Содержание
Соборы Московского Кремля — список соборов с их кратким описанием.
Московский Кремль является одной из самых узнаваемых достопримечательностей не только Москвы, а и всей России. Это древняя крепость в самом сердце Белокаменной, собственно говоря с которой и началась история важнейшего отечественного мегаполиса.
На протяжении всего своего существования Кремль играл немаловажную роль как в культурном, так и политическом аспектах. На данный момент это важнейший центр туризма, официальная резиденция российского Президента, исторический и культурный комплекс.
Как показывает официальная статистика, Кремль является самым посещаемым местом в России. Туристов особенно захватывает уникальная архитектура московской крепости. По сути, в состав комплекса входит немало построек и соборов. Вот на последних мы и с акцентируем свое внимание.
Успенский собор: самое старинное здание Москвы
В состав Московского Кремля входит немало построек, но наибольший интерес у туристов вызывает Успенский собор. Это частично действующий храм, в основном выполняющий роль музейного комплекса, в котором периодически проводят богослужения.
Собор был построен в 1475 году, и это делает его самой старинной постройкой в пределах столицы, которая сохранилась в первозданном виде. Стоит отметить, что до 1917 года Успенский собор был ключевым кафедральным храмом Российской Православной Церкви.
Благовещенский собор: венец работы псковских мастеров
Данное религиозное сооружение за всю свою историю перенесло немало бед и потрясений. Несколько пожаров, разрушения в результате войн и набегов. Тем не менее, храм выстоял и продолжает радовать глаз москвичей и посетителей Белокаменной.
Благовещенский собор был построен в 1484 году псковскими архитекторами. Стоит отметить, что храм действует до сих, и в нем регулярно проводят богослужения. В непосредственной близости от него находятся ключевые достопримечательности Москвы, минигостиница, торговые объекты и памятки истории.
Архангельский Собор: один из красивейших храмов Москвы
Архангельский собор находится на Соборной площади и признается одним из наиболее интересных религиозных сооружений Москвы. Он был построен в 1505 году и практически сразу же стал центром православной веры древней России.
В настоящее время большую часть времени храм закрыт, или же представлен как музейная композиция. Тем не менее, в великие церковные праздники здесь проходят службы, посетить которые могут все желающие.
Колокольня Ивана Великого: кусочек итальянской культуры в сердце Москвы
Данное религиозное сооружения является одним из наиболее интересных в составе Московского Кремля. Дело в том, что при постройке колокольни в 1505 году за основу были приняты стиль и архитектура итальянских соборов.
Объект визуально состоит их двух ярусов. На нижнем расположена действующая церковь, в которой проводятся службы. А вот на верхнем уровне расположена колокольня, звон которой заставляет окружающих погрузится в атмосферу тишины и умиротворения.
Церковь Ризоположения: самый загадочный объект Кремля
Свое название данный объект получил от византийского праздника, когда туда привезли Ризу Богоматери. Построили храм в 1484 году, и с того момента церковь окружена массой слухов, легенд и домыслов.
За всю свою историю церковь не была разрушена, а проводимые здесь молитвенные обряды заставляли наступление на Москву остановится. По легенде, заслышав о богослужениях, которые тут проводятся, кочевники разворачивались и уходили.
Верхоспасский собор: домовая церковь русских царей
Верхоспасский собор по праву считается одним из ключевых объектов Кремля, который привлекает к себе внимание необычной планировкой и архитектурными ухищрениями. Собор имеет несколько небольших куполов, каждый из которых украшен позолоченными крестами.
На данный момент посетить данный объект может любой желающий, он открыт в качестве музейного комплекса. А вот богослужения тут не совершаются совсем. Собор по сути состоит из нескольких церквей, каждая из которых была построена представителями российской власти. Именно поэтому его и называют домовой церковью российской царской семьи.
Соборы Кремля
История культуры
Соборы Кремля
Московский кремль – крепость, на протяжении нескольких веков служил резиденцией московских князей, царей и церковных иерархов, а с 1918 года стал резиденцией и советского, а, позднее, и российского правительства.
Серьезный вклад в расширение территории Кремля внес московский князь Иван Калита, который внутри новой крепости, обнесенной дубовыми стенами, основал Соборную площадь, образованную тремя каменными храмами: Успенским собором (1327), церковью Иоанна Лествичника с колокольней (1329) и Архангельским собором (1333). В княжении Ивана Калиты был также построен каменный храм Спаса на Бору.
При великом князе Дмитрии Донском Кремль стал первым каменным градом Московского государства. А в 1365 вблизи Спасских ворот глава Русской православной церкви митрополит Алексий основал Чудов монастырь.
В 1393 по заказу вдовы Дмитрия Донского в системе дворца была заложена каменная церковь Рождества Богородицы. Остатки этого дворцового храма являются материальным свидетельством о самой древней фрагментарно дошедшей до нашего времени каменной кремлевской постройке.
В 1407 вдова Дмитрия Донского, принявшая постриг под именем Евдокии, основала женский Вознесенский монастырь с соборным храмом Вознесения, расположившимся непосредственно вблизи Чудова.
Кардинальная реконструкция Кремля была осуществлена великим князем Иваном III. Были возведены новые грандиозные стены и башни Кремля в соответствии с требованиями европейского фортификационного строительства.
Близкий к современному облик приобретает и Соборная площадь.
На месте обветшавшего Успенского храма времени Ивана Калиты Аристотель Фьораванти возводит пятикупольный Успенский собор (1474-1479).
А в 1484 году артель псковских мастеров закладывает сразу два храма – великокняжескую домовую Благовещенскую церковь (1484-1486) и церковь Ризоположения (1484-1489) на митрополичьем дворе.
В 1505-1508 был построен Архангельский собор – храм-усыпальница князей московского дома. В эти же годы возводится и колокольня Ивана Великого.
В XVI в. продолжается строительство новых храмов, отстраиваются здания административного аппарата – Приказы на Ивановской площади.
После пожаров в Москве XVII века в период время польско-шведской интервенции, в Кремле начались активные восстановительные работы.
