Содержание
Самые красивые станции метро Москвы: обзор с фото
Московский метрополитен для туристов — музей с обязательной экскурсией, а не просто средство передвижения
Фото: Egor Vikhrev/Unsplash
Рассказываем, какие станции интересны иностранцам больше других и почему.
В этой статье
- «Площадь Революции»
- «Новослободская»
- «Комсомольская»
- «Театральная»
- «Маяковская»
- «Курская»
- «Белорусская»
- «Киевская»
- «Славянский бульвар»
- «Достоевская»
1. «Площадь Революции», Арбатско-Покровская линия
adv.rbc.ru
По данным Александра Ефимова, директора туроператора ostwest.com, эта станция пользуется наибольшей популярностью у туристов. Над проектом работал архитектор А. Н. Душкин, открытие состоялось в 1938 году. Станцию считают объектом культурного наследия. Она украшена бронзовыми скульптурами в тематике советской эпохи, всего 76 различных статуй. Каждая из них изображает жителей Москвы прошлого века: среди них рабочие, колхозники, студенты, пограничники и революционеры.
С «Площадью Революции» связаны интересные традиции, которым следуют до сих пор. Так, студенты трут нос бронзовой овчарки перед важными экзаменами, а влюбленные прикасаются к обуви «Студентки с книгой», чтобы свидание прошло удачно; флажок матроса принесет успех в начинаниях, а петух обеспечит финансовое благополучие. Искать скульптуры долго не придется — «волшебные» участки вытерты до блеска.
Станция «Площадь Революции», Арбатско-Покровская линия
(Фото: Pierre André/Flickr.com)
2. «Новослободская», Кольцевая линия
Проект архитектора А. Н. Душкина назван по проходящей в этом районе улице и относится к объектам культурного наследия. Изначально планировались пересадки только между центровыми станциями метро, но в 1941 году был разработан проект строительства Кольцевой линии. Она должна была проходить значительно дальше от центра и разгрузить транспортные узлы, но впоследствии одобрили расположение у Садового кольца. Окончательное решение вынесли в 1943 году, поставив Кольцевую линию в четвертую стадию строительства метро, станцию «Новослободская» открыли в 1952 году.
Ее отличительная черта — разноцветные витражи и уникальные люстры-тарелки. На стеклах изображены утопические картины счастливой жизни: растения, цветы и люди, занимающиеся любимым делом — музыкант, географ, архитектор, художник. В 2003 году торцевое панно, витражи и люстры отреставрировали, добавив яркую иллюминацию, что немного противоречит первоначальной задумке авторов проекта, планировавших грот в приглушенном свете.
Станция «Новослободская», Кольцевая линия
(Фото: Alex ‘Florstein’ Fedorov/Wikipedia.org)
3. «Комсомольская», Кольцевая линия
Станция открыта в 1952 году в составе кольцевого участка «Курская» — «Белорусская». При этом «Комсомольская» Сокольнической линии работала с 1935 года. Одноименная станция на кольце — один из самых загруженных участков метро: на поверхности расположены три вокзала (Ленинградский, Ярославский и Казанский), на которые прибывают жители Подмосковья и других городов. Станция встречает гостей уличным двухэтажным павильоном с двумя шестиколонными портиками. Внутренний свод вестибюля возвышается над землей большим куполом, на котором можно рассмотреть пятиконечную звезду с изображением серпа и молота.
«Комсомольская» — станция высотой 9 м вместо стандартных 5,5 м. Над проектом работал архитектор А. В. Щусев, который был посмертно удостоен Сталинской премии второй степени. Станция позиционировалась как «ворота города», поэтому было важно сделать ее максимально запоминающейся, формирующей первое впечатление о столице. Внутреннее убранство «Комсомольской» — апофеоз сталинского ампира: два ряда колонн, антаблементы с карнизами, огромные арки и белые лепные элементы стали ее отличительными чертами.
Станция «Комсомольская», Кольцевая линия
(Фото: A.Savin/Wikipedia.org)
4. «Театральная», Замоскворецкая линия
Станция со статусом объекта культурного наследия ведет к известным достопримечательностям центра Москвы: Большому театру, Красной площади, Кремлю, Государственному академическому театру «Московская оперетта», Российскому академическому молодежному театру, ЦУМу и Дому Союзов. «Театральная» открыта в 1938 году и считается последней работой архитектора И. А. Фомина.
Пилонная станция глубиной 35 м состоит из трех параллельных тоннелей и изначально называлась «Площадь Свердлова». Тем не менее в проекте раскрыли театральную тематику. Пространство украшают гигантские фарфоровые барельефы с изображениями музыкантов и танцоров народов СССР. На них запечатлены семь союзных республик: Армения, Грузия, Узбекистан, Казахстан, Украина, Беларусь и Россия. Центральный зал оформлен по мотивам одного из главных ордеров классической архитектуры — дорического.
