Каменные сооружения в москве: Строительство домов в Москве: от дерева к камню

Содержание

ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ. Древняя Москва. XII-XV вв.

ПЕРВЫЕ КАМЕННЫЕ ЗДАНИЯ В МОСКВЕ

При Иване Калите в Москве появились каменные здания, на первых порах церкви. Первым московским каменным строением считается собор Успения Богоматери, заложенный 4 августа 1326 г. Летописи связывают построение собора с утверждением в Москве митрополичьего стола и личным желанием митрополита Петра. Собор строился целый год и был освящен 15 августа 1327 г. (т. е. на Успеньев день). Наименование собора Успенским говорит о стремлении великого князя и митрополита иметь соборный храм по образцу Успенского собора во Владимире. Дело в том, что наименование церквей в Древней Руси было явлением далеко не случайным и подчинялось определенным правилам. Так в XI-XII вв. соборные храмы больших городов, являвшихся одновременно резиденциями епископов, наименовались по византийскому образцу в честь св. Софии (премудрости божией). Это, так сказать, древнейший слой церковных воименований, отразившийся в появлении Софийских соборов в главнейших центрах Руси XI в. — в Киеве, Полоцке и Новгороде. В XII в. вместо Софийских появляются Успенские соборы (Смоленск, Владимир-Залесский, Владимир-Волынский, Суздаль, Ростов, Галич). Однако уже с XI в. существует другая традиция, по которой соборные церкви называются в честь Спаса. Традиция таких воименований начинается с черниговского собора Спаса Преображения, построенного в первой половине XI в. Она находит отражение на севере в XII-XIII вв., когда появляются соборы во имя Спаса в городах: Тверь, Переславль-Залесский, Нижний Новгород, Галич-Мерский, Торжок, Ярославль. Как видим, определенные церковные традиции связывались с теми или иными политическими центрами.


Между тем имеются определенные указания на то, что до построения церкви Успения московским собором была церковь Спаса, как и в Твери. Иными словами, и по названию своей крепости – «кремник», – и по воименованию соборного храма в честь Спаса Москва имела сходство с соседней Тверью. Трудно только сказать, чем объясняется это сходство – сознательным ли подражанием московских князей тверским порядкам, или общностью традиций Москвы и Твери. Построение Успенского собора обозначало резкий разрыв с прежней традицией и показывало претензию московских князей на особое положение Москвы среди русских городов, возвращение к традициям старых стольных городов Северо-Восточной Руси – Владимира, Суздаля, Ростова. Строительство каменных храмов продолжалось при Калите в быстрых по тому времени темпах. В 1329 г. выстроили вторую каменную московскую церковь Иоанна Лествичника, оконченную в три месяца. Осенью того же года в течение двух месяцев воздвигли третью каменную церковь – Поклонения веригам Петра. И. Е. Забелин связывает построение этих церквей с политическими событиями того времени, считая, что обе церкви были обетными, построенными в память удачного окончания похода против Твери в 1327 г. и Пскова в 1329 г. Такая возможность, конечно, не исключена, но построение церквей может быть объяснено и по-иному. Иоанн Лествичник был святым самого Калиты, на печатях которого изображен святой в рубище с книгой в руках, что соответствует Иоанну Лествичнику как автору Лествицы, а вовсе не Иоанну Предтече, изображение которого не имеет книги. Кроме того, старший сын Калиты (Иван) родился 30 марта на память Иоанна Лествичника. Вериги Петра напоминают нам о Петре-митрополите. Следовательно, перед нами обычное стремление строить храмы в честь одноименных князей и митрополитов, весьма распространенное на Руси.

Каменное строительство не прекратилось после создания трех вышеназванных храмов. Новая каменная церковь Спаса (Спас на Бору) была построена в 1330 г., пятая каменная церковь Михайла Архангела – в 1333 г. Последняя заменила собой деревянный храм, служивший и ранее княжеской усыпальницей. Что касается церкви Спаса, то она также имела специальное назначение княжеского монастыря. Значение его как одного из центров московской образованности почему-то осталось незамеченным историками Москвы, хотя летопись особо отмечает заботы Ивана Калиты о процветании Спасской обители, снабженной иконами, книгами и сосудами за счет княжеской казны. Обращает на себя внимание замечание летописи, что Спасский монастырь получил от Калиты «…льготу многу и заборонь велику творяше им, и еже не обидимым быти никим же». В этих словах скрывается прямое указание на пожалование Спасскому монастырю иммунитетных прав, по образцу которых впоследствии получали льготы и другие московские монастыри.

