Как нарисовать города украины: TikTok — Make Your Day

война в Украине глазами детей – DW – 22.09.2022

Фото: Grigory Kanovey

КультураУкраина

Ольга Солонарь

22 сентября 2022 г.

В немецком городе Ахен проходит выставка рисунков украинских детей. Как они видят войну, и на какую реакцию посетителей рассчитывают организаторы — у DW.

https://p.dw.com/p/4HAFu

Реклама

24 февраля 2022 года Россия напала на Украину. Война калечит людей и их жизни, заставляя покидать дома, находиться в разлуке с родными и переживать потери близких. На физические страдания накладывается душевная боль. Справиться с ней тяжело людям всех поколений. Как переживают происходящее дети в Украине? Как они видят войну и какие надежды возлагают на будущее?

Один из возможных ответов на это вопрос — детский рисунок. Подборка работ украинских детей и подростков в возрасте от четырех до восемнадцати лет вошла в выставку Народного университета города Ахена (Volkshochschule Aachen). Народные университеты, которые есть практически в каждом городе Германии, — это заведения, предлагающие различные курсы в области повышения квалификации, языковые курсы, в том числе и курсы немецкого для иностранцев, а также другие общеобразовательные мероприятия, лекции, дискуссии и показы фильмов. Ахенский народный университет посещают в день примерно 800 человек. Слушатели и все желающие могут бесплатно посмотреть выставку украинских детей до 31 января 2023 года. 

Рисунок как способ психологической разгрузки

В экспозицию, представленную в Ахене, вошла лишь часть детских работ из трехсот рисунков, собранных живущим в Германии разработчиком программного обеспечения Григорием Кановеем. Он представляет германско-украинское общество «Сине-желтый крест» (Blau-Gelbes Kreuz), а также общество украинцев в Ахене.

Фото: Grigory Kanovey

Григорий Кановей родом из Украины, из города Шостка Сумской области. Именно там он собрал первую коллекцию рисунков. С призывом к детям нарисовать то, что они думают и чувствуют, Кановей впервые обратился сразу после начала войны — в марте 2022 года. Только за первые четыре дня он получил по электронной почте 80 рисунков. В апреле инициатор проекта таким же образом собрал рисунки детей из города Днепр. 

«Тогда (в марте — Ред.) мы задумались о том, как психологически разгрузить детей, хотели организовать для них психотерапию. Но это было сложно, — рассказывает Григорий Кановей. — И мы решили предложить им «выбросить» на бумагу все, что они чувствуют. Я сказал: «Отправляйте рисунки мне». А потом решил показать людям в Германии, как дети видят происходящее и что они при этом чувствуют, что происходит в их головах».

От отчаяния до надежды

Первые рисунки, присланные детьми, показывают, насколько они были шокированы происходящим. «Ведь первые дни войны для всех были шоком, в том числе и для меня, — говорит инициатор проекта. — Я был совершенно болен, а ведь я взрослый человек. Что же говорить о том, что чувствовали дети? Это ужасно. В тот момент мы и организовали этот проект».

Фото: Grigory Kanovey

Когда украинская армия одержала некоторые победы на поле боя, к детям пришло понимание, что их защищают, и на рисунках стали появляться украинские солдаты. Затем последовали работы, показывающие, что надежда есть, вспоминает Кановей. На некоторых рисунках изображены дети, которые прощаются с отцами и машут им на прощанье из окон поездов, отправляющихся в Европу. Одни работы чрезвычайно эмоциональны, другие — более сдержанные.

Одного из авторов Григорий Кановей знает лично, поскольку знаком с его родителями. Это девочка Лиза из города Шостка, ей 14 лет. Она сейчас находится в Украине. «Ее мать выполняет важное и почетное задание, помогая стране», — говорит Кановей. На рисунке Лизы — девочка с украинским флагом на велосипеде. Перед ней на горизонте клубы дыма и танки с устрашающей буквой Z. «Помогите нам! Я хочу жить!», — написала Лиза на английском и немецком языках.

