Содержание
Эрмитаж: история создания | История Российской империи
В Эрмитаже
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.
Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.
Эрмитаж. Большой Тронный зал
Коллекции Екатерины II
В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.
Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)
Тициан «Бегство в Египет»
«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…
Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.
Джорджоне «Юдифь»
В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)
Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.
В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.
Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)
«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России, она находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже. Скульптура изготовлена из мрамора, высота — 54 см. По одной из версий, скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. По другой версии, она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530 гг., когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 г.
Микеланджело «Скорчившийся мальчик»
Затем в Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины в 1796 г. перечисляются 3996 картин.
Дальнейшее развитие Эрмитажа
Императоры Александр I и Николай I уделяют большое внимание дальнейшему развитию музея: они закупают уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов», которая сейчас находится в Вашингтоне. В 1819 г. была куплена «Мадонна в пейзаже», предположительно кисти Джорджоне. Жозефина Богарне, императрица Франции в 1804-1809 гг., первая жена Наполеона I, подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. В 1814 г. было приобретено собрание испанской живописи Кузвельта.
Караваджо «Лютнист» (около 1595 г.)
Караваджо «Лютнист»
Это одна из ранних картин Караваджо. В работах этого цикла любовное чувство символически передаётся или через образы плодов (как бы приглашающих зрителя насладиться их вкусом), или музыкальных инструментов: музыка — символ мимолётного чувственного наслаждения. Сам художник считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему произведением живописи.
«Камея Гонзага» (III век до н. э.)
«Камея Гонзага»
«Камея Гонзага» — знаменитая камея (ювелирное изделие или украшение, выполненное в технике барельефа на драгоценных или полудрагоценных камнях или на морской раковине) из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики (искусство резьбы на цветных и драгоценных камнях). Согласно общепринятому мнению, является самой знаменитой камеей Эрмитажа.
Камея представляет собой парный портрет эллинистических супругов, царей Ливии, Македонии, Фракии и Боспора Киммерийского Лисимаха I и Арсинои II. Парный портрет эллинистических супругов устремлён на Запад. Камея выполнена в III в. до н. э. неизвестным автором в Александрии Египетской.
Именно при Николае I была реализована идея превращения Эрмитажа в публичный музей: в 1852 г. Эрмитаж был открыт для посещения, хотя вход в него все-таки был ограничен – надо было получать специальный пропуск в придворной конторе. Николай I внес также существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа, но при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США. На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи.
В 1845 г. по завещанию Татищева (дипломата и коллекционера) к собранию прибавились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.
Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж – первое в России здание, специально построенное в 1852 г. для публичного художественного музея. Является частью музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Оно известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов. К этому времени в музее хранились уже богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. музей посещали уже до 50 000 человек в год.
Новый Эрмитаж
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев. Но в 1895 г. они передаются Русскому музею, который основал император Николай I.
Важными источниками пополнения фондов во второй половине XIX века становятся также дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок. К началу XX века в музее хранились уже тысячи полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.
Эрмитаж в советской России
Музей начал значительно обогащаться за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили картины Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.
Канова «Три грации» (хариты)
Канова «Три грации»
Хариты — в древнегреческой мифологии благодетельные богини, воплощающие доброе, радостное и вечно юное начало жизни. Имена харит у Гесиода: Аглая («сияющая»), Евфросина («благомыслящая»), Талия («цветущая»).
Имена харит и их число в вариантах мифов различны. Харит могло быть две, иногда четыре. Xариты близки Аполлону. В Делосском храме он держит на ладони трёх харит, а в пифийском храме Аполлона (Пергам) было их изображение.
Харитам соответствуют римские грации.
В искусстве хариты-грации обычно изображаются таким образом, что две крайние стоят лицом к зрителю, а та, что посередине, — спиной, с головой, повёрнутой вполоборота. Такова была их античная поза, известная и копировавшаяся в эпоху Ренессанса. В разные века грации наделялись разным аллегорическим смыслом. Сенека описывает их как лучезарных девушек, обнажённых или одетых в свободные одежды, они олицетворяли тройственный аспект щедрости: оказание благодеяния, получение благодеяния и оплату благодеяния. Флорентийские философы-гуманисты XV века видели в них олицетворение трёх фаз любви: красота, возбуждающая желание, которое приводит к удовлетворению. Есть и ещё одна интерпретация: целомудрие, красота и любовь.
В 1948 г. был закрыт Музей нового западного искусства и его культурное наследие было перераспределено между музеями Петербурга и Москвы. В Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX-начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Поль Сезанн «Берег Марны»
Поль Сезанн «Берег Марны»
Пейзаж Сезанна подчеркнуто статичен: почти горизонтальной линии берега реки противопоставлены строгие вертикали дома и деревьев на берегу. Неподвижность пейзажа усиливается тем, что он отражается в зеркальной, словно застывшей, воде. Река кажется застывшей, как зеркало, неподвижными кулисами стоят деревья по берегам.
