Киево печерский монастырь официальный сайт: Kyiv Holy Dormition Caves Lavra

История Киево-Печерской лавры

2 декабря, 20:34

ТАСС-ДОСЬЕ. 2 декабря 2022 года в Единый государственный реестр Украины было внесено юридическое лицо «Киево-Печерская лавра» раскольнической Православной церкви Украины (ПЦУ). Об этом сообщил председатель управления внешних церковных связей ПЦУ Евстратий Зоря. В настоящее время монастырь находится в ведении Украинской православной церкви. Для перехода лавры от УПЦ к ПЦУ требуются решения госорганов, однако теперь создано юрлицо, которое может получить в пользование ее имущество и помещения. Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя регистрацию Киево-Печерской лавры в составе ПЦУ, заявила, что этот шаг является подготовкой к захвату монастыря. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об истории и современном статусе лавры.

История лавры

Свято-Успенская Киево-Печерская лавра — один из старейших православных монастырей Древней Руси. Расположена в центре Киева.

Свидетельство об основании Киево-Печерского монастыря приводится в одном из древнерусских памятников — летописи «Повесть временных лет». Обитель была создана в 1051-1052 годах афонским монахом святым Антонием Печерским в пещерах («печерах», отсюда название) Берестовского холма на правом берегу Днепра. В 1062 году киевский князь Изяслав Ярославич передал монастырю землю над пещерами, где был сооружен так называемый Верхний монастырь. В период игуменства святого Феодосия Печерского в 1073-1078 годах был построен Успенский собор, число насельников достигло 100 человек. С XI века монастырь стал крупным церковным и культурным центром Древнерусского государства, в нем велось летописание, сформировалась собственная иконописная школа. С XII века настоятели обители стали получать сан архимандрита, тогда же монастырь стал именоваться лаврой (особый тип организации монашеской жизни, средний между общежительным и отшельническим; позднее лаврами стали называть монастыри, имеющие особое историческое и духовное значение).

В 1240 году лавра была разграблена во время нападения монголо-татар на Киев, однако монастырская жизнь в ней вскоре была восстановлена. В XIII-XVI веках земли, где располагался монастырь, находились под контролем Великого княжества Литовского, в XVI-XVII веках — Речи Посполитой. В 1590-х годах сторонники подчинения православной церкви Папе Римскому (униаты) дважды пытались захватить обитель. Однако братия оказала униатам вооруженное сопротивление и отстояла монастырь. В 1592 году Константинопольский патриарх Иеремия даровал Киево-Печерской лавре статус ставропигии (т.е. монастыря, подчиненного непосредственно патриарху).

В конце XVI — первой половине XVII веков в условиях экспансии униатства лавра сыграла решающую роль в сохранении православия в Юго-Западной Руси. В 1627-1647 годах при наместнике митрополите Петре (Могиле) монастырская типография стала одним из ведущих центров православного книгоиздания в Восточной Европе. В 1631 году в обители было организовано высшее духовное учебное заведение — Киево-Могилянская коллегия (позднее — академия), которая действовала до 1817 года. Среди ее преподавателей и выпускников были ведущие российские просветители Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович, архиепископ Димитрий Ростовский, государственный деятель Александр Безбородко, композиторы Дмитрий Бортнянский и Артемий Ведель и др.

В 1654 году Киев возвратился в состав Русского государства (окончательно закреплен за Россией в 1686 году). С 1688 года Киево-Печерский монастырь являлся ставропигией Патриарха Московского и всея Руси. В 1786 году лавра была подчинена Киевскому митрополиту. Вплоть до 1917 года монастырь продолжал оставаться одним из основных духовных и культурных центров православной церкви, в нем действовали крупная библиотека, приходское училище, издательство, выпускавшее ежегодно до 100 тыс. экземпляров книг и 130 тыс. листовок и брошюр, и др.

В январе 1918 года лавра была разграблена красногвардейскими отрядами, ее наместник митрополит Владимир (Богоявленский) был ими убит. После окончательного утверждения советской власти в Киеве в 1920 году на территории лавры было создано несколько учреждений, в частности инвалидный городок, Музей культов и быта (1922) и др. Однако до 1930 года в части лаврских помещений продолжал действовать монастырь, в некоторых храмах продолжались богослужения. В 1926 году территория лавры была объявлена историко-культурным государственным заповедником с преобразованием ее во Всеукраинский музейный городок, объединивший комплекс музеев, библиотек и архивов.

3 ноября 1941 года, вскоре после оккупации Киева немецкими войсками, был взорван центральный храм лавры — Успенский собор (восстановлен в 2000 году).

В конце 1941 года по инициативе схиархиепископа Антония (Абашидзе) в части лавры — Ближних пещерах — был возрожден монастырь, который продолжал действовать до 1961 года.

В 1961-1988 годах монастырь был закрыт, на территории лавры функционировал Киево-Печерский государственный историко-культурный заповедник.

В июне 1988 года, за несколько дней до начала юбилейных торжеств по случаю 1000-летия Крещения Руси, Киево-Печерская лавра возобновила свою деятельность как монастырь. Церкви были возвращены Дальние пещеры, в феврале 1990 года — Ближние.

В 1990 году ансамбль построек Киево-Печерской лавры был внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Указом президента Украины от 13 марта 1996 года Киево-Печерскому историко-культурному заповеднику был присвоен статус национального.

В 2013 году распоряжением кабинета министров Украины 75 объектов Нижней лавры были переданы в бесплатное пользование монастырю. При этом они остаются в государственной собственности, как и весь комплекс построек Верхней лавры.

Ансамбль лавры

Комплекс Киево-Печерской лавры занимает площадь около 28 га, включает 13 храмов и три колокольни, выполненных в духе украинского барокко и в византийском стиле (поздние постройки). Лавра расположена на двух высоких холмах, между которыми пролегает глубокий овраг, разделяющий ее на Верхнюю и Нижнюю лавры (в последней находятся Ближние и Дальние пещеры). В пещерах, общая протяженность коридоров которых превышает 0,5 км, покоятся мощи киево-печерских святых: в Ближних пещерах — 73 подвижников, в Дальних — 49.

