Содержание
Усадьба Кусково: история и архитектура на старинных фотографиях
Путешествия
К началу лета мы открываем новую архитектурную рубрику “Усадьбы Москвы в деталях”. В многочисленных парках Москвы можно найти не только покой и прохладу, но и скрытые жемчужины мегаполиса — роскошные усадьбы, которые служат напоминанием о богатой истории города. Сегодня отправляемся почти на 250 лет назад — в усадьбу Кусково.
Екатерина Карпухина
Кусковский лесопарк пользуется популярностью уже как минимум три века. Если сейчас здесь разъезжают на велосипедах и самокатах, то тогда толпились кареты. Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, здесь был настоящий праздник: сюда мог пройти любой, даже прилично одетый мещанин: прогуляться, поудить рыбу или посмотреть представление.
Getty Images
Партер со стороны дворца.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Таким Кусково стало при графе Петре Борисовиче Шереметеве. Именно он в XVIII веке построил здесь архитектурно-художественный ансамбль, который стоит в парке по сей день.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Getty Images
“Бывало, всякое воскресенье, от мая до августа, дорога Кусковская представляла улицу многолюдного города, и карета обскакивала карету. В садах гремела музыка, в аллеях теснились люди, и венецианская гандола с разноцветными флагами разъезжала по тихим водам большого озера”, — писал Н. М. Карамзин.
Вид с парадного двора на пристань, пруд и канал. Дата съемки: 1886.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Кусково принадлежало роду Шереметевых с XVI века. Раньше здесь стояли деревянная церковь, боярский и крепостной дворы, а строительство роскошных дворцов началось только во второй половине XVIII века после женитьбы Петра Борисовича на княжне Варваре Алексеевне. В качестве приданого она преподнесла мужу три своих поместья: Перово, Тетерки и Вешняки. Объединив их, граф получил обширное имение.
Парк.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Молодая супруга любила эти места и не хотела уезжать отсюда. Поэтому для нее Шереметев решил создать усадьбу с дворцом, увеселительными павильонами, большим парком и прудами. Она делилась на три части: запрудную со зверинцем, основную с архитектурным ансамблем и территорию с английским парком “Гай”.
Столовая во дворце. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
Источник: russiainphoto.ru; Московский музей-усадьба «Останкино». «Шерер, Набгольц и Кº»
Малиновая гостиная. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Дворец (1769–1775)
Главным зданием, конечно, являлся дворец, или Большой дом. Его построили под руководством московского архитектора Карла Бланка из дерева. Фасад оштукатурили и покрасили в нежно-розовый цвет, а в центре разместили родовой вензель под графской короной. Парадный этаж предназначался для приема гостей, а на цокольном располагались винные погреба и хозяйственные помещения. Планировка и декор интерьеров идеально сохранились до сегодняшних дней.
Дворец.
Getty Images
Кусковский дворец на берегу пруда. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Малиновая гостиная. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
russiainphoto. ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Итальянский домик (1754–1755)
Шереметевы обожали приемы: случалось, что в Кускове собиралось до 30 000 человек. Для встреч небольших групп гостей даже был построен специальный домик, который называли Итальянским. Конечно, он был значительно меньше, чем основной дворец, но гораздо уютнее: здесь граф хранил свою коллекцию раритетных вещей.
Итальянский домик. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Итальянский домик.
Голландский домик (1749)
Голландский домик был построен в память о Петре I, который многому научился в этой стране. Здание знакомило гостей с европейским укладом: здесь был разбит сад с тюльпанами, огород с капустой и спаржей, а рядом паслась корова, специально привезенная из Голландии. Изнутри сооружение было выложено изразцами и плитками, пол отделан мрамором, а стены украшали картины фламандских художников, изображавших домашний быт.
Голландский домик. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Голландский домик.
