Храм ярославля церковь ильи пророка: Церковь Ильи Пророка

Церковь Ильи Пророка


Адрес: Ярославль, Советская пл., 7

Дата строительства: 1647—1650 гг.

Храм Ильи Пророка построен в 1647—1650 гг. на средства ярославских купцов Вонифатия и Иоанникия Скрипиных на месте утраченных деревянных церквей — Ильинской и Покровской. Освящен 16 (29) июня 1650 г. митрополитом Ростовским Варлаамом (Старорушиным).

Церковь Ильи Пророка представляет собой довольно сложный объёмно-пространственный комплекс разновеликих асимметрично расположенных построек, — типичный для XVII столетия храм-городок, сложившийся в своей основе ещё в Николо-Надеинском храме. Каменный, пятиглавый, на высоком подклете с тремя приделами, обходной галереей и шатровой колокольней. Широкий черырёхстолпный четверик прорезан узкими высокими окнами без наличников, углы и простенки которого обработаны широкими лопатками, причём на южном и северном фасадах не совпадающими с закомарами. И это ещё одна характерная черта XVII века: превращение конструктивных изначально элементов в декоративные. Первоначальное позакомарное покрытие четверика заменено четырёхскатным. Широко расставленные световые барабаны увенчаны луковичными маковицами с позолоченными крестами. С восточной стороны храма располагаются пониженные полукруглые апсиды. С южной стороны к четверику примыкает широкий, но низкий, зимний отапливаемый придел, с северной – придел Гурия, Самона и Авива, являвшийся домовым храмом Скрипиных. Покрытие придела перемежающимися рядами кокошников, так характерное для московской архитектуры XVII столетия, в Ярославле было применено впервые. Двухъярусная обходная галерея при постройке была открытой, но уже спустя полвека она была заложена. На галерею ведут два домообразных крыльца: главное с западной стороны и отдельное для ктиторов со стороны северного придела. К северо-западному углу традиционно для ярославской храмовой школы примыкает высокая восьмигранная колокольня. С юго-западной стороны выстроен придел Положения Ризы Господней в виде шатрового храма, соединённого галереей с основным объёмом. Два асимметрично расположенных шатра (колокольни и придела) уравновешивают друг друга и создают гармоничную композицию при подходе к храму с западных направлений.

Иконостас резной, шестиярусный, с иконами XVII в.; в 1680—1681 гг. расписан живописцами из Костромы (Гурием Никитиным, Силой Савиным) и Ярославля (Димитрием Семеновым, Василием Козьминым, Артемием Тимофеевым, Петром Аверкиевым, Марком Назарьевым, Василием Мироновым, Фомой Ермиловым, Тимофеем Федотовым, Иваном Петровым, Филиппом Андреяновым, Степаном Павло¬вым) на средства вдовы Вонифатия Скрипина — Иулиты Макаровны.

В 1830 г. ярославские художники Василий Сарафанников с сыном Михаилом частично переписали фрески Покровского придела. В 1898—1902 гг. живопись храма поновлялась художниками М.И. Дикаревым и Лопаковым. В 1904 г. живопись реставрирована М.И. Дикаревым на средства городского головы И.А. Вахрамеева.

Престолов пять: во имя Пророка Илии; во имя преподобного Варлаама Хутынского; во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во имя мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива; во имя Положения честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве.

Главная святыня храма — часть ризы Господней — подарена Скрипиным в 1650 г. царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Иосифом как благословение построенной церкви Ильи Пророка (утрачена в 1920-е годы).

Под северо-восточной частью храма устроена часовня во имя Печерской иконы Божией Матери — усыпальница Скрипиных.

Закрыт 16 декабря 1920 г. В 1920-е годы перешел в ведение краеведческого музея, использовался под фондохранилище.

В 1931 г. комиссия городского Совета приняла решение о сносе церкви Ильи Пророка. Однако реставраторам и музейным сотрудникам — П.Д. Барановскому, Н.В. Кузнецову, Н.Н. Померанцеву — удалось убедить городские власти в необходимости сохранить храм как уникальное сооружение, имеющее архитектурную и историческую ценность.

