Содержание
Памятник Медный всадник
+18 фото
78102
автор: Дмитрий Казаков
поделиться: |
Медный всадник в Санкт-Петербурге — это памятник Петру I. Он расположен в сквере на Сенатской площади и является произведением русской и мировой культуры. Медный всадник окружен известными достопримечательностями: с запада расположены здания Сената и Синода, с востока — Адмиралтейство, с юга — Исаакиевский собор.
История памятника Медный всадник
Инициатива создания памятника Петру I принадлежит Екатерине II. Именно по ее приказу князь Александр Михайлович Голицын обратился к профессорам Парижской Академии живописи и скульптуры Дидро и Вольтеру, мнению которых Екатерина II полностью доверяла. Известные мастера рекомендовали для этой работы Этьен-Мориса Фальконе, работавшего в то время главным скульптором на фарфоровом заводе. «В нем бездна тонкого вкуса, ума и деликатности, и вместе с тем он неотесан, суров, ни во что не верит. .. Корысти не знает», — писал Дидро о Фальконе.
Этьен-Морис Фальконе всегда мечтал о монументальном искусстве и получив предложение создать конную статую колоссального размера, не раздумывая согласился. 6 сентября 1766 года он подписал контракт, в котором вознаграждение за работу определялось в размере 200 тысяч ливров, что было достаточно скромной суммой — другие мастера просили значительно больше. 50-ти летний мастер приехал в Россию с 17-летней помощницей Мари-Анн Колло.
+18 фото
78101
автор: Дмитрий Казаков
Мнения об облике будущей скульптуры были самые разные. Так, руководивший созданием памятника Президент Императорской Академии искусств Иван Иванович Бельской представлял скульптуру Петра I, стоявшего в полный рост с жезлом в руке. Екатерина II видела императора, восседающим на коне с жезлом или скипетром, а были и другие предложения. Так, Дидро задумал памятник в виде фонтана с аллегорическими фигурами, а статский советник Штелин направил Бельскому подробное описание своего проекта, согласно которому Петр I должен был предстать в окружении аллегорических статуй Благоразумия и Трудолюбия, Правосудия и Победы, которые подпирают ногами пороки Невежество и Леность, Обман и Зависть. Фальконе отверг традиционный облик монарха-победителя и отказался от изображения аллегорий. «Монумент мой будет прост. Там не будет ни Варварства, ни Любви народов, ни олицетворения Народа… Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и, тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям», — писал он Дидро.
+18 фото
116748
автор: Дмитрий Казаков
Работа над памятником Петру I — Медный всадник
Фальконе создавал модель скульптуры на территории бывшего временного Зимнего Дворца Елизаветы Петровны с 1768 по 1770 годы. Из императорских конюшен были взяты две лошади Орловской породы Каприз и Бриллиант. Фальконе делал зарисовки, глядя как гвардейский офицер взлетал на лошади на помост и ставил ее на дыбы. Модель головы Петра I Фальконе переделывал несколько раз, но так и не добился одобрения Екатерины II и в результате голову Медного всадника успешно вылепила Мари-Анн Колло. Лицо Петра I получилось мужественным и волевым, с широко открытыми глазами и озаренным глубокой мыслью. За эту работу девушку приняли в члены Российской Академии художеств и Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10 000 ливров. Змею под ногами коня выполнил русский скульптор Федор Гордеев.
+18 фото
Раздавленная змея символизирует враждебные силы
116755
автор: Дмитрий Казаков
Гипсовая модель Медного всадника была изготовлена к 1778 году и мнения о работе были неоднозначными. Если Дидро остался доволен, то Екатерине II не понравился самовольно выбранный облик памятника.
