Калининград фридрихсбургские ворота: Историко-культурный центр «Фридрихсбургские ворота»

Историко-культурный центр «Фридрихсбургские ворота»

Надлежит вам беречь остатки
кораблей, яхт, галер,
а буде опустите, то взыскано
будет на вас и на потомках
ваших.

Петр Великий,
Император Всероссийский

История кораблестроения всегда начинается на берегу. А если этот берег еще и знаковое место, где в 1697 г. побывал царь Петр Первый, то сохранить эту историю — дело чести. Именно поэтому Музей Мирового океана в 2007 г. взял под свою опеку еще один разрушенный памятник архитектуры — Фридрихсбургские ворота. Восстановительные работы почти на четверть разрушенного сооружения велись три года:   работали реставраторы из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда. 10 сентября 2011 г. состоялось торжественное открытие памятника — в здании расположилась экспозиция, посвященная истории кораблестроения и Петру Великому.

Читать далее

Крепость Фридрихсбург была основана в 1657 году по приказу великого курфюрста Фридриха Вильгельма для охраны Прегеля. Фридрихсбург, построенный по проекту придворного математика Кристиана Оттера,  был крепостью бастионного типа. Русский царь посетил крепость в составе Великого Посольства и именно здесь обучался «артиллерийскому делу». Позднее  по приказу царя под Петербургом, на острове Котлин в Финском заливе, было построено несколько фортов (Кроншлот, Цитадель и Александр-шанец).

В середине XIX века крепость Фридрихсбург была модернизирована и включена в состав второго вального обвода Кёнигсберга. С этого времени крепость стала считаться фортом. За всю свою историю крепость ни разу не принимала участия в боевых действиях.

В начале ХХ века руководство Кёнигсберга посчитало, что военная функция оборонительного объекта давно утрачена, а старые стены и дамбы сковывают развитие города. Укрепления пустили на кирпич, и уже в 1916 году по территории форта проложили вспомогательную железную дорогу. Единственный сохранившийся элемент бывшей крепости — это Фридрихсбургские ворота, которые были построены в 1852 году по проекту Ф.  А. Штюлера. По своей архитектуре они напоминают городские ворота Кёнигсберга — выполнены в неоготическом стиле  из обожжённого фигурного кирпича. Позднее, в 1939 году, в здании ворот разместился  офис грузовой станции железной дороги.

Во время Второй мировой войны в ходе налета английской авиации и уличных боев Фридрихсбургские ворота сильно пострадали — исчезла одна из четырех башен.

В послевоенное время в воротах располагалась военная типография, потом ― автомастерская. В течение долгого времени объект занимали различные частные структуры. Памятником архитектуры Фридрихсбургские ворота признали в 1960 году, а статус объекта культурного наследия федерального значения они получили в 2002 году.

В 2007 году Музей Мирового океана начал восстановительные работы, которые велись до мая 2011 года. Над реконструкцией почти на четверть разрушенного сооружения работали реставраторы из Нижнего Новгорода, Санкт-Петербурга и Калининграда.

Расписание

Приходите в музей!

Открывайте мир и себя!

расписание, фото, адрес и т.

д. на официальном сайте Культура.РФ

Строительство крепости

Строительству крепости предшествовал весьма неспокойный период в жизни города: в первой трети XVII века территория Восточной Пруссии стала ареной боевых действий между Швецией и Польшей, что было прямым нарушением суверенитета страны. Поэтому жители торговых городков близ замка, начиная с 1626 года, окружили свои территории оборонительным валом и рвом с водой. Причем сделано это было по проекту профессора математики Кенигсбергского университета Иоханна Штрауса (тезки «короля вальса»).

К середине XVII века вокруг трех городов (Альштадт, Кнайпхоф и Лебенихт) были построены 26 бастионов, 8 полубастионов и 9 главных ворот. Не хватало лишь крепости. Дело в том, что основанный Тевтонским орденом крестоносцев Кенигсбергский замок-крепость в эпоху огнестрельного оружия устарел как защитное сооружение.

Опять обратились к ученым университета: лучший проект крепости представил придворный архитектор и математик Христиан Оттер, разработавший голландскую систему постройки крепостей — окружение крепости широким водным рвом. Христиан Оттер предложил и место для крепости в той части оборонительного вала, где его пересекает река. Свое решение архитектор пояснил так: «соседи не войдут, предварительно не постучав в дверь, а бунтовщики не воспользуются укреплениями«. Курфюрст Фридрих Вильгельм, заявивший однажды, что «на мече и науке должно быть основано значение государства без прошлого, с одним будущим», пожертвовал ради этой стройки своей резиденцией, находившейся аккурат на месте будущей крепости. «Лучше потерять резиденцию, чем княжеский трон«, — сказал Фридрих Вильгельм.