Станция «Театральная», Замоскворецкая линия
(Фото: A.Savin/Wikipedia.org)
5. «Маяковская», Замоскворецкая линия
Станция в Тверском районе открыта в 1938 году и названа в честь поэта Владимира Маяковского. Она имеет статус объекта культурного наследия регионального значения и обозначена в списке памятников истории и культуры как ценнейший архитектурный объект города. Год спустя проект был удостоен Гран-при на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
Во время Великой Отечественной войны «Маяковскую» использовали как бомбоубежище, в ноябре 1941 года там состоялось заседание Московского Совета депутатов, где И. В. Сталин выступал с докладом. Бюст Маяковского появился только в 1950-х годах. Станцию реконструировали в 2000-х: открылся северный выход, заменены эскалаторы в южном крыле. В ночь с 17 на 18 июля 2017 года здесь состоялась премьера первой серии седьмого сезона сериала «Игра престолов».
Станция «Маяковская», Замоскворецкая линия
(Фото: A.Savin/Wikipedia.org)
6. «Курская», Арбатско-Покровская линия
Во время проектирования станции в 1932 году возникли трудности: в скором времени планировалась реконструкция одноименного вокзала, но никто не знал, как она будет проходить. В итоге архитекторы приняли решение расположить «Курскую» по диагонали к площади. Станцию открыли в 1938 году. Во время Великой Отечественной войны она служила бомбоубежищем, и в помещении был размещен филиал Государственной публичной исторической библиотеки. Переход на Кольцевую линию появился в 1950 году, а на Люблинскую — в 1996-м.
Декорации помещения выполнены в тематике сельского хозяйства; на потолке — орнаменты из лепнины, пол выложен серым гранитом, а в залах использовались вставки из красного гранита и черного диабаза. Туристы любят фотографировать вестибюль станции: в центре зала кубической формы стоит круглая колонна с лепниной и гранитным бортиком; на медальонах можно разглядеть сцены из сельской жизни.
Станция «Курская», Арбатско-Покровская линия
(Фото: Antares 610/Wikipedia.org)
7. «Белорусская», Кольцевая линия
Станция по проекту Н. А. Быковой, И. Г. Таранова и Г. И. Опрышко открыла двери в январе 1952 года. Архитекторы получили за работу Сталинскую премию. Пространство стилизовано белорусскими мотивами: на потолке колосья и растительные венки, дополненные панно со сценами из жизни народа. Изначально на полу был узор из керамической плитки в виде традиционной вышивки; впоследствии его заменили на полированный гранит. В торце перехода на одноименную станцию Замоскворецкой линии установлена скульптура М. Г. Манизера «Белорусские партизаны», а также восемь ламп, облицованных мрамором и мозаикой.
В 2010 году переход между Кольцевой и Замоскворецкой линией был закрыт из-за ремонтных работ на эскалаторах. В честь возобновления его работы Метрополитен выпустил памятные билеты. В 2017 году посетители рассмотрели чужеродный элемент на одном из пилонов станции. Неизвестный дополнил его фигуркой смеющегося человека на стуле из лепнины, которую в скором времени демонтировали.
Станция «Белорусская», Кольцевая линия
(Фото: Sudakovsky/Wikipedia.org)
8. «Киевская», Кольцевая линия
Станция открыта весной 1954 года и является единственной на Кольцевой линии, не расположенной в Центральном административном округе Москвы. Итоговый проект «Киевской» появился в результате конкурса, объявленного Н. С. Хрущевым. Участникам предлагалось создать проект, который увековечил бы Украину на территории столичного метро. Победил киевский архитектор Е. И. Катонин; его вариант выбрали из нескольких десятков представленных работ. Внутри станции расположены два вестибюля — северный и южный.
Станционные залы пилонной конструкции декорированы мозаикой из смальты. На них изображены сцены совместной деятельности русского и украинского народов. Под каждой картиной — мраморный свиток с описанием. Архитекторы дополнили станцию семью профилями Сталина, но после развенчания культа личности остался только один барельеф — «Воссоединение всего украинского народа».
Станция «Киевская», Кольцевая линия
(Фото: jaime.silva/Flickr.com)
9. «Славянский бульвар», Арбатско-Покровская линия
По сравнению с советскими станциями метро, входящими в классическую туристическую программу, «Славянский бульвар» появился относительно недавно — в сентябре 2008 года. В течение восьми месяцев перед открытием станция была «призраком», мимо которого проезжали, но не останавливались поезда. При этом в августе 2008 года рабочие щиты убрали, и пассажиры уже видели, как строится помещение.
«Славянский бульвар» выполнен в стиле модерн, а углубления свода дополнены коваными растительными орнаментами по проекту И. Л. Лубенникова. Станцию проектировали в тематике парковой зоны, поэтому украсили зелеными металлическими деревьями и скамьями в виде ладей.
Станция «Славянский бульвар», Арбатско-Покровская линия
(Фото: Jaimrsilva/Wikipedia.org)
10. «Достоевская», Люблинско-Дмитровская линия
Строительство станции затянулось на десятилетия. Проект одобрили в середине 1990-х годов, но вскоре работы были приостановлены из-за недостаточного финансирования; их возобновили лишь в 2007 году. Тогда же на недостроенной станции снимался российский фильм ужасов Игоря Шавлака «Путевой обходчик». «Достоевскую» открыли в июне 2010 года. Мнения первых посетителей были кардинально противоположными: картины на станции называли и гениальными, и излишне трагичными.
