Хрущев памятник на новодевичьем кладбище: «К вопросу о памятнике Х.» – Огонек № 35 (5445) от 05.09.2016

Черно-белый Хрущев 40 лет спустя

  • Артем Кречетников
  • Би-би-си, Москва

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, RIA Novosti

Подпись к фото,

Его не боялись. И в этом Хрущев видел одно из главных достижений своего правления

40 лет назад, 11 сентября 1971 года, умер Никита Хрущев — самый противоречивый из советских вождей. Знаменитый памятник ему на Новодевичьем кладбище изваян наполовину из черного, наполовину — из белого мрамора.

Это глубоко символично, как и то, что память бывшего лидера увековечил скульптор Эрнст Неизвестный, бывший при Хрущеве в немилости.

Изданный в годы перестройки сборник публицистических статей о хрущевском времени был озаглавлен «Свет и тени великого десятилетия». Немало и тех, кто без всяких полутонов находит его провальным.

Cоучастие в репрессиях 1930-х и 40-х годов,
подавление венгерского восстания, расстрел в Новочеркасске, «дело Рокотова и Файбышенко» — и послесталинская «оттепель», освобождение узников ГУЛАГа, реабилитация репрессированных народов, паспорта и пенсии для колхозников, прежде живших, по сути, на положении государственных крепостных.

Берлинский и карибский кризисы, чуть было не закончившиеся ядерной катастрофой, знаменитый «хрущевский башмак» — и официальный отказ от доктрины о неизбежности войн, единственное во всей советской истории реальное сокращение военных расходов, невиданная прежде открытость миру,
молодежный фестиваль 1957 года, первые иностранные студенты и туристы, гастроли и пластинки зарубежных звезд.

Кукурузная эпопея и прорыв в космос. Травля Пастернака и публикация «Одного дня Ивана Денисовича».

Разносы творческой интеллигенции,
непристойная брань в Манеже, трескучая пропаганда — и вечера поэзии в Политехническом музее, песни Окуджавы, фильмы Чухрая, Хуциева, Климова, Рязанова, Гайдая.

Все это — Хрущев и его время.

Репрессии и гопак для Сталина

По мнению историков, выдвиженец с Украины был обязан своей карьерой жене Сталина Надежде Аллилуевой. В 1929 году он поступил в московскую Промышленную академию, где в то время обучалась и Аллилуева, но занялся не столько науками, сколько политикой в качестве секретаря парткома академии, и отличился в борьбе с бухаринской оппозицией. Жена рассказала Сталину о молодом перспективном партийце.

В 1935 году Хрущев возглавил Московский горком, а в 1938-м — ЦК компартии Украины.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Занимать в то время такие должности и не стать соучастником террора было невозможно.

Некоторые авторы утверждают, что по прибытии на Украину Хрущев якобы первым делом направил Сталину телеграмму: «Украина ежемесячно посылает 17-18 тысяч репрессированных, а Москва утверждает не более 2-3 тысяч. Прошу Вас принять срочные меры», а Сталин наложил на ней резолюцию: «Уймись, дурак!». Правда, обнаружить этот документ в архивах не удалось.

В 1944-1949 годах Хрущев, как партийный вождь Украины, руководил беспощадным подавлением антисоветского партизанского движения на западе республики, в ходе которого были убиты 153 тысячи, посажены и высланы 203 тысячи из примерно 3,5 миллионов жителей региона.

Как утверждал в своих мемуарах крупный чекист Павел Судоплатов, в 1947 году Хрущев испросил у Сталина разрешение на «ликвидацию» униатского епископа Теодора Ромжи, который в результате был убит.

В 1949 году Хрущев вновь возглавил московскую парторганизацию. Вхожий к Сталину авиаконструктор Александр Яковлев вспоминал, как однажды «от имени москвичей» пожаловался вождю на предпринятую по указанию Хрущева вырубку вековых лип на Тверском бульваре, а тот ответил: «Заставь дурака Богу молиться, он лоб расшибет». Хотя следует заметить, что Яковлев до конца дней не скрывал преклонения перед Сталиным, к Хрущеву же, мягко говоря, не питал большого уважения.

С одной стороны, Сталин называл Хрущева «Мыкытой» и во время застолий на Ближней даче заставлял плясать гопак. Сколько унижений и страха натерпелся будущий руководитель страны, знал только он сам. По его словам, отправляясь к Сталину, он никогда не ведал, вернется ли обратно.

С другой стороны, в отличие от Молотова, Берии, Ворошилова и Микояна, которых, по мнению историков,
только скоропостижная смерть вождя спасла от участи Бухарина и Каменева, Хрущев не испытывал на себе явной немилости и всегда входил в узкий круг избранных членов руководства, приглашаемых на сталинскую дачу, где решались все важнейшие вопросы.