Так, этап работ на патриаршем дворе связан с именем патриарха Никона. Разобрав несколько древних построек, Никон возвел на их месте церковь апостола Филиппа, к которой с западной стороны пристроил трехэтажные палаты для жилья и приказов. Этот комплекс получил название Патриаршего дворца. В 1680-1681 церковь апостола Филиппа переименовали в церковь Двенадцати апостолов.
Начало XIX века ознаменовалось для Кремля драматическими событиями. В 1812 году, после того как Москва по приказу М. И. Кутузова была оставлена русской армией, в Кремль вошли войска Наполеона. Кремлевские храмы были разграблены французскими солдатами, а многие здания пострадали от произведенных по приказанию Наполеона взрывов. Однако уже в 1813 году большинство храмов было приведено в порядок.
Новое большое строительство началось в Кремле в 1830-е годы. На сей раз оно вдохновлялось идеями «самодержавия, православия и народности», проводником которых стал архитектор К. Тон. Так, на месте старого Конюшенного двора близ Боровицкой башни по проекту Тона снесли древнюю церковь Рождества Иоанна Предтечи и построили новое здание Оружейной палаты, составившей с новым дворцом единый комплекс.
В начале ХХ века, после октябрьского переворота 1917, Кремль стал ареной борьбы за установление в Москве власти советов. Во время боев от артиллерийского обстрела пострадали некоторые башни и храмы. Снарядами были повреждены церковь Двенадцати апостолов, крыльцо Благовещенского собора, главы теремных церквей.
В 1918 году в Кремль переехало советское правительство во главе с В. И. Лениным. В здании бывшего Сената разместились учреждения Совета Народных Комиссаров. Кавалерские корпуса были приспособлены для квартир членов правительства.
По идеологическим соображениям в 1930-е годы были уничтожены многие кремлевские постройки культового характера. Снесли Чудов и Вознесенский монастыри, а на их месте построили здание Военной школы ВЦИК. Разобрали церковь Константина и Елены, церковь Благовещения на Житном дворе, храм Спаса на Бору. В 1937 все башни Кремля вместо завершения в виде двуглавого орла получили пятиконечные звезды из рубиново-красного стекла.
Сегодня государственная политика в отношении религии и церкви изменилась кардинальным образом. Соборы и храмы не только не подвергаются разрушению и изменению, но и восстанавливаются.
Именно поэтому Кремль в настоящее время – это не только правительственная резиденция, но и один из крупнейших архитектурных и художественных музеев-заповедников, который состоит из множества исторических и архитектурных памятников, в том числе и Соборов Кремля.
Успенский Собор
Успенский Собор был построен в 1475-1479 годы под руководством итальянского архитектора Аристотеля Фьораванти. Перед итальянским зодчим была поставлена задача возвести собор по образцу древнего Успенского собора во Владимире.
Сохранив внешние особенности пятиглавого трехнефного православного храма, Фьораванти внес в его архитектуру ряд индивидуальных черт, объясняемых воздействием эстетики итальянского Ренессанса. Прежде всего, она ощущается в совершенной симметрии постройки. В плане храм делится на одинаковые квадратные ячейки, перекрытые крестовыми сводами.
Соответственно фасад здания составлен из одинаковых простенков прясел, разделенных вертикальными выступами-лопатками. Вытянутые узкие окна расположены точно по оси каждого прясла. Аркатурно-колончатый пояс, заимствованный из архитектурного декора Владимирского собора, проходит ровно по середине высоты стен храма. Апсиды собора архитектор сделал узкими как пеналы, но слабо выступающими из тела здания. Снаружи они скрыты дополнительными лопатками. Этот прием придал архитектуре храма, построенного из крупных блоков белого известняка, редкую цельность и строгость. В интерьере вместо привычных крещатых столбов использованы круглые колонны, которые наряду с равной высотой сводов создавали впечатление зального пространства, нового для русской архитектуры.
С момента своего основания Успенский собор служил местом, где проходили торжественные церемонии «вокняжения», венчания на царство, а с XVIII века – коронования императоров. Кроме того, храм имел статус митрополичьего собора, в соответствии с которым здесь же совершались ритуалы возведения в сан высших церковных иерархов.
Со строгим внешним обликом контрастирует богатство внутреннего убранства. Собор впервые был расписан в конце XV века. Известно, что в этой работе принимал участие знаменитый иконописец Дионисий. От этой древней росписи сохранилось лишь несколько композиций в алтарной части собора и фигуры преподобных, украшающих каменную алтарную преграду перед иконостасом. Эту живопись отличает нежность цвета, плавность контуров, утонченность пропорций. Существующая роспись появилась в соборе в 1642-1643 г.г. К работе над новой стенописью было привлечено множество (более 150) иконописцев из разных городов. Руководили работами царские изографы Иван Паисеин, Сидор Поспеев и др. На сводах Успенского собора размещены композиции на темы двунадесятых праздников. В верхней части северной и южной стен также иллюстрируются евангельские сюжеты – притчи. В третьем ярусе начинается повествование о земной жизни Богородицы. Во втором ярусе располагаются композиции на тему Акафиста Пресвятой Богородице – торжественных песнопений, посвященных Богоматери, а в самом нижнем ярусе – изображения семи вселенских соборов, на которых вырабатывалась догматика Православной церкви. На западной стене по традиции помещена грандиозная сцена Страшного суда.
Иконостас Успенского собора, полностью скрывающий от взглядов алтарную часть храма, был создан в 1653 по заказу патриарха Никона. Он состоит из пяти ярусов, в которых размещены шестьдесят девять икон, написанных шестнадцатью иконописцами. Деисусный чин (ярус) иконостаса включает изображения двенадцати апостолов. Такой тип, получивший название «апостольского деисуса» и воспроизводивший греческие образцы, был введен на Руси патриархом Никоном. Поля и фоны икон были покрыты тиснеными серебряными пластинами – басмой. Однако существующая басма выполнена по образцу древней в 1881-1883. Местный, самый нижний ряд иконостаса состоит из наиболее чтимых икон. Справа от Царских врат находится икона «Спас Златая Риза». По преданию образ Спаса был вывезен из Новгорода Иваном Грозным. Доска этой иконы датируется XI веком. Однако древней живописи на ней не сохранилось. В XVII веке царский иконописец Кирилл Уланов написал образ заново в соответствии с иконографией древнего подлинника. С этой иконой было связано предание о наказании Христом императора Мануила. В 1655 Никон, провозглашавший верховенство духовной власти над светской, поставил ее на почетное место справа от Царских врат. Рядом со «Спасом Златая Риза» находится храмовая икона собора – «Успение Богоматери», созданная около 1479. Над дверью, ведущей в Дмитровский северный придел, находится знаменитая икона «Спас Ярое око» (XIV век), написанная еще для собора времени Ивана Калиты и получившая свое название из-за сурового взгляда Спасителя. Слева от Царских врат располагается образ Владимирской Богоматери (1514), относимый по стилю живописи к кругу Дионисия. На месте этой иконы некогда стояла древняя чудотворная Владимирская, переданная в 1918 на хранение в Третьяковскую галерею.