Каменное строительство при Калите развернулось в сравнительно короткий промежуток времени, на протяжении девяти лет (1326 – 1333), после чего наступает длительный перерыв. Это обстоятельство, по-видимому, указывает на то, что строителями московских церквей были пришлые мастера и что собственная московская архитектурная школа возникла значительно позднее, во второй половине XIV в., иначе трудно объяснить своеобразную «сезонность» каменного строительства в Москве при Иване Калите. Такая особенность каменного строительства должна быть учтена исследователями русского искусства при их суждении о характере ранней московской архитектуры. Сделаны были попытки реконструкции плана и внешнего вида Успенского собора, но их нельзя считать удачными. Наиболее ценно сближение архитектуры собора Калиты с некоторыми псковскими памятниками, так как участие псковских мастеров в московском каменном строительстве весьма вероятно, если только строителями московских храмов не были тверичи или новгородцы. Во всяком случае, храмы Калиты представляли собой постройки довольно небольшие и не очень прочные. Через 150 лет, в конце XV в., все они были перестроены или сломаны. В 1472 г. своды Успенского собора из-за опасности их падения приходилось подпирать толстыми бревнами. О размерах первого Успенского собора можно судить по летописному свидетельству, что новый собор, заложенный до приезда Аристотеля Фиоравенти, строился «круг тое церкви», т. е. вокруг стен прежнего собора Калиты. Быстро обветшал и Архангельский собор, разобранный в начале XVI в. за ветхостью. Судя по одному летописному известию, он имел большие размеры, чем Успенский собор.

При всей неказистости и непрочности первых московских сооружений из камня появление их должно считаться крупной вехой в истории Москвы, которая сразу украсилась пятью каменными зданиями. Каменное строительство в Москве знаменовало возрождение искусства русского народа в его центральной территории. До того лишь Тверь имела каменные постройки, не говоря о Псковской и Новгородской землях, где архитектурная традиция не знала столь долгого и насильственного перерыва.

Возобновление каменного строительства в Москве тесно связано с возрождением искусства монументальных росписей в Северо-Восточной Руси. В 1344 г. оба московских собора (Успенский и Архангельский) были расписаны греческими и русскими мастерами. Летописец рассказывает, что Успенский собор расписывали греки, митрополичьи писцы: «…да которого лета начали расписывать, того же лета и кончили. А святого Михаила подписывали русские писцы, князя великого Семена Ивановича. Старейшинами и начальниками у них были Захарий, Иосиф, Николай и прочая дружина их». Русские писцы за одно лето не могли расписать и половины этой церкви из-за ее величины. На следующий год была расписана церковь Спаса на Бору, «…а мастер старейшина иконником Гойтан». Эта церковь расписывалась на средства первой жены Симеона Гордого, литовской княжны Айгусты, которую в Москве крестили с именем Анастасии. Расписана была фресками и церковь Иоанна Лествичника, а все работы по росписи трех церквей (собора Михаила Архангела, Спаса на Бору и Иоанна Лествичника) закончились к 1346 г.

Роспись московских церквей, как мы видим, тоже носила своеобразный характер, как и постройка каменных зданий. Четыре московских храма расписывались в течение трех лет, по крайней мере, тремя дружинами мастеров. Здесь мы опять наблюдаем ту особенность московского искусства времен Калиты и его ближайших преемников, которая отмечалась нами выше, – его «сезонность» или чрезвычайность. Греческие и русские мастера были одинаково пришлыми в Москве, видимо еще не создавшей своей художественной школы. Однако в кратких летописных заметках о росписи московских церквей уже чувствуется рука современника и его горячее участие к делу украшения родного города. Летописец тщательно отмечает имена русских живописцев и лишь в общих чертах говорит о греческих художниках. В этом замалчивании греческих имен нет ничего враждебного по отношению к грекам, только известное равнодушие к ним. Зато заметно повышенное внимание к русским художникам, неприкрытая радость при виде своих отечественных мастеров, столь понятная для русского человека, жившего в эпоху опустошительных татарских набегов.

Почти все церкви, построенные при Калите, группировались в одном месте – на площади посреди Кремля,- создавая определенный архитектурный ансамбль. Одна церковь Спаса на Бору стояла несколько в отдалении. В непосредственной близости от соборов располагались постройки княжеского дворца, занимавшие, надо предполагать, в основном ту же площадь, но несколько меньшую, чем позднее. После сооружения Успенского собора должен был передвинуться поближе к новой кафедральной церкви и митрополичий двор, на то место, где его находим позже. Нет никакого сомнения, что Кремль Калиты был густо застроен жилыми постройками, хотя и остается неясным, входил ли уже Подол в кремлевскую территорию или нет.


