Содержание
Усадьба ТРОИЦКОЕ на Протве Е.Р. Дашковой, Калужская область, Жуковский район: vadimrazumov.ru — LiveJournal
Этот пост мы совместно с искусствоведом Борисом Бочарниковым bbocharnikov хотели презентовать 2 мая, в День Рождения одной из самых известных женщин в российской истории — государыни Екатерины Второй. Почему? Дело в том, что речь пойдёт об усадьбе, принадлежавшей другой уникальной женщине, ближайшей подруге и сподвижницы Императрицы. В 2020 году исполняется ровно 210 лет со дня её кончины. Однако, буквально вчера Борис нашёл новые интересные факты об усадьбе, о которой пойдёт речь.
Главными героями этого рассказа станут Екатерина Романовна Дашкова и её калужская усадьба Троицкое. Объект уникальный, обширный, примечательный во всех отношениях, но, увы, стремительно погибающий.
Чем уникален архитектурный ансамбль Троицкого? Принимал ли участие в его создании архитектор Баженов? Какую роль в истории усадебного комплекса, по мнению Бориса Бочарникова, мог сыграть Болотов? Что роднит Троицкое с Липецкой усадьбой Баловнево? Был ли в усадьбе подземный ход? Что из старинных построек дошло до наших дней и как обстоят дела в усадьбе сейчас? Об этом и многом другом — в нашем новом материале. Отмечу также, что особым украшением этого поста стали изящный и профессиональный архитектурный анализ Бориса Бочарникова, а также — редкие архивные фотографии, подготовленные искусствоведом специально для читателей блога «Летопись русской усадьбы»
Друзья, вы слышали об усадьбе Троицкое? Бывали ли там лично?
Дата фотографий: 12 марта 2016 года.
2. Усадьба Троицкое расположена на крутом берегу реки Протвы в Жуковском районе Калужской области, с которого простилается бесконечная перспектива прилегающих к ней окрестностей. Село Троицкое, в котором расположена усадьба, упоминается ещё с середины XVII столетия, а с XVIII века как владение князей Дашковых, но никаких значительных сведений о каких-либо строениях этого времени неизвестно. Ансамбль усадьбы начал формироваться, видимо, при Михаиле Ивановиче Дашкове (1736-1764), но в значительной мере она была отстроена и пережила в пору управления им его вдовы — Екатерины Романовны Дашковой – дочери камергера, генерала-аншефа, сенатора и будущего владимирского генерал-губернатора Романа Илларионовича Воронцова.
3. Портрет княгини Е.Р. Дашковой, 1770-е годы.
4. В первый раз Екатерина Романовна Дашкова посетила Троицкое в 1760 году, когда вместе со свекровью и дочерью Анастасией она провела всё лето во владении своего мужа, с которым обвенчалась 14 февраля 1759 года. Во второй раз – после похорон супруга в 1765 году, безвременно скончавшегося 15 августа 1764 года. По-видимому, именно тогда началось строительство церкви в 1764-1767-х гг.
1990 год.
Храм Живоначальной Троицы.
5. Храм Живоначальной Троицы, построенный взамен деревянной церкви 1654 года, по-видимому, мог перекликаться со старым первоначальным усадебным домом елизаветинского времени, что пока недоказуемо.
6. Храм, решённый в строгой барочной стилистике, в пропорциях барабана и купола, как и в выступающих ризалитах рукавов креста главного объёма во многом отличает приземистость, восходящая к формам начала XVIII века, что может указывать на руку безымянного мастера или артели.
1954-1957 гг.
7. Несмотря на существенную простоту его архитектуры, мы не можем в полной мере судить, насколько нынешний облик храма соответствует первоначальному. Наличники, пилястры-лопатки с едва намеченными местами под капители, венчающие карнизы — все скрыты грубым слоем поздней штукатурки. Упрощённо выглядящий скупо решённый купол с главкой, увенчанной ныне обелиском, по-видимому, первоначально завершался фигурной луковичной главой, более соответствующей своей эпохе.
1990 г.
8. Вероятно, что в архитектурном решении барабана могли иметь место и декоративные фронтоны по каждой стороне его восьмигранной формы, взаимодействовавшие с фигурной кровлей купола.
9. Примыкающая со стороны трапезной Колокольня, с непропорционально соотнесёнными ярусами звона складывается с более пропорционально решёнными объёмами храма и трапезной в единую живописную композицию.
10. Е. Р. Дашкова, 1777.