Крепость по проекту Христиана Оттера в топографическом плане имела форму квадрата. На ее углах находились четыре бастиона с благозвучными именами — Изумруд, Жемчуг, Рубин и Алмаз. Названия этих камней означают три средневековых города Кнайпхоф, Лёбенихт, Альтштадт и Кенигсбергский замок. Цвета трех камней совпадают с гербами, а последнего — символизирует монархическую власть.

Во внутреннем дворе цитадели расположились комендатура, казармы, цейгхаус (военная кладовая для оружия или амуниции), амбары, гауптвахта, тюрьма и церковь.

Крепость в 1697 году посетил русский царь Петр I, который под именем урядника Петра Михайлова изучал военные науки во Фридрихсбургской и Пиллауской крепостях. По возвращении в Москву Петр I получил аттестат, в котором говорилось: «Петра Михайлова признавать и почитать за совершенного в метании бомб, осторожного и искусного огнестрельного художника».

Цитадель Фридрихсбург никогда не вела боевых действий. Зато возле крепости свои ежедневные послеобеденные прогулки совершал Иммануил Кант, его путь позже был назван «философской тропой».

Фридрихсбургские ворота

В середине XIX века при сооружении вокруг Кенигсберга новых укреплений крепость Фридрихсбург была перестроена в форт. А в 1852 году в нем были возведены кирпичные ворота, которые дошли до наших дней.

Автором проекта Фридрихсбургских ворот был основатель союза архитекторов Берлина Август Штюлер, придворный архитектор прусского короля Фридриха Вильгельма IV.

В начале XX века данный вид укреплений считался уже непригодным для обороны, поэтому в 1910 году правительством Германской империи форт Фридрихсбург был передан в управление железной дороги. Железнодорожная казна выплатила военному ведомству компенсацию в 8,5 млн марок. Валы были срыты, рвы форта Фридрихсбург засыпаны. По территории, ранее занимаемой фортом, были проложены железнодорожные пути, устроена грузовая станция. До наших дней сохранились только ворота и казарма форта.

Фридрихсбургские ворота были сильно повреждены во время Второй мировой войны и находились под угрозой сноса (некоторое время в воротах располагалась полевая военная типография, потом автоколонна), пока в 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР ему не был присвоен статус памятника архитектуры и градостроительства. В 2002 году ворота получили статус объекта культурного наследия федерального значения, а в марте 2007 года были переданы Музею Мирового океана.

В 2011 году после проведенной реставрации ворота с башнями, гербом на фасаде, массивными железными воротами и мощеным двориком приобрели первозданный вид.

Фридрихсбургские ворота — подробное описание и фото. Карта мест, туристические маршруты

Калининград, Северо-Запад, Россия

Фридрихсбургские ворота входили в состав Фридрихсбургской крепости, защищавшей Кенигсберг с левого берега реки Прегель. Столица Пруссии строилась как город-крепость с 13 века. На протяжении 7 веков в Кенигсберге возводились и совершенствовались укрепленные сооружения. В настоящее время Фридрихсбургские ворота являются музеем.

Город Кенигсберг был основан в 1255 году недалеко от острова Кнайпхоф, на правом берегу реки Прегель. Замок располагался напротив острова Кнайпхоф (сейчас он называется островом Канта). Вокруг Старого города и острова по мере его роста постоянно возводились крепостные стены. До 15 века они имели вид средневековой крепости, но с появлением артиллерии возникла необходимость в строительстве крепости бастионного типа.

Фридрихсбургские ворота были единственными воротами в крепость бастионного типа Фридрихсбург

Фридрихсбургские ворота имеют неоготический вид и облицованы красным кирпичом

Такой крепостью стал Фридрихсбург. Основан в 1657 году на левом берегу реки Прегель. В течение двух столетий крепость расширялась и укреплялась. Фридрихсбургские ворота были построены только в 1852 году по проекту архитектора Кристиана Оттера.
Крепость стала ключевым элементом укреплений Кенигсберга. В начале 20 века большая часть средневековых стен и валов была ликвидирована, так как мешала развитию современного города, но многие ворота сохранились как достопримечательности Кенигсберга.

Было решено оставить главные Фридрихсбургские ворота из Фридрихсбургской крепости. Сохранились также Бранденбургские ворота, Королевские ворота и Донская башня, где сейчас находится Музей янтаря.

Бранденбургские ворота были построены в 1657 году и в настоящее время функционируют как ворота

Музей янтаря расположен в башне Донна, входящей в систему городских укреплений

Во время Второй мировой войны Фридрихсбургские ворота сильно пострадали. Однако их не разобрали, как большинство построек прусской эпохи, так как ворота располагались на закрытой территории портового склада. В 2011 году Фридрихсбургские ворота были отреставрированы и открыты для посещения.

Во Фридрихсбургских воротах создана музейная экспозиция «Корабль Воскресения», посвященная эпохе Петра Великого

Музейная экспозиция «Корабль Воскресение во Фридрихсбургских воротах» входит в состав Музея Мирового океана -Готический внешний вид. Они облицованы красным фасадным кирпичом. Внутри Фридрихсбургских ворот создана музейная экспозиция «Воскресение корабля», которая посвящена созданию военно-морского флота в эпоху Петра I. Экспозиция входит в собрание Калининградского музея Мирового океана.