16. Каменные изваяния на старых русских курганах. («Половецкие каменные бабы»)

16. Каменные изваяния на старых русских курганах. («Половецкие каменные бабы»)
Историк Г. Федоров-Давыдов пишет: «Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их

Первые известия о городе Москве

Первые известия о городе Москве
Летопись выводит Москву в числе новых городков Ростовской земли, возникших в княжение Юрия Долгорукого. Любопытно, что городок этот впервые является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между северным Суздальским и

25.1. Здания без души

25.1. Здания без души
«Раз за разом убирали новые жильцы все то, что прежде отличало здание: замечательный овальный читальный зал, бывший общедоступным центром и символическим сердцем библиотеки, «расчистили» и тем самым разрушили; от совершенно-функциональной и вместе с

Здания Сената и Синода

Здания Сената и Синода
Каждому, кто уже успел познакомиться с архитектурными шедеврами XIX века в Петербурге, эти два здания у Сенатской площади, соединенные аркой покажутся знакомыми. И это не случайно. Ведь многие шедевры архитектуры эпохи ампира были созданы в

Восстановление и завершение имперского здания

Восстановление и завершение имперского здания
Генрих II, возвращение к реальности (1002–1024)
Ситуация в 1002 г. оказалась еще опаснее, чем в 983 г., место правителя оказалось свободным. У холостого Оттона III не было законного наследника. Удача, которая в течение трех четвертей

Маргарита Лобовская ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЕВРЕЙСКОЙ МОСКВЕ[1] Евреи в Москве: исторический очерк

Маргарита Лобовская
ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ЕВРЕЙСКОЙ МОСКВЕ[1] Евреи в Москве: исторический очерк
Пролог
В канун субботы встретился им старичок, спешивший куда-то с двумя букетами из миртовых веток в руке. Спрашивают они:
— Для чего, дедушка, собрал ты эти ветки?
— В честь

2.

4. Углы здания смотрят на стороны света

2.4. Углы здания смотрят на стороны света
Второе условие Первой Каабы звучало так.(2) Ее углы были ориентированы со сторонам света.Это требование тоже идеально выполнено для Билярской Каабы. Мы специально взяли с собой компас, чтобы выяснить ориентацию этого квадратного

6. Каменные изваяния на старых русских курганах «Половецкие каменные бабы»

6. Каменные изваяния на старых русских курганах
«Половецкие каменные бабы»
Историк Г. Федоров-Давыдов пишет: «Древние каменные изваяния есть почти во всех краеведческих музеях нашего юга: в Ростове и Новочеркасске, Азове и Краснодаре, Ставрополе и городах Крыма. Их много.

Первые славянские поселения на Москве-реке

Первые славянские поселения на Москве-реке
В VIII в. скандинавы и славяне связали Северную Европу с Византией путем «из варяг в греки», на котором дороги заменяли реки. Одним из узлов этого пути было место, где истоки Днепра, Волги и Оки близко подходят друг к другу. Здесь

Крестово-купольный тип культового здания

Крестово-купольный тип культового здания
Особенно большое значение для средневизантийской архитектуры X–XII веков имеет крестово-купольный тип храма, происхождение которого выяснено еще далеко не достаточно, но который уже в V–VI веках в основном сложился в восточной

Планы статей «Кровавые дни в Москве» и «Политическая стачка и уличная борьба в Москве»[124]

Планы статей «Кровавые дни в Москве» и «Политическая стачка и уличная борьба в Москве»[124]
1
События в Москвепятница – суббота – воскресенье – понедельник – вторник 6–7–8–9–10. X. 1905 н. ст. (27. IX.).Стачка наборщиков + булочников + начало всеобщей стачки.+ Студенчество.
154 Речь

Сад у нового здания Лицея

Сад у нового здания Лицея
В XVIII веке Петербургская сторона фактически считалась дачным пригородом. Вдоль Каменноостровского проспекта вплоть до аристократических островов тянулись окруженные садами и огородами дачи богатых купцов и промышленников. Так на углу Большой

Архитектура времен монгольского нашествия. Москва: первая каменная крепость

Московское княжество в 14 веке стало центром объединения русских земель. Выясним, как амбиции московских князей сказались на архитектуре.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Дмитрий Беззубцев

Историк архитектуры, сопредседатель историко-культурного общества «Московские древности»

1. Церковь Зачатия Иоанна Предтечи на Городище, Коломна, Россия, нижняя часть начала 14 века
2–5. Никольская церковь, Каменское, Россия, начало 14 века
6. План церкви
7. Реконструкция возможного первоначального облика церкви

В начале 14 века Московское княжество стремилось укрепить свои границы. Первые каменные постройки Москвы — три небольшие церкви на границе княжества в Можайске, Коломне и селе Каменское.