Сегодня многочисленные иконы, исторически принадлежавшие Успенскому собору, располагаются, кроме иконостаса, в отдельных стеклянных витринах и в боковых пристенных иконостасах. Из них древнейшая икона «Святой Георгий» датируется концом XI веком. Эта икона также происходит из Новгорода, где она находилась в Георгиевском соборе Юрьева монастыря. Одна из самых интересных икон на южной стене – «Митрополит Петр с житием», предположительно написанная Дионисием. Митрополит Петр, благословивший князя Ивана Калиту возвести первый белокаменный собор (Успенский собор), стал первым прославленным московским святым. На одном из клейм иконы изображена церемония закладки древнего Успенского собора, во время которой митрополит Петр указал место своего будущего захоронения в алтаре.
У южной стены собора вблизи иконостаса находится резное деревянное сооружение – так называемый Мономахов трон, или царское моленное место. Оно было сделано в 1551 для первого русского царя Ивана Грозного вскоре после его венчания на царство. Рельефы трона иллюстрируют легенду о походе Владимира Мономаха на Византию, закончившемся поражением греков. Император в знак признания победы русского князя прислал ему в дар царские инсигнии (символы власти) – шапку Мономаха и оплечье-бармы. Легенда использовалась первым русским царем для доказательства своего права на царскую корону. У северо-восточного столба стоит еще одно деревянное резное моленное место. Оно появилось в Успенском соборе в XVII веке. Его перенесли из домовой церкви цариц для первой жены Алексея Михайловича Романова – Марии Ильиничны из рода Милославских. До этого момента царицы не посещали служб в Успенском соборе. В сердцевидных кокошниках, венчающих сооружение, помещены сцены Рождества Богоматери, Христа и Иоанна Предтечи. Они служили своеобразным молением о продолжении царского рода. К юго-восточному столбу примыкает каменное патриаршее место (первоначально митрополичье), созданное для главы русской церкви одновременно с собором.
В 1624 году в юго-западном углу Успенского собора был установлен медный ажурный шатер, отлитый русским мастером Дмитрием Сверчковым. Шатер предназначался для хранения плащаницы (шитого покрова с изображением Положения Христа во гроб, использовавшегося в богослужении Страстной седмицы). Здесь же хранилась драгоценная реликвия – частица Ризы (одежды) Христа, которая была подарена русскому царю иранским шахом Аббасом. В 1913 году в шатер поместили раку с мощами канонизированного в том же году патриарха Гермогена, который прославился непримиримым отношением к польским интервентам, захватившим Кремль в начале XVII века, и принял от них мученическую смерть.
Митрополичий Успенский собор изначально служил также местом погребения русских святителей, митрополитов и патриархов. Надгробные памятники русским иерархам располагаются вдоль стен по периметру храма. Белокаменные надгробницы указывают место захоронения. Сами захоронения находятся под полом собора. За иконостасом в Петропавловском приделе находится гробница митрополита Петра. В XV веке мощи митрополита находились в золотой раке, которая исчезла во время польско-шведской интервенции XVII века. Новую раку сделали из серебра, но и она была украдена в начале XIX века солдатами Наполеона. В настоящее время мощи святого митрополита Петра покоятся в серебряной раке под бронзовым балдахином, выполненными в 1819 года. Рака св. Ионы, первого русского митрополита, поставленного собором русских епископов, стоит в северо-западном углу храма. Она была создана в 1585 году по заказу сына Ивана Грозного, царя Федора. Медная сень над ней отлита в 1803 году. В юго-восточном углу собора находится сделанная из кипариса рака святого митрополита Филиппа (Колычева). Обличавший царя Ивана Грозного за его злодеяния митрополит Филипп был задушен по приказанию царя в Тверском монастыре. Мощи его привезли и тожественно поместили в Успенском соборе при патриархе Никоне в XVII веке.
Архангельский Собор
Архангельский Собор был построен в 1505-1508 годы. Это второй по значению храм Московского государства.
Как и Успенский собор, он построен на месте древнего храма времен Ивана Калиты. Строил собор итальянский зодчий Алевиз Новый, приехавший в Россию из Венеции.
Итальянскому архитектору удалось органично соединить в архитектуре собора черты древнерусского зодчества с новшествами итальянской архитектуры эпохи Возрождения.
Архангельский собор представляет собой большой шестистолпный крестово-купольный храм, увенчанный традиционным русским пятиглавием. Стены храма подчинены ордерным членениям. Профилированные карнизы делят фасады собора на два горизонтальных яруса, а пилястры, украшенные пышными капителями, задают им вертикальный ритм. Внешний облик храма сочетает в себе строгость ордерных членений с обилием декоративных деталей. Полукружия закомар заполнены огромными резными раковинами. Северный и западный входы обрамлены белокаменными резными порталами. Первоначально собор не был полностью побелен, как сегодня. Красный цвет кирпичных стен в сочетании с белокаменными архитектурными деталями придавал собору красочность и нарядность.