В 1938—1941 гг. в храме располагался антирелигиозный музей, среди экспонатов которого были и святые мощи благоверных ярославских князей Федора, Давида и Константина.

С 1953 г. храм использовался под склад, жилье, музей. С 1991 г. находится в совместном использовании Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника и Русской Православной Церкви. 

Автор: Иван Смолин

Возврат к списку

Церковь Ильи Пророка в Ярославле: описание, фото

Ильинский храм, построенный в середине XVII века, стал одной из визитных карточек древнего Ярославля. Он уникален прежде всего тем, что сохранил свое богатое внутреннее убранство. Дошедшие до нашего времени прекрасные росписи и резной золоченый иконостас XVII века признаются вершинами древнерусского художественного искусства. А многие из образов, написанные специально для этой церкви, созданы знаменитым русским иконописцем Федором Зубовым.

Содержание:

Содержание:

  1. История строительства церкви
  2. История храма с XVII по XX век
  3. Архитектура и внутреннее убранство церкви
  4. Современное состояние храма и режим посещения
  5. Как добраться
  6. Дополнительная информация
  7. Церковь Ильи Пророка на карте

История строительства церкви

Церковь Ильи Пророка, как считается, была самым первым православным храмом в городе, который заложил еще Ярослав Мудрый. Посвящение храма Илье Пророку имело основание. Именно в день поминовения этого святого случилась легендарная битва ярославского князя с медведем. Но стоял самый первый храм, предположительно, на том месте, где сейчас возвышается Ильинско-Тихоновская церковь.

Вид на церковь Ильи Пророка с площади Советской

Современному Ильинскому храму предшествовали две деревянные церкви – холодная в честь Ильи Пророка и теплая Покровская. Решение о возведении нового каменного храма было принято ярославскими купцами братьями Иоанникием Ивановичем и Вонифатием Ивановичем Скрипиными. Они происходили из богатой купеческой семьи, которая переселилась в Ярославль из Новгорода, и торговали мехами, жемчугом и церковной утварью. О масштабе торговли Скрипиных говорит тот факт, что товары у них покупались царским и патриаршим дворами, и даже купцами из Западной Европы. Братья считались крупнейшими в России скупщиками пушнины и получали баснословные прибыли. Помимо прочего, это была очень религиозная и образованная семья.

Построить новый храм Скрипины захотели на хозяйственном подворье своей усадьбы, располагавшейся в центральной части Ярославского посада, рядом с торговой площадью. Строительство продолжалось три года и велось силами местных зодчих, имена которых история не сохранила. В 1650 году высокая Ильинская церковь, видная ото всюду, была готова. При ней для богатого дара царя Алексея Михайловича – частицы Ризы Господней был специально построен шатровый придел. А саму драгоценную святыню торжественно вручил новому храму Патриарх Всея Руси Иосиф.

Вид на церковь Ильи Пророка с запада

Внешние фасады новой церкви были расписаны «травами» — стилизованными растительными орнаментами. До наших дней эта роспись не сохранилась. Как не дошла и первоначально сделанная для куполов зеленая черепица, которую в XVIII веке заменили на чешуйчатое покрытие.

История храма с XVII по XX век

Спустя восемь лет, 1958 году в городе произошел большой пожар. Фасады Ильинской церкви сильно обгорели, но, к счастью, она не пострадала внутри.

Вид на церковь Ильи Пророка с севера

1680 году храм за три летних месяца расписали. Все художественные работы были выполнены артелью из 15 ярославских иконописцев, руководили которой известные костромские мастера Гурий Никитин и Сила Савин. В «Книге церковного строения» было отмечено, кто из изографов приглашался, и какие иконы были созданы.

В 80-х годах XVIII века, когда Ярославль реконструировался согласно новой городской планировке, возле Ильинской церкви создали одноименную площадь. Позже, уже в прошлом веке ее переименовали в Советскую.

