Содержание
расписание, фото, адрес и т. д. на официальном сайте Культура.РФ
Характерные черты древнерусского православного храма
Закомара ― полукруглое завершение стены, повторяющее очертаниями внутренний свод.
Кокошники ― ложная закомара, не повторяющая формой внутренний свод.
Световой барабан ― цилиндрическое завершение храма, окна в котором освещают интерьер.
Алтарная апсида ― выступ храма, ориентированный на восток.
Купол ― конструкция покрытия храма, близкая по форме к полусфере.
Зодчий (предположительно, итальянец Петрок Малый) без колебаний отбросил каноны византийского монументализма и обратился к изящной эстетике Возрождения. В церкви все было по-новому. Отсутствие традиционных для русских церквей более раннего периода архитектурных элементов ― закомар, световых барабанов ― и скромный по габаритам интерьер, всего 100 квадратных метров. Вместо традиционного купола здание завершалось многогранником. Опираясь на традиции своей родной страны, архитектор, тем не менее, с уважением отнесся к опыту раннего древнерусского зодчества и использовал элементы деревянных шатровых церквей.
Характерные черты шатрового храма
Восьмерик (четверик) ― многоугольное основание шатра.
Шатер ― многогранная пирамида, служащая для завершения храма.
После окончания строительства на молельную церковь династии Рюриковичей съезжались посмотреть из разных мест. О ней говорили как о чуде. «Бе же церковь та велми чюдна высотою и красотою и светлостию, такова не бывала преже сего в Руси», ― восхищался в летописи современник. Удивительным образом слава церкви не будет увядать вопреки законам времени. Через триста с лишним лет с момента постройки парижский композитор Гектор Берлиоз после визита в Москву напишет: «Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенское. Много я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес».
Коломенское уже давно стало частью Москвы, здание церкви неоднократно ремонтировали и перестраивали, но оно ничуть не утратило обаяния.
В начале 90-х храм занесли в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а в 2007 году воссоздали древний иконостас с царскими вратами и заново открыли церковь для посещений. Теперь сюда приходят рассматривать экспонаты в церковном музее и слушать службы по большим праздникам. Под резной колокольней храма раскинулась терраса-гульбище, которая потом была превращена в галерею. По трем крытым лестницам некогда гуляли великие князья, а теперь здесь отдыхают все желающие.
Тайны и легенды церкви Вознесения
Место
Храм построили на берегу, где, по преданию, бил ключ, считавшийся чудодейственным. Высокая коломенская церковь должна была стать символом Елеонской горы, на которой совершилось Вознесение Христа. Недаром кажется, что громада белоснежного резного храма словно стремится в небеса. Кроме того, по соседству с храмом лежат оставшиеся от капища валуны, одним из которых святой Егорий якобы сбил змия.
Время
Наиболее распространенная версия гласит, что храм был построен в честь рождения Ивана IV. Однако некоторые историки считают, что столь сложная архитектурная конструкция не могла быть создана всего за два года ― с 1530-го по 1532-й. Согласно этой точке зрения, церковь была возведена на несколько лет раньше для моления о чадородии великокняжеской четы. По еще одной версии церковь Вознесения и вовсе была заложена в благодарность за победу над крымским царевичем Ислам-Гиреем.
Библиотека
Существует легенда, по которой под церковью Вознесения хранилась библиотека Ивана Грозного. Бесценное собрание рукописей дали в приданое Софье Палеолог, вышедшей замуж за Ивана III. Среди бумаг хранились редчайшие экземпляры античных авторов, трактаты по магии и естествознанию. Сейчас библиотека считается бесследно исчезнувшей.
В храме:
Послушать службу
Хотя собор уже почти не действует, он имеет высокий статус храма Патриаршего подворья. Богослужения здесь проходят только по крупным церковным праздникам.
Полюбоваться убранством
Благодаря проведенной в 2007 году реставрации в храме снова появился тябловый иконостас и царские врата, восстановленные с подлинников конца XVI века. Современный интерьер собора почти досконально повторяет богатое убранство домового храма русских царей.