Первые две церкви сохранились частично 👇

🔹 В Коломне старая кладка видна в нижнем ярусе церкви Зачатия Иоанна Предтечи на Городище.

🔹 В Можайске старую кладку церкви можно увидеть в подвале Никольского собора — если попросить, служители откроют вам дверь.

🔹 Никольская церковь в Каменском стоит до сих пор. Посмотрим на нее внимательнее 👇

⬜️ Небольшой размер. Блоки шершавые, обработаны не совсем правильно. Кладка не всегда ровна — видно, что перед нами первые опыты.

⚪️ Барабан поставлен на стены. Обычно купол устанавливали на четырех опорах. Здесь опоры тоже есть, но встроены в углы церкви так, что нагрузка распределяется по стенам — это видно на плане.

〰️ Мало декора. Небольшой перспективный портал, цоколь. Возможно, сверху были закомары, но теперь они утрачены. В будущем по декору московская архитектура будет подражать храмам Владимира.

🔥 Интересная арка портала — килевидной формы, как язычок пламени сверху. Такой портал встречается в Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, но во Владимире это единственный пример, а в Москве будем видеть его постоянно.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Успенский собор (реконструкция С. Заграевского), Москва, Россия, 14 век

К концу 14 века Московское княжество все больше чувствует свое лидерство, укрепляется и застраивается.

Как это сказалось на архитектуре 👇

⛪️ В основном строятся каменные церкви — похожие друг на друга небольшие одноглавые соборы. Все они сделаны из белого камня — этой деталью владимирской архитектуры Москва подчеркивает свое лидерство.

☦️ В Московском Кремле строится Успенский собор. Его строительство инициирует митрополит Петр. Раньше митрополичья кафедра находилась во Владимире, но московские князья смогли уговорить митрополита перенести кафедру в Москву. Это имело огромное сакральное значение и еще больше упрочило позиции Московского княжества.

🔥 После пожара в конце 15века собор перестроили — мы обязательно поговорим о его новом здании подробнее.

Живописная реконструкция белокаменного Кремля Дмитрия Донского, Аполлинарий Васнецов

Первая каменная крепость на территории Москвы — белокаменный Кремль Дмитрия Донского (тогда он еще не был Донским — до Куликовской битвы оставалось почти 15 лет).

🏰 Белокаменный Кремль сделали в 1366–67 годы. Целиком каменную крепость за два года построить практически нереально. Мы не знаем точно, что из себя представлял белокаменный Кремль. Скорее всего, речь идет о каменных башнях и части стены со стороны Красной площади, где было самое опасное место для штурма.

⚔️ Стены защитили Москву при осаде литовских войск в 1368 и 1370 годах. Это позволило Москве отстоять свои позиции и собрать вокруг себя русские княжества для Куликовской битвы.

🖼 Существует реконструкция Кремля, созданная Аполлинарием Васнецовым. Она очень условная и художественная. На самом деле мы не знаем, как выглядели эти укрепления.

Троицкий Собор Троице-Сергиевой лавры, Сергиев Посад, Россия, начало 15 века

Теперь перед нами знаменитый Троицкий Собор Троице-Сергиевой лавры.

Что в нем интересного 👇

⛪️ Большой размер. Собор существенного больше того, что обычно строили в это время. Стены собора и барабан немного сужаются кверху — возможно, это сделано для устойчивости, чтобы справиться с непривычно большими габаритами.

〰️ Переход из четверика в барабан визуально сглажен. Закомары — большие килевидные арки — отвечают сводам внутри собора. Дальше от закомар до барабана идут маленькие килевидные арочки. Они не конструктивные и добавлены только для декора. Такой прием свойственен московской архитектуре.

Орнамент вместо аркатурно-колончатых поясов. Мы видим такой декор на фасаде и апсидах — как на Успенском соборе в Звенигороде.

1–5. Спасский собор Андроникова монастыря, Москва, Россия, начало 15 века
6–10. Воскресенский собор, Волоколамск, Россия, конец 15 века

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве и Воскресенский собор в Волоколамске — еще два примера архитектуры 15 века.

⛪️ Спасский собор Андроникова монастыря. Построен в конце 1420-х годов. Крестово-купольный, с позакомарным покрытием. При этом угловые части сильно понижены. Барабан начинается выше, чем заканчивается основной объем, и стоит на высоких арках. Два яруса кокошников — маленьких килевидных арочек сглаживают переход с четверика на барабан. Получился сложнейший силуэт, от старого византийского образа почти ничего не осталось. В домонгольской архитектуре что-то похожее мы видели у Пятницкой церкви в Чернигове.

