Содержание
Сказочная Масленица у Бабы-Яги в Калязине (1 день)
Программа тура
День 1
Время
Пункт программы
08:30
Встреча группы. Отправление автобуса от школы в Калязин. Путевая информация
11:30
Прибытие в Калязин
—
Экскурсионно-развлекательная программа в Калязине:
— Обзорная экскурсия по городу:
— Пешеходная экскурсия по главной улице города;
— Посещение Дома Ремёсел и выставки «Славянские обереги»;
— Мастер-класс по изготовлению «Масленичного солнышка» или «Бабки Ёжки из деревянной ложки» по желанию за дополнительную плату;
— Театрализованная интерактивная программа с чаепитием и сожжением чучела Масленицы в усадьбе Бабы Яги;
— Обед
17:00
Отправление автобуса в Москву
20:00
Ориентировочное прибытие в Москву
Стоимость тура
Цена на школьника
с транспортом / без транспорта
Цена на школьника / без транспорта
Человек
в группе
Кол-во сопровождающих бесплатно
0p
/ 0p
0
p
от 10 до 14 человек в группе
сопровождающих бесплатно:
0
0p
/ 0p
0
p
от 15 до 19 человек в группе
сопровождающих бесплатно:
0
0p
/ 0p
0
p
от 20 до 24 человек в группе
сопровождающих бесплатно:
0
0p
/ 0p
0
p
от 25 до 29 человек в группе
сопровождающих бесплатно:
0
0p
/ 0p
0
p
от 30 до 34 человек в группе
сопровождающих бесплатно:
0
0p
/ 0p
0
p
от 35 до 39 человек в группе
сопровождающих бесплатно:
0
0p
/ 0p
0
p
от 40 до 47 человек в группе
сопровождающих бесплатно:
0
В период Новогодних праздников (декабрь-январь) и Выпускных мероприятий (май-июнь) действует повышенный тариф на транспортные услуги. Если дата вашего заказа попадает на эти периоды, его стоимость будет выше указанной на сайте. Уточняйте детали у наших менеджеров по телефону +7 (495) 120-45-54
Введите количество человек
= 0p
* Стоимость рассчитана с учётом транспорта при отправлении группы из населенного пункта Москва.
= 0pСтоимость на школьника
Заказ тура
Дата и количество человек
Дата тура
Количество школьников
Сопровождающих бесплатно: 0
Дополнительные сопровождающие
0p/чел
= 0p
стоимость за всю группу
(0p на школьника)
Подробности
Класс
Адрес подачи автобуса
У меня имеется дискотная карта
Not Found (#404)
Not Found (#404)
Ууупс.
..что-то пошло не так!
К сожалению, мы не нашли нужную Вам страницу
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршрут
Страны и города
Египет
Турция
ОАЭ
Откуда
Дата туда
Дата обратно
Откуда
Страны
АбхазияАвстралияАвстрияАзербайджанАзияАлбанияАлжирАмерика СевернаяАмерика ЮжнаяАнголаАндорраАнтарктидаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАрубаАфганистанАфрикаБагамские о-ваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБермудские о-ваБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВатиканВеликобританияВенгрияВенесуэлаВьетнамГабонГавайские о-ваГаитиГайанаГамбияГанаГваделупаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканаЕвропаЕвропа — БенилюксЕвропа — СкандинавияЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИспания — КанарыИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКаймановы островаКамбоджаКамерунКанадаКарибские островаКатарКенияКипрКиргизияКирибатиКитайКолумбияКоморыКонгоКонго-КиншасаКоста-РикаКот-д’ИвуарКругосветное путешествиеКрымКубаКувейтЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛихтенштейнЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакедонияМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМартиникаМаршалловы островаМексикаМозамбикМолдоваМонакоМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНиуэНовая ЗеландияНовая КаледонияНорвегияОАЭОманОстров Святой ЕленыПакистанПалауПанамаПапуа-Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеюньонРоссияРоссия — АрктикаРоссия — Дальний ВостокРоссия — Золотое КольцоРоссия — КавказРоссия — КарелияРоссия — Ленинградская обл. Россия — МоскваРоссия — ПодмосковьеРоссия — ПрибалтикаРоссия — ПриволжьеРоссия — Санкт-ПетербургРоссия — Северо-ЗападРоссия — СибирьРоссия — УралРоссия — Центральный р-нРоссия — ЮгРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная КореяСеверный КипрСеверный ПолюсСейшелыСен-БартелемиСен-МартенСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Китс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСирияСловакияСловенияСоломоновы ОстроваСомалиСредиземноморьеСуданСуринамСШАСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайваньТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУоллис и ФутунаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияФранцузская ПолинезияХорватияЦАРЦентральная АмерикаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮАРЮжная КореяЮжный СуданЯмайкаЯпонияясно не определена
Города
Яхтинг
Экспедиции
Туры на собачьих упряжках
Туры на снегоходах
Туры на квадроциклах
Пешие туры
Сплавы
Велотуры
Восхождения
Горнолыжные туры
Дайвинг и снорклинг
Джип-туры
Серфинг и SUP-туры
Комбинированные туры
Конные туры
Круизы
Экскурсионные туры
Лыжные походы
Вертолетные туры
Рыболовные туры
Фитнес и йога-туры
Скалолазные туры и каньонинг
ЖД туры
Возможно, вы ищeте один из разделов ниже?
