История создания музея изобразительных искусств имени пушкина: История музея

Открылся Музей изящных искусств Александра III (Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)

31 мая (13 июня) 1912 г. в Москве на Волхонке на территории бывшего Колымажного двора вблизи Кремля в торжественной обстановке состоялось открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Инициатором создания музея в 1893 г. выступил заслуженный профессор МГУ, доктор римской словесности и историк искусства И. В. Цветаев. Строительством здания руководил московский архитектор Р. И. Клейн. В отделке интерьеров, стиль которых соответствовал размещённым в залах экспонатам, участвовали архитектор Г. Б. Бархин, художники И. И. Нивинский, А. Я. Головин и др.

Музей был создан на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета как учебно-вспомогательное и публичное хранилище слепков и копий с классических произведений мирового искусства. В первоначальную коллекцию Музея входили слепки с выдающихся произведений европейской скульптуры, уникальное собрание памятников искусства и материальной культуры Древнего Египта составленное египтологом В.  С. Голенищевым (около 6 тыс. предметов), ряд подлинников западноевропейской живописи (преимущественно голландской, французской и итальянской школ), ценное собрание античных ваз и монет.

После революции музей был выведен из подчинения университету и из учебно-вспомогательного превратился в самостоятельный художественный музей. С 1924 по 1930 гг. собрание Музея пополнилось за счёт экспонатов из национализированных московских усадеб, из бывших собраний Г. А. Брокара, Д. И. Щукина, ликвидированного Музея иконописи и живописи И. С. Остроухова; из Исторического музея, Музеев Кремля, Третьяковской галереи передавались непрофильные для них произведения западноевропейского искусства.

Значительно обогатили коллекцию Музея изящных искусств также материалы археологических раскопок античных городов Северного Причерноморья. Решающее значение для формирования картинной галереи имели поступления из Государственного Эрмитажа, откуда были переданы работы крупнейших европейских живописцев — Боттичелли, Рембрандта, ван Дейка, Рубенса, Пуссена, Мурильо, Каналетто.

В 1932 г. Музей изящных искусств был переименован в Государственный музей изобразительных искусств, в 1937 г. ему было присвоено имя А. С. Пушкина (ГМИИ им. А. С. Пушкина).

В настоящее время в комплекс зданий ГМИИ им. А. С. Пушкина входят Главное здание, Музей личных коллекций, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX-ХХ вв., Детский центр «Мусейон». На правах отделов ГМИИ существуют также Учебный музей имени И. В. Цветаева и Мемориальная квартира Святослава Рихтера.

Собрание музея насчитывает свыше 560 тыс. произведений живописи и скульптуры, графических работ, произведений прикладного искусства, памятников археологии и нумизматики, художественной фотографии. В рукописном фонде хранятся документы по истории музея, научное и эпистолярное наследие его основателя, других музейных деятелей, крупных искусствоведов и художников, архивы некоторых музеев, чьи коллекции поступили в ГМИИ.

В 1991 г. Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина — один из самых крупных и значительных российских музеев европейского и мирового искусства, был внесён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

 

Лит.: Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Каталог картинной галереи. Живопись. Скульптура, М., 1961; Демская А. А., Смирнова Л. М. Музей на Волхонке. М., 1982; 50 лет Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина: Сб. статей. М., 1962.

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина: сайт. Б. д. URL: http://www.arts-museum.ru/.

 

См. также в Президентской библиотеке:

Положение о Комитете для устройства при Московском университете Музея изящных искусств им. имп. Александра III и заведывания им. М., 1896;

Утверждён Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения // День в истории. 20 февраля 1995 г.

ЭС: ГМИИ имени А.С.Пушкина | Летопись Московского университета

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МУЗЕЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА, один из крупнейших музеев зарубежного искусства в России. Основан в 1912 г. И.В. Цветаевым как Музей изящных искусств при Московском университете.

 

Торжественное открытие Музея изящных искусств имени императора Александра III при Московском университете состоялось 31 мая 1912 г. в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Памятники восточной, классической и христианской скульптуры заняли 22 больших зала, 2 кабинета и 2 дворика – количество, до сих пор небывалое в России.

Этому событию предшествовал подвижнический 20-летний труд И.В. Цветаева, превративший кабинет изящных искусств историко-филологического факультета во всемирно известный музей. В 1894 г. в Москве прошёл I съезд русских художников и любителей художеств, принявший дар П.М. Третьякова городу – картинную галерею. После речи И.В. Цветаева «Устройство музея античного искусства при Московском университете» был объявлен конкурс на лучший проект музея, который проводила Санкт-Петербургская академия художеств. Конкурс выиграл архитектор Р.И. Клейн (1898). Городская дума постановила отдать университету без всяких ограничений под музей всю пустовавшую площадь Колымажного двора (1898).

 

В значительной степени музей строился на добровольные пожертвования. Имена благотворителей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Имя Александра III было присвоено будущему музею по завещанию известной московской жертвовательницы В.А. Алексеевой (1894).

В создании залов и составлении коллекций принимали участие как члены императорской семьи, так и обыкновенные граждане. Крупную сумму выделил министр финансов С.Ю. Витте, посол России во Франции А.И. Нелидов, поспособствовал получению копий древнегреческих шедевров из Национальной высшей школы изящных искусств/École des Beaux-Arts de Paris.

Многолетним и исключительно «щедрым пособником музея» был Ю.С. Нечаев-Мальцев, выпускник юридического факультета Московского университета (1857) и владелец стекольных заводов Гусь-Хрустального Владимирской губернии. Сын и дочь профессора медицины Г. А. Захарьина подарили ряд скульптур эпохи Возрождения и слепки всех скульптур Парфенона, заполнивших отдельный зал. П.Г. Виноградов хлопотал в Городской думе о земле для здания, В.Ф. Миллер, знаток Востока, оказывал важную консультационную помощь.

