Иоанно богословский монастырь пощупово: Свято-Иоанно-Богословский мужской монастырь Рязанская епархия с.Пощупово

Иоанно-Богословский монастырь в с. Пощупово / Монастырский вестник

Иоанно-Богословский мужской монастырь — одна из древнейших Русских обителей. Находится монастырь на правом берегу реки Оки, в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области, в 25 километрах от города Рязани.

Историческое предание относит его возникновение к концу XII-го или началу XIII-го столетия, когда в эти края пришли монахи — проповедники Слова Божия. С собою они принесли чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в VI столетии в Византии мальчиком-сиротой. Образ этот стал главной святыней Богословской обители.

Читать подробнее

К 1237 году южный склон холма, на котором возвышается теперь нынешний монастырь, а также пещеры, заботливо устроенные монахами под соседним холмом, и полуразрушенные ныне, были местом их обиталища.

В декабре 1237 года святой апостол и евангелист Иоанн Богослов защитил свою обитель от татаро-монгольских завоевателей. Грозный хан и его воины были устрашены видением святого апостола Иоанна Богослова. Отказавшись от мысли разорить обитель Батый оставил при чудотворной иконе свою золотую печать, которая хранилась иноками на протяжении 416 лет. В 1653 году она была снята для позлащения большой водосвятной чаши.

В XVI — первой половине XVII-го века монастырь претерпевал неоднократные разорения со стороны крымских татар, но неизбежно возрождался.

В XVI веке была предпринята попытка перенести монастырь в более безопасное место, к «засечной черте», под защиту русских пограничных дружин. Однако икона апостола Иоанна Богослова, которую братия взяла с собой, перенеслась назад, а вслед за ней вернулась и братия.

До середины XVII-го века все постройки в обители были деревянными.

После указа Императрицы Екатерины II от 1764 года о секуляризации церковных земель Иоанно-Богословский монастырь, как и многие другие русские обители, приходит в упадок. Пора нового духовного и хозяйственного расцвета для него наступает во второй половине XIX-го века.

В 1860 году неподалеку от обители приобретает загородное имение Давид Иванович Хлудов — потомственный почетный гражданин, купец 1-й гильдии, ставший главным благотворителем монастыря. Настоятелем обители 22 марта 1865 года назначается иеромонах Виталий (Виноградов). Сам монастырь преобразуется в общежительный.

Иеромонах Виталий, ставший игуменом, а затем архимандритом, управлял обителью в течение полувека и скончался в 1915 году в возрасте почти 100 лет. Число братии при нем весьма возросло и составило более 100 человек.

Множество дивных чудес явил святой апостол и евангелист Иоанн Богослов через свою икону, но особенно много чудесных исцелений было на Святом источнике, расположенном вблизи монастыря, рядом с древними монастырскими пещерами.

В 1931 году насельники монастыря во главе с престарелым настоятелем архимандритом Зосимой (Мусатовым) были арестованы и осуждены к различным срокам ссылки в Казахстан. Сам монастырь был закрыт и упразднен. Накануне закрытия из обители исчез древний чудотворный образ апостола Иоанна Богослова и с того времени местонахождение иконы неизвестно.

Осенью 1988 года Иоанно-Богословский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви. Его наместником стал архимандрит Авель (Македонов). С этого времени началось восстановление разрушенной обители.

В 2004 году отец Авель, обремененный тяжестью лет, ушел на заслуженный покой, а управление обителью было возложено на преосвященного Иосифа, епископа Шацкого, викария Рязанской епархии, ставшего в ее истории первым настоятелем — архиереем.

Летом 2006 года по решению Священного Синода владыка Иосиф был назначен управляющим Иваново-Вознесенской епархией.


6 декабря 2006 года архимандрит Авель после продолжительной болезни мирно почил о Господе.


С 2006 по 2011 годы настоятелем Иоанно-Богословского монастыря был управляющий Рязанской епархией, архиепископ Павел (Пономарев).


После освобождения от должности наместника монастыря игумена Мефодия (Илюточкина), вызванного ухудшением его здоровья, согласно постановлению Священного Синода от 27 декабря 2007 года наместником обители определено быть иеромонаху Дионисию (Порубаю).


21 мая 2009 года в самый день престольного праздника в честь апостола Иоанна-Богослова отец Дионисий был возведен в сан игумена.