Фото: Grigory Kanovey

Некоторых детей из города Днепр, предоставивших свои рисунки для проекта, можно увидеть на видео, опубликованном в YouTube. «Наша жизнь разделилась на «до» и «после», — рассказывает в нем девочка. «Мы благодарны всем гостеприимным странам, которые предоставили нам убежище», — добавляет юноша. Дети рассказывают на английском языке о том, что их приняли во многих местах: в Польше, Австрии, Великобритании, Болгарии, Германии, Финляндии, Турции… Но все они хотят вернуться в мирную Украину.

О войне в Украине — языком детского рисунка

Какую цель преследует выставка в Ахене? Какой реакции ожидают ее организаторы от посетителей? «Моя цель заключается в том, чтобы вызвать симпатию и сочувствие», — поясняет Григорий Кановей. По его словам, приветствуются и пожертвования в пользу общества «Сине-желтый крест», которые идут на различные проекты для Украины.

«Человеку свойственно привыкать. Человек не в состоянии месяцы напролет находиться в состоянии тревоги, хотя люди в Украине именно это состояние и испытывают, — говорит директор Народного университета в Ахене Беате Блюггель (Beate Blüggel) на открытии выставки. — Поэтому я считаю важным еще раз об этом напомнить. Мы проводим много мероприятий в области политического образования. Эти рисунки — другой, тоже очень важный взгляд на происходящее».

Фото: Grigory Kanovey

«У нас в Ахене много беженцев из Украины. Важно, чтобы при помощи этих рисунков стало понятно, что именно они пережили, чтобы это вызвало понимание, терпение, доверие к этим людям, — рассуждает Йе-Ван Ри (Ye-One Rhie), депутат бундестага от Социал-демократической партии Германии (СДПГ), принявшая участие в организации выставки. — Очень важным я считаю, что мы понимаем благодаря этим рисункам, что война в целом, любая война означает для детей. Они вынуждены видеть взрывы ракет, кровь и насилие, и можно только спрашивать себя, как они с этим справляются. На меня произвело большое впечатление, насколько выразительны эти рисунки».

Смотрите также: 

Написать в редакцию

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

АхенАхенский соборМеждународная премия имени Карла ВеликогоПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 3

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Портрет войны. Художники об искусстве в новой реальности

«Первая работа — танк рядом с детской площадкой»

Ната Левитасова, художница из Украины.

За месяц до войны я переехала из Киева в Восточные Карпаты. В первый же день боевых действий мы начали принимать беженцев. В Ивано-Франковске ударили по аэропорту, горело одно из зданий. Наши друзья собрали вещи и перебрались к нам.

На второй день умер дедушка, который остался жить в Киеве. Не выдержал эти звуки. ПВО сбивали ракеты, был сильный грохот, над городом взрывалось небо. В первый день войны пытались атаковать Бориспольский аэропорт, а дедушкин дом недалеко — на Дарнице (район на Юго-Востоке Киева — Прим. «Черты»). Он там родился, пережил Вторую мировую. Он не ожидал войны, не верил, что она будет.

Я виделась с дедушкой за неделю до его смерти. Он был здоров, хотел жить. А когда умер, все отказывались забирать тело: городские службы боялись туда ехать из-за обстрелов. Скажу ужасную вещь: я рада, что всего последующего он не видел. В середине апреля я приезжала в Киев. Там было неспокойно, тревожно. Выли сирены. Сложно передать словами, это нужно услышать.

Я рисую картины по реальным фотографиям или видео, сделанным в разных городах Украины: Мариуполь, Николаев, Чернигов, Луганская область, Тростянец, Буча, Краматорск. Этот список постоянно пополняется. Одна из первых работ — танк рядом с детской площадкой. Она написана по снимку из Волновахи – город захватили в самом начале войны. Я изучила фотографию и стала работать. Мне важно отображать реальность, не хочу ничего дорисовывать, выдумывать. Не хочу, чтобы мое творчество становились пропагандой. 