Погулять по галерее
Галерея Вознесенского храма ― лучшее место для обзора необъятных коломенских лугов. Можно бродить по ренессансным лестницам двухъярусного крытого гульбища и представлять себя древнерусскими князьями. В путеводителе 1833 года писали, что раньше к кресту вместо лестницы вела железная цепь, по которой в дни приходских праздников любили забираться смельчаки, споря на штоф вина или ведро пива.
Сходить в музей
В подклете здания находится экспозиция, посвященная строительству церкви Вознесения. Здесь также выставлена копия чудотворной иконы «Богоматерь Державная».
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии. Она расположена в парке Коломенское города Москвы и является шедевром мировой архитектуры, а так же первым каменным шатровым храмом в России. Церковь возведена в 1528—1532 годах предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Анибале, (по русским летописям — Пётр Фрязин или Петрок Малой) на правом берегу Москвы-реки. Ктитор храма — великий князь Московский Василий III. Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного.
Фото: Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Уже почти пятьсот лет украшает берег Москвы-реки в селе Коломенском Церковь Вознесения Господня. Доподлинно неизвестно построил князь Василий ее, чтобы вымолить у Бога желаемого сына или отдал приказ о возведении уже после рождения наследника Иоанна, будущего царя Ивана Грозного. Место выбиралось очень тщательно, искали целебный родник. Найдя такой, строительство было произведено в рекордные сроки для того времени — несколько лет, в начале 1532 года храм уже освятили. На тот момент постройка (60м) была высочайшим зданием города Москвы.
Предполагается, что здание проектировали и возводили итальянские рабочие. Самый известный Петрок Малый. Эта первая шатровая церковь России, построенная из камня.
В 17 веке художники и зодчие обновили иконостас, но не проводили дополнительных работ над стенами. Первая роспись оставалась нетронутой до конца 19 века.
В 66-67 годах следующего столетия строение пережило серьезный ремонт, архитекторами и каменщиками была проделан серьезный труд. Точный список изменений к сожалению не дошел до наших современников. Ровно через сто лет при очередных ремонтных работах главный специалист Шохин развеял легенду о существовании ранее дополнительного помещения южнее верхнего восьмерика. А также заменялись полы и крыши на папертях и облицовывались стены подклета. В 1914-1918 годах проводилась небольшая реставрация собора. Существенных изменений не вносилось. В первые годы коммунистического режима он был передан под опеку музей-заповеднику как памятник архитектуры. За эти годы храм пережил большое количество реставраций.
В 1994 году там начало свою работу Патриаршее Подворье. Затем последовали долгие годы глубокой реставрации и собор вновь открыл свои двери для прихожан только в 2007 году. На данный момент он также действующий, в нем регулярно проводятся богослужения.
Церковь Вознесения Господня была построена в первой половине XVI века по приказу великого московского князя Василия 3-го. По легенде он решил поблагодарить бога за рождение сына — будущего первого русского царя Ивана Грозного. Но это конечно просто легенда. Иван Грозный родился в 1530 году, а церковь была построена в 1532 году. Невозможно построить такое большое и сложное здание всего за два года. На самом деле строительство началось в 1528 году, поэтому вряд ли это было в честь такой клятвы. Скорее всего, он был построен для того, чтобы принц и его жена могли помолиться за наследника. И сын появился до того, как церковь была завершена.
Вознесенская церковь долгое время считалась первой шатровой крытой кирпичной церковью на Руси — в древней Руси. Это потому, что дата его постройки на самом деле известна. Однако, скорее всего, первой подобной церковью была церковь Троицы в Александровском районе (ныне город Александров во Владимирской области). Но Коломенская церковь без сомнения является примером архитектурного совершенства.
Считается, что архитектором Вознесенской церкви был итальянец Петрок Малый. Его вдохновляли традиционные русские деревянные шатры. Интересно, что построить деревянный шатер намного проще, чем каменный. Из камня легче сделать купол. Однако князь Василий хотел обычную шатровую крышу. Итальянец блестяще осуществил это желание.