4 марта 2011 года архиепископ Рязанский и Касимовский Павел, в соответствии с решениями Архиерейского Собора 2011 года, передал настоятельство в обители своему наместнику и 1 апреля вручил ему игуменский жезл, а 9 октября митрополит Павел возвел его в сан архимандрита.


В этом же году, 25 ноября Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин наречения архимандрита Дионисия во епископа Касимовского. Впоследствии был призван к архиерейскому служению и приемник архимандрита Дионисия, и. о. настоятеля игумен Игнатий (Румянцев).


В настоящее время управляет монастырем игумен Исаакий (Иванов).

Иоанно-Богословский монастырь — МедиаРязань

В Пощупово ездят каждый по своим причинам. Одни в поисках душевного спокойствия и прощения за грехи, другие за чудной фотографией, третьи — прикоснуться к святым мощам в надежде на исцеление от недуга. И к роднику тянутся для священного омовения или проверить силу духа в контакте с водой при температуре в пять градусов. И те, и другие возвращаются в горку, неся заветную ношу (иные в двух руках стараются унести до шести пятилитровых баклажек). Чистейшая природная вода из Пощупово в эпоху экологических неурядиц — бесценное сокровище, доступное каждому. Находятся и такие, кто стремится спуститься в монастырский подвал, где на нескольких стеллажах рядками уложены многочисленные черепа и кости давно умерших монахов.

Гости монастыря — разношёрстная масса из настоящих паломников, странников из далёких мест, семей с детишками, туристов с зеркальными фотоаппаратами и экскурсионных групп, прибывающих на больших комфортабельных автобусах в рамках паломнических туров по стране или вывезенных на прогулку после крупной научной конференции в одном из вузов Рязани. И тех, и других поражает то, что опытный архитектор и дизайнер назовёт идеальной вписанностью архитектурного ансамбля в ландшафт.

Монастырь занял выгодное положение на высоком мысу междуречного плато, крутые склоны которого образуют уступ долины Оки и левый борт глубокого оврага. Того самого, что отделяет родниковую дубраву от монастыря, создавая некоторые трудности в подходе к купели.

Здесь рядом имеется редкий памятник истории — тайная подземная тюрьма, где держали самых опасных государственных преступников. Вход в неё расположен в километре от монастыря на склоне холма — это некое отверстие в земле. Где-то там разветвлённая система подземных ходов с тремя камерами в центре и нишами в стенках. В своё время в одной из камер обнаружили человеческие останки в кандалах.

Добраться в Пощупово довольно просто. С трассы М5 «Урал» Москва – Челябинск надо повернуть на Рыбное и держать путь на есенинские места. Потом дорога разделится, левая уйдет на Константиново, а правая приведёт в Пощупово, повороты оснащены соответствующими указателями. Покажется монастырская лавка, где можно разжиться мёдом, квасом, сбитнем или травяным чаем. Колокольня в непосредственной близости поразит внушительными размерами, как и благоустройство двора при входе в арку Святых ворот: в тёплое время года здесь всегда огромное количество клумб в кустах самых разных роз.

В древности это место, как пишут сказители, имело вид мрачный, суровый и уединённый, «заставлявший невольно любителя пустынножития избрать это место для богомыслия». Старожилы поговаривали, что местность была сплошь укрыта дубовым лесом. И уверяют, что видели несколько дубовых пней, на которых можно было «лечь как угодно».

Существует предание, что когда-то до этих мест дошли монахи и принесли с собой чудотворную икону апостола Иоанна Богослова, написанную в IV столетии в Византии мальчиком-сиротой. Неизвестно ничего ни об основателе, ни о времени основания монастыря. Известно лишь, что было это точно до нашествия Батыя на Рязань в 1237 году: летописцы свидетельствуют, что Рязань той зимой обратили в пепел, а Богословская обитель осталась в целости. Пишут, что Батый хотел было ограбить монастырь, но внезапно явился к нему Иоанн Богослов, отчего хан пришёл в ужас и приложил к его образу свою золотую печать. Отказался тогда Батый от нехороших мыслей да и оставил перстень, хранили который якобы 416 лет, пока не решили позолотить им водосвятную чашу.