Отливка Медного всадника
Скульптура была задумана колоссальных размеров и литейщики не брались за эту сложную работу. Иностранные мастера за литье требовали огромные деньги, а некоторые откровенно говорили, что отливка не удастся. Наконец, нашелся литейщик, пушечных дел мастер Емельян Хайлов, взявшийся за литье Медного всадника. Вместе с Фальконе они подбирали состав сплава и делали пробы. Сложность состояла в том, что скульптура имела три точки опоры и поэтому толщина стенок передней части статуи должна была быть небольшой — не более одного сантиметра.
Во время первой отливки труба, по которой заливалась бронза, лопнула. В отчаянии Фальконе выбежал из мастерской, но мастер Хайлов не растерялся, снял свой армяк и намочил его водой, обмазал глиной и приложил как заплату к трубе. Рискуя своей жизнью, он предотвратил пожар, хотя сам получил ожоги рук и частично повредил зрение. Верхняя часть Медного всадника все равно была испорчена, её пришлось срубить. Подготовка к новой отливке заняла еще три года, но на этот раз она прошла удачно и в честь успешного завершения работы скульптор в одной из складок плаща Петра I оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1788 года».
Установка Медного всадника
Фальконе хотел установить памятник на постаменте в виде волны, выточенном из естественного куска скалы. Найти нужную глыбу высотой в 11,2 метров было очень трудно и поэтому в газете «Санкт-Петербургские новости» было опубликовано обращение к частным лицам, желающим найти подходящий кусок скалы. И вскоре откликнулся крестьянин Семен Вишняков, давно приметивший подходящую глыбу около деревни Лахта и сообщивший об этом руководителю поисковых работ.
Камень, весивший около 1600 тонн и названный Гром-камнем, доставляли сначала на платформе до побережья Финского залива, затем по воде до Сенатской площади. В извлечении и транспортировке камня участвовали тысячи людей. Камень установили на платформу, передвигавшуюся по двум параллельным желобам, в которую были уложены 30 выполненных из сплава меди шаров. Эту операцию проводили в зимнее время с 15 ноября 1769 года, когда земля была заледенелая и 27 марта 1770 года камень доставили к берегу Финского залива. Осенью глыбу погрузили на судно, специально построенное мастером Григорием Корчебниковым и 25 сентября 1770 года толпы народа встречали Гром-камень на берегу Невы у Сенатской площади.
+18 фото
116753
автор: Дмитрий Казаков
В 1778 году отношения Фальконе с Екатериной II окончательно испортились и вместе с Мари-Анн Колло он был вынужден уехать в Париж.
Установкой Медного всадника руководил Федор Гордеев и 7 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента, но его создатель так и не был приглашен на это событие. Военным парадом на торжестве руководил князь Александр Голицын, а Екатерина II прибыла по Неве в шлюпке и поднялась на балкон здания Сената. Императрица вышла в короне и порфире и дала знак открыть памятник. Под барабанную дробь полотняная ограда с монумента упала и полки гвардейцев прошли по набережной Невы.
Памятник Медный всадник
Фальконе изобразил фигуру Петра I в динамике, на вздыбленной лошади и тем самым хотел показать не полководца и победителя, а в первую очередь созидателя и законодателя. Мы видим императора в простой одежде, а вместо седла — звериную шкуру. О победителе и полководце нам говорит только венчающий голову венок из лавра и меч у пояса. Расположение монумента на вершине скалы указывает о преодоленных Петром трудностях, а змея является символом злых сил. Памятник уникален тем, что имеет только три точки опоры. На постаменте выполнена надпись «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лѣта 1782», а на другой стороне тот же текст указан на латинском языке. Вес Медного всадника — восемь тонн, а высота — пять метров.
+18 фото
Медный всадник — название
Название Медный всадник памятник получил позже благодаря одноименной поэме А.С. Пушкина, хотя на самом деле монумент изготовлен из бронзы.
