Икона в храме святой софии в новгороде: Святыни | Софийский собор Великий Новгород

Святыни | Софийский собор Великий Новгород

Икона «Богоматерь Знамение» XII в.

В дубовом киоте перед Успенским иконостасом находится самый почитаемый в Новгородской земле иконный образ — выносная двусторонняя икона «Богоматерь Знамение», первой пол. XII в. История ее почитания восходит к 1169 г., когда Новгород защищался от нападения суздальцев. Князь Андрей Боголюбский сумел собрать огромное войско, призвав в союзники  многих князей. Три дня Новгородский архиепископ Иоанн молился о спасении города, пока не услышал глас: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми образ Пречистой Богородицы и вынеси его на городские стены против врагов, тогда узришь спасение города».  По велению этого чудного гласа, владыка Иоанн вынес образ на городские стены, и одна из стрел суздальцев попала в лик Богородицы. Икона от удара повернулась к городу, и новгородцы увидели, что из глаз Богородицы текут слезы. На суздальцев же в это время «напали тьма и безумие» — они обратили оружие друг против друга. А новгородцы, вдохновленные заступничеством Богоматери, выступили из города и завершили разгром вражеского войска. С тех пор икона стала считаться покровительницей Новгорода. В честь чудесного спасения был установлен праздник иконы на 27 ноября (10 декабря по н. ст.). А сам образ и его многочисленные списки в память о небесном знаке получили название «Богоматерь Знамение».

На оборотной стороне иконы находится парное изображение святых, надписи XVI в. называют их апостолом Петром и мученицей Наталией. Однако существуют предположения, что на самом деле это изображения свв. Иоакима и Анны — родителей Богородицы или св. апостола Петра и мученицы Анастасии (т.к. ранее написание имен Наталия и Настасья было весьма сходным). Некоторые исследователи считают, что изображения на оборотной стороне иконы носили патрональный характер и, следственно, здесь были изображены небесные заступники семьи, по заказу которой был написан образ Богородицы.

Фигуры обоих святых представлены в молитвенных позах, с приподнятыми руками и ликами, воздетыми к изображенному в полукруге образу Христа. Между фигурами есть небольшие отверстия для вложения частиц святых мощей. Авторская живопись на оборотной стороне сохранилась гораздо лучше: фигуры святых в среднике и два женских образа на полях (в верхней части) исследователи относят к XII в. На верхнем поле иконы изображены два архангела в медальонах, а на боковых полях свв. Климент, Никола, Екатерина и Евдокия (?). Изображения архангелов, Климента и Николы появились уже в XVI в.

В XVII в. для иконы был выстроен грандиозный Знаменский собор на Ильине улице. После его закрытия чтимый образ оказался в Новгородском музее, а 15 августа 1991 г. как главная новгородская святыня был передан в Софийский собор, в котором возобновились богослужения.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес/ стяжавше Тя, раби Твои,/ Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ Темже молим Тя:/ мир граду Твоему даруй// и душам нашим велию милость.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Знамение»

глас 4

Честнаго образа Твоего знамение/ празднующе, людие Твои, Богородительнице,/ имже дивную победу на сопротивныя граду Твоему даровала еси. / Темже Тебе верою взываем:// радуйся, Дево, христиан Похвало.

Икона «Богоматерь Тихвинская»