Стены помещения декорированы по мотивам романов писателя Ф. М. Достоевского: «Идиот», «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание», «Бесы». Изображения включают сцены из убийств и самоубийств главных героев произведений. Творчество Федора Михайловича ценится во всем мире, поэтому туристы, знакомые с русской литературой, считают долгом посетить «Достоевскую» как музей.
Станция «Достоевская», Люблинско-Дмитровская линия
(Фото: Antares 610/Wikipedia.org)
Комментарий эксперта
Айрат Багаутдинов, автор образовательного проекта «Москва глазами инженера»:
— Конечно, самые популярные станции — это «Маяковская», «Киевская» Кольцевой линии, «Площадь Революции», «Новослободская». Экскурсоводы свой маршрут строят таким образом, потому что удобно ехать по кольцу и смотреть станции в его пределах.
У разных аудиторий свои предпочтения. Например, аудитория «Москвы глазами инженера», в том числе и москвичи, которые любят свой город, интересуются больше всего архитектурными особенностями, монументальным искусством. Оно поражает и туристов, потому что, прежде всего, запоминаются эффектные истории: панно на станции «Комсомольская» и то, как их переделали, убрав изображение Сталина. Это витражи и мозаика на станции «Новослободская», где также заменили профиль вождя. Гостей привлекают и другие элементы монументального искусства, интегрированные в архитектуру станций; истории про десталинизацию московского метро — самые впечатляющие.
Туристы полагаются на мнение экскурсовода, когда просят показать самые красивые станции. В проекте «Москва глазами инженера» мы попытались осмыслить историю строительства первой очереди метро. Поэтому особое внимание уделили красной ветке. По архитектуре она, возможно, выглядит менее яркой на фоне второй, третьей и четвертой очередей. Зато там очень интересная история строительства: первый опыт, в некотором роде героизм, смелые эксперименты, связанные с прокладкой тоннелей и станций. Мы делали иммерсивный аудиоспектакль: посетители ходили в наушниках, голос вел их от станции к станции, призывал к взаимодействию с архитектурой и друг с другом. Было много положительных отзывов, потому что у москвичей в отношении метро уже замыленный взгляд, они им пользуются в часы, когда не проснулись или едут уставшие с работы. И вот когда посетителям удается посмотреть на станции другими глазами и в другой обстановке, метрополитен впервые в жизни открывается по-новому.
Читайте также
- Москва глазами инженера: кто и зачем передвигал здания в столице
- Москва глазами инженера: как работало столичное ЖКХ 500 лет назад
- Появилось видео передвижки исторического здания в Москве
Метро | Фото Москва
Подробнее. ..
Подробнее…
Подробнее…
Метро Октябрьская — место, очень насыщенное интересными объектами, поэтому создано отдельно две страницы — про парк Музеон и про Парк Горького. Тут же выложены фотографии остальной части окрестностей…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
«Новокузнецкая» — одна из старых станций Московского метрополитена, открытая для пассажиров 20 ноября 1943 года на участке между «Театральной» и «Павелецкой». «Новокузнецкая» считается объектом…
Подробнее…
«Тушинская», расположенная между станциями «Сходненская» и «Спартак», была открыта для пассажиров 30 декабря 1975 года. Интерьеры станции выполнены в серо-голубых тонах. Пол выложен красно-коричневым…
Подробнее…
Окрестности метро Павелецкой за Садовым кольцом — крупный промышленно-деловой район Москвы. Здесь расположено множество бизнес-центров, промышленных предприятий. Присутствуют и жилые дома разных лет…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
«Баррикадная» расположена между станциями «Улица 1905 года» и «Пушкинская». Была введена в эксплуатацию 30 декабря 1972 года на участке «Баррикадная» — «Октябрьское Поле». Станция имеет выходы к…
Подробнее…
«Маяковская» ‒ одна из самых старых станций Московского метрополитена, открытая для пассажиров 11 сентября 1938 года на участке «Театральная» (ранее «Площадь Свердлова») — «Сокол», и названная в…
Подробнее…
Станция «Крылатское» получила своё название от одноимённого микрорайона, в котором была открыта для пассажиров 31 декабря 1989. Платформа расположена между станциями «Молодёжная» и «Строгино»….
