Содержание
Как Эрнст Неизвестный делал памятник Хрущеву
Комсомольская правда
Результаты поиска
ЗвездыКультура
Денис КОРСАКОВ
10 августа 2016 7:40
«Я пережил при нем тяжелые времена, но сейчас глубоко уважаю его» — сказал скульптор сыну бывшего генсека
Неизвестного очень многие считали лучшим скульптором в стране. Фото Владимира Веленгурина /ТАСС
Самая известная история про Эрнста Неизвестного связана с Никитой Хрущевым. Когда-то на выставке в Манеже глава советского государства назвал работы скульптора «дегенеративным искусством» (не подозревая, что повторяет термин, который фашисты применили к великим художникам-авангардистам первой половины ХХ века). И тем не менее, когда Хрущев умер в статусе пенсионера, его сыну, Сергею Хрущеву посоветовали заказать надгробие именно Неизвестному — очень многие считали его лучшим скульптором в стране. (В своих воспоминаниях об отце Сергей Никитич подробно останавливается на этом эпизоде).
Хрущев-младший несколько растерялся: во-первых, он прекрасно помнил, как отец поносил Неизвестного, а во-вторых, в то время он был убежденным сторонником социалистического реализма, главным критерием художественности для него была «похожесть». А Неизвестный славился как абстракционист. И к тому же Сергей Хрущев уже почти договорился с Зурабом Церетели, который с большим энтузиазмом откликнулся на идею делать памятник Хрущеву.
Во дворе мастерской Неизвестного, куда Сергей Никитич после больших колебаний все же отправился, его встретила скульптура «Орфей, играющий на струнах своего сердца» (через два десятилетия она превратится в статуэтку, которую вручают победителям ТЭФИ). Он был несколько шокирован, но виду не подал.
Хрущев-младший прекрасно помнил, как отец поносил Неизвестного. Фото Эдуарда Песова /ТАСС
«Из маленькой комнаты вышел хозяин — плотный человек небольшого роста лет пятидесяти. По первому впечатлению запомнилась его кряжистая устойчивость, пронзительные глаза и тонкая полоска усов над верхней губой. Встретил он нас приветливо. (…)
Середину комнаты занимал макет невероятного по моим понятиям здания: в центре — голова человека и стремительно отходящее от нее крыло с
рельефами-символами, лицами людей.
— Это проект «Дома мысли» — центрального здания в Академгородке в Сибири, — пояснил Эрнст Иосифович. — При вашем отце мне долго не давали работать, потом, наконец, разрешили. Проект утвердили в 1964 году, а теперь он опять задвинут далеко. (…) Я хочу внести ясность. Вследствие моих споров с Никитой Сергеевичем я пережил тяжелые времена, но сейчас это в прошлом. Я глубоко уважаю его и, это может показаться странным, вспоминаю о нем с теплотой. Этот человек знал, чего хотел, и стремления его не могут не вызывать сочувствия, особенно сейчас, когда многое видится яснее. У нас с вами речь идет не о личных обидах, а о памятнике государственному деятелю. Я возьмусь за эту работу.
Эрнст Иосифович тут же начал набрасывать рисунок на листке бумаги: вертикальный камень, одна половина белая, другую заштриховал — черная, внизу большая плита.
Я ничего не понял.
— Почему белая и черная? Это что означает? — спросил я. Неизвестный сказал, что пока ничего конкретного в этом рисунке нет. Он только объяснил, что это воплощение философской идеи. Жизнь, развитие
человечества происходит в постоянном противоборстве живого и мертвого начал. (…) В нашем надгробии черное и белое можно трактовать по-разному: жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Все зависит от нас самих, наших взглядов, нашего мироощущения. Сцепление белого и черного лучше всего символизирует единство и борьбу жизни со смертью. Эти два начала тесно переплетаются в любом человеке. Поэтому камни должны быть неправильными, входить один в другой, сплетаться и составлять одно целое. Все это предполагалось установить на бронзовую плиту».
Когда-то Никита Хрущев назвал работы скульптора «дегенеративным искусством». Фото Валентина Соболева (ТАСС)
КГБ немедленно стало об этом известно. С Неизвестным провели беседу. Вспомнили, что он сейчас работает над большим проектом — гигантским рельефом в здании Московского института электронной техники в Зеленограде. И этот проект вполне себе тянет на Государственную премию. А если он решит работать над памятником Хрущеву, то могут быть большие проблемы не только с Госпремией, но и вообще с осуществлением этой работы. (Было начало 70-х, и Хрущева если и вспоминали, то в сочетании со словами «волюнтаризм» и «субъективизм».
Так что советская влсть предпочла бы, чтобы какое-нибудь невзрачное надгробие опальному правителю сделал бы член Союза художников, не выдающийся, но официально признанный скульптор).