Туры
Отели
ЖД Билеты
Маршруты
Достопримечательности
Мы сделали подборку интересных статей для Вас!
Оставить отзыв
12345
Премного благодарны 🙂
Ваш отзыв очень важен для нас и будет размещен на сервисе в самое ближайшее
время!
Прятаться от Бабы Яги – Нанна Хайтманн
Нанна Хайтманн Традиционные скачки Тувинского национального праздника Наадым в степи, на 43 градуса. Лошади и их всадники преодолевают расстояние в 30 км. Семь лошадей погибли в жару. Река Енисей. (…)
Кызыл. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Изображение выше включено в новую коллекцию Magnum Editions Posters , в которую вошли современные работы 23 фотографов Magnum. Эти плакаты теперь доступны ограниченным тиражом в 100 неподписанных и 50 подписанных экземпляров по цене 100 и 150 долларов соответственно. Каждый постер имеет индивидуальный номер с уникальной этикеткой Magnum Editions, которая поставляется отдельно. Вы можете изучить всю коллекцию здесь .
«Vas e Лиза бежала быстрее, чем когда-либо прежде. Вскоре она услышала ведьму, ступа Бабы-Яги стучала по земле позади нее. В отчаянии она вспомнила слова худой черной кошки и бросила полотенце за собой на землю. Полотенце становилось все больше и больше, все влажнее и влажнее, и вскоре между девочкой и Бабой Ягой встала глубокая, широкая река. Васелиса бросила гребень за собою, а гребень становился все больше и больше, и его зубья росли в густой лес, такой густой, что даже Баба-Яга не могла пробиться сквозь нее. И баба-яга-ведьма, костлявая, скрежетая зубами и крича от ярости и разочарования, наконец повернулась и уехала обратно в свою избушку на курьих ножках».
– Баба Яга и девочка с добрым сердцем
Нанна Хайтманн В ожидании автобуса дочь Долги спит у нее на коленях в летнюю жару. Летом температура в Республике Тыва поднимается до 50 градусов плюс. Зимой до минус 50 (…)
градусов. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Долгое время на берегах Енисея господствовали кочевые народы до появления русских, вытесненных на запад жаждой ценных мехов, которые достигли реки в 1607 году. Преступники, беглые крепостные, отступники и авантюристы объединились в дикой природе всадников, которые распространились вглубь бескрайней дикой тайги, субарктического леса. Старообрядцы, последователи обрядовой практики дореформенной 17 -й -й век Восточная православная церковь, обосновавшаяся на пустынных берегах Енисея, чтобы избежать преследований царя, а затем и Советов. При Сталине Енисей стал местом ссылки и принудительных работ. Советы подавили не только коренные народы, но и саму реку — двумя гигантскими плотинами они создали озера длиной почти 400 км.
Текущий проект Нанны Хайтманн «Прячась от Бабы-Яги» рассказывает о том, как она путешествует по землям, через которые протекает река Енисей, очарованная удаленностью и разнообразием региона. Русский фотограф немецкого происхождения провела большую часть своего времени в Туве, автономной республике, расположенной в южной части Сибири, на северо-западной границе Монголии. В 1944 года Республика Тыва официально вошла в состав Советского Союза. Сегодня Тува — один из самых бедных и труднодоступных регионов России, и, по данным Росстата, в 2017 году 40 процентов населения жили ниже прожиточного минимума. Здесь мы говорим с Хайтманном об эволюции проекта, западных клише, национализме, ритуальности, и медленно модернизирующаяся жизнь, которую она находит на берегах реки.