Летописцы не раз указывали, что икона Иоанна Богослова спасала обитель от невзгод. Поводом к переселению стали многократные нападения крымских татар. После очередного такого разорения монахов решили взять под защиту пограничников — переселить к засечной черте в Михайловском уезде. Не одобрил решения лишь Иоанн Богослов. Братия отправилась к дружине, забрав икону святого в далёкий путь. Но из нового храма образ Иоанна скрылся, появившись вновь на старом месте в монастырском лесу на огромном дубе. Конечно, братия, увидев в возвращении иконы знак свыше, вернулась обратно, к дубу, где стоит сегодня собор во имя Иоанна Богослова. Спил того дуба положен был поверх главного престола монастыря.

Сами постройки обители были в далёкие времена из дерева. Вплоть до середины XVII столетия, когда из камня собрали-таки ограду и Святые врата. Фрески на них также сохранились с тех самых времён, когда Россия оправлялась от смуты при Алексее Михайловиче «Тишайшем», но в то же время её сотрясали крестьянские волнения, оставшиеся в истории как соляной, медный и прочие бунты.

Жизнь в обители идёт своим чередом: возводится двухэтажный Иоанно-Богословский собор и Успенский храм, оба — из камня. Второй за столетия обветшал и до наших дней не сохранился. Но из построек XVII века мы можем видеть сегодня настоятельский корпус и малую шатровую колокольню.

В 1764 году императрица Екатерина II издала знаменитый Указ о секуляризации церковных земель. Идея возникла гораздо раньше. В частности, семью годами ранее ограничить имущество церкви пыталась государыня Елизавета Петровна. Затем в 1762 году за дело взялся Пётр III, а после его смерти начатое довершила Екатерина. К тому моменту в России сложилась крайне тяжёлая ситуация: церковь владела громадной площадью земель, за которую вообще ничего не платила, и это в условиях, когда государство нуждалось в деньгах. Итогом стал тотальный отъём церковных земель в пользу государства.

Чуть менее половины монастырей были попросту упразднены. Оставшиеся 536 обителей поделили на две группы: на гособеспечение поставили 226, остальные 310 финансовой поддержки лишили. Размер бюджетного финансирования был небольшим и потому даже те монастыри, которые получали поддержку из госбюджета, едва сводили концы с концами. В конечном итоге приходилось ограничивать число насельников. Денег на ремонт не хватало, и стены ветшали. Настоятели же, видимо, побаивались сообщать о проблемах, остерегаясь губительного лишения поддержки госбюджета. Оценивая результаты с позиции макроэкономики, Россия, безусловно, выиграла. Земли стали приносить доход, казна пополнялась, и страна стала диктовать условия на европейской арене. В то же время сами европейцы недоумевали, говоря, что подобное с православием не позволяли себе даже басурмане.

Пока власть приводила общегосударственные дела в порядок, поправить дела Иоанно-Богословской обители вызвался благотворитель. Статский советник Давид Иванович Хлудов, сложив полномочия главы Егорьевска, переехал в 1860 году под Рязань. Получив строгое религиозное образование, он щедро жертвовал на монастыри и церкви. Рязанской губернии повезло больше других. Хлудов перестроил Пощуповский монастырь: при его финансовой поддержке реконструировал Иоанно-Богословский собор — тот стал одноэтажным, в соборе обновили иконостас. Позже возвели новый Успенский собор и трёхэтажный братский корпус, Гостиный двор, богадельню с аптекой и собственным фельдшером, церковно-приходскую школу. Крестьянские мальчишки обучались здесь наукам, учебники и канцелярию предоставлял монастырь. Уже после смерти Хлудова, но на его средства в 1901 году строится 76-метровая колокольня, в которой разместили библиотеку с ценными книгами.

Тяжёлые времена настали для монастыря в начале XX века — гонения на церковь при советской власти не прошли бесследно. Обвинили в контрреволюционной деятельности насельников монастыря, а тогдашнего настоятеля архимандрита Зосима арестовали и сослали в Казахстан. Обитель закрыли, а за время простоя пропала из него и главная святыня — чудотворный образ апостола Иоанна Богослова. Местонахождение иконы с той поры неизвестно.