Вознесенская церковь Вознесения Господня — хороший способ истолковать царский проход на небеса. Квадратное основание является символом земного мира, а круглая вершина — это небо, а восьмигранный шатер соединяет их.
Вознесенская церковь была самым высоким зданием своего времени. Это 52 метра. Стены в основном имеют толщину 3 метра, а сверху — 2,5 метра. Высота пространства внутри церкви всего 42 метра.
Самая известная Коломенская церковь — церковь Вознесенской крыши с Вознесенской крышей, была построена по приказу великого князя Василия 3-го. Некоторые считают, что это было, чтобы отпраздновать рождение его сына Ивана, другие считают, что принцу было где-то помолиться за долгожданного наследника. И Василию нужна была помощь Бога.
У молодого Василия была традиционная свадьба в византийском и московском стиле. Со всего мира в столице собрались красивые девушки, в том числе и невесты. Их было как минимум 1000. И из всего этого он выбрал лучшего — Соломонию Сабурову.
Василий 3-й был женат на Соломонии Сабуровой 20 лет. И все же ни один ребенок не родился. Это закончилось первым разводом в российской истории, насильственным. Патриарх Иерусалимский Марк предсказал: «Если вы женитесь во второй раз, то родится злой ребенок. Ваша империя будет наполнена ужасом и горем, и будут реки крови ».
Василий 3-й женился на Елене Глинской после развода с Соломонией. Они ждали еще 4 года ребенка. В конце концов в 1530 году родился мальчик — Ваня — будущий Иван Грозный. Князю Василию было 54 года.
А через три года Василий умер от заражения крови, вызванного абсцессом на левом бедре. И принц также запретил своим братьям вступать в брак, чтобы их дети не пытались занять престол. Пророчество Марка сбылось.
Были реки крови, и династия Рюриков была прервана смертью Ивана Грозного.
Смотреть видео онлайн
Видео Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Церковь Вознесения Господня в Коломенском
Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии, первая каменная шатровая …
Церковь Вознесения Господня, Коломенское
Выдающаяся мировая ценность
Краткое обобщение
Церковь Вознесения была построена в 1532 году в императорском имении Коломенское под Москвой в честь рождения князя, которому предстояло стать царем Иваном IV «Грозным». Сейчас храм находится недалеко от центра Москвы на крутом склоне, спускающемся к пойме Москвы-реки. Церковь представляла собой новый этап в русской архитектуре. Это первая каменная шатровая церковь. Замечательная шатровая крыша возвышается над восьмиугольным основанием, увенчанным маленькими кокошники ; само основание также поднимается из более крупного основания, образованного рядом ярусных кокошников . Галереи, к которым ведут ступени на разных уровнях, окружают церковь. В восточной алтарной части галереи, обращенной к Москве-реке, находится «царская скамья» в виде престола с белокаменным киворием над ним . Из-за этой специфической конструкции стены имеют толщину от 2,5 до 3 метров, что делает интерьер очень маленьким, хотя потолки высотой 41 метр создают ощущение простора.
Церковь имеет большое градостроительное значение, доминирует над окружающими архитектурными сооружениями и ландшафтом, обеспечивает визуальное единство всех элементов усадьбы. Непревзойденная по дивной красоте и изяществу формы церковь Вознесения была построена вопреки строгим канонам церковного зодчества в XVI веке. Его одностолпная конструкция отличалась от обычного пятиглавого сооружения на четырех столбах, делая его более похожим на мемориальную скульптуру с архитектурными чертами, вобравшими в себя лучшее из византийских, греческих, римских, готических и древнерусских традиций. Пример церкви Вознесения в Коломенском затем получил распространение по всей стране вплоть до середины XVII века. Шатровый стиль был важным и определяющим для русской архитектуры, так как впоследствии стал воплощением русской национальной архитектурной традиции.
