Храмы при иване грозном: Недопустимое название — Русский эксперт

Архитектурные шедевры эпохи Ивана Грозного

Царь Московский и всея Руси Иван Васильевич Четвертый, прозванный Грозным, появился на свет 25 августа 1530 года. Говорят, в момент его рождения над Москвой бушевала гроза и чуть ли не земля дрожала, но его папенька, Василий Третий, вряд ли замечал эти пустяки. Рождение сына было великой радостью: князю к тому моменту перевалило за 50, появления наследника он полжизни ждал. Чудо свершилось, и теперь важнейшей заботой великого князя стало строительство обетного храма, заложенного чуть ранее — в пору, когда князь и его молодая супруга путешествовали по монастырям, избывая епитимью, наложенную на Василия за вынужденное двоежёнство, и вымаливая сына.

Обетный храм строился в подмосковном дворцовом селе Коломенское, под окнами терема, в котором родился будущий Царь. Здесь до сих пор стоят древние дубы, помнящие Иваново детство.

Церковь Вознесения Христова, вставшая на высоком берегу Москвы-реки, не имела подобия в русском каменном зодчестве. Без иностранного вмешательства не обошлось: Василий Третий продолжал перестройку Кремля, начатую его отцом в конце XV века, при нем мастера-итальянцы строили Архангельский собор, столп Ивана Великого и Соборную звонницу. Предполагается, что автор последней — Петр Франческо ди Аннибале, он же Петрок Малый, строитель стен Китай-города — был приглашен князем и для возведения церкви в Коломенском.

Историки спорят, было ли Вознесение самым-самым первым шатровым храмом Руси, но в любом случае он — самый совершенный, самый отважный, самый огромный: его каменный шатер взмывает в небо на высоту 62 метра. Эта головокружительная башня дала жизнь целому типу шатровых храмов, занимающему важнейшее место в церковной архитектуре XVI-XVII веков.

Разумеется, шатер как форма покрытия существовал и раньше, но присутствие его в доколоменской церковной архитектуре не доказано. А в церкви Вознесения он из конструкции превратился в идею — это полет в небеса, зримая аллегория Вознесения Христова. Это не венчание храма, а сам храм: потенциальная энергия, звеневшая в напряжении ступенчатых сводов раннего времени (от Софии Киевской и Пятницы Черниговской до Спасо-Андроникова собора) выстрелила вверх, подобно шпилям европейских соборов. Возможно, эта ассоциация приходила в голову и итальянцу Петру, украсившему стены Вознесенской церкви готическими вимпергами.

Церковь опоясывают двухъярусные галереи, стекающие к земле тремя извилистыми лестницами. На восточной галерее находится так называемое Царское место — загадочный каменный трон, расположенный позади алтаря и повернутый к нему спиною. По народному преданью, сидя здесь, юный тиран являл богатырскую удаль, швыряя кошек в Москва-реку, протекающую в полутора сотнях метров.

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове стоит напротив церкви Вознесения, по другую сторону древнего Голосова оврага. О времени его постройки ничего достоверно не известно, назывались даты в разбросе от 1530-х до 1570-х годов, но большинство исследователей сходятся во мнении, что церковь возвели в середине XVI века. Предтеченская церковь — в высшей степени необычная постройка, представляющая собой пять сложносочиненных башен, стянутых вместе галереями нижнего яруса. Бросается в глаза решительная резкость многочисленных треугольных щипцов и очень странная центральная глава — мощные полукруглые выступы, опоясывающие барабан, и степенный, покатый шлем над ними. Издалека эта диковина, стоящая на краю высокого обрыва, напоминает скорее замок, чем церковь. Однако, при всей уникальности облика, возникает чувство некоего дежавю. Оглянемся на противостоящую церковь Вознесения и мысленно наложим два этих столь непохожих, глубоко экспериментальных объекта друг на друга: дьяковская многобашенность плюс вознесенский шатер и объемлющие его аркады. Получится, ни много не мало, величайшая сенсация древнерусской архитектуры, храм Покрова на Рву, в народе известный как храм Василия Блаженного, главный шедевр непростой грозненской эпохи.

Доказанный научный факт: Иван Васильевич был одним из самых умных, образованных, талантливых людей своего времени. Прекрасный литератор, автор духовных песнопений–стихир и возможный соавтор, со-мыслитель величайшего памятника эпохи — Покровского собора на Красной площади.

Барма и Постник возвели невиданное для того времени сооружение о девяти престолах, вопреки изначальному повелению заказчика. Грозный предлагал восемь, что тоже было исключительно смелым замыслом. Девятый придел встал в неположенном каноном месте — позади алтаря. Традиция была нарушена ради того, чтобы создать строго центрическую постройку, что вполне соответствовало прогрессивным идеалам итальянского Возрождения того же времени.