Слева от Царских врат в иконостасе Рождественского придела размещается одна из главных святынь Софийского собора – чудотворная икона «Богоматерь Тихвинская», один из ранних списков образа, явившегося на Тихвине в 1383 г. История появления иконы в Новгороде связана с событиями освобождения Великого Новгорода в 1617 г. и заключением Столбовского мира со Швецией. Согласно царскому указу, русские послы прежде переговоров должны были посетить Тихвин и поклониться чудотворному образу, – столь велика была слава о чудесах иконы, спасшей обитель от шведов в 1613 г. К ее заступничеству решили прибегнуть и в этом случае: посольство сопровождал древний список, сделанный в «меру и подобие» Богоматери Тихвинской. После заключения в Столбово мира «победительницу и миротворительницу» встречал 15 марта 1617 г. крестным ходом весь Новгород, причем митрополит Исидор на руках нес икону в Софийский собор, где она была установлена для поклонения. В честь этого события царем Михаилом Феодоровичем был учрежден особый праздник «пришествия иконы» в пятую неделю Великого поста, подробности богослужения которого изложено в Чиновнике Софийского собора, сохранившего также сведения о ее происхождении. Там сообщается, что образ Пречистой списан «в меру и подобие» чудотворного, на доске того древа, на котором сидела Мария во время своего чудесного явления тихвинскому пономарю Юрышу («на соснове кладе сидящу…»). По преданию, сосновая колода, на которой сидела Богородица, была распилена на доски для изготовления крестов и икон. По-видимому, на одной из них еще в первой трети XVI в. и был написан тот образ, который московские послы брали с собой для заключения мира и который в 1617 г. оказался в Новгороде. Сообщение Чиновника подтверждаются данными, полученными при обследовании иконы и ее реставрации в 1994-95 гг. На оборотной стороне под нижней шпонкой была обнаружена процарапанная надпись-криптограмма, выполненная еще до скрепления досок и судя по палеографическим особенностям, не позднее начала XVI в. : «ДРЕВО МАРИИ СО НИКОЛОЙ». Особенности изготовления щита из комеля кедровой сосны также подтверждает, что прославленный в 1617 г. список с древней чудотворной иконы был написан на реликвии – на срубе того древа, на котором сидела Мария во время беседы с пономарем Юрышем.

Принесенная в Новгород «Богоматерь Тихвинская» была поставлена с правой стороны на солее Софийского собора, в богатом киоте со створами, на которых, подобно прототипу, были изображены архангелы Михаил и Гавриил. Об особом почитании иконы свидетельствует ее богатый драгоценный убор, не сопоставимый с другими Софийскими образами, включавший басму, серебряные позолоченные венцы, цаты, жемчужные убрус и очелье, бусы, серьги, вставки из дорогих камней, многочисленные подвески и приклады, подвесные пелены. Существующая ныне серебряная риза из гладких кованых позолоченных пластин, скрывающих поля и фон, была изготовлена в 1680-е гг. по заказу царевны Софьи Алексеевны. Об этом свидетельствуют гравированные на дробницах оклада изображения святых, соименных членам ее семьи. Тогда же икона подверглась «реставрации», при которой древняя живопись XVI в. была заменена новой. В самом конце XVII в. киот с Тихвинской иконой был перемещен на левую сторону солеи, во время ремонта 1830-х гг. образ перенесли в ризницу, затем установили в иконостасе придельной церкви Иоанна Богослова. После закрытия Софийского собора (1929) святыня вновь оказалась в ризнице и только в 1960-е гг., – уже без многочисленных украшений, переданных в Грановитую палату Новгородского Кремля, – была установлена слева от Царских врат в приделе Рождества Богородицы,где она заменила стоявшую на этом месте икону «Богоматерь Владимирская» 1561 года. В октябре 1991 года после передачи Софийского собора Русской Православной Церкви был также возвращен драгоценный оклад.

 

Икона «Успение Пресвятой Богородицы»

Икона «Успение Богородицы» — один из списков с чтимого образа, который находится в Киево-Печерской Лавре. Выполнен этот список был в 1914 г. Так как икону предназначалась в дар Новгородскому Софийскому собору, на ней поместили частицу мощей святителя Нифонта, архиепископа Новгородского, скончавшегося в Киеве и погребенного в Антониевских пещерах Киево-Печерской Лавры. Епископ Нифонт, сумевший примирить увещеванием в 1135 г. новгородцев, черниговцев и киевлян был известен и как строитель храмов. В 1156 г. по его благословению была возведена близ Пскова церковь Преображения Господня и устроена при ней Спасо-Мирожская обитель. В Новгороде он возвел церковь Богоматери и занимался украшением Софийского собора.

До 1929 г. этот образ находился в Софийском соборе, затем был перенесен в Никольский собор на Ярославовом дворище, а после того как и этот храм был закрыт — в церковь  Апостола Филиппа. Во время великой Отечественной войны икона Успения Богородицы была вывезена из города эвакуирующимися, причем именно ей приписывают верующие спасение железнодорожного состава с новгородцами от страшной бомбежки. Возвращена икона в Софийский собор 27 августа 1994 г. В 1995 г. на иконе была укреплена «Звезда Девства», в центре которой находится камень из Иерусалимского храма Успения Богородицы.