Существующий ансамбль усадьбы – яркий пример архитектуры 1770-1790-х гг. , сочетающий в своём плане регулярный (парадный) и пейзажный (парковый) планировочные принципы. Любопытно отметить, что в тоже время, когда Екатерина Романовна начала работы по обустройству усадьбы, её брат Андрей Романович Воронцов, управлявший строительством в имении их отца «Андреевское» Владимирской губернии, создавал один из последних частновладельческих позднебарочных ансамблей. Екатерина Романовна же избрала для своей усадьбы стилистику классицизма, что, впрочем, не отменяет предположения о присутствии в архитектуре главного дома позднебарочных черт. К сожалению, изображений господского практически не осталось кроме вида усадьбы на период действовавшей в ней фабрики Воронцовых-Дашковых, по которому вполне угадывается первоначальный трёхчастный объём дома с выделяющимися наличниками обрамлений окон, в том числе и мезонинного этажа. По своему объёму и композиции типологически он напоминал подобный ему Фонтанный дом Шереметевых в Петербурге. Впрочем, каких-либо иных достоверных изображений пока не имеется. Существует также и «классицизирующая» реконструкция облика дворца, разработанная архитектором-реставратором А.С.Днепровским, обладающая не меньшей обоснованностью. По ней создан и макет для мемориального музея Е.Р. Дашковой в соседнем городе (бывшем селе) Кремёнки, в облике которого скорее узнаются черты господского дома усадьбы Дубровицы.
Судить об облике усадьбы на момент её расцвета в 1790-е гг. и проследить этапы её формирования довольно трудно, так как опубликовано мало документов и недостаточно известны все особенности архитектурной программы ансамбля. Анализируя план, можно определённо сказать, что усадьба выстроена по центральной оси с северо-запада на юго-восток и по перпендикулярной оси с юго-запада на северо-восток соответственно. Центральную её часть составляет компактно организованный двор с местом главного дома и двумя симметрично расположенными флигелями, фланкирующими триумфальную въездную арку, от которой очевидно расходится трёхлучие – центральной подъездной оси, дороги к селу и аллеи ведущей храму. Возле церкви располагались постройки скотного, конного и каретного дворов.
Въездная арка.
11. Особый интерес заслуживает въездная арка – редкий пример классицизма 1770-х, по своему несколько дробному характеру сохраняющий свойственные этому времени черты его связи барокко. Впечатление от них ныне нарушаемо только остатками лесов в центральной арке, оставшийся со времён неоконченной реставрации памятника архитектуры конца 1980-х.
12. Её трёхчастная композиция с повышенной центральной частью и пониженными боковыми пилонами знакома по знаменитой въездной арке дворца М.М.Голицына на Волхонке (Пречистенского дворца Екатерины II), созданной архитекторами С.И.Чевакинским и И.П.Жеребцовым (или М.Ф.Казаковым).
1980-1990? Фото отсюда https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/
13. Однако, по своей архитектуре они несколько отличаются, находя близость в арке созданного позднее Пашкова дома (1784-1788 гг.), приписываемого В.И.Баженову. Другой и наиболее близкой аналогией являются ворота в усадьбе Муромцевых в Баловнево Липецкой области, имеющие немало общего с воротами в усадьбе Голицыных и в Троицком, что заметно по композиции, в трактовке и пропорциональном соотношении главной и пониженной частей и в общей конфигурации венчающего антаблемента.
1982 год.
14. Дорический ордер в трактовке фриза, задающий монументальный характер арки в Баловнево, явно отвечает сходному решению арки в Троицком, что может указывать на отсылку к некоему общему архитектурному прототипу.
Арка в усадьбе Баловнево, 2015 год.
15. Но не исключено, что изначально проект ворот был несколько иным, поскольку на самой пилонной «раме» ворот заметны линии мутул и горизонтального руста, обозначенных посредством выпуклых филёнок, которым вполне могли отвечать не белокаменные, а муфтированные колонны, на что указывает наличие зубчатых линий карнизов, перерезающих пилоны по линии боковых симметричных проходов. Правки эти я решил сделать, поскольку перечитал комментарии про Троицкое со стороны других реставраторов, так и внимательно пересмотрев аргументирующие материалы.
1990 год.
16. Это логично объясняет определённую странность в одновременно и несвойственных правилам взаимодействия черт классицизма и барокко в этом памятнике.
17. Тем не менее, гладкие и лёгкие парные колонны, вольно трактованного дорического ордера, поддерживающие раскрепованный антаблемент , при неизменной возможной изначальной композиции, зрительно менял их работу в пространстве.
18. Несомненно, в архитектуре ворот важную роль должна была играть декоративная скульптура, по всей видимости, венчавшей центральную часть. Логично предположить, что это была композиция из герба и аллегорических фигур или ваз. Тем не менее, если считать предположение о предполагаемой атрибуции ворот Баженову, то такое сочетание декора и особенность композиции вполне могли быть в его творчестве.
Флигели.
19. Два больших флигеля, фланкирующих ворота, отличает строгий и лаконичный характер классицистической, достаточно типичный для времени 1780-х гг.
20. Плоскости их фасадов в едином ритме расчленены вертикальными филёнками с расположенными в них окнами в обоих этажах, часть которых заложено ещё при Дашковой, а часть – при противоаварийных работах.
21. Макет усадьбы в мемориальном музее, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое в Кременках.
22. План усадьбы из книги: Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998.
23. Венчающие оба флигеля зубчатые карнизы, присутствующие и в воротах, лишь усиливают впечатление об их монументальном характере.