Подробнее…
МЦК ЗИЛ – платформа, расположенная в пределах железнодорожной станции Кожухово. Была открыта для пассажиров 10 сентября 2016 года. Рядом со станцией находится спортивно-развлекательный квартал «Парк…
Подробнее…
Подробнее…
«Алтуфьево» – самая северная станция Московского метрополитена, открытая для пассажиров 15 июля 1994 года. Путевые стены облицованы чёрным мрамором, пол выложен орнаментом из чёрного и серого гранита…
Подробнее…
Метро Китай-город названо в честь древнейшего центрального района Москвы — Китай-город. Район примыкает непосредственно к Красной площади и содержит множество интересных исторических зданий, улиц и…
Подробнее…
Метро Охотный ряд — пожалуй самая центральная станция метро Москвы. Станция Охотный ряд соединена со станциями Театральная и Площадь Револющии переходами и составляют единый узел. Поэтому разбиение…
Подробнее…
Район метро ВДНХ просто-таки изобилует достопримечательностями. Уже в момент первого выкладывания фотографий было решено разбить раздел на 4 части. Про самую масштабную достопримечательность — ВВЦ -…
Подробнее…
Подробнее…
«Шаболовская» – станция Московского метрополитена, расположенная между станциями «Октябрьская» и «Ленинский проспект». Интересный факт! Во время строительства «Шаболовской» рабочими были найдены. ..
Подробнее…
Подробнее…
«Третьяковская» была открыта для пассажиров 3 января 1971 года на участке «Октябрьская» — «Китай-город» (ранее «Площадь Ногина») будущей Калужско-Рижской линии и 25 января 1986 года не участке «…
Подробнее…
Метро «Царицыно» (ранее — «Ленино») — довольно невзрачная местность, если конечно говорить о непосредственных окрестностях станции. Название станции дано традиционно по названию района. Находящаяся в…
Подробнее…
Метро Тульская находится на площади Серпуховской заставы в Даниловском районе (назван в честь князя святого Даниила), оба выхода выходят на улицу Большую Тульскую. Транспортная развязка определила…
Подробнее…
Метро Красные ворота имеет два выхода. Выход, расположенный внутри Садового кольца, расположен в отдельно стоящем павильоне. Отсюда расходится сеть учочек и переулочков с низкоэтажными домами, многие…
Подробнее…
Станция метро Площадь Ильича и Римская соедины в один узел. Но для того, чтобы как-то сгруппировать фотографии, на этой странице представлены фотографии окрестностей «Площади Ильича» севернее улицы. ..
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Если выйти на метро Арбатской, то можно погулять по Старому Арбату, но о нем, как об одной из главных достопримечательностей Москвы — в отдельном разделе. Кроме Старого Арбата, на метро Арбатской…
Подробнее…
Станция метро Таганская включает в себя узел пересадки с Таганской Кольцевой ветки метро на Таганскую Радиальную, а также переход на станцию Марксистская. Для полноты картины все фотографи, сделанные…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Метро Александровский Сад, Боровицкая, Арбатская и Библиотека имени Ленина составляют один крупный пересадочный узел и разделение фотографий довольно условно. На этой странице решено представить сам…
Подробнее…
Станция метро Бауманская названа в честь революционера Николая Эрнестовича Баумана, который был убит на улице Немецкой, которую как раз в честь него и назвали Бауманской. В честь него же был назван…
Подробнее…
«Цветной Бульвар» — станция, открытая для пассажиров 31 декабря 1988 года на участке «Чеховская» — «Савёловская». Интерьеры декорированы светлым мрамором. Фризы украшены медальонами с цветными…
Подробнее…
«Щёлковская» – станция, расположенная в районе Северное Измайлово. Была открыта для пассажиров 22 июля 1963 года на участке «Первомайская» — «Щёлковская». Станция выполнена по типовому проекту и…
Подробнее…
Станция метро Чкаловская и Курская кольцевая и радиальная объединены в один пересадочный узел. Однако из-за большого количества фотографий раздел решено разделить на 2 части. В разделе о метро…
Подробнее…
Подробнее…
«Краснопресненская» расположена на участке Кольцевой линии между станциями «Киевская» и «Белорусская». С неё можно осуществить пересадку на станцию «Баррикадная». «Краснопресненская» была открыта 14…
Подробнее…
Метро Сходненская расположено на границе районов Северное и Южное Тушино. Это живописный спальный район благодаря зеленым улицам, таким как улица Свободы, парку «Северное Тушино» и Химкинскому…
Подробнее…
Станция метро Чистые Пруды состоит в одном пересадочном узле со станциями Сретенский бульвар и Тургеневская. На этой странице представлены фото наиболее интересных мест, находящихся на юго-востоке от…
Подробнее…
Подробнее…
Метро Сокольники расположена в одноименном районе (как и Соколиная Гора, назван в честь соколиной охоты). Конечно, самая известная достопримечательность района — Парк культуры и отдыха «Сокольники»,…
Подробнее…
Станция метро Новогиреево на момент выкладывания первых фотографий была конечной на Калининской линии метро, что и определило наличие большого количество торговых центров и транспорта: люди…
Подробнее…
Существует две станции под названием метро Смоленская. Одна Смоленская, Филевской линии, выходит из первого этажа дома 13/21 на Смоленской площади, на внешней стороне Садового кольца. Вторая…
Подробнее…
Станция метро Сухаревская (ранее — Колхозная) названа благодаря Малой и Большой Сухаревкой площади, которые находятся на выходе из метро. Окрестности метро Сухаревской делются на две части Садовым…
Подробнее. ..