Главный соборный храм лавры — Успенский. Он представляет собой шестистолпный крестово-купольный одноверхий храм с тремя нефами. Собор был одним из крупнейших в Древней Руси, до разрушения в 1941 году многократно перестраивался. При восстановлении предлагалось вернуть храму облик XI века, но воссозданная в 2000 году постройка была выполнена в духе украинского барокко и копирует облик разрушенной немцами в 1941 году церкви. Рядом с Успенским собором расположена Большая колокольня высотой 96 м, возведенная в 1745 году Второй по древности храм лавры — Троицкая надвратная церковь начала XII века. В XVIII веке она была перестроена в стилистике украинского барокко.

Каждая из частей обители обнесена каменной стеной, внутри которой находятся храмы, административные, жилые и хозяйственные постройки. Существующие фортификационные сооружения датированы XVII-XIX веками и входили в состав Киевской крепости.

Современное состояние

На территории Верхней лавры расположен Национальный историко-культурный заповедник, занимающий территорию 23,36 га. Всего в его составе 144 памятника истории и культуры. Фондовая коллекция насчитывает свыше 70 тыс. единиц хранения. В структуру заповедника входят музеи истории Киево-Печерской лавры, здесь хранятся книги и продукция книгопечатания, предметы народного декоративного искусства, драгоценности, а также предметы театрального, музыкального и киноискусства Украины.

С начала 1990-х годов на территории Нижней лавры располагается Свято-Успенский Киево-Печерский мужской ставропигиальный монастырь, резиденция митрополита Киевского и всея Украины, Киевская духовная академия и семинария.

Община лавры находится в юрисдикции Украинской православной церкви. По данным на июль 2018 года, в монастыре проживало 220 монахов. C 1994 года наместник лавры — митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел (Лебедь).

Попытки захвата и нападения на лавру

С начала 1990-х украинские националисты, а также руководство раскольнической «Киевской патриархии» неоднократно заявляли свои претензии на владение Киево-Печерской лаврой.

Первая попытка захвата монастыря произошла в ночь с 18 на 19 июня 1992 год. По инициативе т. н. Киевского патриарха Филарета Денисенко (бывшего митрополита Киевского, отлученного от православной церкви) около 100 членов организации украинских националистов УНА-УНСО (запрещена в РФ) во главе с Дмитрием Корчинским и Сергеем Гринчуком захватили Киево-Печерскую лавру. Однако затем они были вытеснены из монастыря подразделениями украинской милиции.

В январе 1997 года Конгресс украинских националистов в опубликованном в ряде украинских газет «Обращении к соотечественникам» заявил протест по поводу передачи ряда корпусов лавры Киевской духовной академии УПЦ. В июне 1997 года киевский Совет народных депутатов принял решение о передаче части зданий Киево-Печерского историко-культурного заповедника и лавры «Киевскому патриархату». В дальнейшем это решение было признано незаконным.

В 1990-2000-х годах сторонники «Киевского патриархата» на постоянной основе проводили у стен лавры манифестации с требованием передать им Успенский собор или установить пользование им поочередно с верующими, принадлежащими к канонической Украинской православной церкви.

23 июля 2000 года, в день памяти прп. Антония Печерского, группа из 200 украинских националистов, возглавляемых депутатом Рады Олегом Соскиным, попыталась ворваться в Киево-Печерскую лавру. От прихожан УПЦ они требовали «убираться в свою Москву», «не осквернять украинскую землю своим присутствием». Милиция не допустила проникновение нападавших в монастырь.

23 февраля 2014 года, на следующий день после государственного переворота на Украине, десятки членов т. н. самообороны майдана заблокировали входы в Киево-Печерскую лавру. На следующее утро монастырь был разблокирован.

22 июня 2014 года более 100 украинских националистов сорвали у Киево-Печерской лавры крестный ход противников войны в Донбассе. Попытки ворваться в монастырь были пресечены правоохранительными органами.

В марте 2017 года около 200 украинских националистов, участников боевых действий в Донбассе, провели свою акцию в Успенском соборе Киево-Печерской лавры. Формально явившись в монастырь на экскурсию, они привели с собой представителей самопровозглашенного «Киевского патриархата», которые стали «служить молебен» в храме.

2 августа 2018 года глава «Киевского патриархата» Филарет Денисенко в интервью телеканалу «Прямой» заявил, что после признания автокефалии украинской православной церкви ей будут переданы Киево-Печерская и Почаевская лавры.

20 сентября 2018 года украинский сайт «Миротворец» добавил в свою базу данных наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя), обвинив его в антиукраинской пропаганде.

29 ноября 2018 года специальная комиссия Минкультуры Украины при участии сотрудников Службы безопасности Украины (СБУ) и Национального историко-культурного Киево-Печерского заповедника начала опись церковных ценностей и святынь, которые были переданы монастырю после его возрождения в 1988 году.  Подобная проверка проводилась впервые за 30 лет.

30 ноября 2018 года Служба безопасности Украины (СБУ) провела обыски по месту проживания наместника Киево-Печерской лавры митрополита Чернобыльского и Вышгородского Павла (Лебедя) в подсобном хозяйстве монастыря в селе Вороньки Бориспольского района Киевской области. Основанием для обыска стало уголовное дело о «разжигании межконфессиональной вражды». Накануне, 29 ноября, митрополит Павел заявил, что со стороны властей он получал угрозы, на него оказывалось давление.

24 декабря 2020 года Епифаний Думенко, руководитель т. н. Православной церкви Украины, созданной на базе неканонических «Киевского патриархата» и «Украинской автокефальной православной церкви», подтвердил, что его структура будет добиваться передачи в свое распоряжение Киево-Печерской и Почаевской лавр.