Вид на церковь Ильи Пророка с севера-запада

В последние годы XIX века храм окружили красивой оградой, проект которой выполнил академик архитектуры Андрей Михайлович Павлинов. А на рубеже XIX и XX вв. церковь отремонтировали на средства, выделенные ярославским городским головой, меценатом и предпринимателем Иваном Александровичем Вахромеевым. Во время этих восстановительных работ полностью очистили и промыли старинные фрески. И оказалось, что за двести с лишним лет краски на них остались яркими и сочными.

В 1920 году храму присвоили статус архитектурного памятника и передали его Ярославскому городскому музею. В музейные фонды были перенесены изъятые из храма частица Ризы Господней и ценная богослужебная утварь. Какое-то время здесь проводили выставки старинного шитья, древних икон и редких предметов для совершения церковной службы.

Вид на церковь Ильи Пророка с юга

В 30-е годы прошлого века, когда шла повсеместная борьба с религией, лишь благодаря настойчивому противодействию сотрудников музея, удалось избежать уничтожения этого архитектурного памятника. Позже, с 1938 года в здании несколько лет существовал музей антирелигиозной пропаганды, созданный местной общественной организацией «Союз воинствующих безбожников». Одним из его экспонатов был подвешенный под церковный купол маятник Фуко. Когда началась Великая Отечественная война, директора антирелигиозного музея В. М. Ковалева отправили на фронт, а сам музей закрыли.

После окончания войны в церкви размещались музейные фонды. А с середины 50-х годов прошлого века в ней трижды велись реставрационные работы. Главки и церковные приделы покрыли специальной черепицей, которую сделали по старинным технологиям ярославских зодчих в мастерской известного реставратора-керамиста Алексея Алексеевича Егорова. Кроме того, позолотили кресты, отремонтировали ограду вокруг храма, а росписи вновь отчислили от накопившейся за десятилетия пыли. В 1989 году прошло освящение церковного престола.

Вход в церковь Ильи Пророка

Архитектура и внутреннее убранство церкви

Архитектурный проект храма выполнен в лучших традициях древнерусского зодчества. Массивный четырхстолпный четверик поставлен на высокий подклет и имеет с востока три алтарных абсиды. Храм венчает крупное пятиглавие. Его световые барабаны декорированы узорчатыми поясами и окружены изящными кокошниками. А на зеленых главках возвышаются массивные золоченые кресты. Центральный из них был выкован из железа городскими ковалями в XVII веке. Церковь и сегодня остается одной из самых высоких в городе, уступая только ярославскому Успенскому собору и Иоанно-Предтеченской церкви в Толчковской слободе.

Закрытая галерея в церкви Ильи Пророка

Общая композиция храма ассиметрична. Расположенную по центру летнюю церковь окружают дополнительные объемы. Это самостоятельный купольный предел, колокольня, шатровый придел Ризоположения, а также двухярусные крытые галереи с двумя крыльцами – с западной и северной стороны. Крупные закомары, завершающие четверик, слегка скрыты построенной позже четырехскатной кровлей. Эта сложная, так называемая, соборная композиция. И стоит немного сменить точку обзора, как церковь предстает в совершенно ином образе.

Шатровая многоярусная колокольня примыкает к храму с севера-запада. Ярус, предназначенный для звона, обрамлен красивыми килевидными завершениями. А в самом шатре для улучшения акустики в два ряда проделаны узкие слуховые отверстия.

Покровский придел церкви Ильи Пророка

Ризоположенский придел требует особого внимания. Эта часть Ильинской церкви очень красива, легка и, вместе с тем, величественна. Нижняя часть придела – массивный восьмерик, поставленный на четырехугольное основание. Вверху придел завершен восьмигранным ажурным шатром. Кроме него, декоративными элементами украшены все церковные фасады.

В северном приделе, в галерее находилась домовая церковь купцов Скрипиных и их фамильная усыпальница. Однако, после братьев, не оставивших наследников, род Скрипиных не продолжился. По их завещанию Ильинская церковь, земли и все торговые предприятия купцов отошли городу. Поэтому в конце XVII века храм стал приходским.