Собор Покрова на Рву был поставлен в 1551-1561 году как памятник победе над Казанским ханством. И здесь двадцатипятилетний Иоанн Васильевич, триумфатор и философ, попытался отразить идеальное мироустройство средствами архитектуры. Это небесный град Иерусалим и одновременно Китеж русских сказок. Покровский собор так и не стал приходским, а вот небольшая церковь с мощами Василия Блаженного была открыта для всех в любое время. Со временем название «народной» церкви подменило официальное имя собора.

Покровский собор поставлен вне Кремля, у его главных ворот, в новом центре растущей столицы. Он стал моделью идеального города, оказавшей огромное влияние на развитие образа Москвы в дальнейшем, когда она стала прорастать десятками вертикалей узорочных шатровых башен. Характерно, что и сам Василий Блаженный менялся вместе с ней: сначала он был более строг, в XVII веке появились шатровые крыльца и колокольня, а также знаменитые купола-луковицы. Однако и они поначалу были золотыми, развеселая разноцветная покраска относится уже к XVIII столетию.

Информацию о других храмах и достопримечательностях, а также гостиницах Москвы вы всегда можете найти здесь.

Храм на Лобном месте: рубил ли Иван Грозный головы своим зодчим | Статьи

Долгое время точная дата возведения собора Покрова Богородицы, что на Рву, в быту чаще именуемого собором Василия Блаженного, была не известна. И лишь в середине XX века во время реставрационных работ была обнаружена «храмозданная» надпись, сообщавшая, что в присутствии государя и его сыновей храм был торжественно освящен митрополитом Макарием 29 июня (12 июля по новому стилю) 1561 года. В этот день «Известия» вспоминают о неразгаданных тайнах Покровского собора.

Фото: commons.wikimedia.org

Картина Джакомо Кваренги «Покровский собор и Спасская башня Кремля», 1797 год

«Казань брал. Астрахань брал…»

Отправляясь в поход на Казанское ханство и прося заступничества у небесных сил, молодой государь Иван Васильевич прилюдно поклялся, что в случае успеха отблагодарит Всевышнего строительством храма. Это был поворотный момент в судьбе московского царства. Во-первых, присоединение Поволжья существенно увеличивало территорию страны, одновременно открывая путь на восток к Уралу и Сибири. А во-вторых, взятие Казани было важнейшим символическим актом: триста лет наши предки возили туда дань, а теперь ордынская столица сама подпадала под руку московского царя.

В Кремле уже стояли построенные итальянскими мастерами Успенский и Архангельский соборы, великолепные звонница и колокольня Ивана Великого. Места в «сердце» Москвы для строительства нового храма было немного, к тому же он не задумывался как кафедральный и вполне мог быть несколько отдален от центра. И тут появилась возможность возвести его на очень удобном месте — в сотне метров от Кремля на большой торговой площади за «алевизовым» рвом, между Ильинкой и Варваркой. Раньше строить здесь было запрещено по соображениям фортификации — перед кремлевскими стенами должно было оставаться свободное простреливаемое пространство. Но в 1538 году было закончено строительство мощной Китайгородской стены, так что восточная часть укреплений Кремля (дополнительно прикрытая Китай-городом) свою оборонительную функцию несколько утратила, и решено было запретом пренебречь. В выборе места можно найти и символический смысл — храм стоит как раз около Фроловских ворот (ныне Спасская башня) Кремля, которые смотрят на восток, и именно отсюда начался путь русского воинства на Казань.

Фото: commons.wikimedia.org

План Москвы из «Записок о Московии», издание 1556 года. Кремль и его окрестности

Как известно, поход был удачным, Казанское ханство пало, следом подчинено было и Астраханское ханство. Волга превратилась в великую русскую реку — теперь от истоков до устья ее контролировали московские цари. Иван Грозный вернулся с победой и немалой добычей, а значит, пришла пора сдержать данное слово и строить храм. Здесь и начинаются загадки и легенды.

Чудо чудное

Первая загадка — сам собор, его форма. Большинство историков вынуждены констатировать, что храм Покрова на Рву не имеет прообразов и совершенно выбивается из логической цепочки развития русского церковного зодчества. Если построенные итальянцами за полвека до этого кремлевские соборы в целом сохраняли владимирскую традицию, лишь дополняя ее различными новыми элементами, то Покровский собор перечеркивал все каноны. Помимо новаторской трактовки привычных для православных храмов элементов, исследователи находят в нем черты готики, Ренессанса, персидское и даже индийское влияние. Собор построен в только входившем в моду шатровом стиле. До нас дошли лишь два более ранних подобных каменных храма — в Коломенском и Александровой слободе, но они несопоставимы по масштабу с многокупольным Покровским собором.