Если у импрессионистов мир порою растворялся в солнечном блеске, в постоянно меняющейся световоздушной атмосфере, то у Сезанна он вновь обретает весомость: в пейзаже подчеркнута структура здания и объемность массы деревьев. Деревья в картине образуют обобщенную массу, что характерно для импрессионистов.
Но вместе с приобретениями в этот период времени имели место и тяжелые потери. Бриллиантовая комната Зимнего дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.
В результате распродаж 1929-34 годов 48 шедевров навсегда покинули Россию: Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.
Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Но сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после войны в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.
По окончании войны в Эрмитаж стало поступать трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, затем советское правительство по просьбе правительства ГДР вернуло их в Берлин в 1958 г. В начале 1957 г. открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.
В настоящее время
Музейный комплекс Эрмитаж
Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:
- Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
- Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
- Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
- Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
- Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;
Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:
- Запасной дом Зимнего дворца;
- Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
Краткое описание Эрмитажа на английском языке с переводом
*материал подготовлен на основе цифр и фактов из Википедии и официального сайта музея
Факты проверены Текст проверен, ошибок быть не должно
The State Hermitage Museum is a museum of art and culture in Saint Petersburg. It is the second largest art museum in the world after Louvre in Paris.
The Hermitage was founded in 1764 when Empress Catherine the Great acquired an impressive collection of paintings from the Berlin merchant Johann Ernst Gotzkowsky.
The State Hermitage Museum is one of the most visited art museums in the world. It attracted almost 5 million visitors in 2019.
The collection of the museum includes about 3 million works of art and world culture artefacts. It contains paintings, graphic works, sculptures, works of applied art, archaeological artefacts and numismatic objects.
The collection of the museum includes such masterpieces as Rembrandt’s The Return of the Prodigal Son, The Madonna and Child (The Litta Madonna) by Leonardo da Vinci, Raphael’s The Conestabile Madonna, Gauguin’s Woman Holding a Fruit.
The Hermitage is home to around 70 cats, which guard its treasures against rodents. The tradition dates back to a 1745 decree of Empress Elizabeth.
-
The State Russian Museum – Государственный Русский музей »
-
Saint Isaac’s Cathedral – Исаакиевский собор »
-
Официальный сайт Государственного Эрмитажа
Перевод на русский язык
Государственный Эрмитаж – музей искусства и культуры в Санкт-Петербурге. Это второй по величине художественный музей в мире после Лувра в Париже.
Эрмитаж был основан в 1764 году, когда императрица Екатерина II приобрела внушительную коллекцию картин у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского.
Государственный Эрмитаж – один из самых посещаемых художественных музеев мира. В 2019 году его посетили почти 5 миллионов человек.
Музей обладает коллекцией, насчитывающей около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
Коллекция музея включает в себя такие шедевры, как «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Мадонна с младенцем» («Мадонна Литта») Леонардо да Винчи, «Мадонна Конестабиле» Рафаэля, «Женщина, держащая плод» Гогена.
В Государственном Эрмитаже живут около 70 кошек, которые охраняют сокровища музея от грызунов. Традиция восходит к указу императрицы Елизаветы 1745 года.
-
Краткий текст про Санкт-Петербург »
-
Tourist attractions in Saint Petersburg – Достопримечательности Санкт-Петербурга »
Краткая история — Эрмитаж l Национальная историческая достопримечательность
Краткая история Эрмитажа
В 1767 году дом приобрела Энн Бартоу ДеВисм, которая переехала в Хо-Хо-Кус из Манхэттена с пятью детьми. Одна из дочерей Энн, Феодосия Бартоу, и ее муж Джеймс Маркус Прево занимали другой дом на этом участке, ниже по склону от нынешней постройки, ближе к мельничным прудам.
|
Во время Войны за независимость, пока майор (впоследствии подполковник) Прево сражался на стороне британцев в Джорджии и Южной Каролине, женщины и дети остались одни в Хо-Хо-Кусе. В этот период округ Берген находился в центре конфликта, и войска с обеих сторон регулярно проходили через этот район.
В июле 1778 года до Феодосии дошло известие, что Джордж Вашингтон и его войска будут проходить через Хо-Хо-Кус по пути из недавней битвы у здания суда Монмута в Уайт-Плейнс в графстве Вестчестер. Когда генерал и его свита остановились у местного дома, Феодосия отправила ему и его людям в Вашингтон приглашение приехать и остановиться в Эрмитаже. Она сказала, что жилье было «самым просторным в этом районе». Вашингтон принял ее предложение и в течение четырех дней, с 10 по 14 июля, он и его офицеры развлекались на этом месте.