⬜️ Воскресенский собор. Этот небольшой белокаменный храм в Волоколамске построен по заказу Бориса, князя Волоцкого княжества. Он сделан в московской традиции, с килевидным порталом. Фриз на фасаде — не белокаменная, а терракотовая резьба, которая только входит на территорию Руси. Сейчас висячие порталы остались в воздухе, изначально вокруг была галерея.

Успенский собор, Москва, Россия, 1479

Успенский собор в Кремле открывает новую эпоху великой, большой русской архитектуры.

💪 Собор начали строить в 1475 году. В это время Русь уже не платит дань Орде, а в Москве правит Иван III, который объединил разные земли в одно государство. Москва — главный город, а не один из многих, борющихся за власть. Новому статусу нужен новый собор, каких раньше на Руси не строили.

👥 Сначала строительство доверили псковским мастерам — Кривцову и Мышкину. Они начали возводить стены до закомар, но постройка разрушилась после землетрясения. Тогда пригласили архитектора из Италии — Аристотеля Фьораванти. Его специально свозили во Владимирское княжество и показали местные храмы как образец.

Вот что получилось 👇

〰️ Некоторые детали отсылают к романике Владимира: те же перспективные порталы и аркатурно-колончатый пояс.

🧱 Более тонкая конструкция. Фьораванти сделал внутренние столпы, своды и барабаны из кирпича — для этого он специально заложил рядом кирпичные заводы. В кирпиче проще делать тонкие ответственные конструкции, чем в белом камне.

⚪️ Столпы внутри круглые. Раньше почти всегда делали квадратные или прямоугольные столпы — они делят пространство на части. А с круглыми столпами пространство, наоборот, объединяется. Получился очень просторный и светлый облик.

Светлое пространство. Два яруса окон в здании, на больших барабанах сверху тоже много узких окон — так собор оказывается залит светом. Фьораванти — один из первых итальянских архитекторов в России, но далеко не последний.

курс Level One

Курс москвича

Курс из 8 лекций о том, как понять столицу через историю и архитектуру. Узнаем главное о средневековой, царской, авангардной, сталинской, модернистской и современной Москве, будем больше видеть сами и станем надежными проводниками для друзей в любом районе.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
4900₽

2450₽

подробнее о курсе

Самые высокие и старые здания Москвы – блог дружелюбных местных экспертов

Москва богата историей и культурой. Не менее интересна архитектура Москвы. Более 100 высотных зданий Москвы высотой от 100 до 374 метров. Более 10 самых старых зданий, датируемых 1420-ми годами (самые старые). Наконец, сотни уникальных и знаменитых зданий, которыми может гордиться Москва, являющихся величественными памятниками и архитектурными жемчужинами разных времен и стилей.

Вот лишь малая часть того, что мы можем показать вам в рамках нашего тура по Москве.

Топ-3 самых старых зданий Москвы Россия

  • Спасо-Андроников монастырь  — старейшее здание Москвы. Согласно летописям, первая деревянная церковь была возведена вместе с другими постройками монастыря в 1357 году, но пожар 1368 года сжег ее. На его месте был построен новый каменный собор, который через шестьдесят лет, между 1420 и 1425 годами, был перестроен и дошел до наших дней почти нетронутым. Роспись церкви выполнили русские иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный (Черный).
  • Успенский собор Кремля был построен в 1326-1327 годах и был первым каменным храмом Москвы того времени. Но через сто лет состояние храма уже не соответствовало статусу главного храма России. Строительство нового собора началось 30 апреля 1471 года и было поручено русским зодчим Кривцову и Мышкину. Закончить работу им помешала трагедия: землетрясение 20 мая 1474 года разрушило стены храма.

Иван III (Иван Великий) пригласил итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, который начал строительство с нуля. Новый собор был освящен 12 августа 1479 года. С ним связаны многие ключевые события в истории России. Например, в 1547 году здесь короновался царь Иван IV (Иван Грозный, внук Ивана Великого), а со времен Петра II Успенский собор был местом коронации каждого нового российского императора, несмотря на то, что столица была переехал в Петербург (с 1712 до Октябрьской революции 1918).

При высоте 55 метров Успенский собор был самым высоким зданием Старой Москвы с 1479 по 1508 год. используется в государственных целях. Грановитая палата была построена в 1487-1491 годах по проекту Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здесь заседали Боярская дума и Земский собор, государственные органы Древней Руси того времени. Удивительно, но дети царя могли наблюдать за пышными приемами иностранных делегаций через специальную решетку в своей потайной комнате под названием «Смотрильная палата». Сегодня Грановитая палата является частью резиденции президента России.