Эрнст Неизвестный потом сказал сыну Хрущева:
— Именно после их угроз я принял окончательное и бесповоротное решение. Если раньше еще могли быть сомнения, поскольку мы не знали друг друга, то тут я уж решил быть твердым до конца.
Сначала Неизвестный не хотел устанавливать на памятнике портрет Хрущева, считая, что он вошел в историю, его все запомнят и так. Но на портрете настаивала вдова Никиты Сергеевича. Неизвестный согласился, справедливо полагая, что заказчик имеет право настаивать на своем видении. «Наконец решение нашлось: бронзовая голова цвета старого золота стоит в нише на белом мраморе на фоне черного гранита».
Неизвестный лично устанавливал бронзовую голову Хрущева в нишу. Фото: Мусаэльян Владимир/Фотохроника ТАСС
Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Неизвестный смог приступить к изготовлению надгробия. Сочетание черного и белого вызывало панику у руководства: белое — это хорошо, золотое — тоже, а что
значит черное? Что в СССР не все хорошо? А может, черный цвет символизирует Брежнева, который пришел Хрущеву на смену? Проект отказывались утверждать (а утверждение было необходимо — речь шла о Новодевичьем кладбище, главном некрополе страны). Снова и снова предлагалось установить серую, унылую стелу с бюстом Хрущева. Семья, однако, настаивала на варианте Неизвестного. Сергей Хрущев пытался звонить даже Брежневу — его с ним не соединяли. В конце концов вдова Никиты Сергеевича позвонила Косыгину, который тепло к ней относился — и он дал распоряжение ставить тот памятник, который нравился семье покойного.
Готовый проект снова принимал совет Главного архитектурно-планировочного управления Москвы. Сергей Хрущев вспоминал: «Голова, сделанная в лучших реалистических традициях, им понравилась. «Вот, может ведь, если захочет», — читалось на их лицах. Эрнст Иосифович принимал поздравления».
…Неизвестный лично устанавливал бронзовую голову Хрущева в нишу. Та была высоко (Неизвестный был небольшого роста), ему пришлось вставать на ящик, чтобы
водрузить голову генсека на место. Его в этот момент фотографировали, и фотография обошла газеты всего мира.
Памятник с того самого момента вызывал и вызывает большой интерес у посетителей Новодевичьего.
Сергей Хрущев писал:
«Больше всего вопросов вызывает сочетание белого и черного. Когда меня спрашивают, я, как правило, не пересказываю замысел автора.
— Каждое настоящее художественное произведение живет своей жизнью, и вы видите в нем себя, оно отражает ваши мысли, — говорю я как заправский искусствовед. — Думайте и смотрите.
Мнений много: добро и зло, жизнь и смерть, реже — удачи и неудачи в судьбе Хрущева.
А одна женщина объясняла:
— Белое — это хорошие дела, черное — плохие.
Что ж, каждый из них по-своему прав».
ПАМЯТИ СКУЛЬПТОРА
11 самых знаменитых работ Эрнста Неизвестного
1) «Древо жизни», 2004 год
Задуманное в 1956 году «Древо жизни» Эрнест Неизвестный «посадил» лишь в 2004. На его ветках есть и Гагарин, и Будда… Скульптуру можно увидеть в вестибюле пешеходного моста «Багратион» в Москве (подробности)
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Почему хрущеву поставили черно белый памятник. Могилы знаменитостей на новодевичьем кладбище
Никита Сергеевич Хрущев был самым спорным политиком Советского Союза. Его политическая деятельность при Сталине не отличалась своей жестокостью от деятельности обожаемого им лидера. Однако действия Хрущева после смерти вождя и развенчание его культа были приняты обществом двояко.
Всю свою жизнь Хрущев боролся со сталинизмом его же методами, снял «железный» занавес и сам же раскритиковал увиденное. Яркая политическая карьера обернулась семью годами заточения. Даже могила Хрущева — не в стене Кремля, как у всех знаковых политических лидеров, а на Новодевичьем кладбище.
Биография Хрущева
Никита Сергеевич Хрущев родился в бедной семье крестьянина. С детства он работал, сначала простым шахтером на Донбассе, потом слесарем, позже заместителем директора завода. Его трудоспособность, жизнелюбие и активная жизненная позиция не остались незамеченными.
Он достаточно поздно пришел к власти, в 35 лет поехал учиться в Промышленную академию в Москве. Амбициозный простой мужик понравился вождю народов, дружба с женой Сталина, Надеждой, стала неким политическим лифтом для него. Хрущев был верным коммунистом, с безоговорочной решимостью шел на все, что предлагала в те годы политика Сталина.
В роли простого советского трудяги он неожиданно для всех оказался совсем близко к безграничной власти. После смерти Сталина он также неожиданно для всех стал новым лидером Страны Советов. Глупый Хрущев оказался сильным политическим противником, смелым манипулятором и хитрым политиком.