На некоторых моих картинах есть надписи. «Let us breathe» («Дайте нам дышать» — Прим. «Черты») на разрушенном здании в Мариуполе или «Do not forget us» («Не забывайте нас» — Прим. «Черты») на разбомбленной многоэтажке в Чернигове. Эти слова — то, что приходит в голову, пока пишу работу. Иногда я смотрю на картину, она молчит, а иногда — говорит со мной короткими фразами. Все подписи делаю на английском языке, чтобы прочитать их могло как можно больше людей. Я не переношу на картины то, как война сказалась на моей семье. Это просто не моя стезя — изображать эмоции. 

Ната Левитасова, „Mariupol” (слева), „Civilians in Bucha” (справа). Работы предоставлены автором.

Мой отец русский. В детстве мне не разрешали говорить дома на украинском языке, считалось, что я выучу его в школе. Я всю жизнь общалась на обоих языках, но с началом войны перешла на украинский. Есть иррациональное чувство, якобы из-за того, что я говорила на русском, русские пришли меня спасать. Мне хочется  от этого отстраниться. 

Мама вместе с бабушкой бежали в Польшу. Они две недели добирались до места — ехали через Венгрию, Чехию, потому что так безопасней. Этим же маршрутом следовали тысячи других людей, по пути возникали пробки. Бабушке сейчас 84 года, она не выходила из дома пять лет. И представьте, сколько дней она провела в дороге! Это было очень тяжело. Мама мужа уехала в Германию. 

Первые дни войны прошли как в тумане. Каждые десять минут я обновляла ленту новостей. В дом приезжали друзья и родственники, которые бежали из своих городов. Нужно было устраивать общий быт, всем найти спальное место, всех накормить. Я не умею готовить на 10 человек — первое время было сложно, мы налаживали график, кто что делает по дому. Через две недели возникла потребность рисовать. Было желание притупить боль, а ее накопилось много. Сделала одну маленькую картину, потом вторую. 

Писать трупы людей очень тяжело. Я плачу, но приходится перебарывать себя — важно задокументировать происходящее. Сложнее всего даже не когда рисую, а после. Я пишу маслом, оно сохнет неделю. Это время картины должны висеть в чистом, не пыльном месте, поэтому они находятся у меня дома. Хожу и постоянно смотрю на них. Нет ни минуты отдыха.

Большая часть антивоенных полотен уже продана. Покупают их в основном украинские эмигранты, которые давно перебрались жить в другие страны. Мои работы скоро поедут в Германию, Финляндию, Латвию, США. Эти люди тоже нуждаются в осознании происходящего. 

Я рисую каждый день, без выходных. Сейчас понимаю, что это нужно не только мне. До войны мои работы были другими: аккуратными, спокойными. Я доводила их до идеала, работала над линиями, пятнами. Антивоенные картины сначала не хотела выставлять в интернет. Но увидела, что людям это помогает. Мне писали, что сложно смотреть на фотографии разрушенных домов и убитых людей, на изображения — легче. Через них люди осознают происходящее. Искусство помогает с этим хотя бы чуть-чуть справиться. А может и нет. Я не знаю правильного ответа. 

«Портрет — всегда всегда про любовь»

Виктор Меламед, художник из России.

Первый день, 24 февраля, я провел в ступоре, потом, увидел фотографию тела Антона Тарасенко (в городе Чугуеве Харьковской области во время обстрелов погиб 13-летний мальчик — Прим. «Черты»). Из-за того, что я не знал, как он выглядел, не мог в полной мере почувствовать, что произошло. Нашел две-три детских фотографии, и попытался представить, как он выглядел подростком.