Фото: commons.wikimedia.org

Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века

Вторая загадка: кто же построил этот чудо-храм? Раз зодчему доверили сооружение такого значимого объекта, очевидно, что это был признанный опытный мастер. Но тогда возникает вопрос: что он построил ранее, чем заслужил доверие царя? Даже если учесть, что имена зодчих не всегда оставались в письменных источниках, архитектора можно узнать по творческому «почерку», каким-то любимым деталям, пропорциям. Но ничего подобного исследователям обнаружить не удалось. И совершенно непонятно, куда потом пропал создатель храма, почему мы не видим других, более поздних его работ. Видимо, именно эта неопределенность стала причиной рождения легенды о том, что грозный царь приказал ослепить мастера (или мастеров), чтобы он не мог построить ничего подобного. Первым это предположил Адам Олеарий в «Описании путешествия в Московию», а потом легенда пошла гулять по миру. Хотя никаких исторических подтверждений она не имеет.

Основная причина «таинственности» вокруг Покровского собора — отсутствие современных ему письменных источников, которые или вообще не существовали, или погибли. Виной тому и регулярные пожары, и сложные отношения царя Ивана с церковью (а летописание по большей части велось в монастырях), и опричнина, и последующие неурядицы Смутного времени. Так или иначе, время не сохранило точных данных ни об истории строительства собора, ни о его создателях. Есть лишь косвенные упоминания в текстах, прямого отношения к собору не имеющих. Например, в «Сказании о перенесении чудотворного образа Николая чудотворца» (в составе третьей редакции «Жития святителя Ионы») или в тексте «Русского Летописца от начала Русской земли до восшествия на престол царя Алексея Михайловича». Памятники эти довольно поздние, написаны через много лет после строительства собора. В первом есть такая фраза: царь (Иван IV) после взятия города Казани

Автор цитаты

«вскоре поставиша церкви древяны, седмь престолов, иже быти окрест осмаго болшаго престола, церкви каменный, близ мосту Фроловских ворот надо рвом. И потом дарова ему бог дву мастеров руских, по реклу Постника и Барму, и быша премудрии и удобни таковому чюдному делу»

Фото: commons.wikimedia.org

Собор Василия Блаженного из «Книги об избрании на царство царя и великого князя Михаила Фёдоровича», 1672–1673 годы

Идея о том, что церкви сначала были деревянными, а потом каменными, легла на душу многим исследователям, поскольку это давало возможность стилистически связать Покровский собор с традициями русского деревянного зодчества. Там действительно можно увидеть и «куст глав», и шатровую форму, и другие элементы. С другой стороны, технологический подход к возведению каменных и деревянных храмов был настолько различен, что трудно говорить о простом переносе каких-то привычных элементов деревянных храмов на каменные. Но автор явно использовал мотивы деревянного зодчества, таким образом переосмысливая традицию каменного строительства, что уже было ломкой стереотипов. К тому же из текста очевидно, что первоначально построенный храм был не частью нынешнего собора, а совершенно иным сооружением, которое было потом полностью разобрано.

Постник, Барма или заезжий гений

В том же тексте впервые встречается упоминание мастеров Постника и Бармы. Казалось бы, вопрос с авторством решен, но не всё так однозначно. У исследователей вызвало удивление, что первый из зодчих (Постник) назван именем, второй (Барма) — «по реклу», то есть прозвищем. Значение и возможное происхождение прозвища Барма специалисты толкуют по-разному. Оно может быть связано с названием части торжественного одеяния царей и высшего духовенства, спускавшегося от головного убора на плечи. Подобные бармы обычно были богато украшены, так что прозвище могло свидетельствовать о художественных способностях его обладателя. Другой вариант связан с устаревшей языковой характеристикой непонятной, невнятной речи. До наших дней сохранилось схожие слова «бормотать» или «обормот». Можно предположить, что у носителя прозвища были проблемы с дикцией или особенная манера говорить, скажем, какой-то диалект. В тексте «Русского Летописца» находим такое утверждение:

Автор цитаты

«Того же году (7068–1560) повелением царя и государя и великого князя Ивана, зачата делати церковь обетная еже обещался в взятие Казанское Троицу и Покров и семь приделов еже именуется на рву, а мастер был Барма с товарищи»

Фото: РИА Новости/Юрий Каплун

Репродукция эскиза декорации художника Федора Федоровского к опере композитора Михаила Глинки «Иван Сусанин»