«Трубная» — станция, расположенная на участке «Чкаловская» — «Трубная», была открыта для пассажиров 30 августа 2007 года. У станции есть один подземный вестибюль с выходами на Трубную площадь, в…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Станция «Ботанический сад» расположена на Калужско-Рижской линии, между «Свиблово» и «ВДНХ». Была открыта 29 сентября 1978 года. Рядом находится платформа МЦК «Ботанический сад», на которую и с…
Подробнее…
Станция «Кузьминки» находится на участке Таганско-Краснопресненской линии между станциями «Текстильщики» и «Рязанский проспект». Была открыта для пассажиров 31 декабря 1966 года. Её главным…
Подробнее…
Подробнее…
Станция метро Белорусская названа в честь Белорусского Вокзала, с которого во время Великой Отечественной Войны войска отправлялись на фронт. Выход с радиальной ветки расположен непосредственно в…
Подробнее…
Станция метро Комсомольская уникальна во многих отношениях. Во-первых, это крупный пересадочный узел самого московского метро — между Кольцевой и Сокольнической линиями. А во-вторых, это пожалуй…
Подробнее…
Станция метро Автозаводская расположена у автомобильного завода АМО ЗИЛ. Ранее она в честь него называлась «Завод имени Сталина», а после обратного переименования завода (имени Лихачева — ЗИЛ)…
Подробнее…
Метро Добрынинская имеет переход на станцию метро Серпуховская. На этой странице представлена территория, находящаяся на Садовом кольце и к северу от него, что ближе именно к Добрынинской. Станция…
Подробнее…
Подробнее…
Главная достопримечательность метро Коломенская — это, конечно, Московский государственный музей-заповедник «Коломенское». В этом уникальном парке находится Храм вознесения Господня (1532 г),…
Подробнее…
Станция метро Лубянка составляет единый узел со станцией Кузнецкий мост, и решено было разбить фотографии окрестностей Лубянки по улице «Большая Лубянка». Этот район известен многим по комплексу…
Подробнее…
Метро Площадь Революции — часть единого метроузла со станциями Охотный ряд и Театральная. Сама Площадь Революции не очень большая, на ней находится небольшой скверик с фонтаном и памятником Карлу…
Подробнее…
Станция «Технопарк» была открыта для пассажиров 28 декабря 2015 года на участке «Автозаводская» — «Коломенская». Это наземная крытая станция со стеклянным куполом и двумя платформами «берегового»…
Подробнее…
Станция метро Пролетарская и Крестьянская Застава соединена в один пересадочный узел. Однако чтобы разделить фотографии по группам, решено к Пролетарской отнести район, расположенный к Юго-Заваду от…
Подробнее…
Станция «Шоссе Энтузиастов» расположена на участке «Марксистская» — «Новогиреево» и проходит под одноимённым шоссе, по которому и получила своё название. Была открыта 30 декабря 1979 года. В начале…
Подробнее…
Станция метро Кузнецкий мост составляет единый узел со станцией Лубянка, и решено было разбить фотографии окрестностей Лубянки по улице Театральный проезд и Большая Лубянка. Кузнецкий мост — станция. ..
Подробнее…
Станция метро Театральная соединена пересадочным узлом со станциями Площадь Революции и Охотный ряд. Наиболее близки к станции территория к северу и востоку от Театральной площади и сама площадь….
Подробнее…
Метро Серпуховская имеет переход на станцию метро Добрынинская. На этой странице представлена территория, находящаяся к югу от метро Серпуховская. Территорию к северу от него можно посмотреть в…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Метро Щукинская — довольно удобное место для проживания. Прямо у метро расположен Торгово-развлекательный комплекс «Щука» с многозальным кинотеатром. От самого метро и до берега Москвы-реки целый…
Подробнее…
В окрестностях метро Дубровка — промышленный район, где расположены известные предприятия — 1-й Государственный Подшипниковый завод (ГПЗ №1), в честь него названа улица Шарикоподшипниковская, на…
Подробнее…
Станция метро Сретенский бульвар — часть одного пересадочного узла вместе со станциями Чистые Пруды и Тургеневская. Если на этой странице не хватает каких-либо интересных фото, можно посмотреть на…
Подробнее…
Подробнее…
Метро Библиотека имени Ленина, Боровицкая, Арбатская и Александровский сад составляют один крупный пересадочный узел и разделение фотографий довольно условно, в частности Кремль решено представить в…
Подробнее…
Подробнее…
Станция метро «Улица Академика Янгеля» была открыта для пассажиров 31 августа 2000 года на участке Серпуховско-Тимирязевской линии. Она названа в честь советского конструктора ракетно-космической…
Подробнее…
Подробнее…
Станция метро Красносельская получила названия в связи с названием района ЦАО — Красносельский. Поскольку Красносельская расположена совсем близка к метро Комсомольская, и не очень далеко от…
Подробнее…
Станция метро Сокол расположена недалеко от развилки Ленинградского проспекта на Волоколамское и Ленинградское шоссе, названа в честь района Сокол, в котором она расположена. На момент съемки в. ..