Покровский придел

Главным сокровищем Ильинского храма является его богатое старинное убранство. Иконам, хранящимся здесь, посвящено несколько научных монографий и множество статей. Росписи, в сюжеты которых вплетено немало бытовых сцен, изумляют своей красотой, яркостью и переданным радостным, светлым настроением. Кроме них, в Ильинской церкви можно увидеть сохранившийся с конца XVII века позолоченный иконостас, вырезанный и оформленный в традициях московского барокко. Его украшают уникальные иконы, написанные знаменитым царским мастером-изографом Федором Евтихиевичем Зубовым. В храме также много старинной богослужебной утвари.

Современное состояние храма и режим посещения

Вид на иконостас церкви Ильи Пророка

Ильинская церковь – действующая и имеет несколько приделов. Службы в ней проходят только по большим церковным праздникам в летнее время. В остальное время храм работает как филиал Ярославского музея-заповедника. Попасть в него можно с мая по октябрь с 8.30 до 19.30, кроме среды и дождливых дней.

Как добраться

Ильинская церковь расположена в Ярославле на Советской площади, 7.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать по мосту реку Коротосль, а затем повернуть направо на улицу Нахимсона, которая и выведет к зданию храма на Советской площади.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Ильи Пророка составляет 3,3 км. Их можно пройти пешком или проехать на маршрутном такси.

Рейтинг достопримечательности

← ЯРОСЛАВЛЬ

ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЦЕРКВИ И СОБОРЫ ЯРОСЛАВЛЯ

РОССИЯ →

Дополнительная информация

Отличные экскурсии по Ярославлю от Трипстера

Поиск дешёвых авиабилетов в Ярославль на Авиасейлс


Церковь Ильи Пророка на карте

Читать по теме на Putidorogi-nn.ru:

ЦЕРКОВЬ БОГОЯВЛЕНИЯ

КОЛЕСО ОБОЗРЕНИЯ

СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ТОЛГСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КИРИЛЛО-АФАНАСЬЕВСКИЙ МОНАСТЫРЬ

КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

ВОЛЖСКАЯ НАБЕРЕЖНАЯ

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ РУБЛЕНОГО

ЦЕРКОВЬ МИХАИЛА АРХАНГЕЛА

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ГОРОДУ

ЦЕРКОВЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ ПРИХОД

ХРАМ НИКОЛЫ МОКРОГО

ТИХВИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ДМИТРОВСКИЙ ПРИХОД

ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

НУЛЕВОЙ КИЛОМЕТР

КОРОВНИЦКАЯ СЛОБОДА

ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

ЧАСОВНЯ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

КАЗАНСКАЯ ЧАСОВНЯ

ВЛАСЬЕВСКАЯ БАШНЯ И ЗНАМЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Церковь Ильи Пророка описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Ярославль

Церковь Ильи Пророка описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Ярославль. Подробная информация о аттракционе. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.

Фото и описание

Ильинская церковь расположена в самом центре Ярославля. Это один из самых замечательных архитектурных памятников 17 века, в котором сохранились уникальные росписи того времени.

Считается, что эта церковь — самый первый храм в Ярославле. Городская легенда гласит, что в окрестностях было много медведей. Это подтверждается и топонимией: река, при впадении которой в Которосль, здесь возникло первое поселение, называется Медведица, а само поселение именовалось Медвежий Угол . Один из медведей особенно надоел жителям, и тогда князь Ярослав Мудрый , основатель города, устроил охоту и убил его. Случилось это в день Ильи Пророка, и в память об этом церковь св. Ильи.

Однако первое упоминание о храме в письменных источниках относится к 1612 году и связано с почитаемой иконой Ярославского Спаса. Когда эту икону пронесли крестным ходом мимо церкви Ильи Пророка, здесь исцелился слепой мальчик.

Братья Скрипиные

Ильинская церковь находилась в самом центре города и была любима купеческим сословием. Вскоре рядом построили еще одну церковь — теплую Покровскую, а в 1647-1650 годах, когда обе обветшали, возникла нынешняя постройка. Деньги на это строительство пожертвовали братья Скрипины, Бонифатий и Аникей (Иоанники).

