Истории про василия блаженного: История Собора Василия Блаженного, или Почему у него девять куполов

Блог Исторического музея — Рассказываем о нашей работе, делимся планами на будущее, знакомим с новыми проектами, публикуем интересные факты из нашей музейной истории и другие занимательные материалы

Опубликовано

Убор русской иконы — явление сложное. Традиция украшать иконы окладами появилась …

Читать далее «Драгоценная азбука убора русской иконы»

Опубликовано

Исторический музей обладает богатой коллекцией французских каминных часов XVIII – …

Читать далее «Французские каминные часы XVIII – XIX веков. Часть I.»

Опубликовано

«Давно уже здесь никто не видел такой привлекательной девочки с обворожительно стройной, …

Читать далее «Севрская фарфоровая мануфактура: цветы, птицы, белоснежный бисквит и королевский синий»

Опубликовано

Настоящий праздник невозможно представить без застолья. Испокон веком именно еда …

Читать далее «Съедобное-несъедобное: декор праздничного стола в XVIII — XIX вв.»

Опубликовано

Потомки героев войны 1812 года считали за честь подарить в …

Читать далее «В поисках миниатюрного портрета участника Бородинского сражения А. П. Есипова»

Опубликовано

В фонде миниатюры отдела изобразительных материалов ГИМ хранится небольшой (9,5х7,5 …

Читать далее «Миниатюрный портрет Рейтерна Магнуса Карловича (он же Магнус Магнусович, он же Максим Максимович)»

Опубликовано

Pantone объявили цвет наступающего 2023 года – Viva Magenta. Это оттенок …

Читать далее «Цвет 2023 года в коллекции ГИМ»

Опубликовано

Княгиня Евгения Федоровна Шаховская-Глебова-Стрешнева, урожденная Бреверн (24.12.1840 – 12.11.1924) – …

Читать далее «О портретах княгини Евгении Федоровны Шаховской-Глебовой-Стрешневой»

Опубликовано

История войска началась с казачьих поселений, основанных в первой половине …

Читать далее «Амурские казаки в проекте ГИМ «История казачества в России»»

Опубликовано

На Всероссийской мануфактурной выставке 1870 г. в Санкт-Петербурге тульский купец …

Читать далее «Про тульских оружейников, самоварщиков и дверные ручки»

Опубликовано

Уральское войско (до 1775 года — Яицкое казачье войско), существовавшее …

Читать далее «Уральское казачье войско в проекте ГИМ «История казачества в России»»

Опубликовано

В новом онлайн-проекте впервые в таком объёме собраны материалы, посвящённые …

Читать далее «Исторический музей запустил новый онлайн-проект «История казачества в России»»

Собор Василия Блаженного: мифы и парадоксы

18 июля 2021
13:37

Ирина Баранова

Вести-Москва

По этим ярким главам нашу столицу узнают во всем мире. О том, что это не один храм, а девять в одном соборе – знают немногие.

Он пережил пожары, его пытались снести и даже увезти за границу. И, конечно, он наряду с Кремлем давно стал визуальным символом не только Москвы, но и всей страны. Речь о легендарном храме Василия Блаженного, также известном как Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву. Собору в эти дни исполняется 460 лет. Какие мифы и исторические парадоксы уже неотделимы от него?

По этим ярким главам нашу столицу узнают во всем мире. О том, что это не один храм, а девять в одном соборе – знают немногие. Есть еще один удивительный для многих факт. Собор зовется Покровским. Церковь Василия Блаженного здесь лишь одна из девяти. И была пристроена к существующему собору после смерти святого.

Многие считают, что мощи московского чудотворца Василия находятся в этой раке. Но это не так. Она стоит над захоронением святого. Его похоронили на прихрамовом кладбище у стен строящегося тогда каменного Покровского собора.

Городской юродивый Василий и зимой и летом ходил по улицам, чуть прикрыв лохмотьями наготу. Предсказывал пожары и знаковые события будущего. Питался подаянием. При этом далеко не от всякого мог принять кусок хлеба.

«Иногда, например, мог опрокинуть какой-то прилавок на торговых рядах на Красной площади. Потом выяснялось, что там торгуют не совсем честно или испорченными какими-то продуктами», – рассказала москвовед и экскурсовод Юлия Дмитрюкова.

Василия Блаженного почитал Иван Грозный. Считалось, что блаженный был единственным человеком, которого боялся царь «аки провидца душ человеческих». И даже сам его хоронил.