С расстрелом Берии тоже не все обстоит однозначно. Ранее полагалось считать, что Хрущев вместе с Президиумом ЦК и высокопоставленными военными избавил страну от «чудовища», что Берия в случае прихода к власти «всех бы перерезал», установил фашистские порядки и втянул СССР в ядерную войну с Америкой.

Опубликованные в последние 25 лет документы и воспоминания заставляют думать, что в реальности дело обстояло иначе. Все без исключения члены тогдашнего руководства были преступниками, и все после смерти тирана сознавали необходимость перемен, кто в большей, кто в меньшей степени. Часть исследователей не исключают, что Берия пошел бы в реформах дальше Хрущева, и даже мог бы стать «советским Дэн Сяопином»

По мнению сталинистов, соучастие в репрессиях навеки лишило Хрущева морального права критиковать Сталина. Их оппоненты говорят, что деятельное раскаяние лучше, чем упорство в заблуждениях.

Его не боялись

Многословие, эскапады и выходки Хрущева во многом объяснялись избавлением от многолетнего давящего страха.

«В какой-то момент отказали у него все тормоза, все решительно. Такая у него свобода наступила, такое отсутствие каких бы то ни было стеснений, что, очевидно, это состояние стало опасным — опасным для всего человечества, вероятно, уж больно свободен был Хрущев», — писал режиссер Михаил Ромм.

Главное, однако, состояло в том, что Никита Сергеевич освободил от страха не только себя, но и страну.

Примечательную характеристику Хрущеву дал Вячеслав Молотов, который назвал его «противником марксизма-ленинизма, скрытым и хитрым врагом коммунистической революции» и тут же добавил: «Нет, он не дурак. Он отразил настроение подавляющего большинства».

Хрущева много ругали и высмеивали. Зато его не боялись.

Общество при нем трудно было назвать свободным, но оно перестало быть угрюмым. Перестали сажать за «колоски» и анекдоты. Фильмы 1950-х годов и через полвека передают атмосферу раскрепощенности, легкости и наивного оптимизма.

Хрущев не построил коммунизм и
не перегнал Америку по мясу и молоку. Но люди при нем начали жить в отдельных квартирах, следить за модой, отдыхать в Крыму, покупать бытовую технику, а кое-кто — и машины.

К концу правления Хрущева из магазинов исчез белый хлеб. Но советское государство впервые потратило валюту на закупку зерна вместо того, чтобы дать своим гражданам умирать от голода.

Хрущев беспардонно объегорил население, волевым решением заморозив в 1957 году советские госзаймы. Но создал эту ситуацию Сталин, в течение многих лет заставлявший трудящихся «добровольно» подписываться на них в размере одного, а то и двух месячных окладов. Говорят, что именно ситуация с займами вызвала к жизни известную шутку Черчилля о том, что «в СССР все, что можно, можно обязательно».

Последний коммунист

По оценкам людей, близко знавших Хрущева, он был, пожалуй, последним человеком в руководстве СССР, убежденным в жизненности идеалов коммунизма и возможности его построить.

В этом русле лежали и дорого обошедшийся сельскому хозяйству разгром личных подсобных хозяйств, которые первый секретарь искренне считал пережитком прошлого, и постоянные разговоры про общественное самоуправление, высокую сознательность и грядущее отмирание государства.

Хрущев верил, что свобода лучше, чем несвобода, и приходил в ярость, когда люди использовали полученную свободу не так, как ему хотелось.

Он болезненно воспринимал упреки коллег, что «все распустились» и «при Сталине такого не было».

К тому же, по воспоминаниям современников, Никита Сергеевич был эмоциональным и импульсивным человеком, чье настроение изучившие его люди могли повернуть в любую сторону. Он то делал шаги в сторону раскрепощения и демократизации, выносил из мавзолея Сталина, пытался ввести сменяемость номенклатуры и «разлампасить» силовиков, то грозно рычал: «Имейте в виду, сажать мы еще не разучились!».

Хрущев хватался то за одно, то за другое звено, потянув за которое, как ему казалось, можно было вытянуть всю цепь, искал панацею в целине, в кукурузе, в «большой химии», в народных дружинах.

В известном «транспортном анекдоте», описывающем, как правители разными методами пытались сдвинуть с места застрявший поезд под названием «Россия», ему была отведена роль мечтателя, предложившего собрать из подручных материалов дирижабль и улететь на нем в светлое будущее.

Общество устало от Хрущева.

Бескровный итог

События октября 1964 года нередко именуют «заговором», но все произошло в рамках устава КПСС.