Семья Скрипиных — самая богатая и известная семья посадских торговцев Ярославля XVII века. Они перебрались сюда из Новгорода после его разорения Иваном Грозным. Скрипины разбогатели на торговле с Сибирью — именно через них шла вся пушная торговля и сибирское золото. За свою церковь они получили святыню – частицу Ризы Господней из той, что хранилась в Москве. Его подарил им патриарх Иосиф. Для нее к церкви был пристроен отдельный шатровый Ризположенский придел, в котором эта святыня хранилась в богатой серебряной раке.

Для росписи церкви были приглашены самые известные иконописцы — это была Артель Гурия Никитина . Старший брат Бонифатий умер к 1680 году, и работа была завершена при его вдове Улите Марковне. Наружные стены церкви также были расписаны орнаментом – травами и цветами, к сожалению, от этой росписи ничего не осталось. Однако после многочисленных ремонтов уцелело только «Распятие» на западном крыльце. Сохранилась и богатейшая резная отделка окон и подъездов. Это наличники, бусы, арки, цветы, фантастические птицы и звери.

Бывшая теплая Покровская церковь снесена, но построен теплый Покровский придел , который галереей соединен с главным корпусом.

Для новой колокольни были специально отлиты колокола. Восьмигранная колокольня поставлена ​​так, что рифмуется с шатровым концом Ризоположенской часовни. Получается, что традиционный пятиглавый храм расположен между двумя похожими, но все же разными шатровыми башнями, окруженными галереями и украшенным парадным крыльцом с запада и еще одним более простым с севера. Со всех четырех сторон церковь выглядит совершенно по-разному.

Церковь построена Скрипиными фактически для себя, на собственном дворе, еще и как торговый центр: в ее подвалах и рядом находились склады товаров, а рядом с каменной оградой, которой она была обнесена, кроме были устроены дома для священника и притчи, торговые лавки. Весь комплекс, по мнению более поздних краеведов, больше походил на небольшой монастырь. Усыпальницей Скрипиных стала Ильинская церковь, в ней были погребены оба брата — Аникей и Бонифатий, в пределе мучеников Гурия, Саммона и Авива. Этот придел был их домашней церковью, и почитание этих святых, считавшихся покровителями домашнего очага и семьи, они привезли из Новгорода. Другой предел был освящен в честь святого Варлаама Хутынского, также очень почитаемого в Новгороде.

Всего в церкви сохранилось восемь захоронений представителей рода Скрипиных. Загадка, что стало с этим родом дальше — упоминания о них есть только в XVI-XVII веках, а к XVIII веку род, видимо, угас.

XVII-XX вв.

Церковь Ильи Пророка почти полностью сохранила свой первоначальный вид, но тем не менее и она была перестроена. В 18 веке позакомарную кровлю заменили четырехскатной. Черепицу заменили чешуйчатым покрытием. Такое покрытие, имитирующее деревянную черепицу на куполах, было характерной «визитной карточкой» ярославского зодчества того времени.

Этот храм стал центром нового Ярославля, перестроенного по генеральному плану 1778 года. Вокруг него развернулась главная городская площадь с административными зданиями: здесь располагались губернские канцелярии и казенная палата (сейчас в этих зданиях до сих пор размещаются администрации города). Рядом находились торговые ряды Мытный рынок .

В конце 19 века весь ансамбль Ильинской площади реставрировался. Средства на это выделил городской голова, общественный деятель и меценат из купеческой семьи Иван Вахрамеев. Он пожертвовал 60 000 рублей на благоустройство центра города. При нем здесь появилось электрическое освещение, а через площадь прошла первая трамвайная линия. Церковь отреставрировали и окружили новой изящной оградой взамен ветхой старой. Его проектировал художник и архитектор А. Павлинов, а Н. Султанов был автором реставрации самого здания церкви. Заменены ветхие окна, двери и крыша, укреплен обрушившийся с севера фундамент, заново позолочены купола и кресты, очищены от копоти и новых слоев краски старые фрески.