В летние месяцы музей был открыт четыре раза в неделю для групповых посещений воспитанников учебных заведений, разного рода профессиональных организаций, групп из широкой публики по 20 человек. В роли экскурсоводов выступали студенты Московского университета, слушательницы Высших женских курсов и Археологического института. И.В. Цветаев и старший хранитель В.К. Мальмберг читали лекции, здесь же велись практические занятия.

 

 

И.В. Цветаев и Ю.С. Нечаев-Мальцев. 1912

Члены Комитета по устройству Музея изящных искусств в кабинете изящных искусств Московского университета

В 1918–1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний.

31 мая 1923 г. НКП РСФСР утвердил проект Соглашения о передаче Московским университетом Музея изящных искусств (МИИ) в ведение музейного отдела Главнауки НКП РСФСР. В проекте указывалось:

«В целях развертывания в МИИ коллекций западного искусства и объединения их с существующими отделами музея, равно как и для пополнения последних соответствующими подлинными памятниками из общего государственного фонда, МИИ передаётся в ведение отдела музеев НКП для организации автономного Музея изящных искусств, действующего в пределах выработанного для него положения, вырабатываемого музейным отделом совместно с 1-м МГУ».

 

Порядок взаимодействия с Главнаукой НКП РСФСР включал: передачу здания (5 ноября) и приём коллекций (8–10 ноября). В состав музея к этому времени входили отделы Классического Востока, Античный (греко-римский) и Христианский. Коллекции насчитывали 9938 предметов, в том числе 7910 оригиналов и 2028 копий, не считая нумизматической коллекции (9355 монет). Комиссия утвердила Акт передачи 16 ноября 1923 г. Представителями МГУ выступали помощник ректора А.В. Кубицкий и В.Г. Гиацинтов.

В 1937 г. музею было присвоено имя А.С. Пушкина.

 

Сегодня из залов, созданных при И.В. Цветаеве, сохранились Греческий и Итальянский дворики, зал Олимпии, Пергамский зал. В Белом зале, задуманном как зал русской славы, проходят знаменитые Декабрьские вечера, основанные И.А. Антоновой и С.Т. Рихтером. В 1997 г. открылся Учебный художественный музей имени И.В. Цветаева.

Выпускниками и профессорами Московского университета были директора музея: В.К. Мальмберг (1913–1921), В.Г. Гиацинтов (и.о. 1921–1923), Н.И. Романов (1923–1928) и И.А. Антонова (1961–2013).

 

Монтаж экспоната «Фарнезский бык»

 

 

 

 

 

Проект Р. И. Клейна

Фаюмский портрет. Из коллекции В.С. Голенищева

Литература: Цветаев И.В. Музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. История создания Музея в переписке профессора И.В.Цветаева с архитектором Р.И.Клейном и других документах. 1896–1912. – М., 1977; И.В.Цветаев создаёт музей // Сост. и коммент. А.А.Демская, Л.М.Смирнова. – М., 1995; К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Е.В. Ильченко

Россия / Знакомство с Москвой / Музеи и изобразительное искусство

    Хорошо
Искусство в Москве

Оригинал Официальный сайт
Российский национальный туристический офис

Музей изобразительных искусств имени Пушкина

Открыто
в 1912 году в ГМИИ им. А.С. Пушкина собрана коллекция европейских
второе место в России по искусству после петербургского Эрмитажа. Многие из
сила коллекции в импрессионистах и ​​постимпрессионистах
живописи, в результате часто забываемого факта, что такие произведения приобрели
благодарной публики в России задолго до того, как они захватили
воображение коллекционеров дальше на запад. Dejeuner sur l’herbe Мане
здесь обитает, как и купание Ренуара в Сене, множество прекрасных
работы Ван Гога и Матисса и целая галерея Гогенов.
Однако, пожалуй, самым захватывающим является долгожданный «Золотой
Трои», намеченная на 19 апреля.96.


Третьяковская галерея

Третьяковская галерея обладает лучшей коллекцией традиционных
Русская живопись в мире. Основа коллекции музея
собран в середине девятнадцатого века Павлом Третьяковым,
богатый московский купец, страстно увлекавшийся коллекционированием скрипок,
птицы и дойные коровы, а также русское искусство. Третьяков пожертвовал свою
обширная коллекция в город 1892 и последующее увеличение
уже давно снабжает галерею гораздо большим количеством работ, чем она может
возможно экспонировать в его ограниченном пространстве. Хотя это означает, что бесчисленное
прекрасные работы редко выходят в свет, это также означает, что те
выставленные работы являются без исключения шедеврами своего
Период и жанр. Хотя в Третьяковке все достойно и
вознаграждает терпеливое внимание, его коллекция икон стоит как
окончательное представление этого самого русского вида искусства.


Дом-музей Горького

Один из лучших образцов московского искусства
модерн Федора Шехтеля, также известного как Рябушинский
Особняк. Здание
служил резиденцией великого писателя Максима Горького с 1931 г.
до 1936 года. Построенный сразу после начала этого века, особняк
привлекательным своим замечательным дизайном и отделкой, как внутри, так и
вне. Дизайн Шехтеля — почти галлюцинаторный шедевр
волнообразные формы, цветочные мозаичные и лепные украшения, яркие оттенки —
неоспоримой изюминкой является извилистая главная лестница. Все это контрастирует
сильно со значением здания как дома одного из российских
величайших «пролетарских» писателей, но ирония только добавляет
интерес к посещению.

Музей Пушкина — Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное,
присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.