В год тысячелетия крещения Руси Свято-Иоанно-Богословский монастырь вернули Русской православной церкви. Священный Синод назначил наместником архимандрита Авеля. Многие годы он прослужил на Рязанской земле: в селе Городище Рыбновского района, в Борисоглебском кафедральном соборе Рязани. Служил батюшка и на Ярославской, и на Смоленской земле, и на Святой горе Афон в Греции. Пощуповский монастырь же за 15 лет служения при нём Авеля преобразился до неузнаваемости. Прихожане любили батюшку: в памяти рязанцев Авель остался мудрым и добрым старцем. Дом, в котором Авель прожил свои последние годы на территории монастыря, нынче превращён в музей его имени.

Сегодня можно видеть полное преображение Пощуповского монастыря. В Иоанно-Богословском соборе резной иконостас. Московский иконописец Александр Чашкин расписал алтарь. Отреставрирован Успенский собор. Восстановлен братский корпус с трапезной. В конце 1990-х под малой шатровой колокольней освящён храм в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Чудотворца. В храме установлен древний тябловый иконостас. В древних Святых вратах устроена часовня в честь Иверской иконы Божией Матери. В братском корпусе на третьем этаже также освящён храм — в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» и великомученика Пантелеимона. Обустроена трапезная для паломников и храм в честь князей Бориса и Глеба. В обители хранятся ковчеги с мощами святых Георгия Победоносца, целителя Пантелеимона, Николая Чудотворца. Под алтарной частью Богословского собора — храм в честь преподобного Серафима Саровского и священномученика Иувеналия Рязанского.

А на святом источнике была воссоздана часовня, открыта просторная купель и монастырская церковная лавка.

В рамках проекта «Достояние», при реализации которого используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 года №79-рп и на основании конкурса, проведённого Обществом «Знание» России.

Метки: Давид Хлудов, Иоанно-Богословский монастырь, история, Пощупово, РПЦ, Рыбновский район, архимандрит Авель

Исторический центр (Хора) с монастырем Святого Иоанна Богослова и пещерой Апокалипсиса на острове Патмос

Выдающаяся универсальная ценность

Краткое обобщение

Небольшой остров Патмос в Додеканесе известен место, где святой Иоанн Богослов написал свое Евангелие и Апокалипсис около 95 года нашей эры. Монастырь, посвященный «возлюбленному ученику», был основан здесь в 1088 году Осиосом Христодулосом Латриносом и с тех пор является местом паломничества и изучения греческого православия. Его основание было частью политики императора Алексея I Комнина по колонизации островов и созданию базы в Эгейском море. Колонизация Хоры Патмоса происходила постепенно вокруг укрепленного монастырского комплекса, который всегда имел абсолютное господство над островом как главный правитель и регулятор организации общественной жизни островитян.

Монастырь Святого Иоанна Богослова – уникальное творение, объединившее монашеские ценности в укрепленном корпусе, которое развивалось в ответ на изменение политических и экономических обстоятельств на протяжении более 900 лет. Он имеет внешний вид многоугольного замка с башнями и зубцами. Здесь также находится замечательная коллекция рукописей, икон, литургических произведений искусства и предметов.

Самыми ранними элементами, относящимися к 11 веку, являются кафоликон (главная церковь) монастыря, часовня Богородицы и трапезная. Северную и западную стороны двора обрамляют белые стены монастырских келий, а южную сторону образует Цафара, двухэтажная аркада из 1698 построен из тесаного камня, а внешний нартекс Католикона образует восточную сторону.

На полпути по дороге, которая круто вьется из Скалы в Хору, находится Пещера Апокалипсиса (Spilaion Apokalypseos), где, согласно преданию, святой Иоанн продиктовал Книгу Откровения и свое Евангелие своему ученику Прохору. Это святое место привлекало множество небольших церквей, часовен и монашеских келий, создавая интересный архитектурный ансамбль.

Старое поселение Хора, связанное с ним, содержит много религиозных и светских зданий. Это один из наиболее хорошо сохранившихся и старейших храмов Эгейского моря. Начиная с 13 века, город был расширен за счет новых кварталов, в 15 веке для беженцев из Константинополя (Аллотейна) и в 17 веке с Крита (Кретика). Как это ни парадоксально, Патмос процветал как торговый центр под османской оккупацией, о чем свидетельствуют прекрасные купеческие дома конца 16-го и 17-го веков в Хоре. В городе есть несколько прекрасных небольших церквей. Датируемые в основном XVII и XVIII веками, они содержат важные настенные росписи, иконы и другую церковную утварь.