«И в Покровском соборе есть одна икона, на которой как раз изображено клеймо захоронения Василия Блаженного. И мы видим на нем царя Ивана Грозного, который сопровождает гроб праведника», – рассказала заведующая музеем «Покровский собор» Татьяна Сарачева.

Народ, отправляясь на службу, говорил – «пойдем к Василию». Так за Покровским собором укрепилось еще одно название. А в историческом сериале «Грозный», который недавно прошел на канале «Россия 1», есть фрагмент, где царь лично делает набросок будущего храма, который привиделся ему во сне.

— Я клянусь тебе, Макарий, здесь поставлю храм. В честь Покрова Богородицы и нашей победы.

По фрагментам культовых фильмов можно проследить историю собора.

«Кроме Лобного места от древних памятников на Красной площади сохранился Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного». («Я шагаю по Москве», 1963 г., режиссер Г. Данелия).

«Храм Василия Блаженного был воздвигнут на Красной площади в честь взятия Казани. Дабы архитекторы Барма и Постник не смогли построить что-либо подобное, царь велел ослепить их. – Несмотря на эту печальную легенду. Мне тут нравится». («Невероятные приключения итальянцев в России», 1973 г., режиссер Э. Рязанов)

Именно легенда. Об увечии зодчих нет данных ни в одном документе. А о том, кто возводил храм – историки спорят до сих пор. Есть основание думать, что руку к строительству приложили итальянцы. А каменное строение москвичи использовали не только для общения с Богом.

Подклет собора – это не только основание для 9 церквей. Одно время здесь прятали часть царской казны. И сдавали помещения богатым горожанам, которые держали здесь свои ценные вещи, опасаясь пожаров. И купцам, которые хранили здесь свой товар.

Хитросплетение помещений и коридоров водит посетителей из века в век. За 460 лет его не раз реставрировали и меняли. Например, главы. От гладких и монохромных до таких ярких, зефирно-пряничных.

— А здесь можно представить масштабы глав собора. Это фрагменты железных, которые в 1967 году заменили точными медными копиями. Сохранив не только форму, но и цвет.

Наполеон, после того, как понял, что увезти собор во Францию невозможно, хотел его взорвать. Этот удивительный букет из девяти храмов пережил советские годы начала прошлого века. Собор – чудо не только архитектурное. Чудесна вся его история. По изображению, которого любой безошибочно узнает Россию.

мифы
храм
Василий Блаженный
Москва
общество
новости

История святого Василия Великого

Святой Василий Великий был греческим епископом и богословом, известным своим влиятельным сторонником Никейского символа веры. Помимо своего богословского вклада, он был хорошо известен своим состраданием к бедным и менее удачливым членам своего общества.

Святой Василий Великий является покровителем администраторов больниц, реформаторов, монахов, образования, экзорцизма и литургистов. Мы отмечаем его праздник 2 января, и как раз к нему давайте обратимся к его жизни и выдающемуся вкладу не только в религию, но и в общество в целом.

Семья и воспитание святого Василия Великого

Василий родился в богатой семье в Каппадокии в 329 году. Его родителями, известными своим благочестием, были Василий Старший и Эммелия Кесарийская. Василия и его четырех братьев и сестер воспитывала его бабушка по материнской линии Макрина, которая была последовательницей Григория Чудотворца, христианского епископа и святого, основавшего церковь Неокесарии. Муж Макрины был христианским мучеником, приговоренным к смерти еще до обращения императора Константина I.

Василий получил формальное образование в Кесарии Мазака в Каппадокии с 351 по 356 год. Именно здесь он встретил Григория Назианзина, своего давнего друга, ставшего архиепископом Константинополя. Василий и Григорий отправились в Константинополь для продолжения учебы и провели в Афинах около шести лет.

Покинув Афины в 357 году, Василий путешествовал по Египту и Сирии, прежде чем вернуться в Кесарию, чтобы заниматься юридической практикой и преподавать риторику около года.

Изменившаяся жизнь

В жизни Василия произошел драматический поворот, когда он встретил епископа и подвижника Евстафия Севастийского. Басин оставил свою профессию в области права и образования, чтобы полностью посвятить свою жизнь Богу. После крещения он отправился в Палестину, Египет и Месопотамию, чтобы больше узнать об аскезе и монашестве.

Он раздал свое имущество менее удачливым и некоторое время жил уединенной жизнью недалеко от Неокесарии Понтийской на Ирисе. Хотя он и уважал благочестивый образ жизни аскетов, он понимал, что уединенная жизнь не для него, и он был более склонен к общинной религиозной жизни.