24.
25. Существовал также и второй северный флигель, но он не сохранился.
26. Несомненно, что по характеру разрушений южного флигеля (в отличии от целого 1-го северного), можно с полной умеренностью полагать, что изначально флигели задумывались более короткими, но из-за изменений в процессе строительства южный флигель был расширен, а северный следом возведён абсолютно симметрично первому. К сожалению, не сохранилось ограды со звеньями кованных решёток и разделяющими их столбами, от которых не осталось и следа. Также сохранился в перестроенном виде и один из флигелей, расположенный к северу от места главного дома — там был крепостной театр. Позднейшая переделка флигеля «Крепостного театра» из здания эпохи классицизма обрела черты фабричной постройки XIX века. Скорее всего, в фабричный период усадьбы в нём был устроены или котельная фабрики, или или мыльня со служебными помещениями.
Главный дом.
27. Главной доминантой усадебного двора был сам дом, от которого сохранились только подземные структуры цокольного полуподвального этажа, которые были непосредственно связаны со сложной и инженерно продуманной системой гротов и спусков, расположенных по склону со стороны реки. Усадебный дом, разобранный в 1950-е гг., о котором шла речь выше, по масштабу был сопоставим с флигелями, соответствуя им своим превосходящим размером и расположение в глубине двора.
28. Судя по тому же единственному изображению вида усадьбы в 1870-е гг.(?), можно отметить разнородных характер частей дома, часть которых могла относиться ко времени самой Е.Р.Дашковой, а частично к более позднему времени.
29. Исходя из реконструкции, предложенной учеником П. А.Барановского калужским архитектором-реставратором и исследователем усадьбы А.С.Днепровским, главный дом был выдержан в том же ритме, что и флигеля. Его главной особенностью было то, что представлял он собой главный большой корпус с двумя симметричными меньшими по высоте г-образными флигелями, соединённым с центральным корпусом посредством арок. Плоскости части его стен были расчленены вертикальными филёнками, как и флигели, а мезонинный этаж, поднимающийся посредине, был увенчан бельведером, согласно Врангелю бывшим башней, служившей библиотекой.
30. Посреди двора перед главным домом Дашковой был устроен обширный газон, уложенным на английский манер травянистым дёрном, который был не единственной затеей в усадьбе. О парке, который считается одним из первых пейзажных парков той поры, устроенный княгиней по образцу виденных ею в своей поездке 1775-1782 гг., к сожалению, сведения скудны. Сама Екатерина Дашкова в своих записках писала о нём: «…каждое дерево и каждый куст были посажены по моему выбору на моих глазах».
31. Особенностью всего устроенного парка была разбивка аллей не только по пейзажному принципу, но и в качестве надёжной защиты обширному плодовому саду, который вымерз только зимой 1939 года. Парк состоял из лип, дубов, клёнов, берёз и елей, до наших дней сохранившись частично в юго-западной части в качестве одной единственной аллеи, вторящей излому реки. Значительный урон парку пришёлся на 1940-е и во время разрушительного урагана 1965 года, обратя его простилающийся пустырь с отдельными уцелевшими и случайными насаждениями.
32. Из парковых затей тоже ничего не осталось, за исключением кургана, с находившейся прежде на вершине беседкой. Имелись также чайный домик (в парке) и башня на въезде в усадьбу недалеко от церкви, с которой, по преданию, княгиня любила осматривать окрестности с далёким видом на Серпухов. Обширный оранжерейный павильон располагался против церкви со стороны Западного флигеля,
33. Екатерина Дашкова. Дмитрий Григорьевич Левицкий. 1784 год.
Обелиск.
34. В некотором отдалении от основного ядра усадьбы, на самом конце перпендикулярной центральной оси дороге находится последняя значимая, но вызывающая споры о посвящении достопримечательность – обелиск, вознесённый на высоком насыпном кургане.
35. Время его установки доподлинно не известно за утратой давным-давно медных досок с посвятительными надписями. Обычно считается, что возведён он был в память о Екатерине II, на манер аналогичных обелисков в Яропольце Чернышёвых и несохранившегося в подмосковном Быково, но в отличии от этих имений, Екатерина в Троицкое не приезжала.
36. Вполне возможно, если рассматривать эту версию, обелиск был установлен в воспоминание об императрице, либо в честь восшествия её на престол в 1762 году, в котором Екатерина Романовна (уже будучи Дашковой) приняла непосредственное участие. Другие версии касаются больше личной жизни самой Екатерины Романовны, по одной из них обелиск был установлен в честь приезда выше упомянутой леди Гамильтон, что выглядит, несомненно, несколько сомнительным при известной скупости княгини. По второй версии обелиск мог быть посвящён либо почившему супругу – Михаилу Ивановичу Дашкову (ум. в 1765 г.), или сыну – Павлу Михайловичу (ум. в. 1807 г.).