Подробнее…
«Алма-Атинская» — конечная станция Замоскворецкой линии, расположенная в районе Братеево. Была открыта для пассажиров 24 декабря 2012 года. Своё название она получила в честь дивизии, которая была…
Подробнее…
Станция «Озёрная» расположена под Озёрной площадью, от которой и получила своё название. Была открыта для пассажиров 30 августа 2018 года на участке «Раменки» — «Рассказовка». «Озёрная» имеет два…
Подробнее…
МЦК Верхние Котлы – пассажирская платформа Малого кольца Московской железной дороги, открытая 10 сентября 2016 года. Верхние Котлы – название бывшей деревни в окрестностях станции, вошедшей в состав…
Подробнее…
Подробнее…
Район метро Кожуховской не назовешь интересным местом для прогулок. Дело в том, что эта станция находится в районе Южнопортовый, т.е. рядом с Южным речным портом. Порт грузовой и поэтому вокруг…
Подробнее…
Станция метро Крестьянская Застава и Пролетарская соединена в один пересадочный узел. Но чтобы разделить фотографии по группам, решено к Крестьянской Заставе отнести район, расположенный к Северо-…
Подробнее…
«Кунцевская» была открыта для пассажиров 31 августа 1965 года на участке «Пионерская» — «Молодёжная» Арбатско-Филёвской линии. Это наземная станция с платформами островного и берегового типа. Её…
Подробнее…
Метро Парк Победы расположено на Кутузовском проспекте у входа в одноименный парк на Поклонной горе. Парк Победы был открыт 9 мая 1995 года в честь 50-летия победы в Великой Отечественной Войны. В…
Подробнее…
Станция метро Римская и Площадь Ильича соедины в один узел. Но для того, чтобы как-то сгруппировать фотографии, на этой странице представлены фотографии окрестностей «Римская» южнее улицы Сергия…
Подробнее…
МЦК Балтийская – платформа Малого кольца Московской железной дороги была открыта для пассажиров 10 сентября 2016 г. на северо-западе Москвы, вблизи Ленинградского шоссе и торгового центра «Метрополис. ..
Подробнее…
Метро Аэропорт получило свое название в честь бывшего действующего аэропорта, который располагался в черте города на Ленинградском проспекте. Самолеты взлетали с Ходынского поля, где и поныне стоят…
Подробнее…
Станция метро Нагатинская расположена на территории района Нагорный, а рядом находятся районы Донской и Нагатино-Садовники. Один из выходов Нагатинской расположен на оживленном Варшавском шоссе,…
Подробнее…
Подробнее…
Станция метро Семеновская уникальна тем, что была построена в тяжелые годы Великой Отечественной Войны. Первоначальное название — «Сталинская». Метро расположено в районе Соколиная Гора, в честь…
Подробнее…
Станция метро Электрозаводская находится совсем близко в станции Семеновской. ОАО «Холдинговая Компания Электрозавод», именем которого названа станция метро, берет свое начало в 1929 году, когда был…
Подробнее…
Метро Водный стадион — в целом жилой район, название станция получила по расположенному неподалеку Водному стадиону «Динамо», расположенного на берегу Химкинского водохранилища. Когда-то тут активно…
Подробнее…
Станция метро Волгоградский проспект находится на территории довольно унылой промышленной зоны. Огромную территорию занимают ТЭЦ-5 и Микояновский мясокомбинат, а вдоль Волгоградского проспекта, между…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Метро Боровицкая, Библиотека имени Ленина, Арбатская и Александровский сад объединены в крупную пересадочную систему сро многими пересекающимися выходами и разделение фотографий довольно условно,…
Подробнее…
Станция метро Владыкино, названная по названию района Владыкино, расположена недалеко от Главного Ботанического Сада Российской Академии Наук, что делает окрестности станции довольно привлекательными…
Подробнее…
Станция метро Октябрьское поле расположена на пересечении улицы Народного Ополчения и улицы Маршала Бирюзова. Название дано в честь поля, на котором в XIX — XX веках проходили учения войск Ходынских…
Подробнее…
«Парк культуры» – станция Московского метрополитена, расположенная на Кольцевой линии между станциями «Октябрьская» и «Киевская». Была открыта 1 января 1950 года. По типу заложения является пилонной…
Подробнее…
Станция Тургеневская расположена на Бульварном кольце, на стыке Сретенского и Чистопрудного бульваров. Станция находится в месте, очень насыщенном интересными объектами для фото. Но в связи с ее…
Подробнее…
МЦК Автозаводская – пассажирская платформа Малого кольца Московской железной дороги, открытая 10 сентября 2016 года. Она расположена в пешей доступности от станции метро «Автозаводская» между двумя…
Подробнее…
Метро Алексеевская находится на участке Проспекта Мира, где можно встретить много домов сталинской эпохи, которые можно назвать шедеврами архитектуры тех времен. Величественно смотрятся сталинские…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
На станции метро Каширская, пожалуй, наиболее интересное место для прогулок — парк «Коломенское», а точнее — его часть в районе бывшего села Дьяково, но его было решено представить в разделе,…
Подробнее. ..
Подробнее…
«Полянка» – станция Серпуховско-Тимирязевской линии, названная в честь находящихся рядом улиц Большая Полянка и Малая Полянка. Была открыта 23 января 1986 года.