Никакого Постника уже нет, только Барма. А еще до нас дошел подлинник царского указа от 15 декабря 1555 года, направленного в Новгород дьякам Федору Еремееву и Казарину Дубровскому, в котором государь повелевал

Автор цитаты

«псковскому диаку Шершню Билибину, да старостам псковским Богдану Ковырину, да Семену Мизинову, да с ними церковному и городовому мастеру Поснику Яковлеву да каменщиком псковским Ивашку Ширяю с товарыщы, к весне, в Казани новой город Казань камен делати, выбрати двесте человек псковских каменщиков, стенщиков да ломцов, сколько будет человек пригоже»

Здесь фигурирует мастер Постник Яковлев, но нет Бармы. А если допустить чередование в упоминаниях его имени и прозвища, то речь может идти об одном человеке — Постнике Яковлеве по прозвищу Барма. Есть здесь и четкое указание на псковское происхождение мастера и его работу в Казани.

Последнее документальное свидетельство относится к 1633 году. Это запись в рукописи Судебника 1550 года, гласящая, что документ хранился у «стряпчего и слуги московские службы Дружины Тарутьева сына Посникова, по реклу Бармы». Возможно, это еще одно подтверждение того, что Постник и Барма — имя и прозвище одного человека. После работы в Москве Постник Яковлев по прозвищу Барма был командирован в Казань, где возводил крепость и соборы. Точных данных нет, но по художественному почерку специалисты склонны считать его работами Благовещенский сбор и Спасскую церковь Казанского кремля и, возможно, Успенский и Никольский храмы в Свияжске — небольшой крепости, заложенной Иваном IV в качестве форпоста для взятия Казани.

Фото: commons.wikimedia.org

Иван IV (Грозный). Портрет из Царского титулярника

До конца XIX столетия о создателях храма не было ничего известно, что лишь подкрепляло уже упомянутую легенду об их ослеплении Иваном Грозным. Первые данные о зодчем появились лишь в 1896 году, благодаря изысканиям священника Ивана Кузнецова, обнаружившего упомянутые летописные источники в закромах Румянцевского музея. Его сведениями воспользовался известный историк и археолог И.Е. Забелин, правда, он считал, что Барма и Постник это разные люди. Без всякой критики эта версия и царила до недавнего времени, кочуя по туристическим буклетам и школьным учебникам. Сейчас большинство ученых относятся к ней скептически.

Во-первых, достоверность используемых письменных источников крайне сомнительна, а во-вторых, уж очень сильно выбивается Покровский собор из традиций новгородско-псковской архитектуры и других творений «церковного и городового мастера» Постника Яковлева. В последней посвященной собору значительной работе профессора А.Л. Баталова («Собор Покрова на Рву: история и иконография архитектуры») предпочтение отдается версии, что собор построил специально приглашенный зарубежный архитектор. Он вдохновлялся традициями русского зодчества (каменного и деревянного), переосмысливая их в духе европейского Ренессанса. Впрочем, крепких доказательств этого варианта тоже нет, так что вопрос авторства собора по сей день можно считать дискуссионным.

Изящный хаос

Считается, что по замыслу митрополита Макария Покровский собор и построенное в то же время Лобное место составляют единую библейскую композицию: храм символизировал Небесный Иерусалим, а Лобное место — Голгофу. Кстати, собор раньше иногда называли Иерусалимским, как и Фроловские ворота Кремля.

Покровский собор — это даже не один, а девять (первоначально) храмов, объединенных одной темой. Каждый из них символизирует конкретное событие казанской кампании и посвящен святому, в день почитания которого оно произошло. В день поминовения Александра Свирского и Трех Патриархов Константинопольских (12 сентября по новому стилю) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам. В день Григория, просветителя Великой Армении (13 октября по новому стилю), была взорвана Арская башня. Ну а в день Киприана и Иустины (15 октября по новому стилю) начался последний штурм Казани. Еще три придела по аналогичным причинам посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный же престол назван в честь Покрова Богородицы, ибо в ее день — 14 октября состоялся главный штурм Казани.

Фото: commons.wikimedia. org

Икона «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года

Зодчий возвел все церкви (или приделы) на едином белокаменном подклете, сохранив относительную независимость каждой — первоначально они даже имели разные входы. Отсюда эта удивительная форма: возвышающийся центральный шатер с луковичной главкой, четыре купола поменьше по сторонам света и еще четыре по диагонали. Мог получиться хаос, но благодаря изумительным пропорциям вышел настоящий шедевр. Изящный, легкий, в то же время замысловатый и сложный храм несет явные черты деревянного зодчества, перекликаясь с мотивами резных церквей русского севера. Для своего времени он был огромным (65 метров) и до 1600 года (когда был надстроена колокольня Ивана Великого) оставался самым высоким зданием Москвы.