 

Святитель Никита, епископ Новгородский

(+ 1108 , память 13 февраля и 13 мая по н. с.)

Св. Никита, родом киевлянин, в молодые годы удалился в Киево-Печерский монастырь. В самом начале иноческого пути он, вопреки советам опытного игумена, ушел в затвор. Там его постигло тяжкое искушение: перестав мо­литься Богу, молодой инок предался чтению книг Ветхого За­вета, пренебрегая чтением Евангелия и других книг Нового Завета. Опытные старцы поняли состояние затвор­ника и молитвами избавили его от козней искуси­теля. После этого Никита встал на путь истинного смирения, воздержания и по­слушания и начал учиться снова.

За добродетели в 1096 г. он был поставлен епископом Великого Новгорода. Этот город обязан епископу Никите чудесным спасением от двух страшных бедствий: во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе большой пожар. Двенадцать лет Никита возглавлял новгородскую владычную кафедру и преставился 30 января 1108 г. Мощи его были обретены нетленными в 1558 г. и с тех пор покоились в Софийском соборе. После 1917 г. мощи святителя находились сначала в музее, затем (с 1957 г.) в Николо-Дворищенском соборе. Когда же и этот храм был закрыт, их перенесли в церковь Св. апостола Филиппа.

13 мая 1993 г. по благословению высокопреосвященнейшего Льва, архиепископа Новгородского и Старорусского, мощи святителя Никиты крестным ходом перенесены в Софийский кафедральный собор. Рака святителя установлена на прежнем месте.

Тропарь

глас 4

Насладився, Богомудре, воздержания и желание плоти твоея обуздав, на престоле святительства сел еси, и яко звезда многосветлая, просвещая верных сердца зарями чудес твоих, отче наш святителю Никито, и ныне моли Христа Бога, да спасет душы наша.

Святитель Иоанн (Илия), архиепископ Новгородский

(+ 1186, память 20 сентября по н. с.)

Св. Иоанн, избранный владыкой Новгородским в 1162 г., вскоре был возведен в сан архиепископа, который в дальнейшем закрепился за новгородскими архиереями.

В 1170 г., во время осады Новгорода суздальским войском, владыке Иоанну было откровение о том, что город будет спасен силой иконы Богоматери, находившейся тогда в церкви Спаса на Ильине улице. Когда икону вынесли на городскую стену, одна из стрел суздальцев попала в нее. Святой образ от удара обратился ликом к городу, и новгородцы увидели, как из глаз Богоматери потекли слезы. На полки осаждавших напала тьма, они стали слепнуть и в ужасе убивать друг друга. Новгородцы же, воодушевленные заступничеством Богоматери, выступили из города и разбили врага. В честь этого чудесного спасения впоследствии был установлен праздник Знамения Пресвятой Богородицы (27 ноября/10 декабря).

В житии Иоанна содержится рассказ о путешествии на бесе в Иерусалим. Однажды архиепископ в рукомойнике своей кельи с помощью крестного знамения пленил беса. За свое освобождение бес согласился в течение одной ночи перенести Иоанна в Иерусалим поклониться Гробу Господню. По возвращении владыка рассказал о таком необычном путешествии новгородцам. Бес  стал ему за это мстить, стараясь бросить тень подозрения на безгрешную жизнь владыки. Новгородцы решили избавиться от такого пастыря и посадили его на плот, который должен был унести Иоанна из города по течению реки. Однако плот поплыл против течения и пристал неподалеку от Юрьева монастыря. Видя такое чудо, раскаявшиеся горожане просили прощения у святителя, после чего тот вернулся на кафедру.

Св. Иоанн преставился 7 сентября 1186 г. и был погребен в Софийском соборе. Мощи его обретены нетленными в 1439 г.

Тропарь

глас 8

Днесь светло красуется славнейший великий Новград, имея мощи твоя в себе, святителю Иоанне, яко солнечные лучи испущающыя, и подающыя исцеления притекающым с верою к раце мощей твоих. Молися Христу Богу, избавити град сей невридим от варварского пленения, и междуусобныя брани, и огненнаго запаления, святителю Богомудре и чудоносче, небесный человече и земный Ангеле: да сошедшеся любовию в память твою, светло празднуем в песнех и пениих радующеся, и Христа славяще, тебе таковую благодать даровавшаго исцелений, и великому Новуграду заступление и утверждение.