Кроме своего основного назначения соборной церкви св. Михаила Архангела, храм уже с XIV века выполняет и другую функцию: он становится местом упокоения московских князей – княжеской усыпальницей. Когда в начале XVI века было начато строительство нового храма, белокаменные княжеские гробы перенесли в церковь Иоанна Лествичника; но как только храм возвели до сводов, их торжественно вернули в собор, опустив в специально приготовленные под полом собора «склепы», выложенные кирпичом. Поверх склепов устроили надгробия, облицованные белокаменными плитами, украшенными резьбой. Всего в соборе 46 гробниц, расположенных по периметру храма. Южная сторона считалась более почетной для захоронения; вдоль нее стоят гробницы великих князей. Западная и северная стены были предназначены для размещения захоронений удельных князей. Великие князья Василий Васильевич Темный II, Иван Васильевич III и Василий Иванович III были погребены на солее храма, вблизи алтаря. Сын Василия III Иван Грозный, первый русский венчанный царь, приготовил для себя еще при жизни особую усыпальницу в юго-восточном предалтарии, диаконнике. Волею судеб первым в ней был погребен его старший сын Иван, а несколько позднее сам Иван Васильевич и его младший сын Федор. В начале XVII века на российский престол взошла новая династия – Романовы. Стремясь подчеркнуть законность перехода власти от Рюриковичей к Романовым, они также избрали Архангельский собор местом захоронения, располагая новые гробницы у юго-восточного и северо-восточного столбов. Кроме княжеских и царских гробниц, в соборе находятся две раки. Одна из них – рака с мощами святого князя Михаила Черниговского, принявшего мученическую смерть от татар. Еще недавно она находилась в недоступном для посетителей месте – в алтаре храма. Сегодня деревянная рака XVII века установлена в соборе у северной стены. На ее крышке помещено иконописное изображение князя Михаила. Вторая рака хранит мощи последнего Рюриковича, невинно убиенного младшего сына Ивана Грозного, царевича Дмитрия Угличского. В 1606 году, когда останки царевича привезли из Углича, раку поместили с внутренней стороны юго-восточного столба. В 1638 году над ней возвели белокаменную, украшенную резьбой сень и оградили литой решеткой. Мощи царственного младенца стали главной реликвией княжеского собора-усыпальницы.
Ежедневно в Архангельском соборе совершались заупокойные литургии и панихиды «по царским сродникам». В великокняжеской семье было принято перед особенно опасными предприятиями просить молитвенной помощи у своих умерших предков. Так, Дмитрий Донской молился у гробов своих прародителей перед походом на Куликово поле. Самодержцы посещали Архангельский собор также на Страстной и Пасхальной неделе, в дни памяти родных и на престольные праздники.
Впервые Архангельский собор был украшен росписью в царствование Ивана Грозного (1564-1565). В 1652 царские мастера Яков Казанец «со товарищи» получили указ сбить старую роспись, предварительно составив ее тщательное описание, и приступить к выполнению новой стенописи. Работа продолжалась с большими перерывами (из-за войны с Польшей) вплоть до 1660 года. На последнем этапе артель мастеров возглавлял царский жалованный изограф Симон Ушаков. Новая стенопись сохранила программу древней росписи. Фрески южной и северной стен собора посвящены архангелу Михаилу и повествуют о совершенных им на земле чудесах. Часть сводов и западная стена отданы композициям, иллюстрирующим одну из самых важных христианских молитв – Символ веры. На столбах храма помещены изображения святых русских князей, а в нижнем ярусе стен, над гробницами, «воображаемые» портреты погребенных в соборе князей. Росписью была украшена и лоджия западного фасада. Она рассказывает о легендарной истории крещения Руси князем Владимиром. Фрагменты древней живописи XVI века сохранились лишь в алтарной части собора. В центральной апсиде алтаря к XVI века принадлежит орнаментальная роспись, украшающая две ниши. В диаконнике собора, где расположены гробницы Ивана Грозного и его сыновей, к XVI веку относится роспись нижнего яруса. Одна из композиций этого яруса – Прощание с семьей – изображает Василия III, благословляющего перед смертью своего старшего сына Ивана и царицу Елену с младенцем Юрием на руках.
Иконостас Архангельского собора также создан в XVII веке (1679-1680). Деревянная конструкция иконостаса сплошь покрыта пышной вызолоченной резьбой с обилием растительных форм. Такую резьбу на Руси называли флемской, то есть фламандской. Подавляющее число икон четырехъярусного иконостаса также написано в конце XVII века. Стиль их живописи тяготеет к так называемой итало-критской школе.
В местный нижний ряд иконостаса кроме икон XVII века включены два более древних образа. Один из них – храмовая икона собора – «Архангел Михаил в деяниях», написанная около 1399 гола. В среднике иконы изображен архангел Михаил в облике небесного воина, облаченного в доспехи и красный воинский плащ, а в окружающих средник клеймах – чудеса архангела Михаила. Дошедшая до наших дней легенда повествует, что икона была создана по заказу вдовы Дмитрия Донского, монахини Евдокии, в память о муже. Вторая древняя икона архангельского иконостаса – так называемое «Благовещение Устюжское». Она была написана во второй половине XVI веке при Иване Грозном, заказавшем для Архангельского собора копию древнего образа XII века.
Благовещенский Собор
Благовещенский Собор, третий по значению, был построен в 1484-1489 годах. Он представлял собой домовой великокняжеский храм.
Ныне существующий собор был возведен в XV веке на древнем белокаменном подклете XIV века артелью псковских мастеров.
Первоначально небольшая четырехстолпная крестово-купольная постройка имела всего три главы, освещавшие центр и алтарную часть храма. Со всех сторон здание обходили крытые галереи-паперти. Нынешний облик собор приобрел в 1560-е годы, когда на всех четырех углах паперти поставили маленькие храмы-приделы, увенчанные золочеными куполами. С западной стороны к ним добавили еще две западные декоративные главы, в результате чего храм стал девятиглавым и приобрел красивый пирамидальный силуэт. Внутри Благовещенский собор кажется довольно тесным из-за расположенных в его западной части хор. Главный купол собора покоится на так называемых повышенных арках (конструктивная деталь, свойственная псковской архитектурной школе). Система крытых переходов связывала собор с жилым дворцовым комплексом.
Настоятель Благовещенского собора по традиции становился царским духовником. Духовник принимал исповедь государя, помогал составлять ему завещание – духовную грамоту, крестил и венчал царских детей. В Благовещенском соборе находилась также царская ризница, где хранились древние почитаемые иконы и другие реликвии. Среди наиболее ценных реликвий были частицы мощей более сотни святых Греческой и Русской церкви. Раз в году в пятницу Великого поста совершали обряд омовения мощей: серебряные ковчеги с заключенными в них реликвиями переносили из Благовещенского собора в Успенский и омывали святой водой.