Критерий (ii): Церковь Вознесения Господня в Коломенском представляет собой творческий и новаторский проект Русской Православной Церкви, который оказал глубокое влияние на развитие церковной архитектуры на обширной территории Восточной Европы.
Целостность
Церковь Вознесения в Коломенском представляет собой единое целое, и все признаки, выражающие ее Выдающуюся Вселенскую Ценность, находятся в вписанных границах. Ни одному из атрибутов не угрожает современное развитие или пренебрежение . Все атрибуты все еще присутствуют и сохранили физическую целостность, а также динамические функции между ними. И внешний вид, и внутреннее убранство храма ярко демонстрируют характерное для русского зодчества единство конструктивного и декоративного замысла.
В период с 1532 по 1920 годы в Вознесенской церкви было шесть разных иконостасов. В ходе комплексной реставрации 2003-2007 годов была проведена полная реконструкция на основе «Царских врат» оригинального иконостаса XVI века.
Подлинность
Вознесенская церковь претерпела множество переделок с момента постройки в 1532 году. Однако изменения коснулись крыш притворов и убранства в связи с полной утратой белокаменных резных капителей и порталы второго яруса. По объему и формам храм сохранился в первозданном виде. В начале 19 века значительные участки поврежденной поверхности кирпичной кладки были заново облицованы специально изготовленным для этой цели кирпичом. Во втором ряду галерей были сделаны новые белокаменные полы, а также белокаменные лестницы и площадки для всех крыльцов. Кирпичные перекрытия 18 века были разобраны. В 1860-х годах церковь реставрировали с учетом исторических подробностей и орнаментов — это касается главным образом верхней части храма: восьмиугольной, шатровой и купольной. В первой половине 20 века на основе научных разработок были проведены реставрационные работы: обновлены белокаменные крыльца и парапеты; отремонтированы фасады с заменой поврежденных участков и облицовкой их белым известняком; реконструированы деревянные конструкции крыш галерей; а крест, сфера и цепи под ним были отреставрированы и позолочены.
Тщательные исследования, проведенные в 1980-х годах, и последующая реставрация восстановили его до высокого уровня подлинности по форме и материалам, при этом сохранилась обстановка в императорской усадьбе.
Требования к охране и управлению
В 1918 году Вознесенская церковь была объявлена государственной собственностью как выдающийся культурно-исторический памятник. Его статус подтвержден Постановлением Совета Народных Комиссаров «Об учете и охране памятников искусства и старины, находящихся в частной, общественной и учрежденческой собственности» (19).18). На момент внесения в список объект входил в состав Архитектурно-археологического и природного комплекса Музейной зоны «Коломенское». Сегодня памятник находится в собственности и управлении Московского государственного объединенного художественного историко-архитектурного и природно-ландшафтного музея-заповедника.
Основным правовым актом, обеспечивающим необходимую основу для охраны, является Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Собственность является национальным парком, который поддерживает религиозное использование. В настоящее время Вознесенская церковь является патриаршей городской резиденцией Патриарха Русской Православной Церкви. Богослужения совершаются по большим религиозным праздникам, в остальное время он работает как музей.
Оперативное управление и управление объектом осуществляет Московский государственный художественный историко-архитектурный и природно-ландшафтный музей-заповедник, который подчиняется непосредственно Департаменту культурного наследия города Москвы.
В рамках долгосрочной программы по сохранению историко-культурного наследия и развитию музея-заповедника Коломенское на 2003-07 годы проведены необходимые мероприятия по сохранению и популяризации объекта, в том числе установка информационного табличка на мемориальном камне с эмблемой Всемирного наследия. На восточном фасаде церкви также установлен информационный стол с установленной в 2012 г. эмблемой ЮНЕСКО9.0007
Музей, действуя на основании нормативных правовых актов Российской Федерации и города Москвы, а также местных программ и инструкций, осуществляет эффективное управление сайтом на постоянной основе.
Регулярный мониторинг необходим для обеспечения надлежащего состояния сохранности и контроля за соблюдением правил буферной зоны.