Бывший первый секретарь ЦК компартии Украины Петр Шелест впоследствии утверждал со ссылкой на экс-председателя КГБ Владимира Семичастного, что Брежнев якобы предлагал тому устроить Хрущеву авиакатастрофу. Впрочем, и Шелест, и Семичастный были обижены Брежневым, так что к их словам надо относиться критически.

Многие историки уверены, что после расстрела Берии советские вожди твердо решили никогда больше не убивать друг друга.

Вряд ли они тайно собирались в помещении с зашторенными окнами и торжественно клялись, положив руку на «Капитал» Маркса. Скорее, речь шла о некоем общем понимании, которое, тем не менее, соблюдалось неукоснительно.

Говорят, Никита Сергеевич сказал бывшим коллегам на прощание, что возможность сместить его без крови и есть главное, чего он добился в жизни.

Памятник на могиле Хрущеву

Никита Сергеевич Хрущев был самым спорным политиком Советского Союза. Его политическая деятельность при Сталине не отличалась своей жестокостью от деятельности обожаемого им лидера. Однако действия Хрущева после смерти вождя и развенчание его культа были приняты обществом двояко.

Всю свою жизнь Хрущев боролся со сталинизмом его же методами, снял «железный» занавес и сам же раскритиковал увиденное. Яркая политическая карьера обернулась семью годами заточения. Даже могила Хрущева — не в стене Кремля, как у всех знаковых политических лидеров, а на Новодевичьем кладбище.

Биография Хрущева

Никита Сергеевич Хрущев родился в бедной семье крестьянина. С детства он работал, сначала простым шахтером на Донбассе, потом слесарем, позже заместителем директора завода. Его трудоспособность, жизнелюбие и активная жизненная позиция не остались незамеченными.

Он достаточно поздно пришел к власти, в 35 лет поехал учиться в Промышленную академию в Москве. Амбициозный простой мужик понравился вождю народов, дружба с женой Сталина, Надеждой, стала неким политическим лифтом для него. Хрущев был верным коммунистом, с безоговорочной решимостью шел на все, что предлагала в те годы политика Сталина.

В роли простого советского трудяги он неожиданно для всех оказался совсем близко к безграничной власти. После смерти Сталина он также неожиданно для всех стал новым лидером Страны Советов. Глупый Хрущев оказался сильным политическим противником, смелым манипулятором и хитрым политиком.

Противоречивая личность

Политика нового председателя партии была противоречивой. Он пытался построить коммунизм, но не коммунистическими методами. Освободил репрессированных, но продолжал арестовывать невиновных. Он боролся за сельское хозяйство, сажая кукурузу в непригодных для выращивания местах. Пытался обеспечить все население квартирами, затеяв масштабную стройку, но не рассчитал финансовых затрат на качество этих квартир. Ввязался в борьбу с Америкой, признавая ее силу. Он построил «Берлинскую стену», а в политике рушил стены между Россией и Западом. Презирал капиталистов и стремился дать своему народу возможность жить, как они. Он был злым и милосердным, шутом и хитрым манипулятором. Никто не воспринимал его всерьез, а он взял и на 11 лет стал безграничным лидером огромной страны.

Надгробие над могилой Н.С. Хрущева очень точно выражает эту противоречивую натуру своего обладателя.

Похороны

Смерть Хрущева, как и его жизнь после правления, была окутана тайной. Он умер 11 сентября 1971 года в Кунцевской больнице. Через два дня его тайно похоронят на Новодевичьем кладбище. Могила Хрущева будет окружена солдатами, не пропускающими никого «лишнего» проститься с бывшим лидером. Ни одного официального лица не будет на похоронах, только родственники и близкие друзья. Не будет также митинга в Москве, которым прежде были удостоены все советские и партийные лидеры. Небольшой некролог в газете, без фотографии и лишних слов, без подписей членов политбюро мало кто заметит.

Могила Хрущева

Похоронили бывшего лидера Советского Союза на Новодевичьем кладбище по указу Брежнева. Организацию похорон взяла на себя специальная комиссия в Кремле. Несмотря на то что смерть и похороны бывшего генсека старались не афишировать, а кладбище было оцеплено солдатами, было немало желающих попасть на мероприятие.

Могила Хрущева была не раз осквернена. Было много противников его политических решений. После кладбище сделали закрытым. Тогда на могилу Хрущева несли цветы бывшие жертвы сталинских репрессий, которых он освободил, как только получил высокий пост. Никогда не забудут о нем и его многочисленные родственники. У Никиты Сергеевича осталось четверо детей.

Могила Хрущева (фото далее) находится на участке 7, по правой стороне у входа на новейшую часть. Сегодня каждый может прийти и почтить память неоднозначного лидера.