Противоречивая личность
Политика нового председателя партии была противоречивой. Он пытался построить коммунизм, но не коммунистическими методами. Освободил репрессированных, но продолжал арестовывать невиновных. Он боролся за сельское хозяйство, сажая кукурузу в непригодных для выращивания местах. Пытался обеспечить все население квартирами, затеяв масштабную стройку, но не рассчитал финансовых затрат на качество этих квартир. Ввязался в борьбу с Америкой, признавая ее силу. Он построил «Берлинскую стену», а в политике рушил стены между Россией и Западом. Презирал капиталистов и стремился дать своему народу возможность жить, как они. Он был злым и милосердным, шутом и хитрым манипулятором. Никто не воспринимал его всерьез, а он взял и на 11 лет стал безграничным лидером огромной страны.
Надгробие над могилой Н. С. Хрущева очень точно выражает эту противоречивую натуру своего обладателя.
Похороны
Как и его жизнь после правления, была окутана тайной. Он умер 11 сентября 1971 года в Кунцевской больнице. Через два дня его тайно похоронят на Новодевичьем кладбище. Могила Хрущева будет окружена солдатами, не пропускающими никого «лишнего» проститься с бывшим лидером. Ни одного официального лица не будет на похоронах, только родственники и близкие друзья. Не будет также митинга в Москве, которым прежде были удостоены все советские и партийные лидеры. Небольшой некролог в газете, без фотографии и лишних слов, без подписей членов политбюро мало кто заметит.
Могила Хрущева
Похоронили бывшего лидера Советского Союза на Новодевичьем кладбище по указу Брежнева. Организацию похорон взяла на себя специальная комиссия в Кремле. Несмотря на то что смерть и похороны бывшего генсека старались не афишировать, а кладбище было оцеплено солдатами, было немало желающих попасть на мероприятие.
Могила Хрущева была не раз осквернена. Было много противников его политических решений. После кладбище сделали закрытым. Тогда на могилу Хрущева несли цветы бывшие жертвы сталинских репрессий, которых он освободил, как только получил высокий пост. Никогда не забудут о нем и его многочисленные родственники. У Никиты Сергеевича осталось четверо детей.
Памятник Э. Неизвестного
Памятник на могиле Хрущева был установлен только в 1975 году. Хотя эскиз мемориала по просьбе сына был сделан советским скульптором Эрнстом Неизвестным значительно раньше. Власти не разрешали его установить. И только после многочисленных просьб и звонков высокопоставленным лицам родственникам наконец удалось добиться разрешения на его возведение.
Сам памятник выполнен из двух мраморных плит нестандартной формы. Плиты из белого и черного мрамора на могиле Хрущева стоят напротив друг друга. Они олицетворяют черное сталинское время и светлое будущей хрущевской оттепели. Но композицию можно также рассмотреть как две стороны противоречивой личности Никиты Сергеевича. В центре на нас смотрит добродушная бронзовая голова Хрущева.
Рядом с могилой Хрущева находится также могила его сына, погибшего в годы Великой Отечественной войны.
Заключение
Никита Сергеевич Хрущев прожил долгую и в целом счастливую жизнь. Он прошел сложный политический путь и видел жизнь с разных сторон. Выросший в нищете и вкусивший все плоды безграничной власти, он остался верен своим идеалам и всегда пытался помочь простому русскому мужику. Переживая черное сталинское время, он верил, что сможет создать светлое коммунистическое будущее, где все люди будут сыты, на столе всегда будет вдоволь еды, а у каждой семьи будет свой собственный дом.
Памятник на могиле Н.С. Хрущева в полной мере отражает эти две стороны неоднозначного лидера. Э. Неизвестный, как никто, сумел разглядеть в буйном противнике современного авангарда самого настоящего новатора смелых идей. Когда-то в пух и прах разгромивший выставку Э. Неизвестного, Хрущев даже не предполагал, что именно тот сумеет навсегда так точно запечатлеть в мраморе и бронзе своего неоднозначного обидчика.
История столичных кладбищ насчитывает сотни тайн и легенд. Перезахоронения, при которых исчезали головы покойников, зашифрованные надписи на памятниках, скандинавские метки и пуленепробиваемые колпаки для надгробий…
Сетевое издание m24.ru запускает новый проект, в рамках которого вы узнаете об истории, легендах и современном состоянии столичных кладбищ. В первом материале мы расскажем о Новодевичьем кладбище, где недавно отреставрировали 57 надгробных памятников известным деятелям искусства, науки и техники.
На Новодевичьем кладбище нашли последний приют Гоголь и Чехов, Станиславский и Вахтангов, Шостакович и Прокофьев. Здесь похоронены Ельцин, Хрущев, супруга Сталина Надежда Аллилуева и даже глава компартии Китая Ван Мин.