37. По характеру архитектуры обелиска, несомненно, что он относится к четверти XVIII столетия, т.е. – к 1780-м, о чём свидетельствуют его массивные пропорции приземистого постамента и монументальный характер самого обелиска, посаженного на четыре шара с мраморной крестовиной.
38. Такой тип обелиска стилистически близок аналогичным декоративным обелискам в Кусково (из них сохранился лишь один у канала), но отличается и от большого обелиска в честь Екатерины там же, так и от спроектированных Ринальди для Царского села (Кагульского), Гатчины (Чесменского) и Бренной для Петербурга (Румянцевского) обелисков.
39. Портрет Е.Р. Дашковой, 1786 год. Гравюра М.К. Майра по портрету работы Д.Г. Левицкого.
40. Но кто же был автором усадебного ансамбля? Многочисленные свидетельства современников указывают на то, что сама княгиня активно занималась строительством, так и занималась собственноручно разбивкой парка, возможно, консультируясь с Болотовым.
41. Про подземные ходы в рамках этого поста уже не укладывается материал. Поэтому советую вам посмотреть исследования здесь http://www.horisonts.narod.ru/troickoe.html
42.
43. Известно, что на момент окончания строительства дома в Троицком велось сооружение московского дома на Большой Никитской 13, ныне включённого в основу нынешнего здания консерватории. Оно, согласно документальным свидетельствам сооружалось по проекту В.И.Баженова в 1792-1795 гг., но с учётом предпочтений самой княгини.
44. Возможно, в тоже время Баженов мог для Е.Р.Дашковой разработать проекты строений, которые по вкусу самой княгини могли быть изменены при воплощении замысла. Но, определённо ясно, что главный дом, как и флигеля, относятся к одному строительному периоду и потому датируются рубежом 1780-1790-х гг.
45. В тоже время, Дашкова владела своим домом на Галерной улице (дом 15), дачей Кирьяново на Петергофской дороге под Петербургом, усадьбой на Большой Никитской в Москве (дом 13) и селом Круглое в Могилёвской губернии, отчего нетрудно предположить, что не только Баженов, но и другие архитекторы могли работать с ней.
Троицкое было большой заботой Екатерины Романовны, и в годы её зарубежных странствий, и по возвращении в Россию в 1782 году. Несмотря на директорство в Российской академии наук и председательство в учреждённой в 1783 году Императорской российской академии, она любила здесь проводить время и принимать гостей. Так в 1784 году она здесь принимала леди Эмму Гамильтон (1765-1815), с которой была дружна, о чём впоследствии оставила упоминание в своих записках.
Также в усадьбе гостила родственница леди Гамильтон – Мария Вильмонт, отмечавшая, говоря о Троицком, что крестьяне княгини, о которых заботилась Дашкова, по её словам «отличались зажиточностью и не знали нужды». Время порой неумолимо сменяет благоденствие на нищету, расположение на неприязнь, а память на забвение. Как ни парадоксально, но неудачные для Е.Р. Дашковой годы связанные с охлаждением отношений с Екатериной II и последующей краткой опалой со стороны Павла, безвременная кончина сына и невестки, как и подступившая старость стали благоприятным временем для Троицкого и других её владений.
Забота об образовании крестьян, вдумчивая организация хозяйства, отсутствие бессмысленных трат на предметы роскоши и прочие затеи принесли благо как самой княгине, так и её слугам. Крестьяне Дашковой пользовались экономическими льготами от владелицы, а хозяйства их содержались в образцовом состоянии. Экономически продуманное отношение Дашковой к Троицкому, как и к другим своим многочисленным сёлам и владениям, перешедшим к ней по наследству от мужа, действительно процветали, ярким примером чему служит увеличение крестьянских душ в самом Троицком с 840 до 1500-та мужского пола. По переписи 1785 году, учинённой Екатериной Романовной, то в совокупности количества крестьян обоего пола составляли 2152 души.
Современники, знавшие, или заставшие великолепие Троицкого в этот период оставили восторженные отзывы в своих записках и воспоминаниях — М.Д. Бутурлин, П. Бартенев, К. Уильмот. Выдающийся русский селекционер, учёный и архитектор Андрей Тимофеевич Болотов говорил о Троицком как о воздвигнутом княгиней «великолепном замке».
46. Неизвестный русский художник. Парадный портрет Воронцовой-Дашковой изображает её рядом с книгами, намекая на учёность. 1790-ые гг.
47. 16 января 1810 году на 67 году жизни в своём доме на Большой Никитской Екатерина Романовна Дашкова скончалась. Согласно её воле погребена она была не возле мужа и сына в соборе Новоспасского монастыря, а в церкви Святой Троицы в Троицком, в котором ей так хотелось жить и умереть.
Само Троицкое после смерти Е.К.Дашковой перешло по наследству её крестнику внучатому племяннику Ивану Илларионовичу Воронцову (1790-1854) – владельцу и инициатору перестройки своего имения в Быково, который по указу Александра I, по завещанию самой Екатерины-Романовны в 1807 года именовался графом Воронцовым-Дашковым.