Памятник Э. Неизвестного

Памятник на могиле Хрущева был установлен только в 1975 году. Хотя эскиз мемориала по просьбе сына Хрущева Сергея был сделан советским скульптором Эрнстом Неизвестным значительно раньше. Власти не разрешали его установить. И только после многочисленных просьб и звонков высокопоставленным лицам родственникам наконец удалось добиться разрешения на его возведение.

Сам памятник выполнен из двух мраморных плит нестандартной формы. Плиты из белого и черного мрамора на могиле Хрущева стоят напротив друг друга. Они олицетворяют черное сталинское время и светлое будущей хрущевской оттепели. Но композицию можно также рассмотреть как две стороны противоречивой личности Никиты Сергеевича. В центре на нас смотрит добродушная бронзовая голова Хрущева.

Рядом с могилой Хрущева находится также могила его сына, Хрущева Леонида, погибшего в годы Великой Отечественной войны.

Заключение

Никита Сергеевич Хрущев прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он прошел сложный политический путь и видел жизнь с разных сторон. Выросший в нищете и вкусивший все плоды безграничной власти, он остался верен своим идеалам и всегда пытался помочь простому русскому мужику. Переживая черное сталинское время, он верил, что сможет создать светлое коммунистическое будущее, где все люди будут сыты, на столе всегда будет вдоволь еды, а у каждой семьи будет свой собственный дом.

Памятник на могиле Н.С. Хрущева в полной мере отражает эти две стороны неоднозначного лидера. Э. Неизвестный, как никто, сумел разглядеть в буйном противнике современного авангарда самого настоящего новатора смелых идей. Когда-то в пух и прах разгромивший выставку Э. Неизвестного, Хрущев даже не предполагал, что именно тот сумеет навсегда так точно запечатлеть в мраморе и бронзе своего неоднозначного обидчика.

Могила Никиты Хрущева, Москва | Русская культура в достопримечательностях

Нажмите на фото для увеличения .

Никита Хрущев (по-русски произносится ХрущОФ с долгим звуком «о», для тех, кто не знает) — один из самых противоречивых персонажей российской истории. Он возглавил кампанию по десталинизации после того, как за кулисами захватил власть в первые годы после смерти Сталина. Сталинцам это никогда не нравилось, и они отомстили, когда в 19-м году власть была вырвана из рук Хрущева.64. Если Хрущев в середине 50-х вел себя по-сталински со своими соперниками — расстреляв в подвале своего главного соперника Лаврентия Берию, — то те, кто свергнул его десять лет спустя, вели себя по-хрущевски: прекрасную дачу в подмосковном лесу и оставили его в покое, даже дав ему написать мемуары (хотя они могли быть опубликованы только тогда, когда контрабандой были вывезены на Запад).
У меня невероятно слабая, но глубоко запоминающаяся реальная связь с Хрущевым. В 19 лет я работал внештатным консультантом и переводчиком в ABC News.90, и мы поехали на знаменитую дачу, чтобы взять интервью у сына Хрущева Сергея об изменениях, происходящих тогда в России. В той маленькой поездке я был не очень нужен, потому что Сергей очень хорошо говорил по-английски. Фактически, в течение года он эмигрировал в Соединенные Штаты, где занял преподавательскую должность в различных университетах Восточного побережья. Однако перед тем, как телевизионщики приступили к съемке и интервью с Сергеем, было несколько минут болтовни. Я перекинулся с Сергеем несколькими словами, и разговор быстро перешел к красоте артефакта, стоявшего или висевшего прямо у входа. Это была великолепная старинная бурка, традиционная грузинская шубка, подаренная Никите по какому-то государственному поводу. Семья сохранила его, конечно, из-за его красоты, на все последующие годы. И тогда Сергей сказал мне: «Почему ты не надеваешь это?» И пошел тянуть будто с подставки, на которой он висел. Он накинул его мне на плечи, фотограф сделал фото или два (которых я никогда не видел), все засмеялись и заявили, что это красиво, а затем Сергей снял его с моих плеч и положил обратно на вешалку. Оттуда все приступили к работе.
Даже сейчас, 25 лет спустя, я все еще чувствую тяжесть этой бурки на своих плечах. Для меня это был интимный момент, проведенный с Хрущевым, момент почти внутри человека, который внес в Россию столько же перемен, сколько и любой другой человек, который когда-либо жил. (Для протокола: бурка может быть черной или белой, но моя бурка, хрущевская бурка, была белой и выглядела точно так же, как та, что на плечах этого человека на фото, которое я нашел в Интернете.)
Хрущев оказал огромное влияние на русскую культуру. . Это не всегда было хорошо. Одним из самых известных его шагов было закрытие выставки нонконформистского искусства в 1919 году.62. Проходя по выставке, он все больше злился и выкрикивал непристойности в адрес художников, угрожая их депортацией. Не один из его лучших дней. Но Хрущев также развязал Оттепель, ту короткую, но мощную эпоху в советской истории, которая породила совершенно новое отношение, стиль и содержание в русской культуре. Нонконформистское искусство, которое так ненавидел Хрущев, стало возможным благодаря его радикальному изменению государственной политики. Всего за несколько коротких лет советский театр, литература, живопись, кино и все остальные виды искусства преобразились. Дух молодости хлынул на культурную территорию, где доминировали старина и серость.
Люди на Западе знают Хрущева как своего рода карикатуру за угрозу, которую он сделал, чтобы «похоронить Запад», и за — вполне возможно, апокрифический — инцидент, когда он «стукнул» своим ботинком по столу в ООН. Википедия дает вам некоторые информация об этом.
Но Хрущев не был карикатурой. Он был человеком из плоти, крови и совести. Я не буду слишком глубоко копаться в запутанных катакомбах последнего, потому что историки сломали о нем больше ручек, пишущих машинок и компьютеров, чем у меня есть время заниматься в настоящий момент. Но это факт, что Хрущев был фигурой, которая полностью  охватывала тьму и свет своего века.
Именно поэтому великий скульптор Эрнст Неизвестный при создании монумента на могилу Хрущева вложил очень симпатичный образ головы вождя в закрученные, несимметричные дебри, если хотите, из черных и белых блоков.
Неизвестный, кстати, был одним из тех художников, творчество которых Хрущев раскритиковал в 1960 году. Он назвал его скульптуры дегенеративными и обвинил в искажении лиц советских людей. Можно аплодировать семье Хрущевых за то, что они попросили Неизвестного создать скульптуру для могилы, и видеть изящество Неизвестного в красивом, человечном, реалистичном (не «искаженном») изображении Хрущева в минуту покоя и умиротворения. Об этом написано так много, что это может легко превратиться в клише. Но когда стоишь перед памятником, как я вчера, ничего не видишь, кроме красоты и тихой силы произведения.