Захоронения на территории Новодевичьего монастыря возникли еще в XVI веке. К началу XX века свободного места в монастырском некрополе практически не осталось, и могилы начали появляться у южной стены монастыря.
Территория Новодевичьего кладбища неоднократно расширялась. Общая площадь всех участков сейчас составляет более 7,5 гектара. На кладбище, территория которого подразделяется на старую, новую и новейшую, захоронено около 26 тысяч человек. На монастырской же территории уцелели захоронения преимущественно декабристов и героев войны 1812 года, а также известных профессоров и общественных деятелей.
Чеховская метка
Тело скончавшегося в Германии от туберкулеза Антона Чехова перевезли в Москву в вагоне, предназначенном для транспортировки устриц. Писатель похоронен рядом с могилой собственного отца. У подножия памятника сохранилась скандинавская метка — древнее графическое изображение христианского креста.
Камень «Голгофа»
Надгробием на могиле Михаила Булгакова служит камень «Голгофа» (он был назван так благодаря форме, напоминающей гору, где был распят Иисус Христос) с места прежнего захоронения Николая Гоголя в Даниловом монастыре. Этот ноздреватый черноморский гранит, согласно легенде, был привезен Константином Аксаковым из Крыма. Вдова Булгакова Елена Сергеевна обнаружила «Голгофу», по одной версии, в мастерских Новодевичьего кладбища, по другой — в яме, куда мастера сбрасывали отходы производства.
Поскольку Булгаков считал Гоголя своим учителем и даже искал вдохновения у его памятника в Москве, сомнений насчет судьбы камня не оставалось: его выкупили и установили на могиле автора «Мастера и Маргариты».
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Четыре ноты
На надгробии композитора Дмитрия Шостаковича изображены четыре ноты: ре, ми-бемоль, до и си. Если записать их латинскими обозначениями, то получится DSCH — инициалы композитора. Тема из этих четырех нот считается его визитной карточкой.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Похороненная дважды
Считается, что у Марии Ермоловой две могилы. Изначально актриса была похоронена на территории храма в бывшем селе Владыкино. Незадолго до войны прах Ермоловой был перенесен на Новодевичье кладбище, однако никаких документов, подтверждающих это, не сохранилось.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Посмертный диалог
Автор «Рабочего и колхозницы» Вера Мухина и ее супруг хирург Замков похоронены на старой территории кладбища. На памятнике Замкова сделана надпись: «Я отдал людям все», а на памятнике Мухиной, которая скончалась через 11 лет после смерти мужа, — «…И я тоже».
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Кстати, Мухина считала своим лучшим творением не «Рабочего и колхозницу», а мемориальную скульптуру в виде умирающего лебедя, сделанную для могилы оперного певца Леонида Собинова
. Он также похоронен на Новодевичьем кладбище.
Фото: m24. ru/Александр Авилов
Лидер китайских коммунистов
Новодевичье кладбище — одна из самых популярных достопримечательностей среди китайских туристов. Все потому, что здесь похоронен один из бывших лидеров Коммунистической партии Китая Ван Мин, попавший в опалу после образования КНР и проведший последние годы жизни в СССР.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Гоголь без головы
При перезахоронении Николая Гоголя, изначально погребенного в Даниловом монастыре, эксперты обнаружили, что череп автора «Мертвых душ» отсутствует. Кроме того, голова и тело писателя были повернуты набок. После этого поползли слухи, что Гоголя похоронили живым во время летаргического сна.
Фото: m24.ru/Александр Авилов
Галина Уланова
Галина Уланова производила на людей впечатление незащищенной и трогательно слабой женщины, однако имела чрезвычайно стойкий характер. Высеченная на грубом белом камне хрупкая фигура великой балерины отражает этот контраст.
Юрий Никулин
Юрий Никулин на памятнике изображен в возрасте чуть старше 40 лет — таким, каким его запомнили и полюбили поклонники. В композиции памятника запечатлена любимица Никулина — собака породы ризеншнауцер, которую артист привез из-за рубежа.
Борис Ельцин
Борис Ельцин был предан земле на центральной аллее Новодевичьего кладбища. Могила первого российского президента расположена так, что она не соседствует с другими захоронениями.
Константин Станиславский
Памятник Константину Станиславскому создал известный скульптор Салават Щербаков. Надгробие представляет собой монумент с белоснежным крестом, под которым изображены легендарная МХАТовская «чайка» и ниспадающие портьеры.
Евгений Вахтангов
Евгений Вахтангов умер от рака желудка в возрасте 39 лет. Абстрактная фигура в плаще без лица под капюшоном — так представил знаменитого театрального деятеля скульптор Олег Комов.
Надежда Аллилуева
В середине 70-х годов вандалы сбросили памятник супруги Сталина Надежды Аллилуевой с постамента, после чего с него исчезли две чугунные розы. У самого памятника был отколот нос. После реставрации бюст поместили в пластиковый куб, про «пуленепробиваемость» которого ходили легенды.