Нанна Хайтманн Люди рыбачат в окрестностях поселка Шушенское. Владимир Ленин находился здесь в ссылке с 189 г.7 по 1900. Шушенское. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
…слушать не только плеск волн, шум ветра, гул тайги, но и неспешные рассказы окружающих костер людей…
(Виктор Астафьев , Queen Fish, 1976)
Енисей течет 3487 километров из Монголии через Сибирь в Северный Ледовитый океан. Это одна из самых длинных рек в мире. Так же, как это сделал персонаж Игнатьевича в Королева рыб, рассказ об экологической катастрофе сибирского писателя Виктора Астафьева, Нанна Хайтманн путешествует по реке — и этим летом она продолжит документировать и взаимодействовать с изолированными сообществами на ее берегах.
Нанна Хайтманн Пожар на свалке в Туве. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
В период существования Советского Союза этот регион стал центром изгнания и принудительного труда, с обширным строительством дамб и радиоактивным загрязнением природных экосистем. С распадом советской власти инфраструктура в этом районе еще больше пошатнулась, и сегодня многие люди в регионе выживают за счет земли, казалось бы, изолированной от остального мира.
Название проекта Heitmann, Прячась от Бабы Яги , вдохновлено знаменитой славянской ведьмой, которая чует русский «дух» и играет мистическую и неоднозначную роль в сказках, живя в доме, который стоит на курьих лапах без дверь или окна. Для Хайтманн сказка перекликается с рассказами и иллюстрациями — будь то Ивана Билибина или Геннадия Павлишина, — которые она видела в детстве, воссоединяясь со своими русскими корнями. «Конечно, реку Енисей можно было сфотографировать совсем по-другому. Но я думаю, что конкретно я искал, смогу ли я найти некоторые элементы этих историй в современном обществе сегодня». Персонажи и декорации, с которыми мы сталкиваемся в работах Хайтманна, сами по себе вызывают в воображении сказочную меланхоличную сказку об изоляции и независимости. Мы чувствуем мифологизацию этих беглых, изолированных народов.
Нанна Хейтманн Духи-хранители шамана Кара-оола висят в его процедурном кабинете в шаманской клинике. Его дедушка и бабушка спрятали древние маски предков в пещерах на глазах у Советов. Сегодня шаманизм ca (…)
n снова свободно практикуется, и многие люди помнят свои корни и обращаются за советом и исцелением к шаманам. Россия. Тува. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
«Персонажи и декорации, с которыми мы сталкиваемся в работах Хайтмана, сами по себе вызывают в воображении сказочную меланхоличную сказку об изоляции и независимости».
—
Среди этих изолированных групп, с которыми столкнулся фотограф, были старообрядцы, часть русской православной веры, восставшие против реформ патриарха Никона 1652 года. Многие старообрядцы бежали в самые отдаленные районы России, в том числе в укромные верховья Енисея. В конце XIX века в Тувинский край стало прибывать больше старообрядцев, спасавшихся от преследований сначала со стороны царя, а затем со стороны Советов. «Местные жители сказали мне, что они никогда не знали, как долго они смогут оставаться на одном месте, прежде чем им нужно будет найти еще более удаленное место, чтобы спрятаться», — объясняет Хайтманн. «Вот почему их дома часто выглядят временными и очень простыми по сравнению с традиционными старорусскими домами».