Элементы собственности уникальны по нескольким параметрам, как в совокупности, так и по отдельности. Патмос является единственным примером православного монастыря, с самого начала объединившего поддерживающую общину Хору, построенную вокруг укреплений на вершине холма. Хотя укрепленные монастыри можно найти и в других частях православного мира, монастырь Святого Иоанна Богослова является единственным в Греции примером организованного поселения вокруг укрепленного монастырского комплекса.  

Критерий (iii): Город Хора на острове Патмос является одним из немногих поселений в Греции, которые непрерывно развивались с 12 века. В мире мало других мест, где религиозные обряды, восходящие к раннехристианским временам, до сих пор практикуются в неизменном виде.

Критерий (iv): Монастырь Святого Иоанна Богослова (Святого Иоанна Богослова) и Пещера Апокалипсиса на острове Патмос вместе со связанным средневековым поселением Хора представляют собой исключительный пример традиционного греческого Центр православного паломничества, представляющий выдающийся архитектурный интерес.  

Критерий (vi): Монастырь Святого Иоанна Богослова и Пещера Апокалипсиса увековечивают место, где Святой Иоанн Богослов (Божественный), «Возлюбленный ученик», написал два самых священных христианских произведения, Его Евангелие и Апокалипсис.

Целостность

Границы объекта соответствуют выдающейся универсальной ценности объекта. Монастырский комплекс Святого Иоанна Богослова, пещера Апокалипсиса и само поселение Хора сохраняют свою основную морфологию до наших дней. Первоначальные формы сохранены. Поселение, которое постепенно развивалось вокруг монастыря, до сих пор обитаемо и продолжает расширяться, но всегда в определенных границах и под строгим контролем и правилами соответствующих властей. Изменения, происходившие на протяжении веков и под влиянием исторических условий, позволяют посетителю даже сегодня увидеть отдельные этапы. Основные риски для собственности, вероятно, будут связаны с туризмом и чрезмерным развитием порта Скала в более широком окружении собственности; Патмос также находится в зоне землетрясения.

Подлинность

Активная монашеская община Патмоса, помимо защиты художественных и интеллектуальных ценностей монастыря, продолжает спасать старые традиции и ритуалы, такие как византийский ритуал Ниптир, который проводится каждую среду Страстной недели. и возрождает драматическое и символическое событие, знаменующее начало Страстей Христовых. Более того, деятельность школы Патмиада с 1713 года, одной из самых известных греческих школ, способствует сохранению аутентичности.

Материал и дизайн основных элементов, а также их организационные модели хорошо сохранились и обеспечивают подлинное и достоверное выражение стилистических и типологических моделей объекта. Аутентичность поселения обеспечивается также сохранением его морфологических особенностей и техники застройки с использованием сходных или даже, насколько это возможно, таких же традиционных приемов и материалов при возведении новых построек.  

Требования к охране и управлению

Имущество охраняется положениями Закона об археологии 3028/2002 «Об охране древностей и культурного наследия в целом» и отдельными министерскими постановлениями, опубликованными в Официальном правительственном вестнике. . Охрана и управление осуществляется Министерством культуры, образования и по делам религий через ответственную региональную службу (Эфорат древностей Додеканеса).

Аутентичный характер поселения в Хоре Патмоса сохранился благодаря защитным законодательным актам (министерские решения, опубликованные в Официальном правительственном вестнике), введенным в действие в этом районе уже с 1948 года, когда остров Патмос был присоединен к греческому государству. Любое вмешательство в этот район запрещено без одобрения Эфората древностей Додеканеса.

Эффективное управление сайтом также достигается за счет сотрудничества между светскими и церковными властями во всех областях, представляющих общий интерес. Благодаря их усилиям удалось избежать многих злоупотреблений в сфере туризма, встречающихся в других частях Эгейского моря, и сохранить спокойствие, соответствующее священным ценностям Патмоса.

За последние годы при финансовой поддержке Европейского Союза были завершены следующие работы: а) реставрация двух комплексов в Хоре, особняка Николаидеса и монастыря Зоодохос Пеге, и б) консервация монастырского комплекса Апокалипсис.