Getty Images
Павильон “Грот” (1756–1761/1775)
Грот под руководством крепостного архитектора Ф. Аргунова строили целых шесть лет. И это, несомненно, одна из самых интересных построек Кускова. Каменный павильон в стиле рококо, по задумке автора, должен был олицетворять стихию камня и воды. Во-первых, он располагается у пруда, а во-вторых, в отделке стен и потолка были задействованы настоящие раковины средиземноморских моллюсков, которые возами доставляли из Голландии. Кроме того, для создания атмосферы подводного мира здесь использовали цветное стекло, известковый туф и фарфоровые изделия, выполненные в форме разных морских обитателей.
Грот. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
russiainphoto. ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Грот.
Getty Images
Кстати, именно в Гроте обедала императрица Екатерина II во время своего визита в Кусково.
Грот. Северный кабинет. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
Павильон “Эрмитаж” (1765–1767)
“Эрмитаж” в переводе с французского означает “хижина отшельника”. И в Кускове здание использовалось практически по назначению: здесь можно было уединиться во время бала с дамой либо обсудить важные дела с друзьями. Конечно, в роли отшельников выступали только приближенные к графу люди. Павильон имеет два этажа: на первом располагалась прислуга, а на второй могли попасть только гости и только на специальном механическом лифте. Еду и напитки тоже поставляли с помощью подъемного механизма, так что можно было не беспокоиться о конфиденциальности.
Дорожка к “Эрмитажу”. Дата съемки: приблизительно 1883–1886.
russiainphoto. ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
«Эрмитаж».
Getty Images
Дом уединения (1782–1786 )
Среди запутанной сети садовых дорожек парка “Гай” находился Дом уединения. Именно здесь поселился Петр Борисович после смерти своей супруги и дочери. Обстановка была скромная по сравнению с дворцом, и он пользовался лишь тремя комнатами: личной уборной, кабинетом-конторочкой и вседневной опочивальней.
Парк “Гай”.
“В этом домике жил граф, когда лишился милых сердцу жены и дочери, и оттуда выходил только для приема знатных гостей, иногда Екатерины и других государей. Только тогда он являлся еще истинно русским вельможею, и иностранные принцы с изумлением описывали его пиры; но, возвратясь в свой домик, в свое уединение, он снова был отшельником, верным памяти о сердечном счастии”. Из книги “Старая Москва. История былой жизни первопрестольной столицы”.
Усадебный дом в Кускове.
pastvu.com; Ателье «Шерер и Набгольц».
В усадьбе Кусково также располагались оранжерея, использовавшаяся не только для выращивания фруктов и цветов, но и для приема гостей, вольер для птиц, церковь, колокольня, швейцарский домик и воздушный театр, состоящий из амфитеатра и сцены. Он давал возможность увидеть представление публике, смотревшей спектакль с дорожек парка.
Оранжерея.
Getty Images
Швейцарский домик. Дата съемки: 1886.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Швейцарский домик.
Getty Images
Оранжерея, 1904.
pastvu.com; Автор: Николай Евгеньевич Лансере; Источник: Архив А.А. Иванова-Терентьева
Юбилей государственной и общественной деятельности графа Сергея Дмитриевича Шереметева.
russiainphoto. ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
После революционных событий 1917 года усадьбу национализировали, а через два года она стала государственным музеем, который впоследствии объединили с коллекцией Музея керамики.
Псарный двор. Дата съемки: 1886.
russiainphoto.ru; Источник: Московский музей-усадьба «Останкино»; Автор: «Шерер, Набгольц и Кº»
Фото: Getty Images; russiainphoto.ru; pastvu.ru; подробности об источниках фото – при нажатии на изображение.
О музее
Государственный дворцово-парковый музей-заповедник «Останкино и Кусково» – это музейный комплекс, объединяющий два московских музея-усадьбы – «Кусково» и «Останкино». Создание комплекса стало важным историческим шагом к объединению наследия Шереметевых, разделенного между усадьбами, и развитию совместной музейной и выставочной деятельности «Кусково» и «Останкино». Его масштаб сравним с лучшими образцами императорских резиденций пригородов Санкт-Петербурга.