Собор сделан из восьми разных видов кирпича, что позволило богато декорировать фасады, «стояки», барабаны и даже купола. Правда, первоначально купола не имели такой витиеватой формы, она появилась при царе Федоре Иоанновиче. Храм тогда был двуцветным, красно-белым — современная яркая окраска появилась позже, в конце XVII века (по другой версии, даже в XVIII-м, при Екатерине), когда храм ремонтировали после пожара. Тогда же галереи были покрыты и застеклены, появилось парадное крыльцо, а колокольню соединили с основным зданием.

Блаженный Василий

За долгие годы собор несколько раз достраивался, поэтому у него не изначальные девять, а одиннадцать куполов. Первая «модернизация» относится к 1588 году и связана с именем известного московского блаженного по имени Василий.

Фото: commons.wikimedia.org

Изображение Святого Василия Блаженного у Покровского собора, сделано до XIX века

В 16 лет бывший подмастерьем у сапожника юноша обрел прозрение и дал обет юродства. Он отказался от всех материальных радостей жизни — постоянно соблюдал пост, отягощал себя веригами, ходил в лохмотьях и босиком, спал на паперти. Ему приписывают множество чудес: он видел будущее, обличал воров и казнокрадов, делился скудным подаянием со страждущими, исцелял тела и души людей. Говорят, к нему прислушивался сам Иван Грозный. Известно, что после смерти Василия (в 1557 году — судя по всему, юродивому было уже за 90!) царь лично нес его гроб вместе с боярами, а отпевал юродивого сам митрополит Макарий. А потом на могиле Василия стали происходить чудеса.

В 1588 году Василий был причтен к лику святых, и тогда же его перезахоронили в Покровском соборе, для чего по приказу царя Федора Иоанновича был построен специальный придел. Это был единственный отапливаемый придел, поэтому в холодное время службы шли именно в нем. Возможно, поэтому и прижилось народное название храма — собор Василия Блаженного.

Иван Грозный | Ранние мировые цивилизации

Учебная цель

  • Изложить ключевые моменты политики Ивана IV и изучить положительные и отрицательные стороны его правления

Ключевые моменты

  • Ивана IV часто называют Иваном Грозным, хотя более правильный перевод сродни Ивану Грозному или Ивану Грозному.
  • Иван IV был первым русским князем, провозгласившим себя «Царем Всея Руси», положившим начало давней традиции царского правления.
  • Земли в Крыму, Сибири и современном Татарстане были включены в состав русских земель при Иване IV.
  • Начались гонения на бояр при Иване IV по суровым правилам опричнины.

Термины

опричнина

Государственная политика, проводимая Иваном IV, которая сделала его абсолютным монархом большей части севера и провозгласила эпоху боярских гонений. Иван IV успешно захватил большие участки земли у знати и создал свою личную гвардию, опричников, в эту эпоху.

Московский печатный двор

Первое издательство в России, открытое в 1553 году.

боярин

Представитель феодальной правящей верхушки, уступавший только князьям на русских территориях.

Иван IV Васильевич широко известен как Иван Грозный или Иван Грозный. Он был великим князем Московским с 1533 по 1547 год и правил как «царь всея Руси» с 1547 года до своей смерти в 1584 году. Его сложные годы у власти ускорили военные завоевания, в том числе Казани и Астрахани, которые изменили облик и демографический характер России навсегда. Он также изменил политическое устройство российского государства, руководил культурным возрождением в России и передал власть главе государства, царю, титул, который никогда прежде не давался князю на русских землях.

Приход к власти

Иван IV родился в 1530 году в семье Василия III и Елены Глинских. Ему было три года, когда он был назван великим князем Московским после смерти отца. Некоторые говорят, что его взгляды на жизнь сформировались в детстве, когда он был вице-регентом Москвы под властью манипулятивного боярства. В 1547 году, в возрасте шестнадцати лет, он был коронован как «Царь Всея Руси» и стал первым человеком, коронованным с этим титулом. Этот титул претендовал на наследие Киевской Руси, прочно установив новое единое Российское государство. Он также женился на Анастасии Романовне, что связало его с могущественной семьей Романовых.

Портрет Ивана IV XVIII века. Изображения Ивана IV часто демонстрируют выдающийся лоб и нахмуренный рот.