Легенды и Мифы о Медном всаднике
- Существует легенда, что Петр I, находясь в веселом расположении духа решил на своем любимой лошади Лизетте перескочить Неву. Воскликнул: «Все божье и мое» и перескочил через реку. Второй раз крикнул эти же слова и тоже был на другом берегу. И в третий раз решил перепрыгнуть через Неву, но оговорился и произнес: «Все мое и божье» и тут же был наказан — так и окаменел на Сенатской площади, в том месте, где сейчас стоит Медный всадник
- Говорят, что заболевший Петр I и лежал в горячке и причудилось ему, что наступают шведы. Вскочил он на коня и хотел ринуться к Неве на врага, но тут выползла змея и обвила ноги коня и остановила его, не дала Петру I прыгнуть в воду и погибнуть. Так и стоит Медный всадник на этом месте — памятник Как змея спасла Петра I
- Существует несколько мифов и легенд, в которых Петр I пророчит: «Пока я на месте, моему городу нечего опасаться». И действительно, Медный всадник оставался на своем месте во время Отечественной войны 1812 года и во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда он был обшит бревнами и досками и вокруг него уложили мешки с песком и землей
- Петр I рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, противнику Петра в Северной войне, левая рука которого направлена в сторону России
+18 фото
116751
автор: Дмитрий Казаков
Интересные факты о памятнике Медный всадник
- Транспортировка камня–постамента сопровождалась трудностями и непредвиденными обстоятельствами и часто возникали аварийные ситуации. За той операцией следила вся Европа и в честь доставки Гром-камня на Сенатскую площадь была выпущена памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно. Генваря, 20, 1770»
- Фальконе задумал монумент без ограды, хотя ограда всё-таки была установлена, но до наших дней не сохранилась. Сейчас находятся люди, которые оставляют надписи на памятнике и портят постамент и Медный всадник. Возможно, что в скором времени вокруг Медного всадника будет установлено ограждение
- В 1909 и 1976 годах проводилась реставрация Медного всадника. Последнее обследование, проведенное с помощью гамма лучей, показало, что каркас скульптуры находится в хорошем состоянии. Внутрь памятника была заложены капсула с запиской о проведенной реставрации и газета от 3 сентября 1976 года
Медный всадник в Санкт-Петербурге — главный символ Северной столицы и полюбоваться одной из самых известных достопримечательностей города на Сенатскую площадь приходят молодожены и многочисленные туристы.
описание памятника, история, как добраться, фото
Представить Санкт-Петербург без памятника «Медный всадник», посвященного Петру I, невозможно, также как без Зимнего дворца или Исаакиевского собора.
Вокруг его создания кипели нешуточные страсти, начиная от выбора проекта и до момента открытия. «Производственный» процесс заставлял находить необычные технические решения. Жители столицы и всей страны зачастую относились к монументу, как к одушевленному персонажу, а не застывшему изваянию.
Содержание
Описание памятника «Медный всадник» и его символика
Всадник на вздыбленном коне, обозревает город и Неву с высокого пьедестала. Сначала кажется, что у фигуры 3 точки опоры. Исследования ХХ века показали, что хвост коня, соединенный с изогнувшейся змеей – это не опора, а балансир. Жесткий каркас находится только в задних ногах коня.
Автор монумента Этьен Фальконе видел в Петре I созидателя и благодетеля, а не только императора, военачальника, победителя.
Вместо традиционного для XVIII века изображения монарха в облачении римского императора, скульптор одел русского царя в длинную национальную рубаху, седло заменил медвежьей шкурой. Так он показал близость государя к своим подданным.
Затоптанная змея – побежденное невежество и разгромленные иностранные враги.
Фигура императора выражает уверенность за будущее государства. Вытянутая вперед рука символизирует покровительство всей российской земле. Дань победам Петра в Северной войне отражается в лавровом венке и мече у пояса.
Гранитный постамент – одновременно и вершина горы, как преодоленные на пути препятствия, и вздымающаяся морская волна – символ многочисленных морских побед.
Монумент в фактах и цифрах:
- Размер постамента: 10,6 м длиной, 5,2 м высотой, 3,4 м шириной.