Летопись сообщает, что Благовещенский собор был украшен росписью в начале XVII века, причем выполнил ее мастер Дионисий с сыновьями. Однако эта роспись погибла в большом пожаре 1547 года. После пожара, в 1550-1560-е годы собор был расписан заново мастерами эпохи Ивана Грозного. Сюжеты росписи основного объема храма достаточно традиционны. В куполах размещены образы Христа Вседержителя, Богоматери «Знамение» и Бога Отца. Своды и стены заняты евангельскими сценами. В западной части храма подробно иллюстрируется Апокалипсис. На столбах написаны греческие и русские святые, в том числе Иван Калита и Дмитрий Донской. К этому же периоду относятся и фрески паперти, своды которой украшает композиция «Древо Иессеево». Она начинается изображением фигуры Иессея над входом в собор и завершается образом Богоматери с Младенцем, как бы венчающим его крону. В ветвях древа изображены пророки, апостолы и философы, среди которых можно обнаружить даже «портреты» античных философов и поэтов Гомера и Вергилия.
С папертей в храм ведут прекрасные белокаменные резные порталы, выполненные в XV-XVI веках итальянскими резчиками. Мотивы резьбы – дельфины, светильники, цветы и плоды – типичны для эпохи Ренессанса. Порталы обрамляют двустворчатые медные врата начала XVI века. Створки врат украшены изображениями сивилл, пророков и мудрецов, выполненными в сложной технике золотой наводки (с использованием золотой амальгамы).
Пятиярусный иконостас Благовещенского собора относится к числу самых загадочных произведений древнерусского искусства. До недавнего времени считалось, что над этими иконами в 1405 году работали Феофан Грек, Андрей Рублев и Прохор с Городца. Однако надежные источники, обнаруженные исследователями, говорят о том, что, как и первоначальная роспись, древний иконостас погиб в огне пожара 1547 года. Стилистически благовещенские иконы относятся к рубежу XIV-XV веков. Высокое качество живописи и дата позволяют предполагать, что и иконы деисусного и праздничного рядов ныне существующего иконостаса написаны великими мастерами – Андреем Рублевым и Феофаном Греком. Два верхних ряда – пророческий и праотеческий – появились в соборе во второй половине XVI века, в эпоху Ивана Грозного. Сама же конструкция иконостаса была изготовлена взамен обветшавшей в 1894-1896 по эскизу архитектора-реставратора Н. В. Султанова. Все ее детали выполнены из бронзы, обиты позолоченной латунью и украшены эмалью.
Несомненно, Московский Кремль – это символ российской государственности, один из крупнейших архитектурных ансамблей мира, включающий памятники архитектуры XIV-XX веков, богатейшая сокровищница исторических реликвий, памятников культуры и искусства.
Кремль – это и крепость, мощные зубчатые стены и башни которой так хорошо знакомы по открыткам и телевизионным изображениям.
На территории Кремля находятся златоверхие храмы, древние терема и палаты, величественные дворцы и парадные административные здания.
Уникальный музейный комплекс включает Успенский, Архангельский, Благовещенский соборы, церковь Ризположения, Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов, ансамбль звоницы Ивана Великого и другие исторические памятники, бесценные для истории Российского государства.
В советский период религия и церковь были подвергнуты гонению со стороны государства. Были разрушены многие храмы, осуществлена попытка навсегда искоренить веру в Бога у людей. Не прошла беда и мимо Московского Кремля, в котором уже нет многих церквей и вряд ли их когда-нибудь можно будет восстановить.
Как свидетельствует история, на протяжении всего периода существования Кремля его здания и сооружения страдали или от легкомыслия правителей, или от захватнических иноземных войн, или от пожаров.
И все же Кремль, несмотря ни на что, выстоял. И сегодня это и древний памятник культуры и зодчества, и место сосредоточия государственной власти, и просто одно из самых красивых мест города. А поэтому задача нашего и будущих поколений – сохранить этот выдающийся памятник истории России.
Понравилась статья? Поддержите нас донатом. Проект существует на пожертвования и доходы от рекламы
Собор Василия Блаженного, Москва
История Собора Василия Блаженного
- Собор Василия Блаженного был построен в 1561 году в ознаменование победы России над Казанским ханством. Его официальное название — Покровский собор , но чаще всего он известен как собор Василия Блаженного, по имени юродивого Василия, жившего в 16 веке.
- Собор был признан советской властью значительным и незаменимым национальным памятником. Он подвергся обширной реставрации и стал музеем архитектуры, истории, политики и религии. В отличие от многих исторических зданий, храм Василия Блаженного избежал сноса при сталинском режиме.
Собор Василия Блаженного стал всемирно признанным образом России. Расположенный на Красной площади рядом с Московским Кремлем, собор является неотъемлемой частью городского пейзажа Москвы и поразительным достижением древнерусского зодчества, синтезируя в единый ансамбль одиннадцать уникальных храмов. Какова история этого памятника русской духовной, политической и архитектурной истории и что вы можете найти там сегодня?
Собор Василия Блаженного во времена Императорской России
Фото с сайта https://pastvu.com/
Предысторией строительства храма Василия Блаженного послужил Казанский поход царя Ивана IV, последний за более чем столетие войн между Казанским ханством и Россия. Перед своей ключевой кампанией по захвату Казани в 1552 году Иван Грозный поклялся построить собор в честь победы России.
После взятия Казани русскими 2 октября был построен деревянный Троицкий собор, окаймленный семью часовнями. Когда в 1555 году Казанское ханство окончательно вошло в состав Русского государства, Иван приказал перестроить ансамбль собора в камне. Никто точно не знает, кто именно спроектировал собор Василия Блаженного, хотя принято считать, что это русские архитекторы Барма и Постник.
Знаете ли вы? Легенда гласит, что собор настолько впечатлил Ивана Грозного, что он ослепил архитектора, чтобы его неповторимая красота и великолепие никогда не были воссозданы.
Собор должен был быть перестроен с восемью независимыми церквями, окружающими большой центральный храм. Каждый храм освящался в честь важных событий русской духовной или политической жизни. Собор Василия Блаженного был завершен в июле 1561 года и освящен в честь Дня Покрова Пресвятой Богородицы.