После революции церковь закрыли. В 1920 году она поступила в ведение Ярославского музея . В 1930-е годы храм пришлось защищать — атеистическая общественность требовала убрать храм с главной городской площади, а на его месте поставить памятник борцам революции, погибшим во время ярославского мятежа. Вмешался самый известный реставратор советской эпохи П.Д.Барановский, и директор Ярославского музея Н.Кузнецов просто провел день и ночевал в церкви, пока над ней нависла опасность сноса. Храм еще сохранился. На некоторое время он стал антирелигиозным музеем под руководством В. Ковалева, одного из основателей Ярославского союза воинствующих безбожников. Надо отдать ему должное — он старался сохранить древние фрески и просто включить их в антирелигиозную экспозицию, а не уничтожить, как предполагалось ранее. Часть икон осталась в храме, часть сейчас хранится в коллекции древнерусской живописи Ярославского музея-заповедника и экспонируется в келейном корпусе Спасо-Преображенского монастыря.

Знаменитый маятник Фуко был подвешен под куполом. Потом здесь появились новые экспонаты, которые есть здесь и сейчас: два резных молитвенных места, большие площадки под навесами. Они поступили сюда из церкви Николая Мокрого, а по преданию были сделаны в 1650 году для патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Первоначально здесь находился третий образец резьбы по дереву XVII века – это узорчатая алтарная сень, которая была сохранена в XIX веке реставраторами под руководством И. Вахромеева.

После войны храм был уже закрыт для посещения, использовался для хранения музейных фондов и постепенно восстанавливался. С 1989 года по согласованию с музеем здесь периодически проходят богослужения.

Росписи храма

Прекрасно сохранившиеся росписи храма и его приделов являются одной из главных достопримечательностей Ярославля. Они были написаны в два сезона, 1680-1681 гг. Артели Гурия Никитина и Силы Савина , известных иконописцев, расписавших также Ипатьевский монастырь в Костроме, Троицкую церковь Данилова монастыря в Переславле и многое другое.

Особенностью этой картины является ее приближенность к российским реалиям. Библейские сюжеты перенесены здесь в привычный русский пейзаж, а художники с удовольствием изображают обыденную повседневную жизнь, которая их окружает. Самая известная и хрестоматийная фреска отсюда — «Урожай», которая является частью истории самарянки и исцеления ее сына пророком Елисеем. Остальные фрески также интересны не столько своим религиозным смыслом, сколько обилием бытовых деталей, на которые можно смотреть часами. Церковь выполнялась для купцов и отражала их вкусы.

Всего в росписи храма 970 сюжетов на самые разные темы, из них 417 выполнено командой Гурия Никитина. В основном это не просто изображения святых, а именно истории, рассказанные в живописи: притчи, рассказы о чудесах и т. д. Художники обращались к мировому опыту. Считается, что некоторые композиционные решения и сюжеты были заимствованы из знаменитой «Библии Пискатора» — это Библия, изданная в 1643 году, иллюстрированная голландскими гравюрами, которая затем широко использовалась русскими иконописцами XVII-XVIII веков.

В том же стиле, но другой артелью расписаны галереи и Часовня Риз.

Огромный резной иконостас в стиле барокко создан ярославским мастером Иваном Якимовым уже в 18 веке. Некоторые из древнейших икон из него дошли до наших дней — их написали иконописцы Стефан Дьяконов и Федор Зубов . Храмовая икона Святого Ильи хранится здесь с XVII века. Резной иконостас Покровского придела выполнен при реставрации 19 в.века не в стиле барокко, а в псевдорусском стиле. Царские врата и иконы нижнего ряда написаны в XVIII в., остальные — позже.

Рекомендуем также прочитать описание и фото собора Феодора Тирона — Беларусь: Пинск

Тема: Церковь Илии Пророка описание и фото — Россия — Золотое кольцо: Ярославль .