Владимир Маяковский
Первоначально прах погибшего при загадочных обстоятельствах Владимира Маяковского находился в колумбарии Нового Донского кладбища. Позже в результате настойчивых действий Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урна с прахом Маяковского была перенесена и захоронена на Новодевичьем кладбище.
Василий Шукшин
Памятник Василию Шукшину скульпторы выполнили в виде куба и проходящей сквозь него стрелы без наконечника — символ оборвавшейся жизни. Сначала писателя и кинорежиссера хотели похоронить на родине в Сибири, однако целая плеяда известных людей настояла на том, что тело Шукшина должно покоиться на Новодевичьем кладбище.
Зоя Космодемьянская
Прах Зои Космодемьянской был перенесен на Новодевичье кладбище в мае 1942 года. Нынешний памятник, в отличие от своего советского идеологически выдержанного «предшественника», отражает трагичность судьбы первой женщины-героя Советского Союза военных лет и боль, которую ей пришлось пережить.
Владимир Вернадский
Первоначально в качестве эпитафии для памятника академику Владимиру Вернадскому планировалось использовать его цитату: «Ничего в мире нет сильнее свободной научной мысли». Однако это высказывание не получило одобрение советской цензуры и было заменено на более «политкорректное».
Юрий Левитан
За время Великой Отечественной войны Юрий Левитан озвучил около 2 тысяч сводок Совинформбюро и свыше 120 экстренных сообщений. На памятнике главный диктор СССР изображен говорящим, рядом с ним неизменный спутник — микрофон.
Вячеслав Тихонов
Долгожданный памятник Вячеславу Тихонову открыли под сопровождение мелодии из фильма «Семнадцать мгновений весны». Бронзовая фигура «Штирлица», отлитая в Италии, возвышается на фоне барельефа по мотивам евангельского сюжета «Поклонение волхвов».
Автор памятника Никите Хрущеву— скульптор Эрнст Неизвестный, один из участников «разгромленной» генсеком выставки молодых московских художников в 1962 году. При помощи черно-белого цвета и ломаных линий скульптор хотел подчеркнуть сложность и неоднозначность натуры Хрущева.
Андрей Туполев
Легко узнать памятник выдающемуся советскому авиаконструктору Андрею Туполеву. На нем изображено дело всей жизни инженера — самолет и три звезды Героя социалистического труда. На машинах, созданных Туполевым, установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелетов.
Раиса Горбачёва
Михаил Горбачев настоял на том, чтобы его супругу похоронили на месте бывшего цветника напротив колумбария. Говорят, что сначала родственники погребенных в стене были против уничтожения клумбы, однако увидев работу архитектора Фридриха Согояна, изобразившего «первую леди» СССР молодой и печальной, — согласились.
В июле на могиле Никиты Хрущева на Новодевичьем кладбище устанавливают памятник. Из-за этого главный гражданский некрополь страны закрывают для свободного посещения
Правивший Советским Союзом десять лет экс-премьер и первый секретарь ЦК Никита Хрущев одиннадцать лет назад был смещен со своих постов . С тех пор о прежде прославляемом «нашем дорогом Никите Сергеевиче» было не слыхать. Только однажды появилось его явно вынужденное коротенькое заявление: Хрущев отказывался от своих мемуаров, изданных на Западе. Причем бывший лидер страны перестал официально существовать не только в настоящем времени, но и в прошедшем — будто после смерти Сталина у СССР не было руководителя. Четыре года назад газеты известили одной фразой о кончине Хрущева. «Персонального пенсионера союзного значения» разрешили похоронить на Новодевичьем кладбище, самом престижном в Москве.
Семья покойного неожиданно заказала надгробие скульптору Эрнсту Неизвестному — одному из тех, кого Хрущев поносил на своих встречах с деятелями искусств . Монумент получился драматичный: черные и белые мраморные бруски, меж ними лежит бронзовая голова, очень узнаваемая — крепкая, лысая, с крупной бородавкой. Аллегорию толкуют то ли как Хрущев между адом и добром вообще, то ли — между сталинским злом и добром хрущевской отгепели в частности. В любом случае первый памятник бывшему первомулицу, установленный по частной инициативе, очень смущает умы.
Власти решают закрыть Новодевичье для свободного входа, выдав пропуска родственникам похороненных. Прежде на это кладбище публика ходила как во второй по значению (после захоронений у Кремлевской стены) национальный пантеон. Здесь могилы многих героев и деятелей культуры — в том числе дореволюционных. Получается, например, что к Гоголю вообще никто не может прийти, раз автор «Мертвых душ» не оставил потомства. К тому же молва все равно делает легко «пересказываемый» памятник Хрущеву самой знаменитой советской надгробной скульптурой.