Вчера мне довелось пройти мимо памятника Хрущеву на Новодевичьем кладбище, потому что я присутствовал на похоронах великого советско-российского кинорежиссера Эльдара Рязанова, человека, которым я глубоко восхищался и который был дорогим другом семьи.
Пожалуй, ни один художник не определил советский опыт периода «оттепели» до наших дней лучше, чем Рязанов (1927–2015). Принято считать, что его лучшие фильмы были сняты между 1956 и концом 1970-х годов, и что его работы вызывали меньший интерес с 19-го века.80-е годы. Люди будут спорить об этом до посинения. Это заявление останется с нами и останется без окончательного ответа. Соответственно, мне неинтересно вникать в это. Я упоминаю его, потому что он есть, но масштабы, влияние, вклад Рязанова в свою нацию с момента его первого фильма в 1950-х годах до его последнего фильма в 2007 году, откровенно говоря, не поддаются исчислению.
Не думаю, что русские последних 50-60 лет кого-либо любили с такой любовью и уважением, как к Рязанову. Когда я был с ним, я видел, как толпы людей — пешком или на машинах — останавливались как вкопанные, когда видели, как он приближается. Однажды мне показалось, что я иду за Моисеем через Красное море, а Рязанов останавливает интенсивное движение на четырехполосной дороге, просто вступая в поток машин. Он не удосужился сначала взглянуть, не удосужился поднять руку. Он просто сошел с бордюра и пошел, а машины со всех сторон почтительно остановились, чтобы пропустить его — и нас с ним — проехать. Если вы знаете русский трафик, то знаете, что такого просто не бывает. Российские водители ни перед кем не останавливаются. Делали для Рязанова.
У меня будет еще много возможностей написать больше об Эльдаре Рязанове. Я буду искать их.
Но сегодня, на следующий день после того, как мы похоронили его, я хочу, чтобы все было просто. Я хочу поделиться несколькими словами, которые другие сказали в его отношении. Фраза, которую я чаще всего слышу, — «конец эпохи». Всякий, кто это говорил, вынужден был признать, что это штампованная фраза, а что касается Рязанова, то это чистая правда.
Драматург и режиссер Сергей Коковкин писал мне, что «от нас уплыл целый континент».
Многим вторила актриса Татьяна Догилева, сказавшая на публичном прощании, что Рязанов воспитал и настроил совесть нескольких поколений россиян.
Также, выступая на публичных проводах, Лия Ахеджакова, одна из любимых актрис Рязанова, рассказала, как Рязанов освободил ее, чтобы говорить правду открыто и решительно. «Он научил меня открывать рот и говорить правду», — сказала она. Радиоведущая Ксения Ларина писала: «Рязанов свирепо ценил свободу, потому что знал, что такое жизнь художника без свободы: ни один его фильм советского периода не ускользнул от ножниц цензуры».
Журналист Александр Тимофеевский писал: «Рязанова оплакивали в Москве, как [Ганса Христиана] Андерсена оплакивали в Копенгагене, как [Антонио] Гауди в Барселоне».
Моя жена Оксана Мысина, сыгравшая Рязанова в его предпоследнем фильме, назвала его «совестью нации».
Что до меня, то я не мог смотреть на Рязанова, не видя целой нации. Он был таким большим. Его аура была такой полной и сильной. Это не имеет ничего общего с его знаменитой любовью к еде. (Он любил свою еду и, что более важно, он любил свой аппетит. Он признавал в этом выражение своей огромной любви к жизни и ко всему, что ее поддерживало. ) Это имеет непосредственное отношение к величине явления, которым был Эльдар Рязанов. Он был таким же простым и приземленным, как любой, кого вы только можете себе представить. Он был доступным, он был щедрым и добрым. И все же он полностью осознавал свое значение и ответственность, которую он нес как человек, в котором видела свое отражение целая нация.
Первый полнометражный фильм Рязанова, классика « Карнавальная ночь », во многом благодаря Никите Хрущеву. Рязанов рассказал историю о том, как он, довольно успешный режиссер-документалист (он снял семь документальных фильмов с 1950 по 1955 год), стал режиссером художественных фильмов. Однажды в 1955 году его вызвали в кабинет к Ивану Пырьеву, легендарному советскому кинорежиссёру, который в 1954 году был назначен главой киностудии «Мосфильм». уволенный. С небес пришло слово: мы хотим комедию. Но в конюшне советских режиссеров не было никого, кто мог бы это сделать. Был, правда, этот режиссер-документалист Рязанов, о чувстве юмора и целеустремленности которого уже ходили легенды. Пырьев считал и догадывался, что Рязанов может быть решением проблемы. Действительно, 9«0003 Карнавальная ночь » имел чудовищный успех, легко став самым популярным фильмом года. Поскольку он рассказывает историю празднования Нового года с остроумием, умом и любовью, а также с некоторыми подчеркнуто колкими политическими заявлениями, он продолжает регулярно показываться каждый Новый год вплоть до нашего времени.
Рязанов сейчас покоится примерно в 50 ярдах от Хрущева. Посмотрите на среднее фото в блоке выше. Вы увидите красную стену сзади. Земельный участок Рязанова находится сразу за ним, немного правее.
Как говорят русские: Да пребудет с ним земля.