23 мая 2022 года синод ПЦУ заявил о намерении основать мужской монастырь под названием «Свято-Успенская Киево-Печерская лавра» и поручил своему лидеру обратиться в правительство с просьбой передать этой юрисдикции один из храмов и часть помещений Киево-Печерской лавры Украинской православной церкви.

13 ноября 2022 года СБУ и полиция Украины начали расследование по факту песнопений о России на русском языке в одном из храмов Киево-Печерской лавры. 1 декабря офис генпрокурора Украины сообщил о предъявлении по этому делу обвинения священнику УПЦ по ч. 1 ст. 28, ч. 1 ст. 436-2 Уголовного кодекса Украины («Оправдание, признание правомерной, отрицание вооруженной агрессии Российской Федерации, глорификация ее участников»).

Депутат Верховной рады Алексей Гончаренко 15 ноября направил депутатское обращение на имя премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля с предложением лишить Украинскую православную церковь прав на аренду Киево-Печерской и Свято-Успенской Почаевской лавр и передать их раскольнической Православной церкви Украины.

22 ноября сотрудники СБУ провели обыски в Киево-Печерской лавре, назвав их «контрразведывательными мероприятиями», призванными не допустить «использования монастыря как ячейки русского мира».

1 декабря 2022 года президент Украины Владимир Зеленский своим указом ввел в действие решение Совета национальной безопасности и обороны Украины «Об отдельных аспектах деятельности религиозных организаций на Украине и применения персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)», по сути, направленное на запрет УПЦ. Помимо прочего, этим решением были введены санкции в отношении нескольких епископов и священнослужителей УПЦ, в частности в отношении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла (Лебедя). 

Теги:

Украина

Киево-Печерская Лавра в Киеве — подробная информация с фото

Видео: Киево-Печерская Лавра

Содержание

  • Основные моменты
  • История
  • Религиозные сооружения
  • Для туристов
  • Как добраться до Киево-Печерской Лавры

Основные моменты

Сегодня комплекс разделяют на Верхнюю (Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник) и Нижнюю (Украинская Православная Церковь) Лавры; они обе открыты для посещения. С 1990 года ансамбль монастыря включен в список Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО.

Киево-Печерская Лавра отличается потрясающей атмосферой – здесь мало строгости и сдержанности, обычно присущих религиозным местам. Зеленые просторы, залитые солнцем, прогуливающиеся в розарии художники, сияющие купола и сверкающая река у подножья монастыря – вот картина, которая запомнится любому туристу!

Киево-Печерская лавраПанорамный вид

История

В 11 веке на этом месте находился большой лес, куда часто отправлялся для уединенной молитвы священник Иларион из села Берестова, располагавшегося неподалеку. Здесь он выкопал для себя пещеру, в которой собирался жить в аскезе и служении Господу, но, после его назначения митрополитом Киевским в 1051 году, схимническое уединение пришлось оставить. В этот период в столицу прибыл монах Антоний с Афона, ему не понравился уклад местных монастырей, и поэтому он решил поселиться в пещере Илариона.

Киево-Печерская Лавра в 1651 году

Молва о религиозности и святых делах монаха быстро разошлась по окрестностям, что привлекло к нему нескольких учеников. В скором времени их число выросло до двенадцати человек. Вокруг пещеры они смогли построить небольшую церковь и кельи. Игуменом нововозведенного храма стал Варлаам, считающийся первым настоятелем Киево-Печерской Лавры. Антоний, тем временем, отправился на соседний холм, где обустроил новую пещеру. Она стала началом так называемых «ближних» подземных ходов комплекса, а к «дальним» стали относить самую первую его пещеру и кельи учеников.

Постепенно монахи прибывали, и места стало не хватать. В связи с этим было принято решение о строительстве церкви Успения Пресвятой Богородицы, но она уже располагалась на холме. Антоний понимал, что число прихожан и учеников будет только увеличиваться, поэтому он отправился к великому князю Изяславу Ярославовичу, чтобы просить разрешения использовать всю территорию холмов для строительства. Возникший монастырь получил название Печерского, а новым настоятелем стал Феодосий. Активные действия и проповеди монахов были замечены и привлекли многочисленные пожертвования. На собранные по миру средства в 1073 году началось строительство каменного храма, законченное через 16 лет. Несколько веков подряд комплекс развивался как религиозная святыня, но в начале 17 столетия обозначилось новое направление – монастырь стал важным просветительским и образовательным форпостом.

Василий Верещагин. «Великая церковь Киево-Печерской лавры». 1905

В 1616 г. тут была основана типография, где велось активное печатание книг. На её базе Петр Могила основал училище, объединённое с братским, которое стало началом Киево-Могилянской коллегии – первого учебного заведения такого ранга на территории всего государства. С этого момента с Лаврой неизменно были связаны имена великих политических деятелей, писателей, ученых и философов.

В 1688 году, во времена Великой Руины, Киево-Печерская Лавра подчинилась Московскому Патриарху, но через 100 лет в 1786 г. она была переведена обратно под покровительство Киевского Митрополита. В начале 20 века на территории монастыря была организована Государственная историческая библиотека Украины, которая располагается и действует там до сих пор.

Не обошлось в истории Лавры без трагических страниц – она неоднократно переживала пожары различного масштаба, а во время Великой Отечественной войны немецкими солдатами был разграблен и подорван Успенский храм, который восстановили только в 2000 году.

В 1961 г. монастырь был закрыт повторно (первый раз это произошло в 1930 г.) в рамках хрущевской антирелигиозной кампании. В светском статусе он просуществовал вплоть до 1988 г., когда во время празднования 1000-летия крещения Руси Киево-Печерская Лавра вновь открыла двери для монахов и прихожан, а также ей во владение были переданы Дальние пещеры.

Религиозные сооружения

Безусловно, именно строения сакрального назначения составляют большую часть достопримечательностей комплекса «Святая Успенская Киево-Печерская Лавра». Обойти их все за раз вряд ли удастся, но обратить внимание на самые знаковые определенно стоит, даже если вы человек неверующий или принадлежите к иной конфессии.

