Киров музей дымковской игрушки: Дымковская игрушка. Музей Кирова. Адрес, телефон. Расписание, режим работы. Афиша мероприятий

Музей дымковской игрушки появился в Кирове / Россия : Музеи / Travel.ru



  1. Travel.ru

  2. Новости туризма

  3. Музей дымковской игрушки появился в Кирове



Дымковская игрушка — самый известный из глиняных промыслов России. // Wikipedia

В Кирове открылся музей, посвященный дымковской игрушке. Он расположен на улице Свободы, 67, занимая четвертый этаж здания Союза художников России. Сейчас здесь можно увидеть около 200 экспонатов. В дальнейшем планируется, что музей получит отдельное помещение в другом здании, и тогда число экспонатов увеличится до семи сотен, сообщает соб.корр. Travel.ru.

Помимо самих дымковских игрушек, которые изготовили мастера Союза художников, музей также украшен настенной росписью, рассказывающей всю историю этого знаменитого промысла.

Дымковская игрушка существует на Вятской земле более четырехсот лет. Она отличается простой и ясной пластической формой, обобщенностью силуэта, яркой орнаментальной росписью по белому фону. Дымку часто называют визитной карточной Вятского края.

Отличие этого художественного промысла от других состоит в том, что каждая игрушка — это авторская творческая работа мастериц ручной лепки и росписи, существующая в единственном экземпляре.

Крупные коллекции дымковской игрушки также представлены в постоянной экспозиции Кировского художественного музея имени Васнецовых и Кировского областного краеведческого музея. О планах по открытию отдельного музея, целиком посвященного дымковской игрушке, городская администрация сообщила в прошлом году.











Какие продукты и почему отбирают у туристов?


Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы


8 правил выживания в постсоветском отеле


Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ


Таможенные правила ввоза алкоголя


Таможенные правила России


Виза в США — так ли это страшно?


Документы для биометрического паспорта


Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах



Музей дымковской игрушки, Киров – Афиша-Выставки

Музей дымковской игрушки, Киров – Афиша-Выставки

Музей в Кирове

Киров, Свободы, 67

О месте

Телефон+7 (8332) 78 60 41

АдресКиров, Свободы, 67

ЦенаВход 10–50 р.

Официальный сайтdymkatoy.ru

Режим работыср-вс 10.00–18.00

Статус

Откроется в 10.00

Рестораны рядом

Подборки «Афиши»

 

Выставки ноября в Москве: Грабарь, Шагал и «Сны Сибири»

Земля, песок и соль в работах художников на II Кавказской биеннале

Выставки октября в Москве: Мельников, Дягилев и паблик-арт

Новый сезон разговоров об искусстве: лектории в московских музеях

Мероприятия

 

Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»

Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость

  • Абакан,
  • Азов,
  • Альметьевск,
  • Ангарск,
  • Арзамас,
  • Армавир,
  • Артем,
  • Архангельск,
  • Астрахань,
  • Ачинск,
  • Балаково,
  • Балашиха,
  • Балашов,
  • Барнаул,
  • Батайск,
  • Белгород,
  • Белорецк,
  • Белореченск,
  • Бердск,
  • Березники,
  • Бийск,
  • Благовещенск,
  • Братск,
  • Брянск,
  • Бугульма,
  • Бугуруслан,
  • Бузулук,
  • Великий Новгород,
  • Верхняя Пышма,
  • Видное,
  • Владивосток,
  • Владикавказ,
  • Владимир,
  • Волгоград,
  • Волгодонск,
  • Волжский,
  • Вологда,
  • Вольск,
  • Воронеж,
  • Воскресенск,
  • Всеволожск,
  • Выборг,
  • Гатчина,
  • Геленджик,
  • Горно-Алтайск,
  • Грозный,
  • Губкин,
  • Гудермес,
  • Дербент,
  • Дзержинск,
  • Димитровград,
  • Дмитров,
  • Долгопрудный,
  • Домодедово,
  • Дубна,
  • Евпатория,
  • Екатеринбург,
  • Елец,
  • Ессентуки,
  • Железногорск (Красноярск),
  • Жуковский,
  • Зарайск,
  • Заречный,
  • Звенигород,
  • Зеленогорск,
  • Зеленоград,
  • Златоуст,
  • Иваново,
  • Ивантеевка,
  • Ижевск,
  • Иркутск,
  • Искитим,
  • Истра,
  • Йошкар-Ола,
  • Казань,
  • Калининград,
  • Калуга,
  • Каменск-Уральский,
  • Камышин,
  • Каспийск,
  • Кемерово,
  • Кингисепп,
  • Кириши,
  • Киров,
  • Кисловодск,
  • Клин,
  • Клинцы,
  • Ковров,
  • Коломна,
  • Колпино,
  • Комсомольск-на-Амуре,
  • Копейск,
  • Королев,
  • Коряжма,
  • Кострома,
  • Красногорск,
  • Краснодар,
  • Краснознаменск,
  • Красноярск,
  • Кронштадт,
  • Кстово,
  • Кубинка,
  • Кузнецк,
  • Курган,
  • Курск,
  • Лесной,
  • Лесной Городок,
  • Липецк,
  • Лобня,
  • Лодейное Поле,
  • Ломоносов,
  • Луховицы,
  • Лысьва,
  • Лыткарино,
  • Люберцы,
  • Магадан,
  • Магнитогорск,
  • Майкоп,
  • Махачкала,
  • Миасс,
  • Можайск,
  • Московский,
  • Мурманск,
  • Муром,
  • Мценск,
  • Мытищи,
  • Набережные Челны,
  • Назрань,
  • Нальчик,
  • Наро-Фоминск,
  • Находка,
  • Невинномысск,
  • Нефтекамск,
  • Нефтеюганск,
  • Нижневартовск,
  • Нижнекамск,
  • Нижний Новгород,
  • Нижний Тагил,
  • Новоалтайск,
  • Новокузнецк,
  • Новокуйбышевск,
  • Новомосковск,
  • Новороссийск,
  • Новосибирск,
  • Новоуральск,
  • Новочебоксарск,
  • Новошахтинск,
  • Новый Уренгой,
  • Ногинск,
  • Норильск,
  • Ноябрьск,
  • Нягань,
  • Обнинск,
  • Одинцово,
  • Озерск,
  • Озеры,
  • Октябрьский,
  • Омск,
  • Орел,
  • Оренбург,
  • Орехово-Зуево,
  • Орск,
  • Павлово,
  • Павловский Посад,
  • Пенза,
  • Первоуральск,
  • Пермь,
  • Петергоф,
  • Петрозаводск,
  • Петропавловск-Камчатский,
  • Подольск,
  • Прокопьевск,
  • Псков,
  • Пушкин,
  • Пушкино,
  • Пятигорск,
  • Раменское,
  • Ревда,
  • Реутов,
  • Ростов-на-Дону,
  • Рубцовск,
  • Руза,
  • Рыбинск,
  • Рязань,
  • Салават,
  • Салехард,
  • Самара,
  • Саранск,
  • Саратов,
  • Саров,
  • Севастополь,
  • Северодвинск,
  • Североморск,
  • Северск,
  • Сергиев Посад,
  • Серпухов,
  • Сестрорецк,
  • Симферополь,
  • Смоленск,
  • Сокол,
  • Солнечногорск,
  • Сосновый Бор,
  • Сочи,
  • Спасск-Дальний,
  • Ставрополь,
  • Старый Оскол,
  • Стерлитамак,
  • Ступино,
  • Сургут,
  • Сызрань,
  • Сыктывкар,
  • Таганрог,
  • Тамбов,
  • Тверь,
  • Тихвин,
  • Тольятти,
  • Томск,
  • Туапсе,
  • Тула,
  • Тюмень,
  • Улан-Удэ,
  • Ульяновск,
  • Уссурийск,
  • Усть-Илимск,
  • Уфа,
  • Феодосия,
  • Фрязино,
  • Хабаровск,
  • Ханты-Мансийск,
  • Химки,
  • Чебоксары,
  • Челябинск,
  • Череповец,
  • Черкесск,
  • Чехов,
  • Чита,
  • Шахты,
  • Щелково,
  • Электросталь,
  • Элиста,
  • Энгельс,
  • Южно-Сахалинск,
  • Якутск,
  • Ялта,
  • Ярославль

Глиняные игрушки 19-20 вв.