- Изначальный размер Гром камня: длина 13,2 м, ширина – 6,6 м, высота 8,1 м, масса 1600-2000 т, около 800 т обкололи в месте обнаружения и транспортировки.
- Высота скульптуры: 5 м, масса – 8 т.
- Срок строительства: 16 лет.
История создания памятника
Памятник Петру I на Сенатской площади. Патерсен, Бенжамен (рисунок, гравюра), 1801-1806
Сейчас трудно представить, что вместо грандиозного Медного всадника мог быть совершенно иной монумент, похожий на множество других, поставленных в европейских столицах.
Верное решение Екатерины
Сразу после вступления на престол императрица Екатерина II задумалась об установке памятника великому предшественнику – Петру Первому. Она видела цель своей деятельности в продолжении преобразований государства, начатых именно им. Только так можно было поддержать принцип престолонаследия: если не по родству, так по духу.
Предложения по внешнему виду будущего изваяния пошли от приближённых рекой. Одни предлагали традиционную статую в полный рост с императорскими регалиями, другие – фонтан, наподобие версальских, третьи – фигуру Петра окружить аллегорическими изображениями добродетелей и пороков. Екатерина хотела видеть великого человека, сидящим на коне с атрибутами власти в руках.
Проект давнего придворного архитектора Расстрелли ей не понравился. По совету французских друзей-философов она пригласила Этьена Фальконе. Тот согласился на гонорар в 200 тыс. ливров. (Говорят, что другие просили вдвое больше).
Новый проект
Вид на памятник Петру I и старое здание Сената, картина художника А.Пайкова, 1799
Французский скульптор приехал осенью 1766 года вместе с юной помощницей. По слухам, Мари-Анн Колло была еще и любовницей мэтра.
Фальконе начал работу не только с подготовки макета, но и с изучения деятельности того, чей памятник он должен был создать. Этот человек проникся незаурядным духом и величием дел Петра, поэтому отмел все аллегорические помпезные формы и оставил главное – личность императора.
Чтобы создать объемное изображение всадника, поднимающего коня на дыбы, в распоряжение зодчего отряд или статного гвардейца, отлично управлявшего лошадьми, и двух мощных жеребцов Бриллианта и Каприза из императорских конюшен.
Для справки: во многих источниках говорится, что скакуны были орловской породы. Это ошибка. Алексей Орлов в 1762 по 1775 годах был на службе у императрицы, занимался разработкой военных операций на море в войне с турками, командовал флотом при Чесме, «воровал» в Италии княжну Тараканову. Только в отставке он начал выведение новой породы рысистых лошадей.
Несколько месяцев скульптор делал зарисовки, как наездник направлял коня по специальному высокому помосту, а в верхней точке ставил его на дыбы. Только после этой работы можно было приступать к изготовлению гипсовой фигуры. О начале работ по созданию в Санкт-Петербурге памятника Петру Великому, будущего Медного всадника, в Сенате объявили в 1768 году.
Готовый макет был представлен императрице через год. Екатерине, в первую очередь, не понравилось выражение лица Петра I. Во-вторых, ее разочаровало, что зодчий не выполнил ее условия по облачению и атрибутике.
С первой проблемой справилась ученица мэтра Мари-Анн. Она досконально изучила посмертную маску правителя и сделала макет, максимально похожим на подлинное лицо великого императора. Глаза в виде сердечек восхитили Екатерину. Она повелела принять молодую художницу в члены Академии художеств с пожизненным ежегодным вознаграждением в 10 тыс. ливров.
Объяснения автора по созданию образа Петра были приняты, но холодно. Возникли споры и по месту установки монумента. Вместо центра площади Фальконе предложил приблизить его к водным просторам Невы.
Поиски, доставка и установка «дикой скалы»
Перевозка Гром-камня. Гравюра И.Ф. Шлея, 1770-e годы.
Идея использовать огромный натуральный камень в качестве постамента появилась у Фальконе практически сразу после прибытия в Санкт-Петербург. Понравилась она и Екатерине.