Успенский собор (ул. Лаврская, 11)

Главным храмом комплекса является Успенский собор – одно из самых древних сооружений Лавры. Великая церковь Успения Богородицы Печерского монастыря была заложена в 1073 г. игуменом Феодосием, но он скоропостижно скончался, поэтому снова к строительству приступили только в 1075 году.

Возведение заняло всего 2 года, что было невероятно быстро для столь масштабного здания. Согласно легенде, ширину и длину храма обозначили в 20 и 30 «поясов» – это изделие, выполненное из чистого золота, было подарено монахам варягом Шимоном в честь начала строительства.

Успенский собор Киево-Печерской лаврыВосточный фасад (с апсидами) воссозданного Успенского собора

Через несколько лет после окончания работы зодчих приезжие художники из Константинополя оформили церковь мозаиками и фресками на полу и стенах. К сожалению, изображения не сохранились до наших дней.

Великая Печерская церковь являлась уникальным произведением искусства начала 12 века и не имела аналогов не только на Руси, но и в Византии – а значит, почти во всем православном мире. Храм венчался единственным куполом, диаметр которого составлял почти 9 метров, основные нефы были выполнены из мрамора.

Интерьер Успенского собора в процессе создания новых росписей

За всю историю собора ремонтные и реставрационные работы в нем проводились несколько раз. Впервые – после разрушительного нападения половцев, а потом – после землетрясения в начале 13 века. По преданию, в результате этого природного катаклизма храм расступился на четыре части. Через три столетия в соборе были возведены величественный иконостас и несколько часовен.

Успенский собор почти полностью уничтожили взрывом в 1941 году, восстановили его только в 2000 г. Сегодня каждый гость Киево-Печерской Лавры может увидеть в специальной ротонде большой обломок древней стены храма.

До момента разрушения строения в 20 веке в нем насчитывалось более 300 захоронений князей, святых и значимых людей разных эпох. Многие из надгробий представляли большую ценность, поскольку были произведениями искусства знаменитых мастеров.

В современном Успенском соборе попытались восстановить самые первые фрески и узоры, тонкая роспись максимально приближена к оригинальной. Реставрационные работы до сих пор не завершены, но в праздничные дни в храме проводятся священные литургии, а также осуществляются таинства крещения и венчания. На сегодняшний день святыня является местом паломничества большого количества верующих.

Трапезные церковь и палата (ул. Лаврская, 11)

Трапезная церковь 19 века является самым заметным сооружением на всей территории Киево-Печерской Лавры. Ранее на этом месте находилась монастырская столовая, построенная в конце 17 века, но со временем она стала мала для всех служителей Лавры. Сооружение расширили, возведя просторную палату. К новой трапезной присоединили церковь святых Антония и Феодосия Печерских, увенчанную величественным 20-метровым куполом.

Трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских

В 1911 году рядом с Трапезным храмом был похоронен Пётр Столыпин. Посетить могилу известного деятеля своей эпохи сегодня может любой желающий.

Церковь и палата пострадали во время войны, но были быстро восстановлены. Сегодня от старого здания сохранились только портал над главным входом, кухня и некоторые фрагменты стен.

С 60-х и до 80-х годов в здании функционировал музей атеизма, затем церковь полностью вернула себе религиозное назначение.

Реставрационные работы в Трапезном храме проводятся по сегодняшний день. Так, в 2012 г. было проведено торжественное освящение креста, который установили над входом.

Большая Лаврская колокольня (ул. Лаврская, 11)

Большая Лаврская колокольня

В середине 18 века была возведена Большая Лаврская звонница на тринадцать колоколов. Ее высота составляет 96,5 м, учитывая крест и гранитное основание. Сооружение действительно впечатляющее: при строительстве было использовано 5 млн кирпичей и 20 тыс. тонн извести. Толщина стен первого яруса достигает 8 метров, на покрытие купола понадобилось 3,5 кг сусального золота.

Здание занимает 6 место в списке самых высоких православных звонниц, уступая только сооружениям с длинными шпилями. Два года назад к ее многоголосию добавился еще один колокол.

На сегодняшний день первый ярус Большой Лаврской колокольни реставрируется. Отчасти это связано с небольшим отклонением от вертикальной линии, сейчас оно составляет примерно 62 см.

Несмотря на восстановительные работы, колокольня открыта для посещения, и подняться на нее нужно обязательно – с высоты открывается захватывающий вид на всю Киево-Печерскую Лавру, Днепр, большую часть Киева.

Троицкая Надвратная церковь (ул. Лаврская, 11)

Троицкая Надвратная церковь, главный вход Киевской Лавры, была построена в начале 12 века. Здание ремонтировалось много раз, а в 17 веке было радикально реконструировано, приобретя пышные черты украинского барокко.

Троицкая Надвратная церковь

Внутреннее пространство храма разделено несколькими массивными колоннами. На каждой из стен разместились богатые фрески, изображающие библейские сюжеты. Живопись Надвратной церкви заслуженно является одним из ценнейших памятников украинского монументального искусства, краски по сей день сохранили свою насыщенность и выразительность.

Особое внимание прихожан привлекает деревянный трехъярусный иконостас, украшенный золотом. Деревянные рамы конструкции выполнены в тонкой технике сквозной резьбы. Интерьер церкви дополняет 16-ти свечное паникадило, изготовленное в 1724 году. Вес его составляет 664 кг.

Пещеры Киево-Печерской Лавры (ул. Лаврская, 15)

Подземные ходы Лавры – главная изюминка комплекса – обросли слухами, домыслами, легендами. Говорят, что по ним можно спуститься до самой реки, упоминают о бесшумных тенях, скрывающихся в темных нишах, рассказывают о призраках. Неудивительно, что даже неверующие люди стремятся попасть внутрь с хорошим экскурсоводом. Для православных же монастырские подземелья уже многие века являются целью паломничества.