Дымковские игрушки


Музей-заповедник обладает большой коллекцией народных глиняных игрушек из известных центров: Дымково, Каргополь, Городецкий, Жбанников, Филимоново, Орел и Скопин. Ее можно считать одной из лучших коллекций в России. Керамика существовала на земле веками и тысячелетиями. И глиняные игрушки — своеобразная и несколько загадочная сфера народного творчества. С седой древности в них сохранились мелкие пластические формы со своей цветовой гаммой и своим специфическим живописно-лепным декором. Настоящие глиняные игрушки представляют собой особый аспект народного творчества: их функция не всегда была значительной. Многие лепные и расписные фигурки предназначались не для игры, а для украшения интерьера, наподобие фарфоровых статуэток. Но традиционно их называют игрушками.

Глиняные игрушки из слободы Дымково под Вяткой (Киров), пожалуй, самые известные. Они широко представлены во многих музеях. Само понятие русских глиняных игрушек у многих ассоциируется с дымковскими фигурками и свистульками. Искусство женщин-ремесленников уходит корнями в далекие века. Образцы XIX века, которые можно отнести к более раннему периоду дымковской игрушки, встречаются очень редко. Это не что иное, как яркие, разноцветные игрушки современного Дымково.

Старинные и современные дымковские персонажи многочисленны и разнообразны. Это дамы, офицеры и всадники; юные леди и джентльмены, гуляющие и катающиеся на лодках; медсестры; водоносы, доярки и наездницы; настоящие и сказочные животные и птицы. Обычно это отдельно стоящие фигуры. На платформе немного жанровых композиций, относящихся к более раннему периоду. К самой многочисленной группе относятся игрушки-свистульки.

В указателе Вятского кустарного отдела мы встречаем имя Анны Афанасьевны Мезриной (1853-1938), самой первой дымковской мастерицы, чьи работы получили широкую известность. Самые ранние ее игрушки, известные в музейных коллекциях, — дамы с зонтиками, дама и кавалер на прогулке, няня с детьми, водонос. Отличаются тонкой глиной, изящными позами, несколько мрачноватым, но изысканным колоритом. В связи с общим интересом к народным игрушкам и произведениям Деншина к концу XIX в.10-е – 1930-е годы стали периодом расцвета искусства и славы Анны Афанасьевны Мезриной      

В 1934 году на заводе гипсовых изделий в Дымково был открыт цех глиняных игрушек. В 1930–1940-е годы яркая страница истории дымковской игрушки связана с творчеством Е. А. Кошкиной и Е. И. Пенкиной. Обе они происходили из ремесленных семей, и у каждой был свой художественный стиль. Для произведений начала 1930-х годов был характерен темный колорит. Преобладали темно-зеленые, черные, коричневые с редким добавлением сольферино и желтые. Игрушки, созданные Пенкиной, узнавали по коротеньким фигуркам. Они были поразительно разнообразны по лепным и расписным деталям. Фантазия Пенкиной нашла новые варианты костюмов и узоров орнаментов, обычно составленных из излюбленных мотивов: колец, кругов, овалов.

Игрушки Пенкиной, выполненные, вероятно, после 1938 г., следует рассматривать как коллективные работы, созданные в соавторстве с двумя мастерицами – Е.И. Косс-Деньшиной (1901-1979) и Л.Н. Никулина (1906-1961). Они ознаменовали особый период в ее творчестве. Е. Косс-Деньшина (1901-1979) была единственным лауреатом Государственной премии имени Репина (1967), не принадлежавшим ни к одной из дымковских династий. Однако многие ее образы гармонично вошли в круг дымковской малой скульптуры. В 1930-е годы помогала расписывать игрушки Е. И. Пенкиной. С 1936 года она рисовала их сама, так как глаза у старшей мастерицы совсем ослабли.