Для ускорения дела даже объявили о вознаграждении нашедшему. Летом 1768 года камень из гранита был обнаружен в Конной Лахте, в 7588 м от Финского залива. Местные жители называли его Гром-камнем, так как от воздействия молнии значительный его кусок отделился от основного массива.
Когда камень обследовали и очистили от земли, он оказался громадным. Для работ ежедневно требовалось 400 человек. Фальконе приказал повалить его на бок, чтобы сделать основание плоским. За счет обтесывания вес камня уменьшился на 600 т.
А еще его как-то надо доставить в город! Инженерный расчет и народная смекалка соединились для важнейшего дела.
За лето и 2 месяца осени прокопали выход из образовавшегося котлована и подготовили просеку шириной 40 м. Затем дождались, пока грунт промерзнет. Транспортировка началась 26 ноября 1769 года.
Бревенчатую деревянную платформу установили на желоба с металлическими шарами. Скалу с помощью рычагов загрузили на эту своеобразную машину. Отколотую молнией часть прикрепили к основному массиву. Осколок пригодился для наращивания длины постамента в будущем и сохранения баланса при перевозке.
В движение конструкцию приводили двумя кабестанами (лебедками). Крутили каждую по 36 человек. Работы по уменьшению массы камня велись и в процессе транспортировки, пока приехавшая для осмотра работ Екатерина не запретила это делать. Ей хотелось поразить иностранцев объемом камня на конечном этапе его установки на площади.
За день удавалось протащить Гром-камень на 20-30 саженей, иногда и меньше. Несколько раз он падал с платформы и работу приходилось начинать заново. К берегу залива скала прибыла 7 апреля 1770 года.
На морском дне у самого берега в летний период соорудили особое основание из свай, соединенных скобами. Такую же платформу сделали на Неве в месте выгрузки.
Выгрузка Гром-камня в Санкт-Петербурге (картина Луи Бларамберга).
Для перевозки по воде построили специальное плоскодонное судно и притопили его рядом с камнем. С помощью лебедок, установленных на двух парусниках-краерах, со второй попытки удалось затащить скалу на судно. Когда восстановили борт и откачали воду, корабль всплыл ровно. К нему присоединили краера по бокам и повезли в Санкт-Петербург.
Выгрузка происходила в обратном порядке при большом стечении зрителей. Императрица в парадном облачении наблюдала за процессом из здания Сената. Торжество не было случайным: 3 октября – годовщина ее коронации.
Позднее камень значительно уменьшили, привели в знакомый всем вид. Осколок обточили для плотного смыкания с основой и ее удлинения до нужных размеров.
Отливка скульптуры
Для изготовления памятника «Медный всадник» был использован материал, традиционный для монументов – бронзу (сплав меди, олова и свинца).
Для того, чтобы скульптура оказалась устойчивой, требовалось стенки верхней и передней частей сделать тонкими (не более 1 см), а низ – массивным.
Фальконе раньше сам отливкой не занимался. Он пригласил французского специалиста, но тот либо оказался некомпетентен для таких объемов работ, то ли запросил слишком большой гонорар, и был уволен.
Еще год ушел на поиски отечественного мастера. В результате нашли литейщика пушек Емельяна Хайлова. Вместе с Фальконе они долго подбирали сплавы, изготовляли форму памятника и механизм заливки материала.
К работам приступили в 1774 году. Большая часть работ прошла успешно, а под конец лопнула труба, подающая расплавленную бронзу. Из мастерской убежали все, кроме Хайлова. Он собственной одеждой заткнул дыру и предотвратил пожар. Конечно, при этом мастер получил сильнейшие ожоги рук и почти ослеп, но памятник был спасен.
Позднее, когда материал остыл, выяснилось, что толщина верхней части не соответствует требованиям, ее пришлось снести. Далее получивший новый опыт зодчий работал самостоятельно и восстановил утраченное. В складках плаща он оставил запись: «Лепил и отливал ЭтьенФальконе парижанин, 1778 год». С пострадавшим помощником скульптор рассчитался деньгами, но память его не увековечил.