В 358 году Василий собрал группу учеников, разделявших его взгляды, включая его собственного брата Петра. Вместе они основали монашеское поселение в имении его семьи недалеко от Аннези. Вскоре его овдовевшая мать, сестра и другие женщины присоединились к религиозному поселению и посвятили себя молитвенной и благотворительной жизни.

Именно во время пребывания в монашеской слободе Василий начал писать о монашеской общинной жизни. Его работа оказала значительное влияние на монашеские традиции Восточной церкви. Он также сотрудничал с Григорием Назианзином над «Добротолюбием Оригена», собранием сочинений греческого ученого, аскета и богослова Оригена.

Василий позже присутствовал на Константинопольском соборе. Сначала он встал на сторону Евстафия и омоюзианцев, полуарианской группы, которая учила, что Иисус был из «подобной» сущности Отца, не тождественен и не отличен от Него. Позже он оставил гомоюсиан и стал одним из самых страстных сторонников Никейского символа веры.

Жизнь и деятельность в Кесарии

Святитель Василий Великий был рукоположен в сан диакона в 362 году епископом Антиохийским Мелетием, а затем в пресвитера церкви в 365 году. В последующие годы Василий и Григорий Назианзин посвятили свою жизнь борьбе от арианской ереси, которая настолько усилилась, что разделяла христиан Каппадокии. Два друга участвовали в риторических дебатах с известными арианскими богословами и ораторами и вышли победителями. Их успехи дали понять Василию и Григорию, что у них есть будущее в церковном управлении, и Василий вскоре стал функциональным администратором в Кесарии.

В 370 году Василий был рукоположен в епископы Кесарии, что позволило ему продемонстрировать свое лидерство, щедрость и сочувствие. Среди его благотворительной деятельности — организация бесплатной столовой, раздача еды менее удачливым во время голода и пожертвование своего личного наследства беднякам своей епархии. Он также активно работал, чтобы помочь ворам и проституткам отвернуться от своей греховной жизни.

Бэзил был достаточно храбр, чтобы выступить против государственных чиновников, которые были коррумпированы и проповедовали каждое утро и вечер в его собственной церкви. Он также предостерегал свое духовенство от искушения богатством и относительно легкой жизни в священстве. Он был очень дотошным в выборе кандидатов в священные саны.

Одним из самых заметных достижений Василия была Базилиада, огромный комплекс за пределами Кесарии, в котором располагались приют, больница и богадельня. Сам император Восточной Римской империи Валент пожертвовал часть земли для строительства этого сооружения.

Святитель Василий Великий страдал болезнью печени, обострившейся из-за чрезмерной аскезы. Точная дата его смерти неизвестна.

Наследие и влияние

Наследие св. Василия живет в форме его многочисленных вкладов в мир, особенно в сферах богословия, монашества и литургии.

Св. Василий — одна из важнейших фигур, сформировавших христианское монашество. На самом деле его часто называют «отцом восточного монашества», и многие религиозные ордена восточного христианства названы в его честь, например, Конгрегация св. Василия.

Св. Василий способствовал смягчению аскетических практик, которые ранее определяли монашескую жизнь. Ему также приписывают помощь в обеспечении баланса между работой и молитвой.

Святой Василий Великий считается очень влиятельным человеком в истории христианской литургии. Хотя неясно, какие части приписываемых ему Божественных литургий на самом деле являются его работой, считается, что обширный свод созданных им молитв сохранился в разных церквях восточного христианства.

Святой Василий Великий | Биография, факты и наследие

Св. Василий Великий

Смотреть все СМИ

Дата рождения:
329
Кайсери
Турция
Умер:
1 января 379 (50 лет)
Известные работы:
«Обращение к юношам»
«Против Евномия»
«Канонические послания»
«Гексаэмерон»
Литургия святого Василия
«Длинные правила»
«О Святом Духе»
«Короткие правила»
Известные члены семьи:
брат Святой Григорий Нисский
Предметы изучения:
аскетизм
каноническое право
история раннего христианства
монашество

Просмотреть весь связанный контент →

Резюме

Прочтите краткий обзор этой темы

Св. Василий Великий , латинский Василий г. (род. 329 г. по Р.Х., Кесария Мазака, Каппадокия — умер 1 января 379 г., Кесария; западный праздник 2 января; восточный праздник 1 января), отец ранней церкви, защищавший православную веру от арианской ереси. Будучи епископом Кесарии, он написал несколько работ по монашеству, богословию и каноническому праву. Он был объявлен святым вскоре после его смерти.