Знаете ли вы? Центральный купол собора Василия Блаженного высотой 65 метров. Оно оставалось самым высоким зданием Москвы в течение 39 лет после завершения строительства!
Официальное название Собор Покрова на Рву (Покровский собор), но более известен как Собор Василия Блаженного. Святой Василий (Василий) был юродивым и прорицателем, чудотворные способности которого даже снискали уважение Ивана Грозного. Сын Ивана приказал воздвигнуть часовню в честь Василия, которая была закончена в 1588 году на месте его могилы. Часовня была открыта днем и ночью и была единственным отапливаемым храмом в ансамбле собора; вскоре он стал синонимом собора в целом.
Собор Василия Блаженного оказался под серьезной угрозой во время Отечественной войны 1812 года. Когда армия Наполеона вторглась в Москву, они разграбили собор и устроили внутри конюшни. При отступлении из Москвы Наполеон приказал своему начальнику артиллерии разрушить собор; однако проливной дождь погасил зажженные запалы взрывчатки.
Собор Василия Блаженного во времена Советской России
Фото с сайта https://pastvu.com/
Советы признали Собор Василия Блаженного важным и незаменимым национальным памятником. Было решено сохранить и отреставрировать собор, а также превратить его в музей с выставками об архитектуре, истории, политике и религии. Храм Василия Блаженного открылся для публики 19 мая.23, а в 1928 году стал филиалом Государственного Исторического музея, где и находится с тех пор.
Знаете ли вы? Ходили слухи, что где-то под собором могла лежать библиотека Ивана Грозного, собрание книг и документов, перешедших по наследству от византийских императоров. Исследование собора продолжалось и в 20 веке, когда археологи охотились за сокровищами, секретными проходами и многим другим!
Красная площадь использовалась для масштабных парадов и демонстраций, а при Сталине различные исторические здания были снесены, чтобы максимально увеличить пространство. Один из ближайших соратников Сталина Лазарь Каганович предложил снести храм Василия Блаженного — Каганович уже руководил разрушением храма Христа Спасителя и Казанского собора в Кремле. Однако архитектор Петр Барановский умолял Политбюро оставить собор нетронутым и даже отправил телеграмму самому Сталину. Барановскому приписывают спасение Василия Блаженного.
Собор Василия Блаженного сегодня
Photo Nicole Pankalla веб-сайт Pixabay
Собор Василия Блаженного был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. В 1991 году возобновились церковные службы, и начались работы по возвращению к жизни колоколов собора – сегодня , на колокольне установлено 19 колоколов возрастом от 25 до почти 500 лет! В 2007 году Собор Василия Блаженного был объявлен одним из семи чудес России.
Сегодня в Соборе Василия Блаженного кипит духовная и светская жизнь. Помимо часовен и церковных служб, в соборе также проходят фестивали, выставки, художественные мероприятия, концерты и многое другое.
Что можно увидеть сегодня в соборе Василия Блаженного?
- Внешний вид: Архитектура Василия Блаженного уникальна для всей России. Его девять церковных башен увенчаны куполами-луковицами конфетного цвета и украшены слоями карнизов, кокошников, окон, разноцветных изразцов и узоров.
- Интерьер: Ансамбль Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей, каждая из которых имеет уникальную архитектуру и художественное убранство и освящена в честь знаменательных событий политической и духовной истории России. Посетители могут открыть для себя чудесные произведения искусства, великолепные иконостасы с сотнями искусных икон и ценные экспонаты, принадлежащие церкви и императорской семье.
Внешний вид
Фото с сайта Олега Шакурова Pixabay
Собор Василия Блаженного может похвастаться непревзойденным в России проектом, свидетельствующим о блестящем таланте его создателей, отважившихся нарушать традиционные каноны культовой архитектуры. Его девять башен венчают купола-луковки конфетного цвета, излучающие праздничность и жизнерадостность. Каждая башня украшена ярусами карнизов, кокошников и окон; цветочные мотивы змеятся на крыльцах, лестницах и галереях; а геометрические плитки и узоры подчеркивают кирпичную кладку.
Первоначально Собор Василия Блаженного не был буйством красок, которое мы видим сегодня, а имел строгий красно-белый фасад. В 17-м и 18-м веках сменявшие друг друга императоры и императрицы значительно видоизменяли внешний вид собора. Были добавлены кирпичные крыльца и галереи, разноцветная краска и изразцы украсили фасад, а орнаментальные купола приобрели яркие цвета и рисунок.
Знаете ли вы? Купола покрыты 32 тоннами медного листа толщиной 1 мм, площадью 1,900 квадратных метров.
Интерьер
Фото с сайта https://fotostrana.ru/
Храм Василия Блаженного неповторимо впечатляет разнообразием архитектурных и художественных стилей, присутствующих в его интерьере. Чудеса, которые можно обнаружить внутри собора, включают: картины маслом, фрески, портреты и пейзажную живопись; иконостасы, насчитывающие более 400 произведений московской и новгородской иконописи 16 -19 вв.; и ценные экспонаты, принадлежавшие церкви и императорской семье. Часовни собора соединены лабиринтом сводчатых внутренних переходов и галерей, которые от пола до потолка украшены красочными геометрическими узорами и природными мотивами.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы
Фото с сайта http://temples.ru/
Центральный придел св. Василия Блаженного, от которого собор получил свое официальное название. Вы можете узнать истинный масштаб собора изнутри центральной церкви. Кое-где сохранилась первоначальная кирпичная кладка и роспись, в том числе надпись с датой завершения строительства собора Василия Блаженного (12 июля 1561 г.), освещенная великолепной паникадилом. Огромный иконостас в стиле барокко был привезен в Москву в конце 1700-х годов.
Церковь Киприана и Иустины
Часовня освящена в честь мучеников Киприана и Иустины, день памяти которых ознаменован взятием Казани 2 октября 1552 года. , и тянуться к центральной фреске Богоматери. Позолоченный иконостас в классическом стиле изображает сцены Сотворения мира. Церковь Киприана и Иустины увенчана сине-белым куполом с вертикальными полосами.