Ближние пещеры Киево-Печерской Лавры находятся на глубине около 10-15 м, а тоннели растянулись почти на 400 м. В них располагаются три подземные церкви и две кельи Антония. На сегодняшний день в усыпальницах храмов можно увидеть мощи семидесяти трех святых.

Дальние пещеры (Варяжские)

Дальние пещеры уходят вглубь на 15-20 м, а система коридоров имеет протяженность около 300 м. Под землей действуют три церкви и две кельи Феодосия, располагающиеся в разных частях пещер. При осмотре туристы смогут увидеть сорок девять святых мощей.

В одной из бывших келий дальних тоннелей находятся уникальные мироточивые главы. Выделяемое вещество классифицируют как высокоочищенное масло без каких-либо примесей, а анализ белка показал, что природа мира полностью органическая. С научной точки зрения этот феномен необъясним, что укрепляет веру паломников в чудотворные свойства вещества.

Все мощи размещены в древних деревянных раках, над каждой из них есть табличка с указанием имени и сана, а также икона (большинство из них датируются 19 веком). Сами святые закрыты специальными одеждами, но у некоторых оставлены непокрытыми кисти рук. Так посетители могут сами убедиться, что тела не тлеют.

Карты пещер и полный список святых, чьи мощи расположены в Киево-Печерской Лавре, можно посмотреть на официальном сайте монастыря (http://www.lavra.ua/).

Музеи Киево-Печерской Лавры

Пектораль из кургана Толстая Могила в музее исторических драгоценностей Украины

Комплекс «Святая Успенская Киево-Печерская Лавра» знаменит не только святынями и храмами – на территории Лавры активно и успешно функционирует несколько музеев и выставок светского характера.

Музей исторических драгоценностей Украины (ул. Лаврская, 21) имеет постоянную экспозицию. Она включает в себя предметы времен древней Руси из золота, серебра, драгоценных камней, а также уникальные артефакты 6-3 веков до нашей эры.

В музее книги и книгопечатания Украины (ул. Лаврская, 21, корпус 9) представлена экспозиция, отражающая всю историю типографского дела от древних времен до сегодняшнего дня. Гости смогут увидеть уникальные рукописные фолианты, раритетные издания и старинную технику для печатания. Все собрание сегодня находится под покровительством ЮНЕСКО.

Музей книги и книгопечатания Украины

Экспозиция музея театрального и музыкального искусства (ул. Лаврская, 21) посвящена истории украинского сценического творчества. На втором этаже туристы смогут увидеть коллекцию музыкальных инструментов и шкатулок.

В музее микроминиатюр (ул. Лаврская, 21) представлена постоянная выставка впечатляющих работ известного во всем мире мастера Николая Сядристого. Объекты экспозиции можно рассмотреть только под увеличением, самые известные из них – подкованная блоха и караван верблюдов в игольном ушке.

Музей микроминиатюр в Киеве

Коллекция музея украинского декоративного искусства (ул. Лаврская, 5, корпус 29) была основана в 1899 году. Сегодня она весьма обширна и включает в себя образцы резьбы и росписи по дереву, вышивку, керамику и т. д.

Также Киево-Печерский заповедник предлагает гостям побывать на художественных и фотовыставках, презентациях книг, конференциях и других интереснейших мероприятиях, которые регулярно проводятся в стенах и на территории комплекса.

Более подробную информацию вы сможете узнать на официальном сайте заповедника (http://www.kplavra.kiev.ua/).

Для туристов

Прогулка по комплексу не грозит быть утомительной. На территории монастыря раскинулся небольшой парк, в котором растут знаменитые розы Киево-Печерской Лавры. Через него проходит длинная аллея, приводящая туристов к святым источникам, из которых можно попить или набрать воды.

Дорога к монастырю

Каждый гость этих мест может насладиться отличным видом на Днепр, комплекс Ближних и Дальних пещер, пасеку, а также Заднепровье. Просторная смотровая площадка находится за трапезной.

Так как на территорию монастыря нельзя приходить со своей едой, для удобства были открыты два кафе. Здешняя кухня предлагает широкий выбор национальных украинских блюд и напитков, некоторые можно взять на вынос. Заведения работают согласно графику всего комплекса и закрыты только 1 января. Также вы сможете посетить магазин, где можно приобрести крестики и книги (обеденный перерыв – 13:00-13:45).

Обязательно надевайте удобную обувь, так как Киево-Печерская Лавра располагается на двух холмах, тут много спусков, подъемов и лестниц, а большинство дорожек выложены брусчаткой. Для посещения храмов следует выглядеть соответствующим образом, поэтому около входа в них любая женщина может взять платок, чтобы покрыть голову или повязать на пояс, скрыв брюки или обнаженные ноги.

Парк у Киево-Печорской Лавры

Нижняя Лавра доступна ежедневно с 6:00 и до конца вечернего богослужения (примерно 20:00), а пещеры принимают туристов с 9:00 до 16:00. Вход на территорию, в храмы и пещеры бесплатный. Лучше начинать осмотр достопримечательностей отсюда, так как Киево-Печерский монастырь зарождался именно в этих местах. Выходной день здесь – воскресенье.

Верхняя Лавра открыта без выходных с 9:00 до 19:00 (осенью и зимой до 18:00), а кассы закрываются за 15 минут до конца рабочего дня. Вход на территорию стоит от 20 гривен для взрослых и детей, видео- и фотосъемка разрешены за отдельную плату.

Туристам предлагаются индивидуальные или групповые экскурсии с гидом, несколько постоянных экспозиций. Для детей регулярно проводятся тематические студии, уроки, игры и квесты. Необходимо сохранять билеты до конца посещения всех объектов комплекса.