Иногда я ничего не знаю о человеке, которого пишу. Один из портретов я рисовал по фотографии тела среди обломков. Я ищу по Facebook слова «загинув» и «загинула», иногда прибавляю название города. Находится множество постов о гибели близких и знакомых, в большинстве это военные, но я решил рисовать только мирных жителей. Потом ищу по имени, часто удается найти личную страницу в Facebook, тогда, бывает, залипаю надолго. Для своих постов оставляю только самую сухую информацию: кем человек работал, как погиб.

Кого-то рисую сразу, если информации достаточно, если есть несколько фотографий с разных ракурсов. Некоторые лица неделями ношу в голове, прежде, чем буду готов нарисовать. Каждый день рисую один портрет. 

Мне кажется важным документировать то, что с нами происходит, но это не значит просто пассивно описывать свои дни. У нас есть возможность выбирать переживания, которые остаются с нами.  

Весь смысл в том, чтобы не перестать испытывать эмоции по поводу происходящего. Статистика расчеловечивает и отупляет восприятие, портреты наоборот. Я много делал их как иллюстратор и много работаю с ними как препод, написал книгу на эту тему. Для меня портрет — всегда борьба со стереотипами, он всегда про любовь. Поэтому у меня, наверное, особенно не было выбора.

Виктор Меламед, портреты: «Оксана Швец» (слева), «Антон Тарасенко» (справа). Работы предоставлены автором.

Часто говорят, что художник всегда рисует сам себя — это связано с тем, что работая над портретом, начинаешь неосознанно двигать его к сходству с кем-то из более знакомых лиц. Этот эффект нужно уметь отслеживать и блокировать, но здесь я понял, что при недостатке информации позволить портрету слегка уплыть в сторону кого-то из знакомых чуть ли не необходимо. Так я как бы даю ему впитать больше убедительности и любви. Я теперь называю это «соседометафора».

Мне важно не льстить: те, кого я рисую — это обычные люди, как мы с вами. «Диснеизированные» портреты ничем не лучше блэкфейса или антисемитских карикатур, они тоже акцентируют несоответствие героя стандартам красоты, только в обратную сторону. Я скорее буду заострять внимание на каких-то нюансах внешности, которых человек мог стесняться при жизни. 

Хэштег для проекта #следуетпомнитьтерминcollateraldamage я взял из пресс-конференции Сергея Лаврова: «Выражаю соболезнование по убитым детям, но ВС России применяют высокоточное оружие. И следует помнить термин collateral damage» (переводится как сопутствующий ущерб — Прим. «Черты»).

Я начал этот проект для себя, но многие пишут, что для них он важен, что он не дает забыть о том, что гибнут конкретные живые люди, а не цифры в сводках новостей. Ответственность перед подписчиками очень поддерживает, остановиться уже не могу.

«Ты сострадаешь людям и поэтому не сливаешься с окружающим мраком»

Анастасия Рыдлевская, художница из Беларуси, эмигрировала в Польшу.

Пришло сообщение от тех, кто сейчас в Украине: «В дом напротив попала ракета. Соседа убило». Стоит хотя бы на секунду задуматься и ты проваливаешься куда-то. Дом. Ракета. Человек мертв. Это происходит прямо сейчас.

Моя мама — украинка на четверть, у нее много друзей в стране. Одна ее подруга успела покинуть Бучу, другая живет в Николаеве, третья — в Мариуполе. Узнаешь истории этих людей, волосы встают дыбом. 

Когда я рисую, стараюсь провести работу со своими эмоциями. Я плачу, слезы падают на работу, размывают краски. Но для меня важно, чтобы в готовой картине не оставалось боли. Я не хочу никого ей ранить. 

Мы переживаем общую беду, хотим помочь другим людям, но чувствуем свое бессилие. Все, что мы можем сейчас, — сострадать, не закрывать глаза. Так в картинах появился образ солидарности — большие, антропоморфные существа, которые оплакивают разрушенные дома. Когда я писала эту работу, думала о Мариуполе. Теперь все больше городов можно представить на этом же месте: Николаев, Буча, Краматорск, Харьков.

Анастасия Рыдлевская, «Гнилой карлик» (слева), «Плачет золотом смерть» (справа). Работы предоставлены автором.