Среди посетителей дома во время Революции были Джеймс Монро, Уильям Патерсон, маркиз де Лафайет, Александр Гамильтон, лорд Стерлинг, Пегги Шиппен, Арнольд и Аарон Берр. Берр, который находился к северу отсюда, в районе, известном как Гвоздика, стал частым гостем этого места. После войны и последовавшей за ней смерти подполковника Прево дружба Берра и Феодосии привела к ухаживанию, результатом которого стало их бракосочетание в Эрмитаже в июле 1782 года. три владельца, прежде чем он был продан в 1807 году Элайдже Роузгранту и его жене Корнелии Сафферн. Так началась аренда дома одной семьей, которая продлилась 163 года, пока последний оставшийся в живых член семьи не завещал собственность штату Нью-Джерси после своей смерти в 19 году.70.
В 1847 году Элайджа Розенкранц-младший поручил известному архитектору Уильяму Ранлетту построить романтическую викторианскую резиденцию, в которую войдет исторический колониальный дом, известный как Эрмитаж. Получившееся в результате здание является ярким примером стиля готического возрождения с высокими двускатными крышами, искусно выполненными досками, окнами с ромбовидными стеклами и остроконечными арками эпохи Тюдоров. Задняя летняя кухня датируется 1880-ми годами.
|
Здание интерпретируется сегодня в 1890-х годах, чтобы рассказать наиболее полную историю своего викторианского прошлого. Музей также содержит обширную коллекцию старинных костюмов и аксессуаров с середины 1700-х годов до конца викторианской эпохи. Наследие Розенкранца (имя было изменено сыном Элайджи, Элайджей-младшим) хорошо сохранилось в архивах музея, в которых задокументирован их вклад в местную историю в качестве владельцев фабрик и членов развивающегося высшего среднего класса. Семья Розенкранц приобрела участок площадью около 200 акров, включая хлопчатобумажные фабрики вниз по течению, а также сельскохозяйственные угодья на западе.
История Эрмитажа интересна и разнообразна. Он документирует обширные социально-экономические изменения, достижения и спады. В нем рассказывается о захватывающем периоде зарождения нашей нации. Об изменении судьбы одной семьи за более чем полтора века можно прочитать на выставках одежды, личных вещей и предметов повседневного обихода в отреставрированном доме. Эрмитаж дает представление об истории этого места и всех тех, кто внес свой вклад в его развитие и потомство.
Чудеса Эрмитажа| Прогулки с народом
Чудеса Эрмитажа
Узнайте об истории Эрмитажа и его значении для российской монархии
Государственный Эрмитаж — второй по величине художественный музей в мире и одна из главных туристических достопримечательностей в Санкт-Петербург, Россия. Расположенный между рекой Невой и Дворцовой площадью, он состоит из нескольких исторических зданий, главным из которых является Зимний дворец.
Художественная коллекция Эрмитажа включает почти три миллиона предметов, в том числе одну из крупнейших коллекций итальянских и барочных художников эпохи Возрождения, голландских, фламандских и французских художников, а также археологические находки со всего мира, древнегреческие статуи, азиатское искусство и нумизматическая коллекция. В его залах можно увидеть шедевры Леонардо да Винчи, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Караваджо, Гейнсборо и многих других всемирно известных художников.
Однако Эрмитаж – это больше, чем художественный музей. Зимний дворец, бывшая резиденция российских императоров и императриц, предлагает заглянуть в жизнь при российском императорском дворе. Назван так потому, что летом двор переехал в другую резиденцию — Екатерининский дворец в Царском Селе под Санкт-Петербургом.
Строительство Зимнего дворца началось в 1754 году. В то время в России царствовала императрица Елизавета, дочь Петра Великого. Елизавета, чей двор был одним из самых роскошных в Европе, хотела дворец, который мог бы стать символом национального престижа.
Архитектор итало-российского происхождения Бартоломео Растрелли спроектировал здание в стиле барокко. Строительство продолжалось более 8 лет. В проекте было задействовано более 4000 рабочих, и на него была потрачена огромная сумма денег. Императрице Елизавете не довелось жить в своем новом дворце, так как строительство было завершено только после ее смерти. Елизавете наследовал ее племянник Петр III, который всего через 6 месяцев своего царствования был свергнут своей женой Екатериной.
Екатерина родилась немецкой принцессой, и ее настоящее имя было София-Августа-Фредерика Анхальт Цербстская. Не будучи русской по происхождению, она правила Россией 34 года и стала известна как Екатерина Великая. Хорошо образованная и талантливая, она стремилась быть образцом «просвещенного монарха», реформировала русские законы и систему правления, переписывалась с известными французскими философами Руссо и Дидро, собирала произведения искусства. Первое крупное приобретение было сделано в 1764 году. Это была так называемая коллекция Гоцковского, первоначально собранная по поручению короля Пруссии Фридриха II. После поражения в Семилетней войне Фридрих отказался от покупки, и коллекция была продана Екатерине II.