Нанна Хайтманн Девушка Васелиса в старообрядческом селе. Ее родители глухие и немые, единственные неверующие в деревне, которая живет строго по вековым ритуалам. Ее единственный друг живет в (…)
деревне Сиссим. Летний отдых на Енисее и прогулка отделяют их друг от друга. «Когда мы снова будем вместе, мы будем все время держаться за руки. Россия. 2020. © Nanna Heitmann | Magnum Photos
Нанна Хайтманн Васелиса в старообрядческом селе Ержей. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Наряду со многими вещами, которые старообрядческие общины считают атрибутами современного или западного влияния, такими как штрих-коды, телевизоры и получение государственных пенсий, фотографирование традиционно считалось грехом, но в работах Хайтмана прослеживается растущая открытость даже здесь. «Проведя время с людьми наедине, некоторые начинают нормально фотографироваться. Но в основном я фотографировал людей, которые сами несколько изолированы в уже изолированном сообществе. Как Васелиса, которая носит то же имя, что и девочка из сказки. Ее родители глухие и немые, единственные «неверующие» в деревне, живущие строго по многовековым обрядам». Хайтманн вспоминает другого человека, которого она встретила, человека с религиозными убеждениями, который получает государственную пенсию и пытается мотивировать других жителей деревни требовать свою пенсию, утверждая, что они всю свою жизнь много работали для них. Теперь его исключили из молитвенной комнаты общины и всех религиозных церемоний.
Другие религии, такие как буддизм, а также шаманские практики, свойственные некоторым регионам СССР, преследовались при советской власти — эта отдаленная часть земли давала убежище последователям. «Традиционные религии пережили коммунизм в Туве лучше, чем большинство других религий в Советском Союзе, и религиозные традиции остались живым элементом тувинского национального самосознания. Может быть, из-за его удаленности».
Нанна Хайтманн В Советском Союзе в Сибири было много промышленности. Сегодня люди чувствуют себя забытыми московской политикой. В Туве очень высока безработица, употребление алкоголя и синтетических наркотиков (…)
стали серьезной проблемой. Столица Тувы Кызыл считается самым опасным городом России. Бывший огромный мукомольный завод закрыт. Даже зерно только импортируется. Кызыл. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Путешествуя по Республике Тыва, фотограф также встречался и фотографировал шаманов. «В селах вы до сих пор встречаете шаманов, живущих сами по себе, тогда как в столице Кызыле есть несколько объединений, в которые вы можете обратиться, чтобы решить свои проблемы — например, так называемые шаманские клиники, которые я тоже фотографировала. ” Фотограф считает, что возрождение шаманских обрядов и практик можно рассматривать как продолжение растущих националистических настроений и настроений в поддержку независимости в республиках бывшего СССР.
«После Советского Союза это снова становится частью идентичности людей. И люди действительно в это верят. Возрождаются фольклорные традиции и обряды, и шаманами могут стать только люди, чьи предков были шаманами».
«Фольклорные традиции и обряды возрождаются, и шаманами могут стать только те, чьи предки были шаманами.»
— Нанна Хайтманн
Нанна Хайтманн Бывшая балерина София уже 6 лет танцует в стриптиз-клубе. Травма помешала ей танцевать в Красноярском государственном театре дальше. Она описывает себя как активного социопата (…)
з. Она не хочет вечно танцевать на шесте. В следующем году она будет продвигаться в театральной школе. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Другие люди, встречающиеся вдоль реки, усиливают сложную природу изоляции — географической, общественной, личной, духовной. Одна из них, бывшая балерина, а ныне стриптизёрша София, живет в городе. Таким образом, она менее изолирована, чем многие жители отдаленных поселений, но, как показывает Хайтманн, «всегда есть какие-то повороты или разные уровни изоляции». София описывает себя как мизантропа, которого обстоятельства вынуждают постоянно взаимодействовать с людьми, и на неудобную реальность намекает ее отстраненный взгляд. Юрий, с которым Хайтманн остался прошлым летом, когда-то работал водителем автобуса, но уехал из города. «Я простой рабочий, — сказал Юрий Хайтманну, — меня ничего не держит в городе. Все мои друзья на кладбище. Наркотики или алкоголь». Сейчас он живет в своей маленькой хижине, построенной на месте свалки, где заботится о своих 15 приемных собаках.
Нанна Хайтманн Юрий перед построенным своими руками домом. «Я простой рабочий. Ничто меня больше не держит в городе. Все мои друзья на кладбище. Наркотики или алкоголь. air. Россия. 2018. © Nanna Heitmann | Magnum Photos
«Мы чувствуем точку перехода на фотографиях, переменчивое восприятие резонирует на протяжении всего проекта и позволяет Heitmann решать западные клише, которые часто воспроизводятся на фотографиях России, и взаимодействовать с ними».