Другой образ, который я использую в антивоенных картинах, — живые цветы. Что-то созвучное с Паскалевским высказываением, что человек — это мыслящий тростник. Цветок беззащитен, его легко растоптать сапогом. Но цветы прорастают на обочинах, через асфальт. Они очень слабые и очень сильные одновременно. Они — сама жизнь, которую невозможно запретить. Это образ связи людей друг с другом, сострадания. Именно потому, что ты сострадаешь, ты не сливаешься с окружающим тебя мраком. Ты не можешь облегчить жизнь людей, которые оказались на войне, но боль делает тебя более человечным.

Я тревожно воспринимаю реальность, у меня обсессивно-компульсивное расстройство. Наверное, многие люди сейчас стали ощущать мир так, как я. Ощущение безопасности мне не совсем знакомо. А в тотальном кошмаре я оказалась с 2020 года, когда в Беларуси стали жестоко подавлять протесты. Никогда не думала, что столкнусь с таким в реальности. То что мы видели, нельзя было вообразить. Фото сине-черных от пыток людей. Их били с криками: «Хотели перемен, мрази?». Сложно осознать, что живой человек будет бить кого-то с такой фразой. И это не новости, которые читаешь в интернете, это жизнь, в которой живешь.

Я рисую каждый день без перерывов. Когда в Беларуси начались массовые задержания, не работала, наверное, неделю — был шок. Потом начала иллюстрировать события, к которым не могла подобрать слов. Во время протестов 15-летнего мальчика пугали тем, что ему выколют глаза. Произносишь вслух, и понимаешь, что фраза пустая, она ничего не значит. Так же как и с войной в Украине, с разрушенными домами и убитыми людьми. Я пыталась найти язык, который бы выражал страшный смысл происходящих событий. Мне кажется, с этим справляются визуальные образы. Я осознанно не создаю ангажированные работы, стараюсь избегать узнаваемого сочетания цветов. Мои картины — это рефлексия. Для меня важна связь с миром, местом, в котором я живу, людьми, которые меня окружают. 

В ноябре 2021 года я вынужденно уехала из Беларуси. Репрессии ухудшались, мы оказались в тотальном аду. К людям приходят ночью или рано с утра, а потом они пропадают, никто не знает, где они и что с ними. Все происходит тихо, но от этого еще страшней. Кстати, многие из Беларуси бежали в Украину, чтобы спастись от преследований. Теперь эти люди бегут от войны.

Я испугалась, когда мои картины запостили в телеграм-канал с «ябатьками» (так неформально называют сторонников Лукашенко в Беларуси — Прим. «Черты»). Они обсуждали придуманный мной образ девушки, у которой из глаз росли красные маки. Картину называли дегенеративной и змагарской (так Лукашенко называет оппозиционно настроенных людей — Прим. «Черты»). Они считали образ жертвы, который больше всего ненавидят. Ты показываешь им: «Вот, что делаете с людьми», — и они ненавидят тебя за это.

В 2021 году в Беларуси я создала серию масок, которую назвала: «Где твое лицо?» Идея в том, что у палача нет своего лица и он пытается отобрать его у жертвы, тогда она перестанет существовать. Но мы есть, мы живые. Мы разные, у каждого свои уникальные черты. У палачей не получится дегуманизировать нас.

«Через картины я могу быть рядом с теми, кто остался в Украине»

Лиля Матвеева, художница из России, эмигрировала в Германию. 

Я по часам помню 24 февраля. Рано проснулась, прочитала новости. Сначала было абсолютное непонимание, как такое может быть на самом деле. Потом пришла боль. Ощущение будто начала отгрызать себе руку. Как только открылось кафе, пошла туда, начала рисовать. Первое, что пришло на ум, — птица мира. У меня хватило сил только изобразить летящего белого голубя, который, как и я, плакал. 