Например:

, как нагрузка …

Исторические кладбища: Советы добираются до могилы

Москва —

вниз по изгиба Новодевичьего монастыря XVI в., представляет собой длинную кирпичную стену того же образца, укрепленную приземистыми зубчатыми башнями и воротами из листового железа.

Из будки у ворот полицейский в форме проверяет желтые удостоверения личности авторизованных посетителей.

За исключением вывески у входа с надписью tvety — «цветы» — и небольшого казенного цветочного магазина под ней, случайный прохожий мог бы с полным основанием предположить, что стена ограждает военный штаб или какое-то частное убежище в сердце города для советской элиты.

Последнее предположение было бы близко к истине. Это Новодевичье кладбище, одно из самых необычных мест захоронения в мире и свидетельство отличительной черты нации, сделавшей его таким: в России ранг важен в смерти, как и в жизни.

Срез истории

Для иностранца, способного проскользнуть мимо охраны, прогулка по закрытому святилищу Новодевичьего открывает богатый срез русской и советской истории во всем ее величии, ужасе и банальности.

Пройтись мимо могил под березами и рожками — все равно, что листать страницы энциклопедии наугад.

Великие художники лежат рядом с серыми бюрократами. Армейские генералы, руководители КГБ и молодые летчики-испытатели делят эту престижную землю с некоторыми организаторами сталинского террора и несколькими его жертвами. В.И. Здесь похоронен брат Ленина Дмитрий, ничтожество, о котором мало что известно. Как и ранний советский посол Александра Коллонтай, чьи отношения с лидером большевиков, как считалось, были более чем политическими.

Скромная могила Чехова

Здесь в трогательно скромных могилах покоятся двое самых любимых писателей России, Антон Чехов и Николай Гоголь. Памятник Чехову напоминает шестиметровую модель деревенской церкви без креста. Гоголя отмечен небольшим бюстом на постаменте.