В 1943 г. на Всесоюзном конкурсе народной игрушки в Москве дымковская группа в составе Е. А. Кошкиной, Е. И. Пенкиной, О. И. Коноваловой, Е. И. Косс получила первую премию «За образцы творчества». В 1944 г. Э.И. Косс стал членом Союза художников СССР. В 1950-е годы начался новый этап в ее творчестве. Больше внимания она уделяла лепке и созданию образов дам, нянек, водоносов, всадников и других традиционных персонажей.


Как и игрушки Мезриной, работы Косс-Денишиной поражают своим пластическим совершенством, они выразительны и без живописи. Ее женские фигуры очень стройны. В них сочетается традиционная дымковская лепка с правильной анатомией и скульптурной выразительностью, как у игрушек 199025-го века. Э.И. Игрушки Косс-Деньшина легко узнаваемы. Она выработала собственный стиль. Ее игрушки отмечены четким взглядом художника и умением подчеркивать черты, свойственные тому или иному персонажу.

Каргополь Игрушки

Каргопольские игрушки составляют самую многочисленную группу в коллекции Музея. В основную группу (362 наименования) входят работы Ивана и Екатерины Дружининых, их однофамильцев Егора и Ульяны Дружининых и их дочери Любови, Анастасии Бархатовой, М. Вороновой, Н.Я. Замятина, А.В. Бабкиной в селе Гринево (Каргопольский район, Архангельская область) осенью и зимой 1936 – 1937 годов. Игрушки были названы по месту их происхождения. Каргопольские игрушки достигли того же уровня, что и игрушки из Вятки и других центров. Это не просто игрушки для детей. С ними могут «поиграть» и мудрые взрослые

В 1930-е годы восстановлением центров традиционного народного творчества был охвачен и Каргопольский район. Были предоставлены хорошие возможности для индивидуального развития. Игрушки Ивана и Екатерины Дружининых являются одними из лучших образцов как в Каргополе, так и в России. Статуэтные фигурки покрыты орнаментом тонкой цветной обработки. Как и в других центрах игрушек, изображения птиц, лошадей, оленей, медведей, коз, овец, собак и некоторые варианты женских персонажей.

Игрушки И. В. Дружинина представляют собой множество фантастических животных, отличающихся выразительными образными характеристиками. Некоторые игрушки довольно сложны по композиции, например, собака, выслеживающая птиц, сидящих на дереве; дети, играющие с собаками; фермер кормит утку и т. д. Ни в одном другом музее нет такого разнообразия жанровых сцен, причудливых тем и персонажей. Тесная связь с крестьянской культурой обуславливает архаичность каргопольских форм и их особое место среди народных глиняных игрушек

В 1970-е годы Ульяна Бабкина была самым известным каргопольским мастером игрушек. Ее игрушки были лаконично расписаны. Голова и руки человеческих фигур окрашены в белый цвет, на одежде крупные цветовые пятна с орнаментом. Головы животных белили, глаза, а иногда и брови рисовали мазками; рога, хвосты и ноги были обведены цветным контуром. Спинка украшена орнаментом из рыбьей кости, бока – большими красными кругами и косыми крестами. Она использовала клеевую темперу и гуашь, изредка акварель или то, что присылали и приносили ее многочисленные гости и заказчики.


Городецкие игрушки

Городецкий район Нижегородской области — известный центр резьбы по дереву, но изготовление глиняных свистульек — «тростниковых свирелей» — малоизвестный народный промысел. Глиняные игрушки традиционно изготавливались в селе Жбанниково. В начале 1930-х годов молодой ремесленник Ларион Трифонович Потатуев (1912-1941) разработал новое направление. В то время его имя было неотделимо от городецких глиняных свистульек, как имена Ивана Васильевича Дружинина и Ульяны Бабкиной от каргопольских глиняных игрушек. Делая свистульки, он иногда обращался к более сложным формам, создавая петухов или комбинируя конический свисток с фигурой человека.

В 1950-х — 1980-х годах молодая талантливая мастерица Прасковья Степановна Тимофеевна (1925 г. р.) из села Рыжухино изготавливала свистульки: петушков, барашков, коров и других животных. Она редко обращалась к крупным формам. Ее маленькие, разнообразные и стройные игрушки выгодно отличались от других местных статуэток.