Потом мы собрались в «Мемориале». С октября я рисовала для них афиши, иллюстрации, обложки для YouTube-трансляций. Нужно было готовиться к судам по ликвидации (28 февраля был заседание в Верховном суде по делу Международного общества «Мемориал», а 5 апреля — по делу Правозащитного центра — Прим. «Черты»). Одновременно мы обсуждали, как теперь жить в мире, где Россия развязала войну. Рисунок с голубем взяли для соцсетей «Мемориала». В этот же день мне стали писать из независимых книжных, которые просили поделиться изображением. Они хотели делать с ним постеры, стикеры и раздавать людям. Кто-то распечатывал скриншоты и вешал их на машину. Это подтолкнуло меня выложить все свои антивоенные картины в открытый доступ — пусть их используют все, кто посчитает нужным. В этом и есть суть — поймать то, что отзывается в других людях. Значит они приняли твои ценности за свои, твои чувства за свои чувства. Я не одна, мы не одни.

Лиля Матвеева, два антивоенных плаката. Работы предоставлены автором.

Потом были обыски в «Мемориале» (4 марта силовики приходили в два офиса на Каретном Ряду и Малом Каретном переулке, а также в офис «Гражданского содействия» — Прим. «Черты»). Меня очень травмировало это событие. У нас проходил утром традиционный пятничный созвон в Zoom. Его прервали фразой: «Ой, там на Каретную пришла полиция». Так начался тот день. Вечером я приехала к офису. Сам вид людей, обыскивающих «Мемориал», близость к ним были для меня пугающими. Мы попали в здание около 2 часов ночи и увидели их послания. Они оставили надписи на некоторых рисунках, на флипчарт-доске написали большую букву Z и фразу «Мемориал — все!» В этот момент мое чувство безопасности пошатнулось. Я решила уехать из России.

Первые дни войны я держалась за рисование, потому что нужно было готовить баннеры и плакаты к антивоенному фестивалю, анонс к суду и так далее. Это была зацепка за жизнь. Потом случился переезд и весь накопленный ужас подмял меня. Я будто погрузилась в болото вины и стыда, не могла ни говорить, ни рисовать. Из этого ступора удалось выйти не так давно. Я начала копаться в себя: что и как чувствую, что происходит со мной, как реагирую на войну. Я поняла, что война — она и во мне сейчас. Я столько прочитала новостей, так переживала о знакомых в Украине. Через рисунок я начала эту боль из себя вытаскивать.

Я ездила в Украину в 2010–12 годах, полюбила Киев, Одессу, Харьков, Львов. Хотела переехать туда жить. В ужасе и бессилии я не знала, как написать своим знакомым украинцам, что их спросить. Мне помогли рисунки. Моя позиция была ясна с самого начала и они в какой-то момент стали первыми связываться со мной. Даже в этой ситуации они оказались сильней меня. 

Все сейчас говорят, что нужно взять ответственность. Моя ответственность в том, чтобы не молчать. Чтобы ни я, ни люди не забывали. Рисовать честно — мой долг. Я скучаю по друзьям, маме, семье, по той жизни, которая была. Но разве лучше было бы остаться в Москве и замолчать от страха? Через картины я могу быть рядом с теми, кто остался в Украине, за кого я сильно переживаю. У меня получается посылать им туда немного своей любви — единственное, что я могу продолжать делать.

российских ракет поразили несколько украинских городов, включая столицу Киев: NPR

российские ракеты поразили несколько украинских городов, включая столицу Киев Атаки произошли через несколько дней после того, как взрыв частично повредил стратегический мост с Москвой, который соединяет оккупированный Россией Крым на материковую часть России. Президент России Путин назвал это терактом.

Европа

Утренний выпуск

Российские ракеты поразили несколько городов Украины, в том числе столицу Киев

Нападения произошли через несколько дней после того, как взрыв частично повредил стратегический мост в Москву, который соединяет оккупированный Россией Крым с материковой частью России. Президент России Путин назвал это терактом.