—
Нанна Хайтманн Юрий построил свою маленькую хижину на свалке, чтобы кормить своих 15 собак тем, что найдет на свалке. Все, что у него есть, он нашел на свалке. Внутри темно. Он закрыл маленькие окна s (…)
o, чтобы хижина не слишком нагревалась коротким, но жарким летом. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Работа наполнена напряжением: сообщества стремятся сохранить память и традиции живыми, а также сохранить чувство изоляции перед лицом вторгающихся влияний Запада — проблески которого мелькают в работах Хайтманна. Мы чувствуем точку перехода на фотографиях, меняющееся восприятие резонирует на протяжении всего проекта и позволяет Хайтманну взяться за западные клише и взаимодействовать с ними, которые часто воспроизводятся на фотографиях России. «Я думаю, что есть представление о России — КГБ, все киношные стереотипы, сибиряки, живущие с медведями…» Но Хайтман показывает нам Сибирь в 113-градусную жару и какие-то общины, которые живут так же, как в западных городах, хотя и перед лицом невзгод с точки зрения климата и изоляции. Кому-то ее фотографии кажутся мрачными или меланхоличными, а для кого-то они представляют собой освежающе-позитивное и задумчивое изображение России, которого так часто не хватает в нарративах, продвигаемых как в Европе, так и в России.
Нанна Хайтманн Юрий, ковбой и пастух из Тувы. Вечером он гонит своих коров и овец домой. Он и его жена живут в маленькой хижине, а его отец до сих пор живет в юрте рядом с ними. (…)
Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Фотографии Heitmann наполнены химией и поразительной интимностью. «Иногда мне казалось, что если я, например, [представлюсь] фотографом из Москвы, люди не дадут мне их сфотографировать. [Многие] не любят москвичей. Я им часто говорю, что тоже не люблю Москву, и они начинают открываться. Может быть, иногда полезно быть чем-то вроде… промежуточного звена. Ни до конца русский, ни до конца иностранец… Я думаю, что когда ты женщина, сама по себе, люди также сразу становятся более открытыми для тебя, либо потому, что я не выгляжу для них опасной, либо потому, что они заинтригованы таким интересом к молодому незнакомцу. в их жизни.»
Хайтманн описывает каждую фотографию и каждый предмет как «отдельную историю», объясняя, что отношения, которые она строит, убеждая людей в своем интересе к ним, сильно различаются. «Многие люди возражают, говоря, что они некрасивые. Я говорю: «Вы не безобразны» и объясняю, что я вижу в этих людях и что привлекло к ним мой интерес. Но, конечно, вы также получаете отказ. Хуже всего то, что многие интересные старушки говорят «нет». Старики не считают себя уродливыми или старыми. Я думаю, это связано с восприятием того, как женщина должна себя вести, а старые женщины обычно злятся, когда я даже спрашиваю».
Этим летом Хайтманн возвращается на Енисей, чтобы продолжить исследование самой северной части территории, продолжая отслеживать жизнь, существующую на берегах реки. Пространство, которое она планирует посетить, еще более изолировано, чем те, где она работала до сих пор, и только летом деревни связаны с более широким обществом почтовыми кораблями или вертолетами.
Хайтманн намерен исследовать анархию, возникшую там после распада СССР, с ликвидацией рабочих мест и инфраструктуры. Опять же, она проследит изоляцию людей, теперь также столкнувшихся с надвигающейся вырубкой лесов как из Китая на Востоке, так и из России на Западе, поскольку окружающие их участки леса непрерывно распродаются. «Уже в этой изолированной области цивилизация приближается. Люди жалуются, что климат меняется, что лес исчезает». Быстрые изменения микроклимата, когда зимой снег становится толще, а весной он тает раньше, нарушают местные экосистемы, а также охоту, от которой так зависят местные жители. Но на этом постоянно меняющемся пространстве земли, как и в описании Астафьевым речных общин Сибири, Хайтман прослеживает «смех, болтовню, полное взаимопонимание и почти братство на берегах Енисея» перед лицом, казалось бы, экстремальные условия.
Нанна Хайтманн Уличный знак на въезде в поселок «Бурен Чем» — один из немногих населенных пунктов Тувинской Республики. Тува. Россия. 2018. © Нанна Хайтманн | Magnum Photos
Узнать больше
Оставайтесь на связи
Введите ваш адрес электронной почты:
Спасибо. Ваши настройки сохранены.
Спасибо. Ваши настройки сохранены.
