История китай города в москве: Китай-город: откуда появилось название?

Китай-город (XVI в.), Москва — история и достопримечательности

  1. Главная
  2. Росcия
  3. Москва
  4. Достопримечательности
  5. Китай-город


Китай-город — это один из самых старых исторических районов Москвы, лежащий возле Красной площади.


История возникновения уходит корнями в XVI век, когда властями решено было обнести стеной торговую часть столицы – Великий посад. Он лежал рядом с Кремлем, отделенный от него широкой Красной площадью.


Новая стена должна была защитить посад от пожара и военных набегов. Обогнув посад, она смыкалась с Кремлем, подступала к Беклемишевской и Собакиной башням кремля.


Строительство стены началось с обнесения территории посада земляным валом с огромным плетнем, основу которого составляли вертикально вбитые деревянные жерди — «кита». После этого посад и стал называться Кита-городом, название которого со временем трансформировалось в Китай-город. На месте этого укрепления в конце 1530-х годов была возведена каменная стена.


Китайгородская стена имела три яруса, она уступала по высоте кремлевской, но подобно ей, была снабжена тайниками и слухами и приспособлена к ружейной и пушечной обороне. Здесь были четырнадцать боевых башен (из них пять являлись воротными). К настоящему времени сохранилась лишь одна, угловая круглая башня, а также часть крепостной стены Китай-города. Строил каменные стены и башни Китай-города итальянец Петрок Малый. Линия оборонительных укреплений Китай-города достигла протяженности 2567 метров. Эта крепость как тип оборонительного сооружения, по мнению специалистов, не имеет аналогов не только в России, но и в Европе.


В XVII веке в Китай-городе началось активное каменное строительство. Здесь возводили церкви, дома, различные учреждения. В 1804 году здесь все деревянные строения были сломаны и оставлен один трактир. Хотели разрушить эту стену, а на ее месте сделать бульвары для прогулок, но император Александр I на это не согласился, желая сохранить все древние строения Москвы в первозданном виде. В 1812 году, когда Москва была захвачена наполеоновской армией, Китай-город почти полностью сгорел и при восстановлении застраивался только каменными зданиями. В конце XIX — начале XX веков Китай-город стал деловым центром Москвы. Здесь размещались банки, биржа, торговые конторы. Для многих учреждений были выстроены многоэтажные здания в стиле модерн.


К середине XX века стены Китай-города были почти полностью уничтожены, а с 1995 началось их восстановление. Были восстановлены участки стены, примыкавшие к Театральной площади, к арке Третьяковского проезда; также заново были отстроены Воскресенские ворота и круглая башня.


Теперь Китай-город — одна из девяти заповедных зон, созданных по решению московского правительства. На территории Китай-города сохранились интересные памятники истории и культуры — это Монетный двор (1697 г.), Собор Заиконоспасского монастыря (1660-1661 г.г.), бывший Государев печатный двор, от которого до нашего времени сохранились Правильная и Книгохранительная палаты (1679-1680 г. г.)

город — исторический район Москвы

Китай-город — исторический район, расположенный в центре Москвы, один из древнейших районов города. В прошлом был окружён кирпичной Китайгородской стеной, пристроенной к угловым башням Московского Кремля.

 

Фактически, Китай-город начинается от восточной стены Кремля и продолжается до Лубянской площади, Старой и Новой площадей и Китайгородского проезда. На севере он граничит с Охотным Рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на юге — ограничен Москвой-рекой.

 

Главные улицы Китай-города: Никольская, Ильинка и Варварка, которые начинаются от Красной площади (Варварка — от Васильевского Спуска) и расходятся сквозь всю территорию района, соединяясь между собой и с окружающими Китай-город улицами и площадями рядом переулков (Ветошный, Хрустальный, Богоявленский, Рыбный, Старопанский, Большой Черкасский, Никольский, Ипатьевский и Никитников). Непосредственно на территории Китай-города расположены Красная площадь и Васильевский Спуск, а также Биржевая площадь.

 

Стоит отметить, что в настоящий момент территория Китай-города не выделяется в отдельную административную единицу и входит в состав Тверского района ЦАО.

 

 

История Китай-города


Китай-город в своих современных границах вырос из Великого посада — древнейшего района Москвы, изначально расположенного на территории Кремля, но выросшего за его пределы ещё в 14 веке. Однако, поселение на его современной территории существовало и до этого.