Самые старые здания Москвы

Топ-3 самых высоких зданий Москвы

  • Башня «Федерация» самый высокий небоскреб в Европе , состоящий из двух башен.

Восточная башня — 95-этажное сооружение высотой 373,7 м, построенное в 2015 году.
Западная башня — 62-этажное сооружение высотой 242,4 метра.
Общая площадь Башни Федерация 442 915,2 кв.м.
Комплекс Башни Федерация имеет 67 лифтов.

  • Башни ОКО — комплекс зданий в Москва-Сити, разделенный на 2 секции. Северная башня – первая башня, имеющая 49 этажей и высоту 245 метров. Южная башня — вторая башня с 85 этажами и высотой 354 метра. Строительство завершилось в 2015 году. Южная башня ОКО — второй по высоте небоскреб в Европе и России.
  • Меркурий Сити Тауэр — третий по высоте небоскреб в России и Европе.

Башня «Меркурий Сити» высотой 338,8 метра была самым высоким небоскребом в Европе до 25 сентября 2014 года. Башня «Меркурий Сити», построенная на территории Московского международного делового центра, превзошла по высоте лондонский небоскреб «The Осколок» (306 м), который 4 месяца удерживал статус самого высокого здания в Европе. Mercury City стал почти на 33 метра выше, чем его лондонский конкурент.

Построенный 75 этажей над землей и 5 подземных этажей, общая площадь небоскреба составляет 180 000 кв.м, из которых 86 000 м² — офисные помещения класса А+ и 20 000 м² — жилые апартаменты класса люкс.

Архитектура Москвы

Список был бы неполным без самой оригинальной и неповторимой архитектуры столицы России!

В Москве есть все: космополитический динамизм Нью-Йорка, очарование Парижа и история Рима. Не случайно Москву называют «Третьим Римом».

У нашего московского гида Анны есть что показать! Присоединяйтесь к нам в наших турах по Москве.

Топ-8 самых оригинальных и необычных зданий Москвы

Москва-Здания

Самые популярные посты

  • 50 Факты о Москве – все, что вам нужно знать о столице России

    Все любят забавные факты, и мы всегда готовим тонну их для наших московских туров…

    46k просмотров

  • 50 забавных фактов о Лос-Анджелесе

    Посещение Лос-Анджелеса не обходится без Голливуда. И музей Гетти. И центр Лос-Анджелеса …

    36,3 тыс. просмотров

  • 20 интересных фактов об Эдинбурге

    Наш московский гид Даша ездила в Великобританию на новогодние праздники, и тут…

    30.8k показов

Москва Здания: 15 мест, которые архитекторы должны посетить в Москве

Москва — это мощная смесь истории и дерзости, полная всемирно известных мест и достопримечательностей. Столица России существует уже более 800 лет, поэтому неудивительно, что в этом городе есть одни из древнейших крепостей, грандиозные соборы, хорошо зарекомендовавший себя общественный транспорт и футуристические небоскребы. Вот список нескольких московских зданий, которые архитектор должен отметить в своем списке поездок, когда он в Москве.

1. Красная площадь | Московские здания

Красная площадь, расположенная в центре Москвы, неразрывно связана с историей России с 13 века. Изначально это была рыночная площадь, но она стала известна как место проведения крупномасштабных военных парадов и других демонстраций, призванных продемонстрировать советскую силу. В настоящее время он иногда используется для официальных церемоний всеми правительствами России. «Красное» на Красной площади не связано с малиновыми кирпичными зданиями, окружающими площадь. Русское название Красной площади — «Красная площадь», происходящее от слова «Красный», в переводе с древнерусского означало «красивый» и только позже стало ассоциироваться с красным цветом. Видные здания, окружающие площадь, — это Мавзолей Ленина, Кремль, собор Василия Блаженного и многие другие.

2. Большой Кремлевский Дворец

Построен в 1849 г., раньше был царской московской резиденцией. Подчеркивая величие русского самодержавия, он возвышается над Боровицким холмом, возвышающимся над Москвой-рекой. Поскольку в настоящее время это официальная резиденция Президента Российской Федерации, некоторые ее части закрыты для широкой публики. Фасад имеет три уровня окон, однако дворец состоит всего из 2 этажей. Роскошные интерьеры дворца, от которых его когда-то лишили в советское время, были отреставрированы в XIX в. 90-е.