До Октябрьской революции усадьбы принадлежали старинному дворянскому роду Шереметевых. Первые упоминания Кускова как вотчины боярина Василия Андреевича Шереметева относятся еще к XVI веку. В 1715 году граф Борис Петрович Шереметев, известный полководец, фельдмаршал, сподвижник Петра I, приобрел Кусково у своего младшего брата. Всерьез заняться устройством новоприобретенного имения он не успел.
Строительство летней загородной увеселительной резиденции начинает его сын Петр Борисович Шереметев после женитьбы на Варваре Алексеевне Черкасской, богатой наследнице, единственной дочери князя Алексея Михайловича Черкасского. После того, как два состояния объединились, Петр Борисович стал самым богатым человеком в России, обладателем 44 имений в 28 губерниях, среди которых соседствующие с Кусковым Перово, Жулебино, Вешняково, а также подмосковное Останкино.
Несмотря на то, что в 1740-е Петр Борисович начинает строительство летней загородной увеселительной резиденции в Кускове, которую продолжал украшать до самой смерти, Останкино не было забыто: в это же время здесь был разбит большой регулярный парк и выстроен деревянный одноэтажный «воксал» — зал для балов и приемов.
Еще при Петре Борисовиче гордостью Шереметевых становится их крепостной театр. Шереметевской труппой восхищались как в России, так и за ее пределами. В дни торжеств и приемов в Кускове оперные и балетные постановки ставились на сценах двух театров – Воздушного (открытого) и Нового (закрытого). После смерти Петра Борисовича его единственный сын и наследник Николай Петрович Шереметев, страстный любитель театра, продолжает семейные традиции и принимает решение о строительстве нового театрального здания, но уже не в Кускове, а в подмосковном Останкине. Это был уникальный проект деревянного дворца-театра, который был торжественно открыт в 1795 году премьерой лирической музыкальной драмы «Зельмира и Смелон, или взятие Измаила».
Однако дела государственной службы звали Шереметевых в Петербург. Николай Петрович, а затем его сын Дмитрий Николаевич все больше времени проводят в столице, лишь изредка навещая подмосковные имения. После смерти Дмитрия Николаевича его старшему сыну, Сергею Дмитриевичу, отходят Фонтанный дом в Петербурге и Кусково, младшему, Александру Дмитриевичу, – дом на Воздвиженке в Москве и Останкино. Таким образом, все наследие и имущество рода Шереметевых становится разделенным.
Постановлением Совета народных комиссаров в 1918 году Кусково и Останкино были национализированы и продолжили свой путь отдельно – в качестве двух самостоятельных музеев. Однако связь между ними не была потеряна. Бывшие усадьбы Шереметевых все это время объединяло богатое наследие их владельцев, театральные традиции, совместная музейная и выставочная деятельность. В 2022 году усадьбы Кусково и Останкино, каждая из которых является уникальным памятником дворцово-паркового искусства, становятся единым музейным комплексом.
«Музей-усадьба «Кусково» – уникальный симбиоз одного из немногих сохранившихся в Москве архитектурно-парковых ансамблей XVIII века и единственного в стране специализированного Музея керамики.
Широкую известность усадьба получила во второй половине XVIII века как летний загородный увеселительный дом одного из богатейших вельмож России – графа Петра Борисовича Шереметева. Ансамбль усадьбы сложился в 1750-1770 годах. Обширная территория была поделена на три части: «запрудную», центральную – с французским регулярным парком, Дворцом и павильонами, – и английский пейзажный парк «Гай». Наиболее полно сохранилась регулярная часть усадьбы с мраморной скульптурой и обелисками, сложной гидросистемой, состоящей из прудов, каналов и мостов, основными архитектурными памятниками: Дворцом, Церковью, Колокольней, Гротом, Большой каменной и Американской оранжереями, Эрмитажем, Голландским и Итальянским домиками, Кухонным флигелем, Менажереями и другими павильонами, дошедшими до наших дней.