 

В 16 веке оказалось, что Кремль не резиновый, и московская знать стала переселяться за его пределы, обосновавшись в Китай-городе, ввиду чего он постепенно приобретает черты аристократического района — кроме Зарядья, которое периодически заливалось водой и было заселено ремесленниками. Купцы же селились в Замоскворечье. Иван IV Грозный в период своего правления попытался изменить сложившийся порядок, выселив бояр из Китай-города и указав селиться в нём купцам, однако, после его смерти всё вернулось к исходному порядку. В 17 веке с территории Кремля выводят приказы — органы государственного управления («министерства» Русского государства), и приказные люди также поселяются в Китай-городе.

 

Постепенно на улицах Китай-города возникают различные лавки, конторы и учреждения, и он становится одновременно центром просвещения и деловым центром Москвы: на Никольской возникает Московский печатный двор (позднее — Синодальная типография) и Славяно-греко-латинская академия, на Ильинке — Гостиный двор, Биржа, многочисленные доходные дома и торговые ряды, на Варварке — конторские и торговые здания.

 

Советские годы приносят в Китай-город дух номенклатуры: здесь размещаются комплекс зданий ЦК КПСС и ряд других партийно-государственных учреждений. После распада Советского Союза в их зданиях размещаются уже российские государственные учреждения, а здания ЦК КПСС занимает Администрация Президента РФ, но в целом облик района уже не меняется.

 

 

Китайгородская стена


Первые укрепления вокруг Китай-города появились в 1394 году: Москва готовилась к нашествию Тамерлана, и для защиты посада был спешно вырыт ров, позже дополненный частичными деревянными укреплениями.

 

В правление Елены Глинской, в 1534-1538 годах по проекту итальянского архитектора Петрока Малого была построена каменная Китайгородская стена. Стена примкнула к угловым Кремлёвским башням — Угловой Арсенальной и Беклемишевской — и окружила Китай-город, став фактически «второй очередью» Московского Кремля. Стена была возведена согласно последним технологиям и канонам фортификационной науки и рассчитана на развившуюся артиллерию, что было хорошо заметно в сравнении с более старой Кремлёвской стеной: Китайгородская была ниже, но толще и оборудована площадками для установки орудий.

 

Стена Китай-города, общая длина которой составляла 2567 метров, изначально имела 12 башен и 4 ворот, но позже для удобства горожан в ней были проделаны несколько новых ворот.

 

Однако, к 18 веку стена стала терять своё оборонительное значение, и в начале 19 века её участки, примыкавшие к Кремлёвской стене, были снесены. Окончательный снос стены произошёл в советские годы: в 1934 году она была полностью разобрана, за исключением небольшого участка между площадью Революции и Театральным проездом позади гостиницы «Метрополь», который дошёл до наших дней.

 

 

Происхождение названия


Название «Китай-город» иногда в шутку ассоциируют с китайцами, но на деле никакого отношения к Китаю и китайцам оно не имеет.

 

Наиболее распространённая версия гласит, что название района произошло от древнерусского слова «кита», означающего связку жердей, использовавшихся для строительства деревянных и древоземляных укреплений, то есть это отсылка к укреплениям, защищавшим Китай-город до строительства каменной стены.

 

Тем не менее, на этот счёт существует целый ряд теорий, среди которых обычно не выделяется какой-то одной общепринятой.

 

 

Достопримечательности Китай-города


Так как Китай-город наряду с Кремлём является одним из древнейших районов Москвы, на его территории сохранилось большое количество архитектурных и культурных достопримечательностей.

 

В сущности, как элемент городской среды район сам по себе является достопримечательностью: Красная площадь и Васильевский Спуск стали обязательными к посещению любым туристом местами, а улицы Никольская, Ильинка и Варварка — одни из старейших исторических улиц Москвы. Особенно среди улиц и переулков Китай-города выделяется пешеходная Никольская улица.

 

В пределах Китай-города находятся Покровский собор (Собор Василия Блаженного) и большое количество других монастырей и церквей: Казанский собор, Заиконоспасский монастырь, церковь Зачатия Анны, что в Углу, церковь Георгия Победоносца на Псковской горе, церковь Ильи Пророка на Ильинке, церковь святителя Николая Красный Звон, церковь Варвары Великомученицы на Варварке, церковь Рождества Иоанна Предтечи у Ваврварских ворот и прочие.

 

На улицах Китай-города сохранился ряд архитектурных памятников, среди которых: Верхние торговые ряды (современный ГУМ) и Средние торговые ряды, здание Исторического музея, Лобное место, Гостиный двор, Биржа, Никольские торговые ряды, аптека Феррейна, здание Синодальной типографии, Никольские торговые ряды и большое количество доходных домов и конторских зданий. В 1990-х годах были восстановлены Воскресенские ворота Китай-города, которые принято считать памятником фортификационной архитектуры, хотя существующие ворота и не являются оригиналом. Одной из самых ярких — но, к сожалению, не самых известных — архитектурных достопримечательностей стал сохранившийся участок Китайгородской стены позади гостиницы «Метрополь».