«Полянка» – станция глубокого…
Подробнее…
Станция метро Курская кольцевая и радиальная объединены в один пересадочный узел с Чкаловской. Но из-за большого количества фото раздел решено разделить на две части. В разделе «Курская» — фото…
Подробнее…
Фото окрестностей станции метро Марксистская представлены частично -только те, что расположены вне Садового кольца. Остальные фотографии отнесены к разделу о станции Таганская, хотя эти станции метро…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Метро Войковская находится на Ленинградском проспекте, одной из крупнейших магистралей Москвы. Район метро можно считать очень выгодным местом для проживания: квартиры на Войковской достаточно…
Подробнее…
«ЦСКА» – новая станция на Большой кольцевой линии, открытая 26 февраля 2018 года, частично на территории исторического парка «Ходынское поле» и на месте Центрального аэродрома им. Фрунзе, между…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Станция метро Тимирязевская получила свое имя по названию района Тимирязевкого, а район назван благодаря занимающей довольно большую площадь Российского государственного аграрного университета —…
Подробнее…
Окрестности метро Планерная — один из спальных районов Москвы в Северном Тушине. Совсем недалеко расположен парк «Северное Тушино», но он описан в разделе про метро Сходненская, которая расположена…
Подробнее…
«Фрунзенская» находится на Сокольнической линии между станциями «Парк культуры» и «Спортивная». Была открыта для пассажиров 1 мая 1957 года и названа по расположенным вблизи одноимённым улицам и…
Подробнее…
МЦК Стрешнево – платформа, получившая своё название по району Покровское-Стрешнево, вблизи которого она находится. Была открыта для пассажиров 10 сентября 2016 года. МЦК Стрешнево располагается между…
Подробнее. ..
«Бутырская» расположена между станциями «Марьина Роща» и «Фонвизинская» вблизи платформы «Останкино» Октябрьской железной дороги. «Бутырской» была открыта для пассажиров 16 сентября 2016 года. Её…
Подробнее…
Станция «Кропоткинская» открылась 15 мая 1935 года в составе первой очереди Московского метрополитена. До 1957 года она именовалась «Дворец Советов», так как должна была служить подземным вестибюлем…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Станция «Рязанский проспект» была открыта для пассажиров 31 декабря 1966 года на участке «Таганская» — «Ждановская» («Выхино»). Она носит название одноимённого московского проспекта. Дизайн станции…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Станция «Петровский парк» была открыта 26 февраля 2018 года на участке «Деловой центр» — «Петровский парк». Названа в честь расположенной рядом зелёной зоны. Интерьеры станции украшают изображения…
Подробнее…
Подробнее. ..
Подробнее…
МЦК Панфиловская – платформа, расположенная в зоне железнодорожной станции Серебряный Бор на участке между МЦК Стрешнево и МЦК Зорге. Выходы с МЦК Панфиловская ведут к улицам Панфилова и Народного…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Подробнее…
Потрясающее величие метро советской эпохи
Путешествия|Потрясающее величие метро советской эпохи
https://www.nytimes.com/2021/11/01/travel/soviet-era-metros.html
Был холодный декабрьский день 2014 года, и я ждал поезда на станции Щукинская Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена.
Хотя поезда метро в Москве славятся своей пунктуальностью, этот конкретный поезд опаздывал, что давало мне больше времени, чем обычно, чтобы созерцать окружающий пейзаж.
Там, на утилитарной станции, обычно не славящейся своей красотой, я заметил равномерно вылепленные алюминиевые панели вдоль пути. Их рисунок завораживал. Я сделал несколько быстрых фотографий.
Через мгновение прибыл мой поезд. Я сел в машину вместе с остальной толпой и покинул станцию.
Image
Ботаническая, в Екатеринбурге, Россия. Credit…Frank Herfort/INSTITUTE
Мой опыт работы на Щукинской был мимолетным и, казалось бы, незначительным событием, и тем не менее он подтолкнул меня к проекту, который я обдумывал в течение многих лет — тому, который займет более полувека моей профессиональной жизни.
Киевская, Харьков, Украина. Предоставлено… Франк Херфорт/INSTITUTE
В период с 2014 по 2020 год я сфотографировал все существующие метро советской эпохи, посетив более 770 станций в 19 городах. Моя цель состояла в том, чтобы создать максимально приближенный к полному архив метро.
Мое воображение захватили не только отдельные станции, хотя многие из них, несомненно, ошеломляют сами по себе. Скорее меня вдохновляла вся подземная система, как в Москве, так и в других бывших советских городах: загадочность, необъятность, всепроникающее ощущение колоссальной власти.
Меня также тянуло записывать бесчисленные детали: светильники, скамейки, изразцы, орнаменты, мозаики, лестницы, лифты и другие ручные работы из мрамора или дерева.
Чкаловская, в Нижнем Новгороде, Россия. Credit…Frank Herfort/INSTITUTE
Долгое время проект казался невероятно сложным. Количество станций казалось бесконечным, каждая была полна пассажиров и украшений.