Полевые заметки Magnum
Каждый четверг будьте в курсе событий фотографов Magnum, новых работ, историй, опубликованных на веб-сайте Magnum, и последних предложений нашего магазина.
Магазин Magnum
Будьте первым, кто узнает о недавних выпадениях в магазине Magnum. От новых книг и ограниченных изданий до специальных предложений — все это можно найти в еженедельном информационном бюллетене Magnum Shop.
Magnum Learn
Получайте раз в две недели статьи с советами и советами, узнавайте о последних семинарах, бесплатных онлайн-мероприятиях и курсах по запросу.
Fine Print Gallery
Ежемесячно получайте информацию об онлайн- и офлайн-выставках, фотоярмарках, мероприятиях галерей, а также о новостях и мероприятиях, проводимых мелким шрифтом.
Распродажа с квадратным принтом
Узнайте, когда начнется наша ежеквартальная 7-дневная распродажа с квадратным принтом.
Magnum Creative
Ежемесячные новости о последних заданиях, проектах фотографов и сотрудничестве с брендами.
Баба Яга: Величайшая «злая ведьма» из всех?
Загрузка
(Изображение предоставлено Артемием Обером)
Дэвид Барнетт, 21 ноября 2022 г.
Славянская старуха, известная тем, что живет в доме, построенном на куриных ножках, и питается детьми, представляет собой сложную и, возможно, феминистскую фигуру — как новую книжные выставки, — говорит Дэвид Барнетт.
I
В сказках женщины определенного возраста обычно играют одну из двух ролей: злой ведьмы или злой мачехи, а иногда и то и другое.
Еще как:
– Ужас, демонизировавший пожилых женщин
– Новые жестокие женские образы в кино и на телевидении
– Безмолвный ужас, который все еще пугает, 100 лет спустя
Ключевая фигура славянского фольклора, Баба Яга, безусловно, соответствует требованиям злая ведьма — она живет в доме, который ходит по лесу на курьих ножках, а иногда и летает (близко к земле) в гигантской ступе с пестиком. Обычно она появляется в образе ведьмы или старухи, и известно, что она в самой колдовской манере пирует на детях.
Как показано в русской сказке «Василиса Прекрасная» (изображена выше на иллюстрации XIX века), Баба-Яга может быть как героиней, так и злодеем (Фото: Getty Images)
Однако она также является гораздо более сложным персонажем, чем это синопсис предполагает. Хитрая, умная, полезная, а не помеха, она действительно могла быть самым феминистским персонажем в фольклоре.
Легенда о Бабе Яге настолько живучая, что только что вышла новая антология рассказов «В лес» (издательство Black Spot Books), в которой представлены 23 интерпретации персонажа, написанные ведущими женщинами-писательницами ужасов. Истории охватывают столетия: «Лунный свет и мох» Сары Тантлингер предлагает сказочное воплощение одной из классических историй о Бабе-Яге, «Василиса Прекрасная», а «Вода, как разбитое стекло» Карины Биссетт помещает Бабу-Ягу на фоне Второй мировой войны. В то же время «Укусы аиста» Э. В. Найт раскрывает ужасающие аспекты мифа как поучительную сказку для любознательных детей.
История Яги
Баба-Яга фигурирует во многих славянских и особенно русских народных сказках, причем самое раннее письменное упоминание о ее появлении относится к 1755 году, как часть рассуждения о славянских народных деятелях в книге Михаила В Ломоносова «Русская грамматика». . До этого она появлялась в гравюре на дереве как минимум с XVII века, а затем регулярно появлялась в сборниках русских сказок и фольклора.
Если вы киноман, вы можете узнать это имя по фильмам о Джоне Уике с Киану Ривзом в главной роли, в которых враги называют одноименного антигероя Бабой Ягой, что придает ему таинственное очарование почти мифического призрака. Легенда японской анимации Хаяо Миядзаки использовал Бабу-Ягу в качестве владельца бани в своем отмеченном наградами фильме 2001 года «Унесенные призраками». Баба Яга появляется и в музыке; В сюите Модеста Мусоргского 1874 года «Картинки с выставки» есть девятая часть под названием «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга). Вполне возможно, что она скоро появится и на маленьком экране; Нил Гейман использовал ее в своих комиксах о Песочном человеке для DC, адаптация которых только что анонсировала второй сезон Netflix.