В дворцовом комплексе также находится Теремной дворец, в настоящее время являющийся резиденцией Президента России, который закрыт для посещения. Внешний вид этого пышно украшен кирпичным узором, а цветная плитка ярко окрашена в красный, желтый и оранжевый цвета.

3. Музей Кусково

Бывшая летняя усадьба и имение русского дворянства семьи Шереметевых теперь является домом для Российского музея керамики, крупнейшей в мире коллекции керамики и стекла из разных стран.

Построенный в 18 веке, этот неоклассический дворец источает эстетику Уэса Андерсона с мягкими пастельными тонами снаружи. Все поместье было предназначено для развлечений, торжеств и государственных мероприятий. Помпезные интерьеры вмещают около 26 комнат, 12 из которых представляют собой большие каюты, которые полностью завораживают вас, начиная с мраморных колонн вестибюля, фламандских гобеленов, резных мотивов в парадной спальне и покрытых зеркалом стен белого и золотого цвета в Танцевальном зале.

Поместье, раскинувшееся на 720 акрах, включает в себя более 20 архитектурных памятников, в том числе итальянские и голландские дома, старинную церковь, грот, деревянную церковь в стиле петровского барокко и множество других построек. Он также может похвастаться обширным французским парком, единственным в Москве.

4. Собор Василия Блаженного

В южной части Красной площади стоит причудливый шедевр России — Собор Василия Блаженного. В отличие от любого другого собора, каждая колонная церковь украшена луковичными куполами, где ни один из узоров не повторяется. 8-колонные часовни группируются вокруг девятой и самой высокой часовни, в которой находится главный неф церкви. Говорят, что первоначальный цвет собора был белым, чтобы дополнить белый камень Кремля, а купола были золотыми. Однако в 17 веке купола стали раскрашивать в те замечательные цвета, которые можно увидеть и сегодня. Внутри этой составной церкви лабиринт узких сводчатых коридоров и вертикальных цилиндров церквей.

5. Государственный исторический музей | Moscow Buildings

Здание из красного кирпича, перекликающееся с собором Василия Блаженного, хорошо вписывается в архитектурный нарратив Красной площади. Его внешний вид является прекрасным примером стиля русского возрождения, в котором сочетаются мотивы московской архитектуры с высокими шпилями. В музее представлен ряд реликвий доисторических племен, живших на территории современной России. В нем 39 залов с уникальным интерьером и разнообразными экспонатами. Интерьеры напоминают русские церкви и княжеские дворы. Один из залов построен по типу византийского собора и изнутри напоминает миниатюрную Святую Софию.

6. Храм Христа Спасителя

Храм Христа Спасителя — высочайший православный храм мира и резиденция Православного Патриарха Московского и всея Руси. Расположенное между Кремлем и Москвой-рекой, это великолепное белое сооружение, в котором доминирует неорусский и византийский архитектурный стиль. Он строился в течение 40 лет, с 1839 по 1883 год, и снесен в 1931 году по приказу Сталина. На смену ему должно было прийти авторитарное сооружение высотой 415 м, из которого развилась концепция «Семи сестер», или 7 больших московских небоскребов в сталинской архитектуре. Каменный фасад с белым мрамором, четырьмя колоннами и 5 позолоченными куполами был прекрасно перестроен, и в начале 1990-х годов он вернул себе былую славу.0s как место паломничества.

7. ГУМ

ГУМ, также известный как Государственный универсальный магазин, представляет собой роскошный торговый центр с видом на Красную площадь. Трапециевидное здание сочетает в себе элементы русской средневековой архитектуры, стальной каркас и стеклянную крышу, что напоминает стиль великих лондонских вокзалов XIX века. После пожара 1812 года ров у Кремлевской стены был засыпан песком, ликвидированы валы, заменены ряды многочисленных лавок, чтобы проложить дорогу большому классицистическому зданию. Здание имеет три уровня и покрыто стеклянной крышей, опирающейся на изогнутый стальной каркас, который позволяет солнцу проникать в пространство, прокладывая путь для покупателей, что резко контрастирует с типичным универмагом в любом месте.

8. Измайловский Кремль

Помимо главного Кремля на знаменитой Красной площади в Москве, в северо-восточной части города находится второй, менее известный Кремль, Измайловский Кремль.

Неожиданная страна чудес, Измайловский Кремль представляет собой калейдоскоп разноцветных башен. Деревянный комплекс был построен в начале 2000-х годов как культурный центр и рынок по образцу традиционных русских архитектурных и сказочных изображений Древней Руси. Он похож на небольшую деревню, в нем много музеев, антиквариата и ремесел. Разнообразие построенных стилей — это то, что держит вас в плену насквозь.