Святой благоверный князь Новгородский Владимир Ярославович

(+ 1052, память 17 октября по н. с.)

Князь Владимир (1020 — 1052 гг.), старший сын князя Ярослава Мудрого и княгини Анны, внук святого равноапостольного кн. Владимира — крестителя Руси. В 1035 г. юный князь Владимир был послан отцом на княжение в Великий Новгород. В управлении княжеством ему помогали воевода Вышата и епископ Лука Жидята.

О воинских подвигах князя повествует летопись: в 1042 г. Владимир ходил с новгородской дружиной на финское племя Ям и покорил его. В 1043 г. он командовал русскими войсками в походе против греков, выиграл крупное морское сражение. Но не эти подвиги князя принесли ему славу, признание и любовь новгородцев и всех православных христиан. Главным делом жизни князя Владимира явилось строительство каменного храма Св. Софии в Новгороде (1045 — 1050 гг.). 14 сентября 1052 г. епископ Лука освятил собор во имя Святой Софии Премудрости Божией. А через двадцать дней после этого, 4 октября, князь Владимир скончался.

Святые мощи князя были положены в созданном им храме, рядом с мощами матери — св. княгини Анны (+1050 г.).

Тропарь

глас 4

Измлада явился еси, Богомудре княже Владимире, Божественный сосуд избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл и, храм пречуден Премудрости Божия в Великом Новеграде сем устроив, тело Твое в Нем предложил еси, и ныне, на Небесех предстоя Престолу Святыя Троицы, молися низпослати и нам велию и богатую милость.

Святая благоверная княгиня Анна Новгородская

(+ 1050, память 23 февраля по н. с.)

Св. Анна, дочь шведского короля Олава, при рождении получила имя Ингигерд, на Руси была известна под христианским именем Ирина, а перед смертью приняла монашескую схиму под именем Анны. Новгородский князь Ярослав Владимирович (будущий великий киевский князь Ярослав Мудрый) стал ее супругом летом 1016 г.

За время жизни на Руси княгиня Анна совершенно сроднилась с новым отечеством, став матерью многочисленного семейства, состоявшего из семи сыновей и трех дочерей. Все дети были воспитаны в христианской вере, причем один из сыновей — князь Владимир Новгородский удостоился причисления к лику святых. С княгиней Анной связано и построение новгородского собора Св. Софии, заложенного в 1045 г. в ее присутствии сыном Владимиром.

Кончина Св. Анны последовала в Новгороде 23 февраля 1050 г. Перед смертью она приняла монашеский постриг, показав в этом пример великим князьям и княгиням. После нее, пострижение в монашество у князей вошло в обычай, который на Руси сохранялся долгие века. Княгиня Анна была похоронена в Софийском соборе, где покоится и ныне.

Тропарь

глас 1

От запада возсиявши, яко звезда небосветлая, прияти Православную веру сподобилася еси, в ней же плод благославный Русской земле принесши, святая благоверная княгине Анно, Христа всем сердцем возлюбила еси, Того оправдания и законы хранящи, тем же днесь всесвятую твою память празднующе, грехов оставление молитвами твоими приемлем.

 

Святой благоверный князь Федор Ярославич Новгородский

(+ 1233, память 18 июня по н. с.)

Князь Федор, старший сын великого князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии Мстиславны, брат святого Александра Невского, родился в 1218 г. в Переяславле.  В  1228 г. вместе с отцом, призванным на новгородское княжение, братья Федор и Александр прибыли в Новгород. В 1232 г. Ярослав, готовя Федору новгородский престол, послал юного князя с дружиною в поход на языческую мордву, а затем задумал его женить. Но в день свадьбы — 5 июня 1233 г. — князь Федор внезапно скончался. Тело его положили в Юрьевом монастыре, а в 1614 г., во время нашествия на Новгород шведов, мощи князя Федора были обретены нетленными и прославлены исцелениями от них. Митрополит Исидор перенес мощи в Софийский собор.

Невеста князя Федора, княжна Феодулия, после его неожиданной смерти оставила мир и приняла постриг в Суздальском монастыре. В иноческом подвиге она прославилась как Преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250).

Тропарь

глас 8

От благочестиваго корене отрасль благочестивая прозябл еси и, скончався в юности лета недолга твоими добродетельми исполнил еси, благоверный княже Феодоре, сего ради владеющему временами молися, да молитвами твоми подаст нам долготу лет, и ниспослет стране нашей велию и богатую милость.