 

Также одной из наиболее значительных точек притяжения является парк «Зарядье», строящийся на месте снесённой гостиницы «Россия».

 

 

Станция метро «Китай-город»


Любопытный факт: станция метро «Китай-город» Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий находится за пределами исторического Китай-города (выходы из вестибюлей расположены по его восточной границе) на территории Белого города.

 

Изначально станция носила название «Площадь Ногина» — в честь советского партийного деятеля Виктора Ногина, но в 1990 году её переименовали в «Китай-город», учитывая близость этого исторического района, поэтому ряд соседних с ним кварталов Белого города иногда ошибочно причисляют к Китай-городу.

 

Непосредственно на территории Китай-города находится выход со станции метро «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии.

Китай-город (Китайский квартал): бурно развивающийся торговый уголок Москвы | Москва

Китай-город узнаваем и уникален, пропитан духом пяти веков своего существования, каждое из которых оставило свой след в истории района. Несмотря на столь колоритное название, Чайнатаун ​​не имеет ничего общего с огромной страной в Восточной Азии. Первоначально здесь селились купцы и ремесленники, позже их вытеснили духовенство и бояре, но район по-прежнему считался торговым центром столицы. Бурная торговля здесь шла не только в Верхних и Средних торговых рядах, но и на Красной площади, откуда берет начало московский Чайнатаун. Здесь каждый камень — немой свидетель многих великих исторических событий. Приглашаем вас на два часа окунуться в увлекательное прошлое Чайнатауна!

Во время экскурсии вы:

  • Услышите множество увлекательных историй о жизни представителей самых разных сословий — богатых купцов и мелких ремесленников, дворян, монахов и священнослужителей, когда-то любивших этот район
  • Узнайте, где находилась первая московская типография, почему в первое время к печатникам плохо относились в народе, считая их колдунами, и к каким ухищрениям прибегали купцы, пытаясь сбыть свой товар.
  • Следуйте по маршрутам незадачливых хайроллеров — от увеселительных заведений до долговой ямы, расположенных в одном месте.

Китайский квартал — это не просто исторический район Москвы. Это часть истории столицы, высеченная в камне, и хотя сегодня от знаменитой Китай-городской стены осталось лишь несколько фрагментов, можно смело сказать, что без Чайнатауна нет Москвы.

Развернуть ↓
Свернуть ↑

  • Место встречи
    Мы встретим вас в вашем отеле

  • Биржевая площадь

  • Старый торговый двор

  • Старый английский двор

  • Палаты бояр Романовых

  • Троицкая церковь на Никитниках

  • Стены Китай-города

  • Конец тура

Место встречи

Мы встретим вас в вашем отеле (пожалуйста, сообщите нам, если вы предпочитаете другое место встречи).

Как туда попасть?

Пожалуйста, убедитесь, что вы находитесь в холле вашего отеля для экскурсии в оговоренное время, остальное мы возьмем на себя!

Важная информация

Во время экскурсии разрешена фото- и видеосъемка. Экскурсия проходит на улице, поэтому одевайтесь по погоде.

Москва в Маньчжурии – Маура Элизабет Каннингем

Если бы кто-то дал мне карт-бланш, паспорт и ноутбук, и три месяца от всех дел и обязанностей, я бы отправился в Россию. Я хотел поехать туда с тех пор, как был подростком — предпочтительно въезжать в страну по Транссибирской магистрали из Китая, — но стоимость и время, необходимые для серьезной поездки, сейчас непомерно высоки. Однако за три дня и гораздо меньше денег я смог посетить кусочек России гораздо ближе к дому: Харбин, в дальнем северо-восточном углу Китая.

Харбин был рыбацкой деревней, когда в конце девятнадцатого века туда прибыли российские железнодорожники и инженеры, которым было поручено соединить Транссибирскую магистраль с Владивостоком. За этой группой быстро последовали банкиры, предприниматели и люди самых разных профессий, которые увидели возможности в новом маньчжурском аванпосте России. Они превратили деревню в город — «Маленький Париж Дальнего Востока», которым до революции 1917 года управляли царские чиновники. После этого город перешел под контроль Китая, и его новые лидеры приступили к созданию китайского Харбина, хотя иностранное население оставалось значительным в небольшом мегаполисе. Помимо русских, были также корейцы, японцы и восточноевропейцы с особенно яркой еврейской общиной.