У великого мастера в течение всего периода работы было много недоброжелателей. Что-то не нравилось самой императрице. Бецкой был обижен, что его проект отвергли еще в самом начале. Фавориты менялись часто, и не все могли по достоинству оценить чужое творчество… В результате между главной заказчицей и скульптором произошел конфликт, и Фальконе уехал из России в 1778 году, едва завершив отливку.
Открытие памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге
Установкой готовой скульптуры на постамент занимались архитекторы Юрий Фельтен и Федор Гордеев. Перед самым открытием на постаменте по требованию государыни прикрепили табличку «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».
Торжественное событие состоялось 18 августа 1782 году и было приурочено к столетию восшествия на престол Петра Великого. Праздник был приравнен к государственному. Императрица появилась в короне и с регалиями, а после открытия монумента гвардия прошла парадным строем. Создателя не пригласили…
Важно: все даты приведены по грегорианскому календарю.
Мифы, легенды, интересные факты
Подобные грандиозные монументы быстро обрастают собственной историей и легендами и даже получают неофициальные имена. Так случилось и с памятником Петру.
Происхождение названия
Общеизвестное название – Медный всадник – подарил памятнику Пушкин в одноименной поэме. Поэт всегда старался приблизить свое творчество к народу, сделать его понятным не только знати, но и простолюдинам. На Руси словом «медный» часто обозначался и собственно металл, и его сплавы.
Хранитель города
Хотя Санкт-Петербург в 1812 году надежно прикрывал корпус генерала Витгенштейна, настроение в высших кругах было близко к панике. Александр I приказал эвакуировать Медного всадника и сокровища Эрмитажа.
В это же время некоему майору Батурину неоднократно снился один и тот же сон. Будто бы Петр на своем коне соскакивает с пьедестала и едет на Каменный остров в резиденцию Александра. Там он пеняет новому государю о состоянии дел: «До чего же ты довел мою Россию! Но пока я здесь, моему Петербургу опасаться нечего!» После этого император возвращается на прежнее место.
По легенде история дошла по назначению, вывоз памятника отменили.
Вспомнили миф и в 1941 году. Медного всадника снимать не стали. Памятник укрыли бревнами и досками, мешками с песком. Пьедестал засыпали грунтом. Ленинград устоял.
Снятие защитного сооружения с памятника в 1944 году
Появилась и новая легенда, что в 1944 году, сразу после «освобождения» памятника, кто-то нарисовал на груди императора звезду Героя Советского Союза, которую, конечно, быстро стерли.
Миф о Петре и Павле
Еще одна легенда связана с Павлом I. Совсем юному наследнику, гулявшему с Алексеем Куракиным, предстала вечером мужская фигура в плаще и в шляпе, надвинутой на глаза. При чем видел призрак только Павел. Человек сказал: «Бедный Павел! Я тот, кто принимает в тебе участие!» Он сопровождал друзей до Сенатской площади, а на ее середине проговорил: «Прощай! Ты снова увидишь меня здесь» В момент прощального приподнятия шляпы Павел узнал императора Петра.
Когда наследника известили о месте установки нового монумента великому императору, очевидцы заметили необычную бледность лица.
Показывают друг на друга
Считается что памятники Петру I в северной столице и Карлу XII в Стокгольме смотрят друг на друга. Император рукой показывает в сторону Швеции, а король – на Россию.
На самом деле рука Петра направлена на северо-восток – на Петропавловскую крепость, место закладки новой столицы, а Карл действительно вытягивает руку в восточную сторону. Его сторонники считают, что он направляет туда своих последователей. Противники уверены – он говорит: «Я уже там был, и вам – не советую!»
Всадник Апокалипсиса
Если вспомнить отношение старообрядцев к деятельности царя, не удивительно, что новый памятник они стали считать одним из предвестников конца света, бедствий и гибели страны.