Для размещения этих картин Екатерина приказала построить рядом с Зимним дворцом новое здание, известное как Малый Эрмитаж. Слово «Эрмитаж» означает «жилище отшельника» и названо оно так потому, что Екатерина считала это место убежищем от придворной жизни. Только избранные могли посещать вечеринки, которые Екатерина устраивала в своем «Эрмитаже». Малый Эрмитаж был спроектирован архитектором Юрием Фельтеном, соединившим стиль барокко с модным неоклассицизмом.
В последующие годы коллекция произведений искусства и библиотека Екатерины продолжали расширяться, поэтому потребовались новые здания. В 1771—1787 годах Юрием Фельтеном был построен Большой Эрмитаж, а в 1783 году Джакомо Кваренги — Эрмитажный театр. Эрмитажный театр использовался для театральных представлений, костюмированных балов и обедов.
Преемники Екатерины сохранили и пополнили царскую коллекцию произведений искусства. Одним из важных дополнений стала коллекция Жозефины, бывшей жены Наполеона. Его купил российский император Александр I, внук Екатерины, правившей в России во время наполеоновских войн. После вступления русской армии в Париж Александр выкупил картины у наследников Жозефины. Большинство картин было захвачено французской армией в качестве трофеев из других стран. В эту коллекцию вошли, среди прочего, картины Рембрандта и Рубенса и скульптуры Антонио Кановы.
В декабре 1837 года страшный пожар опустошил Зимний дворец. Чтобы пламя не перекинулось на Малый Эрмитаж и выставленные там картины, во время пожара были разобраны соединяющие их переходы. Император Николай I решил, что дворец необходимо восстановить как можно быстрее, и только спустя пятнадцать месяцев, весной 1839 года, царская семья снова переехала во дворец.
При Николае I комплекс Эрмитажа пополнился еще одним дополнением — Новым Эрмитажем. Император Николай I пригласил немецкого архитектора Лео фон Кленце для строительства новой пристройки и общего входа в Эрмитаж. Вход в это великолепное здание имеет портик, поддерживаемый пятиметровыми фигурами атлантов, высеченными из серого гранита. Эти скульптуры стали символом Эрмитажа.
С открытием Императорского Эрмитажа 5 февраля 1852 года Эрмитаж, ранее доступный только царской семье и их придворным, стал публичным музеем.
Во время Первой мировой войны интерьеры Зимнего дворца коренным образом изменились. Он использовался для размещения госпиталя для раненых солдат. Парадные залы и роскошные комнаты были превращены в палаты, перевязочный пункт, операционную, кладовые, лаборатории и так далее. Что же касается коллекции произведений искусства, то для обеспечения ее сохранности ее перевезли в Москву.
Бурные события 1917 года, года русской революции, многое изменили для Зимнего дворца и Эрмитажа. В феврале 1917 года царь Николай II отрекся от престола. После этого Временное правительство, ставшее высшей властью в России, обосновалось в Зимнем дворце, переехав в бывшие личные покои Николая II и его супруги. Это занятие было не очень долгим. В октябре того же года партия большевиков во главе с Владимиром Лениным свергла Временное правительство. Большевистские силы ворвались в Зимний дворец и арестовали министров. Вскоре после этого новые власти объявили, что Зимний дворец станет музеем, а через несколько лет, после окончания Гражданской войны в России в 1921 декабря вновь открылся Эрмитаж с Зимним дворцом в его составе.
В советский период истории России коллекция Эрмитажа была еще больше расширена за счет произведений искусства из национализированных частных коллекций. С другой стороны, некоторые работы были проданы советским правительством за границу для финансирования индустриализации страны. Сегодня Эрмитаж продолжает оставаться одним из самых известных музеев мира, ежегодно привлекая несколько миллионов посетителей.
Несколько других зданий в Санкт-Петербурге также принадлежат Государственному Эрмитажу. Один из них — здание Главного штаба, которое стоит напротив Зимнего дворца через Дворцовую площадь. Коллекция, выставленная в Главном штабе, посвящена русскому и европейскому декоративно-прикладному искусству, живописи и скульптуре XIX в.ом и 20 веками. Основные моменты этой коллекции включают картины Матисса, Пикассо, Малевича и Кандинского. Еще одним из зданий, принадлежащих Эрмитажу, является Меншиковский дворец. Александр Меншиков, человек скромного происхождения, стал самым доверенным лицом и другом императора Петра Великого и первым губернатором Санкт-Петербурга.