Церковь Спаса на Берестове примыкает с севера к Киево-Печерской лавре. Считается частью всего исторического комплекса, несмотря на то, что она находится вне стен лавры

Посетить пещеры Киево-Печерской Лавры можно самостоятельно или в составе группы за небольшую плату. Необходимо помнить, что проходы в пещерах узкие, поэтому людям с клаустрофобией необходимо заранее оценить свои возможности.

В каждый последний понедельник месяца правом бесплатного посещения обладают граждане социально незащищенных слоев населения (при предъявлении документа). Во время совершения богослужения в храме, церковных праздников, в день независимости Украины и день музеев вход бесплатный для всех желающих.

С недавних пор для посетителей комплекса открыт доступ на третий ярус Большой Лавровской колокольни, стоимость входа составляет 40 гривен. Чтобы подняться на самый верх, необходимо преодолеть 374 ступени.

Как добраться до Киево-Печерской Лавры

Наиболее удобным способом добраться до Киево-Печерской Лавры для тех, кто плохо знает город, является метро. «Арсенальная» – ближайшая к Лавре станция – имеет всего один выход, поэтому заблудиться вы точно не сможете. Сразу на поверхности расположена остановка городского транспорта, подойдут маршруты 24, 406, 470, 520.

Пользоваться автобусом необязательно – от метро до входа в комплекс меньше полутора километров, поэтому дойти пешком до цели не составит труда.

Смотрите также: Царицынский дворец, Зимбабве, Уоллис и Футуна, Белфаст, Вршац, Марциальные Воды, Усадьба Ольгово

Дальние пещеры — Киево-Успенская лавра

До сих пор великой святыней являются мощи печерских святых, покоящиеся в Дальних и Ближних пещерах. Пещеры, вырытые монахами-аскетами и давшие название старому монастырю, действительно являются уникальными историческими летописями прошлого и духовным сокровищем.

Существует несколько мнений по поводу того, когда преподобный Антоний поселился в одной из Варяжских пещер, входящих в состав нынешних Дальних пещер. Но большинство ученых относят это событие к 1051 году. Именно эта дата и считается датой основания Печерского монастыря.

Когда вокруг преподобного Антония собралось 12 монахов, были построены новые кельи и началось восстановление нынешних Дальних пещер.

Дальние пещеры, где покоятся мощи преподобного Феодосия, называются Феодосийскими. В Дальних пещерах три церкви.

Немецкий ученый Л. Н. Гитц в своем труде по истории Киево-Печерской Лавры указывал, что традиция хоронить монахов в пещерах была принята, когда преподобный Никон был игуменом и который принес ее из Тмутаракани. Но обряд погребения упоминается в уставе Студитов. Он достаточно отличается от обычного христианского погребального обряда. Так, открытые части покойного зашивали материалом, руки складывали на груди, затем клали на доску без гроба в специально выкопанном месте. Со стороны Печерского коридора место закрывали иконой или замуровывали. Через три года он был открыт. Если тело разлагалось, это было признаком того, что монах вел благочестивую жизнь: черепа и кости клали отдельно. Если тело оставалось и тлело, локус закрывали и за монаха молились. Через два года локус снова открылся.

Но в Киеве эту традицию прекратили, потому что разложение тела здесь было обычным явлением.

Бог прославил святых Своих чудесным нетлением мощей в Печерской обители. Преподобный Нестор Летописец, присутствовавший при вскрытии мощей преподобного Феодосия: «…мощи его лежат, а сочленения не разваливаются, и волосы на голове его слипаются». о монахах в Печерах, в частности, мы знаем, что преподобный Феодосий Печерский был погребен в своей келье.

Что касается мощей второго основателя Лавры преподобного Феодосия, то известно, что его мощи, принесенные монахами Печерского монастыря в Успенский собор (1091 г. ), были спрятаны под угрозой ханского нашествия полчища Батыя. Шли годы, одно поколение печерских монахов сменялось другим, а место захоронения было забыто. Документальных сведений о том, были ли попытки принять мощи преподобного Феодосия Печерского, нет. Есть два предположения, где могли быть спрятаны его мощи: первое мнение, что они были захоронены «под спудом» Успенского собора, но это маловероятно, и второе мнение, что они захоронены в Дальних пещерах. Подтвердить последнее предположение довольно сложно, так как Дальние пещеры в наше время еще не исследованы.

В годы советской власти предпринимались попытки обнаружить мощи основателей Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. Но так как они были неофициальными, подтвердить результаты этих исследований не представляется возможным


Самая древняя пещерная церковь — Благовещенская Богородицкая в Дальних пещерах.

Мощи 49 святых, сопровождаемые табличками

с именами и, в большинстве случаев, иконами, покоятся в 34 деревянных ракушках, 2 металлических ракушках, а также в 13 уединениях — древних усыпальницах-нишах. Большинство икон относятся к середине XIX века. Мощи в святилищах и покрыты одеяниями. В некоторых святилищах руки оставлены непокрытыми, что визуально свидетельствует о нетленности.

Глубина залегания 15-20 метров.

Длина лабиринта без стыка из южных Варяжских пещер 293 метра.

Образование Печерского монастыря — Киево-Успенской Лавры

В 1051 году н.э. в городе Киеве во времена Ярослава Мудрого и митрополичьего служения святителя Илариона по промыслу Божию начала свое существование Киево-Печерская Лавра. По чудесному повелению Пресвятой Богородицы Небесной, явившейся в видении преподобному Антонию авве из Афонского Ксилурга (греч. ξυλουργός) на далекой Святой Горе Афон, и по благословению самого преподобного Антония, было устроено жилище, ставшее неисчерпаемым источником божественной молитвы.

Вскоре высокие подвиги преподобного Антония стали широко известны и привлекали горожан, приходящих к нему за благословением и духовным советом. Князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого и киевского дворянства, пожертвовавшие деньги на постройку наземной церкви и келий, когда Печерские стали тесны для быстро растущего числа братии.

Так прославился и прославился святой Антоний. К нему стали приходить братья. Он стал их принимать и постригать. И собралась к нему братия числом двенадцать, и выкопали большую пещеру, церковь и кельи, существовавшие до сих пор в пещере под старой обителью.