Архитектурно-парковый ансамбль, созданный для торжественных приемов, собирал до 30 тысяч гостей. В программу праздников включались церковные ритуалы, фольклорные представления, катания на лодках под пение хора, фейерверки, роговые оркестры, морские парады. Сценарии праздников предусматривали также балы во Дворце и театральные постановки.
В 1932 году, через 13 лет после того, как усадьба стала музеем, в Кусково был переведен Музей керамики. Он был создан на основе национализированного художественного собрания А.В.Морозова, также коллекция музея пополнялась поступлениями из хранилищ Государственного музейного фонда Москвы и Ленинграда, расформированных Пролетарского музея, Румянцевского музея, Музея мебели с собраниями Юсуповых, Д.И. Щукина, С.А. Бахрушина, М.П. Рябушинского и других. Кроме того, Ценные экспонаты были переданы в музей из Государственного Эрмитажа, Оружейной палаты Московского Кремля, Политехнического музея, музея Строгановского училища и других. В 1937 году усадьба Кусково и Музей керамики были юридически объединены.
В настоящее время «Музей-усадьба «Кусково» – это:
— регулярный французский парк, сохранившийся с XVIII века, общей площадью более 26 гектаров;
— 18 объектов культурного наследия федерального значения;
— коллекция, которая насчитывает более 50 000 музейных предметов из основного собрания графов Шереметевых и последующих поступлений, включая произведения живописи, графики, скульптуры XVI – XIX вв. ;
— редкие образцы художественной мебели и декоративно-прикладного искусства;
— книги из фамильной библиотеки и уникальная по полноте и исторической значимости усадебная «Портретная галерея»;
— одно из лучших в стране и крупнейшее в Москве собрание русского и западноевропейского фарфора;
— выставки уникальных предметов из коллекций музея;
— концерты классической музыки;
— разнообразные программы, мастер-классы, квесты и другие мероприятия для взрослых и детей.
«Московский музей-усадьба Останкино» – уникальный архитектурный и художественный памятник, связанный с историей русского и европейского театрального искусства. Архитектурный комплекс усадьбы складывался в течение четырех столетий. В период расцвета он включал в себя пруд XVI века, храм Живоначальной Троицы – памятник русского зодчества последней трети XVII столетия, единственный в своем роде театр-дворец, «Увеселительный» и «Прибавочный» сады рубежа XVIII – XIX веков и более полусотни не сохранившихся до настоящего времени усадебных строений.
Единственный сын и наследник графа П. Б.Шереметева, Николай Петрович, был страстно увлечен театром, имел великолепную труппу крепостных актеров, поэтому сердцем летней резиденции в Останкине становится дворец-театр, строительство которого началось в 1792 году. Возведенный из дерева дворец является архитектурным сокровищем русского классицизма, в котором сохранились подлинные интерьеры залов, фойе, сцены, зрительного зала, частично сохранилась машинерия театра. В полной мере сохранен подлинный первоначальный облик и атмосфера своеобразно решенных интерьеров в комплексе с подлинными предметами убранства: осветительных приборов, мебели, живописи, скульптуры, фарфора, находящихся на тех самых местах, которые они занимали в конце XVIII – начале XIX века.
За 100 лет своей деятельности музей принял более 4 миллионов посетителей, организовал около 30 тысяч экскурсий, создал свыше 500 выставок. С 1960-х годов здесь традиционно проводились концерты старинной музыки. С 1993 года в музее регулярно проходил музыкальный фестиваль «Шереметевские сезоны», в рамках которого было проведено более 500 концертов и около 40 оперных постановок из репертуара театра Шереметевых.
В многопрофильных фондах музея, насчитывающих более 20 000 предметов, представлены произведения русского, западноевропейского и восточного искусства: одни из лучших в стране собраний осветительных приборов, резной золоченой мебели конца XVIII века, оригинальные собрания портретной живописи, вееров, архитектурной графики, освещающей историю проектирования и строительства памятников усадьбы.