Упоминаемые в тексте феномены
Сняли Хрущева 1964
14 октября впервые в отечественной истории совершено прижизненное смещение первого лица государства без его последующего убийства — отправлен в отставку Никита Хрущев
Скандал на выставке в Манеже. Встречи с интеллигенцией 1962
Опыты советских художников в современном искусстве нещадно разруганы главой партии и правительства Никитой Хрущевым. Начинается череда скандалов лидера-реформатора с деятелями культуры
Хрущеву установлен памятник
Хрущеву установлен памятник
https://www.nytimes.com/1974/09/03/archives/a-monument-is-raised-to-khrushchev-policemen-watch -spectators.html. Архивы
См. статья в ее первоначальном контексте с
3 сентября 1974 г., стр. 10Купить репринты
Посмотреть на Timesmachine
TimesMachine — это эксклюзивное преимущество для абонентов с доставкой на дом и цифровых абонентов.
Об архиве
Это оцифрованная версия статьи из печатного архива The Times до начала публикации в Интернете в 1996 году. Чтобы сохранить эти статьи в первоначальном виде, The Times не изменяет, не редактирует и не обновляет их.
Иногда в процессе оцифровки возникают ошибки транскрипции или другие проблемы; мы продолжаем работать над улучшением этих архивных версий.
МОСКВА, 2 сентября — Сегодня здесь над его могилой на Новодевичьем кладбище появился первый санкционированный памятник Н. С. Хрущеву.
На восьмифутовом мраморном монументе, построенном по заказу семьи Хрущей, установлен бронзовый бюст яркого государственного деятеля, свергнутого в 1964 году нынешним кремлевским руководством и скончавшегося в заточении три года назад.
Мемориал был создан Эрнстом Неизвестным, скульптором-нонконформистом, который поссорился с Хрущевым из-за современного искусства и в итоге завоевал его уважение.
Сообщается, что семье Хрущевых и скульптору потребовалось не менее года, чтобы убедить советские власти согласиться на памятник.
Полицейские наблюдают за зрелищем
«Мы выбрали Эрнста, потому что мой отец очень уважал его», — сказал Сергей Н. Хрупиобей, сын покойного вождя, западным журналистам, посетившим сегодня могилу.
Г-н Хрущев, 39-летний инженер, был одет в рубашку с короткими рукавами, брюки и сандалии, когда он помогал скульптору наблюдать за шестью рабочими, которые поднимали черные и белые мраморные блоки на место с помощью большого подъемного крана.
Толпа из более чем 100 человек, сдерживаемая полицейским в форме, с любопытством наблюдала за происходящим в солнечную погоду с намеком на осень. За зрителями присматривали люди в штатском, предположительно из КГБ или тайной полиции.
Друзья семьи Хрущевых рассказали, что правительство внесло скромный вклад в создание мемориала, как это часто бывает с государственными чиновниками, но семья оплатила большую часть стоимости, которая превысила 10 000 рублей, или более 13 000 долларов США.
Г-н Неизвестный пояснил, что равное количество черных и белых мраморных блоков в памятнике представляет собой две стороны личности Хрущева. Он осторожно указал, что бронзовый бюст стоит на белом блоке.
«Сочетание белого и черного также свидетельствует о том, что он стоял на том месте, где, во многом благодаря ему, закончилась одна эпоха в нашей истории и началась другая», — сказал скульптор, что, казалось, было намеком на мистера Дж. Усилия Хрущева по прекращению репрессий против сталинизма. Г-ну Хрущеву было отказано в погребении у Кремлевской стены — чести, обычно оказываемой советским лидерам. Новодевичье кладбище используется для мелких чиновников и других видных деятелей советского общества, таких как писатели и ученые.
Вдовы г-на Хрущева Нины Петровны на кладбище не было. Но ее сын сказал, что она чувствует себя «очень хорошо» и нанесет визит 11 сентября, в третью годовщину смерти г-на Хрущева в возрасте 77 лет. Неизвестный во время посещения выставки относительно современного советского искусства и скульптуры в декабре 1962 г. Хрущев назвал увиденное «грязью» и «позором». Г-н Неизвестный, один из экспонентов, спорил с ним, утверждая, что это лучше, чем искусство, созданное при Сталине.
«Вы тот тип мужчин, который мне нравится», — якобы заявил г-н Хрущев перед тем, как они расстались.
Как и покойный советский лидер, 48-летний г-н Неизвестный подвергся официальному остракизму. В марте прошлого года скухатор публично заявил, что советские власти заблокировали не менее 40 запросов на выезд за границу.
Могила Никиты Хрущева, Москва | Русская культура в достопримечательностях
Нажмите на фото для увеличения .