Новый владелец, увы, ведя активную дипломатическую и светскую жизнь, чей петербургский дом считался одним из самых именитых в своём время, мало интересовался судьбой Троицкого, бросив его на произвол судьбы. В 1825 году М.Д.Бутурлину – родственнику и владельцу ныне разрушенной усадьбы Белкино предстала картина разорения главного дома, разграбленного и растаскиваемого крестьянами. После смерти Ивана Илларионовича, его сын — Илларион Иванович Воронцов-Дашков решил привести в порядок свои владения, распорядившись перестроить разорённый дом вначале в суконную фабрику, которую затем переоборудовали в бумажную. Потом, после продажи Ильиным подмосковного Быково, граф продаёт и приносящую одни убытки фабрику в Троицком Дворянскому банку. Картину смерти Троицкого запечатлел на странице своей книги «Помещичья Россия» барон Н.Н.Врангель :
«…стоит мертвый и унылый дом, полный глухого проклятия. Церковь неуклюжая, старая, Аннинская: снаружи нетронутая, внутри вся поновлена. Только цела одна риза, шитая жемчугом. В саду, что в 1873 году восхищал П. Бартенева, еще страшнее развал.
Здесь, недалеко от церкви, высится простая высокая башня. По преданию, княгиня любила входить на нее смотреть дивные окрестности с далеким видом на Серпухов. На «Бестолковом месте» еще сохранился обветшалый памятник в виде пирамиды. Он весь зарос бурьяном и кустарником, и коровы и лошади пасутся тут же. У дома направо – какая-то покосившаяся башенка; это бывшая библиотека, которая некогда находилась на крыше старого дома. Нечего говорить, что от книг не осталось и следа. Я был в Троицком, когда три дня подряд горели окрестные села. Бил глухой набат, бил днем и ночью, сзывая народ. Красный язык пламени спокойно и настойчиво лизал свежую зелень ближнего парка и леса. Так умирало все, не только в усадьбе, но и кругом, повсюду. И думалось, что только случайно еще не съел огонь и не постигла разруха все родовые гнезда…»
Архивные фотографии из книги Днепровского «Мои пенаты».
Троицкая церковь.
Восточный фасад парадных ворот. Снято в 1987 году (реставрация).
Западный фасад ворот.
Троицкое. Панорама.
Фрагмент Троицкой церкви. Апсида придела, где погребена Е.Р. Воронцова-Дашкова.
Троицкая церковь. Реставрация калужскими художниками.
Часть сохранившейся аллеи парка.
Фрагмент некрополя у Троицкой церкви, 1997 год.
Обелиск. Поставлен Е.Р. Воронцовой-Дашковой в честь леди Гамильтон.
Сохранившаяся часть парка.
Южный флигель.
Фрагмент флигеля, вид до реставрации в 1985 году.
В книге здание подписано, как «крепостной театр».
В 20 веке использовалось, как служебное помещение.
Карты.
1874 год.
1941 год.
1987 год.
2020 год.
Могила Екатерины Романовны была устроена в трапезной части церкви «в левой стороне трапезной, против столба», в её северо-восточном углу в склепе, расположенном под полом. На стене трапезной между вторым и третьим окнами была помещена медная доска, на которой был текст эпитафии, составленный племянницей Дашковой Анной Исленьевой: «Здесь покоятся тленные останки княгини Екатерины Романовны Дашковой, урожденной графини Воронцовой, штатс-дамы, ордена св. Екатерины кавалера, императорской Академии наук директора, Российской Академии президента, разных иностранных Академий и всех российских ученых обществ члена. Родилась 1743 года марта 17, скончалась 1810 января 4. Сие надгробие поставлено в вечную ей память от приверженной к ней сердечной и благодарной племянницы Анны Малиновской, урожденной Исленьевой». Позднее место захоронения было потеряно, но в 1993 году в память о ней был отслужен молебен в годовщину её смерти, а спустя 6 лет 22 октября 1999 года инициативе МГИ им. Е. Р. Дашковой было вновь была воссоздана чугунная плита над её могилой. Годом ранее в соседнем городе Кремёнки открылся мемориальный музей, посвящённый памяти Е.Р.Дашковой и её имению Троицкое.
Революция 1917 года не принесла Троицкому ни возрождения, ни быстрой гибели. Брошенная фабрика так и осталась некому не нужной, вместе с выстроенным для неё дополнительным корпусом. Дом, преданный забвению исчез в 1950-е, а разбросанные камни, выходящие из-под земли своды подвалов покрылись саваном тлеющей травы. Само Троицкое, несмотря на утрату самой усадьбы как село оставалась одним из наиболее благополучным. Организованный на территории колхоз-миллионер им. В.И.Ленина до конца советской власти оставался одним из крупнейших агрокомплексов, в чём, возможно, сказалась и предыстория этого места
Список литературы.