Сейчас дворец-театр, а также Увеселительный сад усадьбы Останкино находятся на реставрации. Но для посетителей доступны виртуальные выставки и онлайн-лекции. Кроме того, музей ведет активную выставочную деятельность на музейных площадках Москвы и всей России.
«Музей-усадьба Останкино» сегодня – это:
— парк площадью более 15 гектаров;
— Дворец-театр, который является объектом культурного наследия федерального значения;
— коллекция произведений XVI – XIX веков, насчитывающая около 23 000 музейных предметов;
— произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, сохранившиеся со времен окончания строительства дворца и являющиеся частью его убранства и обстановочного комплекса.
— выездные выставки уникальных предметов из коллекций музея.
Дворец Кусково (Москва) — Из России с любовью
Усадьба или дворец Кусково создана в полном соответствии со вкусами и правилами русской дворянской жизни и искусства 18 века. Это композиционный центр ансамбля «Кусково», одного из самых ранних образцов дачных усадеб России.
По замыслу владельца графа Петра Борисовича Шереметева, «Кусково» должно быть больше и красивее усадеб других вельмож и не уступать императорским резиденциям. Строительство усадьбы велось в 30-9 гг.0сс 18 века, его территория занимает площадь более 300 га, включающую три парка — Французский регулярный, Английский пейзажный и Запрудный, систему прудов и каналов, малый и большой архитектурно-парковые ансамбли.
«Дачная усадьба графа Шереметева», прежнее название Кусково, предназначалась специально для приемов, парадных собраний, гуляний с фейерверками, многолюдных торжеств. Во дворце проводились самые торжественные приемы.
Усадьба Кусково, прозванная московским Версалем из-за своих французских садов, является прекрасным образцом московской загородной резиденции 18 века. История усадьбы восходит к 1715 году, когда царь Петр I пожаловал село Кусково Борису Шереметеву, русскому генералу, отличившемуся в Полтавской битве и решившему построить здесь летнюю резиденцию. Шереметьевы были одной из самых богатых и влиятельных семей в России, и поместье использовалось несколькими поколениями семьи.
Нынешняя планировка принадлежит сыну Бориса Петру, который посвятил себя управлению имением после того, как унаследовал от отца около 200 000 крепостных и женился на Варваре Черкасской, в приданое которой входили талантливые крепостные архитекторы Федор Аргунов и Алексей Миронов. В период своего расцвета поместье включало в себя впечатляющий зоопарк площадью около 230 акров земли, но постепенно он пришел в упадок после смерти Петра, и его сын Николай вместо этого предпочел проводить лето в семейном дворце в Останкино. Усадьба была разграблена французской армией во время Московской кампании 1812 г. и впоследствии отремонтирована, но оставалась одной из летних резиденций семьи и местом для частных приемов, торжеств и празднеств, пока большевики не национализировали ее в 19 г.18.
В 1919 г. усадьба Кусково получила статус Государственного музея, а с 1938 г. к ней был присоединен единственный в России Музей керамики. В настоящее время музей обладает одной из самых богатых коллекций стекла и керамики от античности до современности в мире. Фонды музея насчитывают более 30 000 предметов русского и зарубежного искусства, в том числе итальянскую майолику, венецианское, английское и русское стекло, а также китайский фарфор. В музее представлены уникальные образцы русского фарфора XVIII-XX веков.
Поместье включает в себя центральный дворец и несколько небольших зданий и архитектурных аномалий, разбросанных по обширному ландшафтному парку, который включает в себя французские сады, пруды, озера и русские и итальянские скульптуры.
Эти здания были спроектированы и построены как французскими, так и русскими архитекторами, и на их строительство ушло более 40 лет.