Церковь св. Григория Армянского
Фото с сайта http://fotostrana.ru
Одна из четырех небольших часовен св. Василия, освященная в честь св. Григория, ответственного за обращение Армении в христианство. Разрушение Арской башни Казанской крепости в 1552 году, ключевой момент похода Ивана, пришелся на день святого (30 сентября). Строгие побеленные стены контрастируют с ярким иконостасом, задрапированным шелковыми и бархатными портьерами. Также видны архитектурные особенности 16-го века, религиозные одежды 17-го века, традиционные свечи и элегантная эмалевая лампа. Сетка из желтых ромбов украшает внешний купол.
Церковь Трех Константинопольских Патриархов
Фото с сайта https://moscowfy.com/
Память патриархов Александра, Иоанна и Павла отмечается 30 августа, в день победы войск Ивана над татарским князем Япанчи в 1552 году. Картины маслом, украшающие стены и потолок, изображают патриархов и других религиозных деятелей, а огромный пятиярусный иконостас состоит из элементов барокко и классицизма. Еще одна маленькая часовня собора, ее купол сделан из зеленых и красных ромбов.
Церковь Св. Василия (Василия Блаженного)
Фото с сайта https://moscowfy.com/ Житие святого Василия. Строительством иконостаса руководил известный художник Осип Чириков. Он настолько велик, что тянется вдоль прилегающих стен, а его иконы помещены на золотой, красный и синий фон; особенно примечательны две старинные иконы: Смоленская икона Божией Матери и Образ святого Василия Блаженного. Сень над усыпальницей святого Василия — одна из самых почитаемых святынь Москвы.
Церковь Входа Господня в Иерусалим
Фото с https://moscowfy.com/
Эта церковь празднует вход Иисуса в Иерусалим, иначе известный как Вербное воскресенье. Торжественные побеленные стены перемежаются оригинальными чертами XVI века, а над северной дверью можно увидеть повреждения, нанесенные обстрелами во время Октябрьской революции. Иконостас этой церкви был взят из Александро-Невского собора Кремля и изображает сцены из жизни этого великого русского героя. Купол церкви украшен зелеными и красными заклепками.
Церковь Святой Троицы
В этой церкви почитается основное учение христианства. Его убранство легкое, изящное и умиротворяющее, а первоначальная архитектура и убранство почти полностью сохранились, в том числе самая древняя паникадило собора и одна из самых почитаемых его икон – Ветхозаветная Троица. Кремовые и зеленые полосы изгибаются к вершине купола, отражая спираль вечности, украшающую внутреннюю часть купола. Интересно, что акустику часовни дополняют глиняные сосуды, вставленные в стены.
Церковь Александра Свирского
Фото с https://moscowfy.com/
В этой маленькой часовне совершается чествование святого Александра Свирского, ответственного за обращение Северной Руси в православие. День памяти этого святого также отмечается 30 августа. Интерьер часовни покрыт фресками, имитирующими кирпичную кладку, а вокруг внутреннего купола вьется спираль вечности; экстерьер состоит из зеленых и кремовых изогнутых полос.
Храм Святителя Николая Чудотворца
Фото с сайта https://moscowfy.com/
Большой храм во имя святителя Николая Чудотворца, чтимая икона которого в 1555 году была переправлена из Вятки в Москву. иконостас церкви изображает житие святителя Николая. Убранство этой часовни особенно богато: красочные росписи достигают потолка, а иконостас украшен цветочными мотивами в позолоченной лепнине. Внешний купол покрыт красными и белыми зигзагообразными полосами.
Церковь Варлаама Хутынского
Еще одна маленькая часовня Василия Блаженного, увенчанная куполом из зеленых и желтых треугольников. Он прославляет святого Варлаама Хутынского, подвижника, почитаемого Иваном IV и его отцом как покровителя царской семьи. День святого святителя, 6 ноября, знаменует победоносное возвращение Ивана в Москву в 1552 году. Иконостас украшен иконами XVI-XVIII вв. Особый интерес представляет большая висячая икона «Видение пономаря Тарасийского», изображающая предсказание ряда о бедствиях, постигших Новгород. Эта икона завораживает тем, что это первое в истории древнерусского искусства произведение, на котором изображен целый город; Новгород передан с поразительной топографической точностью.
Церковь Иоанна Блаженного
Одиннадцатая и последняя церковь соборного ансамбля, открыта для посетителей только в ноябре 2018 г. Часовня освящена в честь юродивого Иоанна, в ней находится позолоченный иконостас, мощи святого и небольшая выставка религиозных предметов и произведений искусства.
Колокольня
Фото с сайта https://moscowfy.com/
Добавлена в ансамбль собора в конце 1600-х гг. и несколько обособлена от основной конструкции. Его венчает крутой восьмиугольный шатер с маленькими окошками и разноцветными плитками. На южной стене колокольни находится огромная знаменитая икона Покров с Василием и Иоанном Блаженным.
Есть несколько тематических и общих экскурсий, которые можно заказать в Соборе Василия Блаженного, но для приятного и познавательного дня, почему бы не отправиться в частную экскурсию «Экспресс в Россию по Москве», которая включает посещение этого великолепного памятника.
Что поблизости?
- Красная площадь – самая известная площадь России, расположенная между Кремлем и историческим районом Китай-город, в окружении самых известных достопримечательностей Москвы.
- Московский Кремль — уникальный памятник русской культуры и символ российской государственности на протяжении веков, с соборами и церквями, 20 башнями и роскошными дворцами.
- Универмаг ГУМ — самый известный универмаг Москвы и место для роскошных покупок, известное своей великолепной архитектурой.
- Парк «Зарядье» — Большой парк, расположенный на берегу Москвы-реки, с участками, воссоздающими разнообразный ландшафт России, и смотровой площадкой, с которой открывается великолепный вид на Кремль.
Основная информация для посетителей
Адрес и контактная информация
Красная площадь, Москва, 109012
https://shm.ru/museum/hvb/
Метро: Охотный Ряд (550м),Площадь Революции (650м),Театральная (700м)
Тел: +7 (495) 698 -33-04
Часы работы
10:00-18:00 с июня по август
11:00-18:00 с мая, сентября, октября
11:00-17:00 с ноября по апрель
Закрыт в первую среду каждого месяца
Архангельский собор, Москва
Какова история Архангельского собора?