Реставрации
Медного всадника реставрировали дважды – в 1909 и 1976 годах. В советское время статую даже исследовали рентгеновскими лучами.
Состояние памятника признали очень хорошим, небольшие трещины удачно ликвидировали, предварительно заложив капсулу с посланием потомкам и газетой периода проведения работ.
Как добраться?
Медный всадник находится на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Ближе всего к нему расположена Адмиралтейская станция метро. Следует идти к выходу на Малую Морскую улицу. По ней пройти до Исаакиевского собора, свернуть вправо, перейти Адмиралтейский проспект и через Александровский сад выйти прямо к памятнику (указатели по ходу движения имеются).
Схема проезда:
Медный всадникПристань в Санкт‑Петербурге
Памятник Медному всаднику в Санкт-Петербурге Россия
Медный всадник, пожалуй, самый известный памятник основателю Санкт-Петербурга Петру Великому. Он находится на Сенатской площади, и это место было выбрано неспроста. Памятник расположен рядом с Адмиралтейством, основанным Императором, и рядом с главным органом власти царя Русского – Сенатом. С юга его окружает Исаакиевский собор.
Инициатива установки памятников принадлежала Екатерине II, так как она очень восхищалась Петром I. Под памятником была написана дань уважения великому императору России: «Petro Primo Catharina Secunda – Петру Первому от Екатерины Второй ».
Екатерина II настаивала на установке памятника прямо в центре Сенатской площади, но скульптор Этьен Морис Фальконе решил расположить его ближе к Неве.
Этот памятник является одним из символов Санкт-Петербурга. Сторонники Петра Великого говорили, что монумент символизирует величие и славу Российской империи, и до тех пор, пока Всадник не сойдет с пьедестала, страна будет в порядке.
Кстати, о постаменте памятника ходят легенды. По задумке Фальконе, он должен был иметь волнообразную форму. Подходящий камень был найден недалеко от Лахты. Вероятно, это камень, на который Петр I взбирался, чтобы увидеть расположение армии во время Северной войны.
Фальконе создавал памятник на территории бывшего Зимнего дворца Елизаветы в 1768-1770 гг. Две лошади – Каприс и Даймонд были взяты для лепки из конюшни Императора. Модель головы Петра несколько раз создавалась Фальконе, но так как ни одна из них не была принята Екатериной II, ее ваяла помощница Фальконе Мари-Анна Колло. Лицо Питера выглядело мужественным и живым, с широко открытыми глазами, полными мыслей и идей. Собственно за эту работу Мари-Анну и приняли в действительные члены Российской академии художеств.
Помимо Петра на коне, в памятнике есть змея, на которую наступает всадник. Это метафора врагов Петра и его новаторских идей и реформ. Змею создал русский скульптор Федор Гордеев.
Интересные факты
- В годы Великой Отечественной войны памятник стоял на своем месте. Но для того, чтобы он оставался в безопасности, его накрыли деревянным навесом и мешками с песком. Таким образом, Медный всадник пережил 900-дневную блокаду Ленинграда не тронутым.
- Хотя памятник по-английски называется «Медный всадник», его русское название «Медный всадник». «Медный» сделан из меди, а памятник на самом деле из бронзы.
- Рука Петра указывает путь в Швецию. В центре Стокгольма установлен памятник Карлу XII, врагу Петра в годы Северной войны. Левая рука Карла направлена в сторону России.
Медный всадник Пушкина
Русская литература поставила мотив Медного всадника прямо в центр мистического петербургского текста, полного двойственности и сюрреализма. Памятник получил свое название от одноименного произведения Александра Пушкина. В произведении рассказывается о Евгении, потерявшем возлюбленную во время наводнения 1824 года. Блуждая по улицам Петербурга, Евгений видит памятник и понимает, что все беды и печали из-за человека, который фактически основал город на этом месте. Евгений угрожает памятнику, и Медный Всадник спрыгивает с его пьедестала и преследует безумца. Неясно, действительно ли Всадник следует за человеком, или это ему просто галлюцинирует.