Никита Хрущев (по-русски произносится ХрущОФ с долгим звуком «о», для тех, кто не знает) — один из самых противоречивых персонажей российской истории. Он возглавил кампанию по десталинизации после того, как за кулисами захватил власть в первые годы после смерти Сталина. Сталинцам это никогда не нравилось, и они отомстили, когда в 19-м году власть была вырвана из рук Хрущева.64. Если Хрущев в середине 50-х вел себя по-сталински со своими соперниками — расстреляв в подвале своего главного соперника Лаврентия Берию, — то те, кто свергнул его десять лет спустя, вели себя по-хрущевски: выгнали его на пастбище в прекрасную дачу в подмосковном лесу и оставили его в покое, даже дав ему написать свои мемуары (хотя они могли быть опубликованы только тогда, когда контрабандой были вывезены на Запад).
У меня невероятно слабая, но глубоко запоминающаяся реальная связь с Хрущевым. В 19 лет я работал внештатным консультантом и переводчиком в ABC News.90, и мы поехали на знаменитую дачу, чтобы взять интервью у сына Хрущева Сергея об изменениях, происходящих тогда в России. В той маленькой поездке я был не очень нужен, потому что Сергей очень хорошо говорил по-английски. Фактически, в течение года он эмигрировал в Соединенные Штаты, где занял преподавательскую должность в различных университетах Восточного побережья. Однако перед тем, как телевизионщики приступили к съемке и интервью с Сергеем, было несколько минут болтовни. Я перекинулся с Сергеем несколькими словами, и разговор быстро перешел к красоте артефакта, стоявшего или висевшего прямо у входа. Это была великолепная старинная бурка, традиционная грузинская шубка, подаренная Никите по какому-то государственному поводу. Семья сохранила его, конечно, из-за его красоты, на все последующие годы. И тогда Сергей сказал мне: «Почему ты не надеваешь это?» И пошел тянуть будто с подставки, на которой он висел. Он накинул его мне на плечи, фотограф сделал пару фото (которых я никогда не видел), все засмеялись и заявили, что это красиво, а затем Сергей снял его с моих плеч и положил обратно на вешалку. Оттуда все приступили к работе.
Даже сейчас, 25 лет спустя, я все еще чувствую тяжесть этой бурки на своих плечах. Для меня это был интимный момент, проведенный с Хрущевым, момент почти внутри человека, который внес в Россию столько же перемен, сколько и любой другой человек, который когда-либо жил. (Для протокола: бурка может быть черной или белой, но моя бурка, хрущевская бурка, была белой и выглядела точно так же, как та, что на плечах этого мужчины на фотографии, которую я нашел в Интернете.)
Хрущев оказал огромное влияние на русскую культуру. . Это не всегда было хорошо. Одним из самых известных его шагов было закрытие выставки нонконформистского искусства в 1919 году.62. Проходя по выставке, он все больше злился и выкрикивал непристойности в адрес художников, угрожая их депортацией. Не один из его лучших дней. Но Хрущев также развязал Оттепель, ту короткую, но мощную эпоху в советской истории, которая породила совершенно новое отношение, стиль и содержание в русской культуре. Нонконформистское искусство, которое так ненавидел Хрущев, стало возможным благодаря его радикальному изменению государственной политики. Всего за несколько коротких лет советский театр, литература, живопись, кино и все остальные виды искусства преобразились. Дух молодости хлынул на культурную территорию, где доминировали старина и серость.
Люди на Западе знают Хрущева как своего рода карикатуру за угрозу, которую он сделал, чтобы “похоронить Запад” и за – вполне возможно, апокрифический – инцидент, когда он “стукнул” своим ботинком по столу в ООН. Википедия дает вам некоторые информация об этом.
Но Хрущев не был карикатурой. Он был человеком из плоти, крови и совести. Я не буду слишком глубоко копаться в запутанных катакомбах последнего, потому что историки сломали о нем больше ручек, пишущих машинок и компьютеров, чем у меня есть время заниматься в настоящий момент. Но это факт, что Хрущев был фигурой, которая полностью охватывала тьму и свет своего века.
Именно поэтому великий скульптор Эрнст Неизвестный при создании монумента на могилу Хрущева вложил очень симпатичный образ головы вождя в закрученные, несимметричные дебри, если хотите, из черных и белых блоков.
Неизвестный, кстати, был одним из тех художников, творчество которых Хрущев раскритиковал в 1960-е годы. Он назвал его скульптуры дегенеративными и обвинил в искажении лиц советских людей. Можно аплодировать семье Хрущевых за то, что они попросили Неизвестного создать скульптуру для могилы, и видеть изящество Неизвестного в красивом, человечном, реалистичном (не «искаженном») изображении Хрущева в минуту покоя и умиротворения. Об этом написано так много, что это может легко превратиться в клише. Но когда стоишь перед памятником, как я вчера, ничего не видишь, кроме красоты и тихой силы произведения.