Экспонаты Музея Мирового океана в Калининграде

Корабль «Юрий Гагарин» — флагман ВМФ СССР корабли космической связи

Основная экспозиция Музея Мирового океана расположена на противоположном берегу реки Преголя . Там можно увидеть Главное здание музея, а также экспозиции на кораблях. На корабле «Космонавт Пацаев» есть экспозиция, посвященная космонавтике, а на корабле-музее «Витязь» можно увидеть интересную экспозицию, посвященную океанографическим исследованиям.

Крепость Фридрихсбург, Калининград (Фридрихсбургские ворота)

Крепость Фридрихсбург (позже форт, ныне отреставрированные ворота с музейными экспонатами) — крепость, существовавшая в Кенигсберге (ныне Калининград) и входившая в состав оборонительных укреплений города.

Крепость Фридрихсбург была построена как цитадель в составе Первых укреплений Кенигсберга. Проект крепости разработал прусский инженер и математик Кристиан Оттер, придумавший голландскую систему строительства крепостей, особенностью которой было окружить сооружение широким рвом с водой. Именно Фридрихсбургская цитадель была образцом голландского строя, по образу которого и была построена Новодвинская крепость под Архангельском.

Строительство крепости Фридрихсбург началось в 1657 году как земляное сооружение со сводчатым кирпичным казематом, встроенным в тело вала. На четырехугольной территории, окруженной земляными валами, в крепости в разное время находились: комендатура, казармы и амбары, гауптвахты для солдат и офицеров, тюрьма, а также церковь, пивоварня и хлебопекарня.

Внутри было достаточно места для размещения постоянного гарнизона в 150 человек и необходимых запасов продовольствия, оружия и хозяйственных принадлежностей. При нападении противника на Кенигсберг крепость самостоятельно выступала в качестве опоры обороны — цитадели.

Четырем бастионам цитадели присвоены благозвучные имена: Изумрудный, Жемчужный, Рубиновый и Алмазный. Первые три камня символизировали три средневековых города: Кнайпхоф, Лебенихт и Альтштадт соответственно, поскольку цвета камней совпадали с основными цветами гербов городов, из которых впоследствии вырос Кенигсберг. Алмаз соответствовал Кенигсбергскому замку как символу монархической власти.

Гербы городов

«Рост» крепости начался с северо-восточного бастиона. В дополнение к ней был возведен кавалер — внешнее сооружение, служившее для защиты ворот. Затем появились еще три кавалера с западной, восточной и южной сторон.

После завершения строительства Фридрихсбургская крепость приобрела в топографическом плане форму семиугольной звезды.

К концу XVIII века внешние валы перед водным рвом Фридрихсбургской крепости оползли, кавалеры засыпались песком. Эти укрепления больше не восстанавливались, и в начале XIX века план Фридрихсбургской крепости приобрел очертания четырехконечной звезды.

План крепости Фридрихсбург 1769 г.

В 1852-1858 годах крепость Фридрихсбург была перестроена в одноименный форт (Форт Фридрихсбург/Fort Friedrichsburg или Feste Friedrichsburg), вошедший в состав Второго Валового укрепления Кенигсберга. Во время реконструкции в форте Фридрихсбург возвели кирпичные ворота. Автором проекта ворот был Август Штулер, придворный архитектор прусского короля Фридриха-Вильгельма IV.

В 1910 году форт Фридрихсбург вместе с другими оборонительными сооружениями Второго каткового обхода был признан устаревшим, и форт был продан Германской императорской железной дороге, а через 6 лет разобран: валы вырыты, рвы вырыты засыпано, а основная часть конструкций разобрана.

После ликвидации форта в 1916 году на его территории были проложены вспомогательные железнодорожные пути. По решению мэра Кенигсберга въездные ворота крепости были сохранены как памятник архитектуры, после чего они стали называться также Фридрихсбургскими воротами.

К 1939 году к северной стороне Фридрихсбургских ворот было пристроено двухэтажное здание, а сами они использовались как контора грузовой станции Императорской железной дороги.

Изображение Фридрихсбургских ворот в Кенигсберге

Во время штурма Кенигсберга в апреле 1945 г. ворота Фридрихсбургской цитадели получили многочисленные повреждения.

После войны прилегающая территория была передана автотранспортному предприятию, а сами ворота вскоре были приспособлены под автомастерскую.

В 1960 году Фридрихсбургские ворота были взяты под охрану государства как памятник архитектуры.

В 1990 году культурно-исторический центр «Пруссия» Калининградского областного отделения Российского фонда культуры начал работы по расчистке и консервации памятника. Долгое время ворота занимали различные частные структуры.

В 2002 году памятник получил статус объекта культурного наследия федерального значения.

В марте 2007 года аварийные Фридрихсбургские ворота были переданы Музею Мирового океана.