Если вы хотите узнать об этой и других известных достопримечательностях Санкт-Петербурга, закажите экскурсию.
Прочтите также
Информация о экскурсии
Расписание
Все годовой раунд | |
---|---|
Открытый время | |
. | |
Сенатская площадь | |
Metro / Subway | |
Admiralteyskaya | |
Buses | |
Konnogvardeyskiy Bul’var | 3, 22, 27, 71, 100 |
Admiralteyskiy Prospekt | 10 |
Trolleys | |
Ulitsa Yakubovicha | 5, 22 |
Minibuses (marshrutka) | |
Konnogvardeyskiy Bul’var | К-169, К-306 |
Смотреть еще
Поделиться
Все о Медном всаднике
Медный всадник — знаковая достопримечательность Санкт-Петербурга, изображающий основателя города, царя Петра I.
Великий, в позе верхом, вдохновленный стихами русского поэта Александра Пушкина, гордо взирает на
тысяч петербуржцев и гостей города. Статуя была воздвигнута по повелению императрицы Екатерины.
Великой, и стоит на Сенатской площади уже более двух столетий.
Увлекательные факты
- Одной из первых технических проблем, с которой столкнулся скульптор Фальконе, стал поиск подходящего пьедестала для
на котором будет стоять памятник. Легенда гласит, что некоторые святые указали Фальконе на этот камень, а не
далеко от Лахты. Это был камень, в который ударила молния, образовавшийся в скалах из-за этого.
знаменательное событие. - Одна из легенд о Медном всаднике утверждает, что статуя изображает не только самого Императора, но и
его любимая лошадь Лизетта, служившая Его Величеству почти десять лет. - Рука царя как бы указывает на Швецию – главного политического противника России того времени. в
В центре Стокгольма находится статуя шведского короля Карла XII – врага царя Петра, который, в свою очередь,
машет кулаком в сторону Санкт-Петербурга. - Во время Великой Отечественной войны у ленинградцев бытовала легенда, что пока великий полководец и его конь стояли в
место и не были прикрыты, то немецкий противник, линия фронта которого находилась совсем недалеко от
город – никогда бы не решился войти в Петербург. Действительно так получилось, что несмотря на 900-дневная осада
Ленинград войска Третьего рейха не смогли взять город. Несмотря на это, статуя
Медный всадник был прикрыт — для защиты от немецких осколков.
История
У молодой нации Европы не было недостатка в предложениях памятников молодому царю. Иностранные дипломаты
и государственные деятели не замедлили сделать такие предложения – например, француз Дени Дидро. Тем не менее, проект
пользовался популярностью вариант, предложенный французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе, который ослепил Екатерину Великую.
Великий и Вольтер.
Фальконе создал модель в 1768-1770 годах для своей скульптуры на территории, ранее занятой временным
Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны. Первой задачей Фальконе было создание эскизов — чья модель всадника
был молодым гвардейским офицером, который попеременно ехал на двух лошадях из Императорских конюшен. Модель для Питера.
голова предпринимала многочисленные попытки – но ни одна из версий Фальконе не понравилась Екатерине II. Окончательно,
Ученица и помощница Фальконе, Мари-Анн Колло, создала голову и лицо с нужной степенью точности.
галантность и бравурность. За свою работу Колло была принята в члены Российской академии художеств, а
Императрица наградила Колло пожизненной пенсией в размере 10 000 ливров в год.
Окончательный кастинг тоже не обошлось без проблем. Иностранные мастера либо наотрез отказывались от работы
– или объявили, что это на самом деле невозможно. В конце концов заказ принял литейный завод Емельяна Хайлова.
Это чуть не стоило Хайлову жизни — трубы, по которым текла расплавленная бронза, лопнули, и он только
только что удалось спасти мастерские и драгоценную скульптуру от катастрофических повреждений.