Внутренние нововведения и перемены

Несмотря на репутацию Ивана IV как параноика и капризного правителя, он также внес свой вклад в культурные и политические сдвиги, которые веками определяли Россию. Среди этих первоначальных изменений в относительно мирное время он:

  • Пересмотрел свод законов, Судебник 1550 г., положивший начало постоянной армии, известной как стрельцы. Эта армия поможет ему в будущих военных завоеваниях.
  • Создал Земский собор, русский парламент, вместе с советом дворян, известным как Избранный совет.
  • Более эффективно регулировал Церковь с помощью Совета Ста Капитулов, который регулировал церковные традиции и иерархию.
  • В 1553 году основал Московский печатный двор и привез в Россию первый печатный станок.
  • Руководил строительством храма Василия Блаженного в Москве.

Собор Василия Блаженного. Это культовое сооружение было одним из культурных достижений, созданных при Иване IV.

Опричнина и абсолютная монархия

1560-е годы были трудными, поскольку Россия столкнулась с засухой и голодом, а также с рядом татарских нашествий и морской торговой блокадой со стороны шведов и поляков. Жена Ивана IV Анастасия, вероятно, тоже была отравлена ​​и умерла в 1560 году, оставив Ивана потрясенным и, по некоторым данным, психически неуравновешенным. Иван IV пригрозил отречься от престола и бежал из Москвы в 1564 году. Однако группа бояр отправилась умолять Ивана вернуться, чтобы сохранить мир. Иван согласился вернуться при том понимании, что ему будет предоставлена ​​абсолютная власть, а затем учредил так называемую опричнину.

1911 г. Картина Аполлинария Васнецова. На этой картине изображены люди, бежавшие от опричников, охранки и военных угнетателей царствования Ивана IV.

Это соглашение изменило то, как работало российское государство, и положило начало эпохе притеснений, казней и государственного надзора. Он разделил русские земли на две отдельные сферы, а северный регион вокруг бывшей Новгородской республики попал под абсолютную власть Ивана IV. Боярский совет ведал остальными русскими землями. Это новое провозглашение также положило начало волне гонений и против бояр. Иван IV казнил, сослал или насильственно отстранил от власти сотни бояр, укрепив свое наследие как параноидального и нестабильного правителя.

Военные завоевания и международные отношения

Иван IV заключил мощное торговое соглашение с Англией и даже просил убежища, если оно понадобится ему в боярских боях, у Елизаветы I. Однако самым большим наследием Ивана IV остаются его завоевания, которые преобразовал Россию и оттеснил татарские державы, которые доминировали и вторгались в регион на протяжении столетий.

Его первым завоеванием было Казанское ханство, которое десятилетиями совершало набеги на северо-восток России. Эта территория находится на территории современного Татарстана. В регионе уже восстала фракция сторонников России, но Иван IV повел свою 150-тысячную армию в бой в июне 1552 года. После нескольких месяцев осады и блокировки подачи воды в Казань город пал в октябре. Завоевание всего Казанского ханства изменило отношения кочевого народа и Русского государства. Это также создало более разнообразное население под сенью Российского государства и Церкви.

Иван IV также вступил в Ливонскую войну, которая длилась 24 года. Война противопоставила Россию Шведской империи, Речи Посполитой и Польше. Польский лидер Стефан Баторий был союзником Османской империи на юге, которая также боролась с Россией за территорию. Эти два могущественных образования на каждом краю русских земель и затяжные войны сделали экономику Москвы напряженной, а российские ресурсы в 1570-х годах скудными.

Иван IV также руководил двумя решающими территориальными победами во время своего правления. Первым было поражение Крымской орды, что означало, что южные земли снова оказались под властью России. Вторую экспансию русской территории возглавил казачий предводитель Ермак Тимофеевич. Он возглавлял экспедиции на сибирские территории, никогда не находившиеся под властью России. Между 1577 и 1580 годами многие новые сибирские регионы достигли соглашений с русскими лидерами, что позволило Ивану IV в последние годы своей жизни именовать себя «царем Сибири».

Трон Ивана IV. Этот декадентский трон отражает любовь Ивана Грозного к власти и богатству.

Безумие и наследие

Иван IV оставил после себя убедительное и противоречивое наследие. Даже его прозвище «ужасный» вызывает путаницу. В русском языке слово грозный означает «страшный», «могучий» или «гремящий», а не «ужасный» или «безумный». Однако Иван IV часто вел себя безжалостно и параноидально, что способствует менее лестной интерпретации. Он преследовал давно правивших бояр и часто обвинял людей в попытках его убийства (что имеет некоторый смысл, если взглянуть на историю его семьи). Его часто безрассудная внешняя политика, такая как затянувшаяся Ливонская война, привела к нестабильности экономики и разрушению плодородных земель. Легенда также предполагает, что он убил своего сына Ивана Ивановича, которого готовил к престолу, в 1581 году, оставив престол своему бездетному сыну Федору Ивановичу. Однако его приверженность культуре и инновациям изменила Россию и укрепила ее место на Востоке.