Вчера я проходил мимо памятника Хрущеву на Новодевичьем кладбище, потому что присутствовал на похоронах великого советско-российского кинорежиссера Эльдара Рязанова, человека, которым я глубоко восхищался и который был дорогим другом семьи.
Пожалуй, ни один художник не определил советский опыт периода «оттепели» до наших дней лучше, чем Рязанов (1927–2015). Принято считать, что его лучшие фильмы были сняты между 1956 и концом 1970-х годов, и что его работы вызывали меньший интерес с 19-го века. 80-е годы. Люди будут спорить об этом до посинения. Это заявление останется с нами и останется без окончательного ответа. Соответственно, мне неинтересно вникать в это. Я упоминаю его, потому что он есть, но масштабы, влияние, вклад Рязанова в свою нацию с момента его первого фильма в 1950-х годах до его последнего фильма в 2007 году, откровенно говоря, не поддаются исчислению.
Не думаю, что русские последних 50-60 лет кого-либо любили с такой любовью и уважением, как к Рязанову. Когда я был с ним, я видел, как толпы людей — пешком или на машинах — останавливались как вкопанные, когда видели, как он приближается. Однажды мне показалось, что я иду за Моисеем через Красное море, а Рязанов останавливает интенсивное движение на четырехполосной дороге, просто вступая в поток машин. Он не удосужился сначала взглянуть, не удосужился поднять руку. Он просто сошел с бордюра и пошел, а машины со всех сторон почтительно остановились, чтобы пропустить его — и нас с ним — проехать. Если вы знаете русский трафик, то знаете, что такого просто не бывает. Российские водители ни перед кем не останавливаются. Делали для Рязанова.
У меня будет еще много возможностей написать об Эльдаре Рязанове. Я буду искать их.
Но сегодня, на следующий день после того, как мы похоронили его, я хочу, чтобы все было просто. Я хочу поделиться несколькими словами, которые другие сказали в его отношении. Фраза, которую я чаще всего слышу, — «конец эпохи». Всякий, кто это говорил, вынужден был признать, что это штампованная фраза, а что касается Рязанова, то это чистая правда.
Драматург и режиссер Сергей Коковкин писал мне, что «от нас уплыл целый континент».
Многим вторила актриса Татьяна Догилева, сказавшая на публичном прощании, что Рязанов воспитал и настроил совесть нескольких поколений россиян.
Также, выступая на прощании, Лия Ахеджакова, одна из любимых актрис Рязанова, рассказала, как Рязанов освободил ее, чтобы говорить правду открыто и решительно. «Он научил меня открывать рот и говорить правду», — сказала она. Радиоведущая Ксения Ларина писала: «Рязанов свирепо ценил свободу, потому что знал, что такое жизнь художника без свободы: ни один его фильм советского периода не ускользнул от ножниц цензуры».
Журналист Александр Тимофеевский писал: «Рязанова оплакивали в Москве, как [Ганса Христиана] Андерсена оплакивали в Копенгагене, как [Антонио] Гауди в Барселоне».
Моя жена Оксана Мысина, сыгравшая Рязанова в его предпоследнем фильме, назвала его «совестью нации».
Что до меня, то я не мог смотреть на Рязанова, не видя целой нации. Он был таким большим. Его аура была такой полной и сильной. Это не имеет ничего общего с его знаменитой любовью к еде. (Он любил свою еду и, что более важно, он любил свой аппетит. Он признавал в этом выражение своей огромной любви к жизни и всему, что ее поддерживало.) Это имеет непосредственное отношение к величине явления, которым был Эльдар Рязанов. Он был таким же простым и приземленным, как любой, кого вы только можете себе представить. Он был доступным, он был щедрым и добрым. И все же он полностью осознавал свое значение и ответственность, которую он нес как человек, в котором видела свое отражение целая нация.
Первый полнометражный фильм Рязанова, классический « Карнавальная ночь », во многом благодаря Никите Хрущеву. Рязанов рассказал историю о том, как он, довольно успешный режиссер-документалист (он снял семь документальных фильмов с 1950 по 1955 год), стал режиссером художественных фильмов. Однажды в 1955 году его вызвали в кабинет к Ивану Пырьеву, легендарному советскому кинорежиссёру, который в 1954 году был назначен руководителем киностудии «Мосфильм». уволенный. С небес пришло слово: мы хотим комедию. Но в конюшне советских режиссеров не было никого, кто мог бы это сделать. Был, правда, этот режиссер-документалист Рязанов, о чувстве юмора и целеустремленности которого уже ходили легенды. Пырьев считал и догадывался, что Рязанов может быть решением проблемы. Действительно, 9«0066 Карнавальная ночь » имел чудовищный успех, легко став самым популярным фильмом года. Поскольку он рассказывает историю празднования Нового года с остроумием, умом и любовью, а также с некоторыми подчеркнуто колкими политическими заявлениями, он продолжает регулярно показываться каждый Новый год вплоть до нашего времени.