9. Дворец Царицыно

Дворец входит в состав Великодушного Дворца-музея и парка-заповедника на юге Москвы. Усадьба была заложена в 1776 году и капитально отреставрирована в 2007 году. Царицынский архитектурный памятник является главной достопримечательностью с масштабными экспозициями музея, погружающими в дух 18 века. Построенный в неоготическом стиле, Большой дворец представляет собой трехэтажное здание, окруженное башнями с зелеными крышами. Как и почти все царицынские постройки, здесь красный кирпич сочетается с белым камнем. Шпили башен, стрельчатые окна и арки завораживают даже издалека. Усадьба также является домом для ряда павильонов, пергол, искусственных гротов, декоративных мостов, русского православного и естественно затопляемого, но сохраняемого ландшафта.

10. Сандуновская баня | Moscow Buildings

Окунитесь в историю, посетив уникальную и роскошную русскую баню. Сандуновская баня, являющаяся национальным достоянием, является старейшей общественной баней в России. В этом здании находятся банные отделения, просторные лаунж-зоны, бассейны и классические русские парилки, приватные комнаты и 8 отдельных банных зон с джакузи. Построенные в 1800-х годах, бани получали воду по специально построенному акведуку от Бабгородской плотины на Москве-реке и из артезианской скважины глубиной 700 футов. Электрическое освещение обеспечивала частная электростанция. Экстерьеры и интерьеры представляют собой смесь стилей барокко, классицизма, ренессанса, готики и рококо. Коридор, ведущий к раздевалкам, украшен сложной мозаикой и фресками.

11. Большой театр | Moscow Buildings

Исторический театр XIX века, первоначально спроектированный архитектором Жозефом Бове, продолжает вносить значительный вклад в сценическое искусство России. Здесь также находится одна из старейших балетных и оперных трупп. Мощный палладианский фасад с неоклассическими колоннами и лошадьми, скачущими по причудливо вырезанному фронтону, украшают внешний вид. Его имперский декор и акустика неоднократно реставрировались за время своего существования из-за пожаров, и наконец в 2011 году были восстановлены их былая слава. Гарнье в Париже.

Белоснежные балконы с вкраплениями золота, ярко-малиновые драпировки интерьеров и великолепная люстра — загляденье.

12. Останкинская башня

Телебашня, построенная в 1967 году Николаем Никитиным, уже более 50 лет является самым высоким отдельно стоящим сооружением в Европе. В отличие от высотного сооружения, опирающегося на глубокий фундамент, основание Останкинской башни было сделано упругим за счет того, что его основание стало намного тяжелее самой конструкции.

Концепция силуэта здания — перевернутая лилия с твердым стеблем и твердыми лепестками в качестве опор. С 2 смотровыми площадками на высоте 337 м и 340 м, стеклянные и открытые смотровые площадки обеспечивают захватывающий вид на весь город.

С такой высоты можно только начать понимать бескрайние просторы и планировку города.

13. Улица Арбат

Полностью пешеходная улица, по которой можно гулять и осматривать всю архитектуру в своем собственном неторопливом темпе. Арбат – воплощение мечты. Одна из самых известных улиц Москвы, Арбат когда-то был богемным местом, которое с течением времени превратилось в дом для многих выдающихся русских писателей и поэтов. Хижины проложили путь к одно-двухэтажным особнякам с башенными комнатами и садами, которые в дальнейшем развились в многоэтажные доходные дома в различных архитектурных стилях. Немногие выдающиеся стили: модерн, эклектика и авангард, которые до сих пор вызывают большой интерес у знатоков архитектуры.

14.

Дом Мельникова

Эксцентричный дом, который Константин Мельников построил для себя и своей семьи, был окружен вихрем споров и неприятия, но с годами превратился в икону русской архитектуры ХХ века. С эстетикой, отличной от традиционной советской жилой архитектуры, он был сущностью позднего русского авангарда. Он состоит из 2 взаимосвязанных цилиндрических объемов высотой 3 этажа, в которых достаточно места для семьи и студийного пространства. Окна представляют собой серию форм, образующих сотовую структуру с углами, которые определялись четвертью длины стандартных местных кирпичей. Эти окна обеспечивали равномерное рассеивание света, воздуха и тепла, которые красиво освещали внутреннее пространство.

15. Московский метрополитен | Moscow Buildings

Подземный мир Москвы читается как совершенно другой мир удивительной архитектуры для ежедневных пассажиров. Метро было одним из главных средств пропаганды советской эпохи с 1938 года, когда советские лидеры стремились донести силу Союза до граждан и посетителей.