сент -Петерсбург
411 Обзоры
Splendid Theaters из двух капитан
411
Private
9000 2
1. Частный тур
9000 2
. , 2 города
4, 5-звездочные отели
1 страна, 2 города
МоскваСанкт-Петербург
Россия:Москва, Санкт-Петербург
339 Отзывы
Достопримечательности Санкт-Петербурга
339 Обзоры
Частный тур
2 дня
1 Страна, 1 город
Сокровища Санкт-Петербурга
339 Отзывы
Индивидуальный тур
7 дней
1 страна, 1 город
4-звездочный отель
3 9,120 город0002 Saint Petersburg
Russia:Saint Petersburg
339 Reviews
Heart of Saint Petersburg
339 Reviews
Private tour
7 days
1 country, 1 city
5-starhotel
1 страна,1 город
Санкт-Петербург
Россия:Санкт-Петербург
411 Отзывов
Душа Сибири
411 Отзывов
Индивидуальный тур
13 дней
1 Страна, 4 города
3, 4, 5-й звезды
1 Страна, 4 города
Moscowirkutsklistyly Villages, Saint Petters,
: Moscow, Irkutsk, Silecty Village, Saint Petters.
Золотая орда (приостановленная)
412 Обзоры
Частный тур
13 дней
1 Страна, 3 города
4, 5-звездотели
1 Страна, 3 города
0003
Moscowkazansaint Petersburg
Россия: Москва, Казан, Сен -Петербург
411 Обзоры
. 5-звездочные отели
1 страна, 2 города
МоскваСанкт-Петербург
Россия:Москва, Санкт-Петербург
411 Отзывы
Platinum Россия
411 Обзоры
Private Tour
11 дней
1 Страна, 2 города
5-Starhotels
1 Страна, 2 города
Москвы Петерсбург
Russia: Moscow, Saint Petersburg
411 3 4113 4113 4113 4113 4113 4113 4113 4113 411 3 4113 411 3 4113 411 3 411 3 4113 411 3 411 3 4113 4113 4113 4113 9113 9113
.
Русская революция
411 Отзывы
Частный тур
7 дней
1 страна, 2 города
4, 5-звездочные города
9 10003
Moscowsaint Petersburg
Россия: Москва, Сен-Петербург
411 Обзоры
Российская революция
411 Обзоры
Частный тур
9 Days
1.
1 страна, 2 города
МоскваСанкт-Петербург
Россия:Москва, Санкт-Петербург
413 Отзывов
Русская Революция
413 Отзывов
Частный тур
9 Days
1 Страна, 4 города
4, 5-звездотели
1 Страна, 4 города
Saint Petersburgtobolskekaterinburgmoscow
Russia: Saint Petersburg, Ekaterbergmoscow
Russia: Saint Petersburg. Отзывы
Россия и столицы Скандинавии
412 Отзывы
Индивидуальный тур
16 дней
5 стран, 8 городов
4, 9 5-звездочных отелей0003
5 стран, 8 городов
Копенгагенослофламбергенстокхольмхельсинксист Петербургмосква
Дания: Копенгаген
Норвегия: Осло, Флэм, Берген
SWEDEN: Стокгол
. uVisitRussia
Собор Спаса-на-Крови – уникальный шедевр, сочетающий в себе древнерусский архитектурный стиль, талант лучших русских художников и итальянских камнерезов, искусство римской мозаики. Мозаика покрывает почти всю поверхность стен и потолков, всего 7 500 квадратных метров мозаики. Это уникальный образец собора в русском стиле в центре Санкт-Петербурга. Его цветные луковичные купола настолько известны, что сегодня признаны одним из символов города. Стиль церкви был вдохновлен собором Василия Блаженного на Красной площади в Москве. Луковичные купола, мозаики и причудливо украшенный фасад характерны для русской архитектуры 16-17 веков. Таким образом, он отличается от большинства зданий ул. Санкт-Петербурга, которые следуют западным традициям неоклассицизма и барокко. Церковь является одной из главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга, объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО и популярным местом для фотографирования и приобретения русских сувениров. У вас есть возможность увидеть Собор Спаса на Крови во всей красе.
Эта церковь построена на месте убийства царя Александра II.
Официально освященная как церковь Воскресения Христова, жемчужина русского православия, более известная как церковь Спаса-на-Крови, была построена в честь царя России Александра II, который был убит на месте, где сейчас находится церковь , отсюда и ссылка на «пролитую кровь». Участок улицы, на котором произошло убийство, заключен в стены церкви, а место убийства отмечено часовней в здании. По просьбе Александра III, сына Александра II, строительство храма началось в 1883 году. Финансирование этого удивительного сооружения почти полностью обеспечивалось Императорской семьей за счет пожертвований частных лиц. Проект был завершен в 1907.
Главным архитектором проекта был выбран Альфред Александрович Парланд, кстати, человек не русского происхождения. Архитектура церкви сильно отличается от других зданий и культовых сооружений Санкт-Петербурга, построенных в основном в стилях барокко и неоклассицизма. Купола храма Спаса-на-Крови Купола Однако эпоха, в которую строилась Спасская церковь, была временем возрождения национализма, а значит, и классического русского стиля храма.
Глядя как на интерьер, так и на экстерьер, легко понять, почему церковь стоила около 4,6 миллионов рублей, что намного превышает заложенные в бюджете 3,6 миллиона. Внешний вид был спроектирован так, чтобы отражать великолепный собор Василия Блаженного в Москве, легко узнаваемый центр города, а здание — как внутри, так и снаружи — украшено мозаиками, большинство из которых были созданы выдающимися художниками того времени, в том числе Виктор Васнецов, Михаил Нестеров и Михаил Врубель. Большинство мозаик изображают библейские сцены и святых, хотя некоторые представляют собой просто узоры. Красочные луковичные купола, центральный из которых достигает высоты 81 метр (266 футов), покрыты яркой эмалью. Собор отличается роскошным и богатым декором, орнаментальными наличниками, рамами, кронштейнами, керамическими изразцами и цветными глазурованными изразцами. Колокольня украшена мозаичными гербами городов и областей Российской империи.
Интересный факт: Эта церковь никогда не функционировала как общественное место отправления культа. Сегодня это музей мозаики.
Во время русской революции 1917 года большая часть этой удивительной церкви была разграблена, а интерьер серьезно поврежден. В 1930-х годах Советы закрыли церковь, как и большинство церквей в Санкт-Петербурге. Во время Второй мировой войны он использовался как хранилище для продуктов. Во время войны он еще больше пострадал, а затем много лет использовался как склад для местной оперной труппы. В 1970 г. Исаакиевский собор взял на себя управление храмом, а средства, собранные от собора (который в то время был музеем), пошли на восстановление Спасской церкви. Реставрация была окончательно завершена в 1997 году и до сих пор остается одной из главных туристических достопримечательностей Санкт-Петербурга.
Собор не следует воспринимать просто как культовое сооружение; его идея шире и глубже. Образ Спасителя в этом соборе отражает не столько культовый аспект, сколько политическую, историческую, художественную, стилистическую значимость памятника, подчеркивает его значимость для города.
Территория, прилегающая к собору, является одним из старейших районов Санкт-Петербурга, его историческим центром, сформировавшимся в первой трети XVIII века. Поскольку церковь находится в самом центре города, ее окрестности представляют наибольшую ценность. Историко-культурная среда здесь чрезвычайно богата, представлена такими сокровищами мировой духовной культуры, как Русский музей, Малый оперный театр, Большая филармония, храмы различных конфессий.