Более внушительные, хотя и менее со вкусом, памятники украшают могилы таких людей, как Семен Цвигун, заместитель главы службы безопасности и разведки КГБ и зять бывшего президента СССР Леонида И. Брежнева. Цвигун умер при загадочных обстоятельствах в 1982.

Украшенный медалями многотонный бронзовый бюст Цвигуна, который помог подавить диссидентское движение в 1970-х годах, сияет из черной каменной рамы с неброской надписью золотыми буквами: «От КГБ».

Самый большой памятник в Новодевичьем принадлежит не Никите Сергеевичу Хрущеву, покоящемуся под скромной модернистской скульптурой художника, которого он когда-то публично поносил, а потом, будучи частным пенсионером, подружился, и не Дмитрию Шостаковичу, композитору, чья Собственная небольшая плитка включает в себя некоторую причуду: несколько музыкальных нот, русский эквивалент «до-ре-ми», которые также соответствуют первым буквам его имени.

Вероятно, неслучайно, как любят говорить русские, самый большой и, казалось бы, самый дорогой памятник Новодевичьему, посвященный одному человеку, посвящен памяти малоизвестного Арсения Зверева, занимавшего пост министра финансов при Сталине и Хрущеве с 1938 по 1960 год.

Политбюро должно принять решение

«Чтобы быть похороненным здесь в эти дни, нужно решение Политбюро», — отметила москвичка, чей дальний родственник, ученый, удостоился этой чести много лет назад.

Несмотря на это, Новодевичий занимает лишь четвертое место в списке самых престижных мест захоронения советской столицы. Точно так же, как ранг членов Политбюро обозначается их положением по отношению друг к другу, на фотографиях и в публичных выступлениях, ранг обозначается в смерти тем, где он похоронен.

Самый эксклюзивный некрополь Советского Союза, в котором обитал только один человек, — это гранитный мавзолей на Красной площади, в котором якобы покоятся останки Ленина, умершего в 1924 году. стеклянный ящик, на самом деле Ленин остается предметом вечных предположений. Сотни советских граждан, прибывающих каждый день, чтобы посмотреть на тело в молчаливом поклонении — воротнички рубашек застегнуты, руки вынуты из карманов, запрещено разговаривать — понимают, что лучше всего предположить, что власти говорят правду в этом вопросе. .

Разжалован после смерти

Забальзамированный Сталин лежал рядом с Лениным с 1953 года до его понижения в должности во время хрущевской кампании десталинизации в 1960-х годах. Имя Сталина было стерто с фасада мавзолея, и теперь он похоронен на втором по престижности кладбище страны, сразу за мавзолеем и в нескольких шагах от Кремлевской стены. Здесь же, среди примерно дюжины могил, лежат Брежнев, его преемник Юрий В. Андропов и его преемник Константин Юрьевич Черненко.

Феликс Дзержинский, польский аристократ, официально почитаемый как основатель Чеха, предшественник службы безопасности и разведки КГБ. В Польше есть старый анекдот о Дзержинском, отражающий народное отношение к Советскому Союзу:

«Почему мы его тоже почитаем? Потому что он убил больше русских, чем любой другой поляк в истории».

Третье по значимости место захоронения — сама Кремлевская стена. За маленькими черными табличками, вмонтированными в стену, стоят урны для погребения старых большевиков, молодых космонавтов и маршалов победоносной Красной Армии, чьи подвиги в Великой Отечественной войне до сих пор еженощно воспеваются по телевидению. Здесь же покоится прах второстепенных советских лидеров, таких как покойный премьер-министр Алексей Николаевич Косыгин, и двух американцев.

Американцы за стеной

Один из них — Уильям Дж. (Большой Билл) Хейвуд, лидер Wobblies — Промышленных рабочих мира, радикального рабочего движения в начале 1900-х годов. Другой — журналист Джон Рид, чьи «Десять дней, которые потрясли мир» до сих пор являются классической хроникой большевистского захвата власти. Рид умер от тифа в Советском Союзе в 1920 году, уже частично разочаровавшись в новом советском государстве, но, тем не менее, удостоенный чести за свой вклад в него.

Но длинный ряд одинаковых черных табличек мало передает того драматизма, иронии и остроты, которые можно найти в Новодевичьем.

В одном углу участка площадью 10 акров на стройном белом постаменте находится печальное и изящное мраморное подобие жены Сталина Надежды Аллилуевой, покончившей с собой в 1932 году. Скульптурная голова заключена в толстую прозрачную пластиковую коробку, установлен в последние годы, по советским источникам, после того, как неустановленные вандалы неоднократно отламывали нос.