СТИВ ИНСКИП, ВЕДУЩИЙ:

Сегодня российские ракеты поразили несколько украинских городов, включая столицу Киев. Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям сообщает, что по меньшей мере 11 человек погибли и более 60 получили ранения. Это произошло после многочисленных неудач России, включая взрыв на символически важном мосту. В субботу люди проснулись от изображений частичного разрушения этого моста из России в Крым. Президент Владимир Путин лично открыл мост после того, как Россия незаконно захватила Крым в 2014 году. Сейчас он используется для снабжения российских войск, отступающих в Украине. Так что же ответ России? Джейсон Бобьен из NPR находится в Киеве. Привет, Джейсон.

ДЖЕЙСОН БОБИЕН, ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ: Привет. Доброе утро, Стив.

НАЧАЛЬНИК: Что вы наблюдаете, передвигаясь по городу?

БОБИЕН: Итак, сейчас я на вокзале. Там одна из ракет попала совсем рядом с железнодорожным вокзалом, попала в офисное здание, в котором собственно и располагался — это дом одной из крупнейших здешних энергетических компаний в Украине. Интересно, что на большей части города очень тихо. На улицах не так много людей. Но здесь, на вокзале, очень людно. Кажется, что есть много людей, пытающихся выбраться из города, убраться с дороги.

НАЧАЛЬНИК: О. Вы имеете в виду, что люди сейчас бегут, видя, что Киев снова штурмуют?

БОБЬЕН: Да, абсолютно. И вы видели это, когда первая атака произошла в феврале. Люди просто хлынули отсюда, пытаясь найти более безопасные места. В последние месяцы в Киеве было достаточно спокойно. Это первая атака с июня, которая действительно поразила столицу. Так что люди довольно привыкли к тому, что вещи, да, возвращаются к нормальной, нормальной жизни. Но теперь некоторые люди определенно пытаются выбраться из города.

СЛУЖАЩИЙ: Джейсон, я все равно пытаюсь провести в уме различие между военными и гражданскими целями. Если вы говорите о железнодорожной станции, она используется гражданскими лицами. Думаю, вы могли бы возразить, что это военная цель. И энергетический штаб — опять же, используемый гражданскими лицами, но предположительно, по крайней мере, военная цель. А как насчет других поразивших вас вещей, которые вы видели, передвигаясь по городу?

БОБЬЕН: Ага. Сегодня утром я был в парке Шевченко. И это просто парк. Была поражена детская площадка. На другой стороне парка был перекресток, который был полностью разрушен взрывом. И там были все эти люди, которые явно шли на работу. На этом перекрестке взорвали, наверное, больше дюжины машин. И мы смотрели, как люди из морга загружали тела в белый фургон в мешках для трупов. Так президент Путин назвал эти точечные удары по военной инфраструктуре. Но мы ясно видим, как здесь, в Киеве, вокруг нас убивают мирных жителей.

СЛУШАТЕЛЬ: И потом, насколько изменилось настроение в городе в результате этого?

БОБИЕН: Знаешь, это действительно интересно, Стив. Часто, когда вы разговариваете с украинцами, я замечаю одну интересную вещь. Люди часто становятся очень эмоциональными. А можно — люди начинают рыдать. Сегодня утром людей нет. Люди — они кажутся какими-то ожесточенными к этому. И люди говорят, что они приходят, чтобы принять это. И, кажется, сегодня утром больше гнева, чем той глубокой печали, которую вы часто видите. Я думаю, что это своего рода ответная атака на Украину может в конечном итоге ожесточить людей больше, чем русские, вероятно, надеялись.

СЛУЖАЩИЙ: Джейсон, вы напоминаете мне об исследованиях времен Второй мировой войны, когда многие города подверглись бомбардировкам с воздуха и были полностью разрушены. И, конечно же, это привело к большому количеству смертей, но, похоже, не было тем, что предотвратило войну. Это не настраивало людей против войны, чтобы их города бомбили.