Ранняя жизнь и церковная карьера

Василий родился в знатной семье из Кесарии, столицы Каппадокии, которая была провинцией Малой Азии, имевшей особое значение в 4 веке из-за своего положения на военном пути между Константинополем и Антиохией. Семья была христианской со времен гонений на христиан, закончившихся в начале 4 века. Один из дядей Василия был епископом, как и два его брата (Григорий и Петр Севастийские). Однако он получил литературное образование, которое позволило бы ему пойти по стопам отца в качестве юриста и оратора. Он учился в Кесарии и Константинополе и, наконец, ( в. 351–356), в Афинах, где он подружился со св. Григорием Назианзином. По возвращении домой он начал светскую деятельность, но влияние его благочестивой сестры Макрины, ставшей впоследствии монахиней и игуменией, подтвердило его прежнюю склонность к подвижнической жизни. Вместе с группой друзей он основал монашеское поселение в родовом поместье Аннеси в Понте.

В 357 г. он совершил обширную поездку по монастырям Египта, а в 360 г. помогал каппадокийским епископам на синоде в Константинополе. Он был огорчен тем, что Ариминским собором в прошлом году было принято всеобщее признание Арианского символа веры, и особенно тем фактом, что его поддержал его собственный епископ Дианий Кесарийский. Незадолго до смерти Диания (362 г.) Василий примирился с ним, а затем был рукоположен во пресвитера (священника) в помощь преемнику Диания, новообращенному Евсевию. Способности и престиж Василия, а также неприязнь Евсевия к аскетизму привели к напряженности между ними, и Василий удалился в Аннеси.

В 365 году он был отозван обратно в Кесарию, когда церкви угрожал арианский император Валент. Его богословская и церковная политика в дальнейшем была направлена ​​на объединение против арианства бывших полуариан и сторонников Никеи под формулой «три лица ( ипостасей ) в одной субстанции ( усия )», сохраняя при этом как единство, так и необходимые различия в богословской концепции Божества. После смерти Евсевия в 370 г. его преемником стал Василий, хотя ему противостояли некоторые другие епископы провинции.

Антиарианская деятельность

Будучи епископом Кесарии, Василий был митрополитом (церковным примасом провинции) Каппадокии, и его собственная епархия охватывала большие владения восточной Каппадокии, где ему помогал ряд «сельских епископов» ( chorepiscopi ). Он также основал благотворительные учреждения для помощи бедным, больным и путешественникам. Когда Валент прошел через Кесарию в 371 году, Василий бросил вызов его требованию подчинения. Но в 372 году Валент разделил провинцию, и Василий посчитал это личным нападением, поскольку таким образом Анфим Тианский стал митрополитом для городов западной Каппадокии. Василий в ответ поставил своих сторонников в некоторых приграничных городах — в Петербурге. Григорий Назианзин в Сасиме и его родной брат святой Григорий в Нисе. Эта тактика была успешной лишь частично, но Василий избежал атак, которые Валент предпринял против ортодоксальных епископов в других местах. Тем временем Василий пытался заручиться всеобщей поддержкой бывшего полуарианина Св. Мелетия как епископа Антиохийского (одного из пяти основных патриархатов ранней церкви) против Павлина, лидера строгого никейского меньшинства, поскольку он опасался, что крайние Никейцы в этот момент впадали в савеллианство, ересь, преувеличивающую единство Бога. Однако при жизни Василия этому помешало признание Павлина епископами Александрии и, несмотря на ряд переговоров, после 375 г. папой Дамасом I9.0003

Здоровье Василия было слабым, возможно, из-за тягот его подвижнической жизни. Он умер вскоре после того, как смерть Валента в битве при Адрианополе открыла путь к победе дела Василия. Энергичный, твердый и уверенный в своем собственном положении, в свое время он, кажется, вызывал скорее восхищение, чем любовь даже у своих близких. Но его широко оплакивали, и вскоре он был причислен к лику святых.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас

Работы и наследие

Многочисленные и влиятельные труды Василия основаны на его практических заботах как монаха, пастора и лидера церкви. Длинные правила и Краткие правила (для монастырей) и другие аскетические писания отражают опыт, который начался в Аннези и продолжился при его наблюдении за монастырями Каппадокии: они должны были оказать сильное влияние на монашескую жизнь восточного христианства. Примечательной чертой является сильное предпочтение Василием монашеской жизни, в которой можно практиковать братскую любовь, в отличие от жизни отшельника.