Источники

Православная вера — Том III — История Церкви — Шестнадцатый век — Россия

Том III — История Церкви

Шестнадцатый век

Победа обладателей

В России в XVI веке теория «Третьего Рима» стала политической реальностью. В 1511 году, всего через год после присоединения Москвой важного северо-западного города Пскова, пожилой ученый монах Филофей Псковский сообщил московскому царю Василию III (годы правления 1505–1533) о своем видении, основанном на книге Даниила, что русское царство должно было стать последним земным царством Божьего народа.

Согласно Филофею, первый Рим пал из-за ереси, а второй Рим, Константинополь, из-за греха. Третий Рим, Москва, стоял. И, согласно его интерпретации Даниила 2:44, именно восходящее Московское царство должно было быть царством, которое воздвигал «Бог Небесный», которое «никогда не разрушится… . . и будет стоять вечно». Поэтому он провозгласил с пророческой уверенностью, что четвертого Рима никогда не будет.

Преподобный Филофей о Москве как Третьем Риме

Именно верховной, всемогущей и всеподдерживающей правой рукой Бога правят императоры. . . и воздвигла тя, Светлейший и Верховный Государь и Великий Князь, Православный Христианский Царь и Владыка всех, владычествующий владык святых престолов Божиих, святых, вселенских и апостольских Церквей Пресвятой Богородицы Бога . . . вместо Рима и Константинополя. . . . Теперь во вселенной сияет, как солнце на небе, Третий Рим , Суверенной Империи твоей и Святой Синодальной Апостольской Церкви, пребывающей в Православной Христианской Вере. . . . Смотри и смотри, благочестивейший царь, чтобы все христианские империи соединились с твоей. Ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не будет; ибо твое христианское Царство не перейдет ни в какое иное, по могучему слову Божию.

Столь драматическая формулировка этой мощной политической/религиозной идеологии, сформулированная набожным монахом Церкви, показывает, в какой степени была подготовлена ​​почва для развития тесного союза между Церковью и государством в Российской империи.

Укрепление этого союза сильно ускорилось, начиная с 1521 года, когда царь Василий III поставил Церковь перед трудной дилеммой. После многих лет брака жена Василия так и не подарила ему детей. Поэтому он обратился к церкви с просьбой о разводе, чтобы жениться на другой, которая предположительно должна была дать наследника, чтобы обеспечить мирное наследование престола. Но в Русской Церкви бесплодие не было законным поводом для развода. Твердо придерживаясь традиций, митрополит Московский Варлаам не позволил царю развестись и жениться повторно.

Однако кое-кто в Церкви, в основном следуя философии Владыки о близких отношениях между Церковью и Государством, считал, что в этом особом, чрезвычайном случае строгость канонов может быть изменена посредством пастырской икономии , и может быть сделано исключение , в интересах обеспечения мирного престолонаследия после смерти царя Василия III. Одним из тех, кто открыто продвигал эту точку зрения, был монах Даниил, видный иосифлянин.

В 1522 году митрополит Варлаам был насильно удален в монастырь, а Даниил поставлен митрополитом Московским. В следующем году он отпраздновал свадьбу царя Василия III с Еленой Глинской. Через семь лет, в 1530 году, от этого брака родился будущий царь Иван IV, «Грозный».

Святой Максим

Придя к политической благосклонности и власти, Собственники стремились подавить Нестяжателей. Например, преподобный Максим Грек (ум. 1556), искусный библиотекарь с Афона, приглашенный царем Василием III в Россию для помощи в переводе и правке богослужебных книг, был заключен в тюрьму на двадцать лет за его поддержка позиции Невладельца.

Как пишет Пьер Ковалевский в «Святой Сергий и русская духовность» , «скиты за Волгой были закрыты, и националистическое течение определенно взяло верх над созерцателями. Представление о России как о «третьем Риме», покровителе восточных христиан, очень быстро выродилось в Москву как о «третьем Риме», которая единственная исповедовала [истинное] православие и считала всех остальных людей испорченными. с ересью».

Иван Грозный

Царь Иван IV Грозный (годы правления 1533–1584) установил свое царствование на основе идеологии «третьего Рима». Он был коронован на царство в январе 1547 года. Через месяц он женился на Анастасии Романовой. Пока она была жива, она имела благотворное влияние на своего импульсивного, эмоционально неустойчивого мужа. Она родила ему шестерых детей, но только двое из них дожили до совершеннолетия.