Святой благоверный князь Мстислав, в крещении Георгий, Храбрый, Новгородский

(+ 1180, память 27 июня по н.с.)

Князь Мстислав, сын великого князя Ростислава из дома князей Смоленских, особую храбрость и мужество проявил, защищая права своих братьев на Киевский престол от посягательств князя Суздальского Андрея Боголюбского. Собрав огромное войско, объединившее силы более двадцати союзных князей, Андрей Боголюбский подступил к Киеву. Братья Мстислава оставили город, а храбрый Мстислав занял с малой дружиною небольшую крепость Вышгород. Девять недель он стойко выдерживал осаду. Однажды ночью многочисленное неприятельское войско вдруг обратилось в бегство, гонимое какой-то сверхъестественной силой. На рассвете, увидев беспорядок во вражеском лагере, Мстислав со своей дружиной отправился в погоню и разбил неприятеля. За этот подвиг князя Мстислава нарекли Храбрым.

В 1179 г. новгородцы пригласили благочестивого князя к себе на княжение, однако оно было очень коротким: 14 июня 1180 г. , сраженный внезапной болезнью, князь скончался. По словам летописца: «Не было такой земли в России, которая не хотела бы ему повиноваться, и где бы о нем не плакали».

Князь Мстислав был погребен в Рождественском приделе Софийского собора, в гробнице из розовой яшмы, первоначально предназначавшийся для захоронения князя Владимира, основателя храма. Бог прославил своего угодника нетлением мощей.

 

Тропарь

глас 4

Измлада явился еси, Богомудре княже Мстиславе, Божественный сосуд, избран Богови, благочестием воспитан, веру непорочну соблюл еси. Тем же предстоя Святей Троице, молися стране Российстей сохраненной бытии и всем нам спастися.

 

 

Икона Божьей Матери София – Премудрость Божия (Новгородская)

Празднование

28 августа

История

Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Со­фия – Пре­муд­рость Бо­жия» име­ет­ся во мно­гих хра­мах Рос­сии и сво­дит­ся к двум ти­пам: Ки­ев­ско­му и Нов­го­род­ско­му.

Пер­вая ико­на «Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей» по­яви­лась в Нов­го­ро­де в XV в., хо­тя пер­вая цер­ковь на Ру­си, освя­щен­ная в ее честь, бы­ла по­стро­е­на в 989 го­ду в Нов­го­ро­де, а сле­ду­ю­щая – в 1037-м – в Ки­е­ве.

Цен­траль­ной фигу­рой ико­ны яв­ля­ет­ся Все­дер­жи­тель в ви­де кры­ла­то­го Ог­нен­но­го Ан­ге­ла, ко­то­рый вос­се­да­ет на зо­ло­том пре­сто­ле, под­дер­жи­ва­е­мом се­мью стол­ба­ми. Он об­ла­чен в цар­скую одеж­ду (по­дир) и пре­по­я­сан дра­го­цен­ным по­я­сом, на го­ло­ве – цар­ский ве­нец. В пра­вой ру­ке он дер­жит ски­петр с кре­стом на­вер­ху, а ле­вой при­жи­ма­ет к гру­ди сви­ток. По сто­ро­нам изо­бра­же­ны Бо­го­ма­терь с Бо­гом­ла­ден­цем и св. Иоанн Кре­сти­тель со свит­ком, на ко­то­ром чи­та­ет­ся: «Аз сви­де­тель­ство­вах». Над го­ло­вой Ан­ге­ла – бла­го­слов­ля­ю­щий Хри­стос Спа­си­тель, еще вы­ше – зо­ло­той пре­стол с рас­кры­тою на нем кни­гой – сим­вол Бо­же­ствен­но­го при­сут­ствия. С обе­их сто­рон пре­сто­ла – по три ко­ле­но­пре­кло­нен­ных ан­ге­ла.

О том, что Ог­нен­ный Ан­гел есть Хри­стос, мож­но су­дить по сло­вам апо­сто­ла Пав­ла, ко­то­рый го­во­рит: «… мы про­по­ве­ду­ем Хри­ста рас­пя­то­го… Хри­ста, Бо­жию си­лу и Бо­жию пре­муд­рость… во Иису­се Хри­сте, Ко­то­рый сде­лал­ся для нас пре­муд­ро­стью от Бо­га…» (1Кор.1:23-24, 30).