Эта эпоха русского прошлого Харбина теперь позволила местным властям продвигать туризм посредством празднования своего «архитектурного музея» в старом колониальном районе, который заполнен зданиями начала двадцатого века с богато украшенными фасадами в европейском стиле, чаще всего описывается плакатами как «барокко» или «эклектика». Этот проект превратил Чжунъян Дацзе (Центральную улицу) в вымощенную булыжником пешеходную торговую зону, вдоль которой расположены магазины тех же сетей магазинов одежды, что и Хуайхай Чжун Лу рядом с моей квартирой в Шанхае. Шоппер-туристы могут освежиться в KFC, McDonald’s или Starbucks, хотя на улице есть и пара небольших русских ресторанчиков для тех, кто хочет прикоснуться к прошлому. А если они хотят забрать домой сувенир, они могут зайти в один из многочисленных магазинов, продающих русские туристические безделушки, такие как матрешки, меховые шапки и чайные сервизы (а также водку и шоколад, конечно).

Очень типично для Zhongyang Dajie: старое здание, сетевой ресторан.

Я провел довольно много времени, бродя по Чжунъян Дацзе, но я устал от музыки, льющейся из магазинов одежды, и от рекламщиков, пытающихся заманить меня в рестораны. Хотя город продвигает улицу как живой музей, архитектура, которую я там увидел, совершенно не при чем: можно было бы снести все старые здания и построить точно такие же магазины, и люди все равно, наверное, стекались бы сюда за покупками и покупками. едят, как это делают и в Шанхае, и в Нанкине, и везде. Сохранение старых фасадов делает Чжунъян Дацзе более интересной, чем аналогичные улицы в других китайских городах, но не способствует распространению знаний о прошлом Харбина.

Софийский собор

Гораздо интереснее, на мой взгляд, два музея, которые действительно рассказывают об истории Харбина и объясняют его уникальность. Первый расположен внутри Софийского собора, великолепной церкви в византийском стиле, построенной русской православной общиной. Коммунисты закрыли церковь после создания КНР, но в конце 1990-х городские власти восстановили Софийский собор и установили фотовыставку о жизни Харбина до 1949 года. сообщества, которые способствовали росту Харбина в начале двадцатого века. (Не так много внимания уделяется другим группам, проживающим в городе, хотя есть несколько упоминаний о «нелегитимном японском правительстве» 19-го века.30с.) Когда я приехал туда в пятницу утром, музей был битком набит посетителями, разглядывающими старые фотографии и указывающими друг другу на мелкие детали.

В субботу, однако, у меня был практически один музей; охранник у входа в Харбинский музей еврейской истории, казалось, был удивлен присутствием посетителя и бросился включать свет, чтобы я мог осмотреться. Музей занимает второй и третий этажи Новой синагоги (на первом этаже собрана коллекция довольно страшных картин маслом Ye Olde Harbin), а экспонаты рассказывают историю харбинской еврейской общины. Многие из зданий, в которых сейчас расположены магазины одежды и Starbucks на улице Чжунъян Дацзе, были построены еврейскими предпринимателями сто лет назад; в городе также была крупная еврейская средняя школа (все еще действующая) и то, что, по-видимому, было активным сионистским движением. Музей прославляет Харбин как убежище для европейских евреев, спасающихся от преследований, используя цитату из Генри Киссинджера, чтобы донести мысль, а последний экспонат рассказывает о многих людях, которые теперь совершают поездки в Харбин, чтобы увидеть город, где их семьи жили до прихода коммунистов. революция снова отправила их в мир.

Новая синагога, местонахождение Харбинского музея еврейской истории

Я наслаждался этими приключениями в прошлом Харбина и хотел, чтобы больше моих попутчиков вырвались из Чжунъян Дацзе, чтобы исследовать переулки. Но я бы также сказал, что три дня — это хорошее время, чтобы провести в Харбине, который журналист Исаак Стоун Фиш назвал «наименее пригодным для жизни мегаполисом Китая» в статье Foreign Policy в прошлом году. Я вижу его точку зрения. Я тщательно запланировал свой визит на весну, так как Харбин известен своей суровой зимней погодой, которая позволяет проводить знаменитый ледовый фестиваль каждый февраль. Большие участки города были построены под советским контролем в 1950-х годов, и я проехал то, что казалось километрами рушащегося блочного жилья. Движение в Харбине может быть самым анархичным во всем Китае, особенно в огромных транспортных развязках, где автобусы, такси, велосипедисты и один испуганный иностранец-пешеход сталкивают друг друга в кучу. А тротуары — неровные, разбитые и с отсутствующими большими кусками — были бы мечтой юриста, который гоняется за машиной скорой помощи, всегда готовый подвернуть лодыжку или споткнуть кого-нибудь.

Большинство жилых районов знавали лучшие дни.