Автор: Келли Костин


Ярославль, Церковь Ильи Пророка: описание, история

Ярославль — один из древнейших городов России. Одной из главных его достопримечательностей считается церковь Ильи Пророка. История Ярославля и этого архитектурного сооружения тесно переплетены. Сейчас мы окунемся в глубину веков и узнаем, что же таится в городе и церкви Ильи Пророка в Ярославле. Описание их общего исторического пути будет ниже.

Основание Ярославля

По легенде Ярославль был основан в XI веке, в Ильин день. По названию понятно, что он был назван в честь великого князя Киевского Ярослава Владимировича Мудрого. Правда, когда город был заложен, он еще не имел столь звучного титула, а был просто удельным ростовским князем при отце.

В первую очередь, как и положено в те времена, было заложено главное укрепление города — Кремль.

Но первое летописное свидетельство о городе Ярославле относится только к 1071 году. То есть после смерти князя Ярослава.

Строительство церкви Ильи Пророка

Как было сказано выше, легенда гласит, что город Ярославль был основан в день Ильи Пророка. Это был великий праздник в России и во всем православном мире в честь известного древнееврейского пророка и угодника Божия. Но особенно его чтили в нашей стране. Возможно, не зря Ярослав выбрал этот день для закладки своего города.

Хотя по легенде будущий великий князь заложил город в честь победы над медведем. И эта чудесная победа как раз совпала с днем ​​Илии-пророка. В общем, чему верить — каждый решает сам, но истина для нас пока недоступна и сокрыта под сенью веков.

Затем, как и предполагалось, была заложена церковь в честь хранителя города. Так в Ярославле появилась церковь Ильи Пророка. Он был построен, как и весь город, из дерева.

Больше мы ничего не знаем о том, как Церковь Ильи Пророка попала в Ярославль. Сведения в скудном виде содержатся лишь в «Сказании о строительстве города Ярославля», которое современные историки считают недостоверным. Нам также ничего не известно об интерьере церкви этого периода.

Центр единицы княжества

Тем временем город рос и развивался, строился и торговал. Перед монгольским нашествием в нем появились первые каменные здания и сооружения. Князь Ростово-Суздальский Константин фактически сделал Ярославль своей столицей, хотя формально это был Ростов. А уже при его втором сыне Всеволоде город стал центром удельного княжества. Так оно и оставалось до 1471 года, когда оно было окончательно присоединено к растущему Московскому княжеству.

Так рос и развивался Ярославль. Церковь Ильи Пророка этого периода, опять же, практически не освещена источниками.

Город в Русском царстве

Тем временем Московское княжество крепло, и при Иване Грозном оно стало называться Русским царством. Ярославль, управляемый царскими наместниками, был включен в состав этого государства. Завершился период феодальной раздробленности, что способствовало развитию торговли, ремесел и оживлению городской жизни в целом.

И вот наконец настало время, когда Церковь Ильи Пророка в Ярославле зажила новой жизнью.

Строительство новой церкви

Ярославль зажил новой жизнью. Требовала обновления и церковь Ильи Пророка. Поэтому в 1647 году при царе Алексее Михайловиче началось строительство нового, каменного здания. Он был заложен на месте, где раньше стояли старая церковь Ильи Пророка в Ярославле и церковь Покрова Богородицы. Строительство было завершено к 1650 г.

Материальное финансирование строительства осуществляли известные меценаты и купцы братья Иоанники и Вонифатий Скрипины. Это благотворительное дело, конечно, они будут считаться в лучшем мире.

Так была восстановлена ​​церковь Ильи Пророка. История Ярославля представлена ​​как областной центр того времени, а церковь — как сердце города.

Пожар в Ярославле

В 1658 году Ярославль постигла великая скорбь. Сгорело большое количество зданий, многие семьи лишились жилья или близких. Огонь бушевал неумолимо, казалось, ничто его не остановит, пока он не «съест» весь город.

Так сгорел город Ярославль. Церковь Ильи Пророка чудом осталась почти нетронутой. Внешняя часть сгорела, а внутреннее убранство осталось практически в первозданном виде. И огонь потом отступил.