1. Алексеев В.Н. Владения княгини Е.Р.Дашковой // Е.Р.Дашкова и её время. Исследования и материалы. Ред. Тычинина, Лариса Викторовна. М. 1999. Московский гуманитарный институт им. Е.Р. Дашковой, С. 86-94
2. Врангель Н.Н. Помещичья Россия: (очерки истории русской дворянской культуры)/ СПб.: «Коло», 2007
3. Днепровский А.С. Мои пенаты / Обн.: «Принтер, 1998
4. Федосюк Ф.Ю. «Улица Герцена,13»/ серия «Биография Московского дома», изд. «Московский рабочий», М., 1988 г., стр. 10
https://www.drive2.ru/c/472915070465081627/
https://russos.livejournal.com/627486.html
https://sobory.ru/article/?object=04780
Усадьба Воронцовой-Дашковой на Протве
В селе Троицкое близ города Протвино находятся руины усадьбы известной княгини Екатерины Романовны Дашковой, сподвижницы Екатерины Великой и первого президента Российской академии наук. Здесь же, в сохранившейся Троицкой церкви, и захоронена просветительница.
История
Усадьба Троицкое в Калужской области являлась родовым имением мужа княгини — Михаила Ивановича Дашкова. Оно перешло к Екатерине Романовне после его кончины. Тогда здесь был деревянный главный дом, который хозяин не успел перестроить.
В 1796 году к власти пришел Павел I и лишил княгиню орденов и должностей. Тогда она на всю оставшуюся жизнь поселилась в Троицком.
После смерти княгини здесь была суконная, а затем и бумажная фабрика.
Об усадьбе
При Екатерине Дашковой был отстроен большой усадебный дом, по бокам стояли флигеля. Кроме того, на территории усадьбы возвели крепостной театр, школу верховой езды, конюшню, гостевой дом, дом для слуг, оранжерею, лечебницу, дом управляющего. Перед парадным двором находились изящные каменные ворота. Существует версия, что их автор — архитектор Василий Баженов.
Ворота сохранились до наших дней и сегодня являются одним из самых привлекательных элементов архитектуры усадьбы.
В середине XX века главный дом разобрали. От него сохранился лишь фундамент. Зато в неплохом состоянии флигели, театр и обелиск.
В действующей Троицкой церкви находится усыпальница княгини. Место захоронения было сначала утеряно, но позже удалось его найти и восстановить надгробие.
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Источник:
РИАМО.
Автор: Мария Шуревская
Как проехать
На электричке с Курского вокзала до станции Серпухов, пересесть на маршрутку № 144 и проехать до остановки «Кременки», далее пешком полтора километра.
На автобусе № 363 от метро «Лесопарковая» до остановки «Иваньково», пересесть на маршрутку № 144 и проехать до остановки «Кременки», далее пешком.
На автомобиле по Симферопольскому шоссе, далее по Борисовскому шоссе до Серпухова, выехать на трассу 46К-9550, далее по указателю на Протвино, продолжить движение в сторону города Кременки, далее налево на улицу Ленина, прямо через реку Протву.
Дашкова Екатерина Романовна | Encyclopedia.com
(1743–1810), общественный деятель, писатель и мемуарист.
Будучи директором Санкт-Петербургской академии наук и президентом Российской академии, княгиня Екатерина Романовна Дашкова (урожденная Воронцова) была одной из первых женщин, занявших государственные должности в Европе. По любым меркам Дашкова прожила замечательную жизнь: она родилась в 1743 году в известной русской дворянской семье Воронцовых. Потеряв мать в возрасте двух лет, Дашкова выросла в доме своего дяди, графа Михаила Воронцова, где она получила лучшее обучение, доступное для молодых женщин. Тем не менее, как она указывает в своих Мемуары , Дашкова чувствовала необходимость дополнить свое образование интенсивным чтением таких авторов, как Вольтер, Монтескье и Гельвеций, и с ранних лет проявляла живой интерес к политике. Ее страсть к обучению и теориям образования останется неизменной на протяжении всей ее жизни.
В 1759 году Дашкова вышла замуж за князя Михаила Ивановича Дашкова и родила ему троих детей: Анастасию (1760–1831), Михаила (1761–1762) и Павла (1763–1807). Их брак был счастливым, но недолгим: Михаил умер после непродолжительной болезни в 1764 году, оставив Дашковой задачу по уплате его долгов и воспитанию двух оставшихся в живых детей. Примечательно, что Дашкова решила больше никогда не выходить замуж. Более того, ее отношения с детьми стали источником постоянного горя Дашковой, которая пережила сына и лишила дочери наследства.
Однако самой значительной фигурой в жизни Дашковой была императрица Екатерина II, с которой Дашкова познакомилась в 1758 году, когда первая была великой княгиней и была вдвое старше пятнадцатилетней Дашковой. По словам Дашковой, влечение между ними было немедленным хотя бы потому, что, как она пишет с некоторым преувеличением в своих « Воспоминаниях », «не было в то время других двух женщин… которые бы серьезно читали» (с. 36). .