Усадьба Коломенское, Москва — История и достопримечательности
- Дом
- Россия
- Москва
- Усадьбы
- Коломенское
Коломенское — старинное село, на территории которого сейчас раскинулся архитектурный музей-заповедник Коломенское на площади 390 га. Этот замечательный музей под открытым небом расположен в южной части Москвы. Веками создавались и бережно хранились реликвии русской истории. Впервые село упоминается в 1339 году в карте князя Ивана Калиты как одно из его родовых селений. По преданию, он был основан в конце 1230-х годов коломенчанами, бежавшими от нашествия хана Батыя (1237-1238).
В 14 веке красота этих мест привлекала великих московских князей, которые превратили село в свою загородную резиденцию. Со временем княжеская династия Рюриковичей сменилась Романовыми. Коломенское по-прежнему оставалось загородной резиденцией правящей династии. Жили-были Василий III, Иван Грозный и царь Алексей Михайлович. Здесь же прошло детство Петра I. Архитектурный ансамбль Коломенское формировался в 16-17 вв. Он состоит из 17 памятников: 12 из них являются сохранившимися строениями царской усадьбы, построенной в 16-19 вв.века, 4 памятника представляют собой деревянные сооружения, привезенные из разных регионов России.
Архитектурный комплекс бывшей царской резиденции сохранил первоначальную планировку и уникальный архитектурный облик. Комплекс состоит из церкви Вознесения, церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, храма-колокольни св. Георгия, церкви Казанской иконы Божией Матери, Водовзводной башни и двух каменных ворот, построенных при царе Алексее Михайловиче. .
Жемчужиной этого архитектурного комплекса является Вознесенская церковь, воздвигнутая в 1532 году князем Василием III у реки в честь рождения долгожданного наследника, будущего Ивана Грозного. Это здание, словно оправдывая свое название, стремится ввысь. Это самый ранний и самый красивый храм с шатровой крышей в России. Доступ к храму ведут широкие крыльца с трех сторон. Стройный храм со стреловидными окнами и высокой восьмиугольной шатровой крышей предназначался только для членов царской семьи. В настоящее время храм находится в общем пользовании музея и патриаршего монастыря. Вознесенская церковь дошла до нас без существенных изменений. В непосредственной близости от Вознесенской церкви находятся три памятника архитектуры: Георгиевская колокольня (16 в.), Водовзводная башня (17 в.) и Охотничий павильон (1825 г.). Памятником, посвященным освобождению от поляков, стала церковь Казанской иконы Божией Матери, заложенная царем Михаилом Федоровичем. Нынешний храм был построен в начале 1650-х годов и приобрел дополнительное мемориальное значение — 100-летие присоединения Казани к Московскому государству (именно в Казани в конце XVI века был обретен чудотворный образ Казанской иконы Божией Матери) как об этом свидетельствует памятная надпись под крестом.
Исторический центр Коломенского — Царское подворье. Он обнесен оградой с двумя воротами: Парадными, или Дворцовыми, — парадным входом в царскую усадьбу; и Спасские ворота или Задние ворота. Рядом с Парадными воротами Коломенского находятся Административные учреждения. В 1667-1671 годах царь Алексей Михайлович построил в Коломне огромный деревянный дворец, который называли «восьмым чудом света». Он состоял из красивых высоких бревенчатых хижин, соединенных крытыми переходами и тамбурами, украшенных богатой резьбой и внутренней росписью. К сожалению, в 1768 году полуразрушенный дворец был разобран. Оно сохранилось только в воспоминаниях современников. Однако 600-800-летние дубы сохранились, как и яблоневые сады. В 1930-1959 г. в Коломне создан архитектурный музей под открытым небом.
Туда были привезены памятники русского деревянного зодчества XVII века: медоварня из села Преображенское, надвратная башня Николо-Карельского монастыря 1693 года, с берега Белого моря, башня Братского острога из Сибири, дом Петра I из Архангельска.