- Архангельский собор был возведен в Московском Кремле между 1505 и 1508 , как усыпальница царской семьи. На протяжении веков здесь покоятся поколения русских князей и царей, а собор был местом, где цари чтили своих предков
Архангельский собор, Москва
Фото с https://archangel-cathedral.kreml.ru/
История Архангельского собора
Средневековая и Императорская Россия
История Архангельского собора Московского Кремля восходит к 1333 году, когда великий князь Иван I приказал заложить белокаменный храм во имя архистратига Михаила. Эта церковь должна была служить усыпальницей царской семьи. Между 1505 и 1508 годами здесь был возведен величественный новый собор итальянским архитектором Алевизом Новым в рамках реконструкции Московского Кремля при Иване III.
Архангельский собор играл важную роль в жизни государства. Поскольку Архангел Михаил был покровителем военных побед, великие князья приходили в собор перед военным походом помолиться. Вплоть до XVIII века Архангельский собор оставался усыпальницей царской семьи России (после основания Санкт-Петербурга они были погребены в Петропавловском соборе). После коронации и свадьбы правители России отправлялись в Архангельский собор, чтобы почтить своих предков.
Знаете ли вы? После подозрительной смерти восьмилетнего сына Ивана Грозного Дмитрия ряд самозванцев выдавали себя за царевича, делая вид, что он избежал своей казни. В 1606 году, после убийства Лжедмитрия I, царь Василий приказал перенести останки истинного Дмитрия в Архангельский собор, чтобы доказать смерть мальчика. По преданию, вскоре из гроба князя стали происходить чудеса, и Дмитрий был причислен к лику святых мучеников.
Фото с https://pastvu.com/
Впервые собор был украшен росписями во времена правления Ивана Грозного, но они пришли в упадок и были достоверно воссозданы в середине 1600-х годов командой 92 русских мастера (в том числе выдающийся живописец Симон Ушаков). В 1700-х годах царица Елизавета Петровна, а затем Екатерина Великая заказали дальнейшие реставрационные работы над фресками и иконами. Древние росписи не сохранились, за исключением небольших фрагментов на колоннах, алтаре и царской усыпальнице, хотя более новые росписи, выполненные в 17-м и 18-м веках, представляют собой настоящее зрелище.
Знаете ли вы? Во время вторжения в Москву в 1812 году армия Наполеона осквернила Архангельский собор и даже устроила кухню на алтаре. Перед тем, как отступить от Кремля, французы разбили бочки с вином, которые залили пол собора.
Советская Россия и не только
Как и другие соборы Кремля, Архангельский собор в советское время стал музеем. В нем были проведены значительные реставрационные работы, чтобы сохранить его драгоценный интерьер, и он был предметом археологических и архитектурных исследований. Услуги наконец возобновились 28 мая 19 мая.91.
Знаете ли вы? Первая постсоветская служба была посвящена святому Дмитрию.
Что можно увидеть сегодня в Архангельском соборе?
- Помимо драгоценных росписей и икон, украшающих стены, в Архангельском соборе находятся гробницы великих князей и царей России, а также небольшие выставки, посвященные святым и религиозным объектам
Что можно увидеть сегодня в Архангельском соборе?
Архитектура
Фото с https://architectureguru. ru/
Архангельский собор создан по образцу расположенного рядом с Кремлем Успенского собора. В нем сочетаются архитектурные черты русского и итальянского Возрождения с необычными элементами, напоминающими итальянские палаццо. Фасад разделен на два яруса, украшенных пилястрами и арками; верхние ярусы увенчаны витиеватыми полукруглыми нишами в виде ракушек, а двери украшены тонко вырезанными растительными мотивами. Белокаменный собор возвышается над пятью куполами: четыре меньших купола серебряные, а большой центральный купол золотой.
Гробницы
В Архангельском соборе покоятся 56 членов царской семьи с 14 по 18 века. Их белокаменные саркофаги украшены изящной резьбой и эпитафиями, а особый интерес представляют написанные над их гробницами священные портреты русских князей, изображающие объединение всех земель Северо-Восточной Руси вокруг Московского княжества.
Усыпальницы Великих Князей Рюриковичей расположены вдоль южной стены собора, а их родственников – вдоль западной стены. Вдоль северной стены захоронены князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. Гробницы династии Романовых расположены у юго-восточного и северо-восточного столбов и включают место захоронения первого царя Романовых Михаила Федоровича.
Погребение Ивана Грозного и двух его старших сыновей в специальной раке, установленной в алтарной части собора. Святой Дмитрий, младший сын Ивана, лежит под особым пологом перед иконостасом; если внимательно присмотреться к бронзовой решетке балдахина, то можно увидеть эмблему единорога, олицетворяющую чистоту и невинность Дмитрия. Также присутствуют мощи святого Михаила Черниговского, князя XIII века, отказавшегося поклониться монголам и казненного, останки которого были отправлены в Москву Иваном Грозным.
Живопись
Фото с сайта https://architectureguru.ru/
Сохранившиеся фрески Архангельского собора просты, но красивы. Центральный купол изображает Иисуса Христа, а два других купола изображают архангелов Михаила и Гавриила. Фрески южной и северной стен собора посвящены Архангелу Михаилу и чудесам, которые он совершал на Земле, а западная стена ведет хронику мироздания от Сотворения мира до Судного дня. На центральных колоннах изображено более шестидесяти настенных портретов династии Рюриковичей.
Иконостас собора был создан между 1679 и 1681 годами. Красочный иконостас изящно вырезан и увенчан сценой Распятия, на иконах изображены ветхозаветные пророки, апостолы, евангельские сцены, святые покровители царской России. семья.
Выставки
В Архангельском соборе расположены две небольшие выставки. В южной пристройке находится экспозиция о Вознесенском женском монастыре, который был основан великой княгиней Евдокией в начале 1400-х годов и разрушен советской властью. В нем представлены иконы, фотографии, литургические предметы и дары царской семьи монастырю. В северо-восточном приделе находится выставка редких икон, посвященных мученику 4-го века святому Уару (некоторые из которых, как полагают, даруют чудеса), и мощи великой княгини Евдокии.