Ансамбль Кусково создан крепостными архитекторами Ф. Аргуновым, А. Мироновым, Г. Дикушиным при участии К. Бланка. Центральное место принадлежит дворцу, спроектированному Ч. де Вая и поставлен в 1769 г.-1775 К. Бланк. Деревянная конструкция дворца с каменным цокольным этажом выполнена в стиле раннего классицизма с элементами барокко. Дворец отличается оригинальной планировкой и интерьерами 18 века. Он может похвастаться уникальной коллекцией картин, в том числе портретами российских императоров. Они были подарены мастерам Кусковской усадьбы в качестве царских подарков. Во дворце также можно увидеть портреты графов Шереметевых.
Одним из самых интересных сооружений Кусково является Грот, возведенный в 1755-1761 гг. под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко богато украшен скульптурами в нишах, украшениями на фронтонах и масками львов над окнами. Стены Грота украшены цветным стеклом и травертином. Архитектор подразумевал, что Грот будет символизировать воду и каменную стихию.
Центральный элемент поместья, похожий на свадебный торт главный дворец, был построен полностью из дерева и, хотя был поврежден французами во время наполеоновских войн 1812 года, с тех пор был полностью восстановлен в своем былом величии. Его фасад, выкрашенный в лососево-розовый и белый цвета, был завершен между 1769 и 1777 годами крепостными архитекторами Аргуновым и Мироновым под руководством профессионального архитектора Карла Бланка. Посетители входят во дворец через богато украшенный греческий вестибюль, украшенный фальшивыми старинными урнами и мраморными плетями, и проходят через впечатляющую анфиладу интерьеров 18 века.
К ним относятся карточная и бильярдная с шелковыми обоями, зеркальная столовая, гобеленовая комната, увешанная оригинальными фламандскими гобеленами, грандиозная парадная спальня с аллегорической фреской «Невинность, выбирающая между мудростью и любовью». , и уютный кабинет, полностью обшитый массивными дубовыми панелями.
Но изюминкой дворца, несомненно, является великолепный бальный зал, роскошно украшенный золотым орнаментом, хрустальными люстрами и рельефными панно, изображающими подвиги древнеримского героя Муция Сцеволы, который сунул руку в огонь, чтобы доказать свое равнодушие к боли. В зале также есть фреска с изображением Аполлона и муз, прославляющая Шереметевых, их славу, богатство и власть.
За дворцом в очаровательном геометрическом французском саду усадьбы стоит желто-бело-зеленый Грот. Здание с выдающимся куполом и коваными воротами может похвастаться интерьером, оформленным известным петербургским архитектором Иоганнесом Фоктом с использованием ракушек, камней, фактурной лепнины и фарфора.
Неподалеку посетители найдут восхитительный итальянский коттедж, миниатюрный дворец, в котором находятся старинные напольные часы, которые до сих пор отбивают час. За вольером поместья и Зеленым театром под открытым небом стоит Оранжерея, в которой находится великолепный Музей керамики.
В музее представлена впечатляющая коллекция керамики и изделий из стекла, в том числе более 33 000 предметов итальянской майолики, венецианского, английского стекла, а также мейсенского, севрского и восточного фарфора. Однако самые ценные изделия Кусково можно найти в его обширной коллекции русского фарфора 18, 19 и 20 веков.
Посетители могут увидеть все: от египетского обеденного сервиза царя Александра I до ваз, посвященных строительству Московского метрополитена. В другом месте парка вы найдете Эрмитаж в стиле барокко Бланка, увенчанный статуей богини Флоры, 1749 г.кирпичный голландский коттедж, швейцарский коттедж с искусными остроконечными крышами, созданный петербургским дизайнером Николаем Бенуа, и черный обелиск, построенный в память о визите императрицы Екатерины Великой.
Летом в главном дворце поместья время от времени проходят концерты классической музыки и праздники, организованные посольствами США и Франции в честь Дня независимости 4 июня и Дня взятия Бастилии 14 июля. Празднования обычно включают музыку, показы мод, старинные костюмы, игры и показы воздуха, а билеты можно купить, когда вы входите в ворота поместья.