Гейман также использовал Бабу-Ягу в серии комиксов «Книги магии», и то, как он развернул персонажа, подчеркивает ее моральную двусмысленность: там, где она помогала в «Песочном человеке», в «Книгах магии» она скорее злодейка. Он рассказал BBC Culture, что впервые столкнулся с Бабой Ягой в возрасте шести или семи лет, когда читал детскую фантастическую книгу «Сестра дракона и путешествия Тимоти» британской писательницы Маргарет Стори, в которой она появилась. «[Я] чувствовал, что она была самой интересной из всех ведьм, и чувствовал это еще больше, когда читал некоторые русские истории, в которых она фигурирует», — говорит он. «Кажется, что у нее есть собственная жизнь вне истории, что есть у очень немногих сказочных персонажей».
Into the Forest редактируется Линди Райан, писателем и штатным профессором науки о данных и визуальной аналитики в Университете Рутгерса, Нью-Брансуик, Нью-Джерси, который также является основателем издательства Into the Forest Black Spot Books, небольшого издательства. посвященный женщинам-писательницам ужасов. Так как же американец оказался очарован этим славянским мифом?
«Моя русская мачеха эмигрировала в Соединенные Штаты вскоре после распада Советского Союза, — говорит Райан, — и вместе с моей сводной сестрой и сводной бабушкой привезла с собой борщ, матрешек и Бабу-Ягу. Когда мы росли с красиво облагороженными диснеевскими принцессами, я предпочитал сказки братьев Гримм, Шарля Перро и Ганса Христиана Андерсена — и, конечно же, книги славянских сказок и фольклора, в которых рассказывалось о Бабе-Яге».
Баба-Яга была источником вдохновения для легенды мультипликации Хаяо Миядзаки, в том числе с персонажем владельца бани в «Унесенных призраками» (Фото: Alamy) есть школа научной мысли, которая говорит, что она славянский аналог греческого божества Персефоны, богини весны и природы. Она непременно ассоциируется с лесом и лесами, с дикостью природы. «Сущность Бабы-Яги существует во многих культурах и во многих историях и символизирует непредсказуемую и неукротимую природу женского духа, Матери-Земли и отношения женщин к дикой природе», — говорит Райан.
Что возвышает Бабу-Ягу над обычными двухмерными ведьмами из фольклора, так это ее двойственность, иногда как почти героиня, иногда как злодейка, и ее богатое, земное воплощение женственности. «Баба Яга до сих пор остается одной из самых неоднозначных, хитрых и умных женщин фольклора», — говорит Райан. «[Она] вызывает страх и уважение и одновременно трепет и желание. Я восхищаюсь ее беззаботностью и ее независимостью, даже ее жестокостью, и в мире, где женщины так часто сводятся к туманным пятнам непоследовательности, она фигура, которая напоминает нам что мы свирепы и неукротимы, и что за такие свободы часто приходится платить».
На самом деле, она что-то вроде прото-феминистской иконы. «Конечно, да», — говорит Йи Иззи Ю, один из авторов, написавших рассказ для «Чем дальше в лес». Один из способов, которым она заслуживает такого описания, заключается в том, что она полностью разрушает стереотип заботливой матери, применяемый к женщинам, поедая детей, а не выталкивая их или кормя грудью. «Она сильна, несмотря на то, что непривлекательна в общепринятом смысле. Она живет по своим магическим понятиям, а не по мирским правилам», — говорит Иззи. «И она бросает вызов концептуальным категориям на каждом шагу. Даже ее дом — это и дом, и курица, что делает ее, да, в некотором смысле привязанной к дому, но никоим образом не «привязанной». Таким образом, я думаю, она ранняя цыганка на автодоме».
Настоящий преступник
Иззи сравнивает Бабу-Ягу с персонажами-обманщиками из многих мифологий, такими как скандинавский бог озорства Локи или Койот из индейского фольклора. «Хотя Баба-Яга часто играет злодея, она также может предложить помощь. Например, в «Василисе Прекрасной» она помогает освободить Василису из лап ее злой приемной семьи», — говорит она. «И хотя с Бабой опасно иметь дело, как и со многими из тех, кто действует на теневой стороне закона в современных фильмах, она также может оказаться бесценной в опасных обстоятельствах».0003
«Таким образом, Баба-Яга усложняет пассивную воспитательную роль женщины с помощью типа «Я сделаю все, что захочу», власть вне закона, которую обычно ассоциируют только с мужчинами. Тогда можно сказать, что Баба-Яга пересекает границу троп злой ведьмы с тропом феи-крестной, чтобы создать в конечном итоге гораздо более предсказуемую и мощную роль, чем любой из них «.