Позднее, в 1547 году, большой пожар в Москве уничтожил большую часть города. Чтобы помочь в процессе восстановления, Иван пригласил многочисленных техников, печатников и врачей с Запада. В 1550 г. было созвано Национальное собрание, которое утвердило новый свод законов, допускающий широкое местное самоуправление.

С 1547 по 1551 год состоялись три крупных поместных церковных собора. На первых двух было прославлено сорок пять святых со всей России. А на третьем, известном как Собор Стоглав (Стоглав), были проведены многие необходимые реформы. Этот Собор провозгласил обрядовые обычаи Русской Церкви выше обрядов других Православных Церквей.

В 1552 году царь Иван завоевал Казанское татарское ханство. В честь этой победы был построен большой храм на Красной площади в Москве, посвященный святому Василию Юродивому, с восточным влиянием в его архитектуре. Он стал национальным символом России.

Святой Гурий

В 1555 году была учреждена миссионерская архиепископия Казанская. Согласно Димитрию Поспеловскому в «Православная церковь в истории России » , «миссионерские указания Ивана для завоеванных татарских царств Казанского и Астраханского предусматривали, что обращение должно быть только добровольным, по воспитанию и убеждению, а не по принуждению». Святитель Гурий (или Гурий; ум. 1563), епископ Казанский, имел большое влияние в миссионерской деятельности.

В эти годы Иван принял руководство скромного сельского приходского священника по имени отец Сильвестр, который составил чрезвычайно популярное практическое руководство по христианской семейной жизни под названием Домострой .

Трагически эти «тринадцать хороших лет» подошли к концу в 1560 г. Зловещим образом, годом ранее, попав под влияние своих придворных, негодовавших на высокое положение отца Сильвестра, простого деревенского священника, Иван приказал ему уйти Москва. На следующий год, 7 августа 1560 года, скоропостижно скончалась его любимая молодая жена. Он подозревал, что ее отравили.

После этого Иван все больше возвращался к некоторым жестоким наклонностям своей юности. По словам Николая Зернова, «не сдерживаемый более ее добрым влиянием, он снова погрузился в темные страсти и похоти своих ранних лет. Иван удалял одного за другим казнью или ссылкой своих способных гражданских и военных сотрудников и окружал себя толпой подлых и беспринципных людей, которые вели его еще дальше по пути нравственного разложения».

В 1563 году скончался святитель митрополит Макарий (годы правления 1542–1563). Он написал двенадцать томов под названием Ежемесячные чтения , обширную коллекцию комментариев к Библии, житий святых, проповедей и других материалов для духовного чтения. Он также имел успокаивающее влияние на царя Ивана. Но когда он умер, по словам Поспиловского, «паранойя Ивана потеряла всякую сдерживаемость». Затем, как рассказывает Зернов, «преследуемый страхом и подозрением, он предпринял в 1564 году социальную революцию, которая во многом напоминала тоталитаризм двадцатого века».

Святой Филипп

Царь Иван беспощадно преследовал своих врагов, подчинив и Церковь, и государство своему прямому, личному контролю. Среди его многочисленных жертв был святитель Филипп, митрополит Московский (ок. 1565–1568), который после многочисленных бесплодных частных совещаний с Иваном осмелился отказать кровожадному царю в Святом Причастии, открыто упрекая его за гонения на собственный невинный народ. . Царь заключил Филиппа в тюрьму, а затем задушил.

Последние годы царствования Ивана были наполнены непреодолимой нищетой, поскольку он продолжал угнетать и преследовать всех, кого он считал своими врагами среди своего народа. Женившись в пятый раз и убив своего сына и наследника Ивана V в припадке ярости, он окончательно умер в 1584 г.

Царь Феодор

Ивану IV наследовал его младший сын Феодор (годы правления 1584–1598), человек с ограниченными умственными способностями. Но его народ любил его за его глубокую, простую веру и кроткий нрав, которые были как бальзам для нации после суматохи и ужаса царствования его отца. Много раз рано утром москвичи просыпались, слыша, как их царь звонит в колокола Кремлевского собора.

В 1587 г. Константинопольский Патриарх Иеремия II (годы правления 1572–1579, 1580–1584, 1585–1595), приезжал в Москву в поисках помощи для своей Церкви, страдающей под игом турок-османов. Увидев в этом возможность сделать Москву патриархатом, русские пригласили Иеремию стать их патриархом. По-видимому, он некоторое время обдумывал это предложение, но в январе 1589 года, в разгар своей второй долгой зимы в Москве, признал Иова, митрополита Московского, первым Патриархом всея Руси.

Установочный документ нового патриарха почти дословно повторял пророчество Филофея Псковского о Москве как о «третьем Риме».