В 1980-х годах в Жбанниково успешно работал местный мастер Венедикт Степанович Сироткин (1928-1985). Он создал более сложные формы свистков: птиц с рельефными лепными крыльями и веерообразными хвостами, коней, барашков и др.


Техника оформления свистка сохранена. Слепленные игрушки укладывали тесными рядами на доски и несколько дней сушили в тени. Затем они были обожжены и покрыты глазурью ярко-красного, оранжевого, желтого, зеленого и синего цветов. Вся игрушка была покрыта одним цветом. Затем алюминиевой краской были нанесены рога животных, уши, копыта, кончики хвоста и птичьи гребни. Несколько пятен контрастной глазури сделали игрушки похожими на «хохлому».

Филимоновские игрушки


Глиняные игрушки из села Филимоново (Одоевский район Тульской области) представлены образцами 1950–1970-х гг. Это настоящие произведения народного творчества, в совершенстве отражающие традиционное мировоззрение и эстетические идеалы русских крестьян. Высокие дамы с тонкой талией и непропорционально маленькими головами в широких юбках-колоколах, всадницы на забавных лошадях с жирафьими шеями, фантастические полосатые животные были очень привлекательны.

Необыкновенно яркие игрушки, украшенные розовыми, желтыми, синими и зелеными геометрическими узорами, сильно отличались от известных дымковских дам, водоносов и наездников. Они стали открытием как для многих ценителей, так и для большинства специалистов по русскому искусству. В их силуэтах, формах, орнаментах прослеживалась тысячелетняя традиция. Они аналогичны 10 th — 11 th .
глиняные фигурки века, найденные при археологических раскопках в Киеве. Но, пожалуй, более всего филимоновские игрушки своей лепкой и росписью напоминали древнегреческие терракотовые изваяния..

Немногочисленные старинные игрушки середины 19 го — начала 1930-х годов, сохранившиеся всего в нескольких музеях, доказывают, что их можно оценить как лучшие фелимоновские работы. Современные экземпляры, богато представленные в музеях и частных коллекциях, в основном относятся к концу 1950-х — 1970-м годам.

Почти все филимоновские игрушки, вне зависимости от изображения, являются свистульками. Птица – излюбленный образ во всех центрах игрушек – часто и разнообразно повторялся в Филимонове. Вариантов «уточек», «петухов» и «курочек» было множество. Первоначальный филимоновский стиль сохранили старейшие местные мастерицы: А. Г. Карпова (1911 – 1992) и члены Союза художников СССР: А. Ф. Масленникова (1910 – 1970) и А. И. Дербенева (1909 – 1990). Сейчас филимоновскую традицию поддерживает Е. А. Орлова (внучка А. И. Дербеневой и А. Ф. Масленниковой).


Орловские и Курские игрушки

Ни курские глиняные игрушки 1930-х годов, ни орловские игрушки 1960-х годов не напоминают своим внешним видом. Несмотря на некоторые новые детали, они являются архетипическими символами крестьянского искусства, придерживающегося древних традиций.

Самое раннее упоминание появилось в «Орловских губернских ведомостях» 1866 г.: «Гончарни в … Плешкове Ливенского уезда»; «Указатель Орловской губернии» 1880 г. гласил: «Ремесло древнее». Образы Плешково не отличались разнообразием. Это были популярные крестьянские персонажи — дамы, всадники, коровы, петухи.

Игрушки выглядят настолько архаично, будто это не произведения 20 века, а древние археологические находки. Они были сделаны несколько грубо; формы их округлились и смягчились, очертания — нечеткие. Работая в едином стиле, мастерицы по-своему трактовали изображения. Свистульки Малютиной были небольшого размера, игрушки Иваниловой крупнее и разнообразнее. Любимыми персонажами Малютиной были лошади и дамы. Иванилова лепила дополнительно собак, коров и овец. Ее фигуры, грубые, но выразительные, указывают на ее индивидуальную манеру.