Переломный момент в жизни Дашковой произошел в 1762 году, когда юная княгиня приняла участие в дворцовом перевороте, свергнувшем Петра III и приведшем к власти его жену Екатерину. В то время как историки продолжают спорить о том, какую именно роль Дашкова сыграла в перевороте, Дашкова ставит себя в центр восстания в своем Воспоминания . Екатерина сначала вознаградила Дашкову за верность деньгами и имуществом. Однако через короткое время отношения между двумя женщинами испортились — возможно, из-за возвышенных притязаний Дашковой на ее роль в восхождении Екатерины на престол.
После смерти мужа в 1764 году Дашкова провела большую часть следующих двух десятилетий в добровольном изгнании от русского двора. С 1769 по 1771 год и снова с 1775 по 1782 год Дашкова путешествовала за границу, наблюдая за образованием своего сына в Шотландии и встречаясь с выдающимися деятелями Просвещения, такими как Дидро, Вольтер, Бенджамин Франклин и Адам Смит. После возвращения Дашковой в Россию в 1783 году Екатерина назначила ее директором Академии наук, которую предыдущий директор оставил в значительном беспорядке. Дашкова не только восстановила состояние Академии — так же, как она восстанавливала дела в своих имениях, — но она также вдохновила Екатерину на создание Российской академии с целью составления первого русского этимологического словаря и развития русской культуры. В роли директора обеих академий Дашкова сыграла важную роль в распространении идей Просвещения в России. Дашкова также много писала и публиковалась: она переводила работы по образованию, путешествиям и сельскому хозяйству; сочинил стихи и несколько пьес; и курировал издание нескольких журналов.
После ссоры с императрицей из-за публикации пьесы Якова Княжнина « Вадим Новгородский », которая, по утверждению Екатерины, была нападением на самодержавие, Дашкова в 1794 году потребовала от Академии отпуска. Смерть Екатерины в 1796 году принесла Дашковой новые несчастья. : Чтобы наказать ее за роль, которую она сыграла в падении его отца, император Павел сослал Дашкову в отдаленное поместье на севере России. Год спустя, после того как Дашкова подала прошение о помиловании по причине плохого здоровья, Павел разрешил ей вернуться в Троицкое, ее имение под Москвой. Смерть Павла и восшествие на престол Александра I в 1801 году положили конец ссылке Дашковой, но она предпочла провести оставшиеся годы в Троицком, управляя своими владениями и сочиняя свои знаменитые мемуары.
Как историческая фигура, Дашкова по-прежнему значима благодаря своей выдающейся роли в интеллектуальной жизни России восемнадцатого века: она олицетворяла идеал Просвещения в отношении образованной женщины, или femme savante , и вызывала у современников как восхищение, так и тревогу за ее необычные достижения. Кроме того, ее достижения освещают центральные темы социальной и культурной истории России: женские интриги и покровительство в эпоху императриц; сохранение дворянской семейной политики в формирующемся бюрократическом государстве; и русская рецепция Просвещения.
См. также: академия наук; Екатерина II; петр iii
Дашкова Е.Р. (1995). Воспоминания княгини Дашковой: Россия во времена Екатерины Великой , тр. и изд. Кирил Фицлион, предисловие Джин М. Гейт. Дарем, Северная Каролина: Издательство Университета Дьюка.
Мишель Ламарш Маррез
Дашкова, принцесса Екатерина (1743–1810) | Encyclopedia.com
гейл
просмотров обновлено
ДАШКОВА, КНЯЖИНА ЕКАТЕРИНА (1743–1810), наперсница Екатерины Великой и просветительница. Княгиня Екатерина Дашкова, современница и наперсница Екатерины Великой (годы правления 1762–1796), в этом качестве ее иногда называют «Екатериной Малой», родилась в одной из самых известных дворянских и дипломатических семей России восемнадцатого века. Воронцовы. Известная своей англофилией (двое ее братьев служили послом при дворе Сент-Джеймс), семья Воронцовых создала тон общительности, который позволил Екатерине относительно комфортно участвовать в салонах и интеллектуальной жизни екатерининской России. Это также позволило ей, почти единственной среди женщин ее эпохи, сделать карьеру на государственной службе, сначала в качестве президента новой Российской Академии художеств (1783 г.), а в том же году в качестве директора Академии художеств и наук.
Как директор Академии искусств и наук она практически не влияла на науку. Но она действительно укрепила финансовую основу академии, оставив ей солидный профицит, когда ушла в отставку в 1794 году, озлобленная консервативным тоном российской политики в прямой реакции на растущую радикализацию Французской революции. Она также руководила значительным ростом выпуска академией литературных журналов.
Деятельность Дашковой в Российской академии была несколько иной. Созданная по образцу Французской академии, или L’Académie française, основная задача Российской академии состояла в том, чтобы составить авторитетный словарь русского языка. Между 1789 г.а в 1794 г. академия опубликовала шесть больших томов, содержащих более 40 000 слов. Хотя словарь никогда не имел предписывающей силы своего французского аналога, он представлял собой значительное культурное достижение, ознаменовавшее быстрое развитие народного русского языка и появление литературного языка восемнадцатого века.