Иззи родился и вырос в Северном Китае, и, поскольку большая часть русской литературы была переведена на китайский язык, Баба Яга пересекла границу и проникла в китайскую психику. «Мое первое знакомство с Бабой Ягой было связано с китайским мультфильмом, который я увидел, когда был очень маленьким. Я помню этот мультфильм, потому что я сказал своей бабушке, что Баба Яга выглядит точно так же, как мой Большой дядя. Это заставило ее рассмеяться. Большой дядя не смеялся», говорит Иззи.
Фильмы о Джоне Уике являются одними из самых маловероятных культурных произведений, в которых упоминается Баба-Яга, как называют антигероя Киану Ривза его враги. популярный в Восточной Азии, главным образом потому, что, по словам Иззи, «горы ассоциируются с великой духовной силой и с фигурами отшельников, которые решают жить на своих условиях — очень похоже на то, как Баба Яга во многом сама себе женщина». Она добавляет, что в Японии есть персонаж по имени Ямамба, который «поразительно похож на Бабу Ягу — ее тоже часто изображают с отталкивающими физическими чертами и пристрастием к детям. изменения и преобразования, и хранитель героев».
Для Линди Райан концепция антологии ужасов, ориентированной на женщин, возникла раньше, чем идея книги на тему Бабы Яги… но великая лесная ведьма оказала свое влияние. «Я хотел, чтобы в антологии были голоса женщин со всего мира, которые не боялись рассказывать свои истории, раскрывать свою дикость и злобу, и таким образом я чувствую, что Баба-Яга пришла ко мне как муза для антологии. » объясняет она. «Что, пожалуй, больше всего удивило, так это готовность, с которой авторы взялись за дело, и резонанс, который Баба несет по всему миру. Она действительно универсальный персонаж, и я был поражен откликами женщин со всего мира, которые объединили свои голоса. со своей».
Публикация Иззи «История дома» исследует одну из уникальных граней мифа о Бабе Яге — ее ветхий домик, который ходит на курьих ножках, и рассказывает о его создании и строительстве. «Я был просто очарован, думая о маленьких куриных ножках этого большого старого дома. Это прямо привело меня к желанию написать что-нибудь о доме. Кроме того, я только что закончил перевод «Книги теней Цзи Юня» — сборника 18-го века. -Century Китайские странные сказки. Они наполнены лисьими духами, черной магией тибетской красной шляпы и другими проявлениями шаманизма, а также рассказами о сверхъестественно разумных или наделенных силой животных и странных метаморфозах. Это вдохновило меня на атмосферу, которую я хотел создать в «Истории». Дома и его темы».
Есть ли уроки для нас сегодня из легенды о Бабе Яге? Иззи так думает. «Она шаманский обманщик, категория и нарушительница границ, [напоминание], что свобода находится немного за пределами социальных норм, и что мы можем научиться как у тьмы, так и у света. В конечном счете, я думаю, что она учит». И то, и другое». Она напоминает нам, что мы и герои, и злодеи, что курица также может быть домом, и что мы можем охватить как желания плоти, так и тайны духа».
Райан соглашается и предупреждает тех, кто отвергает силу Бабы-Яги, и при этом всех женщин. «Я думаю, нам лучше помнить, что Баба-Яга может и спрятаться в лесу, но она наблюдает и помнит», — говорит она.
В лес: Сказки о Бабе-Яге под редакцией Линди Райан вышла в издательстве Black Spot Books.
Любите книги? Присоединяйтесь к BBC Culture Book Club на Facebook, сообществе фанатиков литературы со всего мира.
Если вы хотите прокомментировать эту историю или что-то еще, что вы видели на BBC Culture, перейдите на нашу страницу Facebook или напишите нам по номеру Twitter .
Если вам понравилась эта история, подпишитесь на еженедельную рассылку новостей bbc.com под названием The Essential List. Подборка историй из BBC Future, Culture, Worklife и Travel, доставляемых на ваш почтовый ящик каждую пятницу.