Роспись церкви

Тем временем город Ярославль отстраивался. Церковь Ильи Пророка возвысилась, символизируя чудо, остановившее пламя. И тогда жители города задумались о том, чтобы заново расписать храм.

Для этого дела в 1680 году были приглашены известные костромские художники Сила Савин и Гурий Никитин. Их золотые руки, ведомые божественным вдохновением, придавали храму неописуемо изысканный вид. Радовалась Церковь Ильи Пророка в Ярославле. Фрески, написанные блестящей рукой, привлекали всех новых прихожан к участию в обрядовых таинствах и молитвах.

Ярославль в составе Российской империи

При Петре I Россия стала империей. Оно стало одним из самых сильных и развитых государств своего времени. Еще больше мощь нашего отечества возросла при Екатерине II.

Это не могло положительно не сказаться на развитии Ярославля. Хотя в то время он оставался небольшим провинциальным центром.

В 1778 году, когда был утвержден генеральный план города Ярославля, его естественным центром должна была стать церковь Ильи Пророка. В 1898-1904 годах была проведена генеральная реконструкция церкви.

Наверное, этот период самый славный в истории храма, когда его окружала одухотворенность и покой. Но Отец Небесный часто призывает своих чад в испытания, и за лентой благополучия следует горькая полоса бед и гонений.

Советский период

Советское время ознаменовалось массовыми гонениями на священнослужителей, разрушением храмов, пропагандой атеизма. церковь была передана музею. К счастью, его постигла самая горькая участь — снос. Службы в нем были прекращены, но красоту храма не могли затмить никакие другие достопримечательности Ярославля. Церковь Ильи Пророка перестала быть местом служения Богу, но самое главное, она сохранилась как архитектурно-исторический объект, а не была разрушена, как многие храмы того времени истории.

Город того времени жил своей жизнью, возможно, даже счастливой, но далекой от духовности. Он стал крупным районным центром, в котором проводилась электрификация, развивались промышленность, культурные кружки и места отдыха. Люди суетились, торопились на работу, слышался гул транспорта, детский смех, пересуды старух. В целом город жил, но в то же время в нем не было особого духовного стержня.

Возобновление обслуживания

С крушением коммунистической идеологии в 1989 года службы в храме снова стали совершаться. Этот факт ознаменовал собой духовное и культурное возрождение Ярославля. С этого времени религиозная жизнь города засияла в новом свете, как и в былые времена. Правда, в настоящее время службы совершаются только летом. Кроме того, храм продолжает оставаться музеем и радовать глаз любителей искусства.

Современная церковь Ильи Пророка – место богослужений, музей, шедевр архитектуры.

Современное убранство церкви

Как было сказано выше, сейчас мы мало знаем о том, как в старину убирали церковь. Но каждый может поехать в Ярославль и увидеть своими глазами всю красоту церкви Ильи Пророка уже сейчас.

В настоящее время церковь представляет собой четырехстолпный храм. Он расписан множеством удивительных фресок, многие из которых представляют собой композиции на бытовую тему. Но отдельно среди них необходимо выделить фреску «Отечество» и композицию «Распятие», которые особенно радуют глаз и переполняют чувства посетителей на протяжении многих лет.

Как пройти к храму?

Если мы уже завели речь о непосредственном посещении храма желающими, то давайте уточним, как добраться до храма Ильи Пророка в Ярославле. Адрес довольно простой — Советская площадь, 7. По иронии судьбы храм находится на площади имени своих бывших гонителей. И вообще, вам даже не нужно знать точный адрес — достаточно отправиться в самый центр города. Все дороги ведут в храм!

Итоги

Как видим, и город Ярославль, и церковь Ильи Пророка имели достаточно сложные, часто тесно переплетенные судьбы. Они знали времена взлетов и падений, величие веры и религиозных запретов, пожаров и реставраций. Но главное, что, несмотря на все перипетии и трудности, в Ярославле и в храме, к которому направляется череда паломников, туристов, ученых и просто любителей прекрасного, осталась искра божья.