Воронежская и курская статуэтки, изготовленные в 1930-е годы, по своему крестьянскому облику были похожи на свистульки, изготовленные в 1970-е годы сестрами Ковкиной Ульяной Ивановной и Ольгой Дериглазовой, а также Ковкиной Валентиной Венедиктовной из села Кожля Курской области.

По словам старожилов, свистульки в Кожле делали с незапамятных времен. Изготовляли игрушки многие, поэтому продавать их на местных воскресных базарах и ярмарках, устраиваемых пять раз в год, было сложно. Любимыми курскими цветами были ярко-синий, красный, желтый и зеленый. Среди красных оттенков предпочтение отдавалось малиновому. Все эти игрушки, независимо от времени их изготовления, представляли собой типичные крестьянские произведения, обычно называемые «крестьянским примитивом», учитывая их изобразительную манеру.


Скопинские игрушки

Город Скопин, расположенный на левом берегу реки Верда в южной части Рязанской области, славится оригинальной керамической посудой. Известные со второй половины -го -го века, они стали основной отраслью среди современных скопинских промыслов. Скопинские игрушки — это в основном выразительные фигурки животных: преимущественно медведей и «солдатиков» на лошадях. Реже встречаются композиции на небольших платформах, явно выполненные в виде статуэток для комодов, а не детских игрушек

Коллекционирование игрушек Скопина в Сергиевом Посаде началось в 1937 году, когда в зданиях Лавры разместился Московский музей народных промыслов. Десятки глиняных игрушек, в том числе скопинские, переданы из Государственной Третьяковской галереи и Государственного Русского музея.

Главные персонажи, среди которых звери и птицы, медведь, всадники и дамы, типичны для народных игрушек во всех центрах. Но в Скопине, как и везде, сформировались местные приемы сборки, лепки и украшения. Игрушки Скопина оригинальны, их невозможно спутать.

    В октябре 2003 г. музейная экспедиция приобрела несколько работ, выполненных по моделям старинных игрушек современными мастерицами И.А. Якушина и Т.А. Киселева. Исключительно хороши дымчато-серые птицы. Также мастерицы стараются украшать игрушки отвариванием в разных смесях (мука, молоко, квас и даже пиво), чтобы добиться разнообразия цвета (от светло-бежевого до красно-коричневого).

в «Пушечном дворе» открылась выставка дымковских игрушек — Реальное время

09:00, 10.10.2016

43

Выставка «Круговой танец ярких красок». 6 октября в музее «Пушечный двор» музея-заповедника «Казанский Кремль» открылась «Расписная дымковская игрушка». Были выставлены глиняные игрушки — произведения русских народных художественных промыслов XIX и XXI веков из Кировского Дымковского музея игрушки и частных коллекций.

  • 10 ноября, 19:14
    33

    Вкус побед: II этап Игр солидарности в Казани

  • 30 октября, 19:26
    40

    Дрессировка, послушание и экстерьер: Кубок Осени и Золотой Зилант для четвероногих спортсменов

  • 04 октября, 20:29
    36

    XXI ART Workshop: от живописи к цифровому искусству

  • 17 сентября, 18:21
    34

    «Это важный атрибут татар»: День лошади в Арском районе Татарстана

  • 08 ноября, 20:04
    25

    Реабилитационный загон и бывалый коршун: как в Татарстане заботятся о диких животных

  • 24 октября, 13:02
    20

    Текстильный дизайн: как студенты КФУ одевают мобилизованных

  • 04 октября, 19:12
    27

    «Сад грез» Эргина Инана: вариации на тему Кафки

  • 15 сентября, 09:00
    34

    Свет, цвет и форма: Фестиваль медиаискусства НУР

  • 04 ноября, 11:23
    27

    Во славу Богородицы: как казанские верующие прошли крестным ходом

  • 09 октября, 11:49
    28

    Казанский полумарафон-2022: как спортсмены закрывают сезон

  • 24 сентября, 20:13
    34

    Бег по набережной: Гонка наций 2022

  • 08 сентября, 09:00
    28

    Информационная безопасность в промышленности: круглый стол «Реального времени»

«Реальное время» — интернет-газета, предоставляющая деловые новости и отраслевую аналитику, актуальную информацию о развитии экономики и технологий Татарстана, России и всего мира.