БОБИЕН: Нет, нет. Вы знаете, а сегодня утром президент Зеленский фактически сказал, что Путин пытается вызвать здесь панику и хаос. Зеленский сказал, что это не сработает. Он назвал Россию террористической страной. Но он сказал, что это утро было очень трудным.

(ЗВУК ИЗ АРХИВНОЙ ЗАПИСИ)

ПРЕЗИДЕНТ ВЛАДИМИР ЗЕЛЕНСКИЙ: (Не говорит по-английски).

БОБЬЕН: А Зеленский говорит, что по стране были выпущены десятки ракет и беспилотников. Он сказал, что они нацелены, похоже, на энергетическую инфраструктуру. Но он также сказал, что совершенно очевидно, что они также нацеливались на людей. И призвал людей оставаться в убежищах, по возможности не мешаться. Но опять же, он сказал, что это очень трудное утро здесь, в Украине.

Copyright © 2022 NPR. Все права защищены. Посетите страницы условий использования и разрешений нашего веб-сайта по адресу www. npr.org для получения дополнительной информации.

Стенограммы NPR создаются в спешке подрядчиком NPR. Этот текст может быть не в своей окончательной форме и может быть обновлен или пересмотрен в будущем. Точность и доступность могут отличаться. Официальной записью программ NPR является аудиозапись.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

детских рисунков из Украины выставлены вместе с рисунками из Польши в 1946

Новая выставка объединяет украинские детские рисунки, изображающие продолжающееся вторжение России, и польские детские рисунки, созданные после Второй мировой войны.

Спектакль «Мама, я не хочу войны» — показанный в 16 городах Польши, включая Варшаву и приграничный город Перемышль, крупный порт прибытия украинских беженцев, — подчеркивает общий опыт оккупации, репрессий и сопротивления, а также непоколебимой веры в победу. Рисунки представляют собой трогательное свидетельство войны, подчеркивая ее особенно жестокое воздействие на самых молодых членов общества.

Выставка детских рисунков у Дворца Сташичей в Варшаве Предоставлено проектом «Мама, я вижу войну»

Выставка является совместной инициативой Национального архива Польши и украинского цифрового проекта «Мама, я вижу войну». В Национальном архиве Польши хранится более 7000 детских рисунков 1946 года, созданных в рамках послевоенной инициативы, направленной на то, чтобы молодые поляки могли пережить травму, полученную в результате нацистской оккупации. Точно так же проект «Мама, я вижу войну» собрал более 13 500 детских рисунков с начала российского вторжения в феврале. Его основатели намерены создать постоянный цифровой коллаж из работ украинских детей, одновременно распространяя информацию о бедственном положении Украины и собирая средства для гуманитарной помощи. После завершения коллаж будет продан с аукциона как NFT, а все вырученные средства пойдут в пользу украинских детских благотворительных организаций.

Польские детские послевоенные рисунки 1946 г. Предоставлено Национальным архивом Польши

Хотя сходство между современными и историческими детскими рисунками «шокирует», по словам Павла Петршика, директора Национального архива Польши, хотя они и созданы с разницей почти в столетие. «Дети рисуют танки, самолеты, пожары и взрывы. Они рисуют раненых и мертвых, разрушенные дома и могилы. Они рисуют себя и свою семью. Они рисуют эвакуацию и убегают. Но они также рисуют образы надежды и своих мечтаний о будущем».

Рисунок Арины, 10 лет, из Сум, Украина Предоставлено проектом «Мама, я вижу войну»

Наряду с рисунками на выставке представлены личные свидетельства польских и украинских детей об их военном опыте. Девятилетняя Злата из Мироновки на юго-востоке Киева пишет: «Я хочу видеть солнце, а не стены подвала». 13-летняя Валерия из Львова пишет: «Никогда бы не подумала, что радость детства будет омрачена войной». 15-летняя Ангелина из Луцка на западе Украины пишет: «Они хотели вызвать у нас панику, но мы объединились и не боимся».