Иноки Киево-Печерской обители и прежде всего отшельники преуспели в нравственности и подвижничестве. Этот факт привлекал в Лавру образованных и знатных людей. Монастырь стал чем-то вроде уникальной академии православных иерархов. В разные части Киевской Руси было назначено 50 епископов из числа ее монахов до начала XIII века.

Многие из печерских монахов стали и отправились проповедовать христианство миссионерами в те края Руси, где население исповедовало язычество.

Играя важную роль в консолидации восточнославянских земель, будучи духовным, общественно-культурным и просветительским центром, Печерское жилище пользовалось заслуженной славой не только на Руси, но и в Польше, Армении, Византии, Болгарии и других странах.

Начиная с 40-х годов XIII века и до начала XIV века Киево-Печерская лавра подвергалась монгольским и турецким набегам и вместе с народом терпела бедствия. Золотоордынские ханы, понимая значение Киева для восточных славян, всячески препятствовали возрождению города. Монастырь, как и весь Киев, серьезно пострадал от татарских набегов в 139 г.9 и в 1416 г. Источников, сообщающих о жизни Лавры в этот период, сохранилось немного. В связи с тем, что Чингисхан и его преемники из-за своей суеверности (они почитали идолов разных религий), проявляли терпимость к другому вероисповеданию, можно было судить, что жизнь и богослужения продолжались в монастыре.

Известно, что митрополит Кирилл приезжал в Киев из Греции в 1251, 1274 и 1277 годах. Совершил хиротонии во епископы Владимира-на-Клязьме и Новгорода. В 1284 году митрополит Максим созвал Собор епископов, а позже сам совершил хиротонию епископов.

В середине XIV века началась литовская экспансия на Украине. Несмотря на то, что литовский князь Ольгерд, которому были подчинены киевские земли, исповедовал изначально языческие верования, а затем, после принятия Кревской унии (1385 г.) между Литвой и Польшей, началось усиленное насаждение католицизма, печерская обитель жила в том период. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что отрок Арсений из Твери, принявший монашеский постриг во второй половине XIV века, «…возрадовался душою, когда нашел в Киево-Печерской обители иноков, сиявших добродетелями. , как звезды небесный свод, и стараясь подражать им, он проходил разные ступени работы покаяния…»

Печерский монастырь оказывал влияние и на церковное развитие в сопредельных русских землях в кризисное для них время.

Печерский монастырь был настолько известен, что часто в Лавру приезжали какие-нибудь русские князья и оставались там жить навеки. Кроме того, некоторые из них прославились как известные подвижники. В частности, знаменитый капитан

князь Феодор Острожский в 1439 году принял здесь монашеский постриг и перенес в жилище свои богатства.

К концу XVI века монастырь активно возрождался, строя храмы и приобретая новые земли, преодолевая различные проблемы, связанные с окатоличением украинских земель и вмешательством царей и магнатов во внутреннюю жизнь Лавры. Не имея былой славы, какой была в первые века своего существования, он оставался одним из великих духовных, образовательных и культурных центров Украины. А новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря поднялась в период борьбы с унией, когда обитель возглавляли выдающиеся личности того периода.

Ни один из российских монархов не обошел вниманием Лавру: Алексей Михайлович и Петр Великий, Екатерина II, Анна Иоанновна, Николай I и Николай II, Александр I, Александр II, Александр III, Павел, Елизавета… Посещение Лавры, монархи, а также горожане приняли благословение игумена, целуя ему руку. Романовы подарили обители золотые кресты и лампады, усыпанные бриллиантами рамки молитвенников, ризы золоченого шитья, парчовые и кипарисовые раки для умерших святых.

Имена великих князей, графа Шереметьева и княгини Гагариной, князя Румянцева-Задунайского (погребены в Успенском соборе) и князя Потемкина, гетмана Мазепы, княгини Орловой-Чесменской и сотен других. Большие суммы на содержание Лавры жертвовали дворяне, купцы, промышленники, иностранцы. Даже простолюдины со скромным доходом считали христианским долгом пожертвовать часть своих сбережений Лавре.

При Печерском монастыре находились паломнический двор и больница, на строительство которых Лавра потратила более 100000 рублей. Ежегодно святая обитель принимала в свое попечение до 80000 паломников. Многие из них не только жили в Лаврской гостинице, но и питались (за счет монастыря) по 3-4 и более дней подряд. И так на протяжении десятилетий!

Как и другие монастыри империи, Лавра жертвовала большие средства на развитие образования: содержала свою начальную школу, Духовное училище, выделяла деньги на обучение бедных учеников Киевской епархии и даже учредила 5 стипендий в логических учебных заведений Киева и Костромы «В память чудесного спасения святой жизни Государя Императора Александра II 4 июня 1866 года».

1 декабря 1860 года было открыто двухклассное народное училище для служащих и киевлян. Позже она стала называться Лаврской двухклассной церковно-приходской школой. В 19В 14 году для изучения было принято 130-140 детей.

Как видим, Киево-Печерская обитель всегда откликалась на любое доброе, христианское, народное и общественное дело. Милосердие и любовь к ближнему создали Киево-Печерской Лавре заслуженный авторитет. Об этом свидетельствуют щедрые дары царствующих лиц с сопроводительными бланками «о подношениях и по случаю особого склонения к жилищу за труды и молитвы лаврской братии во имя спасения душ человеческих».

Многие именитые люди хотели быть похороненными на Лаврском кладбище после смерти. Такое завещание оставил, в частности, генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Но после смерти Шереметьева, случившейся в Москве, Петром Великим его тело было привезено не в Киев, а в Александро-Невскую Лавру в Санкт-Петербурге. На Рождественском кладбище Лавры, в Большом Успенском соборе, на территории обители похоронены многие известные личности России и Украины. Дочь Б. П. Шереметева – Наталья (в монашестве Нектария) Долгорукая. Непростая судьба этой женщины была известна всем. Опальная княгиня постриглась в схиму во Флоровском монастыре (в 1757 г., в возрасте 43 лет). Активный человек, образованная женщина, она принимала участие в восстановлении церкви Диме и других киевских храмов. Умершая 3 июля 1771 года, инокиня Нектария была погребена с подобающими княжеским почестями в Лавре.