Св. Иоанн Бо­го­слов в сво­ем От­кро­ве­нии опи­сы­ва­ет Сы­на Че­ло­ве­че­ско­го «…об­ле­чен­но­го в по­дир и по пер­сям опо­я­сан­но­го зо­ло­тым по­я­сом… и очи Его, как пла­мень ог­нен­ный; … и но­ги Его… как рас­ка­лен­ные в пе­чи» (Откр.1:13-15).

Эта де­ре­вян­ная ико­на в се­реб­ря­ной вы­зо­ло­чен­ной ри­зе – спи­сок с Кон­стан­ти­но­поль­ской ико­ны Со­фии им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на и от­но­сит­ся ко вре­ме­ни по­стро­е­ния Нов­го­род­ско­го со­бо­ра.

Об­раз этот про­сла­вил­ся мно­го­чис­лен­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми. По пре­да­нию, пред ней в 1542 г. по­лу­чи­ла ис­це­ле­ние жен­щи­на, стра­дав­шая бо­лез­нью глаз, как на­пи­са­но в Нов­го­род­ской ле­то­пи­си: «Пре­муд­рость Бо­жия про­сти­ла же­ну, очи­ма бы­ла боль­на». Об­раз св. Со­фии есть вы­ра­же­ние си­лы и дей­ствия Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей, по­то­му и пред­став­ле­на она в ог­нен­ном ви­де.

Все мно­го­чис­лен­ные спис­ки ико­ны «Со­фии – Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей» име­ют сво­им пер­во­об­ра­зом пре­иму­ще­ствен­но ли­бо Ки­ев­скую, ли­бо Нов­го­род­скую ико­ны. Празд­но­ва­ние ки­ев­ской иконе про­ис­хо­дит 8 сен­тяб­ря, а нов­го­род­ской – 15 ав­гу­ста.

Развернуть

Случайный тест

Публикация – Агнес Криза, «Изображая православие в русском средневековье. Новгородская икона Софии Премудрости Божией

Образ Премудрости Божией, традиционно связанный с Софийским собором в Новгороде, является нововведением XV века. На иконе изображена крылатая, царственная, краснолицая София в окружении Богоматери и Иоанна Крестителя. Хотя изображение имеет современный комментарий и хотя оно оказало глубокое влияние на историю русской культуры, его значение, наряду с датировкой и локализацией первого появления иконографии, осталось искусствоведческой загадкой. Исследуя смысл, корни, функцию и исторический контекст создания первой, наиболее символичной и загадочной русской аллегорической иконографии, Изображая православие в русском средневековье расшифровывает значение этой иконы. В отличие от предыдущих интерпретаций, Криза утверждает, что крылатая София является олицетворением Православной Церкви. Икона «Новгородская Премудрость» представляет собой храм Святой Софии, то есть Православие, как оно воспринималось на Руси XV века. «Изображая Православие» утверждает, что икона вместе с комментарием к ней была визуально-текстовым ответом на Флорентийскую унию между католической и православной церквями, подписанную в 1439 году.но отвергнута русскими в 1441 году. Эта интерпретация основана на детальном междисциплинарном исследовании с привлечением филологии, искусствоведения, богословия и истории. Исследование Крицы ставит под сомнение некоторые ключевые предположения, касающиеся актуальности церковного раскола 1054 года, полемики между греками и латинянами о хлебе Евхаристии и роли Флорентийской унии в истории русского искусства. В частности, изучая как известные, так и малоизвестные произведения искусства наряду с упущенными текстовыми свидетельствами, этот том исследует, как христианская Церковь и ее истинная вера определялись и визуализировались на Руси и Византии на протяжении веков.

Научные интересы Агнес Криза охватывают средневековое русское, византийское и поствизантийское искусство, литературу и теологию, уделяя особое внимание взаимодействию между текстом и изображением. Она имеет докторскую степень Кембриджского университета и является автором монографии о рецепции византийской иконофильской литературы на Руси. Она бывший научный сотрудник Александра фон Гумбольдта в Кельнском университете, исследующая значение антилатинской визуальной полемики в средневековом русском искусстве.