Усадьба Кусково Москва
Старинная дворянская усадьба Кусково – бывшая усадьба графов Шереметевых – великолепный образец садово-парковой архитектуры XVIII века. Эта великолепная усадьба — одна из старейших деревянных усадеб Москвы. Первоначально земля принадлежала А. А. Пушкину, пока не была обменена на графа В. А. Шереметьево. С тех пор вот уже более 300 лет земля принадлежит семье Шереметьевских. Дело в том, что Шереметевым принадлежал лишь небольшой участок, а все остальные земли в округе принадлежали статскому канцлеру Алексею Михайловичу Черкасскому. После женитьбы в 1743 году графа Петра Борисовича на единственной дочери князя Варвары, входившей в состав высшего двора и считавшейся самой богатой невестой России, Шереметевы стали единоличными владельцами этих земель. Первоначально Варвара Алексеевна была замужем за известным писателем-сатириком князем Антиохом Кантемиром, который отказался от свадьбы, считая, что брак помешает его литературным и научным занятиям. Петр Шереметев, уволившись с придворной службы, с удовольствием занялся благоустройством усадьбы. Он лично руководил строительными работами на всех участках: планировкой парка, строительством и украшением Дворца и павильонов. Ансамбль Кусковского в целом сложился в 1750-1770 гг.
Деревянный Дворец, построенный под руководством известного московского архитектора Карла Бланка в стиле раннего русского классицизма, предназначался для торжественного приема гостей в летний период. Дворец был двухэтажным и состоял из парадного этажа и антресоли на высоком каменном цоколе. К главному входу во Дворец ведет белокаменная лестница и пологие пандусы-спуски для входа в кареты.
Усадебный комплекс предназначен для пышных приемов и развлечений. Для этих целей были построены парковые павильоны и беседки, оранжерея и Кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На Кусковском пруду стояла небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 га усадьба собирала во время торжественных приемов до 30 тысяч гостей.
Недалеко от нынешнего пересечения улиц Вешняковской и Юности располагался знаменитый Кусковский театр на 150 мест. Помимо постоянного театра, имелась также «воздушная сцена» в саду из липовых шпалер с большим амфитеатром на 80-100 мест. «Этот «воздушный театр» был еще в Нескучном, поселке Д. В. Голицына. Место, где располагался воздушный театр, сохранилось до наших дней, он находится в восточной части регулярного парка.
На территории усадьбы в то время было 17 прудов. «Пруды Кусково были полны дорогой рыбы; рыбы было так много, что невод ловил за раз 2000 карасей, а один раз в пруду была вычерпана раковина с жемчужиной; в старину на пруду стояло несколько рыбацких хижин, стояли каюты лодок и лодок, был остров с развалинами, шли матросы в шкиперских шинелях кофейно-вишневого цвета с белыми пуговицами», — писал исследователь старой Москвы Михаил Пыляев.
Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморными скульптурами.
Во время Отечественной войны 1812 года Кусково занял корпус маршала Нея. В Кускове базировались офицеры наполеоновской армии. Многие ценности после визита французских войск бесследно исчезли. Со стен дворца были сорваны тканые обои, частично разбита парковая скульптура.
В 1918 г. Кусково получило статус музея-усадьбы, в экспозиции музея представлены коллекции фарфора, керамики и стекла Государственного музея керамики, который был передан Кусково в 1932. Во время Великой Отечественной войны усадьба была построена как казарма, где жили курсанты д. Вешняки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. С 1960 года усадьба Кусково находится в черте Москвы.
В 2017-2019 годах в музее были проведены масштабные реставрационные работы. В 2019 году после реставрации открылся павильон Грот. Наиболее полно восстановлено ракушечное убранство интерьеров, утраченное за годы существования памятника. Специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра (ВХНЦ) имени И.