Дашкова вместе со своей покровительницей императрицей была одной из немногих русских женщин восемнадцатого века, сочинивших мемуары. Написанные по-французски и доверенные ее подруге Марте Уилмот, англо-ирландке, которая провела пять лет в России, мемуары были впервые опубликованы в английском переводе в 1857 году в эмигрантском журнале Александра Герцена «9».0005 Полярная звезда. Некоторые ученые поставили под сомнение подлинность мемуаров и предположили, что Марта Уилмот и ее сестра могли, по крайней мере, существенно их переписать. Однако большинство специалистов считают текст авторством Дашковой. В нем рассказывается о некоторых наиболее важных политических событиях того времени, в том числе о перевороте, который привел к власти Екатерину Великую в 1762 году, и о многих интригах, столь характерных для повседневной жизни при русском дворе. Если верить ей на слово, она проводила большую часть своего времени, общаясь с ведущими государственными деятелями и иностранными сановниками, во многом в манере придворных мужчин, а не с их женами, дочерьми или фрейлинами. Дашкова также много писала и переводила, в том числе пьесы, стихи и моралистические эссе.
Как и большинство приближенных императрицы, Дашкова быстро утратила влияние после вступления на престол Павла I (годы правления 1796–1801). Видя в ней, небезосновательно, врага своего покойного отца, Петра III, он сослал ее в отдаленное имение и только потом разрешил вернуться в свое исконное имение Троицкое. Как и некоторые другие богатые дворяне, мужчины и женщины, она стала активным, даже властным лицом в своем собственном поместье, действуя в значительной степени как абсолютный хозяин поместья в своем собственном поместье-в-государстве.
См. также Академии, Учёные ; Екатерина II (Россия) ; Словари и энциклопедии ; Русская литература и язык ; Женщины .
Первоисточники
Воспоминания княгини Дашковой. Переведено и отредактировано Кириллом Фицлионом. Введение Жанны М. Гейт. Послесловие А. Воронцова-Дашкова. Дарем, Северная Каролина, 1995.
Русские журналы Марты и Кэтрин Уилмот, 1803–1808 гг. Под редакцией маркизы Лондондерри и Х. Монтгомери Хайда. Нью-Йорк, 1971.
Вторичные источники
Хайд, Х. Монтгомери. Императрица Екатерина и княгиня Дашкова. Лондон, 1935 г.
Гэри Маркер
Европа, 1450–1789 гг.: Энциклопедия раннего Нового времени
Подробнее с encyclopedia.com
Русский язык , русский язык, также называемый великорусским, член восточнославянской группы славянское подсемейство индоевропейской семьи языков (см. Сл… Фольклор, Фольклор сыграл жизненно важную роль в жизни русского народа и оказал значительное влияние на литературу, музыку, танец и др… Василий Осипович Ключевский , КЛЮЧЕВСКИЙ ВАСИЛИЙ ОСИПОВИЧ
(1841–1919 гг. 11), выдающийся русский историк.
Василий Ключевский родился в семье священника Пензенской губернии. В… Александр Николаевич Островский , ОСТРОВСКИЙ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
(1823–1886), драматург и защитник прав драматургов.
Александр Николаевич Островский написал и соавтор с… Русские американцы, Подробнее о русской истории и культуре см. Том. 4: русские.
Термин «русские американцы» несколько сбивает с толку, поскольку его можно использовать для… Анна (Россия) , АННА (РОССИЯ) (1693–1740, годы правления 1730–1740), императрица российская. Анна Ивановна (или Иоанновна) была второй коронованной женщиной-правительницей России после Екатерины…
Об этой статье
Обновлено О encyclopedia.com content Распечатать статью
99
Дашкова, Екатерина (1744–1810)
лихая
дашики
Дашевский, Пинхас
дашин
Dashboard Confessional
приборная панель
Дашава
Дэш, Стейси 1966–
Дэш, Сара (1945–)
Дэш, Сэмюэл 1925-2004
Дэш, Сэмюэл
9 0002 Дэш, Майк 1965–
Дэш, Леон
Дэш , Джули (1952–)
Дэш, Джоан 1925-
Дэш, Дариен 1972(?)–
Дэш, Дариен
Дэш, Дэймон 19(?)(?)–
Дэш Диета
9 0002 Дэш и Лилли
Дасгупта, Субрата
Дасгупта, Шамита Дас
Дасгупта, Рана 1971-
Дасер (Дассер, Дассерус), Людвиг
Дашкова, княгиня Екатерина (1743–1810)
Дашкова , Екатерина Романовна
Дашнакская партия
Дашнакцутюн
Дашнер, Джеймс
Дашоу, Джеймс (Хильер)
дашпот
Дашт-е Кавир
Дашт-е Лют
Дашвуд, Элизабет Моника (1890–1943)
Дэшвуд, Он вина С.