Table des matières :

Введение
ЧАСТЬ I. СЛОВО
1: Икона и ее толкование
2: Крылатая невеста: Цитаты в Софии Толкование София Контекст богословия
3: Мифология. Софийский комментарий в рукописях
ЧАСТЬ II. ОБРАЗ
4:Представления Премудрости на Руси
5:Новгородская София как Деисус
6:София во Утробе Богородицы
ЧАСТЬ III. ИДЕНТИЧНОСТЬ
7:Славянские Софии и раскол 1054
8:Закваска и византийская Марианская иконография
9:Изображение Православия на Руси
ЧАСТЬ IV. ИСТОРИЯ
10:София, Премудрость Божия и Флорентийская уния
11:Евфимий II, архиепископ Новгородский
12:Собор Святой Софии в Риме
Выводы
Приложения:
Критическое издание Софии 9017 с английским толкованием 9017 Таблица 1: «Софиологический блок»
Таблица 2: «Софиологический синтез»
Каталог: Иконография Новгородской Софии в XV-XVI вв. Новгородская икона Софии Премудрости Божией , Оксфорд, Oxford University Press, 2022 (Оксфордские исследования Византии). 384 страницы | 105 цветных фигур 234×156 мм ISBN: 9780198854302. Цена: GBP: 90,00.

Источник: Oxford University Press

WordPress:

J’aime chargement…

Собор Святой Софии — Иконы святых

Собор Святой Софии имел сотни изображений святых. На стене внутреннего притвора, рядом с дверью, висела знаменитая икона святого Марка Египетского. Вы все еще можете видеть потертости на мраморном полу, где люди стояли перед ним. Икона была подвешена на бронзовых крючках — их можно увидеть до сих пор. Возле этих дверей ставились и другие иконы. Их описывали паломники, видевшие их при посещении собора Святой Софии. На самом деле мы довольно много знаем об иконах святых в храме, потому что паломники писали свои путеводители для тех, кто посещал храм. Помимо расписных или висящих мозаичных икон, в большой тимпане находились изображения святых. Некоторые из них сохранились в самых нижних арках. Мощи святых также были выставлены на первом этаже для паломников, чтобы они могли их увидеть и поклониться. Посох святителя Иоанна Златоуста был помещен на стене левой восточной стены, ближайшей к алтарю, вместе с его изображением. Иоанн был епископом Константинополя, которого изгнали с должности. Он нажил врага в Элии Евдокии, жене византийского императора Аркадия, которая полагала (возможно, с полным основанием), что его обличения в экстравагантности женского платья были направлены против нее самой. Евдокия, Феофил и другие его враги провели синод в 403 году (Синод Дуба), чтобы обвинить Иоанна, в котором его связь с Оригеном была использована против него. Это привело к его низложению и изгнанию. Позже он был причислен к лику святых.

В Константинополь прибыло много паломников из разных стран, особенно из России. Духовенство Святой Софии поставило в храме иконы русских святых. Русские удивлялись и радовались, обнаружив в соборе Святой Софии иконы святых, таких как князья Борис и Глеб. Россия была большим источником денег для Церкви — от великих князей до простого народа. Собор Святой Софии был патриаршей церковью, а не царской. Правители других православных стран признали власть Патриарха. Под его властью в разной степени находился весь православный мир. Это не следует рассматривать так же, как католическая церковь управляется папой – ортодоксальная церковь гораздо свободнее в своей организации, и власть рассеяна по всем ее церквам.

Когда Собор Святой Софии отрезали от русских денег, он сильно пострадал. В монгольский период сообщение между Русью и Константинополем часто было затруднено, если не невозможно. Позже, в 15 веке, церковь содержалась в плохом состоянии — ее содержание обходилось в колоссальные деньги. В последние годы было огромное количество отложенных ремонтов собора. Патриарх отправлял посольства за границу просить денег. Масло и свечи — освещение церкви — было критически важным и стоило огромных сумм. Другими расходами были духовенство, хор и уборка. Даже в богатые периоды, такие как XI век, на содержание собора Святой Софии приходилось выделять особые суммы денег. Хотя это было важной задачей духовенства, даже однократное ежедневное богослужение в соборе Святой Софии не всегда было возможно.

Ниже приведены некоторые изображения святых, которые вы можете просмотреть — просто нажмите на одно из них, чтобы увидеть больше .