Только Московский метрополитен, открытый в 1935 году и служащий пропагандистской моделью советской мощи, насчитывает более 200 станций и простирается на сотни километров.
И все же красота и величие станций гнали меня все вперед — посещать следующую, и следующую, и следующую.
Низами, Баку, Азербайджан. Предоставлено… Франк Херфорт/INSTITUTE
Благодаря тому, что многие станции были лишены пассажиров, фотографии наполнились ощущением вневременности. Но сделать это было непросто; это означало, что большинство этих снимков нужно было сделать либо до 6 утра, либо после 11 вечера.
Метростроителей, г. Днепр, Украина. Кредит… Frank Herfort/INSTITUTE
Ограничения на фотосъемку, когда-то распространенные в России и на всем постсоветском пространстве, резко изменились даже за последнее десятилетие. (Власти Ташкента, столицы Узбекистана, наконец сняли запрет на фотосъемку на станциях метро в 2018 году, например.)
Тем не менее, метрополитен не всегда был доволен моим присутствием. Более 50 раз на разных станциях мне говорили, что фотографировать нельзя. Однажды в Ташкенте меня заставили сдать карту памяти фотоаппарата.
Новза, Ташкент, УзбекистанКредит…Фрэнк Херфорт/ИНСТИТУТ
Часто проект напоминал игру в кошки-мышки. В определенные моменты я чувствовал себя преступником, несмотря на то, что моим единственным намерением было запечатлеть красоту станций.
Иногда я возвращался на одну и ту же станцию снова и снова, изучив, когда у ее дежурных или полицейских обеденный перерыв или пересменка.
Нариман Нариманов, Баку, Азербайджан. Фото… Франк Херфорт/ИНСТИТУТ
Однако были и приятные исключения. На Электрозаводской, остановке в Москве, милиционер дал советы, как запечатлеть самые потрясающие грани станции. Он также дал мне контактную информацию сотрудников метрополитена, которые могли бы помочь с настройкой освещения.
Выдубичи, Киев, Украина. Credit…Frank Herfort/INSTITUTE
Сфотографировав московские станции, я отправился в Санкт-Петербург, чье метро — его строительство долго откладывалось из-за жестокой блокады Ленинграда — открылось в 1955 году.
Оттуда я отправился дальше — в Украину, Беларусь, Азербайджан, Грузию, Армению, Узбекистан. В конце концов я также посетил несколько городов, системы метро которых, хотя формально и не относились к Советскому Союзу, были либо построены, либо существенно изменены в советское время, или даже частично построены советскими архитекторами и инженерами. К ним относятся станции метро в Бухаресте, Будапеште и Праге.
Nyugati pályaudvar, Будапешт, Венгрия. Credit…Frank Herfort/INSTITUTE
Практически в каждом городе, который я посещал, я сталкивался с одним и тем же вопросом: «Почему вы фотографируете здесь?» спросят люди.
Многие не могли понять, чем мне может быть интересен, казалось бы, утомительный проект, сосредоточенный на таких общих пространствах. В конце концов, эти станции были местами, через которые большинство пассажиров проезжали каждый день — скорее по необходимости, чем по выбору.
Но иногда прохожий, увидев, что я вижу станцию, которую видел тысячу раз, замечал что-то новое, на что я навел камеру: красивый потолок, резные перила, богато украшенный светильник. И тогда, я знал, они поняли.
Франк Херфорт — документальный и архитектурный фотограф из Москвы и Берлина. Его книга «Подполье CCCP», будет опубликована в ближайшие месяцы. Вы можете следить за его работой на Instagram .
Подписаться на New York Times Travel на Instagram , Twitter и Facebook 9 0054 . И Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку Travel Dispatch , чтобы получать советы экспертов о том, как путешествовать с умом, и вдохновение для вашего следующего отпуска.
Гипнотизирующая красота исторических станций метро России
Под улицами Москвы посетители могут открыть для себя целый мир удивительной архитектуры: станции московского метро. Дэвид Бердени, архитектор, ставший фотографом из Канады, считает, что он был первым фотографом, которому разрешили снимать остановки общественного транспорта в нерабочее время, когда они были закрыты для пассажиров.
Московское метро, открытое в 1935 году, было задумано как один большой советский пропагандистский проект. Роскошные элементы дизайна должны были предсказать светлое будущее империи, поскольку руководящими принципами дизайна были «свет» (светлое) и «светлое будущее» (светлое будущее). На многих станциях метро есть бюсты советских лидеров, таких как Ленин, или настенные фрески со стандартными элементами советской пропаганды, такими как Homo Sovicicus. Выполненные в стиле классической русской архитектуры, станции действительно выглядят потрясающе.
Серия фотографий Бёрдени «Россия: светлое будущее» будет выставлена в галерее Дженнифер Костюк в Ванкувере до 8 ноября, так что если будете в этом районе, обязательно загляните! Если вы не будете в Ванкувере, посмотрите этот пост об удивительных станциях метро — не только российское метро потрясающее!
Дополнительная информация: davidburdeny. com (д/т: modernmetropolis)