Святые места: Монастырь св. Иоанна Богослова (Патмос)

  • 15 марта 2019 г. 12:18
  • Опубликовано Gallery Byzantium

Фото с https://greekvoyager.com/en/news/google-3d-navigation-in-patmos-monastery-of-st-john/

Говорят, что святой Иоанн Богослов написал и свое Евангелие, и Апокалипсис на греческом острове Патмос. Поэтому неудивительно, что «монастырь, посвященный «любимому ученику», был основан там в 1088 году Осиосом Христодулосом Латриносом». С момента своего основания Иоанно-Богословский монастырь служил местом паломничества и обучения.

Строительство монастыря финансировалось за счет гранта византийского императора Алексея Комнина. Это уникальный памятник архитектуры, возведенный на вершине небольшой горы (где, согласно археологическим находкам, когда-то стоял древний храм Артемиды и ранняя базилика) и сочетающий в себе традиционные элементы монастыря с аспектами крепости. «Внешне он похож на многоугольный замок с башнями и зубцами. Здесь также находится замечательная коллекция рукописей, икон, литургических произведений искусства и предметов».

Монастырские колокола будут использоваться в качестве предупредительных сигналов для жителей Патмоса, говоря им «укрыться за крепостными стенами монастыря [.]»  Наверху также есть небольшое отверстие, известное как «убийца». вход в монастырь, через который можно было облить горячим маслом или водой любого, кто попытается вторгнуться. Зачем нужна такая стойкость? Из-за своего расположения остров Патмос подвергался частым набегам и нападениям пиратов и других захватчиков. Даже сам Осиос Христодулос был вынужден покинуть остров в 1118 году из-за набегов пиратов.

Часовня Осиоса Христдулоса, через http://luv2go.blogspot.com/2010/11/patmos-monastery-of-st-john.html

«Самыми ранними элементами [монастыря], относящимися к XI веку, являются кафоликон (главный храм) монастыря, часовня Богородицы и трапезная». В главной часовне находятся росписи XVII века, изображающие чудеса, совершенные св. Иоанном Богословом. Есть красивый трехмерный иконостас 19 века (который заменил один из 15 века. Этот заменил оригинальный мраморный иконостас Осиоса Христодулоса). Внутри часовни Святого Христодулоса находится множество святых реликвий, в том числе череп святого Фомы и частички Святого Креста.

При основании Иоанно-Богословского монастыря Осиос Христодулос основал и монастырскую библиотеку, пополнявшуюся из его личных коллекций. «В настоящее время в библиотеке находится более 3000 печатных книг, 900 рукописей и 13000 документов, датируемых 1073 годом. Эта комната не открыта для публики, кроме как по специальному разрешению, обычно для византийских и библеистов».

Сегодня Иоанно-Богословский монастырь является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Поселок, выросший вокруг монастыря, до сих пор обитаем и продолжает развиваться.

«Активная монашеская община Патмоса, помимо защиты художественных и интеллектуальных ценностей монастыря, продолжает спасать старые традиции и ритуалы, такие как византийский ритуал Ниптир, который проводится каждую среду Страстной недели и возрождает драматическое и символическое событие, знаменующее начало Страстей Христовых».


Экскурсия в Иоанно-Богословский монастырь

Видео ниже предлагает прекрасный взгляд на историю Монастыря, а также его различные сокровища. ( Нажмите здесь для прямого просмотра на YouTube).


Серия блогов Sacred Spaces

Хотите узнать больше о самых уникальных и увлекательных священных местах в мире? Перейдите по ссылкам ниже на другие статьи из нашей серии блогов Sacred Spaces!

Базилика Сан-Марко (Венеция) | Исаакиевский собор (Санкт-Петербург) | Киево-Печерский монастырь (Киев) | Свято-Николаевский Морской собор (Санкт-Петербург) | Дуомо (Флоренция) | Собор Святой Софии (Стамбул) | Собор Святой Софии (Новгород) | Храм Спаса-на-Крови (Санкт-Петербург) | Церковь Вознесения Господня (Коломенское) | Собор Василия Блаженного (Москва) |Церкви Кижского погоста | Монастырь Богородицы Элоны | Смольный собор (Санкт-Петербург) | Агиос Стефанос (остров Сирос) | Церковь Покрова на Нерли | Скальные церкви Матеры


Источники
Основное изображение через

https://www.