Рядом, в «политическом переулке», как его называют москвичи, находится ее близкая подруга Полина Жемчужина, жена сталинского министра иностранных дел и премьера Вячеслава Молотова и убежденная коммунистка, которую Сталин впоследствии отправил в сибирский трудовой лагерь, как во многом ее еврейское происхождение, как и ее дружба с Аллилуевой. Молотов, который умер в прошлом месяце в возрасте 9 лет6, сейчас лежит рядом с женой.

Поразительная смена ценностей

Подобно резкому изменению геологических слоев, знаменующему древний природный катаклизм, разница между старой царской частью Новодевичьего и доминирующей советской частью предполагает разительную смену официальных ценностей.

Старая часть населена уважаемыми деятелями культуры и случайными дворянами. Есть и ученые, художники и музыканты советского времени, но среди постреволюционных героев они составляют решительное меньшинство.

Как по количеству, так и по обилию памятников, за 70 лет советской истории преобладают бюрократы, жены видных политических деятелей и мужчин, которые дали Советскому Союзу его главные претензии на мировое внимание: генералы, летчики-испытатели, военных инженеров.

Наряду с колоссальной статуей генерала, отдающего приказы по полевому телефону, один из самых странных памятников в Новодевичьем принадлежит генерал-полковнику В. В. Василий Грабин, знаменитый артиллерийский конструктор, чье 76-миллиметровое противотанковое орудие было запущено в производство в разгар немецкого наступления во Второй мировой войне и вдохновило Сталина на заявление о том, что «артиллерия — это бог войны».

Памятник представляет собой толстую пластину брони с тремя пробитыми в ней дырами.

Любопытный мемориал

Самый любопытный мемориал Новодевичьего — 50-футовый барельеф вдоль одной из стен кладбища, изображающий трагедию «Максима Горького», 40-тонного шестимоторного гиганта самолета, построенного в 1933 г., чтобы продемонстрировать мнимое превосходство советской авиационной промышленности.

Оборудованный кинотеатром и типографией (для выпуска бортовых информационных бюллетеней пассажирам в пути), потерпел крушение 18, 19 мая.35 во время демонстрационного полета, в результате чего погибли все 11 членов экипажа и 37 пассажиров.

Мемориальные доски перечисляют имена погибших, отмечают, что каждый из ближайших родственников получил по 10 000 рублей в качестве компенсации и возлагают вину за катастрофу на некоего Благина, пилота эскортного самолета, который столкнулся с Горьким, бездумно выполняя бочковые бочки вокруг него .

Не упомянут, однако, видный соратник Сталина, который должен был находиться на борту «Горького», но был отозван по срочным делам за несколько минут до взлета. Серго Орджоникидзе, соотечественник-грузин, умер два года спустя при загадочных обстоятельствах после ожесточенной ссоры со Сталиным, который начал систематически устранять своих соперников в 1919 году.34, за год до крушения Горького.

Через кладбище находится аналогичный, менее информативный памятник шести членам экипажа, погибшим в результате крушения советского сверхзвукового транспортного самолета «Конкорд» на Парижском авиасалоне в 1973 году. Мемориал не содержит объяснения того, что пошло не так на борту самолета. Ту-144, который, как и Максим Горький, был престижным проектом, провалился.

Некоторые сопротивлявшиеся чести

Как бы трудно ни было попасть на святую землю Новодевичьего — для мертвых или живых — не все, кто здесь похоронен, желали этой чести.

Среди недавно погребенных великий русский оперный певец Федор Шаляпин, покинувший родину в 1921 году, разочаровавшись в новом большевистском режиме, который не ответил ему добрым словом.

Шаляпин умер во Франции в 1938 году. В 1984 году после тихих переговоров между советским и французским правительствами и с согласия его сына и дочери останки Шаляпина были эксгумированы и возвращены в 1984 году для захоронения в Новодевичьем. Памятник певцу был открыт на его новой могиле в октябре этого года на закрытой церемонии, на которой присутствовала культурная элита Москвы. Еще одним признаком его реабилитации является то, что бывший дом Шаляпина рядом с посольством США восстанавливается как музей.

А ведь его вдова, Мария Валентиновна, давно заявила, что Шаляпин никогда не хочет возвращаться. В эмигрантском журнале «Континент» советский дирижер-эмигрант Мстислав Ростропович вспоминал в 1984 году, что Шаляпин однажды сказал интервьюеру: «В Россию я не вернусь. Достаточно. В России мне морду горчицей намазали».

И не все те, кто якобы лежит в Новодевичьем, на самом деле здесь, по крайней мере пока.

Один московский интеллигент, имеющий пропуск на кладбище, в силу того, что там похоронен член его семьи, вспоминает, как несколько лет назад они с женой прогуливались по затененной территории и остановились у могилы жены Лазаря Кагановича.