8 декабря 1796 года, через месяц после кончины императрицы, Петр Александрович Румянцев-Задунайский, видный полководец и государственный деятель, фаворит царского двора (в России это царский двор), всю свою сознательную жизнь посвятившего служению Состояние, умер.

Император Павел объявил 3-х дневный траур по всей Российской империи «В память о выдающихся заслугах фельдмаршала Румянцева перед отечеством». По завещанию Румянцева, его тело было привезено в Киев и погребено в Лавре, у клироса Успенского собора. У входа в собор в специально устроенном здании ему был поставлен большой памятник. В 1911 на земле жилища покоится прах Петра Аркадьевича Столыпина – выдающегося государственного деятеля Российской империи. В Лавре был устроен уникальный некрополь. На земле святой обители, в ее храмах и пещерах покоятся: первый киевский митрополит Михаил, князь Феодор Острожский, Елисей Плетенецкий, святитель Петр Могила, Иннокентий Гизель, десятки других выдающихся государственных деятелей.


Каждый храм Киево-Печерской Лавры имеет свою историю и свой неповторимый облик, сложившийся под влиянием разных эпох и типичных для них стилей. Но ни время, ни изменчивость архитектурных стилей не погубили древний молитвенный дух лаврских храмов. Наши православные предки возродили их с любовью и преданностью. Их своды предназначены для соборных молитв, для проповеди Слова Божия, совершения Святых Таинств.

Большинство святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах, совершили свои воспоминания и подвиги в XI-XII веках. Именно воспоминания и подвиги были описаны в ранних изданиях «Киево-Печерского патерика». «Киево-Печерский Патерик» XIV–XV веков составлен из литературных произведений лаврских книгофилов XI–XIII веков.

Революция 1917 года принесла разорение и осквернение монастыря и уничтожила большинство его уникальных святынь. 1 января 19 г.30 монастырь был закрыт. В 1922 году на его территории был построен «Город-музей». Большая часть лаврских святынь была разворована, остальные конфискованы и переданы в качестве экспонатов атеистическому музею, цинично именуемому «Киево-Печерским историко-культурным государственным заповедником». Многие из них полностью исчезли. Во время фашистской оккупации пропала чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы. Она сохранилась в Успенском соборе до варварского разрушения во время войны. После взрыва в 1941 до недавнего времени на месте грандиозного собора стояли руины, как символ деструктивности атеистического режима. В 1988 году, когда монастырь только начал возрождаться после десятилетий богоборчества, на развалинах бывшего монастыря в присутствии большого количества верующих состоялась первая литургия, посвященная празднику Успения Пресвятой Богородицы. храм «небесное жилище». Согласно постановлению Совета Министров СССР от 1991 г. «О перечне культовых сооружений – известных памятников истории, не подлежащих передаче в постоянное пользование религиозным организациям» таковыми считались многие лаврские памятники. Заказчиком реставрационных работ Успенского собора стала Киевская городская государственная администрация, генеральным подрядчиком — Корпорация «Укрреставрация», генеральными проектировщиками — кооперативные объединения «Киевгенплан» и «Киевпроект» под общим руководством О. А. Граужиса.

Украинская Православная Церковь и сама Киево-Печерская Лавра внесли большой вклад в восстановление Великого собора.

В июне 1988 года в связи с празднованием Тысячелетия Крещения Киевской Руси и согласно постановлению Совета Министров СССР территория Дальних Пещер со всеми наземными строениями и Пещерами была возвращена недавно созданное Печерское жилище. В 1990 году монастырю была возвращена и территория Ближних пещер. кирпич в фундамент недавно отреставрированного Большого собора. Через два года, 24 августа 2000 года, Блаженнейший Владимир освятил величественный собор, построенный на месте руин. При реставрации Успенского собора были восстановлены формы и декор XVIII века. Киевские художники-реставраторы С. Баяндин и Ю. Гузенко работали над реставрацией барочных фронтонов, украшавших фасады храмов во 2-й половине XVIII в. Эти же авторы расписывали церковные фасады. В своем проекте росписи художники стремились воплотить традиции украинского барокко. На стенах храма было 186 композиций. Обновленный Успенский собор, как и в XVIII веке, украшают 48 рипидий. Для золочения рипидий, крестов и куполов было использовано 8 514 кг сусального золота. Орнаментальные изразцы, как церковные украшения, стали использоваться в конце X века. На восстановленном Успенском соборе 362 гипсовые розетки. В интерьере храма предполагается восстановить росписи XVIII века по акварельным рисункам академика Ф. Солнцева, хранящимся в Санкт-Петербургском историческом архиве. Они послужили бы образцами для подбора сюжетных композиций, дополняющих отсутствующие фрагменты. Стены интерьера планируется украсить элементами лепки: карнизы, балки, растительные элементы в стиле украинского барокко. На хорах северо-западной части отреставрирован библиотечный зал, также планируется восстановить его интерьер – книжные шкафы, большой стол, стулья и прочее. В реконструкции иконостаса использованы картины академика Солнцева и, как аналог, также использован иконостас Троицкой надвратной церкви. Его лепнина аналогична той, что украшала предыдущий иконостас главного алтаря Большого собора. Нынешний сосново-липовый иконостас имеет длину 25 м и высоту 21 м. Он состоит из пяти рядов. Восстановление Успенского собора, не только как архитектурного сооружения, но и как действующего храма канонической Церкви, имеет несомненно большое значение для всего православного мира.

Разделив судьбу Украины и ее народа, Лавра подверглась множественным разрушениям. Пострадали и церкви.